Вводный урок по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Собранье пестрых глав. Презентация - Вводный урок по роману Пушкина «Евгений Онегин Скачать серию конспектов урока по евгению онегину

Cлайд 1

Вводный урок по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Солнце – одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя. По-разному титанический образ Пушкина воспринимается каждой душой, каждой личностью. И как из миллиардов преломленных каплями солнечных лучей на небе слагается радуга, так, можно думать, общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев образует в веках многоцветный и прекрасный образ его. Л. Успенский «Собранье пестрых глав»

Cлайд 2

Одесса. 1823 год. Южная ссылка. Из писем А.С.Пушкина Вяземскому «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. Пишу его с упоением, что уже давно со мной не было… Не знаю, пустят ли этого бедного Онегина в небесное царство печати. Хотелось бы…»

Cлайд 3

«Разноголосье» мнений о романе А.Бестужев упрекал роман в “легковесности” Н.Раевский нашел в романе “сатиру и цинизм” В.Жуковский и К.Рылеев не поняли замысла “веселого романа” Пле

Cлайд 4

Плетнёв восхищён 1гл. : «Онегин твой будет карманным зеркалом петербургской молодёжи» В. Г. Белинский: «…энциклопедия русской жизни» А. Дельвиг: «Горю нетерпением читать продолжение его… . Целую крылья твоего ГЕНИЯ… .»

Cлайд 5

Герой романа в оценке критики Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». В.Г. Белинский Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе. А.И. Герцен Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации». Н.А. Добролюбов

Cлайд 6

Работа над романом длилась 7 лет 4 месяца 17 дней начало – Кишинёв, Одесса, 1823г. окончание – Болдино, 1830г.

Cлайд 7

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний. Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня? Или, свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик ненужный, Плату приявший свою, чуждый работе другой? Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи, Друга Авроры златой, друга пенатов святых? 1830 ТРУД А. С. Пушкин.

Cлайд 8

Система художественных образов ОНЕГИН ТАТЬЯНА ЛЕНСКИЙ П Р Е Д С Т А В Л Я Ю Т О П Р Е Д Е Л Ё Н Н У Ю К А Т Е Г О Р И Ю О Б Щ Е С Т В А «ВЫСШИЙ СВЕТ» ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО ДВОРЯНСТВО ЯВЛЯЮТСЯ ОБРАЗЦАМИ ОПРЕДЕЛЁННОГО НРАВСТВЕННОГО, ДУХОВНОГО, ЛИТЕРАТУРНОГО ТИПА «ЛИШНИЙ ИДЕАЛ «РОМАНТИЧЕСКОЕ ЧЕЛОВЕК» «РУССКОЙ ДУШИ» СОЗНАНИЕ» ОБЪЕДИНЯЮТСЯ АВТОРОМ = ДЕЙСТВУЮЩИМ ЛИЦОМ

Cлайд 9

Сюжетно-композиционные особенности первого русского романа I особенность Сюжет Онегин-Татьяна Служит для развития основного конфликта романа Не развивается, помогает Татьяне понять Онегина Ленский - Ольга

Cлайд 10

II особенность Главное действующее лицо – повествователь = = лирические отступления – составная часть сюжета Спутник Онегина Антипод Ленского – поэта Защитник «Татьяны милой»

Cлайд 11

III особенность Патриархальное дворянство «Энциклопедия русской жизни» Высший свет Патриархальное дворянство Дворянство Крепостное крестьянство

Cлайд 12

«Онегинская строфа» 14 строк Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь. Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих) Учёный малый, но педант. Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С учёным видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнём нежданных эпиграмм Рифмы Перекрестные а б а б Парные а а б б Опоясывающие а б б а Парные а а


Подписи к слайдам:





« … собранье пёстрых глав…»



