Честь и бесчестие. Аргументы. ЕГЭ. Как написать сочинение Честь и Бесчестие в повести Сотников? Сочинение на тему "Честь и бесчестие В Литературе"

Ctrl+Enter .

Спасибо за внимание.

Честь и бесчестие. Мы часто слышим эти слова, а задумываемся ли, что они означают?Честь – это достойные уважения моральные качества личности. Это нравственные принципы, которые человек готов защищать до последнего своего вздоха.

Бесчестие – это проявление человеческой слабости, трусости, это гнусные поступки, это безнравственность и беспринципность.

Эти два понятия наиболее полно раскрываются тогда, когда человек попадает в экстремальную ситуацию нравственного выбора.

Многие писатели в своих произведениях обращались к теме чести и бесчестия. В Быков в повести «Сотников» рассказывает о судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам и сделавшим свой выбор.

Сотников с честью, выдержав все пытки фашистов, готовиться с достоинством встретить смерть. И только одна мысль не дает ему покоя: вместе с ним погибнут неповинные люди. Перед смертью он думает о спасении других. Свою казнь он встречает мужественно и достойно.

Иначе ведет себя Рыбак. Только одна мысль сейчас в его голове: любой ценой остаться в живых. И он сохраняет себе жизнь,встав на путь бесчестия. Рыбак соглашается служить фашистам, он участвует в ликвидации Сотникова. Его путь- путь предателя. И не сойти ему уже с этой дороги. Оказавшись перед выбором, он выбирает бесчестие.

Сейчас, конечно, не военное время. Но жизнь часто ставит нас перед выбором. И какой путь выбрать – зависит от нас. Будет ли это дорога чести или бесчестия. Давайте не будем забывать о чести, долге, высокой нравственности.

Честь и бесчестие (Аргументы ЕГЭ)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В понятие «честь» вложены самые достойные человеческие качества: моральные принципы, гордость, незапятнанная репутация. Человек чести имеет доброе имя, пользуется заслуженным уважением. Бесчестие – полная противоположность нравственных качеств личности.

Честь определяется не только помыслами, убеждениями, но и поступками. Поступать по чести в любой ситуации означает не отступать от нравственных принципов, руководствоваться совестью, а не сиюминутной выгодой или собственным «хочу».

Василий Быков в рассказе «Сотников» противопоставил честь бесчестию, на примере показал человеческий выбор в самой сложной ситуации.

Главный герой – Сотников, бывший учитель, офицер-артиллерист при отступлении части оказался в партизанском отряде на территории Белоруссии. Несмотря на щуплое телосложение, он имел твердые принципы – сохранять преданность Родине при любых обстоятельствах, «не мог сочувствовать человеку, который согласился на службу у немцев и так или иначе исполнял эту службу».

Вместе с бывшим старшиной Рыбаком, заболевший Сотников отправился на поиски провизии для партизан. Во время задания измученный болезнью бывший офицер невольно стал причиной того, что они с напарником оказались в плену у полицаев. «Он мучительно переживал оттого, что так подвел Рыбака» и под тяжестью своей вины примирился с неизбежностью смерти. Сотников мужественно перенес нечеловеческие пытки, но не предал товарищей. Вместе с двумя партизанами в заложниках у немцев оказались мирные люди, которых полицаи обвинили в пособничестве. Пытаясь спасти сельчан, Сотников взял всю вину на себя.

Крепкий на вид деревенский парень Рыбак повел себя совершенно иначе. В плену он думал лишь о собственном спасении, испугался предстоящих истязаний и согласился служить полицаям. Поначалу он надеялся, что сбежит при случае и вернется в отряд, но после собственноручной казни товарища, обратной дороги уже не было… Сотников погиб, не запятнав чести офицера, не поступившись убеждениями, остался верен Отечеству. Рыбак проявил малодушие и бесчестие, что обернулось вечными угрызениями совести и бесцельностью дальнейшего существования.

Иной пример чести и бесчестия описан Николаем Лесковым в рассказе «Человек на часах». Постников в карауле слышит мольбы о помощи утопающего человека. Солдат неравнодушен к чужой беде, но перед ним сложный выбор: присяга велит ему ни при каких обстоятельствах не покидать караульную будку. И все же совесть одерживает верх над воинским долгом – Постников спасает беднягу и возвращается на пост. Малограмотный мужик поступил по чести, в отличие от офицера Миллера, который присвоил собственной персоне чужое геройство. Бесчестный дворянин получает награду, а настоящий герой – наказание розгами за нарушение присяги.

