2 защита населения при землетрясениях. Защита населения при землетрясениях. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Слайд 2

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Это комплекс мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления всех уровней. Принимаемые меры: 1. Прогноз землетрясений 2. Определение сейсмоопасных районов

Слайд 3

Принимаемые меры:

3. разработка способов повышения устойчивости зданий от воздействия сейсмических волн 4. оповещение населения 5.обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. 6. организация аварийно-спасательных работ.

Слайд 4

Прогноз землетрясений.

Это значит определить с большой точностью его место, время возникновения, магнитуду (энергию, выделенную в результате разрыва). Мониторинг- это система постоянного наблюдения за явлениями в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.

Слайд 5

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Это опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Станции слежения: Сев. Кавказ, Курило-Камчатская, Алтае-Саянская,Байкальская зона.

Слайд 6

Карты сейсмического районирования

Карты сейсмически опасных районов. Прогноз: землетрясений 7 баллов больше. Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. При долгосрочном учитывают циклическую сейсмичность явлений. На Камчатке 9 балльные каждые 150-200 лет.

Слайд 7

Среднесрочный прогноз.

Основан на выявлении изменений свойств горных пород в области возможного землетрясения(отклонения магнитного и гравитационного поля, состав подземных вод за несколько лет или месяцев) Не дает возможность точно определить время землетрясения.

Слайд 8

Краткосрочный прогноз.

Параметры: место, время, амплитуда – учитывают результаты долгосрочного и среднесрочного прогноза. Поведение домашних животных: Собаки за 2дня-2ч Куры- 1-3 дня Свиньи, лошади, быки, овцы- несколько часов – 1 день.

Слайд 9

Требования к строительству зданий

Повышение сейсмостойкости (усиление стальными балками домов, системы водоснабжения, электроэнергии, отопления, газоснабжения. Рациональное размещение объектов. Исключение опасных производств.

Слайд 10

Оповещение населения.

Система оповещения РСЧС. Сигнал «Внимание всем»- звучание сирен, информация по радио и телевидению.

Слайд 11

Организация аварийно-спасательных работ.

Аварийно - спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды. 1. извлечение пострадавших из обрушившихся зданий, подземных сооружений 2.тушение пожаров и эвакуация из очагов поражения пострадавших.

Слайд 12

Принимаемые меры:

1 этап: спасатели из местных жителей. 2 этап: силы МЧС и др. министерств. 3 этап: передача управления аварийно-спасательными работами от МЧС местной администрации.

Слайд 13

Вопросы:

1. Какие мероприятия включают в себя организация защиты населения от последствий землетрясений? 2. Какие особенности природных явлений, происходящих в земной коре, учитываются при разработке прогнозов землетрясений? 3. Какие существуют прогнозы для определения времени возможного землетрясения?

Слайд 14

Принимаемые меры:

4 Как реагируют домашние животные на приближение землетрясения? 5. Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий землетрясений. 6. План безопасного поведения перед землетрясением и во время него.

Посмотреть все слайды

Урок 5

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ

Предмет: ОБЖ.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Составитель: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.

Цель: рассмотреть основные меры по защите населения от последствий землетрясений.

Ход уроков

    Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

    Сообщение темы и цели урока.

    Актуализация знаний.

    Что такое землетрясение и каковы причины его возникновения?

    Как измеряется интенсивность землетрясения?

    Что такое магнитуда землетрясения и что она характеризует?

    Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

    Работа над новым материалом.

Защита населения от последствий землетрясений является одной из задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС включает в себя комплекс мероприятий, проводимых органами государственной власти и органами местного самоуправления всех уровней.

В зависимости от ситуации могут быть приняты следующие меры: прогноз землетрясений; определение наиболее сейсмоопасных районов; разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений от воздействия сейсмических волн; оповещение населения; обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах; организация аварийно-спасательных работ.

Существует определённая система наблюдения за состоянием и развитием различных природных, техногенных процессов и явлений. Такая система составляет общее понятие «мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций». Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин её возникновения, её источника в прошлом и настоящем.

Прогноз землетрясений

Предсказать землетрясение – это значит определить с большой точностью его место (очаг), время возникновения и магнитуду (энергию, выделенную в результате разрыва).

Однако предсказать место и время землетрясения с абсолютной точностью очень сложно. Определить, где в земной коре произойдёт разлом и какая при этом выделится энергия, - задача со многими неизвестными. Изменения в земной коре и накопление напряжений, связанных с её деформацией, происходят медленно, в течение сотен лет. Для прогнозирования сильных землетрясений используют знания об определённых закономерностях, происходящих в земной коре. Установлено, что прочность пород, слагающих земную кору, неодинакова. Поэтому большому разрыву земной коры, а следовательно, и большому землетрясению всегда предшествует серия малых разрывов и небольших землетрясений.

Ведя непрерывные наблюдения за местом и временем возникновения малых землетрясений, с определённой точностью можно предсказать большое землетрясение. С этой целью на территории России развёрнута сеть сейсмических станций. Наибольшее количество этих станций действует в районах Северного Кавказа, в Курило-Камчатской, Алтае-Саянской и Байкальской зонах.

По результатам анализа частоты и силы проявления землетрясений составляют специальные карты сейсмически опасных районов – карты сейсмического районирования, на которых выделяют области максимальной интенсивности землетрясений и фиксируют главные зоны возможного возникновения землетрясений.

Особое внимание уделяется прогнозированию землетрясений интенсивностью 7 баллов и более для того, чтобы заблаговременно принять меры по снижению их последствий.

Прогноз времени возникновения сильного землетрясения может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.

