Что такое литературные жанры. Эпические жанры литературы. Крупные эпические жанры

Виды жанров в литературе: детальное описание с примерами произведений.

Жанр в литературе — свободное обобщение произведений по форме, содержанию и по родам. В этой статье мы детально разберем жанры, и приведем примеры помогающие помочь определение того или иного жанра. Стоит отметить, что произведения весьма разнообразны и иногда могут относиться сразу же к нескольким жанрам.

Что такое жанр в литературе?

В древние времена книг было крайне мало и в основном они носили религиозный характер, или это были произведения, описывающие исторические события. Со временем книги получили массовое распространение, а соответственно охватили все сферы жизни и множество интересов.

Еще Аристотель начал вводить первые формулировки относительно жанра в литературе, но с тех пор появилось множество жанров, которые регулярно обновляются и добавляются. На сегодняшний день литературных произведений в мире множество, и для того чтобы читатель мой найти интересующее его произведение, существует четкое определение жанров по трем критериям, но при этом одно и то же произведение можно отнести допустим как к комедии, так и к фентези и т.д.

Стоит отметить, что в разрез литературных жанров попадает как поэзия, так и проза. Произведение можно квалифицировать по одному из жанров вне зависимости от того, занимает ли оно страницу или несколько томов. Но при этом произведения будут относиться к разным формам литературных жанров. Также стоит помнить, что одно произведение может включать в себя несколько жанров.

Например, ярким примером рассказов является одноименный сборник Антона Чехова, при этом сборник также классифицируют произведением в юмористическом жанре. А вот над жанром произведения «Война и мир» Льва Толстого ведутся споры и сегодня. Это однозначно роман, но в нем воедино сотканы и семейно-бытовые, и любовные нити, и философия, и история и социально-психологические темы. Остановиться на одной невозможно, но критики периодически пытаются обосновать, что одно из направлений все-таки является ведущим.

Часто у молодых писателей возникает вопрос — стоит ли в начале произведения придерживаться одной линии жанрового направления? Действительно, только профессионалы могут охватить сразу несколько животрепещущих жанров и закрутить их в сюжет таким образом, что читатель будет ждать событий каждую следующую строчку. Но как сообщают знаменитые писатели, лучшие свои произведения они писали, ориентируясь на сюжет, желание указать на важную проблему и стремясь вдохновить читателя. И лишь в последнюю очередь ориентировались на жанр, так как его можно определить наверняка, когда произведение будет отправляться в печать.

Жанр в литературе: формы

Жанр литературы состоит из трех направлений, и они как три кита дополняют друг друга, но не замещают друг друга, следовательно, целесообразно выделить каждый критерий в отдельный раздел. Начнем деление жанра в литературе по форме.

Формы жанров в литературе:

  • Видения — жанр, который активно использовался в средневековье, но в настоящее время практически не используется. В этом жанре описывается как сам оракул (ясновидец), так и его видения, которые часто трактовались как предсказания. Считается, что самые распространенные вариации видений были в христианстве, но они использовались также и в мусульманстве, и в языческих культурах, а также этот жанр использовали публичные не религиозные личности, такие как Нострадамус;
  • Новеллы — жанр в литературе, который стилистически схож с рассказом и во многих культурах рассказ и новелла называются одним словом. Но в новелле идет тонкая нить повествования, которая обязательно приводит к определенной жизненной мудрости. Поэтому в русских источниках новеллы часто характеризуют как поучительные произведения, выполненные в прозе. Лучшим примером наверное, являются новеллы Ги де Мопассана, отличающиеся уникальной концовкой и развязкой сюжета весьма неожиданным способом;


