Составить журнал хозяйственных операций за месяц. Типы хозяйственных операций в бухгалтерском учете с примерами. Документальное подтверждение записей

Амбарные (писцовые) книги были изобретены человечеством задолго до появления стройной системы бухгалтерской науки. С давних времен они являлись абсолютным показателем рачительной деятельности любого хозяйства. И сегодня человечество не в силах отказаться от элементарного отражения произведенных операций, хотя и давно переименовало незвучную амбарную книгу в строгое определение – журнал регистрации хозяйственных операций.

Современный журнал хозяйственных операций - самостоятельный учетный регистр , в котором фиксируются все факты деятельности компании, группирующиеся в хронологическом порядке. Любое предприятие, будь то небольшое производство с несколькими номенклатурными единицами выпускаемых товаров или холдинг с многомиллионными оборотами, ведет журнал регистрации хозяйственных операций. Но не только в бухгалтерии ведется учет операций. Все стороны жизни компании документируются. Так, в кадровом делопроизводстве имеется своя регистрационная книга, а служба охраны труда и безопасности производства ведет свой журнал, но мы рассмотрим документирование хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Журнал хозяйственных операций: бланк и необходимые реквизиты

Единой утвержденной формы журнала не существует, слишком обширна область применения регистрационного документа. Обычно предприятие формирует удобный для себя бланк, что разрешено законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Вести журнал можно в бумажном варианте – традиционной книгой, сброшюрованной, прошитой и полистно пронумерованной, куда записи заносятся вручную, либо в электронной версии. В специализированных бухгалтерских программах журнал хозяйственных операций заполняется автоматически, поскольку входит в обязательный набор отчетов, формирующихся при соответствующих настройках, и может быть оформлен в бухгалтерской программе за любой заданный отрезок времени.

Обязательными реквизитами журнала являются: № операции, дата ее совершения, содержание произведенной операции, бухгалтерская проводка, сумма и сведения о первичном учетном документе или журнале ордере , где зафиксирована операция. Отражению в журнале подлежат абсолютно все хозяйственные операции. Образец листа журнала:

№ первичного документа

Корреспонденция счетов

Порядок документирования хозяйственных операций в разных предприятиях на бумажных носителях несколько разнится, но последовательность заполнения практически одинакова:

  • новая запись начинается с новой строки;
  • непосредственно отражается операция, ее порядковый номер, дата, содержание;
  • записывается проводка и сумма операции. При необходимости, если в сумме проводки их объединяется несколько (к примеру, при получении денег по банковскому чеку, в котором строго разграничено целевое назначение), то в графе «Содержание операции» расписываются все составляющие одной суммы;
  • указывается № подтверждающего документа.

Как заполнить журнал хозяйственных операций

Обычно бухгалтер, оформив проводку в бухгалтерских документах, соответствующую запись заносит и в журнал. Представляем журнал хозяйственных операций (образец заполнения с проводками).

№ п/п

Дата

№ ж/о

№ перв. документа

Корреспонденция счетов

Сумма

Подпись

Ж/о № 1 ПКО №1 от 2016

Поступление с р/с:

На зарплату 150 000 руб.;

Хоз. нужды 2 000 руб.;

Командировочные 15 000 руб.

Выдана з/плата по вед. № 1

Выдано под отчет на хоз. нужды

Выдан аванс на командировочные расходы

Поступила выручка от продажи с лотка

Выручка сдана на р/с в банк

В третьей графе журнала бухгалтер делает отметку о первичной учетной форме, которая документально подтверждает факт проведения хозяйственной операции. Не возбраняется также ссылаться на журнал-ордер, где можно увидеть интересующую проводку. Запись о собственно операции должна быть понятной и лаконичной.

Для чего нужен журнал регистрации хозяйственных операций

Пример заполнения этого учетного регистра наглядно демонстрирует, какие операции и в каком периоде проводились. Документирование хозяйственных операций организации и рассмотрение их в совокупности дает возможность грамотному экономисту проанализировать текущую обстановку в компании, проконтролировать ее финансовое состояние, спрогнозировать грядущие изменения, сделать выводы и предпринять усилия для стабилизации экономического здоровья организации.

