§4 Основные, составные и дополнительные цвета. Советы начинающим: основные и дополнительные цвета Три основных цвета в живописи

Работа с цветом – всегда нелегкий этап в художественном процессе, так как понятие цвета – абстрактное. Смешивать краски и получать новые цвета, а также совмещать цвета на холсте в единое целое, что-то подчеркивать, что-то оставлять в тени… Подобный этап бывает пугающим для некоторых художников. Это есть недостатком уверенности в себе, как следствие незнания основных принципов сочетания цветов. Они достаточно просты и подчиняются определенным правилам.

Первичные цвета

Итак, есть три основных цвета в рисовании: желтый, красный и синий. Основные или первичные цвета – это основа всех цветов. Для того, чтобы получить другие цвета или их оттенки, нужно смешивать основные. Мы будем говорить конкретно о живописи, так как, очевидно, что в полиграфии и фотографии свой набор основных цветов.

Цвета на картинке разные по светлоте, в которой яркость на пике. Если их перевести в черно белый формат, то вы отчетливо увидите контраст.

Обратите внимание на колесо основных и дополнительных цветов. В центре треугольника три первичных. Грани – это цвета, которые получатся при смешивании основных. На внешнем круге можно с легкостью увидеть пары дополнительных цветов, они располагаются строго напротив. В случае с основными цветами верхушка первичного треугольника располагается напротив одного из треугольников, образованного при смешении основных цветов.

Дополняющие цвета

Когда вы смотрите на какой-либо цвет, вы не осознаете, что ваши глаза видят ореол дополняющего цвета.

Присмотритесь внимательно к двум квадратам. Они одинакового цвета. Но квадрат слева кажется более синим, поскольку его окружает дополняющий цвет, и оба цвета влияют друг на друга. Когда мы смотрим на квадрат слева, наш глаз воспринимает также оранжевый цвет вокруг него. Второй квадрат выглядит иначе. Если, например, разместить фиолетовый квадрат на синем фоне, цвет тоже будет восприниматься по-другому, так как фиолетовый и синий не есть взаимодополняющими цветами.

Есть 3 основные пары дополняющих цветов. Каждая пара – это 1 основной и 1 дополняющий цвета. Так, для красного дополняющим будет зеленый, для голубого – оранжевый, для желтого – фиолетовый. Такие же связи объединяют пары контрастных цветов: красно-оранжевый будет дополняющим для голубовато-зеленого, голубовато-фиолетовый – для желто-оранжевого и так далее.

Дополняющие цвета и их контраст

Правильно расположив вблизи дополняющие цвета, можно усилить эффект, так как они будут углублять друг друга. Любой цвет будет более насыщенным рядом с другим, чем сам по себе. Для примера, зеленый и синий цвета контрастируют с оранжевым и красным. Эстетичность подобного сочетания зависит еще и от правильных пропорций: если мы будем использовать в одинаковом количестве контрастные цвета, то получится дисгармоничная комбинация, а вот минимальное количество красного на фоне зеленого может смотреться красиво. Впечатляющей будет та картина, на которой контрастные цвета будут одинакового тона и интенсивности. Глаза быстро передвигаются с одного цвета на другой, при этом создается оптическая вибрация, и от этого цвета кажутся ярче.

Смешанность дополняющих цветов

Не стоит использовать чистые дополняющие цвета. Более приятными для глаз будут именно так называемые смешанные дополняющие цвета. То есть разделенные истинным дополняющим цветом. Например, фиолетовый – это истинный дополняющий (контрастный) цвет для желтого, а сине-фиолетовый и красно-фиолетовый являются его смешанными дополняющими цветами.

Если вы имеете дело с контрастными цветами, не забывайте о правилах композиции. В данном случае необходимо, чтобы самый контрастный участок на картине привлекал внимание. То есть нужно следить за тем, чтобы он совпадал с фокальной точкой картины, иначе контраст будет отвлекать зрителя. В случае если картина будет иметь несколько равносильных по контрастности зон, она просто будет сбивать с толку.

Насыщенные цвета будут казаться более яркими рядом с нейтральными цветами. Когда в картине превалируют тусклые тона, создать центр интереса можно добавив мазков чистым цветом. Таким способом вы привлечете взгляд и удержите внимание. Выразительный и яркий объект всегда удачно можно подчеркнуть легкими переходами холодных цветов.