Онегин и Ленский
В имении Лариных


Татьяна в доме Онегина

1878


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин Роман в стихах «Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни. В.Г.Белинский
Хронология работы Пушкина над «Евгением Онегиным»
8/29 мая 1823 – начало работы над романом26 сентября 1830 – завершение работы над «Евгением Онегиным» Находим у автора: 7 лет 4месяца 17 дней
Внутренняя хронология «Евгения Онегина»
I глава – зима 1819 – весна 1820 гг.II, III главы – лето 1820 годаIV глава – лето - осень 1820 г.V глава – ночь со 2 на 3 января – 12 января 1821 г.VI глава – 13 января – весна 1821г.VII глава – весна 1821 – февраль 1822гг.VIII глава – осень 1824 – весна 1825 гг. Март 1825 г. – конец романа.
1795 – год рождения Евгения Онегина. В 18 лет он зажил самостоятельно. После дуэли Онегину было 26 лет. 1803 – год рождения Ленского. Когда Ленский погиб, ему было 18 лет.1803 – вероятный год рождения Татьяны. Летом 1820 года ей было 17 лет.
« … собранье пёстрых глав…»
Листы рукописи романа «Евгений Онегин»
Иллюстрации к роману «Евгений Онегин»
Позвольте познакомить вас:Онегин, добрый мой приятель... Гл. 1, строфа I.
…жизнь…Однообразна и пестра.И завтра то же, что вчера.Но был ли счастлив мой Евгений, Свободный, в цвете лучших лет, Среди блистательных побед,Среди вседневных наслаждений? Гл.1, строфа XXVI
Ей рано нравились романы;Они ей заменяли всё ;Она влюблялася в обманыИ Ричардсона и Руссо. Гл. 2, строфа XXIXИ в сердце дума заронилась;Пора пришла, она влюбилась. Гл. 3, строфа VIIВоображаясь героинейСвоих возлюбленных творцов,Кларисой, Юлией, Дельфиной,Татьяна в тишине лесовОдна с опасной книгой бродит,Она в ней ищет и находитСвой тайный жар, свои мечты,Плоды сердечной полноты… Гл. 3, строфа X
Так люди (первый каюсь я)От делать нечего друзья. Глава 2, строфа XIIIОн слушал Ленского с улыбкой.Поэта пылкий разговор,И ум, ещё в сужденьях зыбкой,И вечно вдохновенный взор, -Онегину все было ново… Глава 2, строфа XV Меж ими всё рождало спорыИ к размышлению влекло… Глава 2, строфа XVI
Онегин и Ленский
В имении Лариных
Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины… Глав 2, строфа XXXV
Я к вам пишу – чего же боле?Что я могу ещё сказать?Теперь, я знаю, в вашей волеМеня презреньем наказать.Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. …Зачем вы посетили нас?В глуши забытого селеньяЯ никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья…
Враги! Давно ли друг от другаИх жажда крови отвела?Давно ль они часы досуга, Трапезу, мысли и делаДелили дружно? Ныне злобно,Врагам наследственным подобно,Как в страшном, непонятном сне,Они друг другу в тишинеГотовят гибель хладнокровно…Не засмеяться ль им, покаНе обагрилась их рука,Не разойтиться ль полюбовно?..Но дико светская враждаБоится ложного стыда. Глава 6 , строфа XXVIII
Онегин к юноше спешит,Глядит, зовёт его… напрасно:Его уж нет. Младой певец Нашел безвременный конец! Глава VI, строфа XXXIНедвижим он лежал, и страненБыл томный мир его чела.Под грудь он был навылет ранен;Дымясь, из раны кровь текла.Тому назад одно мгновенье,В сем сердце билось вдохновенье,Вражда, надежда и любовь,Играла жизнь, кипела кровь,-Теперь, как в доме опустелом,Всё в нем и тихо и темно;Замолкло навсегда оно. Глава VI , строфа XXXII
Татьяна в доме Онегина
И в молчаливом кабинете,Забыв на время всё на свете,Осталась наконец одна,И долго плакала она.Потом за книги принялася.Сперва ей было не до них,Но показался выбор ихЕй странен. Чтенью предаласяТатьяна жадною душой;И ей открылся мир иной. Глава 7 , строфа XXIВезде Онегина душаСебя невольно выражаетТо кратким словом, то крестом,То вопросительным крючком. Глава 7 , строфа XXIII
Ей-ей! Не то, чтоб содрогнуласьИль стала вдруг бледна, красна …У ней и бровь не шевельнулась;Не сжала даже губ она.Хоть он глядел нельзя прилежней,Но и следов Татьяны прежнейНе мог Онегин обрести.С ней речь хотел он завестиИ – не мог… Глава 8 , строфа XIXУжель та самая Татьяна..? … … … …Ужели с ним сейчас былаТак равнодушна, так смела? Глава 8 , строфа XX
В тоске безумных сожаленийК её ногам упал Евгений;Она вздрогнула и молчит;И на Онегина глядитБез удивления, без гнева … Глава 8 , строфа XLIОна его не подымаетИ, не сводя с него очей,От жадных уст не отымаетБесчувственной руки своей … Глава 8 , строфа XLII
1878
ОпераП.И.Чайковского«Евгений Онегин»
Ария ЛенскогоАрия (итал.) - законченный по построению эпизод в опере, исполняемый одним певцом.

Ариозо ОнегинаАриозо (итал.) – небольшая ариянапевно-декламационного характера.
Тематика и проблематика романа.2. Прочитать 1,2, 3 главы.3. Ответить на вопросы.4. Составить цитатную характеристику героев (Татьяны, Онегина, Ленского, Ольги).

Цель: провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения.

Задачи:

  • через мотивацию поступков героев рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви;
  • развить навыки анализа лирического произведения, научить делать обобщающие выводы;
  • выяснить, как письма помогают раскрыть характер героев романа.

Урок проводится в кабинете, оснащенном ПК, проектором.

Ход урока

1. Учитель приветствует учащихся.

2. Объявляется тема урока, цель, задачи.

3. Составляется кластерный модуль исследования :

4. Беседа по вопросам:

Легко ли сказать люблю?

Почему герои выбирают эпистолярный жанр для объяснения в любви? (Это жанр литературного произведения, выраженный в форме личных писем).

Почему в начале 19 века популярны письма? (Дань моде, пришедшей из Франции).

5. Обратимся к письмам самого Пушкина, влюблённого в Наталью Гончарову:

"Сколько мук ожидало меня по возвращению. Ваше молчание, Ваша холодность, та рассеянность и то безразличие, с каким приняла меня м-ль Натали. У меня не хватало мужества объясниться – я уехал в Петербург в полном отчаянии..."

Таким предстаёт сам Пушкин в письме, а как же происходит это с героями романа?

