За кем будущее в пьесе вишневый сад. Настоящее, прошлое, будущее в пьесе «Вишневый сад. Будущее и герои пьесы «Вишневый сад»

Будущее России представлено образами Ани и Пети Трофимова.

Ане 17 лет, она порывает со своим прошлым и убеждает плачущую Раневскую, что впереди целая жизнь: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу». Будущее в пьесе неясно, но оно увлекает и манит чисто эмоционально, как всегда привлекательна и многообещающа молодость. Образ поэтичного вишневого сада, юной девушки, приветствующей новую жизнь, — это мечты и надежды самого автора на преображение России, на превращение ее в будущем в цветущий сад. Сад — символ вечного обновления жизни: «Начинается новая жизнь», — восторженно восклицает Аня в четвертом акте. Образ Ани по-весеннему праздничен, радостен. «Солнышко мое! Весна моя», — говорит о ней Петя. Аня осуждает мать за барскую привычку сорить деньгами, но она лучше других понимает трагедию матери и сурово отчитывает Гаева за плохие слова о матери. Откуда у семнадцатилетней девушки эта жизненная мудрость и такт, не доступные ее далеко не молодому дяде?! Привлекательны ее решимость и энтузиазм, но они грозят обернуться разочарованием судя по тому, как безоглядно она верит Трофимову и его оптимистическим монологам.

В конце второго действия Аня обращается к Трофимову: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад».

Трофимов отвечает ей: «Вся Россия наш сад».

Петя Трофимов, как и Аня, представляет Россию молодую. Он бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской. Отец его был аптекарем. Ему 26 или 27 лет, он вечный студент, не кончивший курса, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а «только работать». Правда, Чехов уточнял в письмах, что Петя Трофимов не закончил университет не по своей воле: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как ты изобразишь сии штуки».

Петя говорит чаще всего не от себя — от имени нового поколения России. Сегодняшний день для него — «...грязь, пошлость, азиатчина», прошлое — «крепостники, владевшие живыми душами». «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом».

Петя Трофимов — из чеховских интеллигентов, для которых вещи, десятины земли, драгоценности, деньги не представляют высшей ценности. Отказываясь от лопахинских денег, Петя Трофимов говорит, что они не имеют над ним «ни малейшей власти, вот как пух, который носится в воздухе». Он «силен и горд» тем, что свободен от власти житейского, материального, овеществленного. Там, где Трофимов говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой, автор ему сочувствует.

При всей «положительности» образа Пети Трофимова он вызывает сомнение именно как положительный, «авторский» герой: он слишком литературен, слишком красивы его фразы о будущем, слишком общи его призывы «работать» и т.д. Известно чеховское недоверие к громким фразам, ко всякому преувеличенному проявлению чувств: он «не выносил фразеров, книжников и фарисеев» (И.А. Бунин). Пете Трофимову свойственно то, чего сам Чехов избегал и что проявляется, например, в следующем монологе героя: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»; «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!»

«Новые люди» Чехова — Аня и Петя Трофимов — также полемичны по отношению к традиции русской литературы, как и чеховские образы «маленьких» людей: автор отказывается признавать безусловно положительными, идеализировать «новых» людей только за то, что «новые», за то, что они выступают в роли обличителей старого мира. Время требует решений и действий, но Петя Трофимов на них не способен, и это сближает его с Раневской и Гаевым. К тому же на пути к будущему утрачены человеческие качества: «Мы выше любви», — радостно и наивно уверяет он Аню.

Раневская справедливо упрекает Трофимова в незнании жизни: «Вы смело решаете все важные вопросы, но, скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса?..» Но этим-то и привлекательны молодые герои: надеждой и верой в счастливое будущее. Они молоды, а значит, все возможно, впереди — целая жизнь... Петя Трофимов и Аня не являются выразителями некоей определенной программы переустройства будущей России, они символизируют надежду на возрождение России-сада...

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

I. Вступление

«Вишневый сад» был написан в 1903 году, в эпоху, во многом переломную для России, когда кризис старых поряд­ков уже обозначился, а будущее еще не определилось.

II. Главная часть

1. Прошлое представлено в пьесе персонажами старшего поколения: Гаевым, Раневской, Фирсом, но о прошлом гово­рят и другие герои пьесы. Оно связано прежде всего с дворянством, которое к концу XIX - началу XX века переживало явный упадок. Прошлое неоднозначно. С одной стороны, это было время крепостничества, социальной несправедливости и т.п., о чем, например, говорят Лопахин и Петя Трофимов. С другой стороны, прошлое представляется счастливым време­нем не только Раневской и Гаеву, но и, в частности, Фирсу, который воспринимает «волю» как несчастье. В прошлом бы­ло много хорошего: добро, порядок, а главное – красота, олицетворенная в образе вишневого сада.