Можно констатировать, что честь проверяется жизненными обстоятельствами, когда люди оказываются в ситуациях нравственного выбора. Лишь волевой человек способен сохранить честь, ради которой готов принести в жертву собственную жизнь.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Сочинение на тему "Честь и бесчестие В Литературе"

Когда-то понятие «честь» было одним из самых значимых в характеристике человека. Честь берегли, честью дорожили, честью клялись. «Честь имею!» - гордо говорили, приветствуя собеседника. А сейчас это слово редко услышишь, в крайнем случае оно сводится к понятию «честный», то есть «правдивый».

Что же такое честь? Это очень емкое понятие. Оно включает в себя и внутреннее благородство, и следование нравственным принципам, и защиту справедливости, и совесть, не замаранную предательством. Честь – это одна из важнейших нравственных категорий, и она важнее жизни, так как жизнь у человека можно отнять, а вот честь отнять невозможно. Ее можно только потерять, совершив подлый поступок. И это страшнее смерти, так как обесценивается сама личность человека.

В произведениях литературы часто поднимается проблема чести и бесчестия. И во все времена благородные, сильные личности не только гордились своей честью, но и вставали на защиту чести своих близких. Так, в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». М. Ю. Лермонтова мы видим столкновение двух персонажей, двух жизненных позиций. Молодой опричник Кирибеевич, привыкший к вседозволенности, давно забыл, что такое честь. Для него важнее собственные желания и прихоти. Ему противостоит купец Калашников, которые, зная, что погибнет, встает на защиту чести своей жены. И он спокойно идет на казнь, чувствуя свою правоту и победу над бесчестным врагом.

Основной является тема чести и бесчестия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Даже эпиграфом к своему произведению автор выбрал слова русской поговорки: «Береги честь смолоду».

Оказавшись в круговороте сложных исторических событий, герои повести ведут себя по-разному. Симпатии А. С. Пушкина на стороне честных людей. В первую очередь, это главный герой Петр Гринев, который, несмотря на молодость, имеет твердые моральные принципы. Он не забывает отблагодарить незнакомца, который оказал помощь, вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего девушку, отказывается служить самозванцу и разбойнику, предпочитая смерть предательству.

Маша Миронова воплощает понятие о женской чести, она тоже отказывается от сговора с предателем и готова умереть. Честную смерть бесчестью предпочитает капитан крепости Миронов. И даже разбойник Пугачев имеет свои представления о чести.

И как противопоставление этим благородным героям А. С. Пушкин рисует образ бесчестного и беспринципного Швабрина, готового оскорбить женщину и забыть присягу. И он отвратителен в стремлении спасти свою шкуру любой ценой. «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака», - говорит о нем Петр Гринев.

В литературе много примеров, когда герои выбирают дорогу чести, и писатели подчеркивают их внутреннюю красоту и благородство. И пусть в наше время слово «честь» употребляется все реже, но честные и благородные люди также высоко ценятся в обществе, а предателей и подлецов презирают. Поэтому произведения литературы имеют огромную воспитательную силу – они нам дают примеры для подражания.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Готовое сочинение по второму направлению.

Задумывались ли мы в детстве, юности по-настоящему над смыслом слов «честно», «честный»? Скорее, нет, чем да. Чаще мы произносили фразу «это нечестно», если кто-то из наших сверстников поступал плохо по отношению к нам. На этом наши отношения со смыслом данного слова заканчивались. Но жизнь все чаще и чаще напоминает нам о том, что есть люди, которые «имеют честь», и есть те, кто готов родину продать, спасая собственную шкуру. Где та грань, которая превращает человека в раба своей плоти и уничтожает в нем человека? Почему не звонит тот колокольчик, о котором писал знаток всех черных закоулков человеческой души Антон Павлович Чехов? Эти и другие вопросы задаю я себе, среди которых один все-таки главный: действительно ли честь дороже жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, я обращаюсь к литературным произведениям, потому что, по мнению академика Д.С. Лихачева, литература – это главный учебник жизни, она (литература) помогает нам понять характеры людей, раскрывает эпохи, и на ее страницах мы найдем великое множество примеров взлетов и падений человеческой жизни. Там же я могу найти ответ на мой главный вопрос.

