Консультация на тему: Формирование адекватной самооценки. Адекватная самооценка личности. Ваша самооценка.

Самооценкой принято называть собственное мнение человека о себе самом. Иными словами, сформирована тем набором мыслей, которые касаются наших способностей, а также недостатков.

При нормальной и вполне адекватной самооценке человек наполнен здоровой уверенностью в себе. Он отчетливо и совершенно справедливо полагает, что имеет право на то, чтобы окружающие относились к нему уважительно.

Низкая самооценка

При низкой самооценке имеющиеся у человека мнения ему самому кажутся очень незначительными. Низкая самооценка порождает убежденность, что мысли и идеи, которые зреют в голове человека, совсем не заслуживают внимания со стороны других. При низкой самооценке человек вынужден пребывать в постоянном беспокойстве о том, что он недостаточно хорош.

Как правило, проблемы, связанные с низкой самооценкой, наиболее активное обсуждение проходят, когда затрагивается тематика детского воспитания. Но и для огромного количества взрослых людей проблемы, порожденные очень низкой самооценкой, будут весьма актуальными. В особенности это может относиться именно к женщинам. Среди них гораздо более часто констатируются случаи низкой самооценки.

Психологи уверяют, что иметь низкую самооценку очень вредно . Из-за нее жизнь человека будет в духовном плане не полноценной. И это обстоятельство неизбежно будет собой порождать различные неудачи в иных сферах, например, интимной или материальной. Когда к психологу какой-нибудь человек обращается за консультацией, первое, что делает этот специалист, так это выясняет степень адекватности самооценки человека.

Влияние

На нашу самооценку в действительности оказывают влияние очень многие факторы. Не будет секретом, наверное, такое известие, что основы самооценки человека закладываются еще в раннем детстве. Факторы, способные влиять на то, какой будет , могут быть основаны на наших мыслях и схемах восприятия, опыте того, как мы общались в компании сверстников, в школе или во дворе. Самооценка часто формируется под влиянием наблюдения за реакцией других людей.

Конечно, если человек страдает какими-то физическими недостатками, болезнью, травмой или инвалидностью, это на уровне самооценки обязательно скажется. Помимо прочего, самооценка может зависеть от занимаемого человеком статуса в обществе, свойственных ему ролей, а также от религии и культуры. В особенности важными в плане формирования самооценки выступают отношения с наиболее близкими людьми: родителями, людьми старшего поколения из числа бабушек и дедушек, вашими сестрами и братьями, друзьями, сверстниками, учителями. Такие контакты на протяжении всей нашей жизни способны оказывать глубочайшее влияние на нас самих.

Как ни странно, но огромная доля тех убеждений, которые у вас имеются на сегодняшний день, на ряду со стереотипами являются отражением того опыта, который вам довелось получить от взаимоотношений с другими людьми. Если отношения с близкими людьми у вас были преимущественно доброжелательными, крепкими, и в их основе лежало взаимопонимание и глубокое доверие, то это будет хорошей предпосылкой к тому, чтобы ваша самооценка оказалась в полной мере здоровой и адекватной. Если же в течении долгого времени от близких людей вам доводилось получать лишь критические замечания, оскорбления и унижение, то скорее всего ваша самооценка от этого очень пострадала и стала заниженной.

Наши мысли

Конечно, на чувство собственного достоинства в большей мере будут оказывать воздействие наши мысли. И мысли человека являются тем немногим потенциалом, который полностью находится в его власти. Мы в силах поменять собственные мысли. И эту возможность следует научиться использовать себе во благо. Обретя навык новой формулировки собственных убеждений и привыкнув делать акцент на своих положительных качествах, вы сформируете у себя достаточно высокую самооценку. Диапазоны самооценки могут быть достаточно широкими. Но наша самооценка на протяжении жизни постоянно меняется в разные стороны.