Ни для кого не секрет, что цвет — одно из важных средств изображения. И естественно, имея правильное представление о цветоведении в живописи , мы можем правильно и разумно применять его в живописных картинах. Цвет можно «заставить» работать на нас. А для этого было бы неплохо разобраться и понять, как же это сделать, не забывая о том, что каждому из нас свойственен свой способ восприятия цвета и его передачи.

Оттенки цветов богаты и разнообразны, но все они подчиняются законам цветоведения. Давайте попробуем разобраться с основными понятиями науки о цвете, не влезая глубоко в научные дебри.

Примечание: цвет и оттенки в масляной живописи могут слегка отличаться от оттенков в акриловой живописи,например, или от цвета тамперы. Поэтому, в качестве примеров цветоведения, возьму художественную масляную краску. Хотя основы цветоведения практически одинаковые во всех видах красок.

Сколько цветов в радуге?

Наверняка вы знаете, что р адуга состоит из 7 цветов, в то время как наш «живописный круг» включает в себя 12! Тем не менее, радуга на небе радует нас ни чуть не меньше от этого. Но речь пойдет не о красоте радуги, а о цвете как таковом.

Радуга в цвете

В цветоведении живописи существует понятие как основные цвета, второстепенные и производные.

Основными , первыми в круге, традиционно считаются красный, синий и желтый. Все остальные, в принципе получаются путем смешения красок. Но вот первые 3 цвета получиться по другому никак не могут.

Второстепенны е цвета , то есть следующие 3 цвета получаются при смешении двух других первых красок. Например, как получить зеленый. Просто смешиваем желтый с синим… Естественно, светлота, и интенсивность зеленого будет зависеть, в каких пропорциях были смешаны эти цвета.

Также стоит помнить о том, что купленные в тюбиках синие, желтые и красные краски, будут отличаться друг от друга по теплоте и холодности. Если вы пишите картины, то наверняка знаете, что среди желтых цветов есть и теплые и холодные. Поэтому, смешивая желтый и синий, мы, конечно же, получим зеленый. Но какой нужно взять синий и какой желтый, чтобы получить нужный зеленый? Ведь оттенков зеленого очень много.

Многообразие зеленых при смешивании желтых и синих

Скажу, что изучить теорию цвета безусловно нужно, но без практики никак. Причем, практика в мире цвета занимает большую часть времени. Нужно научиться смешивать, заставляя цвет работать в наших живописных картинах! Ниже я приведу небольшой пример, выполненный в разных тепло-холодных гаммах.Есть также производные цвета . Получить можно их путем смешиваний трех основных и трех вторичных цветов.

Но, говоря о цветоведении в живописи, мы будем считать основными все 12 хроматических цветов спектрального круга и ахроматические – черный, белый и все разновидности серого.

Цветоведение в живописи

Изучение спектрального круга дает понимание о взаимодополнительных цветах. Они расположены напротив и обладают свойством усиливать друг друга при соседстве на картине. Например, розовый выглядит намного ярче в компании зеленого, а желтый «зажигается» рядом с синим.

Главные характеристики цветов

Если бы краска была одушевленным предметом, то можно было бы сказать, что у нее есть характер, который состоит из трех составных черт . Да, скорее всего так.. ведь именно эти черты в цвете на живописной картине и вызывают у зрителя различные эмоции.

Цвет в искусстве существует для выражения эмоций одних (живописцев) и эмоциональной реакцией других (зрителей). На примере красных цветков приведу пример «характера цвета».

К основным свойствам характера цвета относятся 3 термина:

  • Цветовой тон – термин цветоведении, определяющий колор. Цветовой тон позволяет отличать один цвет от другого, а также различать их по названиям.
  • Светлота – тон в цвете, тональность. Одно из важнейших качеств цвета, о котором не стоит забывать
  • Насыщенность – интенсивность, степень сочности и глубины цвета. Еще насыщенность это своего рода видимая степень цветового тона хроматическом цвете.

Насыщенность и светлота красного цвета


Если, например, неправильно был взят цвет, значит и тональность получится иная. Это важный признак, определяющий близость цвета к светлому или темному. Как можно изобразить цветок, если пользоваться только цветовым тоном? Никак, он был бы плоским и похож на детский рисунок в чисто-красном цвете. Внутренняя часть цветков темнее и насыщее.