Падение и, что еще страшнее, предательство, у меня ассоциируется с Рыбаком, героем повести В. Быкова «Сотников». Почему сильный человек, производящий изначально только положительное впечатление, стал предателем? А Сотников… Странное у меня было впечатление от этого героя: он меня почему-то раздражал, и причина этого чувства - отнюдь не его болезнь, а то, что он постоянно создавал проблемы во время выполнения ответственного задания. Рыбаком же я откровенно восхищалась: какой находчивый, решительный и смелый человек! Не думаю, что он старался произвести впечатление. Да и кто такой для него Сотников, чтобы ради него из кожи лезть?! Нет. Просто он был человеком и совершал человеческие поступки, пока его жизни не угрожала опасность. Но как только он вкусил страх, его словно подменили: инстинкт самосохранения убил в нем человека, и он продал душу, а вместе с ней и честь. Предательство родины, убийство Сотникова, животное существование для него оказались дороже чести.

Анализируя поступок Рыбака, я не могу не задать себе вопрос: всегда ли так бывает, что человек поступает не по чести, если его жизни угрожает опасность? Может ли он совершить бесчестный поступок во благо другого? И опять я обращаюсь за ответом к литературному произведению, на сей раз к рассказу Е. Замятина «Пещера» о блокадном Ленинграде, где в гротескной форме автор рассказывает о выживании людей в ледяной пещере, загоняемых постепенно в самый маленький ее уголок, где центром вселенной является ржавый и рыжий бог, чугунная печка, которая поглощала сначала дрова, потом мебель, потом …книги. В одном таком углу разрывается от горя сердце одного человека: умирает Маша, уже долгое время не встававшая с постели любимая жена Мартина Мартиныча. Это случится завтра, а сегодня ей очень хочется, чтобы завтра, в день ее рождения, было жарко, и тогда она, возможно, сможет встать с постели. Тепло, кусочек хлеба стали символом жизни для пещерных людей. Но нет ни того, ни другого. Зато есть у соседей этажом ниже, у Обертышевых. Всё есть у них, потерявших совесть и превратившихся в самок, в обертышат.

…Что не сделаешь ради любимой жены?! Интеллигентный Мартин Мартиныч идет на поклон к нелюдям: там жор и жар, но там не живет душа. И Мартин Мартиныч, получив (любезно, с сочувствием) отказ, решается на отчаянный шаг: он крадет дрова для Маши. Завтра будет всё! Бог будет плясать, Маша встанет, будут читаться письма – то, что сжечь было невозможно. И будет … выпит яд, потому что жить с этим грехом Мартин Мартиныч не сможет. Почему так бывает? Сильный и мужественный Рыбак, убивший Сотникова и предавший родину, остался жить и служить полицаям, а интеллигентный Мартин Мартиныч, который, живя в чужой квартире, не смел прикоснуться к чужой мебели, чтобы выжить, но смог перешагнуть через себя, чтобы спасти дорого ему человека, умирает.

Всё исходит от человека и замыкается на человеке, и главное в нем – душа, чистая, честная и открытая состраданию, помощи. Я не могу не обратиться еще к одному примеру, потому что этот герой рассказа «Хлеб для собаки» В. Тендрякова – еще ребенок. Десятилетний мальчик Тенков тайком от родителей подкармливал «куркулей» - врагов. Рисковал ли ребенок своей жизнью? Да, потому что он кормил врагов народа. Но совесть не позволяла ему есть спокойно и вдоволь то, что ставила на стол его мама. Вот и страдает душа мальчика. Чуть позже герой своим детским сердцем поймет, что человек человеку может помочь, но кто в страшное голодное время, когда люди умирают на дороге, отдаст хлеб для собаки. «Никто», - подсказывает логика. «Я», - понимает детская душа. Из таких, как этот герой, выходят Сотниковы, Васковы, Искры и другие герои, для которых честь дороже жизни.

Я привела лишь несколько примеров из мира литературы, доказывающих, что всегда, во все времена, в чести была и будет совесть. Именно это качество не позволит человеку совершить поступок, цена которого – потеря чести. Таких героев, в сердцах которых живет честность, благородство, в произведениях и в реальной жизни, к счастью, много.

Честь и бесчестие… Мы часто слышим эти слова, а задумываемся ли, что они означают? Честь – это достойные уважения моральные качества личности. Это нравственные принципы, которые человек готов защищать до последнего своего вздоха.

Бесчестие – это проявление человеческой слабости, трусости, это гнусные поступки, это безнравственность и беспринципность.

Эти два понятия наиболее полно раскрываются тогда, когда человек попадает в экстремальную ситуацию нравственного выбора.

Многие писатели в своих произведениях обращались

к теме чести и бесчестия. В Быков в повести “Сотников” рассказывает о судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам и сделавшим свой выбор.