При составлении долгосрочного прогноза учитывают цикличность сейсмических явлений. Установлено, что сильные землетрясения повторяются в одном и том же районе с некоторой регулярностью. Например, на Камчатке 9-балльные землетрясении с магнитудой 7,5-8 единиц случаются в среднем каждые 150-200 лет. Зная эту периодичность, можно ожидать здесь в определённый период времени возникновения сильного землетрясения.

Для более точного прогнозирования времени и места возникновения землетрясения осуществляется среднесрочный прогноз. Среднесрочный прогноз основан на выявлении изменений свойств горных пород в области возможного землетрясения. Анализ статистики показывает, что при возникновении в земной коре ситуации, близкой к образованию крупного разрыва, появляются отклонения в магнитном и гравитационном полях Земли, изменяется состав подземных вод. Обычно такие предвестники появляются за несколько лет или месяцев до опасного сейсмического толчка.

Однако среднесрочный прогноз не даёт возможности точно определить время землетрясения для принятия оперативных мер по защите населения. Для этого существует краткосрочный прогноз. Для получения надёжного краткосрочного прогноза трёх параметров землетрясения (места, времени и магнитуды) необходимо учитывать результаты долгосрочного и среднесрочного прогнозов.

Учёными России разработан ряд методик, обеспечивающих выявление предвестников землетрясения и составление с определённой точностью прогноза землетрясений, их последствий и порядка реагирования на данное стихийное бедствие.

Необходимо также отметить, что достаточно точным средством краткосрочного прогноза землетрясения может служить поведение домашних животных при приближении землетрясения. В книге Яцека Палкевича «Выжить в городе» приведены примеры поведения животных перед землетрясением. Собаки начинают проявлять беспокойство в период от 2 ч до 2 дней до начала землетрясения; куры – от 1 до 3 дней; свиньи, лошади, быки, овцы – от нескольких часов до 1 дня.

Поэтому при известном среднесрочном прогнозе о возможности возникновения землетрясения в определённом районе наблюдение за поведением животных позволит вовремя узнать о его приближении.

С учётом прогнозов возможных районов землетрясений определяют требования к строительству зданий и сооружений и рациональному размещению объектов в сейсмически опасных районах, исключая расположения в них особо опасных производств, промышленного и гражданского строительства.

В некоторых случаях органы РСЧС организуют специальные работы по повышению сейсмостойкости зданий. Для этого усиливают перекрытия домов деревянными или стальными балками, укрепляют стены по углам, проверяют системы водоснабжения, электроэнергии, отопления и газоснабжения.

Оповещение населения

Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения землетрясения является его оповещение. Эту задачу решает система оповещения РСЧС, которая обеспечивает своевременное доведение до органов управления, сил РСЧС и населения сигналов и информации об опасности возникновения землетрясения и проведении защитных мероприятий. Для этого подаётся сигнал «Внимание всем!» (звучание сирен) и речевая информация, передаваемая по радио и телевидению.

Обучение населения

Особое внимание в организации защиты населения от последствий землетрясений уделяется обучению населения правилам поведения при угрозе возникновения землетрясения, во время землетрясения и после него. Все эти вопросы изучаются в школьном курсе ОБЖ.

Организация аварийно-спасательных работ

Для оказания помощи людям, попавшим в беду, локализации и ликвидации различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возникла необходимость в создании специальных аварийно-спасательных служб и формирований.

Основы создания и деятельности таких служб и формирований на территории России были определены Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (1995). В законе было определено, что аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные службы выполняют работы, связанные с непосредственным спасением людей или устранением возможной угрозы для их жизни. Наиболее распространёнными видами таких работ являются: извлечение пострадавших из обрушившихся зданий, подземных сооружений; тушение пожаров и эвакуация пострадавших из очагов поражения.

Организацию аварийно-спасательных работ после землетрясения можно рассмотреть на примере их проведения в Нефтегорске на острове Сахалин в мае-июне 1995 г. Работы условно проводились в три этапа. Первый этап – когда за спасение взялись спасатели из местных жителей, которые быстрее всех оказались на месте чрезвычайной ситуации. Второй этап – когда к спасению людей присоединялись прибывшие силы МЧС и других министерств и ведомств. Третий этап – это передача управления аварийно-спасательными работами от МЧС России местной администрации.

В результате аварийно-спасательных работ в Нефтегорске из-под завалов было извлечено 2247 человек, из них живых 406.

Анализ опыта организации и проведения аварийно-спасательных работ в Нефтегорске позволил сделать вывод о том, что особую значимость в условиях разрушительного землетрясения приобретают первый и второй этапы работ, так как в это время возможно спасение людей, оставшихся в живых. Третий этап, более продолжительный и плановый, так же как и второй, характеризовался сложной организационной работой. Но её направления стали другими: профилактика и жизнеобеспечение пострадавшего населения.

    Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

    Какие мероприятия включает в себя организация защиты населения от последствий землетрясений?

    Какие особенности природных явлений, происходящих в земной коре, учитываются при разработке прогнозов землетрясений?

    Какие существуют прогнозы для определения времени возможного землетрясения?

    Как реагируют домашние животные на приближение землетрясения?

    Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся. Защита населения от последствий землетрясений включает прогноз землетрясений, оповещение населения, обучение населения, организацию аварийно-спасательных работ.

    Окончание урока.

    Домашнее задание. В дневник безопасности запишите основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий землетрясений. Составьте план безопасного поведения перед землетрясением и во время него.

    Выставление и комментирование оценок.

