Анализ сказки дикий помещик салтыкова-щедрина сочинение. Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ Сочинение Дикий помещик

Сатирическое изображение действительности проявилось у Салтыкова-Щедрина (наряду с другими жанрами) и в сказках. Здесь, как и в народных сказках, сочетается фантастика и реальность. Так, часто у Салтыкова-Щедрина звери очеловечены, они олицетворяют собой пороки людей.
Но есть у писателя цикл сказок, где героями выступают люди. Здесь Салтыков-Щедрин выбирает другие приемы для высмеивания пороков. Это, как правило, гротеск, гипербола, фантастика.

Такова сказка Щедрина «Дикий помещик». В ней глупость помещика доведена до предела. Писатель иронизирует над «достоинствами» барина: «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть; куда ни глянут – все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотина на водопой пойдет – помещик кричит: «Моя вода!» Курица за околицу выйдет – помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух – все его стало!»

Помещик считает себя не человеком, а неким божеством. Или, по крайней мере, человеком высшего разряда. Для него в порядке вещей пользоваться плодами чужого труда и даже не задумываться об этом.

Мужики «дикого помещика» изнывают от тяжкого труда и жестокой нужды. Замученные гнетом, наконец, крестьяне взмолились: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Услышал их бог, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».

Поначалу казалось барину, что хорошо теперь заживется ему без крестьян. Да и все благородные гости помещика одобряли его решение: «- Ах, как это хорошо! – хвалят помещика генералы, - стало быть, теперь у вас этого холопьего запаху нисколько не будет? - Нисколько, - отвечает помещик».

Кажется, что герой не осознает всю плачевность своего положения. Помещик только предается мечтам, пустым по своей сути: «и вот ходит он, ходит по комнатам, потом сядет и посидит. И все думает. Думает, какие он машины из Англии выпишет, чтоб все паром да паром, а холопского духу чтоб нисколько не было; думает, какой он плодовитый сад разведет: вот тут будут груши, сливы…» Без своих крестьян «дикий помещик» только тем и занимался, что нежил свое «тело рыхлое, белое, рассыпчатое».

Вот в этот момент и начинается кульминация сказки. Без своих крестьян помещик, не умеющий и пальцем шевельнуть без мужика, начинает дичать. В щедринском сказочном цикле дается полный простор для развития мотива перевоплощения. Именно гротеск в описании процесса одичания помещика помог писателю со всей ясностью показать, как алчные представители «дирижирующего сословия» могут превратиться в самых настоящих диких животных.

Но если в народных сказках сам процесс превращения не изображается, то Салтыков воспроизводит его во всех деталях и подробностях. В этом – уникальное художественное изобретение сатирика. Его можно назвать гротескным портретом: помещик, совершенно одичавший после фантастического исчезновения крестьян, превращается в первобытного человека. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав…а ногти у него сделались, как железные, - неторопливо повествует Салтыков-Щедрин. – Сморкаться он уже давно перестал, ходил все больше на четвереньках и даже удивлялся, как прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил какой-то особенный победный клич, среднее между свистом, шипенье и рявканьем».

В новых условиях вся суровость помещика утратила свою силу. Он стал беспомощен, как малое дитя. Теперь даже «мышонок был умный и понимал, что помещик без Сеньки никакого вреда ему сделать не может. Он только хвостом вильнул в ответ на грозное восклицание помещика и через мгновение уже выглядывал на него из-под дивана, как будто говоря: погоди, глупый помещик! то ли еще будет! Я не только карты, а и халат твой съем, как ты его позамаслишь как следует!»

Таким образом, в сказке «Дикий помещик» показана деградация человека, обнищание его духовного мира (а был ли он вообще в данном случае?!), отмирание всех человеческих качеств.
Это объясняется очень просто. В своих сказках, как и в своих сатирах, при всей их трагической мрачности и обличительной суровости, Салтыков оставался моралистом и просветителем. Показывая ужас человеческого падения и самые зловещие его пороки, он все же верил, что в будущем произойдет нравственное возрождение общества и наступят времена социальной и духовной гармонии.


Сказка «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина , как и другие его сатирические произведения, предназначена для взрослой аудитории. Впервые была опубликована в прогрессивном литературном журнале «Отечественные записки» в 1869 году, когда его возглавлял редактор-издатель Николай Некрасов – друг и единомышленник писателя.

