Римские композиторы. Римский-корсаков, николай андреевич. Николай Андреевич Римский-Корсаков: биография, интересные факты, творчество

Николай Римский-Корсаков краткая биография для детей и взрослых изложена в этой статье.

Николай Римский-Корсаков краткая биография

Николай Андреевич Римский-Корсаков - русский композитор, педагог, дирижёр. Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в городе Тихвин Новгородской губернии. Отец композитора происходил из старинного дворянского рода.

С шести-семи лет мальчик обучался игре на фортепиано, к девятилетнему возрасту относятся его первые попытки к сочинению.

В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.

Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком «Могучая кучка», склонило его к более серьезным занятиям.

Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было на время прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся в его творчестве. Наиболее значительные произведения этого периода - симфоническая картина «Садко» (1867) и опера «Псковитянка» (по одноименной драме Л. Мея, 1872).

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий.

В 1874-1881 годах Николай Римский-Корсаков был директором Бесплатной музыкальной школы и дирижером ее концертов.

В 1883-1894 годах занимал должность помощника управляющего придворной певческой капеллой.

В 1905 году за выступление в защиту прав учащихся Римский-Корсаков был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значительной части профессорско-преподавательского состава. В декабре 1905 года, после предоставления консерватории автономии, он вернулся в консерваторию по приглашению художественного совета.

Разностороннюю музыкальную, дирижерскую и педагогическую деятельность Римский-Корсаков сочетал с плодотворной работой композитора. Он создал 15 опер , в их числе - «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Ряд фрагментов из этих опер стали шлягерами - «Песня индийского гостя» из «Садко» или оркестровый «Полет шмеля» из «Салтана».

37 лет своей жизни Римский-Корсаков посвятил преподаванию. У него получили образование И. Стравинский, А. Аренский, А. Глазунов, С. Прокофьев и другие. Кроме того, Николай Андреевич является автором нескольких учебников и большого количества статей на музыкальные темы. Римский-Корсаков по праву признан создателем такого жанра, как опера – сказка. Создавая собственные произведения, композитор еще и донес до слушателя не одно произведение своих погибших товарищей.

Николай Андреевич скончался 21 июня 1908 года от сердечного приступа, который последовал после инфаркта.

Фото 1897 год

Николай Андреевич Римский-Корсаков известен как композитор, педагог и общественный деятель русского происхождения. Появился на свет 18 марта 1844 года в Тихвине. Населенный пункт получил данное название, потому что лежал на реке Тихвинки. Семейство имело свое поместье, размещенное прямо на берегу реки. Папа - Андрей Петрович, бывший вице-губернатор. Мама - Софья Васильевна, дочка обычной крестьянки и зажиточного землевладельца. По многим сведениям большое влияние на жизнь Николая оказал его брат Воин Андреевич, моряк с офицерским званием.
Когда Николаю исполнилось шесть годков, родители принялись его обучать разным навыкам. Чтение мальчику нравилось сильнее, нежели игра на музыкальных инструментах, тем не менее, он выпустил своё первое музыкальное произведение, когда ему было лишь одиннадцать лет. После смерти папы в 1862 году, всё семейство Римских-Корсаковых перебралось в Петербург. В это же время парень познакомился с известным на то время сочинителем М. Балакиревым, приняв членство его литкружка. Немного спустя, данный кружек получил название "Могучая кучка".
Благодаря помощи и наставничеству Балакирева Николая начал трудиться над написанием Первой симфонии. Как говорил сам Римский-Корсаков, начало было положено еще тогда, когда он учился в Канилле, однако более усердно он начал работать лишь в 1861 году. После окончания Морского корпуса успешно поступил на службу на клипер "Алмаз". Там он пробыл в течении трёх лет. В это время он успел отправиться в Северную Америку и побывать во многих европейских странах.
Из-за большой нагрузки работать над музыкой было некогда, из-за чего в этот период вышла лишь 2 часть Первой симфонии. После такого длительного путешествия мужчина снова посещает свой кружек, где заводит знакомство с его новым членом Бородиным и Чайковским.
Балакирев снова оказывает своё влияние на парня и рекомендует ему продолжить работу над симфонией. Самым первым из программных сочинений становится муз картина "Садко". Тут он впервые объединил реальный мир и сказку.
Благодаря произведениям О. Сенковского, Николай написал симфонический сюит "Антар", который все люди могли услышать в 1869 году.
В 1871 году Николай становится профессором Санкт-Петербургской консерватории.
Лето 1872 ознаменовалось первым вступлением в брак, избранницей стала Надежда Пургольд.
В 1875 Римский-Корсаков стремился улучшить свою технику, в этот период он наткнулся на свои проблемы в образовании и принялся самообучаться. После этого в свет вышла Третья симфония.
В 1880 выходи такой сюит как "Шехеразада" и увертюра "Светлый праздник". Через два года он стал лидером Беляевского кружка.
Во времена революции Римский-Корсаков энергично поддерживал восставших студентов и осудил руководство консерватории, после чего заявил об увольнении, а вернулся лишь после смены администрации.
Смерть настигла русского композитора 21 июня 1908 года, в небольшом городе Любенске Петроградской губернии. После смерти был похоронен на Новодевичьем кладбище в Питере, однако через много лет его захоронение было перенесено.