К защитным мероприятиям при землетрясении относятся постоянно проводимые мероприятия, основанные на сейсмическом районировании: ограничение землепользования (особенно при размещении новостроек); укрепление сооружений и сейсмостойкое строительство; демонтаж недостаточно сейсмостойких сооружений, укрепление которых экономически нецелесообразно; ограничения в размещении внутри зданий опасных или легкоповреждаемых объектов; подготовка мероприятий, основанных на прогнозе момента землетрясения; определение возможного ущерба для конкретных объектов, разработка сценариев необходимых действий, подготовка их финансирования, создание материальных резервов, тренировка населения и персонала спасательных служб, проведение учебных тренировок и т. д.

Многочисленные человеческие жертвы при землетрясении возникают при разрушении зданий, когда рушатся стены, перекрытия, падают кирпичи, дымовые трубы, лепные украшения, балконы, осветительные установки. Опасны летящие с верхних этажей стекла, порванные электропровода на проезжей части улиц и просто тяжелые предметы в помещениях. Как правило, землетрясения сопровождаются пожарами, вызванными утечкой газа из поврежденных труб, замыканием электролиний. Все это усугубляется отсутствием воды, так как разрываются водопроводные линии. Опасны также неконтролируемые действия людей, охваченных паникой. Уменьшить количество травм и число погибших можно, если заранее продумать правила поведения в экстремальных ситуациях. Например, необходимо точно определить последовательность действий во время землетрясения в самых обычных условиях - дома, на работе, в общественных местах, на улице. Это поможет вам в дальнейшем действовать спокойно и рационально в чрезвычайных условиях. Для того чтобы уменьшить риск во время землетрясения, нужно соблюдать определенные правила поведения.

Дома следует: ?

не поддаваться панике и сохранять спокойствие, ободрить присутствующих; ?

укрыться иод крепкими столами, вблизи главных стен или колонн, потому что главная опасность может исходить от падения внутренних стен, потолков, люстр; ?

сразу же загасить любой источник пожара; ?

разбудить и одеть детей, помочь отвести в безопасное место их и пожилых люден; ?

использовать телефон только в исключительных случаях, чтобы позвать на помощь, передать сообщение органам правопорядка, пожарным, гражданской обороне, ?

постоянно слушать информацию по радио; ?

открыть двери для того, чтобы обеспечить себе выход в случае необходимости: ?

не выходить на балконы; ?

не пользоваться лифтом; ?

не пользоваться спичками, потому что может существовать опасность утечки газа; ?

едва закончится первая серия толчков, покинуть дом, но прежде чем оставить его (если он еще цел), закрыть водопроводные краны, отключить газ и электроэнергию; ?

вынести предметы первой необходимости и ценности, ?

выходить из жилища, прижавшись спиной к стене, особенно если придется спускаться по лестнице; ?

закрыть дверь дома; ?

избегать узких и загроможденных чем-либо улиц.

На улице следует: ?

направляться к свободным пространствам, удаленным от зданий, электросетей и других объектов; ?

внимательно следить за карнизами или стенами, которые могут упасть, держаться подальше от башен, водохранилищ; ?

удалиться из зоны бедствия, если это невозможно - укрыться под портиком входа в подъезд; ?

следить за опасными предметами, которые могут оказаться на земле (провода под напряжением, стекла, сломанные доски и пр.); ?

не подходить близко к месту пожара; ?

не укрываться вблизи плотин, речных долин, на морских пляжах и берегах озер; вас может накрыть волна от подводных толчков; ?

обеспечить себя питьевой водой; ?

следовать инструкциям только местных властей; ?

участвовать в немедленной помощи другим.

Находясь в машине, следует: ?

не позволять пассажирам поддаваться панике; ?

не останавливаться под мостами, путепроводами, линиями электропередач; ?

при парковании машины не загораживать дорогу другим транспортным средствам; ?

если можно, лучше не пользоваться автомобилем, а передвигаться пешком; ?

лучшее решение, если его принять вовремя, - покинуть город.

В общественном месте главную опасность представляет толпа, которая, подавшись панике, бежит, не разбирая дороги. Оказавшись в толпе, следует:

О постараться выбрать безопасный выход, еще не замеченный толпой; ?

постараться не падать, иначе есть риск быть растоптанным, не имея ни малей- шеи возможности подняться; ?

скрестить руки на животе, чтобы не сломали грудную клетку; ?

постараться не оказаться между толпой и препятствием. В школе и других учебных заведениях: ?

нужно следовать плану, разработанному органами гражданской обороны: ?

следует держать ситуацию под контролем, чтобы быть в состоянии помочь другим и обезопасить детей.

Уверенность взрослого и владение им обстановкой помогает детям следовать его указаниям, не поддаваясь панике; ?

тренировки, проведенные с детьми заранее, позволяют им действовать более правильно и спокойно; ?

дети должны знать заранее, где найти убежище: если учительница прячется под рабочим столом, маленькие должны использовать для этих целей свои парты: каждый шаг взрослого должны повторять все дети; ?

каждого ученика необходимо учить быть ответственным за свои веши: таким образом, его внимание отвлекается от главной проблемы, и это позволяет легче подавить страх во время эвакуации; ?

у преподавателя должен быть полный список присутствующих учеников, и при выходе он должен проверить наличие детей; ?

нужно позаботиться о том, чтобы передать детей родителям или в специально предназначенные для их сбора центры.

В поезде или в метро: ?

будьте готовы к тому, что, как только произойдет толчок, возможно, будет отключена электроэнергия; вагон погрузится в темноту, но несмотря на это вы не должны поддаваться панике; ?

подземные станции в случае землетрясения являются безопасным местом: металлоконструкции позволяют им хорошо противостоять толчкам.

По возвращении домой необходимо: ?

посмотреть, не получило ли здание серьезных повреждений; ?