Сказочный сюжет

Небольшое произведение занимало несколько страниц журнала. Сказка повествует о глупом помещике, который донимал проживающих на его земле крестьян из-за их «холопьего запаха» . Крестьяне исчезают, и он остается единственным жильцом в своем поместье. Неумение ухаживать за собой, вести хозяйство приводят сначала к обнищанию, позже – к одичанию и полной потере рассудка.

Сумасшедший охотится на зайцев, которых ест живьем, и разговаривает с медведем. Ситуация доходит до губернского начальства, которое приказывает крестьян вернуть, одичалого изловить и оставить под надзором дворового.

Литературные приемы и использованные образы

Произведение было типичным для автора, который использовал сатиру и метафорические приемы для того, чтобы передать свои мысли широкой публике. Веселый стиль, живые диалоги, написанные бытовым разговорным языком, циничный юмор – привлекали читателей легкостью изложения. Аллегорические образы заставляли задуматься, были предельно понятны как для серьезных подписчиков журнала, так для юных курсантов и барышень.

Несмотря на сказочное повествование Салтыков-Щедрин прямо упоминает несколько раз реальную газету «Весть», с редакционной политикой которой он был не согласен. Автор делает ее основной причиной помешательства главного героя. Использование сатирического приема помогает высмеять конкурента и параллельно донести до читателя несостоятельность идей, которые могут привести к абсурду.

Упоминание московского театрального актера Михаила Садовского, который был в то время на пике популярности, рассчитано на привлечение внимания праздной аудитории. Реплики Садовского в вопросительной форме обозначают абсурдность действий помешанного, задают читательским суждениям направление, задуманное автором.

Салтыков-Щедрин использует писательский талант, чтобы изложить в доступной форме свою политическую позицию и личное отношение к происходящему. Аллегории и метафоры, использованные в тексте, были прекрасно понятны его современникам. Читателю из нашего времени нужны пояснения.

Аллегории и политическая подоплека

Отмена крепостничества в 1861 году вызвала бурные катаклизмы в экономическом состоянии России. Реформа была своевременна, но имела массу спорных для всех сословий моментов. Крестьянские восстания стали причиной гражданского и политического обострения.

Дикий помещик, которого и автор, и персонажи постоянно называют глупым, – собирательный образ радикально настроенного дворянина. Ментальная ломка многовековых традиций давалась землевладельцам с трудом. Признание «мужика» как свободного человека, с которым нужно выстраивать новые хозяйственные отношения, происходило со скрипом.

По сюжету временнообязанные, как стали называть крепостных после реформирования, были унесены богом в неизвестном направлении. Это прямой намек на реализацию прав, которыми их наделила реформа. Дворянин-ретроград радуется отсутствию «мужицкого запаха» , но демонстрирует полное непонимание последствий. Ему трудно смирится с потерей бесплатной рабочей силы, но он готов голодать, лишь бы не иметь отношений с бывшими крепостными.

Помещик постоянно подкрепляет свои бредовые идеи чтением газеты «Весть». Издание существовало и распространялось за счет средств части дворянства, недовольной происходящей реформой. Публикуемые в ней материалы поддерживали уничтожение системы крепостничества, но не признавали способность крестьян к административной организации и самоуправлению.

Пропаганда обвиняла крестьянское сословие в разорении землевладельцев и экономическом упадке. В финале, когда сумасшедшего насильно приводят в человеческий вид, исправник отбирает у него газету. Пророчество автора сбылось, через год после опубликования «Дикого помещика» владелец «Вести» обанкротился, тираж прекратился.

Салтыков описывает экономические последствия, которые могут наступить без труда временнообязанных, без иносказаний: «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба» , «распространились в уезде грабежи, разбой и убийства» . Сам дворянин утратил «свое тело рыхлое, белое, рассыпчатое» , обнищал, одичал и окончательно утратил рассудок.

Выравнивание ситуации берет на себя капитан-исправник. Представитель государственной службы озвучивает основную авторскую мысль о том, что «казначейство без податей и повинностей, а тем паче без винной и соляной регалий, существовать не может» . Обвинение в нарушении порядка и разорении он перекладывает с крестьян на «глупого помещика, который всей смуте зачинщик» .

Сказка о «Диком помещике» - типичный образец политического фельетона, своевременно и ярко отразивший происходящее в 60-х годах XIX века.