Сотников с честью, выдержав все пытки фашистов, готовиться с достоинством встретить смерть. И только одна мысль не дает ему покоя: вместе с ним погибнут неповинные люди. Перед смертью он думает о спасении других. Свою казнь он встречает мужественно и достойно.

Иначе ведет себя Рыбак. Только одна мысль сейчас в его голове: любой ценой остаться в живых. И он сохраняет себе жизнь, встав на путь бесчестия. Рыбак соглашается служить фашистам, он участвует в ликвидации Сотникова.

Его путь – путь предателя. И не сойти ему уже с этой дороги. Оказавшись перед выбором, он выбирает бесчестие.

Сейчас, конечно, не военное время. Но жизнь часто ставит нас перед выбором. И какой путь выбрать – зависит от нас. Будет ли это дорога чести или бесчестия. Давайте не будем забывать о чести, долге, высокой нравственности.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В понятие “честь” вложены самые достойные человеческие качества: моральные принципы, гордость, незапятнанная репутация. Человек чести имеет доброе имя, пользуется заслуженным уважением. Бесчестие – полная противоположность...
  2. Слова “честь” и “бесчестие” стали редки в нашем лексиконе, но наверняка каждый задумывался над вложенным в них смыслом. Честь подразумевает достоинство и нравственные принципы, от...
  3. Краткое сочинение Честь и бесчестие Многие любят употреблять слово честь, не все готовы в наше время ее отстаивать. Трусость вызывает бесчестие, неуважение, безразличие и лень,...
  4. Безусловно, при произнесении этого слова у большинства из нас возникает образ смелого, достойного мужчины, идеала общественного сознания, однако существует и женская честь, которая называется целомудрие....
  5. Каждый человек сам создает собственное представление о тех или иных нравственных ценностях. Зачастую представление одного человека может сильно отличатся от понимания сути этого же нравственного...
  6. Люди с древних времен много размышляют о своих личностных качествах. И это полностью оправданно, ведь сделанные при этом выводы формируют наше мировоззрение, исходя из которого...
  7. Прежде всего это не слова, а поступки. Можно тысячу раз говорить, что вы честны, добры и благородны, а на деле быть лживым злодеем. Настоящая честь...
  8. Эпиграф урока: “Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное” . На доске: Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека. 2. Хорошая,...

Сочинение

Участник Великой Отечественной войны Василь Быков стал печататься в конце 50-х - начале 60-х годов. Напряженная манера его повествования, умение в небольшом по объему произведении сказать многое - все это привлекло внимание читателей.

Быков из повести к повести возвращается к волнующим его мыслям, продвигаясь к центральной для своего творчества проблеме - проблеме героизма.

Созданные в семидесятые годы «Сотников» и «Обелиск» относятся к «партизанскому» циклу.

Повесть «Обелиск» посвящена подвигу рядового сельского учителя Алеся Мороза. Сельцо заняли немцы. Учитель мог уйти в лес, где сколачивались отряды народных мстителей. Он же рассудил, что при его физическом недостатке (сильная хромота) в партизанском отряде от него будем мало пользы, в Сельце он может оказаться нужнее. Алесь Мороз остался обучать детей. Многие недоумевали: не встал ли учитель на путь сотрудничества с оккупантами? Ткачуку, бывшему заведующему районо, пришедшему к нему как-то ночью из партизанского отряда, Алесь сказал: «А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили».

Первое время немцы только издали наблюдали за учителем. Правда, весной 1942 года неожиданно нагрянули в школу, допрашивали учителя, вытрясали ученические сумки. Обошлось. Но через некоторое время случилась беда: шестеро питомцев Мороза решили уничтожить местного полицая Каина. Ребят схватили. Диверсия не удалась. Учитель был предупрежден и вовремя скрылся у партизан.

Немцы заявили, что мальчишек повесят, если Мороз не явится к ним. Алесь понимал, что детей фашисты все равно не пощадят, а ему - смерть, но все равно решил быть вместе с учениками, разделить их участь.

Учителя зверски убили, а потом повесили рядом со школьниками.

Несомненно, Алесь Мороз - это цельная, сильная натура. Он погибает, утверждая себя как личность. Его самопожертвование - это смерть во имя великой цели, во имя будущего.