не пользоваться ни спичками, ни электровыключателем, так как существует опасность утечки газа; ?

не пользоваться телефоном, чтобы не перегружать линию.

Если вы погребены под обломками, нужно: ?

дышать глубоко, не позволять страху победить себя и не пасть духом, попытаться выжить любой ценой; ?

оценить ситуацию и определить, что в ней есть положительного; ?

помнить, что человек способен выдержать жажду и особенно голод в течение довольно большого срока, если не будет бесполезно расходовать энергию; ?

верить, что помощь придет обязательно; ?

поискать в карманах или поблизости предметы, которые могли оы помочь подавать световые или звуковые сигналы (любой предмет, которым можно (печать по трубам или стенам, чтобы привлечь внимание); ?

приспособиться к обстановке, осмотреться и поискать выход:

О если не хватает воздуха, не зажигать свечей, которые потребляют кислород. ?

отбросить грустные мысли, сосредоточившись на самом важном, ?

если единственным путем выхода является узкий лаз, попытаться протиснуться через него. Для этого необходимо, расслабив мышцы, постепенно протискиваться, прижав локти к бокам и двигая ногами вперед, как черепаха.

Какой же вывод из всего сказанного? К землетрясениям надо готовиться, знать свои действия и оттачивать их выполнение на тренировках. 4.5.

Контрольная работа

Защита населения и территорий от землетрясений и наводнений

Введение

В последние годы уходящего столетия наблюдается устойчивая тенденция к неуклонному росту количества и разрушительной силы стихийных бедствий. Международный симпозиум по вопросам влияния и загрязнения природной среды на климат, проходившей в августе 2007 г., отметил, что только за последнее десятилетие количество природных катастроф возросло вдвое, причем особенно увеличивалась площадь затоплений. Все это связано с нарушением экологического равновесия в природе и, наряду с принятием природоохранных мер, требует усиления внимания к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий).

Территория России подвержена комплексному воздействию более 30 опасных природных явлений, развитие и проявление которых в виде катастроф и стихийных бедствий ежегодно наносит стране огромный материальный ущерб и приводит к большим человеческим жертвам.

Из всех стихийных бедствий по своему отрицательному воздействию на человека и территории на первом месте стоят землетрясения, наводнения и ураганы. При их возникновении проводятся наиболее объемные работы, требующие значительных организационных усилий и привлечения максимального количества сил и средств для ; ликвидации последствий случившегося. Поэтому основное внимание при изучении темы рекомендуется уделить вопросам ЗН и Т в условиях этих стихийных бедствий.

1. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯХ

По причинам возникновения землетрясения бывают тектонические, вулканические, обычные, метеоритные и техногенные. Особое внимание можно уделить тектоническим землетрясениям и техногенным, возникающим в результате неконтролируемого воздействия человека на окружающую среду. Причинами техногенных землетрясений могут быть глубокое разведочное бурение, заполнение крупных водохранилищ и др. В качестве примера можно привести землетрясение интенсивностью 8 баллов, произошедшее в 1963 г. южнее Новосибирска при заполнении Обского моря (раньше там землетрясения не наблюдались).

Нужно обратить внимание на то, что в России сейсмоопасными зонами являются Камчатка, Сахалин, Северный Кавказ и Якутия.

1.1 Характеристика землетрясений

Основными критериями землетрясения являются глубина очага (гипоцентра) - до 30 км, в отдельных случаях - до 750 км; продолжительность колебаний грунта - 20-25 с (макс. - до 90 с); сейсмическая энергия и интенсивность землетрясения.

Под сейсмической энергией понимается энергия, излучаемая из гипоцентра землетрясения в форме сейсмических волн. Она измеряется с помощью шкалы Рихтера, в которой за единицу измерения принимается магнитуда - величина, соответствующая десятичному логарифму максимальной амплитуды колебаний маятника сейсмографа (в микронах) в 100 км от эпицентра землетрясения. Максимальная энергия землетрясений за все время наблюдений за ними составила 8,9 магнитуды, следовательно, данные измерений по шкале Рихтера могут находиться в пределах от 1 до 8,9 магнитуд.

Так как магнитуда характеризует выход сейсмической энергии только в эпицентре землетрясения, для оценки силы колебаний земной поверхности в точках, удаленных от эпицентра, используется понятие “интенсивность землетрясения”, определяющее степень ущерба, нанесенного подземной стихией в данном конкретном месте. Интенсивность зависит не только от сейсмической энергии, но и от расстояния до эпицентра, свойств грунта, качества строительства и других факторов. Поэтому для измерений интенсивности сложно использовать инструментальные методы, и они не отличаются такой же степенью точности, как измерение энергии.

Интенсивность землетрясения определяется с помощью 12-бальной шкалы Меркалли (табл. 1). В России и странах СНГ используется ее модификация - шкала М5К-64.

Таблица 1. – Краткая характеристика возможной интенсивности землетрясений по 12-балльной шкале Меркалли (MSK -64).

Балл

Краткая характеристика землетрясений

Отмечается только сейсмическими приборами

Ощущается отдельными людьми, находящимися в полном покое

Ощущается небольшой частью населения

Легкое дребезжание и колебания предметов, посуды и оконных стекол

Общее сотрясение зданий, колебание мебели, трещины в оконных стеклах и штукатурке

Пробуждение спящих, падение со стен картин, откалываются отдельные куски штукатурки

Трещины в стенах каменных домов, антисейсмические и деревянные постройки остаются невредимыми

VIII

Трещины на почве, сдвиг или опрокидывание памятников, сильное повреждение домов

Сильное разрушение каменных домов, перекосы деревянных домов

Трещины в почве, иногда до метра шириной, оползни, обвалы со склонов, разрушение каменных построек, искривление железнодорожных рельсов

Более широкие трещины в поверхностных слоях земли, многочисленные обвалы, каменные дома совершен разрушаются, выпячивание железнодорожных рельсов

Большие изменения ландшафта, многочисленные трещины, обвалы, оползни, возникновение водопадов, подпруд на озерах, изменение течения рек, ни одно сооружение не выдерживает

Соотношение между сейсмической энергией и интенсивностью землетрясения показано в таблице 2.