6. Работа с таблицей, составленной на предыдущих уроках (ключевые слова добавляются комментариями):

Учитель показывает видеофрагмент из оперы П.И.Чайковского “Евгений Онегин”.

(Видео в Интернете https://musvid.net/ или Электронное приложение “Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9 класс”)

Письмо Татьяны.

Ключевые слова Комментарии к ним
"Вы не оставите меня". Татьяна верит в благородство Евгения.
"Вы нелюдим". Героиня не до конца понимает Онегина.
"По сердцу я нашла бы друга...Другой! Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!" Противоречивость Татьяны.
"Меня презреньем наказать". Татьяна понимает, что поступок её выходит за рамки приличия.
"Незримый, ты мне был уж мил", "Ты чуть вошёл, я вмиг узнала". Влюбилась в идеал, который нашла во французских любовных романах.
"Быть может, это всё пустое, Обман неопытной души". Татьяна осознаёт, что всё это может быть придуманным ею.
"Никто меня не понимает". Ищет у Онегина понимания.
"Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю". Отдаётся во власть Онегина.

Звучит аудиозапись письма Онегина к Татьяне. Приложение 1

Письмо Онегина.

Ключевые слова Комментарии к ним
"Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!"
Онегин не верит, что Татьяна поймет его.
"Свою постылую свободу Я потерять не захотел". Только в этом Онегин видит причину своего отказа Татьяне 6 лет назад.
""Несчастной жертвой Ленский пал". Евгений не понимает своей ответственности за смерть Ленского.
"Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал". Онегин лукавит, так как никогда деревня не была ему мила.
" Понимать душой всё ваше совершенство". Евгений признает, что Татьяна высоконравственна.
"Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви". Онегин даже не задумывается, что Татьяне это известно было уже 6 лет назад.
"Всё решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе". Отдаёт себя во власть Татьяны, во власть Бога.

Учащиеся вместе с учителем определяют:

А) Композиционные приёмы: письма представлены в форме внутреннего монолога, отсутствует "онегинская строфа", симметрия построения писем (концовка- отдельные 4 строки, вольное изложение своих чувств).

Б) Художественные средства: галлицизмы (заимствования из французского языка), риторические вопросы, многоточия, сам эпистолярный жанр – помогают раскрыть внутренние переживания героев.

В) Состояние героев – любовь, неуверенность в понимании, в правильности поступка.

Г) Этический план: Татьяна первая пишет письмо мужчине, а Онегин пишет любовное признание замужней женщине – нарушение норм морали.

Вывод: Онегин в любви видит прежде всего себя, Татьяна наивна и верит в идеальную любовь. Но в письмах многие чувства и переживания героев очень близки.

7. Защита героев : мальчикам предлагается встать на защиту Татьяны, а девочкам – Онегина.

8. Интонационный план : письмо Татьяны начинается с умеренной интонации, затем идёт нарастание эмоциональности, в заключении интонация спадает; письмо Онегина начинается с восклицания, с бури чувств, внезапно всё это сменяется задумчивым повествованием, затем опять нарастание интонации и в конце нисходящая интонация,

Схематически это выглядит так:

Письмо Татьяны.

Письмо Онегина.

9. Итог : Два письма помогают раскрыть внутренний мир героев, мотивацию их поступков, показывают родство душ героев, а также являются способом противопоставления героев.

10. Домашнее задание :

а) Выучить наизусть мальчикам письмо Онегина к Татьяне, девочкам - письмо Татьяны к Онегину;

б) Письменно ответить на вопрос: Какую роль играют два письма в развитии сюжета романа?

Акмолинская область

Бурабайский район

Средняя школа аула Баянбай

Сборник уроков по литературе в 9 классе

(по роману А.С.Пушкина

«Евгений Онегин»)

Составитель: учитель русского языка

и литературы с.ш. аула Баянбай

Шаяхметова Рымжан Мураткеевна

2014 год

В сборнике представлены уроки литературы с использованием стратегий критического мышления. Данные стратегии создают на уроках атмосферу, которая способствует: активизации мышления учащихся; активной дискуссии; повышению мотивации учащихся; активной учебной деятельности; стимулированию рефлексии; возможности учащимся услышать разные мнения; самовыражению учащихся; обработке учащимися информации. Предназначается учителям русского языка и литературы общеобразовательных школ, работающих в логике РКМЧП.
1.Творческая история романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. 2. Недюжинная натура главного героя романа, его жизненные искания. 3. Онегин и Ленский – сравнительная характеристика образов. 4. Татьяна – любимая героиня Пушкина 5. Образ автора в системе художественных образов 6.