Один из шестерых детей выжил. Это был Павлик Миклашевич. По сигналу своего учителя он побежал в кусты, но немцы подстрелили его, а потом сбросили в канаву с талой водой. Полуживого, его подобрала и выходила бабка. Павел продолжил дело Учителя - он остался в Сельце «очеловечивать» уже новое поколение школьников. Простой обелиск с фамилиями казненных фашистами ребят был установлен стараниями Павла. Не было только фамилии учителя. Незадолго да своей смерти Павел Миклашевич несправедливость исправил.

Отчего забыли Мороза? Не все, оказывается, поняли простой смысл его подвига. Даже теперешний заврайоно Ксензов в споре с Тимофеем Ткачуком, бывшим учителем, партизаном во время войны, вопрошал: «Что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца?» «Душевно близоруким» был назван педагог Ксензов Ткачуком. И это правильно! Ведь сделать нравственный выбор, «жизнь положить на плаху» - не каждому под силу!

Исследовать мотивы подвига - вот та творческая задача, которую решал В. Быков в каждом своем произведении. Ради этого он ставит героев в ситуации, когда человеку, оставшись наедине со своей совестью, должен сделать выбор между жизнью и смертью, честью и бесчестием.

Можно ли в определенной ситуации поступиться своими принципами? Можно ли пойти против совести? В повести «Сотников» Быков недвусмысленно показывает, к чему приводит нравственный компромисс, малейшее отступление от норм общества в той жесточайшей борьбе, что вел с фашистами наш народ.

Природу предательства показывает писатель через образ другого своего героя, Рыбака, который хочет жить вопреки всему. Он нравственно глух. Только в конце жизни он понимает, что духовная гибель может оказаться страшнее физической.

Но ведь есть же в натуре этого человека и другие качества! Он смел, сохранил чувство солдатского товарищества. Вот идут партизаны, проваливаясь в снег, голодные и замершие. За Рыбаком захлебывается кашлем больной Сотников. «Рыбак… вытащил замусоленное, будто портянка, вафельное полотенце и, отряхнув его, повернулся к Сотникову:

На, обмотай шею. Все теплее будет».

Когда же случайно встреченные полицаи ранят Сотникова, Рыбак, рискуя жизнью, выносит товарища из огня.

Есть у него и другие положительные качества, которые помогают ему быть среди партизан далеко не последним. Но все же нет твердой нравственной основы, стержня крепкого в Рыбаке. В минуту выбора между жизнью и смертью он предпочитает жизнь, при этом искренне считает, что, поступая так, обманывает немцев и «может еще и вывернется и тогда уже наверняка рассчитается с этими сволочами…»

Позже он увидит тупик, в котором оказался. Но ремня нет. Его отняли. Значит, отняли и смерть: «…уходила последняя возможность свести счеты с судьбой».

Это будет чуть позже. Пока же он придерживает чурбан, на котором с веревкой на шее стоит его партизанский друг. «Прости, брат!» - шепчет дрожащими губами Рыбак, не решаясь на «последнее и самое страшное для него теперь дело». «Пошел к черту!» - коротко бросил Сотников и здоровой ногой сам оттолкнул от себя чурбан.

Мастерски передает состояние Рыбака писатель, когда тот, поняв, что гибель откладывается, с ужасом понимает, что не уйти ему в лес к партизанам, для них он предатель.

В крайнюю минуту выбора раненый, изуродованный Сотников оказался сильнее Рыбака. Он погибает, но остается человеком. Его смерть - это пример для людей, собравшихся у места казни, пример мужества.

Конечно, каждый сам выбирает свою судьбу. Но жить хочется всем! В отчаянную минуту смалодушничал Рыбак. Сделали свой выбор Сотников, Алесь Мороз, идущие на смерть с пониманием, что жертва их не напрасна.

Повести Василя Быкова о Великой Отечественной войне остро современны. Проблемы верности своему долгу, гражданского мужества, совести, чести, человеческого достоинства звучат актуально и в наши дни. Книги Быкова помогают людям оставаться Людьми в любой ситуации, осознавать, что нелегко дающаяся человеку жизнь должна быть прекрасна. И тем более - ее окончание! Иначе, зачем тогда жить?

Другие сочинения по этому произведению

«Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить...» (В. Быков "Сотников") «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…» В чем трагизм образа Рыбака из произведения «Сотников» Василя Быкова? Сравните его с любым другим литературным героем-предателем из русской классики. В. Быков "Сотников" Нравственные образы повести Василя Быкова «Сотников» Проблема нравственного выбора в повести «Сотников» Человек на войне (по повести Василя Быкова \"Сотников") Человек на войне (По одному из произведений современной литературы - В.В.Быков "Сотников") Проблема нравственного выбора человека на войне

Как написать сочинение Честь и Бесчестие в повести Сотников?

    Произведения Василя Быкова о войне очень реалистично описывают разные человеческие характеры и судьбы, особенно ярко проявляющиеся в критических ситуациях, в том числе во время войны.

    Война ставит человека перед выбором: или сохранить человеческие лицо, но под угрозой смерти, либо оставаться жить, но пройдя через тяжелые моральные испытания — часто такие, как предательство товарищей, унижение или убийство другого человека.

    В произведении Быкова показаны характеры и судьба двух партизан — Рыбака и Сотникова. Последний отправился на задание, несмотря на свою болезнь. Оба героя вроде как бывалые, героичны, смелы, поддерживают друг друга.

    Однако постепенно Быков показывает изменения в характере Рыбака. Начиная с несостоявшегося расстрела старика (только потому, что это уже хотел сделать кто-то другой, а не он), поведения в ситуации с засадой полицаев (каждый — сам за себя), с пребыванием в деревне, где они с Сотниковым прячутся и не хотят сдаваться в плен (мысли, что лучше б попал в плен его товарищ — все равно ранен). Сцена допроса наиболее ярко показывает характер Рыбака.

    Сотников даже под жестокими пытками не допускает и мысли о предательстве товарищей, но своей смертью хочет отвести удар от них.

    Рыбак же цепляется за жизнь, ищет пути облегчения своей участи, проявляет трусость.

    Соглашаясь стать полицаем, он лелеет надежду сбежать, однако в душе желает избавления от напарника — его шансы на побег существенно повысятся. В стремлении выжить Рыбак идет даже на убийство товарища.

    Однако для души Рыбака все совершенное не проходит бесследно: его беспокоят муки совести, подталкивающие к самоубийству. Но попытка не удается: он не решается довести задуманное до конца.

    Сравнивая двух героев произведения, в одном из которых преподносится нам урок чести и человеческого достоинства, в другом же — бесчестие, ведущее к духовному падению, Василь Быков показывает, что выбор всегда остается за человеком, в каких бы условиях он ни находился.

    Чтобы написать сочинение о Чести и Бесчестии по повести Быкова Сотников, нужно рассказать о судьбе двух друзей, нравственные принципы которых изменили внешние обстоятельства.

    Слабого Сотникова опастность придала сил и мужества, а в случае Рыбака страх сделал свое дело и он стал предателем.

    В романе Сотников автор рассказывает нам двух партизанах, которые попали в плен. Тему чести можно раскрыть на примере партизана Сотникова, который даже перед страхом смерти не предал своих товарищей. Он взял вс на себя, он не молил врагов о пощаде, он не стал предателем, он умер человеком чести.

    Зная о своей неминуемой гибели он принял решение встретить смерть достойно.

    Есть люди, которые с честью держат удары судьбы, а есть такие, которые под этими ударами ломаются или падают. Василь Быков в повести Сотников как раз показывает нам, как под влиянием обстоятельств проявляются положительные или отрицательные нравственные качества человека.

    Герои повести, Рыбак и Сотников, отправляются на выполнение задания. Поначалу наши симпатии вызывает Рыбак: у него и сил больше, и подготовлен он лучше к жизни в партизанском отряде, да и не злой он человек. Сотников, бывший учитель, простужен, болен, является помехой — именно это стало причиной того, что они попали в плен. К тому же полицаи схватили старосту и крестьянку Демчиху, которые помогли партизанам.

    Чувствуя свою вину перед этими людьми, Сотников пытается спасти их, взяв всю вину на себя. В последнюю ночь перед казнью он много думает, что сейчас его больше всего волнуют обязанности перед ними, что смерть его должна же что-то утверждать. Рыбак тоже много думает, но думает о себе и о том, что ради спасения собственной жизни он готов служить немцам, врагам.

    Все казннные с достоинством приняли смерть, даже еврейская девочка не выдала тех, кто прятал е, а староста сдержанно и значительно поклонился людям.

    И только Рыбак, согласившийся стать полицаем, выступившим палачом по отношению к своему бывшему товарищу, радовался, что остался жив. Он мечтает удрать, по вдруг понимает — после ликвидации это стало невозможным.

    Два человека шли одним путм, выполняли одно задание, вместе попали к врагам. Но одного этот путь привл нравственному подвигу, а другого — к предательству. Один остался честным до конца перед собой и людьми, другого ждало бесчестие и общественное презрение.