Сатирическое изображение действительности проявилось у Салтыкова-Щедрина (наряду с другими жанрами) и в сказках. Здесь, как и в народных сказках, сочетается фантастика и реальность. Так, часто у Салтыкова-Щедрина звери очеловечены, они олицетворяют собой пороки людей.
Но есть у писателя цикл сказок, где героями выступают люди. Здесь Салтыков-Щедрин выбирает другие приемы для высмеивания пороков. Это, как правило, гротеск, гипербола, фантастика.

Такова сказка Щедрина «Дикий помещик». В ней глупость помещика доведена до предела. Писатель иронизирует над «достоинствами» барина: «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть; куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотина на водопой пойдет - помещик кричит: «Моя вода!» Курица за околицу выйдет - помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух - все его стало!»

Помещик считает себя не человеком, а неким божеством. Или, по крайней мере, человеком высшего разряда. Для него в порядке вещей пользоваться плодами чужого труда и даже не задумываться об этом.

Мужики «дикого помещика» изнывают от тяжкого труда и жестокой нужды. Замученные гнетом, наконец, крестьяне взмолились: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Услышал их бог, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».

Поначалу казалось барину, что хорошо теперь заживется ему без крестьян. Да и все благородные гости помещика одобряли его решение: «- Ах, как это хорошо! - хвалят помещика генералы, - стало быть, теперь у вас этого холопьего запаху нисколько не будет? - Нисколько, - отвечает помещик».

Кажется, что герой не осознает всю плачевность своего положения. Помещик только предается мечтам, пустым по своей сути: «и вот ходит он, ходит по комнатам, потом сядет и посидит. И все думает. Думает, какие он машины из Англии выпишет, чтоб все паром да паром, а холопского духу чтоб нисколько не было; думает, какой он плодовитый сад разведет: вот тут будут груши, сливы…» Без своих крестьян «дикий помещик» только тем и занимался, что нежил свое «тело рыхлое, белое, рассыпчатое».

Вот в этот момент и начинается кульминация сказки. Без своих крестьян помещик, не умеющий и пальцем шевельнуть без мужика, начинает дичать. В щедринском сказочном цикле дается полный простор для развития мотива перевоплощения. Именно гротеск в описании процесса одичания помещика помог писателю со всей ясностью показать, как алчные представители «дирижирующего сословия» могут превратиться в самых настоящих диких животных.

Но если в народных сказках сам процесс превращения не изображается, то Салтыков воспроизводит его во всех деталях и подробностях. В этом - уникальное художественное изобретение сатирика. Его можно назвать гротескным портретом: помещик, совершенно одичавший после фантастического исчезновения крестьян, превращается в первобытного человека. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав…а ногти у него сделались, как железные, - неторопливо повествует Салтыков-Щедрин. - Сморкаться он уже давно перестал, ходил все больше на четвереньках и даже удивлялся, как прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил какой-то особенный победный клич, среднее между свистом, шипенье и рявканьем».

В новых условиях вся суровость помещика утратила свою силу. Он стал беспомощен, как малое дитя. Теперь даже «мышонок был умный и понимал, что помещик без Сеньки никакого вреда ему сделать не может. Он только хвостом вильнул в ответ на грозное восклицание помещика и через мгновение уже выглядывал на него из-под дивана, как будто говоря: погоди, глупый помещик! то ли еще будет! Я не только карты, а и халат твой съем, как ты его позамаслишь как следует!»

Таким образом, в сказке «Дикий помещик» показана деградация человека, обнищание его духовного мира (а был ли он вообще в данном случае?!), отмирание всех человеческих качеств.
Это объясняется очень просто. В своих сказках, как и в своих сатирах, при всей их трагической мрачности и обличительной суровости, Салтыков оставался моралистом и просветителем. Показывая ужас человеческого падения и самые зловещие его пороки, он все же верил, что в будущем произойдет нравственное возрождение общества и наступят времена социальной и духовной гармонии.

Сказки Салтыкова-Щедрина, предназначенные для взрослых, знакомят с особенностями русского общества лучше, чем исторические произведения. История о диком помещике похожа на обычную сказку, но реальность в ней сочетается с вымыслом. Помещик, ставший героем повествования, часто читает существующую на самом деле реакционную газету «Весть».