Новеллы Ги де Мопассана популярны не только в книжном формате, но и на больших экранах
  • Ода — еще один литературный жанр позабытый современниками, но особо любимый во времена средневековья и ранее. Это хвалебная, восхваляющая песнь или стихи, положенные на музыку. Хвалебная лирика активно использовалась в античности, когда письменность была привилегией аристократии, а обычный люд мог помнить и чтить героев, передавая с уст в уста произведения. Поэтому придворные поэты слагали восхитительную лирику о событиях и героях, накладывали музыку и получали великолепнейшие оды, которыми зачитываются и сегодня. Один из ярких примеров — ода Ломоносова, написанная им в честь императрицы Елизаветы Петровны;
  • Опус — жанр в литературе, которым характеризуют музыкальные произведения. К опусам относятся все виды музыкальных опер и спектаклей, всевозможные пьесы и даже народные песни. Сегодня опусы пишутся реже. Но связано это, скорее всего с тем, что на опусы значительно уменьшился спрос, и редакторы издательств выбирают исключительно алмазы современного опуса, отбрасывая все остальные варианты. Один из примеров — опус Брамса;
  • Очерк — жанр в литературе, который имеет отличительную особенность в том, что его проза является наполовину документальной, и лишь слегка «припудрена» художественной речью. В очерках во главе стоит проблема, и в процессе динамично развивающихся событий эта проблема решается или доходит до своего пика неразрешимости. Так как очерки — короткие произведения их чаще всего публикуют в циклах, но тут есть особенность от новелл. Цикл очерков — это собрание очерков с единой проблемой, при этом сюжеты, главные герои и даже времена описанных событий совершенно разные;
  • Повесть — жанр в литературе, которая обозначается за рубежом как «короткий рассказ». Это проза, которая идет в хронологии и чаще всего описывает какой-то отрезок жизни или определенное событие. Повесть имеет определенное значение — повествование чего-либо. Но долгое время этот жанр рассматривали как связующее между романом и рассказом. В это время повестью называли практически каждую прозу с количеством страниц, не достигающих романа. Сегодня же повесть это небольшая проза, в которой есть главный герой, и отрезок его жизни, именно он становится переломным или ключевым в жизни героя. При этом повесть, как и в старинные времена, повествует о жизни героя от третьего лица, не вдаваясь в глубокие детали, мысли и природу. Один из ярчайших примеров повести — «Записки сумасшедшего» Гоголя;
  • — жанр литературы, который был отделен от опуса в прошлом столетии и характеризуется как произведение с наличием героев и их диалогов с монологами. Допускаются короткие ремарки с декорациями, описанием эмоций и т.д. В отличие от опуса пьеса может быть как поэзией, так и прозой. Примером русской пьесы можно указать произведение «Гроза» Островского;


Пьеса «Гроза» в современной постановке
  • Рассказ — обобщающий жанр литературы, который был выделен как обозначение короткого произведения, с разнообразными направлениями. Рассказом может быть некое рассуждение на определенную тему, описание неких событий и мыслей на этот счет, а также повествование, как от первого, так и от третьего лица. Чехов писал изумительные рассказы, и сегодня они собраны в едином сборнике, который стоит почитать каждому;
  • Скетч — этот жанр литературы появился в XVI веке и является художественной комедийной короткометражкой с ограниченным количеством персонажей. Скетчи часто превращались в мини спектакли на рыночных площадях. Сегодня один из популярнейших скетчей » What is Love» который был снят со знаменитейшим комедиантом Джимом Кери;
  • Эпопея — литературный жанр, получивший огромное признание в древности и в настоящее время не менее популярен. Эпопея может быть как в стихах, так и в прозе, при этом главной отличительной особенностью эпопеи является длительность повествования. Это серия произведений, которые идут в хронологической последовательности и описывают жизнь целого поколения. Сегодня каждый знает эпопею, положенную на киноленту — «Игра Престолов» Джорджа Рэймонда Ричарда Мартина;
  • Эпос — литературный жанр, который рассказывает об исторических событиях, а в частности о героях прошлого. Именно из эпосов мы можем узнать в мельчайших деталях, как жили в определенный разрез времени, а также детали о событиях происходивших тысячелетия назад. Эпос о Гильгамеше — древнейшее произведение, которое приоткрывает нам занавес прошлого;
  • Эссе — жанр литературы, который широко используется в школьном образовании. А именно проза, в которой автор от первого лица описывает впечатления от некого события. Это может быть время года, прочитанная книга, социально значимое событие и т.д. Знаменитый образчик интересного эссе Ф. М. Достоевский и его «Дневник писателя».

На этом основные формы исчерпаны и переходим к следующей категории.