Таким образом, документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учетанеразрывно связанные понятия, обеспечивающие прозрачность и законность хозяйственных операций.

Совершаемые в процессе деятельности предприятия, должны быть зафиксированы в специальном регламенте. Он носит название «Журнал хозяйственных операций». Этот документ определяет алгоритм отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете в системе 1С.

Основные задачи бухучета

Первая - формирование данных о компании, ее имуществе. Причем информация должна быть максимально полной и иметь высокую степень достоверности. Эти данные необходимы не только руководству предприятия, специалистам, но и кредиторам, а также инвесторам.

Вторая важная задача - это обеспечение как внешних, так и внутренних пользователей отчетности своевременной информацией. Указанное выше положение необходимо для осуществления контроля над соблюдением предприятием действующего законодательства.

Третьей задачей является предотвращение возникновения негативных тенденций в деятельности хозяйствующего субъекта, получение информации об имеющемся потенциале и резервах, а также составление прогноза финансовых результатов.

Во всем этом специалисту помогает «Журнал хозяйственных операций». Кроме того, выполнение указанных выше задач содействует развитию конкуренции. В настоящее время составить «Журнал хозяйственных операций» бухгалтеру помогает специально разработанный регламент, который носит одноименное название, а также автоматизированный контроль, который позволяет проверять производимые пользователем действия на соответствие положениям документа.

Хозяйственные операции. Их типы

Любая операция оказывает влияние на предприятие. Происходит либо изменение источников информирования имущества, либо его величины. Бывают ситуации, когда происходит одновременно и первое и второе. Именно поэтому «Журнал хозяйственных операций» крайне важен. Итак, различают четыре основных вида операций. Классификация осуществляется в зависимости от того, как они влияют на размер пассивной и активной части бухгалтерского баланса.

Тип первый

Данные операции непосредственно влияют на состав имущества хозяйствующего субъекта. Иными словами, они затрагивают исключительно актив. При этом остается прежней.

Тип второй

Этот вид операций противоположен первому. В данном случае происходит изменение источников образования имущества компании. То есть пассив. С валютой также ничего не происходит.

Тип третий

В данном случае имеет место быть изменение величины и источников образования имущества. Имеются в виду исключительно положительные тенденции, то есть увеличение. Валюта баланса также возрастает, причем как в активной, так и пассивной части.

Тип четвертый

Последний вид операций также оказывает влияние на оба параметра, но уже в сторону сокращения. Валюта баланса уменьшается на одинаковую величину как в пассивной, так и активной части.

Краткие итоги

Из того, что казано выше, можно сделать следующий вывод: «Журнал хозяйственных операций» - важный документ, который позволяет унифицировать и систематизировать информацию о деятельности предприятия, обеспечивает более простой доступ к данным, что важно для принятия управленческих решений.

Условие задачи

журнал хозяйственная операция

Решить сквозную задачу посредством регистрации фактов текущей финансовой и инвестиционной деятельности организации в Журнале хозяйственных операций, обобщить их на счетах бухгалтерского учета, составитьоборотно-сальдовую ведомости, а также заполнить форму бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибылях и убытках» на примере общества с ограниченной ответственностью «Ромашка» (далее - ООО «Ромашка»).

Методической основой сквозной задачи являются нормативные документы, действующие в области бухгалтерского учета.

Факты хозяйственной деятельности приводятся за первый квартал 2011 г. Начальные остатки по счетам бухгалтерского учета сформированы на 31 декабря 2010 г. В условии задачи приводится выписка из учетной политики ООО «Ромашка», в которой установлены варианты учета отдельных активов и обязательств организации. В процессе решения задачи можно использовать действующий План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, который представлен в табл. 2.