Оставшись один, помещик поначалу радуется тому, что его желание сбылось. Позднее приходит осознание собственной глупости. О глупости ему, не стесняясь, говорят чванливые гости, поняв, что из угощений у помещика остались одни леденцы. Таково же и официальное мнение исправника, собирающего налоги, который разбирается в неотделимости крестьянских податей от стабильности государства.

Но помещик не внемлет голосу разума и не слушает чужих советов. Он сохраняет твердость духа и мечтает о фантастических заграничных машинах, предназначенных заменить мужиков. Наивный мечтатель, не осознает, что в реальности не способен сам умываться. Он совершенно беспомощен, так как ничего не умеет.

Сказка заканчивается грустно: упрямец обрастает шерстью, встает на четвереньки и начинает кидаться на людей. Оказалось, что у благородного снаружи господина сущность простейшего существа. Он оставался человеком, пока ему подносили еду на тарелке и одевали в чистую одежду.

Вышестоящее начальство постановило вернуть крестьян в имение, чтобы они работали, платили в казну налоги и производили еду для своих хозяев.

А помещик остался диким навсегда. Его отловили, почистили, но он по-прежнему тяготеет к лесной жизни и не любит умываться. Таков герой: властелин в крепостном мире, но опекаемый простым мужиком Сенькой.

Автор смеется над нравами российского общества. Он сочувствует крестьянам и обвиняет их в чрезмерной терпеливости и покорности. Вместе с этим писатель демонстрирует бессилие помещиков, не умеющих жить без слуг. Сказки Салтыкова-Щедрина призывают уважать народ, который является основанием, поддерживающим благополучие подобных помещиков.

Вариант 2

Салтыков-Щедрин написал свое известное произведение, которое получило название «Дикий помещик», в 1869 году. Там он рассматривает достаточно злободневные вопросы, актуальные и в то время, и сейчас. Для него центральным являются жанр сказок, которые он пишет далеко не для детей. Автор сталкивает в своем произведение трагическое с комичным, использует такие приемы, как гротеск и гипербола, а также эзопов язык. Таким образом, он высмеивает самодержавие и крепостное право, которое до сих пор существуют на территории страны.

В центре событий обычный помещик, который имеет особую гордость за то, что в его венах течет дворянская кровь. Его цель – это просто понежить тело, отдохнуть и побыть собой. Он фактически отдыхает и такой образ жизни он может позволить себе только благодаря мужикам, к которым он относится весьма жестоко, он не может выносить даже духа обычных мужиков.

И вот желание помещика исполняется, и он остается один, при этом Бог исполнил не желание помещика, а желание крестьян, которые полностью измучены от постоянного контроля и надзора.

Таким образом, Щедрин высмеивает долю русского народа, которая является достаточно непростой. Только спустя время герой понимает, что он совершил настоящую глупость.

И вот в конце, помещик полностью одичал, внутри высшего существа человека, скрывается самое обычное животное, которое живет только ради осуществления своих желаний.

Герой восстановился в крепостном обществе, а опекать его будет простой русский крестьянин по имени Сенька.

Сказка «Дикий помещик» - это одно из гениальных произведений писателя, работающего в жанре сатиры. Ему приходится высмеивать социально-политический строй, ему приходится изобличать существующие нравы и типы общества, в котором существует достаточно странная мораль, не подвергающаяся осмыслению. Он показывает то, насколько беспомощны помещики, за которыми постоянно ухаживают простые крепостные. Все это высмеивается автором, который вынужден жить в подобном обществе, ему трудно справляться с существующей ситуацией, поэтому он старается показать ее абсурдность, осудить происходящее в обществе.

Сочинение Дикий помещик

Одна из лучших работ Салтыкова-Щедрина вышла в свет в 1869 году и называется она сказка «Дикий помещик». Данное произведение можно отнести к жанру сатира. Почему сказка? Автор не спроста выбрал такой жанр, таким образом он обошел цензуру. Герои произведения не имеют имен. Своеобразный намёк со стороны автора на то, что помещик является сборным образом и отвечает многим помещикам на Руси в 19 веке. Ну а взять остальных героев, мужики и Сенька, это что ни есть крестьяне. Автор поднимает очень интересную тему. Главное для автора то, что крестьянский, честный и трудолюбивый народ, всегда во всем выше нежели дворяне.

Благодаря жанру сказки, произведение автора очень простое и насыщенно иронией и разнообразными художественными деталями. С помощью деталей автор очень четко может передать образы героев. Например, помещика он называет глупым и мягкотелым. Который не знал горя и радовался жизни.