Завышенная самооценка

Во многом на эти колебания влияют жизненные обстоятельства. Иногда чувствовать себя, что называется, «на подъеме», а в след за этим ощущать некоторый спад, совершенно естественно и нормально. Говоря о человеческой самооценке, очень важно уметь распознавать крайности. Завышенная самооценка характеризуется тем, что человек себя склонен оценивать гораздо выше окружающих. При этом он может быть убежден в своей исключительности, недюжинном таланте и уме. Человек может полагать при завышенной самооценке, что он добрее и умнее других. Но такие «симптомы» должны представлять повод забеспокоиться.

Следствием завышенной самооценки нередко выступает высокомерие. Человек в итоге не способен противостоять собственным слабостям. Он может свято верить в то, что к себе особых привилегий простым фактом своего существования. Другой крайностью выступает заниженная самооценка. При ней человеку постоянно кажется, будто он всегда говорит невпопад. Также низкая самооценка порождает чувство, будто другие люди гораздо успешней, умнее, богаче и вообще лучше по большинству показателей.

Чрезмерно низкая самооценка порождает в человеке страх в слух высказывать имеющиеся у него идеи и мысли. Они кажутся ему самому не достойными даже капли внимания и просто глупыми. При низкой самооценке личность сконцентрирована на собственных ошибках, на реальных и мнимых недостатках.

Адекватная самооценка

И даже обоснованная похвала на ряду с искренними комплиментами будут человеком с низкой самооценкой расценены в качестве издевательства, а не как справедливое признание положительных качеств. В том случае, если из всего перечисленного вы мысленно применили что-то и к себе, то возможно ваша самооценка тоже не достаточно высока. Это обстоятельство неизбежно станет удерживать вас от успеха в разных областях жизни. Адекватная самооценка само собой предполагает отсутствие всяких крайностей. «Адекватный» с латыни переводится как «приравненный» или «уравненный». Такой вид самооценки словно стоит между двумя описанными выше крайностями.

Для адекватной самооценки будет характерным точное и сбалансированное представление человека о себе. При этом личность хорошо знает все из своих достоинств. Но с другой стороны она может правильно оценивать и имеющиеся недостатки. Человек ясно при адекватной самооценке осознает, когда поступает хорошо, а когда его действия носят негативный окрас. Человеку также прекрасно известно, за какие из собственных действий он в праве рассчитывать на уважение, а когда это просто не уместно.

Безусловно, адекватная самооценка обладает целым набором преимуществ. Когда люди оценивают себя в полной мере адекватно, это дает им чувство внутренней стабильности. Человек ощущает свою уверенность и на основе этого, у него появляются возможности для построения позитивных и дружественных отношений с другими.

Благодаря адекватной самооценке человек может выгодно подчеркнуть и проявить в полную силу свои достоинства. Также наличие адекватной самооценки позволяет найти способ компенсировать имеющиеся недостатки. Адекватная самооценка непременно будет способствовать тому, чтобы человек был успешен на работе, в личной жизни и в обществе в целом.

При таких условиях личность полностью открыта для обратной связи и глубокого уровня восприятия, что в итоге помогает обретать положительный опыт и умения. Имеющие адекватную самооценку люди в выражении своих мнений и потребностей очень последовательны. Им свойственна уверенность в том, что они умеют принимать верные решения. На базе адекватной самооценки человек обретает способность формировать с окружающими честные и безопасные для себя .

Крайности в самооценке часто провоцируют разные физические недуги. В то же время, люди с адекватной самооценкой, по мнению специалистов, болеют реже. Адекватная самооценка не порождает несбыточных надежд. Напротив, у человека при таком условии будут ожидания только реалистичные. В результате личность не будет очень критично относиться к себе и другим людям. Людям с нормальной самооценкой в меньшей степени свойственны такие чувства, как безысходность, огромная вина, стыд или собственная бесполезность.

Самооценка тесно взаимосвязана с любыми аспектами нашей жизни. Вы сделаете очень важный шаг в деле решения своих жизненных проблем, если постараетесь сформировать здоровый и реалистичный взгляд на свою самооценку.

Юмор в тему

919

Самооценка представляет собой оценку той ценности, которую с точки зрения индивидуума он представляет как личность. Ей приписывают выполнение трёх функций: защита, регуляция и развитие.