Жанр в литературе: содержание

В настоящее время в книжных магазинах и библиотеках именно по этому критерию разделяется литература, так как читатели чаще всего выбирают не объем литературы, а непосредственно содержание в комедийном, драматичном или ином жанре.

  • Комедия — жанр в литературе, который остается на лидирующих позициях многие годы. В произведении может быть как открытая сатира и юмор, так и завуалированная под определенные жизненные события. Также комедия подразделяется на фарс (легкость содержания, комические сцены и непринужденные герои), водевиль (любимый жанр аристократии, в котором легкое содержание сопровождалось песнями с танцами и веселыми куплетами). Интермедия — короткий комедийный жанр, в котором проходит комичный диалог среди нескольких героев. Часто жанр был презентован в театрах во время антрактов. Пародия — комичный жанр литературы, который получил широкое распространение в России благодаря Жванецкому, Задорнову и другим медийным персонам. Еще есть подразделение на комедию положения и комедию характеров. Замечательным примером комедийного литературного жанра является произведение «Радио Мураками» от золотого пера Харуки Мураками;
  • Трагедия — жанр в литературе, в сюжете которого разворачиваются трагические события. Или же сюжет в котором события приводят к трагическому концу. Трагедия отличается суровым реализмом и множеством эксцентричных сцен. Весьма популярный жанр для пьес. Один из самых великолепных романов в этом жанре, неподражаемая «Анна Каренина» Льва Толстого;
  • — жанр в литературе, который получил величайшее распространение в середине прошлого столетия и на сегодняшний день практически вытеснил своего собрата — трагедию. В содержании драмы много конфликтов, описания жизни, будней и некой жизненности. В этих произведениях поднимается тема однообразности жизни, достижения одних целей и упущения других. В общем, все несовершенство нашего мира собрано на страницах драм. Примером драмы можно привести роман «Мастер и Маргарита» Булгакова, но не стоит забывать, что этот роман собрал в себе множество концепций, и драматический сюжет лишь одна составляющая уникального по сюжету произведения;


Драма «Мастер и Маргарита» Булгакова — одно из самых неоднозначных произведений русской литературы
  • Ужасы — жанр в литературе способный поднять волосы на голове дыбом, и даже надолго отнять сон. Именно этот жанр является самым продаваемым в настоящее время. Основное содержание произведений — сюжет, окутывающий ужасающие события, в которых может присутствовать как нереальные события и герои, так и описание реальных жизненных ситуаций. Роскошный пример данного жанра — романы Стивена Кинга;
  • Фантастика и фентези — современные жанры литературы, которые возымели огромный отклик аудитории. В этих произведениях есть как добрые волшебники и эльфы, так и кланы ведьм, стаи оборотней и фамильная борьба вампиров. Многие произведения весьма реалистичны и, кажется, что описываются реальные события, но среди них переплетены фантастические герои и события. Максимальную знаменитость приобрела серия книг Джоан Роулинг » Гарри Поттер»;
  • Любовный роман — жанр литературы, появившийся в восемнадцатом веке и получивший огромнейшее распространение и признание практически сразу. В содержании произведения всегда кипят страсти на почве любви, но сюжет не обязан закончиться счастливо, иногда повествуется в любовных романах и о несчастной любви. Романтическим духом наполнен роман «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, но стоит заметить, что в нем находят и драму, и исторические детали;
  • Детективы — жанр литературы, корни которого уходят в древность, но свое признание он получил благодаря Артуру Конан Дойлу и его Шерлоку Холмсу. В основе сюжета всегда есть расследование, но не всегда наличие преступления. Именно поэтому произведения данного жанра относили то к одному, то к другому жанру, не выделяя отдельный подвид. В сюжете детектива автор ведет читателя по тропе расследования, описывая параллельно образы и жизнь героев. Чаще всего такие произведения динамичны и читаются взахлеб.

На этом основные критерии жанра литературы по содержанию исчерпаны и можно переходить к последнему критерию — родам жанров.

Жанр в литературе: по родам

В жанрах литературы выделяются три основных рода и один гибридный, вобравший в себя два рода одновременно. Для удобства рассмотрим их в таблице.