Николай Андреевич Римский-Корсаков является известным на весь мир русским композитором, а также дирижером. Дата рождения – восемнадцатое марта 1844 г, дата кончины – двадцать первое июня 1908 г.

За всю свою жизнь этот великий человек написал 15 опер, которые поражают свои великолепием. Самые известные из них: «Снегурочка» и, конечно, «Майская ночь».

Римский-Корсаков проходил свое обучение в известном морском кадетском корпусе. Позже композитор отправился в трехлетнее плавание, где и почувствовал тягу к прекрасному. Первая собственная симфония Римского-Корсакова была исполнена в обыкновенной бесплатной музыкальной школе, где и получила большой успех.

Помимо того, что этот великий человек добился невероятных успехов на музыкальном поприще, он также был и общественным деятелем.

За период своей великой жизни Римский-Корсаков сменил несколько поприщ. Например, он был преподавателем в Петербургской консерватории, работал директором в обыкновенной бесплатной музыкальной школе, а также дирижировал в Москве и Париже.

За весь свой педагогический период Корсаков воспитал более двухсот известнейших композиторов, а также иных музыкальных деятелей. Это, конечно же, повлияло на дальнейшее развитие русской классической музыки.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Демокрит

    Демокрит родился в городе Абдеры около 460 года до новой эры. Поэтому его довольно часто называют Демокритом Абдерским. Он считается создателем атомистического материализма, хотя, если смотреть детальнее

  • Владимир Галактионович Короленко

    Короленко является одним из самых недооценённых литературных деятелей своего времени. Он написал множество замечательных произведений, в которых затрагивал самые разнообразные темы, от помощи обездоленным

  • Аксаков Сергей Тимофеевич

    Датой рождения известного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова считается 1 октября 1791 года. Его детские годы прошли в имении отца Ново-Аксаково и городе Уфа.

русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик

Николай Римский-Корсаков

Краткая биография

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (18 марта 1844, Тихвин - 21 июня 1908, усадьба Любенск, Санкт-Петербургская губерния) - русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Родился в городе Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Семейный дом находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784-1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем - волынским гражданским губернатором; мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Василия Фёдоровича Скарятина (брат Я. Ф. Скарятина). Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.

В 6 лет началось его домашнее обучение, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами, музыка производила на него меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения.

В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера и произведения Михаила Ивановича Глинки - «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона. «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» - вспоминал он позднее. Чувствуя необходимость получить более серьёзное музыкальное образование, с осени 1859 года Николай начал брать уроки у пианиста Ф. А. Канилле.

В 1862 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В том же году благодаря Фёдору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал с инструментовкой.

Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова - Первая симфония. По словам самого композитора, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы его обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861-1862 годах - и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».

Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран - Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Служба на клипере не оставляла времени для музыки, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора - вторая часть Первой симфонии, Анданте, написанное в конце 1862 года, после чего Римский-Корсаков на время отложил своё сочинительство. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

Вернувшись из путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Балакиревского кружка, он знакомится с его новым участником - химиком и начинающим композитором А. П. Бородиным, с кумиром кружка А. С. Даргомыжским, с сестрой Глинки Л. И. Шестаковой и с П. И. Чайковским.