Виды самооценки

Самооценкой именуется оценка личностью своих действий, суждений и мыслеформ. Известно разделение на виды самооценки. Так она бывает адекватной, заниженной и завышенной. От того к какому виду можно отнести самооценку той или иной личности напрямую зависит её поведение в человеческом сообществе.

Существует распространённое заблуждение, которое заключается в том, что якобы продуктивна. Однако, это не совсем так. Любое отклонение от адекватного восприятия себя, своих способностей и своего положения влечёт за собой многочисленные проблемы в психологическом состоянии, взаимоотношению с людьми и личностного развития.

Низкая самооценка влечёт за собой нерешительность и скованность в своих поступках. Она делает человека неуверенным, робким и склонным к влиянию со стороны других людей. Часто подобные люди бояться высказать свою точку зрения и испытывают чувство вины. Они нередко становятся завистливыми и мстительными, выискивая любые возможности для самоутверждения. Низкая самооценка часто формируется ещё в раннем возрасте. Однако, бывают случаи, когда она происходит и у взрослых людей.

Завышенная самооценка вводит человека в состояние иллюзии относительно своих реальных возможностей и своего потенциала. Слишком высокая оценка собственных качеств часто входит в диссонанс относительно реальных достижений человека и, соответственно, мнению окружающего сообщества. Это может привести к конфликтам, т.к. индивидуум, склонный к завышенной самооценке, будет считать, что его недооценивают. Они уверены, что превосходят других людей и постоянно стремятся это доказать. Подобный подход часто приводит к тому, что окружающие люди начинают избегать их общества.

Самооценка и уверенность в себе

Есть два основных фактора, которые влияют на возможность человека стать успешным, это адекватная самооценка и уверенность в себе. Они непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Если у личности есть проблемы в адекватной оценке собственных возможностей, он не сможет приобрести конструктивную уверенность в своих силах. Такому человеку необходимо провести анализ своих действий и выработать умение оценивать свои качества адекватно, не преувеличивая и не преуменьшая их значимость. Процесс такой метаморфозы может занять долгие годы.

Можно выделить несколько черт, характерных для людей уверенных в себе:

  • Выражение своих потребностей от своего имени, не прикрываясь некоторой формацией («мне нужно» или «Я хочу», вместо «для таких как я»);
  • Положительная оценка своих возможностей и достижение целей, которые достижимы, но не просты;
  • Признание собственных достижений и собственных неудач;
  • Умение выражать свои мысли и воспринимать конструктивную критику.
  • Восприятие достижение поставленных задач как фактор успешность, и, в то же время, в случае невозможности выполнения поставленных целей адекватная оценка результата и поиск более реальных задач;
  • Выполнение задач по мере поступления, не форсируя и не откладывая на потом.

При наличии адекватной самооценки, человек становится уверенной в себе личностью. Для её формирование нужно прилагать немало усилий на практике и совершения определённого воздействия, оценивая совершенные действия в последующем.

Диагностика самооценки

Для определения уровня адекватности в оценке своей личности, потенциала и достижения необходимо обратиться к такому фактору, как диагностика самооценки.

Существует огромное множество разнообразных техник, позволяющих это осуществить:

  • Методика Дембо-Рубинштейн. Она даёт возможность оценить три главных параметра, определяющих самооценку: высоту, реалистичность и устойчивость. Главным в этой методике является обращать внимание на те комментарии, которые даёт человек по поводу его нахождения на том или ином уровне в этих шкалах. Для оценки индивидуума, разговор с ним является ключевым.
  • Методика Будасси. Основана на корреляции качеств идеального «Я» и реального. Данный метод полагается на самооценивании личности. Человек сам находит точки соприкосновения реальных своих характеристик с идеальными. Или же в сравнении себя с другими людьми.
  • Тест Кеттелла. На данный момент представляет собой очень популярный метод оценивания личности и её ключевых черт. Данный опросник служит для определения 16 личностных факторов. Одним из них является самооценка. Оптимальными являются средние числа в результате, которые показывают адекватную самооценку.
  • Метод В. Шур. Так же его можно именовать «лесенкой». Проводится как групповой, так и индивидуальный вариант. Чаще всего применяется на детях. Заключается в том, что перед человеком, или группой людей, изображают лестницу из семи ступенек. На первой находятся «хорошие» люди, а на седьмой «плохие». И личность должна сама определить своё местоположение.
  • Тест Тимоти Лири. Заключается в списке из 128 суждений, разделённых на 8 типов взаимоотношений по 16 пунктов в каждом. Они упорядочены в зависимости от степени интенсивности по возрастающей. Особенностью данного метода заключается то, что суждения сгруппированы не подряд, а по 4 типа и повторяются через равные промежутки.