На этом основанная классификация жанров литературы исчерпывается, но не забывайте, что это лишь вершина айсберга и в литературном мире кроется еще много дополнительных направлений, которые стремятся дополнить основную классификацию.

Видео: Жанры литературы. Жанры книг. Литературные жанры

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Со времён Аристотеля , давшего в своей «Поэтике» первую систематизацию литературных жанров, укрепилось представление о том, что литературные жанры представляют собой закономерную, раз и навсегда закреплённую систему, а задачей автора является всего лишь добиться наиболее полного соответствия своего произведения сущностным свойствам избранного жанра. Такое понимание жанра - как предлежащей автору готовой структуры - привело к появлению целого ряда нормативных поэтик, содержащих указания для авторов относительно того, как именно должны быть написаны ода или трагедия ; вершиной такого типа сочинений является трактат Буало «Поэтическое искусство» (). Это не означает, разумеется, что система жанров в целом и особенности отдельных жанров действительно оставались неизменными на протяжении двух тысяч лет, - однако перемены (и очень существенные) либо не замечались теоретиками, либо осмыслялись ими как порча, отклонение от необходимых образцов. И лишь к концу XVIII века разложение традиционной жанровой системы, связанное, в соответствии с общими принципами литературной эволюции, как с внутрилитературными процессами, так и с воздействием совершенно новых социальных и культурных обстоятельств, зашло настолько далеко, что нормативные поэтики уже никак не могли описать и обуздать литературную реальность.

    В этих условиях одни традиционные жанры стали стремительно отмирать или маргинализироваться, другие, напротив, перемещаться с литературной периферии в самый центр литературного процесса. И если, к примеру, взлёт баллады на рубеже XVIII-XIX веков , связанный в России с именем Жуковского , оказался довольно кратковременным (хотя в русской поэзии и дал затем неожиданный новый всплеск в первой половине XX века - например, у Багрицкого и Николая Тихонова , - а затем и в начале XXI века у Марии Степановой , Фёдора Сваровского и Андрея Родионова ), то гегемония романа - жанра, который нормативные поэтики веками не желали замечать как нечто низкое и несущественное, - затянулась в европейских литературах по меньшей мере на столетие. Особенно активно стали развиваться произведения гибридной или неопределённой жанровой природы: пьесы, о которых затруднительно сказать, комедия это или трагедия , стихотворения, которым невозможно дать никакого жанрового определения, кроме того, что это лирическое стихотворение. Падение ясных жанровых идентификаций проявилось и в умышленных авторских жестах, нацеленных на разрушение жанровых ожиданий: от обрывающегося на полуслове романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» до «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя , где парадоксальный для прозаического текста подзаголовок поэма вряд ли может вполне подготовить читателя к тому, что из достаточно привычной колеи плутовского романа его то и дело будут выбивать лирическими (а порой - и эпическими) отступлениями.

    В XX веке на литературные жанры оказало особенно сильное влияние обособление массовой литературы от литературы, ориентированной на художественный поиск. Массовая литература заново ощутила острую нужду в чётких жанровых предписаниях, значительно повышающих для читателя предсказуемость текста, позволяющих легко в нём сориентироваться. Разумеется, прежние жанры для массовой литературы не годились, и она довольно быстро сформировала новую систему, в основу которой лёг весьма пластичный и накопивший немало разнообразного опыта жанр романа . На исходе XIX века и в первой половине XX-го оформляются детектив и полицейский роман , научная фантастика и дамский («розовый») роман. Неудивительно, что актуальная литература, нацеленная на художественный поиск, стремилась как можно дальше отклониться от массовой и потому уходила от жанровой определённости вполне сознательно. Но поскольку крайности сходятся, постольку стремление быть дальше от жанровой предзаданности подчас приводило к новому жанрообразованию: так, французский антироман настолько не хотел быть романом, что у основных произведений этого литературного течения, представленного такими самобытными авторами, как Мишель Бютор и Натали Саррот , явственно наблюдаются признаки нового жанра. Таким образом, современные литературные жанры (и такое предположение мы встречаем уже в размышлениях М. М. Бахтина) не являются элементами какой-либо предзаданной системы: наоборот, они возникают как точки сгущения напряжённости в том или ином месте литературного пространства в соответствии с художественными задачами, здесь и сейчас ставящимися данным кругом авторов, и могут быть определены как «устойчивый тематически, композиционно и стилистически тип высказывания» . Специальное изучение таких новых жанров остаётся делом завтрашнего дня.

