В чем смысл жизни по Горькому? Доклад: Горький м. Смысл жизни произведении старуха изергиль

Новости и общество

В чем смысл жизни по Горькому, и равнозначен ли он счастью?

12 февраля 2014

Лучшие литераторы всех времен и народов спрашивали себя и своих читателей о том, зачем живет на свете человек. Быть или не быть - вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека свой. Одному достаточно благополучия и достатка, другому покой и волю подавай, третий тщательно следит за собственным здоровьем, считая, что оно важнее всего.

Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования практически во всех своих произведениях. Его персонажи идут по своему пути по-разному, среди них есть эгоисты, думающие лишь о собственном благе, и те, кто готов посвятить себя служению светлым идеалам. Противопоставляя философию жертвенности образу мышления приспособленца, писатель обозначает собственную позицию. Отречение от собственных материальных интересов во имя светлого будущего - вот в чем смысл жизни по Горькому.

Смысл жизни старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» вплетены три сюжетные линии. Главной героине довелось прожить непростую жизнь, в которой было место и счастью, и горю. Мужчины, волею судьбы оставившие след в ее судьбе, очень разные, но и юноше, подобному восточному цветку, и надменному польскому дуэлянту она безрассудно и щедро дарила то, чем владела - свою любовь, не жалея ее. Задумывалась ли она над вопросом о том, в чем смысл жизни? По горькому повествованию старухи о трагической судьбе Данко, можно сделать вывод, что не чужды ей были раздумья о цели человеческого бытия. В то же время, рассказывая о Ларре, она безо всякого осуждения излагает концепцию беззаботной и комфортной жизни. Каждому свое!

Буревестник и уж

Подобное идеологическое противостояние проявляется и в диалоге «премудрого» ужа с буревестником. Свобода - вот, в чем смысл жизни по Горькому. Ее можно определить как волю делать то, что хочется, весь вопрос состоит в том, чего желает раб, а чего - истинный гражданин. Обыватель, находясь в плену собственных мелких целей, просто не в состоянии понять высоких героических устремлений, ему не нравится чувство свободного полета, особенно если он оканчивается неуклюжим падением с высоты, пусть и небольшой. Ужу по душе теплый и сырой уют, привычный и удобный. Высокий эмоциональный накал возводит эту басню в ранг настоящей притчи с почти библейским сюжетом.

Смысл жизни матери

Идея служения высоким идеалам главенствует и в романе «Мать». В этом произведении трактовка человеческих отношений не столь схематична, как в «Песне о буревестнике». Повествование усложнено пониманием простых человеческих чувств, испытываемых обычной женщиной, воспитавшей сына, одержимого классовой борьбой. Как любой матери, ей хочется, чтобы ее ребенок был счастлив, и она очень боится за Павла, которому не страшно ничего. Революционер готов переступить через любую преграду, не думая о последствиях, видя лишь неясную и далекую цель. А мать всегда на стороне сына.

Был ли счастлив Буревестник революции?

Так в чем смысл жизни по Горькому? Только ли в служении высоким идеалам, или важны для него и более приземленные, общечеловеческие вопросы? Объявляя Максима Горького главным пролетарским писателем, советское руководство тридцатых годов надеялось приручить «буревестника революции», и свести его сложное, неоднозначное творчество к упрощенной схеме, в которой есть место лишь героям, врагам и обывателям, «колеблющемуся болоту», подлежащему искоренению. А ведь мир куда сложнее и разнообразнее формулы «кто не с нами, тот против нас»… Но со школьной скамьи детям внушали мысль о том, что смысл жизни по Горькому состоит в непрерывной борьбе.

Счастье - вот главная цель каждого человека, и у каждого оно свое. Персонажи Горького его почти никогда не испытывают, они страдают. Стал ли счастливым человеком сам великий писатель, несмотря на все почести, которыми его осыпала власть? Вряд ли.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои - смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами - о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб - выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша - “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.

Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.

Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода - делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел - одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек - все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

Романтическим антиподом Ларры является Данко - смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.

Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “"Что сделаю я для людей?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.”. Пылающее сердце Данко - это символ жертвенного служения людям, а сам герой - воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...”

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.

Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

Содержимое:

На мой взгляд, из всех ранних произве-
дений Максима Горького рассказ «Старуха
Изергиль» самый романтический и поэтич-
ный. Его герои — смелые, сильные духом
люди. На их примере писатель рассуждает
о добре и зле, о смысле и мудрости жизни.
Очень интересно и построение рассказа. По-
вествование о жизни старухи Изергиль об-
рамлено двумя легендами — о Ларре и Дан-
ко. Перед нами несколько человеческих су-
деб — выбирайте! Судите сами о смысле
жизни! В чем же он заключается? В индиви-
дуализме Ларры или в беззаветном служе-
нии людям, которому посвятил себя Данко?
А может, нужно стремиться прожить свобод-
ную, богатую приключениями жизнь?
Немало горя и радостей испытала стару-
ха Изергиль, разных людей встретила она на
своем долгом жизненном пути. Образы тех,
кого она любила, навсегда остались в ее па-
мяти. Это и надменный шляхтич, и «достой-
ный пан с изрубленным лицом», и юноша —
«бледный и хрупкий цветок востока, отрав-
ленный поцелуями».
Годы отняли у Изергиль былую красоту,
потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный
стан, но дали ей мудрость, знание жизни и
подлинную духовность.
Горький не случайно вкладывает в уста
именно этой женщины легенды о Ларре и
Данко. Есть в ней что-то общее с обоими ге-
роями. Изергиль приходилось жертвовать
собой ради возлюбленных, проявлять само-
отверженность, и вместе с тем она прожи-
ла жизнь для себя, свободная от каких-ли-
бо обязанностей и обязательств. Писатель не
осуждает ее: идеальные люди действительно
встречаются только в сказках, а в живых,
реальных людях может сочетаться и плохое,
и хорошее.
Однако вряд ли легенда о Данко могла
прозвучать из уст человека духовно убогого,
трусливого и подлого.
В легенде о Ларре Горький развенчивает
индивидуализм тех, кто отвергает людей,
не хочет считаться с общечеловеческими за-
конами. Кто-то может возразить, что именно
в этом и заключается подлинная свобода —
делать то, что хочется, идти, куда угодно,
не считаться ни с кем, то есть «сохранить се-
бя целым». Однако того, кто изберет этот
путь, ждет трагический и печальный удел —
одиночество. Действительно, «за все, что че-
ловек берет, он платит собой: своим умом
и силой, иногда жизнью». Другими словами,
нельзя только потреблять, ничего не давая
взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его
ждало страшное наказание. Казалось бы, он
ни в чем не испытывал недостатка: «похищал
скот, девушек — все, что хотел», и при этом
был вольным как птица. Тогда почему же
в конце концов он стал мечтать о смерти и
«в его глазах было столько тоски, что можно
было бы отравить ею всех людей мира?» По-
видимому, тому, кто не умеет отдавать, да-
рить душевное тепло, кто «кроме себя не ви-
дит ничего», трудно быть счастливым и до-
стойно пройти жизненный путь.
Романтическим антиподом Ларры явля-
ется Данко — смелый красавец, сердце ко-
торого загорелось великой любовью к лю-
дям. В его образе Горький воплотил свое
представление...
о подлинных героях, о тех, в
ком он видел идеал. Не случайно даже пей-
заж создает у читателя ощущение чего-то
необычного, фантастического. Он помогает
нам перейти из реальной жизни (рассказ
Изергиль о себе) в романтический мир ле-
генды: «И в степной дали, теперь уже черной
и страшной, как бы притаившейся, скрыв-
шей в себе что-то, вспыхивали маленькие
голубые огоньки. То там, то тут они на миг
являлись и гасли, точно несколько людей,
рассыпавшихся по степи далеко друг от
друга, искали в ней что-то, зажигая спички,
которые ветер тотчас же гасил. Это были
очень странные голубые языки огня, наме-
кавшие на что-то сказочное». Как голубые
искры оживляют черную степь, словно тая-
щую в себе что-то недоброе, так и люди, по-
добные Данко, способны внести в жизнь до-
бро и свет.
Данко прекрасен как внешне, так и внут-
ренне; «Посмотрели на него и увидели, что он
лучший из всех, потому что в очах его свети-
лось много силы и живого огня».
Энергия и сила Данко противопоставля-
ется безволию и трусости толпы. Усталые
и злые люди, раздраженные своим бессили-
ем, теряют человеческий облик: «Данко смо-
трел на тех, ради которых он понес труд,
и видел, что они — как звери. Много людей
стояло вокруг него, но не было на лицах их
благородства, и нельзя было ему ждать по-
щады от них». Но Данко сумел победить
вспыхнувшее в нем негодование, потому что
жалость и любовь к людям оказались в нем
сильнее. Чтобы спасти их, он совершает ду-
ховный подвиг. «Что сделаю я для лю-
дей?» — сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и
вырвал из нее свое сердце и высоко поднял
его над головой. Оно пылало так ярко, как
солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал,
освещенный этим факелом великой любви
к людям…». Пылающее сердце Данко — это
символ жертвенного служения людям, а сам
герой — воплощение всего лучшего в чело-
веке. И каким жалким и низким на его фоне
кажется «осторожный человек», который,
«боясь чего-то, наступил на гордое сердце
ногой…»
Я думаю, что в легенде о горящем сердце
Данко выражается авторская позиция по во-
просу о смысле жизни. Другими словами, весь
смысл жизни, по Горькому, в жертвенном,
бескорыстном служении людям. Правда, в
настоящее время такая позиция вряд ли бу-
дет популярной. Мне кажется, что большин-
ство из нас уподобляется «осторожному че-
ловеку», наступившему ногой на пылающее
сердце. Не потому ли нам приходится пере-
живать мучительный кризис, как нравствен-
ный, так и в области материального.
Конечно, нельзя требовать от людей жертв
насильно, и великие подвиги не каждому по
плечу. Но если мы будем стараться стать доб-
рее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуж-
дается, то мир наверняка изменится к лучше-
му. А жизнь человека, дарящего людям ду-
шевное тепло, можно назвать прекрасной
и имеющей смысл.