Таблица 2. – Соотношение между шкалой Рихтера и MSK -64.

Магнитуда по Рихтеру

4,0-4,9

5,0-5,9

6,0-6.9

7,0-7,9

8,0-8,9

Интенсивность по шкале МЗК-64

IV -V

VI - VII

VIII-IX

1Х-Х

XI-XII

Рассматривая поражающие факторы землетрясения, следует отметить, что основной ущерб наносится в результате воздействия не первичных факторов, порождаемых подземной стихией - колебаниями грунта и образующимися в нем трещинами - а вторичных, возникающих под действием первичных: разрушениями, пожарами, наводнениями и т.д.

В ряде случаев вторичные факторы, такие, как цунами, оползни, обвалы, сами являются источниками ЧС. В отличие от первичных факторов, возможность возникновения либо степень проявления вторичных факторов можно существенно уменьшить, а иногда и предотвратить путем заблаговременного проведения комплекса инженерно-технических и организационных мероприятий.

При землетрясениях высокой балльности возможны массовые поражения населения, в том числе травмы различной степени, нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей, разрушения отдельных объектов и систем инфраструктуры.

1.2 Мероприятия по защите населения и территорий от землетрясений и ликвидации их последствий

Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности.

Правовые мероприятия.

Руководство положениями основных документов в области ЗН и Т, в части, касающейся данной ЧС, в том числе нормативными документами, регламентирующими строительство объектов в сейсмоопасных зонах (ГОСТ).

Сейсмостойкое строительство и ограничите строительства потенциально опасных объектов (ПОО) в сейсмоопасных районах с возможной интенсивностью землетрясений У11-1Х баллов. В зонах с интенсивностью землетрясения более IX баллов строительство вообще не рекомендуется. Обязательным условием сейсмостойкого строительства является тщательный контроль за соблюдением Строительных норм и правил.

Усиление сейсмостойкости ранее построенных зданий при их капитальном ремонте.

Рациональное размещение и рассредоточение объектов при строительстве городов и населенные пунктов.

Развитие инфраструктуры территории с учетом создания благоприятных условий для проведения аварийно-спасательных работ: строительство широких (незаваливаемых) магистралей и пожарных водоемов в населенных пунктах; мостов повышенной прочности и грузоподъемности и дорог с твердым покрытием в сельской местности и т.п.

Инженерная паспортизация отдельных объектов, населенных пунктов и городов в сейсмоопасных районах в целях заблаговременной подготовки банка данных для оценки последствий возникших землетрясений.

Организационные мероприятия.

Планирование ЗН и Т от землетрясений и ликвидации их последствий. Основой для планирования и проведения заблаговременных мероприятий является сейсмическое районирование, заключающееся в выделении областей и районов территорий по степени сейсмической опасности. Оно осуществляется на базе анализа сейсмических, геологических и геофизических данных и многолетних сейсмических наблюдений.

Целенаправленная подготовка формирований, предназначенных для аварийно-спасательных работ, оснащение их современной поисковой аппаратурой и средствами механизации работ. Примеры новой техники: акустическая аппаратура “Пеленг" и микроволновый детектор движения, позволяющие обнаружить живого человека под завалом на глубине, соответственно, 10 и 15 м; пневматические подушки, способные поднять на высоту 30-50 см груз в несколько десятков тонн; гидравлические резаки и ножницы и др.

Организация постоянного контроля за сейсмической обстановкой, включающего проведение сейсмического мониторинга, а также прогнозирование возможных землетрясений. Контроль осуществляется силами и средствами Единой системы сейсмических наблюдений. Прогнозирование землетрясений - одно из важнейших мероприятий в системе контроля сейсмической обстановки, позволяющее своевременно принять меры к ЗН и Т. Однако в настоящее время надежный краткосрочный (за несколько суток) и непосредственный (за несколько часов) прогноз представляет серьезную проблему из-за отсутствия надежных методик и средств. Эта проблема должна быть решена с созданием в России спутниковой системы предупреждения о землетрясениях с помощью томографического зондирования атмосферы. Она сможет дать поэтапный прогноз землетрясения с высокой степенью точности за двое суток и за 30 минут до его начала. Первые спутники этой системы уже выведены на орбиту.

При получении долгосрочного (на несколько лет вперед) или среднесрочного (на несколько месяцев) прогноза землетрясения проводятся работы по повышению устойчивости объектов инфраструктуры (укреплению домов и сооружений), тренировки и учения формирований и населения.

  • Поддержание готовности системы оповещения и информации об угрозе землетрясения и его возникновении, включая мобильные средства.
  • Подготовка населения к действиям в условиях землетрясения проводится на общих основаниях. Спецификой при этом является детализация обучения населения правилам поведения в различных условиях: подготовительные мероприятия при отсутствии землетрясения; действия при наличии прогноза и при внезапном возникновении землетрясения; действия после землетрясения.