2. Настоящее в России смутно, носит переходный, неус­тойчивый характер. Таким же оно предстает и в пьесе Чехова. Главным выразителем настоящего является Лопахин, но не следует забывать и о других героях (Епиходов, лакей Яша, Варя). Образ Лопахина весьма противоречив. С одной сторо­ны, он, купец, выбившийся из бывших крепостных, является господином настоящего; не случайно именно ему достается вишневый сад. Это составляет его гордость: «битый, малогра­мотный Ермолай /…/ купил имение, прекраснее которого нет ничего на свете /…/ купил имение, где отец и дед были раба­ми». Но, с другой стороны, Лопахин несчастлив. Он человек по натуре тонкий, он понимает, что губит красоту, но иначе жить не умеет. Чувство собственной ущербности особенно проявляется в его монологе в конце третьего действия: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

3. Будущее в пьесе совсем смутно и неопределенно. Каза­лось бы, оно принадлежит молодому поколению – Трофимо­ву и Ане. Именно они, в особенности Трофимов, горячо гово­рят о будущем, которое представляется им, безусловно, прекрасным. Но Аня – еще совсем девочка, и как сложится ее жизнь, каким будет ее будущее – совершенно неясно. В том же, что Трофимов сможет построить то счастливое будущее, о котором говорит, возникают серьезные сомнения. Прежде все­го потому, что он абсолютно ничего не делает, а только гово­рит. Когда же надо проявить способность хотя бы к мини­мальному практическому действию (утешить Раневскую, позаботиться о Фирсе), он оказывается несостоятельным. Но главное – отношение к ключевому образу пьесы, к вишнево­му саду. Петя равнодушен к его красоте, он призывает Аню не жалеть вишневого сада, вообще забыть о прошлом. «Мы наса­дим новый сад», – говорит Трофимов, а этот, значит, пускай погибает. Такое отношение к прошлому не позволяет всерьез надеяться и на будущее.

III. Заключение

Сам Чехов верил в то, что будущее его страны будет луч­ше ее прошлого и настоящего. Но какими путями это будущее будет достигнуто, кто его построит и какой ценой – конкрет­ных ответов на эти вопросы писатель не давал.

Здесь искали:

  • прошлое настоящее и будущее в пьесе чехова вишнёвый сад
  • прошлое настоящее и будущее в пьесе вишневый сад
  • прошлое настоящее и будущее в пьесе чехова вишневый сад сочинение

Каждый из нас желает себе и своим близким лучшую жизнь, светлое будущее без забот и переживаний. В пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» само название настраивает читателя на положительные эмоции, невольно возникающие при созерцании красоты цветущего сада. События комедии разворачиваются вокруг старинного дворянского имения и его жителей, отображая их характеры и формируя судьбы. Наблюдая за поведением героев, невольно начинаешь размышлять о более глобальных вещах, не просто о будущем конкретной семьи, а о будущем целого государства. Но мысли о будущем неотделимо связаны с анализом прошлого и настоящего. Мы наблюдаем помещичью усадьбу, которая отображает прошлую горечь крепостных рабов, которые, по словам Пети Трофимова, смотрят с каждого листа этого прекрасного цветущего сада. Также мы невольно представляем себе беззаботную жизнь дворянских семей, которые на протяжении многих поколений существовало за счет труда бесправных людей.

Благодаря жизни, лишенной забот, дворяне позволяют себе проводить свободное время за поэзией, искусством, формируя в обществе прослойку высокообразованных, интеллектуальных и культурных людей. Однако подобное существование делает из них безвольных, бесхарактерных, не умеющих приспосабливаться к жизненным реалиям людей, неспособных к проявлению чуткости, сострадания и внимания к окружающим.

Данными качествами в пьесе обладают Раневская и Гаев, которые, находясь на грани разорения, вынуждены продавать собственное родовое имение, с которым у них связаны все самые светлые и трогательные воспоминания жизни. На лицо кризис дворянского сословия, которое потеряло не только экономическое, но и общественное положение, так как не способно влиять на будущее развитие страны. Эти милые и честные люди понимают собственную жизненную неприспособленность, поэтому сами отдают вишневый сад новому владельцу.

