Биография. Последний из юсуповых Династия юсуповых история

Состояние семьи князей Юсуповых, сыгравшей известную и неоднозначную роль в политических событиях последних месяцев существования российской монархии, давно стало предметом оценок и обсуждения в популярной и научной литературе. Можно встретить утверждения, что накануне революции 1917 г. Юсуповы являлись богатейшими людьми империи и могли равняться в богатстве с царской фамилией. Баснословная роскошь подобных лиц, окружавших монарха, стала частью мифа о "старом порядке" и удобным объяснением той ненависти и насилию, которые продемонстрировали социальные "низы" в начавшихся революционных событиях. С другой стороны, советские историки доказывали, что крупнейшие землевладельцы России находились в начале ХХ в. в глубочайшем экономическом кризисе и были накануне финансового разорения. И только поддержка со стороны "царизма" держала их на плаву. Как же дело обстояло на самом деле?

Накануне 1917 г. последние представители семьи в России - княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, ее муж князь Феликс Феликсович Юсупов-старший, граф Сумароков-Эльстон и их сын Феликс Феликсович-младший (старший сын Николай погиб на дуэли в 1908 г.) - действительно считались богатейшими людьми империи. Общее мнение было таково, что состояние Юсуповых было не меньше, чем у представителей новых промышленных и финансовых классов, и даже могло быть сравнимо с богатствами Романовых. Богатство и роскошь, в которых жили Юсуповы, поражали воображение даже членов императорской фамилии.

Князь Гавриил Константинович, детство и юность которого прошли в великолепных великокняжеских резиденциях, в Павловске и Мраморном дворце в Петербурге, вспоминал о своем посещении Юсуповых в их крымском имении: "Мы как-то обедали у Юсуповых. Они жили по-царски. За стулом княгини стоял расшитый золотом татарин и менял ей блюда. Мне помнится, что стол был очень красиво накрыт и что были очень красивые тарелки датского фарфора" 1 .

Великая княгиня Ольга Александровна, сестра Николая II, также оставила вспоминания о посещении великолепных резиденций Юсуповых и поразившей даже ее роскоши: "Я все еще помню их [Юсуповых] гостиные и столы, уставленные хрустальными чашами и неограненными сапфирами, изумрудами и опалами - все это использовалось для украшения". При этом она добавляла следующее: "Я думаю, что сказочное богатство вовсе не испортило княгиню Юсупову" 2 . Любопытно, что даже личное состояние невесты Феликса Юсупова-младшего, княжны императорской крови Ирины Александровны 3 , дочери великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны, было весьма скромным по сравнению с капиталами семьи ее будущего мужа 4 .

"Для молодого князя не существовало вопроса о стоимости"

Светская хроника того времени не преминула обратить внимание на подарки, которые получила племянница императора от своего жениха в день свадьбы. В опубликованном перечне - фамильные бриллианты Юсуповых (диадема и колье); бриллиантовая диадема ажурной работы, "замечательная тем, что бриллианты чередуются с горным хрусталем - работы Картье"; бриллиантовые серьги с крупными подвесками - грушевидными жемчужинами; браслет из двух крупных бриллиантов; подвеска 5 .

Князь М.В. Голицын, сын московского губернатора, присутствовавший на одном из приемов Юсуповых в их подмосковной усадьбе, отмечал: "В Архангельском поражала роскошь обстановки, куда большая, чем в Ильинском 6 , так и видно было желание хозяев показать свое богатство" 7 .

Один из родственников Юсуповых князь С. Оболенский остроумно подметил, что Юсуповы владели столь многим, их денежные доходы были столь велики, что даже они сами не знали в действительности истинных размеров и стоимости своих богатств 8 .

Архитектор А.Я. Белобородов, выполнявший реконструкцию части дворца Юсуповых на Мойке в 1914-1916 гг. писал в воспоминаниях: "Одной из причин исключительности работы для Юсуповых было их несметное богатство. Для молодого князя не существовало вопроса о стоимости той или иной работы. Его интересовал лишь результат. Не было в нем и тени мелочной скупости, так часто свойственной очень богатым людям..." 9

В.А. Серов, выполнявший для Юсуповых многочисленные и дорогостоящие заказы, в одном из писем своей жене, например, писал о своем разговоре с кн. Ф.Ф. Юсуповым-ст. по поводу финансовой стороны своей работы: "Князь Юсупов в разговоре о портретах изволил заметить, что о цене он не спрашивает - сколько я назначу, столько и заплатится - вот это так, по-княжески, одобряю..." 10

21 миллион капитала

В списке крупнейших землевладельцев Российской империи (102 фамилии) Юсуповы занимали 17-е место (246 400 десятин в 1900 г.). Однако из 16 семей, чьи земельные владения превосходили по площади юсуповские имения, 13 являлись уральскими землевладельцами (стоимость земли в этих неплодородных областях была низкой, и основная доходность основывалась на промышленном производстве и лесном хозяйстве). Владения же Юсуповых находились в центральных и южных российских областях, где стоимость земли была высокой, и ведение сельского хозяйства приносило значительную прибыль 11 .

В 1900 г. стоимость имений, городских владений и денежных капиталов князей Юсуповых составляла 21,7 млн руб. Земельные владения по-прежнему представляли основу благосостояния этой аристократической семьи. Долги Юсуповых к 1 января 1901 г. составляли 1,8 млн руб., то есть достаточно умеренную сумму по сравнению с общим объемом капиталов 12 . В последующие годы значительные вложения были сделаны в акции и облигации коммерческих банков и промышленных компаний. К 1914 г. Юсуповы уже имели на 3,2 млн руб. ценных бумаг, хранившихся в Государственном Дворянском, Московском купеческом, Азовско-Донском, Петербургском международном, Петербургском торгово-промышленном, Русском для внешней торговли и в других банках 13 .

Вышеприведенная оценка капиталов основана на данных общего баланса Главного управления по делам и имениям Юсуповых, в которые включались сведения о недвижимом имуществе имений, земле, лесах, строениях, заводах, движимом имуществе, ценных бумагах. Юсуповы владели также великолепным и многочисленным собранием художественных ценностей, в которое входили картины, скульптурные произведения, коллекция музыкальных инструментов, огромная библиотека. Их реальная стоимость может быть определена весьма условно. Многое из художественного собрания Юсуповых относилось к шедеврам мирового значения, что, безусловно, определяло их огромную стоимость. Действительные размеры состояния Юсуповых в начале ХХ в. были значительно выше тех цифр, которые можно найти в отчетах Главного управления 14 .

В 1920-е гг. советские ответственные работники с изумлением составляли списки находившихся в петербургском дворце Юсуповых художественных ценностей 15 . (См таблицу N 1)

Таблица N 1

Список ценностей, находившихся в петербургском дворце Юсуповых
Художественные ценности Кол-во
Картины 1182
Рисунки, акварели, пастель 3142
Гравюры, чертежи, литографии 3101
Миниатюры 63
Скульптура, мрамор, бронза, дерево, кость 519
Серебро 295
Золото, драгоценные камни 121
Эмаль, финифть 74
Фарфор, стекло, фаянс 4 699
Мебель художественно-бытового характера 523
Иконы, предметы культа 791
Мелкие предметы прикладного искусства 5541
Нумизматика 138
Бронза, мрамор 652
Оружие и доспехи 98
Часы 74
Гобелены и ковры 152
Музыкальные инструменты 12815
Всего предметов: 45 295


Доходы и расходы

Какие же доходы приносила эта огромная собственность? Чистая прибыль хозяйства Юсуповых уже в 1890-х гг. исчислялась сотнями тысяч рублей. Так, например, поступления от сельскохозяйственных имений и городской недвижимости в 1892 г. составили 365 073 руб. 16 В течение 1890 - 1914 гг. за счет значительных инвестиций и благоприятной экономической конъюнктуры общая доходность и чистая прибыль постоянно росли.

Утверждения о том, что аристократия извлекала лишь традиционную земельную ренту и все полученные средства тратила непроизводительно, не соответствуют действительности. За счет продажи части земель и кредитования в банках, в том числе по залогу земельных владений, Юсуповы в два предвоенных десятилетия инвестировали значительные суммы в серьезную перестройку нескольких сельскохозяйственных экономий (прежде всего Ракитянское имение в Курской губернии), эксплуатацию промышленных заведений (Ракитянский сахарный завод, Должанский антрацитовый рудник), организацию лесного хозяйства, городскую недвижимость. Часть капитала была переведена в ценные бумаги промышленных компаний, государственных и частных банков.

Соотношение общей доходности и убытков хозяйства князей Юсуповых за 1910 - 1914 гг. можно представить в виде следующей таблицы 17 . (См. таблицу N 2.)

Эти данные, оценивающие доходность хозяйства Юсуповых по статьям поступлений от сельскохозяйственных и лесных имений, промышленных фондов, городской недвижимости и ценных бумаг, требуют некоторых пояснений. Очевидно, что в целом эффективность многопрофильного хозяйства этой аристократической семьи была высокой. Колебания доходности находились в пределах достаточно высокого общего уровня. А 1914 г. принес рекордные показатели поступлений. Резкое же увеличение убытков в 1913 - 1914 гг. объяснялось огромными выплатами процентов по ипотечным и финансовым кредитам коммерческим и государственным банкам. Собственно убытки юсуповских имений и промышленных предприятий были ничтожны. И ведение сельского хозяйства в "экономиях", и лесное хозяйство, и промышленные предприятия, и городская недвижимость приносили постоянную прибыль.