Так же существует и множество других техник. Перечислить все не представляется возможным в формате одной статьи.

Развитие самооценки

Развитие самооценки происходит постоянно, на протяжении всей жизни. Однако самым важным этапом является раннее детство. Посему, очень значительным влиянием пользуются родители, а так же воспитатели и учителя в детских садах и начальных школах. Именно на данном этапе закладывается фундамент представлений о мире и своём положении в нём.

Ребёнок в первую очередь подражает тем взрослым людям, которые его окружают. А так же ищет их одобрения. Таким образом, не имея опыта противостояния авторитетному мнению, самооценка, которая задаётся ребёнку родителями, принимается им беспрекословно.

В дошкольном возрасте формируется стереотип поведения человека. Он закладывается родителями вместе с социализацией личности. Ребёнка учат быть учтивым, общительным, скромным. Часто так же передаются шаблоны общественного поведения, которые могут со временем стать преградой для достижения личных целей.

При появлении в окружении других детей, ребёнок начинает больше сравнивать себя со своими сверстниками, а не с родителями. Хотя ключевую роль, всё ещё играют взрослые. В частности учителя. Здесь выходит на передний план успеваемость и адекватность нормам поведения в школьной среде. В этом возрасте прививаются основные ярлыки поведения.

Часто это происходит не совсем адекватно реальной картине, а то и совсем неадекватно. непоседливого назовут хулиганом. Если он не справляется с учебным планом – то его назовут ленивым. Подобные суждения так же принимаются на веру, будучи авторитетными.

Подходя к взрослой жизни, подросток всё меньше считается с мнением старших, принимая за авторитет теперь оценку его ровесников, поскольку в этом возрасте человек стремиться занять свою определённую нишу в социальной иерархии. Первоначально у человека развивается критическое отношение к другим людям и лишь потом к себе и своим действиям. Это часто приводит к тому, что ребёнок может поступать неоправданно жестоко по отношению к окружающим людям. Важным критерием для личности является принадлежность к той или иной социальной группе. Если индивидуум не чувствует себя принятым в ту или иную компанию, он будет искать другую, где он займет своё подобающее место. Часто именно этот фактор играет роль в том, что ребёнок вливается в «дурную» компанию.

После окончания школы, пройдя переходный возраст, человек вступает во взрослую жизнь, уже обладая тем набором установок, которые в нём укоренились с раннего детства. Они могут быть как «со знаком плюс», так и «со знаком минус». Позитивная установка способствует устойчивости в своей самооценке и стойкости в восприятии своих неудач, которые будут более походить на перегруппировку.

Адекватная самооценка

В человеческом сообществе существует множество действительно талантливых и одарённых людей, которые не смогли достигнуть желанных высот только вследствие своей низкой самооценки. Адекватная самооценка является тем фундаментом, на котором можно построить крепкую динамику успеха. Оценить её можно либо на практике в деле достижения поставленных целей или же при помощи выводов специалистов в данной сфере.

Адекватная самооценка выражается в реалистичном взгляде на себя и собственные достижения. Она позволяет человеку критически оценивать свои возможности, ставить цели, которые возможно реализовать, и достигать их. Существует множество факторов, влияющих на её развитие. Среди них как структура собственного восприятия себя и окружающей действительности, так и влияние суждения окружающих людей.