7. И гра "Брейн-ринг”

Тема урока :

Творческая история романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

Цели урока: -сформировать ЗУН по теме урока; подготовить учащихся к восприятию пушкинского романа, познакомить с хронологией создания романа, выявить своеобразие онегинской строфы; - развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса; - способствовать восприятию познавательного интереса к творчеству А.С.Пушкина. Тип урока: усвоение новых знаний Наглядность: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к роману. ФОПД: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой. (Видеоролик «Осенний вальс») Деление на группы(метод «Цветные карточки») Организация внимания учащихся к восприятию учебного материала. I .Стадия «Вызов» Вступительное слово учителя «Исчерпать онегинский текст невозможно», - утверждал Ю. Лотман в своем комментарии к роману Пушкина. Мы же попытаемся хотя бы немного приблизиться к этому произведению. Другой комментатор романа Н. Долинина в своей книге «Прочитаем Онегина вместе » пишет: «Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна – вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю эти страницы». И мы прочитаем «Онегина» вместе – вместе с комментаторами разных эпох, современниками Пушкина и нашими современниками, вместе, в классе, и все-таки каждый отдельно, у каждого будет свой «Онегин». Желаю всем открытий, откровений и просто увлекательного чтения. Вопросы классу : Чего вы ждете от этого произведения? Как вы думаете, о чем будет идти речь в романе? (обсуждение с классом) II . Стадия «Осмысление» 1)Работа в группах. Знакомство с хронологией романа. Самостоятельная работа с учебником. 1 группа Часть первая Предисловие 1824 год. 2 группа Часть вторая 1825-1826 год 3 группа Часть третья 1827-1829 год 4 группа Примечания 1830 год Каждая группа подробно отмечает основные даты работы. Вывод. Роман печатался отдельными главами более 7 лет. 2) Сообщение учащегося об онегинской строфе. - Для своего произведения Пушкин создал особую стихотворную форму, которая впоследствии была названа «онегинской строфой». Особенность ее заключалась в том, что стихи не пишут непрерывным потоком, а разбиты на небольшие группы строчек- строфы, по 14 строк в каждой, с определенным постоянно повторяющимися расположением рифм. Благодаря такой строфе поэт легко мог переходить от одной темы к другой. Индивидуальная работа. Найти в тексте онегинскую строфу. Наблюдение учащихся над строфикой романа. 3) Как вы думаете, о чем будет идти речь в романе? Стратегия «Ключевые слова» Попытайтесь предположить историю романа. По словам «бал», «разочарование», «деревня», «любовь» придумайте свою историю. Работа индивидуальная, в парах, в группах. Презентация историй на «Авторском стуле» III . C тадия « Рефлексия» Что нового вы узнали о творчестве А.С.Пушкина? Подведение итогов. Оценивание (в каждой группе лидер оценивает работу одноклассников), учитель выставляет оценки, опираясь на комментарии лидеров групп. Д/з. Читать роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», составить цитатный план по теме «День Онегина»

Тема:

Недюжинная натура главного героя романа, его жизненные искания.

Цели: -продолжить формирование знаний учащихся по роману, -познакомить учащихся с главным героем, его жизненными ценностями, сформировать психологический конфликт,составляющий сущность характера Онегина, проследить взаимоотношение автора и Онегина, их близость и отличие; -развитие устной и письменной речи учащихся,способность критически мыслить, наблюдать, работать с текстом; -способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим жизненным ценностям. Тип урока : комбинированный Наглядность : таблица, иллюстрации к произведению ФОПД

Ход урока

1)Организационный момент. Психологический настрой «Подари подарок другу» Деление на группы (метод «Собери открытку») I .Стадия «Вызов» 1.Вопрос классу: В чем, по-вашему, состоит ядро онегинского характера, как он описан в начале романа? Ответы учащихся Первая глава открывается внутренним монологом Онегина и кратким знакомством с героем. «Без предисловий, в сей же час», автор рассказывает о воспитании, образовании, привычках юного дворянина. Характер Онегина, как он описан в начале романа, отмечен противоречием между чертами передового человека своего времени и свойствами, полностью не совместимыми с такой характеристикой. Он то приближается к идеалу «умного человека», то сливается с полярно противоположным ему типом «светского молодого человека». 2. Представление индивидуальных работ учащихся (проверка, корректировка цитатных планов) 3. Как вы ответите на вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений? » Пушкин дает однозначный ответ: «Нет». А как считаете вы? (рассуждения учащихся) II . Стадия «Осмысление» Критик Д. И. Писарев поставил перед собой задачу «развенчать» пушкинского героя и выставить его пустым светским бездельником, надевшим модную маску. Вопрос: Так ли это? В чем, по-вашему, вина, а в чем беда героя, пораженного «недугом» - «русской хандрой»? Обсуждение в группах. Работа с текстом. Учащиеся сопоставляют образ Онегина в 1 и 8 главах учебника. Индивидуальная работа «3-минутное эссе» «Каким я хочу увидеть Онегина» Лучшие работы приглашаются на «Авторский стул». Работа в группах. Заполнение таблицы. Метод «Карусель» (Каждая группа заполняет свою таблицу, а после по кругу переходит к другому столу, изучает их таблицу, дополняет, если считает нужным и т.д.. После того, как группа возвращается к своей, идет обсуждение и презентация своей работы) В романе происходит сближение автора и героя. Что их объединяет? В чем автор не согласен с Онегиным? (примерная таблица) ( обсуждение в классе ) Стратегия «Пятистишие» Например: Онегин Модный, одинокий Гуляет, транжирит, тоскует, Не может найти себе дела Эгоист. Итог урока Литературный критик В.Г. Белинский сказал об Онегине: «Силы этой богатой натуры остались без применения, жизнь без смысла, я роман без конца». Как вы понимаете эти слова? (беседа с классом) III . C тадия « Рефлексия» Карточки выхода Ученики должны написать 1) наиболее важную идею, упомянутую на уроке; 2) один вопрос по теме; 3) одно общее замечание или комментарий по теме. Подведение итогов урока. Оценивание. Д/з. Подготовить ответы на вопросы. Какое воспитание получили Онегин и Ленский? Как складывался жизненный путь героев до знакомства друг с другом? Каково отношение Онегина и Ленского к таким жизненным ценностям, как дружба и любовь? Каково отношение Пушкина к Ленскому - поэту? Каковы причины сближения Онегина и Ленского? Какие качества выделяют их из поместной среды?

Тема:

Онегин и Ленский – сравнительная характеристика образов.

Цели: -Продолжить знакомство с романом и его героями, в ходе сравнительной характеристики показать своеобразие характера Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора; - развитие устной речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение работать с текстом, развитие способности критически мыслить; - способствовать воспитанию правильного отношения к жизненным ценностям. Тип урока : применение ЗУН Наглядность : иллюстрации к произведению ФОПД : индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока

1)Организационный момент.Психологический настрой «Говорим друг другу комплименты» Деление на группы (метод «Тройка лидеров») I .Стадия «Вызов» Стратегия «Аквариум для золотой рыбки» (Одна группа (по выбору учителя или по желанию) приглашается в центр, остальная аудитория задает вопросы, выслушивает ответы, комментирует.) Например. Почему Онегин и Ленский познакомились? Как Пушкин относится к их дружбе? Что сближает О. и Л. и что отталкивает их? Как О. относится к поэзии Л.? Как оценить поведение О. в дуэли с Л.? Какие вопросы волновали Л.? Кем мог бы стать Ленский? Вывод: Онегин, презирая «общественное мненье», все же становится рабом этого «мненья». Даже искреннее раскаяние не делает ему чести и не уменьшает его вины. Онегин и Ленский стали друзьями «от нечего делать», ведь ему еще в Петербурге «друзья и дружбы надоели». Также противоположны друзья во взглядах на любовь. II . Стадия «Осмысление» Работа в группах 1 группа. Каково отношение Онегина и Ленского к таким жизненным ценностям, как дружба и любовь? 2 группа. Такие противоположные группы тем не менее сошлись. Каковы причины сближения Онегина и Ленского? Какие качества выделяют их из поместной среды? 3 группа. Ленский- поэт. О чем его стихи? В чем особенность его поэзии? Каково отношение автора к Ленскому? (После 20-минутного обсуждения и подготовки каждая группа готовит коллективный ответ) Весь класс записывает в тетрадь тезисы ответов.

Стратегия «Диаграмма Венна»

Молодые

дворяне

Интеллигентные

образованные

Онегин Эгоист Транжир Любовь-флирт От делать нечего «друзья» Выбрал бы Татьяну

Ленский

Романтик

Поэт

Любовь-мечты

Культ дружеской

Верности

Любит Ольгу

Презентация диаграмм. Вывод: Что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского? Ленский дорог Пушкину как человек особенного душевного склада, обладающий поэтическим вдохновением, той возвышенной мечтательностью, которую дано испытать только в юности. Автор отстаивает равноправие различных взглядов на жизнь, у каждого из героев за плечами не только ошибки и слабости, но и бесценный жизненный опыт, попытка осмысления мира и себя в нем. III . C тадия « Рефлексия» Прием «Письмо по кругу» У каждой группы должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по уроку. На это отводится две минуты. Потом происходит обмен записями с каждой группой, пока листок не вернется к первой группе. Каждая группа читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику из группы, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. После такой работы учащиеся заполняют «Листы оценивания групп». Д/з. Подготовить ключевые эпизоды по теме «Онегин и Татьяна»

Тема урока:

Татьяна – любимая героиня Пушкина

Цели: - Осмыслить суть образа Татьяны Лариной и авторское отношение к героине, проследить за перерождением героини из деревенской девочки в светскую даму; - развитие творческого потенциала и критического мышления учащихся; - воспитание нравственности, благородства в поступках. Тип урока : применение ЗУН Наглядность : иллюстрации к произведению, интерактивная доска, карточки ФОПД : индивидуальная, групповая, фронтальная, парная

Ход урока

1) Организационный момент.Психологический настрой «Подари улыбку» Деление на группы I .Стадия «Вызов» Презентация на интерактивной доске «Татьяна Ларина - любимая героиня Пушкина» (индивидуальное задание отдельным учащимся) Вопрос классу: На какие особенности во внешности и поведении Татьяны обращает внимание читателя Пушкин? Почему Татьяна «в семье своей чужой казалась девочкой чужой?» Каков тон повествования о героине? Проверка домашнего задания: Ключевые эпизоды по теме «Онегин и Татьяна»
II . Стадия «Осмысление»
    Чтение письма Татьяны и его обсуждение в группах.
Каждая группа получает карточку с вопросами для обсуждения. Карточка 1. Неожиданно вспыхнувшая любовь Татьяны к Онегину – истинное чувство или книжная романтика? Письмо Онегину – необдуманный и опрометчивый шаг со стороны героини? Карточка 2. Какие черты Татьяны раскрываются в ее письме Онегину? Почему в обращении к Онегину Татьяна переходит от «вы» к «ты» и обратно? Карточка 3. В чем сомневается Татьяна и в чем она уверена? Какие строки Татьяны навеяны чтением любовных романов, а в каких прорывается ее собственная интонация? Обсуждение ответов. Обмен мнениями. Вывод: Татьяна доверчива и искренна, при этом бесстрашна. Она, мечтательная, наделенная пылким воображением, почувствовала сходство между собою и Онегиным и решает, что они созданы друг для друга. Дискуссионная минутка В чем состояло своеобразное открытие Татьяны, посетившей дом Онегина? Как изменилось отношение ее к герою? Права ли Татьяна в оценке Онегина? (Обмен мнениями)
    Получение обратной связи.
Стратегия «Дневник двойной записи» (ДДЗ) – деление листа на две части, с левой стороны ученики выписывают фразы из текста, которые они считают наиболее важными для себя, а справа пишут комментарии к ним.

Основополагающая фраза

    Свободно – ролевое письмо. Письмо Татьяне. (3-5 минут)
(сочинения учащихся о том, что они знают, чувствуют и что их интересует по теме. Здесь учащиеся могут писать свои мысли от имени любого героя произведения) Индивидуальная работа, в парах, в группах, лучшие работы приглашаются на «Авторский стул». Итог- обобщение. Ранее (3 гл.) в характеристике духовного облика Татьяны Пушкин подчеркнул ее мечтательность, искренность, простодушие. В 5 главе, в сценах гадания и сна, раскрылась русская душа Татьяны, глубинные пласты ее сознания. В облике героини появилось близость к народным основам жизни. Вера Татьяны в предсказания, приметы, сны становится в романе не столько свидетельством ее наивности, сколько выявляет чуткость ее восприятия действительности, наделенность особым духовным зрением, тонкость натуры. III . C тадия « Рефлексия»

Метод «Бутерброд»

Ученики на стикерах пишут

    положительный момент 2) вопрос, предложение 3) положительный момент.

Подведение итогов. Оценивание.

Д/з. 1.Выучить наизусть письмо Татьяны или письмо Онегина (на выбор)

2. Для 1 группы. (карточки)

Для 2 группы.

Для 3 группы.

Тема урока:

Цели урока: - Обо бшить сведения об образе автора в романе? Показать содержательное и стилевое многообразие лирических отступленийҢ доказать? Что автор является лирическим центром романа в целом; - развитие творческого потенциала учащихся, умение выражать свои мысли и уважать мнение одноклассников, развитие навыков выразительного чтения поэтического текста; - Воспитание познавательного интереса к творчеству А. С. Пушкина. Тип урока : применение ЗУН Наглядность : интерактивная доска, кабинет оформляется в виде телевизионной студии. ФОПД : индивидуальная, групповая

Ход урока

    Организационный момент.Психологический настрой.
Состав групп сохраняется с прошедшего урока. Один из учащихся высупает в роли телеведущего, один в роли корреспондента. Стадия «Вызов»
    Поэтическая минутка (чтение наизусть писем Татьяны и Онегина) Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами участники ТВ-шоу, тема которого раскрыть образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Стадия «Осмысление»
    Слово ведущего.
Еще Белинский утверждал, что в романе Пушкина «Евгений Онегин» личность самого автора отразилась с чрезвычайноц полнотой. Уже первые читатели романа обратили внимание на особую активность автора как действующего лица. С помощью класса ведущий составляет кластер, выделяющий грани в авторском облике, каким он предстает на страницах «Евгения Онегина»( на интерактивной доске ). Поэт пишет о себе, своей жизни, своих идеалах и надеждах, обсуждает близкие ему проблемы. Поэт обращается к читателю, беседует с ними о любви, смысле жизни, назначении человека.

Поэт сопровождает своими открытыми замечаниями и высказываниями поступки героев, создает «эффект присутствия» Поэт раскрывает себя как создателя романа.

    Ведущий приглашает по очереди представителя из каждой группы с подготовленными вопросами домашнего задания.
Выступления групп могут сопровождаться презентациями.

Вопросы представителям групп.

1 группа. Рассмотреть образ автора как героя романа, воссоздать по тексту его биографию. Рассказать, какие литературные увлечения, интересы, пристрастия автора открываются в сюжете романа.

2 группа. Автор и его герои. Как раскрывается отношение автора к его героям? В чем заключается особенный «эффект присутствия» поэта рядом с ними?

3 группа. Автор – создатель романа. В какие секреты построения «Евгения Онегина» и развития его сюжета посвящает он читателя?

Слово корреспонденту.

После выступления учащихся он делает вывод в форме статьи для школьной газеты.

«В романе Пушкина воплотилась многогранная личность автора. Образ автора в романе многофункционален. Свой роман он называет «свободным». Творчество и вдохновение объединяют поэта с миром. Для него оказываются преодолимыми самые сложные препятствия, безграничная влюбленность в жизнь становится для него залогом бессмертия…….»

C тадия « Рефлексия»

Стратегия «Пятистишие»

(работа индивидуальная, в парах, в группе) Например:

Интересный, увлекательный умный, талантливый

Затягивает, учит, воспитывает показывает, присутствует, рассказывает

Учимся жить на ошибках героев роман в стихах –собранье пестрых глав

Жизнь Романтик

Стратегия «Доска настроения»

Учащиеся пишут на стикерах свои мнения об уроке, участниках ТВ-шоу и вывешивают на «Доску настроения»

Подведение итогов. Комментирование оценок.

Д/з. Подготовка к сочинению (на выбор).

    «И жить торопится, и чувствовать спешит»: эволюция героя в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин в оценке В.Г. Белинского. Мой любимый литературный герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
4.Татьяна – любимая героиня Пушкина 5. Неоднозначность образа Ленского в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Викторина по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

    Кому посвящён роман «Евгений Онегин»?

    Из какого произведения взят эпиграф к первой главе романа? Кто его автор?

    Кого из драматургов Пушкин называет в своём романе «другом свободы»?

    В каком городе родился Евгений Онегин?

    Из какой страны вернулся Ленский незадолго до знакомства с Онегиным?

    «… Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, давки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах». Описание какого города приводится здесь?

    Назовите отчество Татьяны Лариной.

    Как звали гувернёра Евгения Онегина?

    Как звали сестру Татьяны?

    Как звали няню Татьяны?

    Как звали француза, подарившего Татьяне куплет, где «…смело вместо belle Nina поставил belle Tatiana»?

    Как звали московскую тётку Татьяны Лариной?

    Назовите фамилию оружейного мастера - конструктора пистолетов, на которых стрелялись Онегин и Ленский.

    Как, согласно гаданию, должны были звать будущего мужа Татьяны Лариной?

    Кто был секундантами на дуэли Онегина и Ленского?

    Книгу какого поэта читал Ленский перед дуэлью?

    Какой танец танцевал Онегин с Ольгой Лариной на именинах Татьяны?

    На скольких шагах стрелялись Онегин и Ленский?

    В каком возрасте мы застаём Онегина в финале романа?

    В какую настольную игру играли Ленский и Ольга?

    «…Гребёнки, пилочки стальные, Кривые ножницы, прямые И щётки тридцати родов - И для ногтей и для зубов». Кому принадлежали все эти предметы?

    «Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро, весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви, мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан…».Чьё описание приведено здесь?

    Чей портрет украшал кабинет Онегина?

    «И столбик с куклою чугунной Под шляпой с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом». Кого изображала эта фигурка, стоявшая на столе Онегина?

    «Ей рано нравились романы; Они ей заменяли всё; Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо». О ком идёт речь в этом отрывке?

    «Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум». О ком идёт речь в этих строчках?

    «Корсет носила очень узкий И русский Н как N французский произносить умела в нос…». О ком пишет Пушкин?

    «Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт». О ком идёт речь?

Ответы на викторину по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

    Плетнёву.

    Стихотворение «Первый снег» П. А. Вяземского.

    Д. И. Фонвизина.

    А. Истоминой.

    В Петербурге.

    Из Германии.

    Описание Москвы.

    Дмитриевна.

    Мсье Лаббе.

    Ольга.

    Филипьевна

    Мсье Трике.

    Алина.

    Лепаж.

    Агафон.

    Зарецкий - со стороны Ленского, Гильо - со стороны Онегина.

    Мартын Задека.

    Шиллера.

    Котильон.

    На 32.

    26 лет.

    В шахматы.

    Онегину.

    Описание Ольги.

    Портрет Байрона.

    Наполеона.

    О Татьяне Лариной.

    Об Евгении Онегине.

    О матери Татьяны Лариной.

    О Ленском.

И гра "Брейн-ринг”

(итоговое внеклассное мероприятие после изучения произведения)

Количество участников в команде – любое, лишь бы уместились за игровым столом.

Количество игровых столов – по количеству команд.

Вопросы задаются поочередно, либо отвечает та команда, которая первой подала звуковой или зрительный сигнал (колокольчик, камертон, поднятая рука или флажок…). В случае неправильного ответа вопрос передается другой команде.

Правильный ответ отмечается жюри.

Ведущий представляет жюри и команды, перечисляя игроков по именам, знакомит с капитанами. (Название команды должно быть связано с литературой, а лучше конкретно с романом "Евгений Онегин”). Вот вопросы и ответы в помощь организаторам

Вопросы по I главе

1. Попробуйте определить, кто или что является адресатом этих строк:

Люблю её, мой друг Эльвина,
Под длинной скатертью столов,
Весной на мураве лугов,
Зимой на чугуне камина,
На зеркальном паркете зал,
У моря на граните скал.

Ответ: (женская ножка)

Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня…

2. Назовите эпическую поэму римского поэта Вергилия, из которой Е.Онегин знал два стиха.

Ответ:
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха…

3. ....Второй Чадаев, мой Евгений…

Что общего имеют Чаадаев и Онегин? По каким признакам Пушкин объединил реальное лицо и вымышленный персонаж?

Ответ:
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.

Петр Яковлевич Чаадаев, философ и друг Пушкина, славился изяществом костюма. Онегин также питал слабость к нарядам.

4. Какая петербургская улица упомянута в первой главе "Евгения Онегина”?

Ответ:
Всё было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые,
Да дрожек отдаленный стук
С Мильонной раздавался вдруг.

Вопросы по II главе

1. В каком университете учился Владимир Ленский?

Ответ:
По имени Владимир Ленский,
С душою прямо геттингенской.

Геттингенский университет был одним из наиболее либеральных университетов не только в Германии, но и в Европе. Выпускники Геттингенского университета, знакомые Пушкина, принадлежали к числу русских либералов и свободолюбцев.

Вопросы по III главе

1. Где, по утверждению А.С. Пушкина можно прочитать надпись:

"Оставь надежду навсегда”

Ответ:
Над бровями красавиц.
Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума.
Дивился я их спеси модной,
Их добродетели природной,
И, признаюсь, от них бежал,
И, мнится, с ужасом читал,
Над их бровями надпись ада:
Оставь надежду навсегда.
Внушать любовь для них беда,
Пугать людей для них отрада.
Быть может, на брегах Невы,
Подобных дам видали вы.

2. Вспомните, сколько лет было няне Татьяны, когда её выдали замуж?

Ответ: 13 лет.

Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне 13 лет.

Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в её руке;
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке.

Обратите внимание на слово "облатка”. Что бы такое оно могло обозначать?

Ответ:
"облатка” – бумажный проклеенный кружочек, какими в пушкинские времена часто заклеивали письма.

Вопросы по IV главе

4. Ленский.

Поедет ли домой, и дома
Он занят Ольгою своей.
Летучие листки альбома
Прилежно украшает ей.

Вспомните, какими рисунками Ленский украсил альбом Ольги, что именно изобразил?

Ответ:
То в них рисует сельски вид,
Надгробный камень, храм Киприды,
Или на лире голубка
Пером и красками слегка.
(Киприда – Афродита – по имени посвященного ей храма на Кипре.)

Вопросы по V главе

1. Вспомните, пожалуйста, какие фонвизинские герои из "Недоросля” перекочевали в пушкинский роман?

Ответ:
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов.

Вопросы по VI главе

1. Кто и при каких обстоятельствах говорит почти пионерскую клятву "Всегда готов!”

Ответ:
Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль.
Онегин с первого движенья
К послу такого порученья,
Оборотясь без лишних слов,
Сказал, что он всегда готов!

Вопросы по VII главе

1. Предлагаю вспомнить, чей портрет украшал кабинет Евгения Онегина в сельском имении?

Ответ:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет…

2. Увы! Ольга недолго грустила по Ленскому.

Другой увлек её вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить…

3. Счастливым женихом Ольги оказался молодой военный. Вспомните его воинское звание.

Ответ:
Улан умел её пленить,
Улан любим её душою…

(Уланами назывались военные, служившие в частях легкой кавалерии.)

Вопросы по VIII главе

1. Онегин сохнет по Татьяне – и едва ль уж не чахоткою страдает. Какой способ лечения прописывают ему врачи?

Ответ:
Все шлют Онегина к врачам,
Те хором шлют его к водам.

(В ряду модных явлений обыденной общественной жизни в 20-х гг. XIX века особенно резко сказалась страсть аристократического общества к лечению минеральными водами).

2. Обратимся к знаменитым письмам Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину. Начала обоих этих писем объединяет одно слово… Какое это слово?

Ответ:
Презренье.
…Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
…Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит.

3. С каких строчек, с какого слова начинается знаменитая первая глава романа, известно каждому:

Мой дядя самых честных правил…

Зато не каждый вспомнит последнюю строчку романа последней 8-й главы. Вспомните слово, которым заканчивается роман.

Ответ:
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел её романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.

Личным местоимением "мой” Пушкин как бы обнимает своё любимое произведение.

Пока жюри считает сов, подводит итоги, ведущий задает творческий вопрос зрителям. Из воспоминаний А.П. Новосильцевой: " Перед Пушкиным лежал мой альбом, говорили мы об "Евгении Онегине”, Пушкин молча рисовал что-то на листочке. Я говорю ему: " Зачем вы убили Ленского? Варя весь день вчера проплакала!” Варваре Петровне тогда было лет 16, собой была недурна. " Ну, а вы, Варвара Петровна, как бы кончили эту дуэль?” – спросил Пушкин. " Я бы только ранила Ленского в руку или плечо, и тогда Ольга ходила бы за ним, перевязывала бы рану, и они друг друга ещё больше бы полюбили”. – " А вы как бы кончили эту дуэль?” – обратился Пушкин ко мне. – " Я ранила бы Онегина; Татьяна бы за ним ходила, и он оценил бы её, и полюбил её”. Вопрос: подумайте, почувствуйте, что ответил Пушкин барышням? (Выслушиваются варианты ответов зрителей, наиболее интересные ведущий отмечает и награждает фантазёров нехитрыми призами).

Правильный ответ: Пушкин ответил: " Ну, нет, он Татьяны не стоил”.

Предоставьте слово жюри, закончите мероприятие приятной классической музыкой, а желательно, музыкальными отрывками из оперы "Евгений Онегин

Список литературы

    А. С. Пушкин «Евгений Онегин» Учебник «Русская литература» для 9 класса. Автор В.В. Бадиков и др. Алматы «Мектеп» Методическое пособие по русской литературе. Автор В.В. Бадиков и др. Алматы «Мектеп» Уроки литературы в 9 классе. Автор Галузина Л.В. Академия «Холдинг» -2003

    Интеграция критического мышления в учебной деятельности через учебную программу. Эрик Рустен и Сьюзан Шуман – ЮСАИД/ PAEM и МО