Таблица N2

Соотношение общей доходности и убытков в хозяйстве Юсуповых
Год Убыток (руб.) Общая доходность (руб.)
1910 208 253 1 254 662
1911 207 209 994 459
1912 255 770 816 510
1913 575 324 805 219
1914 1 058 979 1 437 255

Расточительство Юсуповых

Юсуповы не собирались отказываться от крайне расточительного образа жизни и продолжали увеличивать личные расходы. В предвоенные годы при не снижающемся высоком уровне общей доходности хозяйства Юсуповых чистая прибыль уменьшилась до 200 - 300 тыс. руб. в год:

в 1910 г. - 865,6 тыс. руб.,

в 1911 г. - 797,3 тыс. руб.,

в 1912 г. - 560,7 тыс. руб.,

в 1913 г. - 229,9 тыс. руб.,

в 1914 г. - 378,3 тыс. руб.

При этом расходы Юсуповых по личному бюджету, по содержанию резиденций и по статьям благотворительности составили следующие суммы 18:

в 1910 г. - 608,5 тыс. руб.,

в 1911 г. - 877,3 тыс. руб.,

в 1912 г. - 891,3 тыс. руб.,

в 1913 г. - 910,9 тыс. руб.,

в 1914 г. - 1 219 184 руб.

Непроизводительные расходы Юсуповых уже в 1910 г. поглощали большую часть полученной прибыли, а начиная с 1911 г. стали даже в прогрессирующей степени превышать денежные поступления. Огромная сумма за последний год была вызвана экстраординарными расходами Юсуповых по случаю женитьбы в феврале 1914 г. молодого князя Феликса на княжне императорской крови Ирине Александровне. Только перестройка покоев в петербургском дворце Юсуповых на Мойке потребовала более 200 тыс. руб. Значительных сумм требовало и повседневное содержание резиденций князей Юсуповых - подмосковной усадьбы Архангельское, дворцов в Москве и Санкт-Петербурге, дома в Царском Селе, роскошных крымских имений Коккоз и Кореиз: в 1914 г. на это было потрачено 325,1 тыс. руб. Все расходы Юсуповых на личные нужды в 1910 - 1914 гг. на 57 % превысили полученную прибыль 19 .


Общие оценки капитала

По данным на 1 января 1914 г. общая оценка капитала (без учета задолженности) по владениям и собственности княгини З.Н. Юсуповой составила 28,2 млн руб. В то же время общая задолженность составляла огромную сумму в 11 млн руб. В итоге чистый капитал княгини З.Н. Юсуповой (за вычетом всей задолженности) составлял на 1 января 1914 г. 17,1 млн руб. 20 Капитал ее мужа, князя Ф.Ф. Юсупова-старшего, оценивался в 1,6 млн руб. (долги составляли всего 30 708 руб.). Капитал их сына, князя Ф.Ф. Юсупова-младшего, составлял 0,8 млн руб. Общий капитал семьи Юсуповых к 1 января 1914 г. оценивался в 30,5 млн руб. С вычетом же всех долгов и обязательств (как это делало Главное управление по делам имений) оценка была значительно ниже - 19,4 млн руб. 21

Экономическое положение Юсуповых было далеким от критического. В период 1890 - 1914 гг. они сумели приумножить свое благосостояние. Общая оценка капиталов Юсуповых и общая доходность их хозяйства практически удвоились. Этот запас финансовой прочности позволял Юсуповым тратить огромные суммы на содержание роскошных дворцовых резиденций, предметы роскоши, развлечения, охоту, личные автомобили и даже комфортабельные железнодорожные вагоны. Около 5-10% (50 - 70 тыс. руб. ежегодно) личных расходов эта аристократическая семья направляла на благотворительность. Получателями денежных сумм были образовательные, медицинские учреждения, а также частные лица.

1. Гавриил Константинович, вел. кн. В Мраморном дворце. М., 2001. С. 132 - 133.
2. Мейлунас А., Мироненко С. Николай и Александра. Любовь и жизнь. М., 1998. С. 376.
3. Брак между ними был заключен в феврале 1914 г.
4. Так, по данным Конторы Двора, на 1 января 1917 г. личный капитал Ирины Александровны Юсуповой составлял 540 775 руб., из которых 540 100 руб. приходилось на ценные бумаги (РГАДА. Ф. 1290. Оп. 2. Д. 4674. Л. 3 об., 4 об.).
5. Столица и усадьба. СПб., 1914. N 5. С. 9-10.
6. Имение великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны.
7. Голицын М.В., кн. Мои воспоминания (1873 - 1917). М., 2007. С. 109-110.
8. Obolensky S. One Man in His time. N.-Y., 1958. P. 48.
9. Белобородов А.Я. Работа во дворце кн. Феликса Юсупова // Новый журнал (Нью-Йорк). 1962. N 70. С. 187.
10. Серов - О.Ф. Серовой. После 6 июля 1903 г. Архангельское // Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Л., 1985. Т. 1. С. 426.
11. Минарик Л.П. Экономическая характеристика крупнейших земельных собственников России кон. ХIX - нач. ХХ в. М., 1971. С. 13 - 19; Ливен Д. Аристократия в Европе. 1815 - 1914. СПб., 2000. С. 70.
12. РГАДА. Ф. 1290. Оп. 5. Д. 347. Л. 10.
13. Минарик Л.П. Экономическая характеристика крупнейших земельных собственников России кон. ХIX - нач. ХХ в. М., 1971. С. 33; РГАДА. Ф. 1290. Оп. 5. Д. 347. Л. 10; Д. 940. Л. 9 - 12.
14. Журнал "Столица и усадьба" отмечал в начале 1917 г.: "Юсуповский особняк на Мойке представляет собою настоящий дворец-музей, притом музей... живой, без коллекционерской мертвенности... Нельзя не пожалеть, что до сих пор, при всей популярности Юсуповских собраний, нет полного описания сокровищ искусства, собранных в их домах в Петрограде, в Москве и в Архангельском" (Столица и усадьба. Пг., 1917. N 73. С. 17).
15. Гессен В.Ю. Петроградские дворцы-музеи князей Юсуповых и других вельмож (1917 - 1927). СПб., 2016. С. 48 - 49.
16. РГАДА. Ф. 1290. Оп. 5 . Д. 223. Л. 27об. - 28.
17. РГАДА. Ф. 1290. Оп. 5. Д. 1084. Л. 16 - 18.
18. РГАДА. Ф. 1290. Оп. 5. Д. 1007. Л. 1 - 4.
19. Анфимов А.М. Крупное помещичье хозяйство Европейской России (кон. ХIX - нач. ХХ в.). М., 1969. С. 277, 312 - 313; РГАДА. Ф. 1290. Оп. 5. Д. 1007. Л. 3.
20. РГАДА. Ф. 1290. Оп. 5. Д. 1003. Л. 12 - 14.
21. Там же. Л. 14 - 16.

Готовится к Рождеству. Ждут его и в имении Юсуповых. Княгиня Зинаида Николаевна спрашивает у своего маленького сына Николая: какой подарок он хотел бы получить на праздник? Любящая мать готова выполнить любой каприз своего первенца. Ведь эта семья может позволить себе все! Но то, что слышит княгиня, лишает ее дара речи. «Я хочу, чтобы у тебя больше не было детей», - говорит маме четырехлетний Николенька. Это значит, что он уже знает о проклятии, которое много лет не дает покоя одному из самых знатных родов страны. Что это за проклятие? И почему Юсуповы страшилась его на протяжении многих веков?

Постный гусь

Николай Юсупов. Блестящий вельможа, один из богатейших людей России рубежа XVIII-XIX вв.еков. И по совместительству - камер-юнкер Екатерины II. Однажды во время торжественного обеда им с императрицей на стол был подан гусь.

Умеете ли вы, князь, разрезать гуся? - спросила Екатерина у Юсупова.

О, гусь должен быть очень памятен моей фамилии! - отвечал князь. - Мой предок съел одного в Великую пятницу и за то был лишен нескольких тысяч крестьян, пожалованных ему.

Историю с гусем Юсуповы передавали из поколения в поколение. Считалось, что она сыграла важнейшую роль в истории рода. Произошла она в XVII веке с предком будущих князей, который носил имя Абдул-Мурза и был правоверным мусульманином. Как-то в пятницу Абдул-Мурза пригласил к себе на ужин московского патриарха Иоакима. Радушный хозяин не уставал потчевать высокопоставленного приглашенного. Одно блюдо ему пришлось особенно по душе.

Как искусно ваш повар готовит рыбу! - сказал он восхищенно.

Так это и не рыба! - ответил польщенный хозяин. - Это гусь! Мой повар мастерски его готовит!

Как гусь? Чем же ты меня в пост угощаешь? - разгневался гость.