♦ не паниковать, действовать спокойно;

♦ в случае если землетрясение началось серией небольших толчков, либо при нахождении в непосредственной близости от входа - немедленно покинуть здание, остерегаясь стекла, обломков облицовки и камней, падающих вдоль стен;

♦ при нахождении вдали от выхода или на верхних этажах искать спасения в том помещении, где застало землетрясение, заняв безопасное место (в проеме двери, углу, под столом);

♦ остерегаться близости окон, застекленных дверей и стен, угловых комнат;

♦ не пользоваться лестницами и лифтами;

♦ если землетрясение застало на улице, отойти подальше от стен, столбов и проводов линий электропередачи;

♦ по окончании толчков немедленно покинуть здание, выключив газ, свет и воду, и больше в него не входить, так как возможны повторные толчки - афтершоки, способные завершить разрушения, произведенные землетрясением.

Мероприятия, проводимые в режиме повышенной готовности.

Режим повышенной готовности вводится с получением непосредственного прогноза. При этом председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), руководителями органов управления ГОЧС, как правило, принимается решение на ЗН и Т и, в первую очередь, на проведение упреждающей эвакуации, а также ставятся задачи исполнительным органам; приводятся в готовность спасательные формирования с выводом техники и людей на открытые площадки; переводятся на аварийные режимы или останавливаются опасные производства и принимаются другие необходимые меры.

Население оповещается через средства массовой информации о возможности землетрясения и порядке действий в данной ситуации.

При упреждающей эвакуации население выводится из домов на ближайшие открытые площадки, расположенные вне зон возможных завалов. При невозможности эвакуации население подготавливает свои жилые помещения к возможным толчкам, для чего снимаются на пол все тяжелые предметы с полок и шкафов, высокая мебель прикрепляется к стенам, кровати отодвигаются от окон, коридоры и лестничные переходы освобождаются от загромождающих их вещей, создаются запасы воды и продуктов питания.

С началом землетрясения КЧС вводит чрезвычайный режим. Сразу же после окончания сотрясения грунта собираются данные об обстановке в районе бедствия и краткие выводы из нее докладываются председателю КЧС, который принимает (уточняет ранее принятое) решение и определяет задачи исполнителям, а органы управления ГОЧС доводят их до привлекаемых сил.

Диспетчерской службой дается информация в вышестоящие органы управления РСЧС с конкретными данными по землетрясению для оперативного прогнозирования с помощью компьютерных программ возможных его последствий и определения необходимости оказания помощи силами и средствами.

Для организации и проведения спасательных работ зона разрушений разделяется на районы (в рамках существующего административного деления), а районы - на участки работ. Назначаются руководители ликвидации чрезвычайной ситуации. В случае крайней необходимости они вправе самостоятельно принимать решения;

О проведении эвакуационных мероприятий;

Об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;

О проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;

Об ограничении доступа людей в зоны ЧС;

О разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;

Об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;

О привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно- спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формировании, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно- спасательных работ;

О привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

О принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Спасательные работы начинаются немедленно всеми сохранившимися силами. По мере прибытия формирований для ликвидации последствий ЧС их командиры объединяют все имеющиеся на участке силы и средства и организуют планомерное проведение работ. Для более надежного обнаружения людей, находящихся под завалами, через определенные промежутки времени устанавливается так называемый “час тишины”.

2. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ПРИ НАВОДНЕНИЯХ

Угроза наводнения на территории России существует более, чем в 40 городах и нескольких тысячах других населенных пунктах. На примерах минувшего лета текущего года виден ущерб, наносимый наводнениями населению и экономике страны.

Проведение мероприятий по ЗН и Т от наводнений невозможно без знания причин их возникновения, которыми могут быть: расход воды, превышающий возможности русла реки (обильное снеготаяние, ливни); большое сопротивление потоку воды (заторы, завалы русла) и ветровые нагоны на морях и озерах.

Особую категорию составляют наводнения, возникающие при авариях на гидротехнических сооружениях, так как здесь действует фактор внезапности и огромной силы напор волны прорыва, которая может достигать 10-15 м и более в высоту и перемещаться со скоростью от нескольких до десятков метров в секунду. Так, например, в 1963 г. в Италии в водохранилище Вайонт обрушился горный массив, в результате 25 млн т воды перелились через плотину, создав в долине р. Пьяве волны высотой 70 м. Было уничтожено 4 поселка, погибло 4400 человек. В 1994 г. в Башкирии в результате прорыва плотины Тирлянского водохранилища было снесено несколько поселков (148 домов) и погибло около 90 человек.

Затопление местности при авариях па гидротехнических сооружениях происходит в результате прихода и распластывания по долине волны прорыва, которая может растекаться далеко за пределы поймы реки, создавая угрозу населению, проживающему на большом удалении от ее русла.

К поражающим факторам наводнения относят поток (течение) воды и загрязнение гидросферы и почвы. Критериями, характеризующими наводнение, являются скороподъемность, глубина, скорость движения и температура потока, площадь затопления и скоростной напор воды (динамическая нагрузка массы движущегося потока).

По видам наводнения классифицируются на низкие (малые), высокие (большие), выдающиеся и катастрофические.

Наводнения, как правило приводят к ухудшению условий жизнедеятельности населения, а также к нарушению инфраструктуры района затопления (разрушение объектов, дорог, линий электропередачи, затопление сельскохозяйственных угодий и т.д.).

2.1 Мероприятия по защите населения и территорий от наводнений и ликвидации их последствий

Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности

Правовые мероприятия.

Руководство положениями основных документов в области ЗН и Т применительно к данному природному явлению, а также рядом специальных документов таких как Федеральный закон “О безопасности гидротехнических сооружении” и др.

Инженерно-технические мероприятия.

Регулирование паводкового стока с помощью гидротехнических сооружений (плотин, дамб),

Проектирование и строительство жилых районов или промышленных объектов (в первую очередь, ПОО) вне мест, где прогнозируются уровни поводка, с учетом норм запаса их прочности для соответствующих условий.