Светлота и насыщенность добавила в цвет все, что необходимо. А ведь сам цветок состоит только из одного цвета- красного. Все остальные только его производные.Как вы догадались, для того, чтобы сделать цвет светлее, нужно добавить белил. Так можно получить градус светлости и светотеневой тон. И темнее, добавляя, например серый. Чтобы регулировать цвет, включаем в палитру белый и черный цвет. Конечно, получится светлее, но и оттенок получится иной. Из ярко насыщенного красного, с белилами она станет светлее, это точно, но и цвет при этом меняется до розового. Поэтому, стараемся не менять сам цвет краски.

Определять насыщенность можно в процентном содержании цветового тона в цвете. Запутано получилось? Вот еще фруктовый пример: цвет мандарина и абрикоса имеют одинаковый цветовой тон – оранжевый. И даже светлота в обоих предметах светлая. И все же насыщенность абрикоса и мандарина разные. Цвет мандарина будет насыщеннее цвета абрикоса: в мандарине как будто более контрастный оранжевый. Еще проще другими словами описать можно так: сильно-яркий оранжевый мандарин и тускло-бледный-оранжевый абрикос …

Оттенки от оранжевого к желтому цвету

Чистые цвета из тюбика, могут быть самые насыщенные. Смешивая их с другими красками и растворителями, тем самым меняет чистоту и интенсивность цвета. Насыщенность можем «погасить», добавляя в него серый оттенок

Правда живописцы редко пользуются чистым цветом прямо из тюба. При умелом смешении красок, можно получать огромнейшую палитру цветов и оттенков. В некоторых техниках живописи все же используют краски в чистом виде, например, в технике Импасто, или «мастихиная живопись», или любители чистых контрастных картин. Причины могут быть разные, ведь и цветовидение у всех разное. читайте в статье-подборке.

А вы знаете, почему белый и черный по тоновой шкале не считаются цветами? Потому что, «белила» и «чернила» имеют только одну светлоту. Они не могут быть более или менее насыщенными. Вы когда-нибудь слышали «светлая белая», или «светлая черная»? Все что они могут, трансформироваться в серые оттенки, отличаясь лишь по светлоте серого цвета.

Насыщеность черной есть, например, сажа газовая- холодная и ярко выраженная, в то время как жженая кость — противоположна, теплая и неяркая. Есть еще виноградная черная, которая находится между ними по темноте и яркости. Смешивая краски с белой или черной, можно отлично поупражняться и познакомиться со всеми свойствами краски. Попробуйте, это очень интересно!

Многие художники безумно боятся использовать на своей палитре черную краску, а зря! Ведь она может сделать палитру шире и богаче. А вот какую из черных красок выбрать решать вам, их тоже нужно попробовать все. В принципе, для изменения других цветов они крайне важны.

Темность черных красок

Какая гамма лучше и как гармонизировать цвет?

В цветоведении есть такое понятие, как исполнение картины в теплой и холодной гамме. Смешением 2-х хроматических цветов в разных комбинациях можно получить оттенки с различными теплыми и холодными полутонами. Идеальными считаются сочетания оттенков с одинаковым полутоном. Не все цвета могут гармонично соединятся на одной картине.

К примеру, холодный фиолетовый отлично гармонирует с холодным зеленым, их связывающей «ниточкой» является синий полутон. А вот холодный фиолетовый с теплым зеленым совсем не сочетаются, синева конфликтует с желтым полутоном в зелени.

Поэтому, лучше использовать цвета красок по теплоте и холодности. Например, можно изобразить похожий сюжет в разных гаммах и сравнить.

Цветоведение в живописи — теплая и холодная гамма

Согласитесь, что теплые цвета создают совсем иное ощущение, чем холодные. В первом варианте теплые нотки подобраны так, чтобы создать впечатление жаркого дня. В то же время, второе изображение в холодных цветах создает ощущение холодного утра.

Палитра цветов масляных красок

Сегодня палитра красок многообразна и радует нас таким широким спектром выбора . И чем богаче у вас будет палитра, тем интереснее и «нескучной» получится ваша работа. Тюбиков красок 12-15 достаточно для начала, но по мере изучения разных смешиваний, вы научитесь получать новые цвета и оттенки. Или покупать уже готовые смешанные краски в тюбиках, если позволяют средства. Масляная краска в тюбиках хранится очень и очень долго, а изучать и практиковаться, безусловно, нужно…. Без этого ни как!