Главная проблема данного произведения - это сложная жизнь простого народа. В сказке автора, помещик выступает бездушным и жестким извергом, он только и делает то, что унижает бедных крестьян и старается забрать у них даже последнее. Крестьяне молились, им больше ничего не оставалось, они как люди хотели нормальной жизни. Помещик же хотел избавиться от них и в конце концов, бог исполнил желание крестьян жить лучше и желание помещика избавится от крестьян. После этого становится ясно, что всю роскошною жизнь помещика обеспечивают крестьяне. С исчезновением «холопов», жизнь поменялась, теперь помещик стал похож на животное. Он изменился внешне, стал страшнее, зарос, перестал нормально есть. Исчезли мужики и жизнь поменяла яркие тона на серые и тусклые. Даже проводя время как раньше, в развлечениях, помещик чувствует, что все равно это все не то. Автором раскрывается настоящий смысл произведения, который относится к реальной жизни. Бояре, помещики угнетают крестьян, не читают их за людей. Но, в отсутствие «холопов» они не могут жить нормальной жизнью, ведь все благо лично для них и для страны обеспечивают именно крестьяне, рабочие. А высшие слои общества кроме проблем и бед больше ничего не несут.

Люди в данном произведении, а именно крестьяне - это честные люди, открытые и любящие труд. С помощью их труда помещик и жил припеваючи. Кстати автор показывает крестьян не просто как одну бездумную толпу, а как умных и проницательных людей. В данном произведении для крестьян очень важна справедливость. Они считали не справедливым такое отношение к себе и поэтому попросили помощи у бога.

Непосредственно Салтыков-Щедрин очень уважает крестьян, что и показывает в произведении. Это видно, очень явно, когда помещик исчез и жил без крестьян и в то время, когда он вернулся. В итоге получается так, что автор подводит читателя к одному истинному мнению. Не высоко ставленники, не чиновники решают судьбу страны и каждого из помещиков, а именно крестьяне. На них держится все благополучие и все благи богатых людей. Это и есть главная идея произведения.

Идея, тема, суть, смысл

Несколько интересных сочинений

  • Особенности языка повести Левша Лескова

    Творение писателя представляет собой произведение, созданное в стиле сказания на основе смешения реальных и вымышленных событий с введением в образ главного персонажа повести героя персонажа, заимствованного из народной былины.

  • Образ Ростовщика в повести Портрет Гоголя и го характеристика сочинение

    Портрет - одна из повестей Николая Васильевича Гоголя, входящая в цикл «Петербургские повести». На мой взгляд «Портрет» выделяется на фоне остальных повестей не только оригинальным сюжетом, но и необычными героями.

  • Согласны ли Вы со словами Пушкина: «Мечтам и годам нет возврата» (Итоговое сочинение)

    Проживая свою жизнь, длинную или не очень, каждый человек предаётся мечтаниям. Он мечтает всегда, всё время. И это считается вполне нормальным явлением и поведением человека, нормальным состоянием человеческой души.

  • Жизнью каждого из нас управляют эмоции. В детстве у нас еще нет осознания того, что ими следует управлять, контролировать во благо себя и своих близких. Но бывают моменты

  • Придумать сказку про рыбу-кит 4 класс (сочинить сказку)

    Жил в Ледовитом океане то ли Рыба, то ли Кит, в общем, добрый Рыба-Кит. Жил хорошо, плавал на просторе, отдыхал на льдинах, смотрел представления морских котиков. На льдинах котикам было скучно и холодно, и они устраивали цирковые представления

Анализ сказки "Дикий помещик" Салтыкова-Щедрина

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.

В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и пеобразованности: "был тот помещик глупый, читал газету "Весть"и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое". Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой сказке: "Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести". Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в кошмарах. Так в этой сказке помещик, который не имел никакого представления о труде, становится грязным и диким зверем. После того, как его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: "Да я уж и то сколько дней немытый хожу! ".

Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает нормальную человеческую жизнь.

Барин до того одичал, что"с головы до ног оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не приобрёл". Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: "податей никто не вносит, вино в кабаках никто не пьёт"."Нормальная"жизнь наступает в уезде только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: "Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит."

Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных слов, а есть простые русские слова: "сказано-сделано", "мужицкие портки"и т.д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.