Для решения задачи необходимо:

  • 1. Указать корреспонденцию счетов по фактам хозяйственной деятельности в Журнале хозяйственных операций (табл. 4).
  • 2. Открыть синтетические счета (образцы приводятся в Приложении 1), отразить сальдо начальные по данным остатков на 31 декабря 2010 г. (табл. 3) и операции за первый квартал 2011 г., определить обороты и сальдо конечные.
  • 3. Произвести расчет первоначальной стоимости здания, принятого в эксплуатацию в первом квартале 2011 г. и предназначенного для последующей сдачи в аренду (Приложение 2).
  • 4. Определить величину налога на добавленную стоимость (НДС), подлежащего возмещению из бюджета по оприходованным объектам учета, произвести расчет налога на имущество и налога на прибыль за первый квартал 2011 г. В целях упрощения задачи расчет налоговых платежей выполняется в произвольной форме.
  • 5. Определить и списать сальдо прочих доходов и расходов на финансовые результаты (Приложение 3).
  • 6. Составить на основании данных счетов оборотно-сальдовую ведомость (Приложение 4), а затем бухгалтерский баланс с указанием данных на начало года и 31 марта 2011 г. (Приложение 5) и отчет о прибылях и убытках за первый квартал 2011 г. (Приложение 6). В указанных приложениях приведены формы отчетности, рекомендованные приказом Минфина РФ № 67н от 22 июля 2003 г. (в ред. от 18 сентября 2006 г.). Отчетные формы можно представить на отдельных бланках соответствующих форм.

В процессе решения практической задачи необходимо исходить из следующих условий:

  • 1) предметом деятельности организации является операционная аренда;
  • 2) в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. с 1 января 2011 г. применяются следующие тарифы страховых взносов:
    • *в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%;
    • *в Фонд социального страхования Российской Федерации - 2, 9%;
    • *в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: с 1 января 2011 г. - 3, 1%, с 1 января 2012 г. - 5, 1%;
    • *в территориальные фонды обязательного медицинского страхования: с 1 января 2011 г. - 2%, с 1 января 2012 г. - 0%.

Порядок применения тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ для всех страхователей (за исключением отдельных категорий страхователей, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов) приведен в табл. 1. Все сотрудники ООО «Ромашка» попадают в категорию лиц «1967 г. рождения и моложе».

Таблица 1

Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в 2011 г., %

Необходимо также принимать во внимание, что для организаций - плательщиков страховых взносов база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в 2011 г. устанавливается в сумме, не превышающей 463 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 463 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы. Размер индексации определяется Правительством РФ.

В ООО «Ромашка»:

  • *превышение предельного значения выплат физическим лицам не допускалось;
  • * составляют 0, 2%;
  • *основные средства, которые не признаются объектом налого-обложения при исчислении налога на имущество, отсутствуют. Налог на имущество исчисляется с использованием норм главы 30 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в соответствии со ст. 376 НК РФ, налоговая ставка составляет 2, 2%;
  • *для упрощения решения задачи допускается, что величина налогооблагаемой прибыли соответствует прибыли, исчисленной по данным бухгалтерского учета. ?

Выписка из учетной политики ООО «Ромашка» на 2011 г. положений, используемых при решении задачи

«2. 1. Объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.

  • 2. 2. Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом.
  • 2. 3. Фактическая себестоимость приобретения материалов формируется на счете 10 «Материалы» (без использования счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»).
  • 2. 4. Учет затрат и исчисление себестоимости услуг по операционной аренде организуется непосредственно на счете 20 «Основное производство».
  • 2. 5. Общехозяйственные расходы, учтенные на счете 26, по окончании отчетного периода полностью списываются на счет 90 «Продажи».