Палитра цветов масляных красок

Цена краски в тюбиках зависит на прямую от того, сколько раз она смешивалась, чтобы получился тот или иной оттенок. И чем интереснее и редкостнее происходило смешивание, тем дороже будет стоит краска. У меня в арсенале имеются дорогие краски редких цветов, таких как теплый серый или малиново-пурпурно-фиолетовая. Я редко ими пользуюсь, так как со временем научилась «добывать» их путем смешивания.

Важно: не все масляные краски для живописи одинаковые. У разных производителей может несколько отличаться краски по цвету, густоте и даже по названию. Поэтому крайне важно выбирать все же качественные краски, особенно, на этапе изучения живописи маслом.

Например, я пользуюсь французскими Lefranc & Bourgeois, Pebeo; голландскими Rembrandt, английскими производителями красок Daler& Royney и немецкие Lukas, Mussini. Итальянские тоже имеются в моем арсенале, oil Master но сильно густые и менее любимые. Имеются и русская «Ладога» , но все же по качеству сильно уступают французским или английским. Для опыта полезно поэкспериментировать с разными производителями.

Как вы думаете, из чего делается краска? Какой у нее состав и почему одни сохнут быстрее других? В состав масляной краски входят цветные пигменты и связывающие вещества. Обычно это масла, мягкие смолы, пчелиный воск и эфирное масло. Эфир помогает «разжижать» густотертые красочные пасты. И соотношение пигмента по отношению связывающих веществ разное. И одна из причин медленного высыхания масла, именно это. Вот пример состава масляных красок:

Характеристика красок

Часто можно услышать вопросы по поводу смешивания оттенков и цветов: что с чем смешивать можно, а что с чем смешивать не желательно, во избежании грязи.

При написании картины нужно помнить об основных характеристиках цветов и о том, как температура краски изменяется под влиянием разных оттенков. Также о теплой и холодной гамме, но в целом в смешивании красок запретов нет. Это область, где можно смело экспериментировать и получать результаты путем проб и ошибок. В статье будет подробно рассмотрены способы смешивания.

И не забывайте, творчество должно приносить радость от процесса , добавлять энергии и сил, а также заряжать нас бодростью и никак не наоборот. Даже усталость после написания картины будет приятная и с чувство удовлетворенности.

Как видите, основы цветоведения не такие уж и тяжелые, при определенных знаниях и правильных пропорциях разумеется. Живопись живая, нельзя научиться цветоведению раз и на всегда, это то, что может изучаться и изучаться на протяжении жизни… Вы согласны с этим?

Методическое пособие «Цвет - основа живописи» для детей 6-7 лет.


Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Сявский Центр Детского Творчества» п. Сява, Нижегородской области.

Методическое пособие «Цвет - основа живописи», предназначено для детей 6-7 лет. Разработано на основе учебных материалов Г. П. Шалаевой «Учимся рисовать». Будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования при обучении детей основам цветоведения и техническим приемам акварели и гуаши в живописи. Так же им могут воспользоваться родители, самостоятельно занимающиеся со своими детьми.
Цель: Знакомство с основными характеристиками цвета, как средством художественного выражения.
Задачи:
заложить теоретические знания о цвете;
развивать чувство цвета, художественного вкуса;
сформировать систему знаний и навыков для работы с цветом;
воспитывать уверенность, инициативность.
Методическое пособие «Цвет – основа живописи» существенно обогатит художественно - практическую базу младшего школьника. Данное методическое пособие направлено на овладение детьми теоретических и практических знаний и навыков работы с цветом.
Знания о цвете, приемах работы с красками необходимы и для освоения технологии живописи. Детям предлагается освоить принципы и методы работы с основными и дополнительными цветами, нежными и насыщенными, звонкими и глухими, холодными и теплыми оттенками. Важной частью является работа по освоению цветовых отношений, где дети знакомятся с теорией и наглядно-демонстрационной базой и выполняют ряд творческих заданий. Цвет имеет большое значение в жизни современного человека. Знания о цвете необходимы каждому. Умение видеть, чувствовать цветовую гармонию помогает ребенку развивать творческую активность.