Адекватная оценка своей личности привносит человеку состояние гармонии и уверенности в себе и своих силах. Она помогает не только компенсировать свои негативные качества, но и дать достойную реализацию своим талантам.

Высокая самооценка

Бытует мнение, часто ошибочное, что высокая самооценка способствует успешной реализации в человеческом сообществе. С точки зрения психологов, данное утверждение очень далеко от истины. На самом деле завышенная самооценка столь же опасна, сколь и заниженная, поскольку формирует неадекватное представление о себе и окружающих людях. Она способствует тому, что человек воспринимает конструктивную критику «в штыки».

Такие люди часто находят в любых случаях попытку уязвить их . Они агрессивно реагируют на любую попытку их поправить или указать на недостаток. В противоположность людям с завышенным самомнением, люди с адекватной самооценкой способны воспринимать критику окружающих людей и осознают свои недостатки и дефекты. Они не ощущают угрозы со стороны мнения окружающих людей, а посему не находятся в постоянном напряжении ожидая от других людей «агрессии» в свою сторону.

Существует два признака завышенной самооценки:

  • Слишком высокое суждение о себе, своей личности и своих способностях
  • Высокий уровень нарциссизма

Хотя сама по себе умеренно высокая самооценка не так уж и плоха, но она имеет одно опасное свойство. Если подобная оценка не будет подкреплена реальными достижениями, человек может приобрести противоположную, заниженную самооценку.

Поднятие самооценки

Более 80-ти процентов людей обладают заниженной самооценкой. Они не способны адекватно оценивать свои способности и качества, находясь в плену постоянной самокритики.

Может решить проблему собственной реализации и достижения как успехов в общении в своей среде, так и достижению определённых карьерных высот.

Итак, что же необходимо сделать, чтобы повысить свою самооценку?

Прежде всего, нужно перестать сравнивать себя по отношению к другим. Всегда, во всех случаях можно найти человек более или менее успешного, чем вы. Нужно просто отдавать себе отчет, что ваши личные качества уникальны. Необходимо найти свои собственные достоинства и положительные черты.

Если вам высказали комплимент, примите его с благодарностью. Не отказывайтесь от него. Ну и наконец, смените своё окружение. Поскольку люди конструктивные и мыслящие позитивно будут способны адекватно воспринимать ваши качества и будут способствовать повышению вашей самооценки. Таких людей должно быть больше в сфере вашего общения, чем других.

Раздел: /

Своеобразным личным «барометром» человека является его самооценка . Ставя отметку тем или иным своим поступкам, индивид в конечном итоге формирует комплексное представление о собственной персоне. От того, насколько адекватно личность оценивает свои потенции, зависит успешность реализации ее жизненных проектов.

Виды самооценки

Без анализирования своего «Я», его достоинств и недостатков, немыслима жизнь полноценного индивида. Истоки этой глубинной внутренней работы следует искать в детстве. Именно тогда у человека складывается представление об уровне собственного «рейтинга» в обществе.

Специалистами выделяются следующие виды самооценки:

1. Низкая самооценка

Людям с такой самооценкой нелегко добиться чего-либо значительного в жизни. Они привыкли во всех неурядицах винить только себя, зачастую не принимая во внимание объективных причин.

Как следствие, такой человек оказывается незащищенным перед проблемами, которые встают у него на пути. Замечания начальства, разлад с другом, , недоразумения в семейной жизни - все это способно выбить индивида с низкой самооценкой из колеи и даже погрузить его в пучину депрессии.

2. Адекватная самооценка

Если человек ставит перед собой цели, выполнить которые вполне в его власти, это говорит об объективности его самооценки. Он трезвым взглядом смотрит на свой потенциал и не впадает в крайности: не строит «воздушных замков», но и не опускает себя до «уровня плинтуса».

Индивид, правильно оценивающий собственные возможности, имеет все шансы достичь успеха в жизни. Он никогда не позволит неудачам сбить себя с намеченного пути. Адекватная самооценка практически всегда говорит о психологической зрелости личности.