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации

2. 6. ООО «Ромашка», являясь субъектом малого бизнеса, в соответствии с положениями учетной политики не применяет ПБУ 18/02... «

Таблица 2

Наименование счета

Номер счета

Номер и наименование субсчета

Раздел I. Внеоборотные активы

Основные средства

По видам основных средств

Амортизация основных средств

По видам материальных ценностей

Нематериальные активы

По видам нематериальных активов и по расходам на научно- исследовательские, опытно- конструкторские и технологические работы

Амортизация нематериальных активов

Оборудование к установке

Вложения во внеоборотные

1. Приобретение земельных участков

Приобретение объектов природопользования

Строительство объектов основных средств

Приобретение объектов основных средств

Приобретение нематериальных активов

Перевод молодняка животных в основное стадо

Приобретение взрослых животных

Выполнение научно - исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ

Отложенные налоговые

По видам отложенных налоговых

Производственные запасы

Материалы

Сырье и материалы

Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали

Тара и тарные материалы

Запасные части

Прочие материалы

Материалы, переданные в переработку на сторону

Строительные материалы

Инвентарь и хозяйственные принадлежности

Специальная оснастка и специальная одежда на складе

Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации

Животные на выращивании

и откорме

Резервы под снижение

стоимости материальных

Ценностей

Заготовление и

Приобретение

материальных ценностей

Отклонение в стоимости

материальных ценностей

Наименование счета

Номер счета

Номер и наименование субсчета

Налог на добавленную

1. Налог на добавленную стоимость

стоимость по

приобретенным ценностям

при приобретении основных средств

Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам

Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально- производственным запасам

I. Затраты на производство

Основное производство

Полуфабрикаты собственного производства

Вспомогательные

Производства

Общепроизводственные

Общехозяйственные

Брак в производстве

Обслуживающие

производства и хозяйства

Раздел IV. Готовая продукция и товары

Выпуск продукции (работ, услуг)

Товары на складах

Товары в розничной торговле

Тара под товаром и порожняя

Покупные изделия

Торговая наценка

Готовая продукция

Расходы на продажу

Товары отгруженные

Выполненные этапы по

незавершенным работам

Раздел V. Денежные средства

Касса организации

Операционная касса

Денежные документы

Расчетные счета

Валютные счета

Специальные счета в банках

Аккредитивы

Чековые книжки

Депозитные счета

Переводы в пути

Финансовые вложения

Паи и акции

Долговые ценные бумаги

Предоставленные займы

Вклады по договору простого товарищества

Резервы под обесценение

финансовых вложений

Раздел VI. Расчеты

Расчеты с поставщиками и

под рядчиками

Расчеты с покупателями и

Заказчиками

Резервы по сомнительным

Расчеты по краткосрочным

По видам кредитов и займов

кредитам и займам

Расчеты по долгосрочным

По видам кредитов и займов

кредитам и займам

Расчеты по налогам и

По видам налогов и сборов

Расчеты по социальному

1. Расчеты по социальному

страхованию и обеспечению

страхованию

Расчеты по пенсионному обеспечению

Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

Расчеты с персоналом по

оплате труда

Расчеты с подотчетными

Расчеты с персоналом по

1. Расчеты по предоставленным

прочим операциям

2. Расчеты по возмещению материального ущерба

Расчеты с учредителями

Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал

Расчеты по выплате доходов

Расчеты с разными

1. Расчеты по имущественному и

дебиторами и кредиторами

личному страхованию

Расчеты по претензиям

Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам

Расчеты по депонированным суммам и др.

Отложенные налоговые

По видам отложенных налоговых

Обязательства

обязательств

Наименование счета

Номер счета

Номер и наименование субсчета

Товарно-материальные

ценности, принятые на

ответственное хранение

Материалы, принятые

в переработку

Товары, принятые на

Комиссию

Оборудование, принятое

для монтажа

Бланки строгой отчетности

Списанная в убыток

задолженность не платежеспособных

Дебиторов

Обеспечения обязательств

и платежей полученные

Обеспечения обязательств

и платежей выданные

Износ основных средств

Основные средства,

сданные в аренду

Таблица 3

Номер счета

Наименование счета

Основные средства

Амортизация основных средств

Доходные вложения в материальные ценности

Материалы

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Расчетные счета

Финансовые вложения

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (дебетовое сальдо)

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (кредитовое сальдо)

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

Расчеты по налогам и сборам (кредитовое сальдо)

(кредитовое сальдо)

Страховые взносы (кредитовое сальдо)

(кредитовое сальдо)

(кредитовое сальдо)

(кредитовое сальдо)

Расчеты с персоналом по оплате труда (кредитовое сальдо)

Расчеты с разными дебиторами

Расчеты с разными кредиторами

Уставный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (кредитовое сальдо)

Расходы будущих периодов

Журнал хозяйственных операций за I квартал 2012 г.

Факт хозяйственной деятельности

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Операции за январь

Приняты к оплате документы поставщиков по приобретенному зданию:

стоимость здания

  • 530 338 983, 05
  • 95 461 016, 95

Приняты к оплате счета риелторской компании за услуги по приобретению здания: стоимость услуг

  • 15 910 169, 49
  • 2 863 830, 51

Отражена госпошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество

Введено в эксплуатацию приобретенное здание (сумму определить)

Принят НДС к вычету:

от стоимости приобретенного здания

от стоимости услуг риелторской компании

  • 95 461 016, 95
  • 2 863 830, 51

Оплачены с расчетного счета:

стоимость приобретенного здания

услуги риелторской компании

  • 625 800 000, 00
  • 1 8 774 000, 00

Погашена с расчетного счета задолженность: перед бюджетом по налогам и сборам

по страховым взносам:

на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

  • 1 280 000, 00
  • 20 900, 00
  • 1 441, 00
  • 187 383, 00
  • 15 135, 00
  • 21 621, 00
  • 69-1-1
  • 69-1-2
  • 69-2-1
  • 69-3-1
  • 690-3-2

Перечислена с расчетного счета заработная плата за декабрь 201 (Х-1) г. сотрудникам на карточные счета

Перечислена сумма аванса по заработной плате за январь сотрудникам на карточные счета

ООО «Ромашка» признаны расходы в виде штрафа за невыполнение условий договора

Начислена амортизация по основным средствам: используемым в основной деятельности общехозяйственного назначения

  • 3 473 163, 84
  • 2 571 952, 44
  • 845 376, 00
  • 1 654 630, 00

Начислены страховые взносы от заработной платы работников организации, занятых в основной деятельности (суммы определить) : страховые взносы на обязательное социальное страхование, зачисляемые в Фонд социального страхования РФ

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ

страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в территориальные фонды обязательного медицинского страхования

  • 24515, 90
  • 43114, 18
  • 219797, 76
  • 43114, 18
  • 69-1-1
  • 69-1-2
  • 69-2-1
  • 69-3-1
  • 69-3-2

Начислены страховые взносы от заработной платы административно- управленческого персонала (суммы определить) :

страховые взносы на обязательное социальное страхование, зачисляемые в Фонд социального страхования РФ

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ

страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в территориальные фонды обязательного медицинского страхования

  • 47984, 27
  • 84386, 13
  • 430203, 80
  • 84386, 13
  • 69-1-1
  • 69-1-2
  • 69-2-1
  • 69-3-1
  • 69-3-2

Начислены проценты за январь 201Х г. по долгосрочному кредиту, предоставленному банком ВТБ (ОАО)

Начислены проценты за январь 201Х г. по займу, предоставленному другой организации

Начислены проценты за январь 201Х г. по краткосрочным займам, полученным от других организаций

Начислен НДС к уплате в бюджет (сумму о пред ели ть)

Отражен финансовый результат (суммы определить) : от основной деятельности от прочих видов деятельности

  • 3611806, 00
  • 2 144 544, 97

На расчетный счет поступила сумма оплаты за услуги операционной аренды

Операции за февраль

Погашена с расчетного счета задолженность (см. операции 16, 17, 18) : перед бюджетом по налогам и сборам

по страховым взносам:

на обязательное социальное страхование, зачисляемым в Фонд социального страхования РФ

на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

на обязательное пенсионное страхование,

зачисляемым в Пенсионный фонд РФ

на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в территориальные фонды обязательного медицинского страхования