Примечание:
а) Методическое пособие желательно изучать блоками (разделить на предлагаемые разделы). По каждой теме провести с обучающимися закрепляющие упражнения.
б) Материал пособия использовать по своему усмотрению – опираясь на возрастные особенности ребенка.

Методическое пособие «Цвет – основа живописи»

Тема. Основные и дополнительные цвета.

Работы, написанные красками, называют живописью.
- Краски бывают разные: акварельные, масляные, гуашь.
- Красками пишут, а не рисуют!
- Чтобы удобнее было писать картину красками, художник ставит ее на мольберт.
- Краски смешивают кистями или мастихином на пластмассовой (деревянной) дощечке – палитре.


Всем известно, что предметы бывают разных цветов и оттенков. Например, лимон желтый, а апельсин оранжевый, огурец зеленый, а вишня – красная. Но чистых цветов всего три. Остальные цвета называются производными, или составными.
Наука об изучении цвета называется - цветоведением . Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.
Цвет – главное выразительное средство живописи.
- Цвета можно разделить на основные и дополнительные.
- Цвета можно разделить на близкие и противоположные.
- Цвета можно разделить на теплые и холодные, звонкие (яркие) и глухие (спокойные).

Цветовой спектр.


Чистые, яркие цвета называют цветовым спектром .


Эту шутку придумали для того, чтобы запомнить порядок расположения цветов в спектре.

Основные и дополнительные цвета.


Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются - составные или дополнительные .



Раскрасим первый треугольник синей акварельной краской, и дадим ему хорошенько просохнуть. В это время тщательно вымоем в воде кисточку и раскрасим второй треугольник желтой краской. Посмотрим, что у нас получилось. Какого цвета вышел тот кусочек, где желтый цвет попал на синий? Зелёного.
Дальше, также дав рисунку просохнуть, берем красную краску и закрашиваем третий треугольник, и видим, что на том кусочке его, который «зашёл» на предыдущую фигуру, получился не желтый, не красный, а оранжевый цвет.


Этот способ перекрывания одного цвета другим называется лессировкой . Лессировка нужна для того, чтобы усилить яркость цвета или получить другой цвет.
Посмотрим на таблицу и узнаем как получить другие цвета


А можно ли получить красный, синий и жёлтый, смешивая другие цвета?
Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим, называют составными .

Задание. Раскрась петушка составными цветами.


Тема. Оттенки и полутона.

Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, то есть из красного получится бледно-красный, то есть розовый, из синего бледно-синий, то есть голубой, а из жёлтого – бледно-жёлтый. Чем больше воды добавить в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттенками, или полутонами.


Цветовые оттенки основных цветов.
Получить различные оттенки можно и другим путём – добавляя в краски белила (белую краску). Данное свойство по изменению цвета называется светлотой .


Добавление черной или серой краски к трем основным приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства – насыщенности цвета .


Задание. Раскрась цветы темными и светлыми оттенками, при помощи смешивания красок раскрась листья.


Узелок на память.
Основной цвет предмета в тени усиливай, а на свету – ослабляй путём добавления воды в краску. Кроме того, ослабив цвет, можно сделать более ровным переход от светлого к тёмному.


Эти нейтральные цвета усиливают основные, то есть белый лебедь на черном фоне будет ещё белее.


Белый лебедь на жёлтом фоне будет смотреться не таким белым.

Тема. Контрастные цвета.

Есть ещё цвета, которые называются контрастными . Контрастные цвета расположены напротив друг друга.


Это три пары контрастных цветов.


Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар считается гармоничным.
Обратим внимание, как ярко смотрится жёлтый треугольник на фиолетовом кружочке, красный кружок в зелёном квадрате, а синий овал на оранжевом прямоугольнике.


Посмотрим на рисунки кленового листа. Какой фон для него будет наиболее удачным и почему?



Задание. Раскрась картинку контрастными цветами.


Тема.Теплый и холодный цвет.


Теплые цвета называются так, потому что напоминают цвет огня, солнечный свет.


Холодные цвета называются так, потому что ассоциируются со льдом и водой.


Задание. Раскрась картинку холодными цветами.


Задание. Раскрась картинку теплыми цветами.



Зеленый цвет получают из теплого (желтого) и холодного (синего) цветов.