3. Высокая самооценка

Люди-«наполеоны» смотрят на себя как на избранников судьбы. Им характерно чрезмерное упование на свои силы, не соразмерное с реальным положением вещей. Окружающим непросто иметь дело с такими гордецами, поскольку они склонны принижать чужие достоинства и демонстративно превозносить до небес свои собственные.

Бытует мнение, что переоценка личных возможностей может действовать как катализатор в деле . Но в действительности излишняя самоуверенность приводит в большинстве случаев к непониманию и изоляции.

Психологи различают еще такие виды самооценки:

  • «плавающая» или стабильная: зависит от душевного настроя человека в тот или иной момент его жизни;
  • частная, общая или ситуативная: определяется сферой оценивания или ситуацией.

Самооценка и уверенность в себе

Человек все время находится в процессе анализа самого себя. С самого раннего возраста он склонен сравнивать свой интеллектуальный или физический потенциал с такими же параметрами окружающих. Результаты этой напряженной внутренней работы и определяют степень веры человека в себя.

Излишняя застенчивость снижает качество жизни, препятствует социализации человека, его продвижению по карьерной лестнице. Твердая убежденность в своей моральной и физической силе является надежной порукой достижения успеха.

Адекватная самооценка и уверенность в себе отличают успешных людей. Проверить, относитесь ли вы к их числу, позволят следующие критерии:

1. Пули критики вас не задевают

Вы отдаете себе отчет в том, что несмотря ни на что ваше судно пришвартуется к намеченной гавани. Конструктивные замечания будут приняты вами к сведению, злопыхание завистников проигнорировано.

2. Вы легко переносите душевные коллизии

Неприятные сюрпризы судьбы воспринимаются вами с достоинством. Вы умеете философски переживать их и извлекать из случившего правильные выводы.

3. Оптимизм - ваша неотъемлемая черта

Вы умеете находить перспективы там, где другие люди видят тупик и впадают в беспросветное отчаяние. Потенциальные трудности не могут смутить вас, они лишь укрепляют в вас стремление их преодолеть. Несгибаемая целеустремленность позволяет вам достигать всего, что вы запланировали.

Развитие самооценки

В определенный момент жизни человека на его отношение к себе влияют разные факторы. Так, в детстве он испытывает сильное воздействие со стороны родителей. Ребенок подражает взрослым, подсознательно стремясь завоевать их одобрение. Заданный уровень самооценки, полученный под влиянием отца и матери, прочно усваивается маленьким человеком.

На этапе переходного периода главным ориентиром становится мнение сверстников. Способность к адекватной самооценке в это время невысока. Из-за юношеского максимализма собственная значимость в глазах человека может быть неоправданно завышенной.

При вступлении во взрослую жизнь развитие самооценки начинает входить в более спокойную колею. Индивид уже имеет опыт межличностных отношений и может составить свой собственный психологический портрет. Будет ли он со знаком «плюс» или «минус», зависит от результата внутреннего самоанализа личности.

Поднятие самооценки

Что же предпринять для того, чтобы выглядеть в своих глазах достойно? Используйте для этого следующие рекомендации.

1. Удивите себя сами

Мы часто тратим немалые усилия на то, чтобы произвести на кого-нибудь выгодное впечатление. А что, если попытаться заработать уважение у самого себя? Достичь этого можно постоянной работой над своими недостатками и саморазвитием.

2. Намечайте цели и реализуйте их

Поднятие самооценки не всегда требует постановки недосягаемых планок и титанических усилий для их преодоления. Можете начать с небольших личных проектов. Маленькие победы могут стать прологом к большому успеху.

3. Найдите себе хобби

На досуге поразмышляйте о том, в чем вы бы смогли стать настоящим профи. Это может быть интеллектуальное творчество или спортивная стезя - на ваше усмотрение. Главное, чтобы нашлось дело, которое было бы вам по душе.

4. Взаимодействуйте с другими

Старайтесь быть полезным окружающим вам людям. Можете записаться волонтером в какую-нибудь местную организацию или начать передавать свой багаж знаний тем, кто в этом нуждается. Осознавая свою значимость, вы скоро почувствуете, как к вам возвращается уверенность в собственных силах.