    Типология литературных жанров

    Литературное произведение может быть причислено к тому или иному жанру по различным критериям. Ниже приведены некоторые из этих критериев и приведены примеры жанров.

    Иерархия жанров в классицизме

    Классицизм , например, также устанавливает и строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Дарвин М. Н., Магомедова Д. М., Тюпа В. И. , Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров / Тамарченко Н. Д.. - М. : Академия, 2011. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-6936-4 .
    • Жанр как инструмент прочтения / Козлов В. И.. - Ростов-на-Дону : Инновационные гуманитарные проекты, 2012. - 234 с. - ISBN 978-5-4376-0073-3 .
    • Лозинская Е. В. Жанр // Западное литературоведение XX века. Энциклопедия / Цурганова Е. А.. - ИНИОН РАН : Intrada, 2004. - С. 145-148. - 560 с. - ISBN 5-87604-064-9 .
    • Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Исследования и разборы / Липовецкий М. Н, Ермоленко С. И.. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет , 2010. - 904 с. - ISBN 978-5-9042-0504-1 .
    • Смирнов И. П. Олитературенное время. (Гипо) теория литературных жанров. - М. : Издательство Русской христианской гуманитарной академии , 2008. - 264 с. - ISBN 978-5-88812-256-3 .
    • Тамарченко Н. Д. Жанр // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Николюкин А. Н. . - ИНИОН РАН : Интелвак, 2001. - С. 263-265. - 1596 с. - ISBN 5-93264-026-Х.
    • Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. - М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. - 144 с. - ISBN 5-7333-0435-9 .
    • Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. - М. : Лабиринт, 1997. - 450 с. - ISBN 5-8760-4108-4 .
    • Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр?. - М. : Едиториал УРСС , 2010. - ISBN 9785354013241 .
    • Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). - М. : Издательство МГУ , 1982.
    • Черняк В. Д. , Черняк М. А. . Жанры массовой литературы, Формульность массовой литературы // Массовая литература в понятиях и терминах. - Наука, Флинта, 2015. - С. 50, 173-174. - 193 с. -

    Жанр в литературе - это такой подбор текстов, которые обладают схожей структурой, близки по содержанию. Их достаточно много, но существует разделение по родам, по форме и содержанию.

    Классификация жанров в литературе.

    Деление по родам

    При такой классификации следует рассматривать отношение самого автора к интересующему читателя тексту. Первым попробовал разделить литературные произведения на четыре жанра, у каждого имеются свои внутренние деления:

    • эпические (романы, повести, эпопеи, новеллы, рассказы, сказки, былины),
    • лирические (оды, элегии, послания, эпиграммы),
    • драматические (драмы, комедии, трагедии),
    • лиро-эпические (баллады, поэмы).

    Деление по содержанию

    По этому принципу разделения появились три группы:

    • Комедии,
    • Трагедии,
    • Драмы.

    Две последние группы говорят о трагической судьбе, о конфликте в произведении. А комедии следует разделить на более мелкие подгруппы: пародия, фарс, водевиль, комедия положений, интермедия.

    Разделение по форме

    Группа разнообразна и многочисленна. Жанров в этой группе насчитывается тринадцать штук:

    • эпопею,
    • эпос,
    • роман,
    • повесть,
    • новеллу,
    • рассказ,
    • скетч,
    • пьесу,
    • очерк,
    • эссе,
    • опус,
    • видения.

    В прозе такого чёткого разделения нет

    Непросто сразу определить, какого жанра то или иное произведение. Как воздействует на читателя прочитанное произведение? Какие чувства вызывает? Присутствует ли автор, знакомит ли со своими личными переживаниями, ведётся ли простое повествование без добавления анализа описанных событий. Все эти вопросы требуют конкретных ответов для вынесения окончательного вердикта о принадлежности текста к определённому виду литературного жанра.