Задание. Определи в каких оттенках зеленого цвета нарисованы детские рисунки.

Задание. Раскрась листочки теплыми и холодными оттенками зеленого цвета.


Тема. Звонкие и глухие цвета.


Выбор цвета зависит от настроения в работе. Известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение, они могут вызывать радость, печаль, тревогу.

Яркий колорит в картинах известных художников.


Художник Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень»

ОСНОВНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЦВЕТА

Цели: дать понятие об основных и составных цветах; познакомить с цветовым кругом; учить составлять составные цвета путем смешения двух основных; развивать зрительное восприятие цвета, внимательность; содействовать воспитанию аккуратности.

Оборудование: таблица «Цветовой круг», образец педагогического рисунка, картины с изображением радуги.

Словарь: основные и составные цвета.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. П р и в е т с т в и е.

2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я.

Учитель. У меня рассыпались буквы и слоги, из которых я хотел сложить название принадлежностей для рисования, необходимых для урока. Помогите мне сложить эти два слова.

(Краски, кисть.)

4. С м а ч и в а н и е к р а с о к.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Каждый предмет имеет свой собственный, присущий ему цвет. Например, спелые лимоны – желтые, апельсины – оранжевые, огурец – зеленый. Казалось бы, все тут ясно. Но не торопитесь, у цвета очень много секретов. Недаром существует специальная наука – цветоведение, занимающаяся проблемами изучения цвета. Вот и мы начнем постепенно постигать эти тайны, для того чтобы рисунки наши были не только красочными, но и передавали реальный цвет предмета правдоподобно.

III. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Великому английскому ученому Исааку Ньютону однажды пришла в голову мысль пропустить узкий солнечный луч через трехгранную стеклянную призму. Когда он это сделал, то увидел, что на расположенном позади нее экране появился последовательный ряд красивых цветов. Вы дома тоже не однажды это видели. Например, когда на грани красивой хрустальной вазы попадает лучик солнца, мы видим тогда красный, желтый и прочие цвета. А еще есть одно природное явление, когда множество людей одновременно видят такую же красоту.

Как оно называется? (Ответы учащихся.)

Правильно, это радуга. Лучи солнца, проходя через капельки дождя, точно так же, как и в призме, разделяются на семь цветов. Помните какие? (Ответы учащихся.)

А можете ли вы их расположить в том же порядке, что в радуге? (Ответы учащихся.)

Есть одна волшебная фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова обозначает цвет, а место слова во фразе указывает на его место в последовательности цветов.

Знание закономерности расположения цветов очень важно, в этом вы убедитесь позже. Чтобы с этой шкалой было удобно работать, все цвета изобразили в виде ц в е т о в о г о к р у г а, добавив к уже известным еще и пурпурный цвет, который отсутствует в радуге, но имеется в природе.

Но есть три цвета, которые называются чистыми, или о с н о в н ы м и. Это – красный, желтый, синий.

Смешение трех основных цветов дает белый цвет, а смешение двух из них дает смеси цветов. Это вовсе не означает, что если вы возьмете красную, желтую и синюю акварельные краски, смешаете их, то у вас получится белый. Нет, такое превращение возможно только при смешении окрашенных в основные цвета лучей света. Попробуйте поэкспериментировать дома, направляя в одну точку лучи, которые можно пропустить предварительно через цветные стекла.

Если мы смешаем два основных цвета, то получим так называемые составные цвета . Например, смешав желтую и красную краску, мы получим оранжевую, смешав синюю и красную – фиолетовую.

IV. Дидактические игры.

1. У з н а й с о с т а в н о й и о с н о в н о й ц в е т а.

Учитель показывает карточку, окрашенную в какой-либо цвет, а учащиеся либо делают хлопок в ладоши, если цвет относится к основному, либо сидят молча, если цвет относится к составным.

2. П р о в е р и м, н а с к о л ь к о в ы в н и м а т е л ь н ы.

На доске выложены по порядку карточки, окрашенные в цвета радуги. Когда учащиеся закрывают глаза, учитель или переставляет карточки, или меняет их местами. Учащиеся должны восстановить последовательность.

3. К т о б ы с т р е е?

Учитель показывает две карточки, окрашенные в разные основные цвета, например синий и красный. Учащиеся должны поднять карточку, окрашенную в составной цвет, в данном случае – фиолетовый. Темп игры постепенно ускоряется.