Заключение

Поднятие самооценки до адекватного уровня - серьезный труд. Но ничего в жизни не дается легко. Хотите заслужить уважение в глазах других людей и в своих собственных? Тогда развивайте в себе достоинства, работайте над «минусами» - и успех вам обеспечен.

Вконтакте

Что такое адекватные самооценки человека? Адекватные самооценки человека по типу личности – наша тема сегодня. Про мы уже рассказывали, читайте по ссылке. Как мы уже поняли, адекватным самооценкам принадлежит полностью объективное восприятие себя и мира, который окружает человека.

Для людей с адекватной ничего не стоит делать то, что они умеют, так как они прекрасно ориентируются в том, что они умеют.

Если же у человека самооценка адекватная, то он хорошо видит и свои недостатки. Кроме этого, он умеет соизмерять значимость достоинств и негативное влияние отрицательных качеств, что делает его успешно взаимодействующим с окружающим миром.

Адекватные самооценки бывают трех видов:

  • низкая,
  • средняя,
  • высокая.

Вообще, когда есть отклонения от среднего значения, то речь идет об определенной тенденции.

Иногда она может быть заморожена, но в некоторых случаях человек может просто медленно идти из состояния адекватной самооценки в состояние неадекватной. И у него это порой получается.

Если у человека средняя адекватная самооценка, то это означает, что он полностью объективно оценивает себя и окружающий мир. Это идеал самооценки, который есть далеко не у каждого. Если изобразить эти три типа на кругу для игры в дартс, то средняя адекватная самооценка – это та десятка, в которую нужно попасть дротиком. Необходимо приложить много времени и усилий для того, чтобы сделать это. Но результат того стоит.

Если же у человека адекватная низкая самооценка, то идет тенденция к неадекватности. Но при этом все еще в пределах нормы самооценка. Такой человек склонен немного занижать значимость своих положительных качеств и преувеличивать отрицательные качества.

Если говорить о черте характера, то в подавляющем большинстве случаев низкая адекватная самооценка называется смирением.

Если же самооценка высокая адекватная, то в таком случае речь идет о требовательности. Вообще, самооценка – это явление непостоянное, поэтому она может меняться в течение жизни.

Но если для того, чтобы заменить заниженную самооценку или завышенную должен быть очень мощный стимул, то внутри адекватной самооценки могут происходить ситуативные колебания.

Например, в общении с начальником у нас адекватная низкая самооценка, так как нам нужно преклоняться перед начальником. Вернее, слово неправильное подобранное. Лучше говорить не «преклоняться», а слушаться его, учитывать его авторитет.

Если бы у нас были высокие адекватные самооценки, то это была бы конкуренция. Даже если у вас нет никаких задних мыслей, все равно вы могли бы восприниматься начальником как такой, который метит на его место. И былую репутацию уже не вернуть.

Если же мы сами начальник, то наша самооценка обычно в момент общения с подчиненными адекватно высокая, если она действительно адекватная. Если же нет – то возможны и другие варианты. В общем, все достаточно просто.

Давайте лучше разберемся, какие из типов, которые описывались в этой статье выше, могут быть пригодны для адекватной самооценки?

Вообще, адекватную самооценку имеет только один тип. Это деятельный. Он действительно старается мыслить рационально. Для этого человека понятно, что он есть то, что он делает. Если он творит хорошие вещи, то представитель деятельного типа считает, что он молодец.

Слово «деятель» образовалось от того, чем человек занимается в подавляющем большинстве случаев. Деятельность – это порой хорошо, но лучше всего быть позитивным деятелем, который действительно может многое в этой жизни сделать.

Деятельность формирует личность, и в от того, что человек думает делать, деятельность может обретать разные формы. Это позитивная и негативная. Всего выделяют четыре типа людей по тому, насколько они деятельны и какой характер их деятельности.

Только один из них действительно продуктивный и может ручаться за других людей. Также можно деятелем называть человека, который берет ответственность как за себя, так и за других.

Если же пьет в подворотне, не умеет , то как он может себя считать хорошим? Это же очевидно. Если бы каждый человек был таким ответственным и волевым, то действительно, жилось бы намного лучше.

Да, общество и сейчас открыло множество чего интересного.

Но только представьте, сколько бы всего еще человек смог открыть, если бы люди не ленились и не были пофигистами.

Правильно же? Конечно, правильно.

Мешает людям действовать. В Библии говорилось, что за то, что человек не будет делать хорошего, он также будет отвечать на Страшном Суде.

Тем не менее, даже если вы не религиозный человек, законов еще никто не отменял. Поэтому вам нужно действовать, так как бездействие также является выбором человека. И, увы, но последствия могут быть достаточно существенными от такого.

ДОКЛАД

Формирование адекватной самооценки младшего школьника

Формирование адекватной самооценки - важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего - ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, существенным расширением круга общения. В этом возрасте, по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной деятельности (прежде всего учебной), самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих. В самооценке «отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств».

Самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками.

Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.
Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки людей. Особенно важно - помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке. Объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.

Разница между уверенным в себе человеком и неуверенным особенно заметна в тот момент, когда нужно сделать решительный шаг. Первый концентрирует перед собой поставленную задачу, думает о том, что он должен сделать. Второй умудряется припомнить все свои провалы, несчастья и проблемы вместе взятые. Следовательно, только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей.

Неуверенность в себе имеет и положительную сторону - она заставляет людей постоянно совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом. Одним словом - развиваться. Проблемы начинаются, когда сомнения разрастаются до гигантских размеров, парализуя человека, на корню уничтожая его попытки проявить инициативу сделать что-то существенное, разорвать порочный круг.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, - это требования, предъявляемые человеком к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.
При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Но самооценка может быть и неадекватной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

Для детей с завышенной самооценкой часто характерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита - это нападение. Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственные возможности. У людей с завышенной самооценкой возникают трудности общения. Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно - ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим.
Завышенная самооценка, как правило, - это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу).

Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников.

Самооценка младшего школьника зависит от оценки учителя и от успеха в учебной деятельности. Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Дети предпочитали считать себя ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.

У детей младшего школьного возраста проявляются различные виды самооценки. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Так младшему школьнику и подростку с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

Но, иногда потрудившись и успешно выполнив задание, ученик ставит перед собой цель более легкую - это заниженная самооценка. Когда же не добившись успеха, учащийся ставит перед собой еще более трудную задачу – это завышенная самооценка. Если при этом учащийся не зазнается, не относится снисходительно к товарищам и рано или поздно сам или с помощью добивается успеха, завышенная самооценка полезна.

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не разобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Низкая самооценка способствует и такой черте характера, как обидчивость.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» - ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении - важнейший показатель самооценки личности.

Ученики, поощряемые и подбадриваемые учителем, постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.

В самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от оценки своих действий, поступков к более обобщенной. Возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

Соотнесение собственной оценки своей учебной деятельности с оценкой, которую эта деятельность получает у других, умение учитывать точку зрения других, возникновение этого двухстороннего подхода существенная веха на пути формирования у учащихся критической самооценки достигнутых результатов учебной деятельности.

Важна не только адекватная оценка учителем самого по себе объективного результата учебной деятельности, но и учет того, что усматривает и ценит в этом результате сам учащийся.

Таким образом, в младшем школьном возрасте самооценка может быть неустойчивой, при этом у детей проявляются различные виды самооценки: адекватная, неадекватная заниженная и неадекватная заниженная. При этом самооценка формируется в учебной деятельности и в общении с учителем и сверстниками. Неадекватная самооценка младших школьников требует внимания не только со стороны педагогов и родителей, но и со стороны психолога, т.к. у таких детей могут возникнуть проблемы в учебе и в общении с другими детьми.

С детьми, имеющими заниженную самооценку, может быть организованна коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, создание ситуации успеха.