Что можно одеть на пасху в храм. Цвета богослужебных облачений. Символика цветов. – Черный цвет – цвет поста и покаяния

Сегодня мало кто может ответить на вопрос, почему женщина в православном храме надевает платок на голову. Среди ответов есть такие: в знак кротости перед Всевышним, чтобы не отвлекать мужчин в храме и даже, чтобы через волосы не уходила «энергия земли». Давайте разберемся, почему же на самом деле женщины покрывают голову платком. А заодно рассмотрим, на что влияет цвет платка и как не попасть в неловкую ситуацию во время богослужения.

Как зародилась традиция

В середине первого века апостол Павел прибыл в Коринфу из Афин в первую православную общину, которая была маленьким островком христианской благодати среди огромного бушующего моря языческого культа.

В то время в Коринфе находился один из крупнейших храмов богини Афродиты. Его служительницами были ритуальные блудницы с налысо обритыми головами. Мужчины, вступая с ними в интимную связь, совершали акт поклонения Афродите.

Обратившись в христианскую религию, бывшие блудницы были ещё долго безволосыми чисто физически. При этом в храме находились и обычные женщины, с волосами. Видя это различие апостол Павел рекомендовал всех женщин уравнять. Либо всем покрыть голову платком, либо всем обриться налысо:

«Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». (Кор., Глава 11, ст. 6-8)

Греческая традиция

В греческих православных храмах женщины молятся с непокрытой головой. Этой традиции не больше двух веков. Она появилась в национально-освободительной борьбе греков с турками.

Когда Греция попала под влияние Османской империи, женщинам нужно было появляться на улицах и в общественных местах в хиджабах. Православным пришлось посещать церковь по ночам, и в знак протеста женщины снимали платки. Так они показывали свою свободу во Христе.

Греческие священники считают, что женщины не нарушают религиозных традиций, потому что в Евангилие нигде не указано, что женщинам запрещается входить в храм без головного убора.

Символика цвета платков

Разноцветные платки в храме носят не для красоты. Платок торжественного белого цвета надевают в церковь в дни великих праздников: Рождество Христово, Сретение Господне, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение. На такие радостные события, как венчание и крещение. На Лазареву субботу разрешается также платок белого или желтого цвета.

Красный платок предназначен для Пасхи и на все последующие богослужения до праздника Вознесения. Красным покрывают голову также на службы о мучениках в знак того, что пролитая за веру Христову кровь явилась свидетельством их пламенной любви к Господу.

В платках тёмно-красного , бордового или багряного оттенков идут в церковь в день Великого четверга Великого поста на Страстной неделе.

В любую воскресную службу (кроме праздничных дней) уместен платок желтого, золотого или оранжевого цвета . Желтый платок предназначен для богослужения в честь апостолов и пророков, святителей и равноапостольных, а также если в этот день прославлены цари и князья.

В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное воскресенье, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа. Дни памяти преподобных, подвижников и юродиевых также проходят под этим цветом.

На богослужения в честь Пресвятой Богородицы — Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, Покров, Введение во храм Пресвятой Богородицы, в день Ризоположения Пресвятой Богородицы и дни памяти икон Пресвятой Богородицы можно надеть платок голубого цвета , который означает чистоту и непорочность.

Фиолетовый цвет знаменует в церкви страдания Иисуса Христа, поэтому его используют в дни памяти Животворящего Креста Господня, а также на воскресных службах дни Великого поста.

Обычно платки черного или темно-синего цвета надевают в дни Великого поста. Черный носят в дни траура.

Хотя такое точное соблюдение цветов в храме — редкость. В арсенале обычной прихожанки как правило три платка: разноцветный для похода в церковь в будние дни, светлый — в праздники, темный — в дни поста. Это нормально.

Во время подготовки к походу в храм на пасхальную службу многих киевлянок терзают неудобные вопросы. Можно ли красить губы красным? И что делать, если на лицо или в глаза попадет святая вода, а на улице - холодина? Ответить на эти и другие вопросы "Комсомолке" помог руководитель пресс-службы Украинской православной церкви Московского патриархата протоиерей Георгий Коваленко.

1. Как правильно одеться для похода на пасхальную службу? Можно ли девушкам наносить макияж?

Чем меньше косметики на лице у женщины - тем лучше, конечно же. Бога ведь ярким макияжем не привлечешь. Выглядеть нужно скромно. В послании апостола Петра говорится: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос". Этим и нужно руководствоваться.

Одежда также должна быть скромной - женщинам традиционно лучше надеть длинные юбки. В этом году погода не слишком разгулялась, потому любой благоразумный человек оденется тепло, если решит посетить ночную службу.

2. Что положить в пасхальную корзину?

В вашей корзинке должен быть сдобный кулич или творожная пасха, писанки или крашенки, можно положить туда мясные продукты. Ведь тем, кто держал пост, теперь можно их кушать. Допустимо также красное сухое или крепленое вино.

Конечно, часто в корзины кладут и крепкие алкогольные напитки. У нас даже шутка по этому поводу есть. Мол, не боятся ли владельцы этих бутылок, что после освящения жидкость в них превратится в воду? Ведь если вода превратилась в вино, может быть и обратная реакция. Забавно наблюдать, как сразу после этих слов люди начинают прятать горлышки бутылок под другими продуктами в корзине.

3. Когда лучше приходить в церковь?

По-церковному приходить нужно, конечно же, к началу всенощной. Ведь важно богослужение, а не чин благословления корзин. В разных храмах службы могут начинаться в разное время, с разницей в полчаса или час, но в полночь в церкви уже нужно быть. К слову, в идеале корзины для благословления должны приносить только те, кто держал пост.

4. Можно ли приходить на пасхальную службу беременным, женщинам в критические дни? Брать с собой детей?

Беременным приходить не то что можно, а даже нужно! Это будет полезно и ей, и ребенку. В этом случае все зависит от самочувствия женщины - выстоять полунощную ей может быть сложно физически.

Никаких запретов относительно детей на пасхальных службах тоже нет. Я бы посоветовал решить этот вопрос родителям. Если ребенок маленький, он может устать, капризничать, засыпать. И радости от службы не получит. Лучше для ребенка, если его приведут в церковь днем, когда он полон сил. Ведь благословение корзин в большинстве храмов проводят почти все воскресенье. Тогда красивые пасхальные церемонии запомнятся ему яркими и интересными.

Для женщин в критические дни есть некоторые ограничения. На пасхальных службах они присутствовать могут, но им нельзя причащаться и прикладываться к иконам.

5. Если во время освящения куличей святая вода попала на лицо, можно ли ее вытирать?

Ничего страшного в том, что человек оботрет лицо, нет. Капли ведь и в глаза могут попасть - не страдать же. Неуважением к церкви это считать не нужно. Ведь во время процедуры освящения святая вода попадает на землю.

РАСПИСАНИЕ ПАСХАЛЬНЫХ СЛУЖБ

Киево-Печерская лавра (ул. Лаврская, 2)

19 апреля в 23.30 - на площади перед Софиевским собором начнется пасхальное богослужение. После - освящение корзин.

Свято-Михайловский Златоверхий монастырь (ул. Трехсвятительская, 6)

21 апреля в 9.00 в соборе пройдет праздничная Божественная литургия, которую возглавит патриарх Киевский Филарет. После литургии пройдет крестный ход.

Свято-Владимирский собор (бульв. Шевченко, 20)

Свято-Михайловский Выдубицкий монастырь (ул. Выдубицкая, 40)

Кирилловская церковь (ул. Елены Телиги, 12)

С 23.00 - начало пасхальной службы.

Андреевская церковь (Андреевский спуск, 23)

КАКИМ ЦВЕТОМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЛАТОК У ЖЕНЩИН В ЦЕРКВИ?

Каждая женщина сама выбирает каким цветом надеть платок или одежду идя в церковь. Никто ее не выгонит из церкви, если она будет прилично одета в любой платок. Но согласитесь, женщина, пришедшая в церковь, придя с покрытой головой в платок белого цвета во время Великого поста, когда все в церкви одеты в черное и даже батюшка в черном облачении, будет смотреться, как “белая ворона”.
Женщина всегда в церкви должна быть с покрытой в платок головой. Но женщины, которые постоянно ходят в церковь, стараются надеть платок разных цветов на разные праздники.
Например во время Великого поста, полагается надевать платок и одежду темных цветов.Т.к. все люди в это время скорбят по распятому Христу. ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ - это цвет скорби и покаяния.
На праздники в честь икон Пресвятой Богородицы батюшка облачается в одежду ГОЛУБОГО ЦВЕТА, значит и прихожанам желательно одеть что-то голубого или синего цвета (платок или одежду).
На праздник Троица желательно, чтобы присутствовал зеленый цвет. Поэтому и платок желательно ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА.На праздник Вербное Воскресение женщина также может одеть платок зеленого цвета,но может быть и в темном платке, так как все еще идет Великий пост.
На Пасху и 40 дней после Пасхи желателен КРАСНЫЙ или БЕЛЫЙ в одежде и платок таким же цветом.Красный цвет- это цвет крови, которую пролил Иисус Христос за людей, которых он безгранично любит.Еще красный платок одевают на службы в честь мучеников Христовых, проливших кровь за Христа.
Во все воскресные службы,если не выпадает никакой праздник,батюшка облачается в одежды желтого цвета, поэтому и женщины могут покрывать голову платком ЖЕЛТОГО ЦВЕТА.
На все другие службы можно надевать одежду и платок любого цвета. Главное, чтобы одежда была опрятной. На женщине, чтобы было платье или юбка ниже колена, плечи закрыты, мужчины в брюках и без головных уборов.
Никто вас не выгонит, если вы придете в другой одежде и платке другого цвета, но все-таки правила, есть правила.
Будет или нет женщина придерживаться цветовой гаммы, идя в церковь-дело каждого личное.

Хватит и двух цветов платков -белого и черного. Белый платок можно одевать на любой праздник. Белый цвет -это праздничный цвет и покрывать голову белым плотком можно всегда. А черный платок пригодится на время Великого поста.Это время скорби и воспоминания Страстей и мучений Христовых.Церковь и Христос примет женщину в любом платке.
Что одеть в церковь личное дело каждого.Какой платок и каким цветом одеть идя в церковь на праздник или просто на службу женщина решает сама.
Более подробно о цвете платка на какое Богослужение одеть можете посмотреть здесь

Присутствуя в храме на православном богослужении, непременно обращаешь внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, а каждый цвет духовное значение события, в честь которого совершается богослужение.

Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также их совокупность – белый цвет и противоположность последнего – черный цвет. Каждый цвет усвоен определенной группе праздничных или постных дней.

Белый цвет

Объединяет в себе все цвета радуги, символ Божественного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя и освящающего творение Божие.

В белых облачениях служатся все великие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Вознесение, Преображение; в них начинается Пасхальная утреня в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений (так как для христианина смерть является переходом в иной, лучший мир).

Красный цвет

В красных ризах вслед за белыми, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому и победы «Солнца правды» – воскресшего Господа Иисуса Христа.

Но это также – цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь святых мучеников в знак того, что пролитая за веру Христову кровь явилась свидетельством их пламенной любви к Господу.

Желтый, золотой или оранжевый цвета

В каноне богослужебных облачений нет места у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен. Этот цвет очень тонкий, и не всяким глазом воспринимается правильно. Будучи соединением красного и желтого цветов, оранжевый цвет в тканях практически постоянно скользит: с оттенком в сторону желтого он воспринимается как желтый, а с преобладанием красного — как красный. Такая неустойчивость оранжевого цвета: лишила его возможности занять определенное место в ряду общепринятых цветов для облачений. Но практически, он постоянно встречается в церковных ризах, которые считаются либо желтыми, либо красными.

Это царские цвета. Являются цветами славы, величия и достоинства. Применяются в праздники в честь Господа Иисуса Христа и в воскресные дни. Христос – Царь Славы, а Его служители имеют в Церкви полноту благодати высшей степени священства; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей.

Зеленый цвет

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

Крестовоздвижение

(до отдания включительно)

и другие праздники в честь Креста Господня

Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

Фиолетовый

Литургия Преждеосвященных Даров

Фиолетовый, багряный или чёрный

Неделя Крестопоклонная

Фиолетовый или бордовый

Вход Господень в Иерусалим

Зелёный или белый

Страстная седмица

Чёрный или тёмно-фиолетовый

Великий Четверг

Фиолетовый

Великая суббота

(на литургии, после чтения Апостола)

и начало богослужения на Пасху

(до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

(до отдания включительно)

Вознесение Господне

(до отдания включительно)

Пятидесятница

(до отдания включительно)

Понедельник Святого Духа

Зелёный или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

Первоверх. апп. Петра и Павла

Золотистый (жёлтый) или белый

Преображение Господне

(до отдания включительно)

Успение Пресвятой Богородицы

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

Красный или бордовый

Господские средние праздники, седмичные и воскресные дни вне Великого поста

Золотистый (жёлтый)

Богородичные праздники

Заупокойные богослужения

(вне Великого поста)

Таинство Крещения

Таинство Венчания

Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

______________________

1 Указания на цвет облачений излагаются с учётом установившейся церковной практики, а также главы 4-го тома «Настольной книги священнослужителя» (М., 1983. С. 148) - «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов».

2 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Христова в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более тёмного оттенка, чем пасхальные.

3 В древности в Православной церкви вовсе не было чёрных облачений, а в Великий пост служили в «багряных ризах», то есть в тёмно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более тёмного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

4 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

5 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остаётся золотистым.

6 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зелёных облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в мученических ризах.

Также есть благочестивая традиция мирянам облачаться в положенные цвета праздников, например: женщинам одевать платочек в цвет праздника. В этом нет ничего предосудительного, но наоборот должно поощряться.

В нашем храме нет нескольких видов богослужебных облачений, поэтому на фотографиях, цвет, положенный к богослужебному дню и в котором совершается служба, может отличаться.

А еще – в голубом, зеленом, красном. В церковных облачениях представлены все цвета радуги. И каждый цвет имеет глубокое символическое значение.

В церковных облачениях представлены все цвета радуги. И каждый цвет имеет глубокое
символическое значение

Белый

Наверное, ты уже знаешь, что белый цвет представляет собой сочетание всех цветов светового спектра. Во всех культурах мира ему придают особое значение. В Православии он является символом Божественного света. В церковных облачениях этот цвет используются в те праздничные дни, когда прославляется явление миру Господа, Его Божественного света. Давай вспомним эти события Священной истории.

Благовещение. Архангел Гавриил возвещает Деве Марии о пришествии в мир Господа, о том, что Ее осенит Божественная благодать и Она станет Матерью Бога.

Рождество Христово. В этот величайший для всего человечества день в мир явился Спаситель.

Богоявление. При Крещении Иисуса Христа разверзлись Небеса и был слышен глас с Небес о том, что это Сын Божий, и на Него сошел Святой Дух в виде голубя.

Преображение. Когда Христос явился ученикам на горе Фавор, они не могли смотреть на своего Учителя – так сиял исходящий от Него Божественный свет.

Вознесение Господне на небо . Этот праздник означает обожествление человеческой природы Христа, когда Его тело перестает быть видимым для человеческого глаза.

Светлое Христово Воскресение . В начале Пасхального Богослужения священники также надевают облачения белого цвета. Почему? В память о таком событии: из Гроба Господня в момент Воскресения Спасителя воссиял Божественный свет.

Но затем священник меняет облачение, и даже ни один раз. Разноцветные одежды подчеркивают, что Пасха – это праздник праздников, великое торжество, когда все в мире ликует и сам мир переливается всеми цветами радуги.

Священник облачается в белые одеяния и на заупокойных богослужениях, отпевая усопших. Это связано с тем, что в своих молитвах о почивших мы просим Господа упокоить их со святыми, даровать им Царствие Небесное, где, по преданию, все облечены в белые ризы Божественного света.

Красный

Это первый цвет радуги. Он символизирует Божественную любовь. Но это и цвет крови, которую пролил за нас Спаситель, а также святые мученики, пострадавшие за веру Христову.

Облачения красного цвета священники надевают на Пасху. Смена одежд во время Пасхального богослужения заканчивается облачениями красного цвета, которая подчеркивает великую радость праздника и торжество жизни. Следующие 40 дней после Пасхи – до отдания этого праздника – все богослужения совершаются в красных облачениях. В дни памяти святых мучеников.

Оранжевый

Следующий цвет радуги – оранжевый. Этот цвет очень тонкий, он может казаться и желтым, и красным, поэтому отдельно в церковных облачениях не используется. Его можно увидеть лишь в сочетании с желтым или красным.

Желтый

Желтый – цвет золота, поэтому именно его называют Царским. А кого Церковь называет Царем? Христа Спасителя. Он утвердил на земле Церковь и поставил в ней Своих служителей – апостолов и их последователей.

Именно в желтые одеяния облачаются священники в воскресные дни, когда прославляется Христос, его победа над силами ада. Эти облачения полагаются и в дни памяти апостолов, пророков, святителей – то есть тех святых, которые своим служением в Церкви напоминали Христа Спасителя: просвещали людей, призывали к покаянию. Вот почему богослужебная одежда желтого цвета используется чаще всего.

Зеленый

Он символизирует жизнь, обновление и представляет собой сочетание двух цветов: желтого и голубого. Желтый, как мы выяснили, это цвет Иисуса Христа, а голубой – Святого Духа.

Зеленые одежды священники надевают на Святую Троицу. В этот праздник мы прославляем схождение Святого Духа на Церковь, на всех верующих во Христа. Такое единение с Богом и есть символ вечной жизни, к которой призван каждый из нас.

В дни памяти преподобных. Преподобные – это святые, которые вели монашеский образ жизни, уделяя особое внимание духовным подвигам. Среди них и Сергий Радонежский, основатель Свято-Троице-Сергиевой Лавры, и Мария Египетская, и Серафим Саровский, и многие другие подвижники.

Но почему их духовный подвиг Церковь соотносит с зеленым цветом облачений? Та подвижническая жизнь, которую вели святые, изменила их человеческую природу – она обновилась, стала иной. На этих людей сошла Божественная благодать, и они еще при жизни соединились со Христом (желтый цвет) и со Святым Духом (голубой цвет).

Голубой и синий

Это цвета неба, откуда сходит Дух Святой. Это символ чистоты, который прежде всего связан с именем Божией Матери. Пресвятую Богородицу Церковь называет сосудом Святого Духа. Она стала Матерью Спасителя после того, как на Нее сошел Дух Святой.

Голубой цвет — символ чистоты, который прежде всего связан с именем Божией Матери

Вот почему голубой (синий) цвет используется в церковном богослужении в праздники, посвященные Божией Матери. Это: Рождество Богородицы, Введение во храм, Сретение Господне, Успение, дни прославления икон Божией Матери.

Фиолетовый

Если все цвета радуги расположить по порядку и первый (красный) соединить с последним (синим), то есть замкнуть кольцо, то в результате смешения двух этих цветов мы получим фиолетовый. Его значение определяют те цвета, о которых мы уже говорили, – красный и синий. Это символ Божественной любви и символ Святого Духа. Именно поэтому фиолетовый цвет отличается особой духовностью.

Фиолетовые облачения священники надевают в те дни, когда вспоминаются крестные страдания Спасителя, Его смерть на Кресте (воскресные дни Великого поста, Страстная седмица), а также дни поклонения Кресту Христову.

Фиолетовый цвет — это символ Божественной любви и символ Святого Духа

Оттенки красного цвета в фиолетовом говорят о любви Бога к человеку, ради которой он принял крестные страдания. Оттенок же синего означает, что Христос есть Бог, Он неразрывно связан со Святым Духом, являясь одной из ипостасей Пресвятой Троицы.

В радуге фиолетовый цвет самый последний – седьмой. Он соответствует седьмому дню сотворения мира. Господь творил мир шесть дней, седьмой же стал днем покоя.

После крестных страданий закончился земной путь Спасителя, Христос победил смерть, победил силы ада и упокоился от земных дел.

Есть еще одно значение фиолетового цвета, связанное с его особым свойством, – соединять начало и конец радуги. Это соответствует словам Христа Спасителя о себе: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и последний». Это надо понимать так: конец земной жизни Спасителя стал началом новой жизни – в Царствии Небесном.

Черный

В церковном облачении используется и черный цвет. В сознании русских людей он с давних пор ассоциируется со смирением и покаянием. Вот почему монахи всегда в черном.

Черный цвет — цвет смирения и покаяния

Такие облачения используются в дни Великого поста (кроме субботних, воскресных и праздничных дней, когда пост ослабляется). Они напоминают о том, что Великий пост – время особого покаяния и смирения.