В. А. Серов. Портрет Н. А. Римского-Корсакова, 1898.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение. Эта партитура (известная как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева - неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества. Найденный здесь музыкальный язык, затем был успешно развит в таких сочинениях как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция - 1866) и «Сербская фантазия» (1867).

Этапным произведением композитора стала музыкальная картина «Садко» (1867, позднее её музыка будет частично использована в одноимённой опере), самое раннее из программных сочинений Римского-Корсакова. Здесь он выступил как продолжатель традиций европейского программного симфонизма - прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых сильно повлияло на композитора; в дальнейшем большая часть произведений Римского-Корсакова также будет связана с определённой литературной программой.

В «Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки; здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова», которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях. Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из Гомера », операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»).

Программно-сказочное начало получило своё дальнейшее развитие в симфонической сюите «Антар», над которой композитор начал работать в 1868 году как над Второй симфонией, вдохновившись сюжетом восточной сказки Осипа Сенковского. Премьера сочинения состоялась в 1869 году на концерте Русского музыкального общества.

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Цезарю Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость». Обратившись к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве, в 1872 году он заканчивает оперу по драме Льва Мея «Псковитянка». Летом этого же года он женится на пианистке Надежде Пургольд.

В 1870-е годы границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова расширились: начиная с 1871 года он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки; с 1873 по 1884 год он инспектор духовых оркестров Морского ведомства, с 1874 по 1881 - директор Бесплатной музыкальной школы. Начиная с 1874 года композитор занялся дирижированием - сначала симфонических концертов, а затем и оперных спектаклей.

В середине 1870-х гг. Римский-Корсаков работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период он обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники стала Третья симфония (до мажор, op. 32). В 1880-е годы композитор создаёт такие симфонические сочинения, как оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник».

Начиная с 1882 года Римский-Корсаков возглавлял Беляевский кружок, в 1883-1894 годах он также был помощником управляющего Придворной певческой капеллы. В 1906 г. избран членом Шведской королевской музыкальной академии.

В начале 1890-х годов был некоторый спад творческой деятельности композитора: в этот период он изучал философию, писал статьи, а также пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений. Затем его творчество приобрело исключительную интенсивность: одна за другой из-под пера композитора появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).

Во время революционных событий 1905-1907 годов Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории: он уволился и вернулся в консерваторию лишь после предоставления ей частичных автономных прав и смены руководства.

Умер 8 июня 1908 года от инфаркта миокарда в Любенске, в своей загородной усадьбе, где теперь находится мемориальный музейный комплекс композитора, объединяющий в себе две реконструированные усадьбы - дом в Любенске и соседнее имение Вечаша, где композитор жил до 1907 года. Был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Педагогическая деятельность

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе Фёдор Акименко, Николай Амани, Антон Аренский, Николай Арцыбушев, Мелитон Баланчивадзе, Семён Бармотин, Феликс Блуменфельд, Юлия Вейсберг, Язепс Витол, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Макар Екмалян, Василий Золотарёв, Михаил Ипполитов-Иванов, Андрей Казбирюк, Николай Лысенко, Анатолий Лядов, Витольд Малишевский, Николай Малько, Эмиль Млынарский, Николай Мясковский, Александр Оссовский, Сергей Прокофьев, Отторино Респиги, Николай Соколов, Александр Спендиаров, Игорь Стравинский, Александр Танеев, Николай Черепнин, Максимилиан Штейнберг.

Семья

Римский-Корсаков обвенчался 30 июня 1872 года в парголовской церкви с пианисткой Надеждой Пургольд (1848-1919). У них родились сыновья Михаил (1873-1951), Андрей (1878-1940), Владимир (1882-1970), Святослав (1889-1890), дочери Софья (1875-1943), Надежда (1884-1971), Мария (1888-1893).