Даже высокая образованность, культура, эрудиция не могут стать спасательным кругом для дворянства, которое теряет собственное духовное наследие. Ведь они не могут похвастаться ни должным отношением к жизни, ни волей, ни трудолюбием, ни жизнестойкостью. Данные качества Чехов воплощает в Ермолае Лопахине, который становится новым владельцем прекрасного сада. Лопахин становится той общественной силой, которая призвана сменить дворянство, то есть он олицетворяет зарождающуюся буржуазию. Он достиг всего сам, с помощью тяжелого труда и настойчивости пробился из бедности к материальному благополучию, научился противостоять жизненным неурядицам. Однако стоит отметить, что прошлая жизнь крепостного человека не дала возможности Лопахину развить умственные способности, поэтому в молодом человеке отсутствуют такое важное качество как культура.

Люди подобные Лопахину, тратя собственные силы на экономическое развитие страны, вряд ли смогут искоренить такие пороки русской жизни, как нищета, бескультурье, несправедливость. Ведь на первом плане у них всегда находятся интересы наживы, а мысли сосредоточены на практической и хозяйственной сферах деятельности. Именно по этой причине лопахинские идеи не привлекательны для молодых героев пьесы, которые видят свое будущее немного иным.

Идеальное будущее для страны базируется на монологах «вечного студента» Пети Трофимова, который верит в новую жизнь, в которой будет место справедливости, гуманным законам и творческому труду. Буржуазия, по его мнению, способна стать толчком экономическому развитию государства, однако она не способна сотворить и созидать новую жизнь. Петя Трофимов не верит в то, что лопахины сумеют кардинально поменять жизнь, выстроив ее на разумных и справедливых началах.

Что касается Ани, то связывать будущее с юной семнадцатилетней девушкой, на мой взгляд, тоже не очень правильно, ведь все, что она знает, почерпнуто из книг. Она чиста, наивна и непосредственна, за свою жизнь еще не разу не встретилась с жизненными реалиями. Поэтому непонятно, хватит ли у нее духовных сил, стойкости и мужественности, чтобы что-то изменить в этом мире.

А.П.Чехов на пороге двадцатого века смотрел с надеждой в будущее, однако через столетие мы продолжаем мечтать о своем вишневом саде и о тех, кто сумеет вырастить его. Однако стоит помнить, что деревья не растут без корней, то есть без прошлого и настоящего. Для того, чтобы наши мечты осуществились, необходимо чтобы в людях сосуществовали такие качества как культура, образованность, воля, настойчивость, трудолюбие, все лучшее, что мы можем найти в чеховских героях.

Конец девятнадцатого - начало двадцатого - время изменений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошлого. Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе “Отцы и дети”. У него это яркий конфликт, зачастую разрешающийся спорами. Антон Павлович Чехов по-иному взглянул на проблему. У него нет внешних столкновений, но читатель чувствует глубокую внутреннюю трагедию. Рвутся связи между поколениями, и, что самое страшное, рвутся обыденно. Для нового поколения, которое в пьесе представляют Аня и Петя, уже не существует тех ценностей, без которых жизнь старшего, то есть Раневской, Гаева, не имеет смысла.
Ценности эти в пьесе олицетворяет вишневый сад. Он - символ прошлого, над которым уже занесен топор. Жизнь Любови Андреевны и ее брата не может существовать раздельно от вишневого сада, но вместе с тем они ничего не могут сделать для сохранения его. Раневская просто бежит от своих проблем. После смерти сына она, бросая все, уезжает в Париж. После разрыва с любовником вновь возвращается в Россию, но, обнаружив на родине неразрешимые проблемы, вновь хочет бежать во Францию. Гаев силен лишь на словах. Он говорит о богатой тетке, о многом другом, но в действительности и он понимает, что множество рецептов предлагается лишь при неизлечимой болезни. Их время уже прошло, а наступило время тех, для кого красота заключается лишь в пользе.
Таковым был Лопахин. Говорят о нем по-разному: то он “хищник”, то - “тонкая и нежная душа”. В нем сочетается несовместимое. Человек, который любит Любовь Андреевну, всей душой сочувствует ей, не понимает прелести вишневого сада. Он предлагает сдать в аренду имение, разбить его на дачи,
не сознавая, что это будет концом не только вишневого сада, но и его хозяев. Две противоположности боролись в этом человеке, но, в конце концов, победило рационалистическое зерно. Он не может сдержать радости, что он, бывший холоп, становится владельцем вишневого сада. Он начинает вырубать его без всякого сожаления. Лопахин поборол в себе любовь к Раневской, не хватило смелости у него и жениться на Варе.
Варя - приемная дочь Раневской - по существу была хозяйкой вишневого сада во время длительных отсутствий своей матери. У нее находятся ключи от имения. Но она, которая в принципе могла бы стать хозяйкой, не хочет жить в этом мире. Она мечтает о монашестве, о странствиях.
Действительной наследницей Любови Андреевны и Гаева можно было бы посчитать Аню. Но, к сожалению, она таковой не является. Аня с Петей олицетворяют будущее. Он - “вечный студент”, своими философскими речами напоминающий Гаева; она - образованная девушка, его невеста. На Аню очень влияют Петины речи. Он говорит ей, что вишневый сад в крови, что его нужно ненавидеть, а не любить. Она же во всем соглашается с Петей и восторгается его умом. И как страшный итог звучит вопрос Ани: “Почему я больше не люблю вишневого сада?” Аня, Любовь Андреевна, Гаев - все они, по существу, предают свой сад, сад, который они приручили, но за который не способны постоять. Трагедия старшего поколения в неспособности защитить свое прошлое. Трагедия же настоящего и будущего поколений - в неспособности оценить и понять ценности прошлого. Ведь нельзя же, чтобы символом целого поколения стал топор. Чехов в пьесе описал три поколения, раскрыл перед читателем трагедию каждого из них. В наше время проблемы эти также актуальны. И на рубеже XX-XXI веков произведение Чехова приобретает оттенок некоего предостережения.