V. Практическая работа.

З а д а н и е 1. Выполнить упражнения по смешению основных цветов для получения составных.

З а д а н и е 2. Нарисовать цветовой круг по образцу.

Внутренний круг – основные цвета.

Внешний круг – составные цвета.

З а д а н и е 3. Нарисовать, как вы себе представляете цветик-семицветик из одноименной сказки.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы сидели, рисовали

И немножечко устали.

Встали, руки развели,

Вверх подняли, потянулись,

Опустили и нагнулись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно снова рисовать.

VI. Итог урока.

1. С о б е р и с л о в а и з р а с с ы п а н н ы х б у к в.

(Основной цвет.) 2. П р о ч т и с л о в о.

Что бывает оранжевым?

(Апельсин.)

3. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.

Некоторым из вас могло показаться странным, что мы целый урок посвятили цвету. Но это только начало. У нас возникнет еще много вопросов.

Н а п р и м е р:

Какие цвета хорошо сочетаются между собой?

Почему одни цвета словно выпирают из рисунка, а другие как будто сливаются с соседними цветами?

Так что впереди у нас еще много открытий. Главное сейчас – тренировать свое зрение, чтобы вы могли отличать оттенки одного и того же цвета или разные тона, полученные смешением основных и составных цветов. Только тогда вы сможете правильно передавать в своих рисунках цветовые отношения.

4. В ы с т а в л е н и е о ц е н о к.

«, начинающие художники!

Сегодня я хочу немного поговорить об основах теории цвета и о том как смешивать первичные цвета для получения богатой палитры.

Основы теории цвета

Возможно, вы помните из школьной физики, что сначала Исаак Ньютон, а затем Томас Юнг вывели принцип, который и поныне признается всеми художниками неоспоримым фактом: свет есть цвет . Ньютон пришел к такому заключению в закрытой темной комнате, когда он, приоткрыв окно, пустил маленькую полоску света. Затем, поместив треугольную стеклянную призму по ходу лучика света, он увидел, что стекло разбило белую полоску света на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда падали на прилегающую стену.

Несколько лет спустя Юнг, английский физик, провел от обратного тот же эксперимент. Своими исследованиями он установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным цветам: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучики света через фильтры этих трех цветов, сфокусировав их на одной точке; зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Другими словами Юнг воссоздал свет.

Таким образом, окружающий нас свет состоит из света шести различных цветов; когда же они попадают на какой-нибудь объект, то этот объект поглощает некоторые из этих цветов и отражает другие.
Давайте выделим этот тезис: все непрозрачные объекты отражают весь или часть света, направленного на них.

Практически, чтобы лучше понять данное явление, давайте представим, что, например, красный помидор поглощает зеленый и голубой цвета и отражает красный; а желтый банан поглощает голубой и отражает красный и зеленый цвета, которые при наложении друг на друга позволяют нам воспринимать цвет желтым.

Мы собираемся посвятить изучению теории цвета немного времени, но мы будем делать это как настоящие художники; то есть мы не будем рисовать с помощью света (световых красок), а будем рисовать свет с помощью цветного вещества, называемого пигментом (красителем). Взяв такой известный материал как цветные карандаши, мы покажем как надо изучать широкий спектр цветов, базируясь на теориях Ньютона и Юнга, но подходя к этим теориям с точки зрения художника.

Цветовая гамма и пигмент

В хроматическом круге или таблице цветов (см. рисунок ниже) первичные цвета обозначены П, а вторичные В. На основе всего изложенного выше можно сделать следующие выводы:

  • Художники рисуют красками, с помощью которых они могут воспроизводить составляющие свет цвета, или цвета спектра.
  • В случае совпадения цветов спектра и палитры художника, последнему легко имитировать эффект падения света на предметы и тем самым точно воссоздавать природные цвета.
  • Теории света и цвета показывают нам, что художник может рисовать все природные цвета, используя лишь три первичных цвета, которые, как краски, являются желтой, зеленовато-голубой и фуксином.
  • Однако понимание того, как надо использовать дополнительные цвета, значительно расширяет выразительный потенциал палитры художника, который схватывает оттенки и качество света и цвета и, как мы увидим позднее, приводит к достижению гармонии и совершенства в картине.