Об этой истории немедленно рассказали богобоязненному царю Федору Алексеевичу. Он тут же решил отобрать у опального мурзы все его имущество. В одночасье лишенный громадного состояния Абдул-Мурза три дня думал, как поступить в этой непростой ситуации. Выход он нашел нетривиальный и, как ему казалось, правильный. Абдул-Мурза принял решение покреститься. Он стал Дмитрием Сеюшевичем Юсупово-Княжево.

Царь оценил жертву и вернул вельможе все отобранные владения и богатства. Но отречение от веры предков дорого обойдется всему роду Мурзы.

За измену вере

По преданию, в первую ночь после принятия крещения у новоиспеченного князя Дмитрия было видение. Некий голос внятно произнес слова, которые несколько поколений Юсуповых будут помнить наизусть:

«Отныне за измену вере не будет в твоем роду в каждом его колене более одного наследника мужского пола, а если их будет больше, то все, кроме одного, не проживут долее 26 лет».

Можно было бы списать все на страшный сон. Но шли годы, сменялись поколения, а услышанное во сне предсказание сбывалось с поразительной точностью. Из всех мальчиков, рожденных в одном поколении Юсуповых, до 26 лет действительно доживал лишь один. Зато этот единственный оказывался личностью незаурядной. Так, сын принявшего крещение князя Дмитрия - Григорий - стал одним из ближайших сподвижников Петра I, участником всех его сражений, генерал-аншефом и главой Военной коллегии. Ему Петр Великий приказал именоваться просто Юсуповым.

Князь был похоронен недалеко от Кремля в Богоявленском монастыре. По легенде, где-то там даже имеется подземный ход, который ведет прямо к Красной площади. Могила не сохранилась, но, по свидетельству современников, вдова велела высечь на надгробии необычную надпись: «Князь Григорий Дмитриевич Юсупов прожил 55 лет 9 месяцев 19 дней 1 час и 55 минут».

Сын Григория Юсупова - Борис - при Анне Иоанновне возглавлял Шляхетский корпус в Санкт-Петербурге , а потом стал губернатором Москвы . И тоже смог остаться в истории города и страны. Но его сын Николай Борисович превзошел родителя. Как верили сами Юсуповы, во многом потому, что оказался единственным мужчиной в поколении и сумел избежать родового проклятия. Вот что писал о нем в своих мемуарах его потомок Феликс Юсупов:

Князь Николай - лицо в нашем семействе из самых замечательных. Умница, яркая личность, эрудит, полиглот, путешественник, он водил знакомство со многими знаменитыми современниками, покровительствовал наукам и искусствам… В 16 стал офицером и со временем достиг высших государственных званий и регалий вплоть до алмазных эполет - принадлежности царских особ. … Поговаривали даже о совсем особых императрицыных милостях

У князя Николая Борисовича был единственный наследник - князь Борис. История повторялась в точности с древним предсказанием. Родовое проклятие Юсуповых давало о себе знать на протяжении четырех веков. Оно напоминало о себе в каждом поколении.

Последний князь Юсупов

На рубеже XIX-XX вв.еков от всего некогда знатного рода в живых осталась только одна лишь Зинаида Николаевна Юсупова. Мужская линия Юсуповых таким образом была прервана. Зинаида, наследница огромного состояния, вышла замуж за графа Феликса Сумарокова-Эльстона. По личному распоряжению императора, супругу единственной дочери Юсуповых было дано разрешение взять знаменитую фамилию. И продолжить род. В этом браке первенцем стал сын Коля, который однажды напугал маменьку необычной просьбой - кроме него не рожать больше детей.

Четырехлетний Николенька знал о древней легенде и именно поэтому хотел, чтобы у него больше не было братьев. О родовом проклятии ребенку рассказала одна из нянек. И мальчик совсем не по-детски опасался за свою жизнь. И, быть может, именно поэтому недолюбливал своего младшего брата Феликса. Лишь со временем у них появилось некое подобие дружбы.

Когда Николай вырос и блестяще окончил Петербургский университет, в семье заговорили о предстоящей женитьбе и стали подыскивать ему достойную пару. Однако случилось непредвиденное. Князь влюбился в чужую невесту. И когда она со своим молодым мужем-гвардейцем отправилась в свадебное путешествие, Юсупов бросился следом. Именно в этот момент семейный рок напомнил о себе. Оскорбленный супруг вызвал князя на дуэль. Она состоялась ранним утром на Крестовском острове в Санкт-Петербурге.

Из мемуаров Феликса Юсупова: «Стрелялись на револьверах в 30 шагах. По данному знаку Николай выстрелил в воздух. Гвардеец выстрелил в Николая , промахнулся и потребовал сократить расстояние на пятнадцать шагов. Николай снова выстрелил в воздух. Гвардеец выстрелил и убил его наповал».

Через полгода молодому князю Юсупову должно было исполниться 26 лет. Безутешные родители построили в его память в подмосковном Архангельском грандиозный храм-усыпальницу. По задумке, он должен был стать семейным склепом. Но завершающий этап работ прервала Первая мировая война и Октябрьская революция. Так и осталось это сооружение с каменными крыльями памятником родовому проклятию Юсуповых.

Род Юсуповых очень древний. Его история уходит корнями в мусульманское Средневековье, в Багдадский халифат X века. Об этом говорят не только семейные предания, но и древний фамильный документ «Родословная роспись князей Юсуповых от Абубекира». Летопись датирована 1602 г. и хранится в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Текст неразборчив, с утратами. Возможно, именно поэтому многие историки называли родоначальником Юсуповых легендарного Абу Бакра (Абубекира) (572–634) - друга и тестя пророка Мухаммеда, после его смерти избранного первым халифом исламского государства.

Однако в 1866–67 гг. князь Н.Б. Юсупов-младший внес поправку в эту версию. В историческом труде «О роде князей Юсуповых» он писал, что его предком был соименный тестю Магомета через три века Абубекир бен-Раиок, который также правил всеми мусульманами. Халиф ар-Ради би-л-лах (934–940) предоставил своему верховному главнокомандующему всю власть в духовном и светском значении, так же как и право распоряжаться казной. Наместника Вавилонии и родоначальника Юсуповых предательски умертвили во время сна в 942 г.

Двенадцать поколений потомков Абу Бакра прожили на Ближнем Востоке. Они были султанами, эмирами, калифами на всем пространстве от Египта до Индии.

Один из них, третий сын правившего в Мекке султана Бабатюклеса - Термес, в XII в. отправился с преданными ему людьми на север и поселился между Доном и Волгой, а затем между Волгой и Уралом.

Его потомок - легендарный Едигей (1340-е–1419), союзник Тамерлана и убийца Тохтамыша,основал в начале XV в. Ногайскую Орду. Праправнук Едигея - хан Юсуф (1480-е–1555) 20 лет дру-жил и переписывался с Иваном Грозным. При нем Ногайская Орда достигла пика своего могущества, «Царь всея Руси» признавал ее суверенность и регулярно закупал у ногайцев выносливых степных лошадей - главное богатство кочевников. Однако, завоевав Казань, Грозный захватил в плен царицу Казанского царства Сююмбеку - дочь хана Юсуфа. Разозлившись, правитель Ногайской Орды захотел расторгнуть мирный договор с Русью. Этому помешал брат Юсуфа - Измаил. Он убил хана, а двух его сыновей, Иль-мурзу и Ибрагим-мурзу, Дмитрий Сеюшевич Юсупов-Княжево (?–1694) (Абдул-мурза), правнук Ногайского хана Юсуфа, принявший в 1681 г. православие, отослал в Москву как гарантию мира.

Иоанн IV пожаловал потомкам Юсуфа многие села и деревни в Романовской округе (сейчас - Тутаевский район Ярославской области). Так началась служба Юсуповых России.

Внук Иль-мурзы Абдул-мурза сражался за свою новую родину с Речью Посполитой, Османской империей и Крымским ханством. При царе Федоре Иоанновиче он во время Великого поста по незнанию накормил заехавшего в гости патриарха Иоакима гусем. Патриарх похвалил «рыбу», после чего Абдул-мурза похвастался своим поваром, который может гуся «под рыбу» приготовить. Иоаким и царь, когда узнал о случившемся, страшно разгневались. Абдул-мурза напряженно думал три дня и решил принять православие. В процессе обряда он получил имя Дмитрий и титул «князь» вместо татарского «мурза», был прощен и спасен от разорения.

В ту же ночь, по семейному преданию, во сне ему явился пророк Му-хаммед и проклял род Юсуповых за вероотступничество. Согласно проклятию отныне в каждом поколении до возраста 26 лет предстояло доживать лишь одному мужчине. Так и случилось.

Во время стрелецкого бунта 1682 г. Дмитрий Сеюшевич Юсупов привел отряд ратников и татар в Троицкую лавру для охраны малолетних царей Иоанна и Петра Алексеевичей, за что был пожалован вотчинами в Романовском уезде в потомственное владение.

Его сын - Григорий Дмитриевич (1676–1730) - один из ближайших сподвижников Петра I. Отважный воин, он сражался за своего императора во многих баталиях: Азовских походах, осаде Нарвы, взятии крепости Ниеншанц в устье Невы, битве у деревни Лесной. Участвовал Григорий Дмитриевич и в гражданских делах: руководил в Нижнем Новгороде созданием гребной флотилии, контролировал снабжение и денежное содержание русской армии, проводил следствие в розыскных коммисиях по злоупотреблениям. Когда Петр I скончался, первыми за его гробом следовали три человека: светлейший князь А.Д. Меншиков, граф Ф.М. Апраксин и князь Г.Д. Юсупов.

Благоволили князю и последующие императоры. Екатерина I наградила его орденом Св. Александра Невского. Внук Петра I - Петр II - пожаловал Григорию Дмитриевичу старинный московский особняк в Большом Харитоньевском переулке, возвел его в подполковники Преображенского полка и утвердил сенатором. С 1727 г. Юсупов стал первенствующим членом Военной коллегии, а незадолго до своей смерти произведен императрицей Анной Иоанновной в генерал-аншефы.

Князю Григорию Дмитриевичу были сделаны самые крупные в истории рода земельные пожалования. При разных правителях он получил имения в Нижегородской, Рязанской, Калужской, Курской, Харьковской, Воронежской и Ярославской губерниях из владений попавших в опалу князей Кольцова-Масальского и Меншикова.

Сын его - Борис Григорьевич (1695–1759) - в 1717 г. в числе 20 русских дворянских сынов был отправлен Петром I учиться во Францию - в Тулонское училище гардемаринов. Однако он не унаследовал воинственный характер своего отца и предпочел гражданскую службу военной. В правление императрицы Анны Иоанновны Борис Григорьевич был назначен московским генерал-губернатором (1740), а при Елизавете Петровне получил статус действи-тельного тайного советника, служил главным директором Ладожского канала, президентом Коммерц-коллегии, директором первого в России Сухопутного шляхетского кадетского корпуса - привилегированного учебного заведения для дворянских детей. При исполнении своей службы Борис Григорьевич отметился инициативой по соединению Ладожского канала с Волгой и Окой, вводил усовершенствования в методы производства русского сукна на казенных фабриках, а также способствовал театральной деятельности учеников кадетского корпуса. Среди последних тогда состоял А. П. Сумароков - в будущем выдающийся драматург. Сценические опыты дворянских детей так восхитили Елизавету Петровну, что в 1756 г. она издала указ об учреждении первого русского общественного театра.

Особенно прославился своим расположением к искусству сын Бориса Григорьевича - Николай Борисович Юсупов (1751–1831) - блистательный вельможа «золотого века Екатерины» и один из ее многочисленных фаворитов, а возможно, некоторое время и любовник. Во всяком случае, в его кабинете висела картина, на которой он и Екатерина II были изображены обнаженными в виде Аполлона и Венеры.

«Посланник молодой увенчанной жены», по выражению Пушкина, дружил с Вольтером, Дидро и Бомарше. Бомарше посвятил ему восторженное стихотворение. В Европе Юсупов был принят всеми монархами: Иосифом II в Вене, Фридрихом Великим в Берлине, Людовиком XVI и Наполеоном Бонапартом в Париже. Князь собрал блестящую коллекцию современной ему западноевропейской живописи и скульптуры, сравнимую, по словам искусствоведа и художника Александра Бенуа, с аналогичными отделами Лувра и Эрмитажа. Он состоял в пере писке и приятельстве с самыми крупными мастерами французской и итальянской школы: Ж.-Б. Грезом, Ж.-Л. Давидом, Ж. Верне, Г. Робером. Российский аристократ быстро снискал репутацию «знатока искусств». Екатерина II воспользовалась связями князя и поручила ему закупку картин для созданного недавно Эрмитажа, а также изучение фарфорового дела в Европе. Юсупов приобретал лучшие произведения искусства для России и параллельно для себя. Например, в Италии он убедил папу римского Пия VI дать разрешение на полное копирование знаменитых лоджий Рафаэля. Позднее копии он перевез в Петербург.

Вернувшись в Россию, князь занимает целый ряд ответственных государственных постов. В разное время он служит директором Эрмитажа, императорских театров, стекольного и фарфорового заводов, шпалерной мануфактуры, президентом Мануфактур-коллегии, министром уделов, главноначальствующим над Экспедицией Кремлевских строений и над Оружейной палатой. С 1823 г. Н.Б. Юсупов - член Государственного совета. Единственный в истории, он был верховным маршалом на коронации трех русских императоров - Павла I, Александра I и Николая I. Когда этот вельможа получил все мыслимые посты и награды, специально для него учредили драгоценную жемчужную эполету.

Женившись на родственнице светлейшего князя Григория Потемкина, князь оставляет ее и детей в Петербурге, а сам перебирается в Москву. Не последнюю роль в разъезде сыграло знаменитое женолюбие сановника. Эту черту отмечали многие современники. В его имении висело 300 портретов женщин, благорасположением которых он пользовался. Вся Москва была полна рассказами о любовных похождениях престарелого князя. Помимо сожительства со многими своими крепостными актрисами, у Юсупова напротив дворца в Большом Харитоньевском находился другой дом, окруженный высокой каменной стеной, где располагался сераль с 15–20 его наиболее миловидными дворовыми девушками. Кроме того, князь открыто содержал знаменитую танцовщицу Воронину-Иванову, которой в бенефис подарил редкие бриллианты.

Перебравшись в Москву, Юсупов покупает у князя Голицына подмосковное имение Архангельское и довершает начатое прежним владельцем создание «Русского Версаля». Он перевозит сюда свою огромную коллекцию произведений искусства, разбивает парк, строит новые корпуса. Жизнь Николая Борисовича на старости лет являла собой типичный пример жизни блистательного вельможи екатерининских времен. «Окруженный мраморной, рисованной и живой красотой, - по словам Герцена, - старый скептик и эпикуреец Юсупов… пышно потухал 80-ти лет…» В фонтанах Архангельского плавала рыба с золотыми сережками у жабр, а ручной орел через определенный промежуток времени взлетал на шпиль. Поговаривали, что князь Юсупов, будучи в Париже, принял эликсир вечной молодости, потому что он словно бы не старел. В 80 лет Николай Борисович имел 18-летнюю любовницу из крепостной театральной труппы. Вельможа-сибарит ради поддержания своих удовольствий влез в долги и умер довольно внезапно от эпидемии холеры. Князь П.А. Вяземский, побывав в Архангельском, оставил такую характеристику Юсупова: «На улице его вечный праздник, в доме вечное торжество торжеств… Все у него было светозарно, оглушительно, охмелительно».

Его сын - Борис Николаевич (1794–1849) - полная противоположность своему отцу. Он отличался недюжинной практической хваткой, а к искусствам проявлял равнодушие. Новый владелец Архангельского распустил театральную труппу, сдал фарфоровый завод и здания в аренду, а коллекцию картин перевез в Петербург в новоприобретенный особняк на Мойке, 94. Герцен сетовал, что подмосковное имение превращается из «прекрасного цветка в огородное растение». Правда, огородное растение при всей своей не эстетичности приносит практическую пользу в отличие от прекрасного цветка. «Знаток искусств» Николай Борисович оставил своим потомкам не только «483 картины и 21 мраморное изваяние», но и почти два с половиной миллиона разных долгов, а самые богатые из имений Юсуповых ко времени его кончины были бездоходными. Вступив в права наследования, Борис Николаевич стал владельцем около 250 тыс. десятин земли и свыше 40 тыс. крестьян. Человек прямодушный, искренний, патриотичный, религиозный, деятельный и очень практичный, он отдавал своих дворовых мальчиков учиться ремеслам, а не грамоте, заботился об их религиозном воспитании, а обучение танцам и музыке считал излишним. При нем доходность юсуповских имений резко выросла.

Жена Бориса Николаевича, урожденная Нарышкина, была очень красивой дамой. На 15 лет моложе мужа, она вела светскую салонную жизнь, а после его смерти вышла замуж за молодого французского дворянина, приняла новое подданство и поселилась в собственном особняке посреди королевского парка в Булони.

Сын князя Бориса - Николай, названный в честь легендарного деда, - последний представитель рода Юсуповых по мужской линии. Получив образование на юридическом факультете Петербургского университета, он сделал хорошую придворную карьеру - был произведен в действительные статские советники и пожалован в гофмейстеры высочайшего двора. Все свободное время князь отдавал своим разнообразным увлечениям. В художественно-одаренной и тонкой натуре Николая Борисовича-младшего соединились страсть к коллекционированию, музыке, истории и философии. Князь состоял членом Парижской консерватории, Римской музыкальной академии, Мюнхенского художественного общества. В 1866–67 гг. он опубликовал двухтомный исторический труд «О роде князей Юсуповых». Скончался Н.Б. Юсупов-младший в 1891 г. за границей, где он провел немалую часть жизни, выполняя дипломатические поручения двора.

Здоровье последнего Юсупова, как и здоровье его жены, Татьяны Александровны, урожденной Рибопьер, было довольно хрупким, кроме этого супруги доводились друг другу кузенами. У них родились две дочери-красавицы. Младшая - Татьяна - умерла от тифа в возрасте 22 лет. В свете поговаривали, что с этого времени фамильное проклятие Юсуповых распространилось и на женскую половину.

За семь лет до своей смерти Н.Б. Юсупов-младший обратился с прошением на высочайшее имя о дозволении передать свое имя, титул и герб зятю - мужу старшей дочери. Избранником Зинаиды Николаевны (1861–1939) стал граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон, корнет Кавалергардского полка и, согласно молве, потомок М.И. Кутузова и прусского короля Фридриха-Вильгельма IV. Граф, высокий, статный брюнет с энергичной походкой, принадлежал к высшей военной аристократии: с 1911 г. состоял генералом свиты его величества, в 1914 г. был назначен главным начальником Московского военного округа и генерал-губернатором Москвы. Зинаида Николаевна выбрала его исключительно по зову сердца, ведь в свое время к ней сватались представители самых знатных родов Европы, не исключая царствующих фамилий, например, два французских инфанта или болгарский наследный принц Батенберг. В конце XIX в. Юсуповы владели баснословными богатствами и одним из самых крупных помещичьих имений в стране. По размеру капитала они занимали одно из первых мест в империи, в 1900 г. стоимость принадлежавшей им недвижимости составляла 21,3 млн. рублей.

Тем значительнее выглядит шаг, сделанный Юсуповыми в 1900 г. Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович завещали все художественные ценности рода в случае его внезапного прекращения в пользу государства. Это обширные коллекции предметов искусства и драгоценностей, дворцы в Петербурге, Москве и Архангельском, а также ряд поместий в Центральной России.

Большая роль в принятии этого решения принадлежала княгине Зинаиде Николаевне. Красавица, тонкая одухотворенная женщина, она обладала исключительными душевными качествами, что признавали многие современники. При ней была произведена реставрация всех имений Юсуповых. Вновь вернулось к жизни Архангельское, туда стали заезжать великие князья, и, как в старые времена, здесь бывали знаменитые художники и деятели культуры. Московский дворец в Большом Харитоньевском подвергся художественной реставрации и ожил после долгого перерыва. На средства рода в 1912 г. создали Римский зал Музея изящных искусств имени императора Александра III в Москве (сейчас - ГМИИ им. А.С. Пушкина). Художник Валентин Александрович Серов, который писал исключительно симпатичных ему людей, создал портреты супругов Юсуповых и двух их сыновей. Он неоднократно гостил в Архангельском и оставил следующее мнение о Зинаиде Николаевне: «славная княгиня… в ней есть что-то тонкое, хорошее… она вообще понимающая».

Судьба ее детей сложилась драматично и даже трагично. Старший сын - Николай -
разносторонне одаренный юноша, словно еще раз подтверждая фамильную
легенду о проклятии , был убит на дуэли из-за женщины в возрасте 25 лет. Во время дуэли с графом Майнейфелем Николай специально дважды стрелял в воздух. В знак этого трагического события Юсуповы заказывают архитектору Клейну, автору Музея изящных искусств на Волхонке, храм-усыпальницу в Архангельском. У здания 26 пар колонн - роковое число рода.

Судьба младшего сына - Феликса Феликсовича, князя Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона-младшего (1887–1967) - полна перипетий. Красавец и мастер эпатажа, кутила и легкомысленный повеса, он был одним из главных скандальных героев светской богемы предвоенных лет. В 1914 г. Феликс женился на хрупкой княжне императорской крови «с профилем камеи» Ирине Александровне. Для молодых отделывался особняк в Петербурге, вскоре у них родилась девочка - княжна Ирина Феликсовна. Дальнейшие события напоминают скорее остросюжетный детектив.

В ноябре 1916 г. Феликс Юсупов организует убийство царского фаворита Григория Распутина. Помимо него в заговоре участвуют великий князь Дмитрий Павлович, известный политик В. Пуришкевич, фронтовик поручик А. Сухотин и военный доктор С. Лазоверт. Юсупов под неким предлогом привозит «старца» в особняк на Мойке, после чего кормит его пирожными с цианистым калием. Убийство оказалось очень кровавым и непростым, словно ознаменовав собой ближайшее будущее страны. Распутин долго не умирает - в него неоднократно стреляют, избивают, в итоге сбрасывают в студеную реку. Императрица в ярости - она требует казни Феликса. Но Николай II ссылает его в имение Ракитное Курской губернии, куда тут же приезжают мать и жена молодого князя. Здесь они узнали о Февральской революции и отречении государя.

До весны 1919 г. все семейство проживает в крымском имении Романовых Ай-Тодор. Ранее на полуострове Юсуповым принадлежал дворец в Кореизе под Ялтой, а также имение в Коккозах. Теперь там хозяйничают большевики - наступило время «красного террора». Обстановка очень нестабильная и напоминает собой анархию. Феликс несколько раз наведывается в Петроград и Москву, чтобы спрятать часть богатств. Вместе с дворецким Григорием Бужинским он делает несколько тайников в дворцах на Мойке и Большом Харитоньевском. Юсуповы надеются вернуться. После большевики пытали Бужинского, и все сокровища были найдены и экспроприированы. А в 1919-м, возвращаясь в Крым, Феликс вывез два лучших портрета кисти Рембрандта из своего собрания.

В апреле 1919 г. вдовствующая императрица и ее близкие, в числе которых были Юсуповы, покидают Россию. Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович-старший обосновались в Риме. Ирина и Феликс Юсуповы поселились сначала в Лондоне, затем перебрались в Париж, купив небольшой дом в районе Булоньсюр-Сен.

В 1928 г. скончался Феликс Феликсович-старший. Его супруга переехала к сыну в Париж. В доме Феликса собирался известный салон моды ИРФЕ, здесь можно было встретить Куприна, Бунина, Тэффи, Вертинского и многих других. Хозяин салона, высокий стройный мужчина «с иконописным лицом византийского письма», пользовался известностью как «человек, убивший Распутина». Богатые американки делали все возможное, чтобы познакомиться с ним. Сам князь скучал по России и писал мемуары, которые попали в Голливуд и стали основой для фильма.

С конца 1930-х гг. Юсупов не раз получал предложения нацистов о сотрудничестве, которые отвергал. Они отомстили, не вернув богатства, хранившиеся в берлинских банках. После войны Юсуповы окончательно разорились.

В 1967 г. в возрасте 80 лет Феликс Юсупов скончался в Париже. За несколько месяцев до смерти он усыновил 18-летнего мексиканца Виктора Контрераса, который позже стал известным скульптором и живописцем.

Дочь Феликса и Ирины, младшая Ирина, вышла замуж за графа Николая Дмитриевича Шереметева. Новобрачные поселились в Риме, где в 1942 г. у них родилась дочка Ксения. Именно ей удалось после более чем 70 лет эмиграции ступить на русскую землю. Весной 1991 г. она перешагнула порог дворца на Мойке, в котором прошла жизнь пяти поколений ее предков. Спустя три года княгиня Ксения присутствовала на заупокойной литургии в полуразрушенном фамильном храме в подмосковном селе Спасское - здесь сохранилось пять захоронений Юсуповых. Еще столько же могил древнего рода находятся на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа.

В 2000 г. указом Президента Российской Федерации Ксении Николаевне Юсуповой-Шереметевой, в замужестве Сфири, в ответ на ее просьбу было предоставлено российское гражданство. В 2004 г. в семье Татьяны, единственной дочери княгини, родился первенец - девочка Марилья. Древний род продолжается.

Незадолго до революции сложно было отыскать дворянский род, основатели которого жили еще в древние времена. В тот период среди богатых семейств встречались в основном выходцы из купечества, а эта семья же была образцом уважения и почитания своих корней и родословной . Возможно, именно той нерушимой связью с предками и объясняется стойкость и выдержка всех членов этой влиятельной семьи.

История фамилии семьи Юсуповых берет свое начало еще со времен Ивана Грозного. Родоначальником будущих дворян был Юсуф-Мурза – ногайский хан. Он отправил своих потомков в Москву, чтобы те получили в кормление город Романов, приняли крещение по православному образцу и обрели новый дом. По официальным данным, временем, от которого ведет свое начало история рода, можно считать период с XVI по XVII вв.

Потомки Юсуфа всегда пользовались уважением и были приближены к царской семье. Так, правнук хана, Григорий Дмитриевич имел заслуги перед Петром Великим. Он участвовал в Азовских походах и Северной войне. Его сын Борис Григорьевич служил губернатором во времена царствования императрицы Анны Иоановны. его потомок, получил от Павла I звание министра Департамента уделов, а сменивший его император Александр I сделал Николая членом Государственного совета.

Трагедия рода

Посмотрите на фото семейного древа : история рода Юсуповых удивительна тем, что у них всегда был всего один наследник по мужской линии. Были и другие сыновья, но они никогда не доживали до зрелого возраста. Поэтому их генеалогическое древо не имеет дополнительных линий, оно прямое и неразветвленное. В те времена подобное редко встречалось, обычно у родовитых семей было множество родственников и потомков.