  • 294840, 00
  • 72500, 17
  • 127500, 31
  • 650001, 56
  • 127500, 31
  • 69-1-1
  • 69-1-2
  • 69-2-1
  • 69-3-1
  • 69-3-2

Перечислена с расчетного счета за - работная плата за январь 201Х г. сотрудникам на карточные счета

Признана выручка от продажи объекта основных средств

Начислен НДС (сумму определить)

Первоначальная стоимость объекта

Списана сумма амортизации, начисленной за время эксплуатации

Списана остаточная стоимость объекта в связи с продажей (сумму определить)

На основании акта оказанных услуг отражена стоимость посреднических услуг ООО «Счастливый путь» по продаже объекта основных средств: стоимость услуг

  • 59 322, 03
  • 10 677, 97

На расчетный счет поступила сумма оплаты за проданный объект

С расчетного счета оплачены услуги ООО «Счастливый путь» по продаже объекта основных средств

Перечислена сумма аванса по заработной плате за февраль 201Х г. сотрудникам на карточные счета

С расчетного счета в кассу поступили денежные средства для осуществления наличных расходов

Выдан аванс под отчет Иванову А. К. для приобретения канцелярских товаров и расходных материалов

Представлен авансовый отчет Ивановым А. К. о приобретении канцелярских товаров и расходных материалов

Внесен в кассу организации Ивано - вым А. К. остаток неизрасходованного аванса

Признаны расходы по обслуживанию системы «Клиент-банк»

Признаны расходы по оплате услуг банка

Начислена амортизация по основным средствам: используемым в основной деятельности

общехозяйственного назначения

  • 3 473 163, 84
  • 2 571 952, 44

Признана часть расходов будущих периодов

Начислена заработная плата: работникам, занятым в основной деятельности

административно-управленческому персоналу

Удержан из заработной платы НДФЛ

Начислены страховые взносы от заработной платы работников организации, занятых в основной деятельности (суммы определить) :

страховые взносы на обязательное социальное страхование, зачисляемые в Фонд социального страхования РФ

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ

страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в территориальные фонды обязательного медицинского страхования

  • 24950, 9
  • 43879, 18
  • 223697, 76
  • 43879, 18
  • 69-1-1
  • 69-1-2
  • 69-2-1
  • 69-3-1
  • 69-3-2

Начислены страховые взносы от заработной платы административно-управленческого персонала (суммы определить) :

страховые взносы на обязательное социальное страхование, зачисляемые в Фонд социального страхования РФ

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ

страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в территориальные фонды обязательного медицинского страхования

  • 47984, 27
  • 84386, 13
  • 430203, 80
  • 84386, 13
  • 69-1-1
  • 69-1-2
  • 69-2-1
  • 69-31
  • 69-3-2

Начислены проценты за февраль 201Х г. по долгосрочному кредиту, предоставленному банком ВТБ (ОАО)

Начислены проценты за февраль 201Х г. по займу, предоставленному другой организации

Начислены проценты за февраль 201Х г. по краткосрочным займам, полученным от других организаций

Признана выручка от операционной аренды

Начислен НДС к уплате в бюджет (сумму определить)

Списаны расходы по оказанию услуг операционной аренды (сумму определить)

Списаны общехозяйственные расходы (сумму определить)

Отражен финансовый результат (суммы определить) : от основной деятельности

от прочих видов деятельности

  • 3590941, 7
  • 1 979 416, 9

На расчетный счет поступила оплата за услуги операционной аренды

Операции за март

Погашена с расчетного счета задолженность (см. операции 48, 49, 50) : по НДФЛ

по страховым взносам:

на обязательное социальное страхование, зачисляемым в Фонд социального страхования РФ

на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ

на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в территориальные фонды обязательного медицинского страхования

  • 295 324, 00
  • 72 935, 17
  • 128 265, 31
  • 653 901, 56
  • 128 265, 31
  • 69-1-1
  • 69-1-2
  • 69-2-1
  • 69-3-1
  • 69-3-2

Перечислена с расчетного счета заработная плата за февраль 201Х г. сотрудникам на карточные счета

Документирование всех процессов, происходящих в хозяйственной жизни компании, является одной из главных задач бухгалтера. Для этих целей используется журнал хозяйственных операций, а также другие бухгалтерские регистры. Какие именно и как их правильно заполнять, подскажет эта статья.

Любое событие в хозяйственной деятельности организации обязательно должно быть оформлено первичным документом (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Этот постулат все бухгалтеры знают с самых первых минут обучения. Без документирования ничего принимать к учету нельзя, поэтому документирование хозяйственных операций в бухгалтерском учете является тотальным и непрерывным.

На основании полученных из «первички» данных бухгалтер заполняет специальные регистры: журналы-ордера, ведомости и главную книгу. Данные из них служат для составления финансовой отчетности и бухгалтерского баланса, который и является итогом работы бухгалтерии за отчетный период. Какие нормы законодательства требуют постоянно исполнять документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета, какие нюансы нужно учитывать? Будем разбираться на одном простом примере.

Факт совершения хозяйственной операции

Общество с ограниченной ответственностью «Весна» купило для производственных нужд 3 банки автомобильной краски за 1200 рублей (400 руб. за шт.) по безналичному расчету. Для того чтобы бухгалтерия признала факт этой покупки, уполномоченный работник по этой сделке должен предоставить в бухгалтерию для документирования:

  1. Договор купли-продажи в письменной форме с указанием стоимости товара, если компания, у которой купили краску, занимается оптовыми поставками (). При розничной покупке договор не обязателен.
  2. Товарную накладную по форме ТОРГ-12, предназначенную для документирования операций по продаже товаров. Бланк накладной вместе с указаниями по ее заполнению утвержден Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 . Первый экземпляр формы ТОРГ-12 остается у организации-продавца, реализующей товарно-материальные ценности, и также является основанием для учета бухгалтерией списания ТМЦ. Второй экземпляр получает организация-покупатель, именно на основании его бухгалтерия может оприходовать ТМЦ, в нашем примере краску.
  3. Счет-фактуру (если организация-продавец краски является плательщиком НДС). Счет-фактура — это самый важный и основной документ, на основании которого ООО «Весна» имеет право принять к вычету НДС, уплаченный компании-поставщику (п. 1 статьи 169 Налогового кодекса РФ). Счет-фактура является формой налогового учета и применяется исключительно для целей правильного исчисления и уплаты НДС, но этот вид учета также осуществляет бухгалтер, а суммы налогов подлежат разнесению на счетах бухучета наравне с другими суммами.
  4. Платежное поручение об оплате организации-поставщику 1200 рублей за полученную краску. При безналичном расчете применяется именно этот документ. Если бы ООО «Весна» купило краску за наличный расчет, то документами об оплате являлись бы квитанция к приходному кассовому ордеру и чек ККТ (п. 1 статьи 252 НК РФ , Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт»).

Реквизиты первичных документов

Из приведенного списка видно, что главной формой, на основании которой бухгалтер может смело оприходовать, задокументировать и оплатить краску, является накладная ТОРГ-12. Выглядеть в заполненном виде ее часть, которая касается непосредственно оприходования товара, будет так:

Эта накладная, как и остальная «первичка», имеет обязательные реквизиты, наличие и правильность заполнения которых должен проверить бухгалтер, прежде чем принять документ в работу. К таким реквизитам, в частности, относятся:

  • наименование формы и ее код по Общероссийскому классификатору управленческой деятельности (ОКУД) в правом верхнем углу. Этот код необходим только для унифицированных форм. Если бланк разработан самостоятельно, этого реквизита в нем может не быть;

  • номер документа и дата его составления. Эти реквизиты важны для документирования, так как позволяют точно определить время совершения сделки. Обычно дату пишут арабскими цифрами: вначале день и месяц, представленные двумя парами цифр, разделенными точкой, затем год четырьмя цифрами;

  • название компании-поставщика (покупателя), от имени которой составлена форма. А также ее адрес и реквизиты;

  • содержание хозяйственной операции, которое должно соответствовать типу и названию формы. Например, накладная ТОРГ-12 предназначена для передачи товарно-материальных ценностей сторонним организациям, и с ее помощью невозможно оформить никакую другую хозяйственную операцию;
  • измерители события, которые могут быть указаны в натуральном и денежном выражении. Денежный измеритель используется чаще, так как он является обобщающим, и в нем обычно отображаются все показатели хозяйственной деятельности компании в бухучете;
  • должности и фамилии, имена, отчества лиц, ответственных за совершение сделки или события и правильность ее оформления, а также их личные подписи.