Использование нижних этажей жилых зданий для административных целей.

Обеспечение необходимой устойчивости дорожных покрытий, линий связи и электропередачи в условиях затопления.

Накопление резервных запасов строительных материалов для укрепления гидротехнических сооружений, строительства дамб и т.п.

Организационные мероприятия.

Планирование ЗН и Т при наводнениях. При планировании особое внимание уделяется организации упреждающей и экстренной эвакуации из угрожаемых районов (определяются районы эвакуации и маршруты движения, порядок размещения в них эвакуируемых, определяется и постоянно уточняется транспортное обеспечение и другие данные).

Создание и поддержание в готовности сил и средств для проведения спасательных работ, особенностью которых является обязательное наличие в их составе формирований на плавсредствах, инженерных подразделений механизации работ по укреплению гидротехнических сооружений, мобильных разведывательных подразделений на быстроходных катерах.

Обеспечение населения простейшими спасательными средствами.

Организация контроля за состоянием рек и водоемов. Прогноз возможных наводнений и их последствий. Контроль за состоянием рек и водоемов осуществляется гидрометеорологическими службами, а органы управления ГОЧС должны проявлять заботу об оперативном получении от них прогнозов наводнений и другой информации.

Поддержание в постоянной готовности системы оповещения о наводнениях, в том числе с использованием плавсредств.

Подготовка населения к действиям в условиях наводнения. Подготовка осуществляется по общим правилам. При обучении особое внимание уделяется вопросам эвакуации населения различными спосо¬бами из районов возможного затопления.

  • При получении сигнала оповещения об эвакуации (начале наводнения) необходимо упаковать документы и ценные бумаги в непромокаемый пакет, забрать особой необходимые вещи и запас продуктов на 3 дня и, выключив газ, воду и электроэнергию и закрыв плотно окна и двери, следовать на сборный эвакуационный пункт.
  • При невозможности эвакуации подняться на верхний этаж здания, чердак или крышу либо на возвышенный участок местности, имея с собой предметы, пригодные для самоэвакуации (автомобильную камеру, пустые канистры, надувной матрас и т.п.), а также для обозначения местонахождения (яркий кусок ткани, фонарик).
  • Если вода продолжает прибывать, а скорость потока превышает 2 м/с - закрепиться за прочные предметы.
  • До прибытия помощи оставаться на месте, подавая сигналы о помощи.
  • Самоэвакуацию предпринимать только при угрозе жизни, при этом, прежде чем плыть, проследить направление течения и наметить направление движения.
  • Плыть только по течению под углом к его направлению, приближаясь к намеченному пункту.
  • Внезапно оказавшись в воде сбросить с себя тяжелую одежду и обувь, и, используя любые плавающие предметы, экономить силы и ждать помощи.

Мероприятия, проводимые в режиме повышенной готовности

При непосредственной угрозе наводнения комиссия по ЧС может ввести режим повышенной готовности. При этом на базе оценки фактических данных и прогнозирования определяются меры по защите населения, принимается решение на проведение спасательных и других неотложных работ и проводится комплекс превентивных мероприятий, имеющих целью снижение ущерба от наводнения, облегчение организации спасательных работ и сокращение времени на их проведение. К важнейшим из них относятся:

Усиление контроля за подъемом воды и уточнение прогнозирования масштабов наводнения.

Принятие мер к укреплению гидротехнических сооружений, строительству дамб, водоотводных каналов и пр.

Приведшие в повышенную готовность к действиям спасательных формирований, оснащение их плавсредствами.

Оповещение населения об угрозе затопления.

Подготовка эвакуационных мероприятий, а с достижением уровнем воды опасных значений, упреждающая эвакуация населения.

Подготовка опасных производств к остановке процесса либо переход их на аварийные режимы работ.

Ряд специфических мероприятий проводится при угрозе прорыва плотин. Помимо вышеперечисленных мер, прогнозируются границы затопления глубиной 1,5 м и более и со скоростью потока более 2 м/с; принимаются меры к ограждению указателями об опасности участков дорог, по которым может пройти волна прорыва; определяются возвышенные участки в районах вероятного затопления, на которых может укрыться население при невозможности эвакуации (информа-ция о них доводится до населения при оповещении).

Мероприятия, проводимые в чрезвычайном режиме

С началом затопления уточняется оценка фактической обстановки и на основе выводов из нее принимается решение на проведение экстренной эвакуации населения, спасательных и других неотложных работ. Определяются задачи исполнителям и доводятся до них через работников органа управления ГОЧС. Население оповещается о начале подъема воды. При прорывах плотин оповещение осуществляется на расстояние добегания волны прорыва за 6 часов. Силы и средства ликвидации последствий наводнения приводятся в полную готовность и выдвигаются на участки работ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации при наводнениях включает проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, локализацию зоны ЧС и меры по прекращению действия опасных факторов наводнения.

Спасательные работы при наводнении имеют целью поиск людей на затопленной территории, оказание им необходимой помощи и эвакуацию в безопасные места. Для проведения АС и ДНР привлекаются формирования, оснащенные плавсредствами, вертолетами (в т.ч. воинские), санитарные формирования, формирования механизации работ, охраны общественного порядка и другие.

Организованная упреждающая эвакуация населения из зон возможного затопления осуществляется на автотранспорте, который, учитывая небольшую протяженность маршрутов эвакуации, может делать по несколько рейсов. Экстренная эвакуация с началом затопления может завершаться по бродам, на плавсредствах и вертолетах. Вывод эвакуируемых по бродам осуществляется только летом при высоте воды не более 1 м и скорости течения не более 1,5 м/с. Группы спасаемых обязательно сопровождаются проводниками со средствами оказания помощи (веревками, пробковыми поясами и т.п.), один из которых следует в голове группы, другой - замыкающим.