    Жанры рассказывают о себе

    Чтобы начать разбираться в жанровом многообразии литературы, следует знать характеристику каждого из них.

    1. Группы по форме, пожалуй, самые интересные. Пьеса - произведение, написанное специально для сцены. Рассказ - прозаическое повествовательное небольшое по объёму произведение. Роман отличает его масштабность. Повесть - промежуточный, стоящий между рассказом и романом, жанр, в котором рассказывается о судьбе одного героя.
    2. Группы по содержанию малочисленны, поэтому запомнить их очень легко. Комедия имеет юмористический и сатирический характер. Трагедия всегда заканчивается ожидаемо неприятно. Драма основана на конфликте между человеческой жизнью и обществом.
    3. Типология жанров по роду содержит только три структуры:
      1. Эпос рассказывает о прошлом, не выражая своего личностного мнения о происходящем.
      2. Лирика всегда содержит чувства и переживания лирического героя, то есть, самого автора.
      3. Драма раскрывает свой сюжет через общение героев между собой.

    Литературные жанры - группы произведений, собранных по формальному и содержательному признаку. Произведения литературы подразделяются на отдельные категории по форме повествования, по содержанию и по роду принадлежности к тому или иному стилю. Литературные жанры позволяют систематизировать все, что было написано со времен Аристотеля и его "Поэтики", сначала на "берестяных грамотах", выделанных шкурах, каменных стенах, затем на пергаментной бумаге и свитках.

    Литературные жанры и их определения

    Определение жанров по форме:

    Роман - обширное повествование в прозе, отражающее события какого-либо отрезка времени, с подробным описанием жизни главных героев и всех других персонажей, в той или иной степени участвующих в означенных событиях.

    Повесть - форма повествования, не имеющая определенного объема. В произведении обычно описываются эпизоды из реальной жизни, а персонажи преподносятся читателю как неотъемлемая часть происходящих событий.

    Рассказ (новелла) - широко распространенный жанр малой прозы, носит определение "новеллистика". Поскольку формат рассказа ограничен по объему, писателю обычно удается развернуть повествование в рамках одного события с участием двух-трех персонажей. Исключением из этого правила был великий русский писатель Антон Павлович Чехов, который мог на нескольких страницах описать события целой эпохи со множеством персонажей.

    Очерк - литературная квинтэссенция, сочетающая в себе художественный стиль повествования и элементы публицистики. Всегда излагается в сжатой форме с высоким содержанием конкретики. Тематика очерка, как правило, связана с общественно-социальными проблемами и носит отвлеченный характер, т.е. на затрагивает конкретных индивидуумов.

    Пьеса - особый литературный жанр, рассчитанный на широкую аудиторию. Пьесы пишутся для театральной сцены, телевизионных и радиоспектаклей. По своему структурному рисунку пьесы больше похожи на повесть, поскольку продолжительность театральных спектаклей как нельзя лучше соотносится с повестью среднего объема. Жанр пьесы отличается от других литературных жанров тем, что повествование ведется от лица каждого персонажа. В тексте обозначены диалоги и монологи.

    Ода - лирический литературный жанр, во всех случаях позитивного или хвалебного содержания. Посвящается чему-либо или кому-либо, часто является словесным памятником героическим событиям или подвигам патриотически настроенных граждан.

    Эпопея - повествование обширного характера, включающее в себя несколько этапов государственного развития, имеющих историческое значение. Главные признаки этого литературного жанра - глобальные события эпического характера. Эпопея может быть написана как в прозе, так и в стихах, пример тому поэмы Гомера "Одиссея" и "Илиада".

    Эссе - небольшое сочинение в прозе, в котором автор излагает свои собственные мысли и взгляды в абсолютно свободной форме. Эссе - это в некоторой степени абстрактное произведение, не претендующее на полную достоверность. В отдельных случаях эссе пишутся с долей философичности, иногда произведение имеет научный оттенок. Но в любом случае этот литературный жанр заслуживает внимания.

    Детективы и фантастика

    Детективы - литературный жанр, основанный на извечном противостоянии полицейских и преступников, повести и рассказы этого жанра носят остросюжетный характер, практически в каждом детективном произведении происходят убийства, после чего опытные сыщики начинают расследование.