(482 слова) «Вишневый сад» – последняя пьеса А.П. Чехова. Она была написана им в 1903 году, незадолго до революции 1905 года. Страна тогда стояла на перепутье, и в произведении автор искусно передал атмосферу той поры посредством событий, персонажей, их характеров и поступков. Вишневый сад является воплощением предреволюционной России, а герои разных возрастов – олицетворением прошлого, настоящего и будущего страны.

Раневская и Гаев представляют собой прежние времена. Они живут воспоминаниями и совершенно не хотят решать проблемы настоящего времени. Их дом находится под угрозой, но вместо того, чтобы предпринять какие-либо попытки его спасти, они всячески избегают разговоров с Лопахиным на эту тему. Любовь Андреевна постоянно нецелесообразно тратит деньги, которые могли бы пойти на выкуп дома. Во втором действии она сначала сетует: «О, мои грехи… Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…» – и буквально через минуту, услышав еврейский оркестр, предлагает «зазвать его как-нибудь, устроить вечерок». Возникает ощущение, что перед нами не взрослые, опытные, образованные герои, а несмышленые дети, которые не в силах самостоятельно существовать. Они надеются, что их проблема решится чудесным способом, сами не предпринимают никаких действий, оставляя все на произвол судьбы. В конце концов, они лишаются всего прошлого, которым они так дорожили.

Настоящее время олицетворяет купец Ермолай Лопахин. Он является представителем разрастающегося класса в России – буржуазии. В отличие от Раневской и Гаева, он не инфантилен, а очень трудолюбив и предприимчив. Именно эти качества и помогают ему в итоге выкупить поместье. Он вырос в семье крепостных, которые раньше служили Гаевым, поэтому он очень горд собой: «… битый, малограмотный Ермолай… купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». Для Ермолая сад не является памятью о былых годах, участок для него — лишь средство для заработка денег. Он без каких-либо сомнений вырубает его, тем самым разрушив старое, но при этом, не создав ничего нового.

Аня и Петя Трофимов – герои будущего. Они оба рассуждают о будущем, как о чем-то безусловно светлом и прекрасном. Но на деле же для них двоих оно довольно туманно. Петя много говорит, но мало делает. В свои 26 лет он все еще не окончил университет, за что получил прозвище «вечный студент». Он критикует дворянство и поддерживает буржуазию, призывая людей к труду, сам же ни на что не способен. Из всех героев пьесы его поддерживает только Аня. Она — еще 17-летняя девушка, которая представляет собой олицетворение юности, неиссякаемой силы и желания творить добро. Ее будущее также неизвестно, но именно она успокаивает свою мать: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». У нее нет и доли сомнения в том, что потеря поместья – не самая страшная трагедия и можно посадить новый сад, так же как и можно начать новую жизнь. Хоть автор и ничего не утверждает, но, возможно, именно Аня является истинным будущим России.

А.П. Чехов показал читателям героев разных поколений, сословий и взглядов на жизнь того времени, но так и не смог дать однозначный ответ, за кем стоит будущее страны. Но все же он искренне верил, что будущее у России непременно будет ярким и прекрасным, как цветущий вишневый сад.