В районах, откуда вывести людей посуху и по бродам не удалось (невозможно), разведгруппы, действующие на быстроходных катерах или вертолетах, отыскивают группы спасающихся людей и сообщают их местонахождение, количество и состояние в органы управления ГОЧС, которые высылают туда спасательные формирования на плавсредствах. При этом небольшие плавсредства (лодки) объединяются в группы по 5-6 единиц. Во главе каждой такой группы должен действовать моторный катер (автомашина-амфибия). В группе обязательно должны быть: медицинский работник с необходимым набором средств для оказания помощи пострадавшим на воде и 1-2 спасателя с аквалангами или изолирующими противогазами (для работы под водой).

Небольшим группам людей, находящимся на воде, выбрасываются, с учетом направления ветра, спасательные средства. Затем пострадавших поднимают на борт и доставляют в пункт сбора. При необходимости первая медицинская помощь оказывается на борту спасательного средства.

Локализация района наводнения и прекращение действия опасных факторов осуществляются путем проведения силами формирований механизации работ защиты важнейших элементов инфраструктуры дамбами, уменьшению интенсивности подъема воды и высоты уровня затопления за счет водоотводных каналов, перекрытия шлюзов водохранилища.

Заключение

Следует сказать, что на территории РФ могут возникнуть и другие ЧС природного характера: природные пожары, ураганы, смерчи, снежные бураны и др. Большинство из них возникает внезапно либо за очень короткий промежуток времени, поэтому ЗН и Т должна осуществляться очень оперативно, для чего могут быть проведены следующие мероприятия: наблюдение за перемещением урагана, смерча или бурана, прогнозирование времени их подхода и оповещение населения об их угрозе; приведение в готовность органов управления ГОЧС, сил и средств ликвидации ЧС: усиление надзора за соблюдением мер безопасности; укрытие населения в защитных сооружениях, подвалах или прочных зданиях; подготовка медицинских учреждений к приему пострадавших и оказанию им помощи.

Во всех случаях знание поражающих факторов, критериев и физической сущности природных ЧС, а также мероприятий по ЗН и Т в каждом конкретном случае позволяет избежать или существенно уменьшить потери и ущерб, который может быть нанесен.

Литература

  1. Дж. Гир, Х. Шах. Зыбкая твердь. Что такое землетрясение и как к нему приготовиться. /Пер. с англ./М.; 2008.
  2. Тарасов В.В. Экология человека в чрезвычайных ситуациях. М., 20 1 3 г.
  3. Р. Нежиховский. Наводнения на реках и озерах. Гидрометеоиздат. 200 8 г.
  4. Основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. М., МГУ. 200 8 г.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Урок ОБЖ 7 класс. Тема урока: Землетрясение. Защита населения от последствий землетрясений Разработал: учитель ОБЖ Мирсанов Александр Николаевич Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения. Задачи: 1. Формирование знаний учащихся о способах защиты и последствиях землетрясений; 2. Создать условия для раскрытия причин и последствий землетрясения; 3. Способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека. Методы: проблемное изложение материала. Ход урока: 1. Оргмомент 2. Актуализация знаний: 1. Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные). От этого происходит смещение или разрыв блоков земной коры. Образуется сейсмическая волна. Из – за нее содрогаются и рвутся горные породы. Что начинается? О какой стихии литосферы идет речь? 2. Какое стихийное явление произошло в ночь с 23 на 24 октября 2006 года в Японии? 3. Что вы знаете об этом явлении природы? 3. Формирование ЗУН. 3.1. Проблемные вопросы: 1.Скажите, а возможно ли возникновение землетрясения в нашем селе (районе, крае, стране)? Почему?

2.Ребята, как вы думаете: где и когда произойдет следующее мощное землетрясение? Какова будет сила? 3.О чём наш сегодняшний урок? Цель урока (самостоятельно) 3.2. Прогноз землетрясений (рассказ учителя) ­ Землетрясение приближается невидимо, часто ночью, без предупреждения, обрушивается на местность со скоростью молнии и за несколько секунд оставляет за собой разрушения и многочисленные человеческие жертвы. (Землетрясение 2004 года в Японии унесла жизнь 36 человек, более 3 тысяч человек пропали без вести.) ­ Как узнать когда произойдёт землетрясение? Где произойдёт? Виды прогноза: ­ краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный (составление схемы с примерами в тетради) ­ Сейсмически опасные территории. Карта сейсмического районирования (стр.35) ­ Где чаще всего происходят землетрясения? Каковы их причины? (места сдвижения и раздвижения литосферных плит). ­ Реакция домашних животных на приближение землетрясения (сообщение учащихся) Словарная работа: мониторинг, сейсмические станции. 3.3. Оповещение населения. Эвакуация. (объяснение учителя) Сигнал «Внимание всем!» (звучание сирен) и речевая информация, передаваемая по радио и телевидению. 3.4. 3.5. (объяснение учителя) учебником стр. 38) Обучение населения – как действовать во время землетрясения Организация аварийно­спасательных работ (самостоятельная работа с Работая с текстом учебника составить план аварийно­спасательных работ при землетрясении. 3.5. Последствия землетрясения (рассказ учителя, запись в тетрадь) 4. Закрепление материала: Какие ответы мы нашли на поставленные в начале урока вопросы? (работа по вопросам) 5.Вывод по уроку 6.Подведение итогов урока.