    Фантастика - особый литературный жанр с вымышленными персонажами, событиями и непредсказуемым финалом. В большинстве случаев действие разворачивается или в космосе, или в подводных глубинах. Но при этом герои произведения оснащаются суперсовременными машинами и устройствами фантастической мощности и эффективности.

    Можно ли совмещать жанры в литературе

    Все перечисленные виды литературных жанров обладают уникальными признаками отличия. Однако зачастую происходит смешение нескольких жанров в одном произведении. Если это делается профессионально, рождается достаточно интересное, необычное творение. Таким образом, жанры литературного творчества содержат в себе значительный потенциал обновления литературы. Но этими возможностями следует пользоваться осторожно и вдумчиво, так как литература не терпит профанации.

    Жанры литературных произведений по содержанию

    Каждое литературное произведение классифицируется по принадлежности к определенному виду: драма, трагедия, комедия.


    Какие бывают комедии

    Комедии бывают разных видов и стилей:

    1. Фарс - легкая комедия, построенная на элементарных комических приемах. Встречается как в литературе, так и на театральной сцене. Фарс как особый комедийный стиль используется в цирковой клоунаде.
    2. Водевиль - пьеса комедийного жанра с множеством танцевальных номеров и песен. В США водевиль стал прототипом мюзикла, в России водевилем назывались небольшие комические оперы.
    3. Интермедия - небольшая комическая сценка, которую разыгрывали между действиями основного спектакля, представления или оперы.
    4. Пародия - комедийный прием, основанный на повторении узнаваемых признаков известных литературных персонажей, текстов или музыки в нарочито измененной форме.

    Современные жанры в литературе

    Виды литературных жанров:

    1. Эпические - басня, миф, баллада, былина, сказка.
    2. Лирические - стансы, элегия, эпиграмма, послание, поэма.

    Современные литературные жанрыпериодически обновляются, за последние десятилетия появилось несколько новых направлений в литературе, такие как политический детектив, психология войны, а также литература в мягких обложках, которая включает в себя все литературные жанры.

    Античных жанров, сложившаяся до этого поворота, была затем энергично переосмыслена под его воздействием.

    Примечания

    Список литературных жанров

    • По форме
      • Короткий рассказ
    • по содержанию

    Ссылки

    • Сысоева О. А. Жанровый подход к изучению литературы в рамках дополнительного образования (на примере романа Саши Соколова «Школа для дураков»)
    • Теоретическая поэтика: понятия и определения.Хрестоматия для студентов филологических факультетов. Автор-составитель Н. Д. Тамарченко

    Литература

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Литературный жанр" в других словарях:

      РОМАН (франц. roman, нем. Roman; англ. novel/romance; исп. novela, итал. romanzo), центральный жанр (см. ЖАНР) европейской литературы Нового времени (см. НОВОЕ ВРЕМЯ (в истории)), вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести (см.… … Энциклопедический словарь

      Элегия (έλεγεία) лирическое стихотворение грустного, задумчивого настроения: таково содержание, обычно вкладываемое теперь в слово, имевшее в прежней поэтике и иное значение. Этимология его спорна: его производят от предполагаемого припева έ λέγε … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      В настоящее время, самая популярная и самая богатая содержанием форма литературных произведений, отражающая в себе современную жизнь со всем разнообразием волнующих ее вопросов. Чтобы достигнуть такого универсального значения, роману нужно было… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Плач один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Стилистика плача использована, в частности, в некоторых текстах Библии … Википедия

      - (поэтический) определенный вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям, как например, к авантюрному роману, шутовской комедии … Литературная энциклопедия

      Жанр - ЖАНР (поэтический) определенный вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям, как например, к авантюрному роману,… … Словарь литературных терминов

      - (ист. и спец. применяется в кинематографе) законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы… … Википедия

      ЖАНР - литературный (от франц. genre — род, вид), исторически складывающийся тип литературного произведения (роман, поэма, баллада и т. д.); в теоретическом понятии о Ж. обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений… … Литературный энциклопедический словарь