Могила Н. А. и Н. Н. Римских-Корсаковых.
Автор надгробия Н. К. Рерих. Тихвинское кладбище (Александро-Невская лавра)

Жена - Надежда Николаевна Пургольд (1848-1919) - пианистка, композитор, музыковед.

  • Дети и внуки:
  • Михаил Николаевич (1873-1951) - зоолог-энтомолог, лесовод. Был женат дважды:
    • 1-я жена: Елена Георгиевна Рокка-Фукс (1871-1953);
      • дети:
      • Наталья Михайловна (1900-1901),
      • Георгий Михайлович (1901-1965) - музыковед, композитор и акустик,
      • Вера Михайловна (1903-1973) - библиограф,
      • Елена Михайловна (1905-1992) - преподаватель иностранных языков.
    • 2-я жена: Евгения Петровна Бартмер (1884-1929);
      • дети:
      • Игорь Михайлович (1911-1927),
      • Ольга Михайловна (1914-1987) - кандидат геолого-минералогических наук.
  • Софья Николаевна, в замужестве Троицкая (1875-1943) - певица, умерла от голода в блокаду.
    • муж Владимир Петрович Троицкий (1876-ок. 1926),
      • дети:
      • Ирина Владимировна, в замужестве Головкина, (1904-1989) - автор книги «Лебединая песнь. Побеждённые»;
      • Людмила Владимировна (?-1942), умерла в мае 1942 года в ссылке в Тюмени.
  • Андрей Николаевич (1878-1940) - музыковед, редактор, доктор философии.
    • жена Юлия Лазаревна Вейсберг (1879-1942), композитор, критик и публицист, ученица отца. Погибла во время блокады.
      • Всеволод Андреевич (1915-1942) - филолог, переводчик, погиб во время блокады.
  • Владимир Николаевич (1882-1970) - титулярный советник, альтист Мариинского театра.
    • жена Ольга Артемьевна Гилянова (1887-1956).
      • дети:
      • Андрей Владимирович (1910-2002) - физик-акустик, доктор физико-математических наук;
      • Татьяна Владимировна (1915-2006) - архитектор, специалист-градостроитель, автор двух книг о своём деде Н. А. Римском-Корсакове.
  • Надежда Николаевна (1884-1971),
    • муж Максимилиан Осеевич Штейнберг (1883-1946), композитор, дирижёр и педагог.
      • дочь:
      • Надежда Максимилиановна Штейнберг (1914-1987) - филолог, автор грамматики французского языка.
  • Мария Николаевна (1888-1893), умерла в детстве;
  • Святослав Николаевич (1889-1890), умер во младенчестве.

Список сочинений

Оперы

  • Псковитянка
  • Майская ночь
  • Снегурочка
  • Млада
  • Ночь перед Рождеством
  • Садко
  • Моцарт и Сальери
  • Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка»)
  • Царская невеста
  • Сказка о царе Салтане
  • Сервилия
  • Кащей Бессмертный
  • Пан воевода
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Золотой петушок

Симфонические произведения

  • Симфония № 1
  • Сказка (симфоническая пьеса)
  • Симфония № 2
  • Симфониетта
  • Увертюра на темы трех русских песен
  • Антар
  • Симфония № 3
  • Шехеразада (симфоническая сюита)
  • Испанское каприччио
  • Светлый праздник (увертюра)
  • Садко
  • Снегурочка (сюита)
  • Ночь перед Рождеством (сюита)
  • Концерт для фортепиано с оркестром

Вокальные сочинения

  • около 80 романсов
  • сборники: «100 русских народных песен», «40 народных песен».

Книги

  • Летопись моей музыкальной жизни
  • Практический учебник гармонии
  • Основы оркестровки

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Лето 1856 года - квартира П. Н. Головина в доме О. П. Зубовой (Миллионная улица, д. 6);
  • 1867 - сентябрь 1871 года - доходный дом Аренс (7-я линия Васильевского острова, д. 4);
  • сентябрь 1871-1872 - доходный дом Зарембы (Пантелеймоновская улица, ныне улица Пестеля, д. 11, кв. 9);
  • 1872 - осень 1873 года - дом Морозовых (Шпалерная улица, д. 4);
  • осень 1873-1883 - доходный дом Кононова (Фурштатская улица, д. 33, кв. 9);
  • 1883-1889 (Владимирский проспект, д. 18, кв. 5);
  • 1889 - 19 сентября 1893 года - дом Капеллы (набережная реки Мойки, д. 20);
  • 19 сентября 1893 - 21 июня 1908 года - дворовый флигель доходного дома М. А. Лавровой (Загородный проспект, д. 28, кв. 39).

Память

Памятник Н. А. Римскому-Корсакову на Театральной площади в Санкт-Петербурге. Скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал

  • Мемориальный музей-заповедник Н.А. Римского-Корсакова в Псковской области
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
  • Консерватория имени Римского-Корсакова в эквадорском городе Гуаякиль (исп. Conservatorio Superior de Música Rimsky-Korsakov )
  • В 1952 году (30 ноября) Римскому-Корсакову был установлен памятник у Ленинградской консерватории на Театральной площади (скульпторы В. И. Ингал, В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский) Объект культурного наследия № 7810110000 // Реестр объектов культурного наследия Российской Федерации. Проверено
  • В Ленинграде в 1971 году был открыт Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Объект культурного наследия № 7810522000 // Реестр объектов культурного наследия Российской Федерации. Проверено
  • Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор Объект культурного наследия № 4710152000 // Реестр объектов культурного наследия Российской Федерации. Проверено
  • В Николаеве возле Детской музыкальной школы № 1, названной в честь Римского-Корсакова, в 1978 году установлен его бюст.
  • В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу было присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.
  • В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ № 1 в Москве в ВАО.
  • Детская Музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в Пскове.
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (ранее Музыкальная школа для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова).
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Луге
  • Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.
  • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в г. Нижний Тагил
  • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Могилёве

>Биографии известных людей

Краткая биография Римского-Корсакова

Римский-Корсаков Николай Андреевич - известный русский композитор и дирижер, музыкальный критик; общественный деятель второй половины 19-го века; участник Балакиревского кружка «Могучая кучка». Родился 18 марта 1844 года в Тихвине (Ленинградская область), в старинной дворянской семье. Прапрадед Римского-Корсакова служил контр-адмиралом флота при Елизавете I.

Способности к музыке Николай проявил очень рано. В 6-7 лет он обучался игре на фортепиано, а в 9 лет уже делал первые попытки сочинить что-то свое. Ему нравились церковная музыка и русские народные мотивы. В 1862 году, закончив обучение в петербургском морском училище, он на три года отправился в кругосветное плавание. Как в путешествии, так и во время учебы он продолжал заниматься музыкой. В 1873 г. его назначили инспектором военных оркестров. На этом посту он пробыл более 10 лет.

По возвращению из дальнего плавания, он представил М. А. Балакиреву свою первую симфонию, которая имела большой успех. Еще более серьезно он стал воспринимать музыку после того, как примкнул к кружку «Могучая кучка». Им были написаны новые симфонии, целые оперы, сочинения для оркестра и т.д. К выдающимся работам Римского-Корсакова принято относить оперы «Садко», «Псковитянка», «Снегурочка», оркестровое произведение «Сербская фантазия». С 1871 он был преподавателем классов инструментовки, а через три года был назначен директором музыкальной школы.

Этот выдающийся композитор выступал дирижером в Москве, Париже, Брюсселе, Одессе. Его энергии и энтузиазму можно было только позавидовать. Его оперы появлялись на сцене Мариинского театра и Московской частной оперы. Многие его ученики приобрели известность. Среди них Лядов, Саккетти, Бернгардт, А. К. Глазунов. В 1905 году Николай Андреевич был отстранен от своих обязанностей в консерватории из-за поддержки прав учащихся. Однако в декабре того же года его пригласили обратно. Скончался великий композитор в июне 1908 года в усадьбе Любенск.

Через год была издана его автобиография «Летопись моей музыкальной жизни». Римский-Корсаков был женат на пианистке Н. Пургольд, с которой у них было семеро детей (двое умерли в младенчестве). Двое из его сыновей пошли по стопам отца и избрали музыку как свое призвание. Один был знаменитым музыковедом, а другой - скрипачом и альтистом.