Также могут применяться дополнительные реквизиты по мере надобности. Но все реквизиты из списка являются обязательными и должны быть в любом первичном документе, иначе принципы документирования будут не соблюдены.

Документирование в бухгалтерских регистрах

Если с «первичкой» все в порядке, то бухгалтерия ООО «Весна» может смело оприходовать купленную краску, то есть внести данные об этом событии хозяйственной жизни в соответствующие регистры бухучета, иначе говоря, провести документирование. В данной операции будут задействованы такие журналы и регистры аналитического учета:

  • журнал регистрации хозяйственных операций (если компания его ведет, так как это не является обязательным);
  • журнал-ордер № 6 по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • ведомость по субсчету 10.8 «Строительные материалы»;
  • карточки ТМЦ;
  • журнал-ордер № 2 по счету 51 «Расчетный счет»;
  • ведомость по субсчету 68.4 «НДС»;
  • главная книга.

Очевидно, что всего одна хозяйственная операция для документирования потребует записи нескольких проводок и разноски данных по всем вышеперечисленным регистрам. Раньше бухгалтерам приходилось все это делать вручную, сейчас учет автоматизирован практически повсеместно, поэтому занесение в систему сведений о хозяйственной операции позволяет сделать автоматическую разноску по счетам.

Для того чтобы ничего не пропустить и проверить, все ли хозяйственные операции учтены, часто используется журнал регистрации всех осуществленных операций. Это обычная табличная форма, в которой делается запись о сути каждой хозяйственной операции, документирование которой на основании «первички» осуществила бухгалтерия. Пример заполнения журнала регистрации хозяйственных операций будет выглядеть примерно так:

Очевидно, что заполнение такого журнала помогает проверить, все ли операции учтены. Поэтому желательно формировать его по окончанию каждого операционного дня. Форма журнала является произвольной, поскольку он не относится к обязательным регистрам. Ее даже можно не утверждать в учетной политике и не вести на бумаге. Это исключительно вспомогательный документ.

О регистрах бухгалтерского учета мы рассказывали в . Журнал регистрации хозяйственных операций рассмотрим в этом материале.

Регистрационный журнал хозяйственных операций

Что документально подтверждает факт проведения хозяйственной операции? Конечно, первичный учетный документ, который составляется при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не возможно — непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Ведь документация хозяйственных операций - отправная точка для ведения бухучета. Поэтому можно сказать, что в основе документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета лежит регистрация в момент совершения соответствующих операций.

Все хозяйственные операции отчетного периода могут быть сгруппированы по дате их совершения. Хронологическим регистром бухгалтерского учета, в котором отражаются совершенные хозяйственные операции в последовательности их проведения, является журнал регистрации хозяйственных операций.

Журнал регистрации хозяйственных операций: пример заполнения

Для журнала хозяйственных операций бланка единого нет. Ведь журнал - это учетный регистр, поэтому его форму организация может разработать самостоятельно (ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В условиях автоматизации бухгалтерского учета журнал операций входит в стандартный набор отчетов, формируемых в компьютерной системе. Поэтому для большинства бухгалтеров вопрос, как заполнить журнал хозяйственных операций не актуален: он может быть сформирован в бухгалтерской программе автоматически за любой период на основании отраженных в системе операций.

Ниже приведем для регистрационного журнала хозяйственных операций образец, который наиболее часто используется.

Журнал регистрации хозяйственных операций (фрагмент)