Существует легенда, что на всю семью наложено страшное проклятие. Якобы, соплеменники Юсуфа узналв, что он обратил своих потомков в другую веру, были рассержены и убили самого хана, как только тот пересек границу своего государства. Они разыскали степную колдунью, которая обрекла членов семьи на страшную участь. Из всех рожденных в пределах поколения детей до 26 лет доживал лишь один.

Эта история повторялась от предков к потомкам, и не зря, уж слишком много было подтверждений ее правдивости. У супругов действительно оставался лишь один сын, достигший возраста 26 лет. Члены семьи с опаской относились к этому пугающему преданию, а вся прислуга, находившаяся в доме, безо всяких сомнений принимала суеверие за чистую монету.

Историки, проводившие исследования дворянского рода Юсуповых, имеют на этот счет другое мнение. Они обнаружили, что гибель сыновей в молодом возрасте началась не сразу после возникновения именитой семьи. Легендарное «проклятие рода» проявило себя лишь после смерти Бориса Григорьевича, до него подобных случаев гибели в юном возрасте зафиксировано не было. К тому же, распространялось проклятие лишь на мужчин. С девочками таких проблем не было, они гораздо чаще доживали до старости. Поэтому исследователи выдвинули версию о том, что причиной трагедии стало вовсе не мифическое проклятие, а генетическая болезнь, передаваемая по мужской линии.

Так как в семье был лишь один сын и наследник, род князей Юсуповых на протяжении долгих лет находился на грани исчезновения. Однако, это положительно сказалось на благосостоянии семьи. В отличии от других именитых родов с множеством потомков, денежные средства не распределялись между наследниками, их не растрачивали попусту многочисленные родственники. Богатство семьи всегда оставалось в доме и сосредотачивалось в руках одного владельца. Мы расскажем вам о самых видных представителях династии. Истории их жизни увлекательны, полны загадок и удивительных событий.

Зинаида Ивановна

Супруга Бориса Николаевича происходила из влиятельной и знатной семьи Нарышкиных. Была сосватана в возрасте пятнадцати лет, в то время как ее избраннику уже исполнилось тридцать. Борис являлся на тот момент вдовцом. Встретив на коронационных торжествах юную фрейлину Зинаиду Ивановну, князь был очарован ее красотой. Добиться расположения родителей невесты было непросто, поэтому Борис Иванович вынужден был свататься несколько раз. История семьи Юсуповых гласит, что свадьбу несколько раз откладывали.

Наконец, 19 января 1827 года в Москве состоялось бракосочетание. Церемония прошла крайне неудачно: жених вынужден был вернуться домой, так как забыл получить благословение от отца, невеста уронила обручальное кольцо и потеряла его, поэтому пришлось брать другое. Семейная жизнь супругов с самого начала не заладилась. Молодая и энергичная Зинаида была несчастлива в обществе своего хмурого и задумчивого мужа, в письмах отцу отмечала, что в Петербурге ей скучно. Вскоре произошла трагедия, которая окончательно разрушила и без того непрочные семейные узы. После появления сына Николая, Зинаида родила дочь, но та умерла при родах. Узнав о родовом проклятии, княгиня наотрез отказалась рожать еще детей и разрешила мужу иметь связи на стороне и заводить любовниц. Их брак с того момента стал формальностью.

Княгиня была молода и очень хороша собой. Историки, исследовавшие династию Юсуповых, отмечают, что она, по словам современников, была стройной и высокой, имела тонкую талию и красивые темные глаза. Жажда развлечений толкала ее на многочисленные романы. Всему высшему свету было известно о ее похождениях и репутации, однако многие влиятельные семьи продолжали оказывать Зинаиде Ивановне почтение из-за ее приветливого нрава и знатной фамилии.

После смерти мужа в 1849 году княгиня покинула Российскую Империю и познакомилась с молодым французом. Их разница в возрасте составляла 20 лет. Они обвенчались в 1861 году на родине Зинаиды Ивановны. Знать отрицательно отнеслась к неравному браку, поэтому княгиня приобрела для супруга титул графа Шово и маркиза де Серр, а сама стала именоваться графиней де Шово. Так она порвала все связи с проклятым, по ее мнению, родом князей Юсуповых и начала новую жизнь во Франции.

Единственный сын отправившейся во Францию Зинаиды Ивановны, Николай Борисович. Фактически, история фамилии Юсуповых на нем прерывается, так как он был последним потомком по мужской линии.

Николай был страстным коллекционером, собирал музыкальные инструменты, произведения искусства, драгоценности. Одна из самых больших ценностей, которая затем передавалась из поколения в поколение в семье – жемчужина Пелегрина. С ней Зинаида – дочь Николая Борисовича, позирует практически на всех своих портретах.

Николай очень трепетно относился к искусству. Он собралу себя уникальную коллекцию картин, однако, галерея его всегда была закрыта для посетителей. Также, следуя примеру предков, с раннего возраста принимал участие в благотворительности, за что получил уважение современников.


Семейная жизнь князя тоже не обошлась без сложностей. Он был влюблен в свою сводную кузину – Татьяну Александровну Рибопьер. С точки зрения православия такой брак был недопустим, поэтому молодым пришлось венчаться тайно. Против этого союза в Синоде открыли дело, однако сам император Александр II повелел оставить супругов в покое.

В браке родилось трое детей: сын Борис и дочери Татьяна и Зинаида. Мальчик скончался в раннем возрасте от болезни, а Татьяна умерла на 22-ом году жизни. По официальной версии причиной смерти явился тиф, эпидемии которого в то время случались довольно часто. И вновь в биографии семьи Юсуповых возникает момент, когда в живых остается лишь один потомок князя. На этот раз не наследник, а наследница многомилионного состояния, княгиня Зинаида Николаевна, стала единственной законной владелицей фамильных богатств.

Зинаида Николаевна

Современники отзывались о княгине, как о женщины необычайного ума и красоты. Она получила прекрасное образование, знала несколько языков, а ее руки добивались самые знатные женихи, в том числе августейшие особы. Ее отец признавался, что хотел бы увидеть дочь на троне, но та не была честолюбивой и отказывала всем, желая найти избранника по душе. Им оказался граф Феликс Сумароков-Эльстон, за которого Зинаида Николаевна вышла замуж в 1882 году. Брак их был счастливым, несмотря на различие во взглядах и интересах супругов. Феликс был военным и не очень жаловал знатные круги, в которых предпочитала бывать его жена. Однако, светские приемы, которые супруги проводили в своих имениях, славились на всю империю. На них приглашали не только российских, но и западных аристократов.

Зинаида Ивановна была увлечена танцами, умела исполнять как бальные, так и русские народные. Во время костюмированного бала в Зимнем дворце княгиня так превосходно сплясала, что гости аплодировали и вызывали ее пять раз. Также владелица состояния дворянского рода Юсуповых славилась своей щедростью и вела благотворительную деятельность.

В браке у супругов родилось двое сыновей. Первенец – Николай, не дожил до своего 26-летия всего полгода и был убит на дуэли с графом Арвидом Мантейфелем. В живых остался их младший сын Феликс Феликсович – последний потомок в истории рода князей Юсуповых.

Феликс Феликсович

Для тех, кто интересуется биографией и историей семьи Юсуповых, очень интересно будет прочесть мемуары Феликса. В них он увлекательно рассказывает о своей юности, отношениях с членами семьи, о своей блистательной матери и брате Николае. Сочетался браком с Ириной Александровной Романовой, находившейся в родстве с правящим императором Российской Империи.

Во время их свадебного путешествия началась Первая мировая война. Супругов задержали в качестве военнопленных в Германии до окончания войны. Отец князя Феликс привлек к делу испанского посла. Благодаря его дипломатическим действиям молодым удалось бежать в Россию, где они принялись заниматься обустройством военных госпиталей.

У Феликса и Ирины родилась дочь, крестными которой стали сам император Николай и его супруга. Феликс Феликсович замешан в деле об убийстве Распутина, так как считал его виновником всех несчастий, творившихся на тот момент в стране. Князь участвовал в организации убийства Распутина. Он заявил, что его необходимо убрать любым способом и прекратить его влияние на государя и императрицу, пусть даже ценой убийства.

После Октябрьской революции семья Юсуповых перебралась заграницу. Вначале они жили в Лондоне, а затем, продав несколько фамильных драгоценностей, приобрели имения во Франции. Чтобы наладить свое финансовое положение, супруги открыли дом мод, но он не принес значительной прибыли. Самой большой удачей Феликса стало выигранное им судебное дело с Голливудом. Одна из студий сняла фильм «Распутин и императрица», в котором было показано, что жена Феликса Феликсовича была любовницей императора. Возмущенный князь подал в суд за клевету и получил большую денежную компенсацию. Считается, что после этого случая во всех голливудских лентах стали предупреждать о вымышленности сюжета и пресонажей.


Супруги взяли на усыновление мексиканца Виктора Мануэля Контрераса. В дальнейшем приемный сын стал скульптором и художником, его произведения искусства. Его работы можно встретить в различных европейских государствах, а также в Мексике и США.

Князь Феликс Феликсович скончался в 1967 году, а через три года умерла его супруга. Чета похоронена в Париже. На этом заканчивается история дворянского рода Юсуповых.

Накануне ХХ века княгиня Зинаида Николаевна Юсупова заказала у модного художника Серова портреты всех членов семьи. Обычно Валентин Александрович «чванливых и богатых» не писал, но Юсуповой отказывать не стал: «Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости».

Ответ художника удивил: «Несправедливости не искоренить, и тем более деньгами, Валентин Александрович».

Вряд ли Зинаида Николаевна имела в виду социальную справедливость. Для нее, воспитанной в роскоши, любое безденежье было следствием бездумья и безделья, а значит, и вполне справедливым. Юсупова говорила о высшей справедливости, которой, по ее мнению, ее семья была лишена.

Проклятие

Предание о родовом проклятии Юсуповых существует в нескольких вариантах. Даже в семье пересказывали его по-разному. Сама Зинаида Николаевна придерживалась варианта бабки - Зинаиды Ивановны Нарышкиной-Юсуповой-де Шаво-де Серр.

Основателем рода считается хан Ногайской Орды Юсуф-Мурза. Желая вопреки воле большинства соплеменников замириться с Москвой и боясь за жизнь своих сыновей, он отослал их ко двору Ивана Грозного. В русской летописи сказано: «Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими селами и деревнями в Романовской округе, и поселенные там служилые татары и казаки подчинены им. С того времени Россия сделалась отечеством для потомков Юсуфа».

Старый хан не ошибся: еще не успели его сыновья добраться до Москвы, как его вероломно заколол родной брат. Когда же до Орды дошла весть, что сыновья Мурзы отказались от магометанства и приняли православие, одна из колдуний наложили на них проклятие. Согласно которому, из всех рожденных в одном поколении Юсуповых до двадцати шести лет доживать будет лишь один, и продолжится это вплоть до полного изничтожения рода.

Почему проклятие звучало столь витиевато, сказать трудно, но сбывалось оно неукоснительно. Сколько бы детей у Юсуповых не рождалось - до двадцати шести доживал только один.

При этом на благополучии семьи подобная зыбкость рода никак не сказывалась. К 1917 году Юсуповы были вторыми по богатству после Романовых. Им принадлежало 250 тыс. десятин земли, они были владельцами сахарных, кирпичных, лесопильных заводов, фабрик и рудников, ежегодный доход от которых составлял более 15 миллиона золотых рублей. А роскоши Юсуповских дворцов могли позавидовать великие князья. К примеру, комнаты Зинаиды Николаевны в Архангельском и во дворце в Санкт-Петербурге были обставлены мебелью казненной французской королевы Марии-Антуанетты. Картинная галерея по своему подбору соперничала с Эрмитажем. А драгоценности Зинаиды Николаевны включали сокровища, ранее принадлежавшие чуть ли ни всем королевским дворам Европы. Так, великолепная жемчужина «Пелегрина», с которой княгиня никогда не расставалась и изображена на всех портретах, принадлежала когда-то Филиппу II и считалась главным украшением испанской Короны.

Впрочем, Зинаида Николаевна богатство счастьем не считала, а несчастными Юсуповых делало проклятье татарской колдуньи.

Бабушка де Шаво

Из всех Юсуповых, пожалуй, только бабке Зинаиды Николаевны - графине де Шаво - удалось избежать больших страданий из-за безвременной гибели своих детей.

Урожденная Нарышкина, Зинаида Ивановна вышла замуж за Бориса Николаевича Юсупова еще совсем юной девушкой, родила ему сына, затем умершую при родах дочь и только после этого узнала о фамильном проклятье.

Будучи женщиной рассудительной, она заявила мужу, что «рожать мертвецов» впредь не собирается, но если тот не нагулялся, «пусть брюхатит дворовых девок», а она возражать не будет. Так продолжалось до 1849 года, когда старый князь умер.

Вдове еще не было и сорока, но семья и дети больше не входили в ее планы, она была хороша собой и владела несметными богатствами, дававшими ей свободу действий, неслыханную для женщины той эпохи. Вскоре Юсупову звали не иначе, как а-ля Бальзак, за целую вереницу головокружительных любовных романов. Казалось, она задалась целью умереть от сладострастия, а не от ненавистного родового проклятия. Стремление княгини обмануть смерть с годами превратилось в манию. Пренебрегая мнением высшего общества, она выкупила своего молодого любовника - народовольца, борца с этим самым обществом - из тюрьмы, неприступной и смертельно сырой Шлиссельбургской крепости, по сути, спасла его от медленной смерти в заточении. А когда он все же скончался, приказала забальзамировать его тело, чтобы хранить его вечно в тайной комнате рядом со своей опочивальней.

На старости лет бабушка выдумала еще одну уловку, дабы уйти от удара древнего проклятия: вышла замуж за первого встречного француза, покинула Россию и беззаботно прожила остаток дней уже не Юсуповой, а мадам де Шаво-де Серр. Воистину по-русски: я - не я, и хата не моя!

Об истории с юным народовольцем Юсуповым напомнили после революции. Одна из эмигрантских газет напечатала сообщение, что, пытаясь найти Юсуповские сокровища, большевики простучали все стены дворца на Литейном проспекте. Драгоценностей не нашли, но обнаружили примыкающую к спальне потайную комнату, в которой стоял гроб с забальзамированным мужчиной. Скорее всего, это и был тот, приговоренный к смерти, народоволец, тело которого бабушка выкупила и перевезла в Петербург

Чудеса Святого Старца

Впрочем, при всей драматургии жизни Зинаиды Нарышкиной-Юсуповой-де Шаво-де Серр, в семье ее почитали счастливой. Все мужья умирали по старости, дочь потеряла при родах, когда привыкнуть к ней еще не успела, много любила, ни в чем себе не отказывала, да и скончалась в окружении родных. У остальных, несмотря на их несметные богатства, жизнь складывалась куда драматичней.
Старшая в роду Юсупова сколько угодно могла заигрывать со смертью, но в гораздо большем страхе должен был жить ее единственный сын - Николай. Однако, как человек высокообразованный, вице-директор Петербургской публичной библиотеки, литератор и скрипач, он не верил ни в какие покрытые многовековой пылью пророчества. Своих трех детей (плюс три) - Зинаиду, Татьяну и Бориса воспитывал людьми светскими, благоразумными и кристально чистыми душой. В их жизни не должно было быть никаких счетов с древними темными силами…

У сына Зинаиды Ивановны, Николая Борисовича Юсупова, было трое детей - сын Борис и дочери Зинаида и Татьяна. Сначала от скарлатины умер маленький Боренька - единственный наследник Юсуповых по мужской линии (минус один), зато дочери выросли не только очень красивыми, но главное - здоровыми девушками. Родители были счастливы, пока в 1878 году с Зинаидой не случилось несчастья.

Осень того года семья проводила в Архангельском. Князь Николай Борисович, почетный опекун, гофмейстер двора, будучи занятым на службе, приезжал редко и коротко. Княгиня же знакомила дочерей с московскими родными и устраивала музыкальные вечера. В свободное время Татьяна читала, а старшая Зинаида совершала конные прогулки. Во время одной из них девушка поранила ногу. Поначалу ранка показалась незначительной, но уже скоро поднялась температура, и вызванный в поместье доктор Боткин поставил безнадежный диагноз - заражение крови. Скоро девушка впала в беспамятство, и семья приготовилась к худшему.

Потом Зинаида Николаевна рассказывала, что в беспамятстве ей пригрезился знакомый с их семьей отец Иоанн Кронштадский. Придя в себя, она попросила позвать его, а после того, как приехавший старец за нее помолился, стала выздоравливать. При этом княгиня всегда добавляла, что о семейном предании тогда не слышала и не знала, что своим выздоровлением обрекает на смерть младшую сестру.

Танечка умерла от тифа в двадцать два года.

Удар молнии

От некогда богатых Юсуповских архивов в России мало чего осталось. «Пьяная матросня» - как описывал ее в своих воспоминаниях Феликс Юсупов - искала, прежде всего, драгоценности, а попадавшиеся ей непонятные бумаги сжигала. Так погибла бесценная библиотека и архив Александра Блока, сгорели в пожарах архивы почти всех дворянских семей России. Теперь восстанавливать родовые хроники приходится по актам сохранившимся в государственных архивах.

Юсуповы не исключение. Полностью доверяться вышедшим за рубежом воспоминаниям Феликса Юсупова нельзя - он приукрашивает свою роль в убийстве Распутина, довольно субъективно подает революционные события. Но из-за близости к императорской фамилии семейную хронику Юсуповых восстановить не трудно.

После болезни старшей дочери Николай Борисович Юсупов стал особенно настойчив в вопросе ее замужества. Как вспоминала потом Зинаида Николаевна, много хворавший князь боялся, что не увидит внуков.

И вскоре не желавшая огорчать отца княжна согласилась познакомиться с очередным претендентом на ее руку - родственником императора, болгарским князем Баттенбергом. Претендента на Болгарский трон сопровождал скромный офицер Феликс Эльстон, в обязанности которого входило представить принца будущей невесте и откланяться. Зинаида Николаевна отказала будущему монарху и приняла предложение Феликса, которое сделал ей на следующий день после знакомства. Это была любовь с первого взгляда, а для Зинаиды Николаевны, что отмечали все, первая и единственная.

Николай Борисович, как бы ни смутило его решение дочери, перечить ей не стал, и весной 1882 года Феликс Эльстон и Зинаида Юсупова обвенчались. А через год у молодых родился первенец - Николай, названный так в честь деда.

Юсуповы по прямой

Мальчик рос молчаливым и замкнутым, и как ни старалась Зинаида Николаевна его приблизить, у нее это не получалось. Она всю жизнь помнила тот ужас, что охватил ее, когда под Рождество 1887 года, на вопрос, обращенный к сыну, какой бы подарок он пожелал, получила недетский и ледяной ответ: «Я не хочу, чтобы у тебя были другие дети».

Тогда Зинаида Николаевна растерялась, но вскоре выяснилось, что одна из мамок, приставленных к молодому князю, рассказала мальчику о нагайском проклятии. Ее уволили, но ожидавшегося ребенка княгиня стала ждать с чувством гонимого и острого страха.

И поначалу опасения оказались ненапрасными. Николай не скрывал своей нелюбви к Феликсу, и только когда тому исполнилось десять лет, между ними появилось чувство, походившее скорее на дружбу, нежели на любовь двух родных людей.

В 1891 году умер Николай Борисович Юсупов. Незадолго до смерти он обратился за высочайшей милостью на сохранение прославленной фамилии, и по прошествии траура мужу Зинаиды Николаевны графу Сумарокову-Эльстону было дано разрешение именоваться князем Юсуповым.

Семейный рок напомнил о себе в 1908 году.

Роковая дуэль

В воспоминаниях Феликса Юсупова нетрудно заметить, что всю свою жизнь он ревновал мать к старшему брату. Тот, хотя и был внешне больше похож на отца, нежели на Зинаиду Николаевну, своим внутренним миром был схож с ней необычайно. Увлекался театром, музицировал, писал картины. Его рассказы печатались под псевдонимом Роков, и даже скупой на похвалу Лев Николаевич Толстой отметил однажды несомненную одаренность автора.

Окончив Петербургский университет, он получил диплом юриста. В семье заговорили о предстоящей женитьбе, но Николай неожиданно влюбился в Марию Гейден, которая уже была помолвлена с графом Арвидом Мантейфелем, и вскоре эта свадьба состоялась.

Молодые уехали в путешествие по Европе, Николай Юсупов последовал за ними, дуэли было не избежать. И она состоялась

22 июня 1908 года в имении князя Белосельского на Крестовском острове Санкт-Петербурга граф Мантейфель не промахнулся. Николаю Юсупову через полгода должно было исполниться двадцать шесть лет.

«Раздирающие крики раздавались из комнаты отца, - спустя годы, вспоминал Феликс Юсупов. - Я вошел и увидел его, очень бледного, перед носилками, где было распростерто тело Николая. Мать, стоявшая перед ним на коленях, казалась лишившейся рассудка. Мы с большим трудом оторвали ее от тела сына и уложили в постель. Немного успокоившись, она позвала меня, но, увидев, приняла за брата. Это была невыносимая сцена. Затем мать впала в прострацию, а когда пришла в себя, то не отпускала меня ни на секунду».

Обезумевшая от горя мать аки львица вцепилась в младшего сына Феликса, ни на шаг не отпуская от себя, зачастую путаясь и называя ее Николенькой, хотя братья абсолютно не похожи. Феликсу досталась ангельская внешность матери, но в обществе он еще совсем юным получил репутацию ангела падшего. Ни искусство, ни науки, ни военное дело его нисколько не интересовали. Зачем учиться, а тем паче трудиться, если ты от рождения почти сказочный принц, тебе принадлежит полцарства, а не сегодня-завтра за тобой придет призрак пращура Юсуфа? Нужно использовать каждый отпущенный тебе день жизни для наслаждений.

Порочный херувим

Когда на дуэли погиб Николай, Зинаиде Николаевне было под пятьдесят. Теперь все ее надежды оказались связаны с младшим сыном.

Внешне Феликс походил на мать необычайно - правильные черты лица, большие глаза, тонкий нос, припухлые губы, изящная фигура. Но, если черты Зинаиды Николаевны современники называли ангельскими, то ее младшего сына никто иначе как с падшим ангелом не сравнивал. Во всем его облике херувима чувствовалась некоторая порочность.

Он не был склонен, как его старший брат или мать, к искусствам. Не питал интереса к военной и государственной службе, как его отец или родные по материнской линии. Прожигатель жизни, золотой мальчик, завидный жених. Но и с женитьбой все обстояло не так-то просто.

Зинаида Николаевна пыталась повлиять на сына, писала ему: «Не играй в карты, ограничь веселое времяпрепровождение, работай мозгами!». Но Феликс Юсупов, хотя и обожал мать, побороть себя был не в состоянии. Только лукавое заявление Зинаиды Николаевны о том, что она больна, но не желает умирать, пока не увидит внуков, подвигло его согласиться на женитьбу и пообещать остепениться. Оказия представилась довольно скоро.

В 1913 году на декабрьские вечера в Архангельском приехал великий князь Александр Михайлович. Он сам завел разговор о женитьбе своей дочери Ирины и Феликса, а Юсуповы с радостью откликнулись. Ирина Александровна была не только одной из самых завидных невест страны, но и потрясающе красива. К слову, в начале ХХ века в России было три признанные красавицы: императрица Мария Федоровна, Зинаида Николаевна Юсупова и Ирина Александровна Романова.

Венчание состоялось в феврале 1914 года в церкви Аничкова дворца. Поскольку теперь Юсуповы находились в родстве с царствующей династией, поздравить молодых прибыла вся императорская семья. Через год у них родилась дочь Ирина.

Мать убийцы

О роли Феликса Юсупова в убийстве Распутина известно почти все. Заманили сластолюбивого старца под предлогом встречи с Ириной Александровной во дворец на Мойке. Сначала травили, потом стреляли и, в конце концов, утопили Распутина в реке.

В своих воспоминаниях Юсупов уверяет, что таким образом пытался освободить Россию от «темной силы, ведущей ее к пропасти». Несколько раз ссылается на мать, поссорившуюся из-за своей неприязни к Распутину с императрицей. Но разве достойно заманивать жертву под предлогом близости с собственной женой? Да и Григорий Распутин вряд ли бы поверил подобному поведению благородного князя.

Уже тогда в объяснениях Юсупова современники подозревали некоторую лукавость и предполагали, что Распутин согласился приехать, чтобы погасить ссору между супругами, вызванную гомосексуальными наклонностями Феликса.

Императрица настаивала, чтобы заговорщиков расстреляли, но поскольку среди них был великий князь Дмитрий Романов, наказание ограничили ссылкой. Феликса сослали в курское имение Ракитное.

Узнав о событиях в Петербурге, Зинаида Николаевна, находившаяся в Крыму, нанесла визит вдовствующей императрице.

«Мы всегда с вами понимали друг друга, - медленно, чуть растягивая слова, произнесла Мария Федоровна. - Но боюсь, что наши молитвы были услышаны слишком поздно. Господь давно наказал моего сына, лишив его головы. Собирайте семью. Если у нас и есть время, то его немного».

Проклятое богатство

В начале войны почти все состоятельные семьи страны перевели свои зарубежные сбережения в Россию. Не явились исключением и Юсуповы. Вызвано это было не только и не столько патриотизмом, сколько желанием сохранить имущество - в победе России никто не сомневался.

Когда грянула революция, Феликс попытался спасти фамильные драгоценности, перевезя их в Москву. Но забрать их оттуда не удалось, и драгоценности были случайно найдены через восемь лет.

Когда 13 апреля 1919 года Юсуповы отплывали из Крыма на миноносце «Мальборо», в России у них оставались: 4 дворца и 6 доходных домов в Петербурге, дворец и 8 доходных домов в Москве, 30 усадеб и поместий по всей стране, Ракитянский сахарный завод, Милятинский мясной завод, Должанские антрацитные рудники, несколько кирпичных заводов и много чего другого.

Но и в эмиграции Юсуповы оказались не среди бедных. Хотя мы уже упомянули, что зарубежные сбережения с началом войны были переведены в Россию, за границей оставалась недвижимость, да и наиболее ценные драгоценности княгини постоянно возили с собой и увезли в эмиграцию.

После того, как Феликс за несколько бриллиантов купил паспорта и визы, Юсуповы обосновались в Париже. Они купили дом в Булонском лесу, где и прожили долгие годы.

Старый князь скончался в 1928 году, Зинаида Николаевна в 1939-ом.

Похоронили ее на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Феликс Юсупов от праздной жизни не отказался, и, в конце концов, все вывезенное и имевшееся за границей имущество оказалось растрачено. Его самого, жену и дочь Ирину похоронили в могиле матери. Денег еще на одно место на кладбище не нашлось.
Скоропостижная смерть брата Николая дала ему шанс на жизнь и продолжение рода, но Ногайское проклятие легко свело с ним счеты: если человек духом слаб, он - полный ноль в борьбе с древними силами.