Наилучшие литераторы всех времен и народов спрашивали себя и собственных читателей о том, для чего живет на свете человек. Быть либо не быть - вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека собственный. Одному довольно благополучия и достатка, другому покой и волю подавай, 3-ий кропотливо смотрит за своим здоровьем, считая, что оно важнее всего.

Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования фактически во всех собственных произведениях. Его персонажи идут по собственному пути по-разному, посреди их есть эгоисты, думающие только о своем благе, и те, кто готов предназначить себя служению светлым эталонам. Противопоставляя философию жертвенности виду мышления конъюктурщика, писатель обозначает свою позицию. Отречение от собственных вещественных интересов во имя светлого грядущего - вот в чем смысл жизни по Горькому.

Смысл жизни старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» вплетены три сюжетные полосы. Главной героине довелось прожить непростую жизнь, в какой было место и счастью, и горю. Мужчины, волею судьбы оставившие след в ее судьбе, очень различные, да и юноше, схожему восточному цветку, и высокомерному польскому дуэлянту она бездумно и щедро даровала то, чем обладала - свою любовь, не жалея ее. Думала ли она над вопросом о том, в чем смысл жизни? По горькому повествованию старухи о катастрофической судьбе Данко, можно прийти к выводу, что не чужды ей были раздумья о цели людского бытия. В то же время, рассказывая о Ларре, она безо всякого осуждения излагает концепцию беспечной и комфортабельной жизни. Каждому свое!

Буревестник и уж

Схожее идейное противоборство проявляется и в диалоге «премудрого» ужа с буревестником. Свобода - вот, в чем смысл жизни по Горькому. Ее можно найти как волю делать то, что охото, весь вопрос заключается в том, чего вожделеет раб, а чего - настоящий гражданин. Мещанин, находясь в плену собственных маленьких целей, просто не в состоянии осознать больших геройских устремлений, ему не нравится чувство свободного полета, в особенности если он оканчивается неловким падением с высоты, пусть и маленькой. Ужу по нраву теплый и сырой комфорт, обычный и удачный. Высочайший чувственный накал строит эту басню в ранг истинной притчи с практически библейским сюжетом.

Смысл жизни мамы

Мысль служения высочайшим эталонам главенствует и в романе «Мама». В этом произведении трактовка человечьих отношений не настолько схематична, как в «Песне о буревестнике». Повествование усложнено осознанием обычных человечьих эмоций, испытываемых обыкновенной дамой, воспитавшей отпрыска, одержимого классовой борьбой. Как хоть какой мамы, ей охото, чтоб ее ребенок был счастлив, и она очень опасается за Павла, которому не жутко ничего. Революционер готов переступить через всякую преграду, не думая о последствиях, видя только неясную и дальную цель. А мама всегда на стороне отпрыска.

Был ли счастлив Буревестник революции?

Так в чем смысл жизни по Горькому? Только ли в служении высочайшим эталонам, либо важны для него и поболее приземленные, общечеловеческие вопросы? Объявляя Максима Горьковатого основным пролетарским писателем, русское управление 30-х годов возлагало надежды приручить «буревестника революции», и свести его сложное, многозначное творчество к облегченной схеме, в какой есть место только героям, противникам и мещанинам, «колеблющемуся болоту», подлежащему искоренению. А ведь мир куда труднее и разнообразнее формулы «кто не с нами, тот против нас»… Но со школьной скамьи детям внушали идея о том, что смысл жизни по Горькому состоит в непрерывной борьбе.

Счастье - вот основная цель каждого человека, и у каждого оно свое. Персонажи Горьковатого его практически никогда не испытывают, они мучаются. Стал ли счастливым человеком сам величавый писатель, невзирая на все почести, которыми его осыпала власть? Навряд ли.

На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои — смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами — о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша — “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.
Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.
Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.
Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.
В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода — делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел — одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек — все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.
Романтическим антиподом Ларры является Данко — смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.
Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.
Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “"Что сделаю я для людей?" — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.”. Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...”
Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.
Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.