Дополнительные цвета

Как мы видим из хроматического круга, дополнительные цвета представляют собой друг против друга расположенные пары цветов. Руководствуясь этим принципом, мы создаем дополнительные пары из третичных цветов. Например:

Синий ряд

Обратите внимание на то, что темно-синий получается смешением фуксина и синего, причем фуксин накладывается первым.

Будьте осторожны с фуксином. Это очень насыщенный цвет и накладывать его надо легким слоем.

Чтобы получить темно-синий, синий накладывается на фуксин. Однако можно экспериментировать, изменяя порядок наложения цветов, и начать с синего, покрывая фуксином. Это может пригодиться в том случае, если нужно углубить синий цвет; обратите внимание на правый нижний квадратик внизу рисунка, на интенсивность цвета.

Оранжево-красный ряд

Если нанести желтый на темный фуксин (верхний образец), то получится темно-красный. Однако если необходимо построить оранжево-красную шкалу, нужно внимательно следить за количеством фуксина и желтого цветов. На этом образце мы закрашивали фуксин желтым с различной степенью интенсивности того или другого. Слева направо, от белизны бумаги доходя до красного самых темных оттенков, минуя оранжево-красные цвета различной степени насыщенности.Ряд охры и землистых тонов

Используя средний тон фиолетового, составленный из фуксина и синего (см. верхнюю полосу), можно создать обширный ряд цветов, начиная от желтой охры, затем сиены (охры) до жженой охры (красновато-коричневой). Чтобы достигнуть этого, необходимо добавить желтый к различным фиолетовым тонам, образованным двумя другими первичными цветами. Как и в предыдущих случаях, нужно строго следить за интенсивностью накладываемых цветов, в зависимости от результата, который необходим. Можно заметить, что в первых трех квадратиках значительно меньше синего, чем в нижнем ряду, в котором над желтым преобладают фуксин и синий.«Нейтральный» зеленый ряд

Это зеленый цвет, нарастающий по интенсивности, в котором присутствует элемент фуксина. Ряд можно описать как нейтральный, потому что он приглушен присутствием третьего цвета, изменяющего чисто зеленый, составленный лишь из синего и желтого цветов. Этот зеленый ряд можно считать составленным из желтого, добавленного к фиолетовой основе, в противовес зеленому с синей основой. Определите для себя количество каждого цвета, необходимое вам для получения оттенков, представленных на шести наших образцах.Сине-серый ряд

На этом практическом примере можно определить, как большее или меньшее количество первичного цвета в смеси влияет на конечный оттенок. Мы будем создавать сине-серый ряд. Как и в предыдущем параграфе, смешение синего с фуксином даст нам приблизительно такие же фиолетовые тона в синей гамме, которые в предыдущем случае привели к созданию нейтральных зеленых тонов. К этому сочетанию добавим некоторое количество желтого цвета, которое, однако, не приведет к сильному изменению цвета. Вся разница тонов в предыдущем и данном случае, то есть различие зеленого и сине-серого рядов, состоит в большем или меньшем объеме добавляемого желтого цвета. (Прошу прощение за качество картинки): А теперь воссоединим всю информацию, собранную при изучении каждого цвета в отдельности, в единый ряд, состоящий из 36 цветов. Примем к сведению следующее:

  • Бумага должна быть акварельной, шероховатой, хорошего качества.
  • Если в вашей коробке карандашей два синих или два красных карандаша, используйте лишь ярко-синий (зеленовато-голубой) и фуксин или пунцовый и, конечно, желтый карандаши.
  • Подложите под рисующую руку защитную бумагу.
  • Карандаш держите обычным путем, чуть выше, чем при письме.
  • Сначала потренируйтесь на черновых листках бумаги того же типа, что будете применять на чистовиках.
  • Техника создания первых цветовых рядов заключается в рисовании слева направо (или справа налево, если вы левша), нажимать на карандаш не надо, грифель лучше держать под острым углом к бумаге. Штрихи должны идти вертикально при передвижении руки вправо, становясь постепенно гуще и интенсивнее, для того, чтобы цветовой ряд изменился постепенно и равномерно.
  • Под конец цветовую шкалу можно будет слегка подчистить; обязательно сделайте это, только постоянно следите за равномерностью перехода тонов в цветовом ряду в целом.

Таким образом у нас появилась палитра из 36 цветов: