Проект на тему: коучинг в образовании как реализация требований фгос оо. Сущность процесса коучинга

Утегенова Б.М. , Остапенко Л.Г.

Костанайский государственный педагогический институт,

Школа-лицей №2 г. Костаная

Республика Казахстан

Аннотация

В данной статье дается определение коучинга в образовательном процессе и характеристика коучинга как эффективной формы поддержки профессионального развития учителей. Рассмотрение коучинга с позиций методического сопровождения инновационной деятельности и стратегии содействия в индивидуально-личностном сопров ождении педагогов и обучающихся является в статье ключевой темой и фокусом научного взгляда авторов статьи на сущность феномена коучинга.

Түйін

Бұл мақалада коучинг жасаудың негізгі сипаттамалары жасалған. Авторлар мұғалімдердің кәсіби-педагогикалық жағынан қолдаудағы тиімді форма ретінде пайдалануының жетістіктері сипатталған. Тәлімгерліктен коучингтың айырмашылығы айқындалған.

П рофессиональная поддержка рассматривается в педагогической теории и практике как система мер, содействующей профессионально-личностному росту, который является сложным педагогическим явлением, направленным на самоопределение, саморазвитие, самореализацию и самосовершенствование. В основе поддержки профессионального развития педагогов лежит содействие, поле которого составляют такие уровни, как когнитивный – повышение самооценки, расширение представлений учителя о себе, инициирование рефлексивной деятельности, направленность на профессиональный самоанализ и обновление индивидуальной профессиональной концепции, способность к целеполаганию, преодолению затруднений и поиску новых путей самосовершенствования; ценностно-смысловой – стимулирование осознания учителем ценностей профессии, преодоление негативных эмоциональных состояний и формирование умений саморегуляции; поведенческий , как формирование эффективных умений и навыков общения . Актуальность повышения педагогического мастерства в условиях личностно-ориентированного образования требует овладение педагогами инновационными технологиями педагогической поддержки и сопровождения обучающихся.

В последние годы в направлении педагогической поддержки развития профессионализма и мастерства педагогов особое место занимает технология коучинга. Это инновационная технология актуализации внутренних ресурсов самого педагога и обучающегося в достижении планируемого результата.

Коучинг в образовательной среде является принципиально новым направлением в педагогической науке и практике, в основе которого лежит постановка и максимально быстрое достижение целей путем мобилизации внутреннего потенциала, освоения передовых стратегий получения результата. Коучинг выступает в роли мощного средства, способствующего как личностному так и коммуникативному развитию педагогов.

Коучинг - процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.

Коучинг - методика, созданная на стыке психологии, менеджмента, философии, аналитики и логики, используемая для повышения эффективности раскрытия потенциала человека для решения его личных и профессиональных задач.

Коучинг – это современная и очень социализированная практика для развития осознанности и восприятия, для раскрытия всех возможностей человека.

Смысл коучинга: движение к цели, полное раскрытие потенциала человека и команды. При профессиональной поддержке коуча подопечный самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них. Используя коучинг, педагоги достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития. Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя. Коучинг позволяет педагогу, не забираясь в личностные проблемы, понять, что он может сделать для разрешения своих проблем. У коучинга мягкая, не назидательная форма, которая активизирует ресурсы и собственные устремления подопечных.

Структура коучинг - деятельности включает личный опыт подопечного, его потребности в развитии, содействие со стороны коуча в раскрытии собственных возможностей подопечного, системная работа в педагогической поддержке. Стержневыми в коучинге являются вопросы «Как Вы узнаете, что достигли результата?», «Что Вы хотели бы изменить?», «Почему это так важно для Вас?».

Коучинг дает подопечному педагогу возможность посмотреть на ситуацию по-другому, оценить свои силы, свой потенциал, изменить стратегию. В школах существует система наставничества («школа молодого учителя»). Но практика школы свидетельствует, что такая традиционная система поддержки молодых учителей в профессиональном развитии не срабатывает. Начинающим учителям сложно скопировать чужой опыт, даже если он и передовой, потому что доминантой является принцип «делай как я».

Коучинг в построении методического сопровождения инновационной деятельности и коучинг в индивидуально-личностном сопровождении педагогов и обучающихся помогает взглянуть на наставничество по-новому.

Коучинг не учит, а помогает учиться – это его принципиальная сущность (Тимоти Голви) . Коучинг дает возможность для творчества, развития профессионального мастерства, устойчивого развития.

Экскурс в происхождение термина «коучинг» - из венгерского языка означает «то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути» позволяет определить концептуальную составляющую коучинга:

Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те,

что они проявляют в своей повседневной жизни;

В каждом человеке заложен потенциал к саморазвитию;

В каждом человеке есть все необходимые ресурсы для достижения цели и результатов;

Фокус на сильные стороны, обучение на успехе, ориентир не на проблему, а на решение;

Принятие, открытость, доверие как ключ к взаимодействию коуча и подопечного;

Человек себя оценивает сам;

Построение «подмостков» для подопечного. [ 3 . c . 18 ].

Важное качество коуча - умение задавать вопросы. Коучинг -это больше вопросы, чем назидательный рассказ. Вопросы коуча задаются не для того, чтобы собрать информацию для подопечного о нем самом, а больше для того, чтобы пригласить подопечного послушать самого себя, помочь ему создать собственные идеи и контекст решения задач профессионального роста. Коуч приглашает к диалогу, к самоанализу, к поиску дополнительных способов решения и все это в комплексе ведет к творчеству и инсайту.

Методика коучинга позволяет не только научиться самопрезентации, но и способствует созданию собственной педагогической методики.

Среди важных качеств коуча назовем умение установления контакта, активного слушания, развитую эмпатию.

Коучинг в рамках образовательного процесса представляет следующие общие направления:

Процесс партнерского взаимодействия (психолого-педагогическое сопровождение подопечных), направленный на достижение качественного результата, целевых установок;

Проектирование технологий социального взаимодействия, интерактивных форм поддержки активности педагогов;

Системный процесс по педагогической поддержке и содействия росту и профессиональному развитию подопечных учителей.

Несомненными результатами коучинга являются улучшение продуктивности деятельности каждого человека и группы в целом, улучшение взаимоотношений в группе, способность быстро и эффективно реагировать в критических ситуациях, гибкость и адаптивность к изменениям.

Сутью коучинга является раскрытие потенциала личности подопечного для максимизации собственной результативности и эффективности. Он больше помогает личности обучаться, нежели учит. Коуч выступает в роли фасилитатора, то есть высвобождает подопечных на то, чтобы они принимали более эффективные и значимые решения. Для того, чтобы процесс коучинга был действенным для обеих сторон, со стороны коуча необходимы также определенный уровень сознания, овладение специальными методиками, тренингами-практиками, позволяющие найти индивидуальный ключ к успешному содействию профессионального развития педагогов.

Основная обязанность коуча, на наш взгляд, состоит в том, чтобы обнаружить лучшее в личности своих подопечных при выстраивании подмостков для их развития. В свою очередь, основная цель подопечного педагога заключается в том, чтобы взять на себя ответственность за решение поставленной задачи и выполнять все, о чем он договаривается с коучем. Именно сам подопечный несет ответственность за свои результаты. Побудительный импульс, заставляющий субъектов работать в системе «коучинг», – это потребность в изменениях, причем с обеих сторон.

Логическая цепочка коучинга выстраивается по линии «партнерство – раскрытие потенциала - результат».

Коуч должен создать наиболее благоприятные условия доверия и комфорта между собой и подопечными, для того чтобы они смогли наиболее полно осознать свои мотивы и цели.

Модель коучинга можно представить на основе модели интерактивных форм поддержки профессионально-педагогических инициатив подопечных учителей и непосредственно коуча. В свою очередь, подопечные получают наглядный пример коллаборативной среды, когда сам процесс достижения цели выступает в качестве мотивации, когда подопечные по собственной инициативе вовлечены в творческий процесс.

Приведем пример из одного коучинга-сессии для учителей - рассмотреть процесс критериального оценивания как главный метод, помогающий учащимся в обучении. В первой части процесса коучинга - демонстрация фрагмента урока с применением стратегий критериального оценивания с последующим суммативным оцениванием. Во второй части - работа в группах. В ходе кумулятивной беседы учителя сформулированы ключевые характеристики оценивания для обучения, сделан анализ эффективности стратегий, примененных учителем на демонстрационном уроке. На третьем этапе - практическое применение полученных знаний, результатов наблюдений и последующего обсуждения второго этапа занятия. Учителями разрабатывались критерии оценивания с обсуждением в группах сменного состава. Учителям были даны рекомендации по моделированию ситуаций критериального оценивания, особенностей их применения на уроках. Коучинг проводится в соответствии с требованиями Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК совместно с учителями первого и второго уровней на базе школы-лицея, в которой более 10 сертифицированных учителей. Образовательный эффект критериального оценивания заключается в том, что учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта для обучающихся; позволяет оценить педагогическую эффективность применяемой технологии обучения; инструмент мотивации учащихся на достижение успеха; вносит ясность для педагогов относительно стратегических целей и тактических задач обучения; снижает уровень школьной тревожности учеников; ученик получает представление о целях и предполагаемых результатах своей учебной деятельности по данному предмету; заранее может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы; высказывает свою точку зрения. Таким образом, участники коучинга пополнили методическую копилку готовыми разработанными уроками, содержащими идеи семи модулей программы в целом, и критериального оценивания в частности. В завершении коучинга учителя задавали вопросы, делились впечатлениями, обменивались мнениями.

Таким образом, коучинг является одним из ресурсных аспектов педагогической деятельности и предполагает выведение взаимоотношений между коучем и коллегами-подопечными на новый уровень межличностного взаимодействия на основе заинтересованности, сотрудничества и гибкости, разделенной ответственности за результаты профессионального и индивидуального развития педагогов. Для современного педагога на сегодняшний день ставится достаточно сложная задача мотивировать на результативность каких-либо процессов, проявить живой интерес к субъекту с целью открыть в нем достаточно большой спектр его возможностей, обнаруженных с помощью коучинговых взаимоотношений. Залогом успешного роста педагога будет систематическая самостоятельная, заинтересованная деятельность в содействии росту и развитию учителей.

Список литературы:

    Чошанов М. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации. // «Директор школы», № 4, 2000.- 24-28 с.

    Голви У.Т. Максимальная самореализация. Работа как внутренняя игра. – М., 2013. – 65 с.

    Мэрилин Аткинсон Жизнь в потоке: Коучинг. – М., 2005.- 60 с.

    Руководство для учителя, 2 уровень. - Астана, 2013.

Приложение 1

    Международная конференция

    23-24 октября 2014 г., г. Астана

                  1. Заявка участника

ФИО:

Утегенова Бибикуль Мазановна

Тема доклада:

Коучинг как форма профессионального развития и поддержки педагогов

Наименование секции:

6.

Ученая степень, звание:

Кандидат педагогических наук, доцент,

Основное место работы:

Костанайский государственный педагогический институт

Должность:

Заведующая кафедрой педагогики

Телефон:

87142567584

Факс:

E - mail :

[email protected]

Дата подачи заявки:

    1. Число

    1. 23

    1. Месяц

    1. 09

    1. Год

    1. 2014

Приложение 1

    Международная конференция

    «Образовательная политика, практика и исследования»

    23-24 октября 2014 г., г. Астана

                  1. Заявка участника

ФИО:

Остапенко Людмила Ге о ргиевна

Тема доклада:

Коучинг как форма профессионального развития и поддержки педагогов

Наименование секции:

6. Педагогическое сообщество и лидерство в профессиональном развитии учителя.

Ученая степень, звание:

Основное место работы:

Школа-лицей №1 г. Костаная

Должность:

Учитель высшей категории, сертифицированный педагог

1 уровня

Телефон:

87053272445

Факс:

E - mail :

Дата подачи заявки:

    1. Число




4 Что такое коучинг? Коучинг: возможности для образования «Коучинг» -это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви). «Коучинг» возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал. «Коучинг»- процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап ее развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи. «Коучинг» процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов. «Коучинг» - процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от своих успехов и достижений.


Движение к цели полное раскрытие потенциала человека и команды. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них. 5 Что такое коучинг? Коучинг: возможности для образования Смысл коучинга:




Метафора «Звезда» 7 Пять основных принципов Милтона Эриксона Пять принципов вместе как Звезда Каждый принцип – это Луч Каждый человек заслуживает то, чтобы на него смотрели и воспринимали в Лучах сияющей Звезды! Это как? Коучинг: возможности для образования


Пять основных принципов Милтона Эриксона Все люди Хороши такими, какие они есть Уже обладают всеми ресурсами для успеха Всегда делают наилучший для себя выбор на данный момент Имеют позитивные намерения за каждым поступком С каждым выбором растут или умирают. Изменения неизбежны 8 Коучинг: возможности для образования


Пять основных принципов Милтона Эриксона ДОМ: Люди хороши такими, какие они есть ФУНДАМЕНТ: Люди уже обладают всеми ресурсами для успеха САД: Изменения неизбежны ОКНА: Люди действуют с позитивными намерениями ДВЕРЬ: Люди делают наилучший выбор из возможных Метафора «ДОМ» 9 Коучинг: возможности для образования




11 Психотерапевт выяснит у клиента, что он чувствовал, когда в детстве падал с лыж в снег Коучинг: возможности для образования Консультант расскажет об истории лыжного вида спорта и видах лыж. Тренер покажет и научит, как правильно двигаться на лыжах и дышать


12 Коуч встанет на лыжи рядом с вами и просто спросит о том, куда Вы хотите доехать и каким образом. А в процессе вашего движения в пункт назначения будет вас поддерживать. Коучинг: возможности для образования Клиент коуча всегда может быть уверен в достижении своей цели. Он точно знает, что получит именно то, что ему нужно!












18 В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам Коучинг: возможности для образования Разработка практических технологий реализации личностно- ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки учителей к новому подходу, пока находится на стадии зарождения. Задача личностно-ориентированного обучения официально заявлена в стандартах образования второго поколения Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.




20 ПРИНЦИП ПАРЕТО (принцип наименьшего усилия) итальянский экономист Вильфредо Парето обнаружил в 1887 г. Коучинг: возможности для образования 80% к 20% на получение 80% результата человек затрачивает 20% времени 80% изменений происходящих в мышлении 20% изменений на практике


21 ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ Коучинг: возможности для образования Путешествие начинается с того момента, где мы находимся сейчас ИГРА МАСТЕРА (игра на внутреннем поле) «Ищите игру, в которую стоит играть. А когда найдете, играйте в нее изо всех - так, как будто сама ваша жизнь и душевное равновесие зависят от нее» (Роберт де Ропп, биолог, философ)


22 ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ Коучинг: возможности для образования Мастерство – это состояние естественного, элегантного и удовлетворяющего решения задач на уровне «бессознательной компетентности» Люди развивают мастерство, когда они представляют его как неотъемлемую составляющую процесса и результата достижения своих целей.




24 БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (я не знаю, что я знаю) Коучинг: возможности для образования ОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ (я знаю, чего я не знаю) СОЗНАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (я знаю, что я знаю) БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ (я не знаю, чего я не знаю)



27 ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Коучинг: возможности для образования 1.Обучение коучинговым методам педагогов, родителей, менеджеров ОУ по специальным адаптированным программам 2. Сопровождение по внедрению полученных знаний в практику обучения и воспитания 3. Индивидуальный коучинг 4. Командный коучинг


28 С кем проводится командный коучинг? Коучинг: возможности для образования 1 С командой директоров ОУ района 2 С командой завучей начальной школы ОУ района 3 С командой заместителей директора каждого ОУ района 4 С командой педагогов начальной школы каждого ОУ района 5 С родителями 1-х классов начальной школы каждого ОУ района 30 С кем проводится индивидуальный коучинг? Коучинг: возможности для образования 1 С директорами ОУ 2 С завучами начальной школы каждого ОУ 3 С заместителями директора каждого ОУ 4 С педагогами начальной школы каждого ОУ 5 С родителями 1-х классов начальной школы каждого ОУ




33 Коучинг: возможности для образования

Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта школьного образования является внедрение инновационных форм работы с учащимися, стимулируя педагогов к поиску новых, более эффективных методов работы.

Инновационные технологии в образовании используются , в первую очередь, для решения актуальных проблем, одной из которых является несформированность мотивации - как в учебной, так и внеучебной деятельности .

В педагогической практике используется огромное количество различных инновационных технологий для развития мотивационной сферы .

коучинг - технология является мощным средством для развития ребенка , так как основана на интерактивном общении, дискуссии (вопрос - ответ, где ребенок сам находит пути решения проблемы.

Коучинг (анг. Coaching - обучение, тренировка) в сфере образования рассматривается, как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности .

В основе коучинг - подхода при воспитании лежит идея о том, что ребенок является не пустым сосудом, который надо наполнить знаниями и установками. Ребенок более похож на жёлудь, который уже содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим, прекрасным дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти — уже заложена в каждом ребенке .

Коучинг — это искусство содействовать обучению и развитию другого человека . Активная форма развития познавательной активности и совместной деятельности.

Коуч отличается от педагога тем, что не дает советов, жестких рекомендаций и готовых алгоритмов решения. Он не говорит: «надо делать так, а вот так делать не надо» , а создает условия для того, чтобы ребенок сам понял , что ему надо делать, стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость воспитанника достигать целей и осуществлять изменения в своей деятельности. Другими словами, в процессе коучинга ребенок находят свой , уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу , особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия , где ребенок чувствует , что его идеи и предложения не остаются без внимания.

Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии двух сторон.

Коучинг проходит в 7 этапов :

1 этап - установление партнерских взаимоотношений между коучем и ребенком ;

2 этап - совместное определение задач для достижения конкретной цели;

3 этап - исследование текущей проблемы (ситуации) ;

4 этап - определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;

5 этап - выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;

6 этап - выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;

7 этап - договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.

А если сказать это коуч - вопросами , то это будет выглядеть примерно так:

«Чего ты хочешь?»

«Что ты имеешь сейчас? Что сейчас происходит?»

«Что можно сделать?»

«Что ты будешь для этого делать сегодня?»

Детский коучинг отличается от взрослого, имеет свои особенности. Повторюсь, сказав, что коучинг - это метод поиска оптимального решения в какой-либо ситуации с помощью вопросов, которые задает коуч своему собеседнику . То есть у человека есть проблема или вопрос, который он хочет решить и коуч не дает ему советов - сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и уже сам человек, отвечая на них, самостоятельно находит решение своей проблемы. Насколько это происходит быстро и эффективно зависит от профессионализма коуча .

Может быть, кому-то показалось, что коучинг - это слишком сложно. Но не переживайте, для профессиональной работы со взрослыми, действительно нужно профессиональное обучение, но для работы с ребенком важно просто понять смысл и сам метод коучинга и просто начать его использовать вместо чтения моралей и наставлений.

Давайте сразу все рассмотрим на примере - так будет проще понять сам метод и его использование .

Ребенок что-то делает не так, например, пытается ложкой есть спагетти.

Стандартное поведение взрослого: «Спагетти надо есть вилкой» . При этом ребенок не думает , а просто принимает новую для него догму, спущенную свыше. С точки зрения развития личности - это минус.

Коучинг : взрослые кладут перед ребенком ложку , нож и вилку - и говорят: «Как ты думаешь, чем удобнее есть спагетти?» Тогда ребенок начинает думать . В данной ситуации взрослый выступает в роле коуча и может задавать наводящие вопросы: «Как можно ложкой поднять спагетти? А как можно вилкой? А как еще? и т. д.» И тогда ребенок , думая, исследуя, сам приходит к нужному решению, а когда он пришел к нему сам - это совсем другое, не навязанное сверху без объяснений решение, это его самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее и способствует развитию креативного мышления.

Может быть спагетти слишком примитивный пример, и это не очень повлияет на формирование ребенка , но если этот метод применять в серьезных вопросах, его значение и влияние на личность ребенка сложно переоценить .

Еще несколько коуч - вопросов , которые вы можете использовать в воспитании своих детей:

Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?

А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить?

Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.

Как ты думаешь, то, что ты сделал - это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?

«Волшебные вопросы» , направляющие ребенка :

Что ты хочешь?

А зачем тебе это?

Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?

Что может повлиять на изменение ситуации?

Что ты будешь делать?

Какие могут быть последствия для тебя и других?

Что для тебя в этом самое трудное?

Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?

Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться?

Кто и чем может тебе помочь?

Какие знания тебе нужны?

Где и как можешь получить эти знания?

Коучинг на практике .

Коучинг для родителей базируется на принципах позитивного родительства, которые позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви, а не подавления и страха. Коучинг позволяет родителям справиться со многими вызовами в воспитании, например, как правильно реагировать, когда ребенок выражает негативные эмоции. А их он должен иметь возможность выражать.

Интересно также, что механизм, который помогает ребенку развиваться и прогрессировать - это механизм сосредоточенности и привязанности к родителям. Механизм любви по отношению к ним. Но собственной самооценки, и любви к самим себе у детей нет, они развивают их позже.

Поэтому дети могут научиться любить себя только благодаря тому, как к ним относятся их родители: что они им говорят, как говорят, что о них думают, что и как делают. Понимание этих особенностей позволяет выделить принципы позитивного родительства, а также возрастные коуч-периоды в работе с детьми: до 7 лет, 7-14 лет и старше 14 лет, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

Итак, принципы позитивного родительства Ребенок может быть другим или отличаться от других Ребенок может совершать ошибки Ребенок может выражать негативные эмоции Ребенок может хотеть большего Ребенок может сказать «нет», но последнее слово остается за родителями

Соблюдение этих принципов родителями с поддержкой коуча при общении с ребенком дает возможность ему стать яркой личностью, с пониманием и осознанием им своих желаний, с адекватной самооценкой.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать".

Просмотр содержимого документа
«Коучинг в работе современного педагога.»

Коучинг в работе современного педагога.

Самойлова Светлана Алексеевна

заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ №5 им. К.П. Феоктистова


Знание

Творчество

учителя

ученики

родители

Совместная работа по преодолению барьеров в обучении и развитию творческих способностей

УСПЕХ


«Коучинг» - процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно.

ученики

учителя

Гибкость (готовность воспринимать идеи других);

Настойчивость (не откладывать трудные задачи);

Осознание (отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других людей);

Поиск компромиссных решений;

Коммуникативность.

Усилие и внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умений обучаться

Развитие мотивационной сферы учащихся

Быть самомотивированными обучающимися;

Развивать позитивное отношение к обучению;

Развивать позитивное отношение к самим себе.



Качества, необходимые педагогу: (по К. Роджерсу)

  • Открытость своим мыслям и переживаниям, способность их адекватно выражать в общении с другими;
  • Принятие ученика как личность, уверенность в его творческий потенциал;
  • Педагогический оптимизм;
  • Эмпатическое понимание, т.е. возможность посмотреть на окружающий мир глазами ученика.

Критическое мышление2













«Волшебные вопросы», направляющие ребенка:

  • Что ты хочешь?
  • А зачем тебе это?
  • Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?
  • Что может повлиять на изменение ситуации?
  • Что ты будешь делать?
  • Какие могут быть последствия для тебя и других?
  • Что для тебя в этом самое трудное?
  • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  • Я не знаю, что делать дальше. А ты как думаешь?
  • Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться?
  • Кто и чем может тебе помочь?
  • Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?
  • А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить?
  • Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.
  • Как ты думаешь, то, что ты сделал – это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?

Комплексные эквиваленты - слова, являющиеся условными обозначениями определенного поведения.

«Каждый человек вкладывает в определенное понятие свой смысл»

Комплексный эквивалент

Когда проявляю я…

Уважение

Проявляют по отношению ко мне…

1) Внимательно слушаю его и делаю то, что он попросит

2) Стараюсь быть предельно пунктуальным

3) Стараюсь сделать больше, чем человек просит

Дружба

1.

2.

3.

1) Человек делает то, что я его прошу аккуратно и тщательно

2) Проявляет пунктуальность

3) Не будет говорить за моей спиной обо мне, а будет говорить прямо

1.

2.

3.

Если вы знаете хотя бы шесть поведенческих проявлений одного комплексного эквивалента, то у вас есть шанс наладить эффективную коммуникацию с любым человеком.


Коучинг для родителей базируется на принципах позитивного родительства, которые позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви, а не подавления и страха.

Принципы позитивного родительства:

  • Ребенок может быть другим или отличаться от других
  • Ребенок может совершать ошибки
  • Ребенок может выражать негативные эмоции
  • Ребенок может хотеть большего
  • Ребенок может сказать «нет»,

но последнее слово остается

за родителями


Коучинг построен на мотивированном взаимодействии двух сторон.

  • Коучинг проходит в 7 этапов :
  • 1 этап – установление партнерских взаимоотношений между коучем и ребенком (родителем) ;
  • 2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели;
  • 3 этап – исследование текущей проблемы (ситуации) ;
  • 4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;
  • 5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;
  • 6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;
  • 7 этап – договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и управления

Кафедра экономики и управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

на тему: КОУЧИНГ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД

К ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА

Работу выполнила:

студентка 3-го курса

заочной формы обучения

специальности экономика и управления

группы УП-3

Попова И. Е.

Работу проверила:

доцент

Головчанская Е. Э.

Наш мир быстро меняется. Появляются новые технологии, новые продукты и изделия. Рынок находится в непрерывном движении. Объем информации растет с каждым днем. И в этих нелегких условиях российским предпринимателям приходится вести свой бизнес.

Если обратиться к определению «предпринимательская деятельность», то это «деятельность, ведущаяся на свой страх и риск с целью извлечения прибыли». Именно «свой страх и риск» побуждают руководителей искать эффективные решения, осваивать иные технологии, методы и подходы, вносить изменения в структуру и деятельности.

Необходимость учета человеческого фактора в работе, возникла, в связи с усложнением производства, с одной стороны, когда стоимость человеческой ошибки существенно увеличилась, а также в связи с усилением конкурентной борьбы.

Именно поэтому в области управления персоналом появилось много различных технологий, позволяющих более успешно руководить людьми. Всевозможные аттестации, управление по целям, мероприятия, направленные на развитие корпоративной культуры и поддержание корпоративного духа, тренинги, коучинг, действия, призванные ускорить адаптацию вновь поступающих сотрудников, работа с резервом - это далеко не полный перечень того, что осуществляется в современной организации.

Одним из основных инструментов «выживания» организации является инвестирование в людей, т.е. привлечение специалистов со стороны либо обучение и ротация собственного персонала. В связи с большой неопределенностью человеческого фактора риск таких вложений весьма велик (пройдут обучение и уйдут). Однако привлекательность такого подхода очень высока: без затрат на переоборудование, приобретения технических средств, расширения офисных, производственных или торговых площадей можно значительно поднять производительность предприятия. При анализе инвестиций выявлено, что вложения в обучение и развитие персонала позволяют получать прибыль в 2 - 3 раза больше, чем те же вложения в технику и технологию.

Все мероприятия, проводимые с людьми, условно можно разделить на две категории: направленные в основном на стимулирование собственной активности сотрудника и пассивное овладение сотрудником навыками, необходимыми для успешной работы в организации. Второй путь более легок, поскольку предполагает работу «по образцу», при этом за скобками остаются индивидуальные особенности обучаемого, его мотивация. Работа с собственной активностью обучаемого, формированием условий, побуждающих его к осознанному успешному выполнению намеченных планов, более сложна, но интересна.

В настоящее время в сфере управления используются различные способы и подходы. И одним из самых новых, объединяющих в себе различные методики и техники, дающим новые возможности, признан коучинг как важный инструмент влияния на результаты деятельности отдельных людей и организации в целом. Современное управление в стиле коучинга - это взгляд на сотрудников как на огромный дополнительный ресурс предприятия. Где каждый сотрудник является уникальной творческой личностью, способной самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения

В связи с этим было бы не только интересно, но и актуально рассмотреть данный способ обучения персонала.

Целью исследования является систематизация теоретических знаний о коучинге как о современном подходе к обучению и развитию персонала,

1. Проанализировать имеющие в литературе данные и представления о возникновение коучинга как подхода к обучению и развитию персонала.

2. Систематизировать известные данные о процессе коучинга и выявить его уникальность.

3. Описать историю создания и изучить специализацию ЗАОр "НП Конфил".

4. Проанализировать существующие методы обучения персонала на ЗАОр "НП Конфил".

5. Предложить алгоритм действий по совершенствованию процесса развития и обучения персонала на ЗАОр "НП Конфил".

В современной литературе в недостаточной мере рассматривается тема коучинга. Одной из известнейших книг по коучингу является работа Дж. Уитмор «Коучинг высокой эффективности». Так же популярны книги Дж. К. Смарта «Коучинг», С. Тропа и Дж. Клиффорда, "Коучинг в обучении. Руководство для тренера и менеджера". Отечественный материал представлен следующими авторами: Т. С. Бибарцева, В. Е. Максимов, А. В. Огнев, С. В. Петрушин, В. А. Спивак. Однако у них возникает много противоречивых моментов между собой. Этим и обуславливается новизна моих исследований.

Работа состоит из введения, трех (теоретической, аналитической и проектной) глав, заключения, списка литературы и приложений.

Вопреки сложившемуся мифу, слово «коуч» - далеко не новое. Оно имеет венгерское происхождение, и закрепилось в Англии в XVI веке. Означало оно тогда ни что иное, как карету, повозку. Здесь просматривается одна из глубинных аналогий термина - «то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути».

Позднее, во второй половине XIX века английские студенты называли этим термином частных репетиторов. В начале девяностых годов XIX века это слово прочно вошло в спортивный лексикон, как название спортивного тренера, а потом перешло на обозначение любой деятельности, связанной с наставничеством, инструктированием и консультированием.

С 80-х годов XX века коучинг официально признан в бизнесе. В настоящее время существует порядка 50 школ и около 500 видов коучинга, начиная от VIP-коучинга и заканчивая социальной работой. Считается, что как отдельная профессия коучинг окончательно сформировался в начале 90-х годов XX века. В Америке профессия коуча официально признана в 2001 году, благодаря стараниям Международной Федерации коучей.

В настоящее время коучинг продолжает развиваться и совершенствоваться, занимая всё новее и новые области применения.

Многие теоретики и практики психологии с начала столетия влияли на развитие и эволюцию области коучинга. Коучинг построен на открытиях, почти все из которых были сначала сделаны в других областях. Его упрощенно можно считать сводным сборником эффективных принципов, техник и подходов.

Предшественниками и истоками коучинга считаются:

· Гуманистический подход в психотерапии.

· Работы Дэниела Гоулмена в сфере эмоционального интеллекта.

· Сократовские методы диалога.

· Методики наиболее продвинутых спортивных тренеров.

Считается, что именно Гэллвей определил сущность коучинга. Коучинг - это раскры­тие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.

Итак, определения коучинга:

Коучинг - это сфокусированный на решении, ориен­тированный на результат и систематический процесс со­трудничества, в ходе которого коуч содействует улучше­нию выполнения деятельности, увеличению жизненного опыта и личностному рос­ту людей из нормальных (т.е. не клинических) популя­ций.

Более современным является определение:

Коучинг - это специальная деятельность, имеющая своей целью развить потенциал человека или группы, и использующая для этого специальные методы.

Сейчас термин «коучинг» широко распространен во всех эконо­мически развитых странах. Особенно широко он используется в сфере управления человеческими ресурсами (HR-менеджмента). Сингапур и Гонконг переживают бум личных тренировок. Практически на каждом предприятии, руководители которых заботятся о стабильном и развивающемся бизнесе, имеется официальная должность тренера-коуча.. Его технология помогает людям вырасти над собой, освоить новые навыки и достичь больших успехов. Личные и корпоративные цели становились более осознанными и согласованными. Коучинг называют профессией XXI века.

В.Г.Гульчевская

Методологической основой развития и модернизации российского образования во всех современных государственных концептуальных и программных документах об образовании признаются принципы гуманистической педагогики, согласно которой индивидуально-личностное развитие ребенка представляется главной ценностью образования. Поэтому школа сегодня ориентирована прежде всего на создание условий для проявления и становления личности как субъекта своей жизнедеятельности, способной к собственному целеполаганию, самоактуализации, самореализации, саморегуляции, к развитию и проявлению своего творческого потенциала.

В соответствии с кардинальным изменением целей образования активно разрабатываются и внедряются в школьную практику инновационные модели образования. ФГОСы существенно меняют содержание и образовательные технологии, переводя их на интерактивную и деятельностную основу. Обновление образовательного процесса происходит на основе инновационных технологий личностно-ориентированного и персонифицированного обучения: позиционно-ситуативного, проблемно-исследовательского, разноуровневого и разновариантного, модульного, проектного, информационно-коммуникационного и др.

Очевидно, что ценностное, содержательное, технологическое обновление образования неизбежно требует изменения и самого учителя, его профессиональных компетентностей, педагогической позиции, личностных качеств.

Но, как свидетельствует практика, именно этот, самый важный ресурс обновления образования, не в полной мере соответствует сути происходящих изменений. Традиционная позиция учителя-ментора до сих пор доминирует в образовательном процессе. Даже тогда, когда он применяет инновационные, личностно-ориентированные технологии, формально соблюдая технологическую последовательность педагогических процедур, во взаимодействии с учащимися он занимает прежнюю позицию.

В формулировании целей урока продолжают доминировать глаголы: дать, рассказать, показать, объяснить, поставить ученика в ситуацию субъекта, оценить, проверить и т.д. Квалификационное требование к умению учителя привлечь учащихся к постановке целей урока чаще всего реализуется посредством задания учителем типового алгоритма, в соответствии с которым дети формулируют цель. Учитель таким образом нацеливает ученика на деятельность и результаты урока, а не спрашивает у него, чего тот ждет от урока, какую цель ставит перед собой. Учащиеся об этом и не задумываются, и не умеют это делать. Даже если учитель даст им образец формулирования цели, то для ученика она останется формальной, так как это не его цель, а учителя.

И в сугубо личностно-развивающей технологии проектного обучения учитель сам задает тему проекта, распределяет задания, дает указания по выполнению каждого этапа проектирования и каждого действия в нем, сам оценивает качество выполнения проекта и выставляет отметку. И таким образом из технологии выхолащивается ее развивающая, личностно-ориентированная сущность: технология инновационная, а суть остается традиционной.

Вместе с тем отечественные и зарубежные исследования о психолого-педагогических механизмах развития личности свидетельствуют, что оно не может осуществляться только за счет интериоризации внешних действий во внутренний план, что источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Необходимо рефлексивное обращение человека к своей внутренней сущности, к познанию себя, своих потребностей, способностей, жизненных целей, индивидуальных особенностей и к сознательному соотнесению их с возможностью и необходимостью реализовать себя в тех ролях, которые под воздействием социума представляют для него актуальную ценность.

Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

Основоположник гуманистической педагогики К.Роджерс, основываясь на собственном педагогическом опыте, выделил условия личностно-ориентированного (значимого) учения, заложив, таким образом, идеи современного коучингового подхода в образовании:

— наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создание ситуаций учения, в которых бы обучающиеся могли взаимодействовать с важными для них лично проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить;

— принятие учителем учащегося таким, каков он есть, и понимание его чувств. К.Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику;

— недирективная, диалогичная позиция учителя к источникам и способам получения знаний;

— необходимость учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся.

Аналогичные взгляды на роль учителя в образовательном процессе доминируют сегодня и в российской педагогике (И.В.Абакумова, А.Г.Асмолов, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, И.Б.Котова, А.Б.Орлов, А.В.Петровский, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.).

На переход от компетентностей ментора и организатора деятельности учащихся к овладению компетентностями персонифицированной поддержки и сопровождения ребенка в процессе его обучения и развития (наставника, тьютора, коуча) ориентируют современного учителя и новые требования к его квалификационной характеристике.

Несмотря на общность педагогической позиции относительно наставника, советчика, организатора отношений (тьютора) и партнера, фасилитатора (коуча) сущностная характеристика этой поддержки и сопровождения у них различна. Для сравнения представим ее в табличном виде:

Личностные качества учителя,

отражающие его субъектную статусную позицию в образовательном процессе

Наставник (управленец),посредством властных полномочий, инструктирования, указаний и систематического контроля направляет деятельность на решение сиюминутных педагогических задач Тьютор (организатор, советчик), организующий деятельность по решению образовательных и жизненных проблем в конкретных ситуациях и предлагающий способы их решения Коуч (партнер), актуализирующий посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам, субъектную активность в достижении успеха и сопровождающий в долговременном индивидуально-личностном развитии
Осуществляя индивидуальный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровень обученности, обучаемости и воспитанности), обеспечивает успешное усвоение базовых знаний, умений и навыков Диагностируя образовательные и личностные особенности учащихся и их познавательный и творческий потенциал направляющими советами обеспечивает успешное решение частных проблем в зоне ближайшего развития обучающихся Стимулируя рефлексию обучающихся своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития
Установки на обучаемость и развитие учащихся
Ребенка нужно всему учить, так как сам он ничему научиться не может. Научить его можно только в зоне его актуального состояния. Уровень его развития предопределен генетически Ученик способен сам овладевать знаниями и умениями, если обучение осуществляется под руководством учителя (взрослого) с опережением его актуального состояния, но в зоне ближайшего развития, а содержанием обучения являются способы решения познавательных задач и проблем Изменения и развитие не только возможны, но и неизбежны.Для этого у каждого есть все необходимые ресурсы.Видеть в ученике только хорошее и обращаться с ним, как с полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым.

Каждый ученик делает в данной ситуации наилучший выбор для себя.

В основе любого действия ученика – позитивное намерение

Предпочитаемые методы и технологии обучения
Инструктирование и указания.Объяснительно-иллюстратив- ное изложение.Репродуктивные упражнения.

Алгоритмические предписания.

Контроль качества усвоения ЗУНов и нормативного поведения

Задачный метод.Проблемное изложение.Проблемно-поисковое и проблемно-исследовательское обучение.

Имитационно-игровое обучение.

Учебная дискуссия.

Метод проектов.

Мозговой штурм.

Метод критического мышления

Коучинг-технологии.Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов.Лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений.

Метод глубинного слушания.

Индивидуальные и групповые коуч-сессии.

Партнерское сотрудничество.

Колесо жизненного баланса.

Шкалирование.

Линии времени.

Метод планирования Гантта.

Стратегия творчества У.Диснея.

Мозговой штурм WORLD CAFE

Сравнивая и обобщая табличные признаки типов учителя, осуществляющего персонифицированную поддержку ребенка в обучении, можно ясно увидеть отличительные признаки коуча.

Коуч (партнер, фасилитатор, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии.

Умение задавать эффективные вопросы, которые помогают людям открыться, думать о себе – одна из важнейших компетентностей коуча. Используя сильные вопросы, коуч в совместной интенсивной работе подводит человека к тому, чтобы он сам нашёл ответы и принял на себя ответственность за принятые решения, направляет внимание на будущее, а не на прошлое, на поиск решений, а не на застревание на проблемах.

Стимулируя рефлексию обучающихся по осмыслению своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития.

Осознавая различия в позициях наставника, тьютора и коуча, учитель при этом должен понимать, что эти различия не означают их антагонистического противопоставления. Один и тот же учитель в одних ситуациях, например, при овладении обучающимися базовыми умениями и навыками, будет наиболее эффективен как наставник, в других, например, при выборе и построении учеником индивидуальной образовательной программы тьютором, а при его выборе профиля обучения и постановке образовательных или жизненных целей – коучем.

То есть, интегративный характер коуч-позиции учителя является отражением интегративного взаимодействия формирующего, когнитивно-развивающего и личностно-ориентированного обучения в составе гуманистической парадигмы образования.

Однако очевидно, что наиболее полно и эффективно коуч-позиция учителя может быть востребована и проявиться в личностно-ориентированном образовании, так как основными признаками личностно-ориентированного процесса обучения, реализуемыми в соответствующих технологиях обучения, являются:

1) придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных ориентаций;

2) смещение акцентов с процесса обучения на процесс учения, выражающееся в активной самостоятельной познавательной деятельности; в овладении рациональными способами учебно-познавательной деятельности, познании своих индивидуальных особенностей, рефлексии своих достижений и эффективности своей деятельности;

3) переориентация в доминировании содержательных целей образования с освоения учащимися предметных знаний, умений и навыков на универсальные способы овладения метапредметными знаниями и общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной, компетентностно-деятельностной культурой.

Технологично эти признаки проявляются в образовательном процессе посредством:

— совместного с учеником моделирования и погружения в жизненную ситуацию (воображаемую или инсценированную), ориентированную на непосредственное эмоциональное проявление индивидуальных ценностей и открытие для себя смысла в том, что подлежит усвоению;

— вербализации учеником своих оценочно-смысловых установок в контексте изучаемого предметного материала и эмоциональное переживание столкновения личностных смыслов ученика с теми, которыми наполнено изучаемое содержание, посредством выведения его на уровень решения проблем (моральных, социальных, экологических, исторических, религиозных, этнических;

— постижения и раскрытия социальной и личностной значимости изучаемого содержания с позиций личностных ценностей как собственных смыслообразующих оснований своей жизни (мировоззрения, смысла жизни, самоотношения);

Эти приемы аксиологической направленности встраиваются в любую педагогическую (образовательную) технологию личностно-ориентированного обучения (имитационно-ситуативную, разноуровневую, персонифицированную, модульную, проектную, сотрудничества в команде и др.). Особенностью же коучингового подхода в реализации этих технологий является:

— диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектированияи 4 вопросов планирования и реализации урока.

1. Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).

Учитель-коуч помогает учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года, школы и т.д.);

Примеры вопросов:

— Каким ты видишь идеального ученика, на которого ты хотел бы быть похожим?

— Представь теперь, что ты стал таким, как он. Каким ты теперь видишь себя в конце сегодняшнего урока? …

— Каким теперь видят тебя твои одноклассники? Родители?

— Насколько ты будешь теперь удовлетворен собой? Отметь степень своей удовлетворенности на шкале от 1 до 10.

(Примечание : при фронтальной работе с классом обращение с вопросом во всех предыдущих примерах и последующих следует начинать: «Каким каждый из вас видит…?» вместо обезличенного: «Каким вы видите…?». Когда ученик сам будет ставить перед собой эти вопросы, то в них он будет обращаться к своему «Я».)

Далее учитель помогает ученику осознать и сформулировать свои собственные цели в формате SMART («Умные» цели в формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые и экологичные, определенные во времени).

Когда цель будет учеником точно определена в деталях, тогда ее можно обсуждать, мысленно просматривать разные варианты ее достижения. Вопросы формулируются только в позитиве, направлены на проверку зоны контроля и экологичности.

Примерные вопросы:

— Чего ты хочешь достичь при изучении данной темы к концу этого урока?

— Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?

— В чем конкретно заключается твоя цель?

— Если бы на этом уроке ты мог получить то, что хотел, то что бы это было?

— Как ты узнаешь, что достиг цели?

— Насколько от тебя зависит достижение цели?

— Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели?

— Есть ли у тебя все необходимые ресурсы для достижения цели? Если нет, то какие ресурсы нужно привлечь для достижения цели?

— Реально ли достичь цели за отведенное время? Если нет, то …?

— Какие конкретные преимущества этой цели для тебя (класса, школы, семьи, друзей)?

— Насколько достижение этой цели соответствует и взаимодействует с требованиями нового образовательного стандарта (ФГОС), данной школы, учителя, родителей; с видением своей миссии, мировоззрением и другими «высокими» целями?

— Каковы возможные осложнения и последствия при недостижении цели?

— К какому времени реалистично или необходимо достичь цели?

— Какое влияние это окажет на твою жизнь?

— Как сочетаются твои результаты и результаты других людей?

2. Этап планирования эффективных действий для достижения цели.

Примерные вопросы:

— Как ты можешь достичь цели?»;

— Итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этом уроке? На этой неделе? И т.д.

— Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?

— Как, каким способом ты предполагаешь это делать? Как ты узнаешь, что таким способом будет достигнут ожидаемый результат? А какие способы можно использовать еще?

Взгляд на способы деятельности из будущего:

— Представь, что у тебя уже есть то, чего ты хотел. Каким был предыдущий шаг, который привел тебя к цели? А предшествующий данному?

— Если бы ты уже обладал всей необходимой информацией, то каковы были бы твои действия?

— Если бы ты был на месте учителя (руководителя ОУ, родителя, эксперта и т.д.), то какие действия ты бы предпринял?

3. Этап реализации плана(приверженность цели).

Используются известные педагогические технологии развивающего и личностно-ориентированного образования, но на основе коучингового взаимодействия учителя и учащихся.

Примерные вопросы:

— Почему эта цель важна для тебя?

— Где ты сейчас находишься по шкале от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней.

— А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому?

— А если еще на один балл?

И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.

4. Этап завершения (рефлексия).

— Как ты поймешь, что достиг цели?

— Какие самые важные вехи ты замечаешь?

— Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача?

— Как эти задачи были взаимосвязаны?

— Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?

Создание доверительных отношений посредством применения техник: присоединения (проявлением интереса, повтором слов и фраз, позой, взглядом); тоны голоса; глубинное слушание.

Применение в процессе индивидуальных коуч-сессий – специальных техник, обеспечивающих визуализацию целей, ценностей, рефлексии удовлетворенности своим состоянием и достижениями: Колесо жизненного баланса, Шкала удовлетворенности продвижением к цели «от 1 до 10», Линия времени и др.

В приведенных выше способах актуализации субъектной позиции обучающихся в образовательном процессе на основе коучингового подхода предметом ценностного для личности осмысления являлось изучаемое предметное и метапредметное содержание и приобретаемые при этом новые смыслы, как когнитивная и компетентностная основа творческого потенциала личности. При этом важно, чтобы и смысловая ценность самой субъектной творческой деятельности была предметом ценностного осмысления обучающихся с позиций значимости для личностного саморазвития и успешной самореализации.

Литература

1. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.] /Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чойс. – К.: Изд-во Companion Group. –2009. – 256 с.

2. Гульчевская, В.Г. Субъективные факторы эффективности освоения педагогами образовательных технологий в процессе повышения квалификации [Текст]: Монография /В.Г.Гульчевская, Е.Е.Алимова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. – 132 с.

3. Давыдов, О.И. Использование коучинг-сессий при аттестации педагогических кадров ДОУ [Текст] /О.И.Давыдов, Л.Г.Богословец //Управление ДОУ. – 2007. – № 2.

4. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники [Текст] /Э.Парслоу, М.Рэй. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с. (Серия «Практическая психология»).

5. Поташник, М.М. Коучинг – вершина профессионализма руководителя в работе с людьми [Текст] /М.М.Поташник //Народное образование. – 2010. – № 9. – С. 110-115.

6. Хамери, Дэвид. Как помочь ребенку добиться успеха? [Текст]: [пер. с англ.] /Дэвид Хамери (Серия «Вы и ваш ребенок»). – СПб.: Питер, 2008. – 160 с.