Урок Мильон терзаний.Грибоедова Горе от ума.Смысл названия пьесы. Анализ IV действия комедии А.С.Смысл названия пьесы Опрос домашнего задания

В пьесе «На дне», написанной А.М. Горьким в 1902 году, с особой яркостью проявились существенные особенности драматургии Горького. Он утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности. Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, а во внутреннем движении пьесы. Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне», – это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродяги. Острота конфликта носит у Горького социальный характер. Он заключается в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов. Важную роль играет композиция пьесы. В небольшой экспозиции первого акта зритель знакомится с обстановкой ночлежки Костылева, с героями, обитающими в этой ночлежке, их прошлым. Завязка – это появление в ночлежке странника Луки, его борьба за души погибающих людей. Развитие действия – осознание ночлежниками всего ужаса своего положения, зарождение надежды на изменение жизни к лучшему под влиянием «благостных» речей Луки, кульминация – нарастание напряженности действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи. И, наконец, развязка – это полное крушение надежд героев на обновление жизни: умирает Анна, трагически кончает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел.

Важную роль в композиции пьесы играет IV действие. Авторская ремарка подчеркивает те изменения на сцене, которые произошли с первого акта: «Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла – нет, переборки сломаны. И на месте, где сидел Клещ, – нет наковальни… На печи возится и кашляет Актер. Ночь. Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. На дворе – ветер». В начале действия участвуют в диалоге Клещ, Настя, Сатин, Барон и Татарин. Они вспоминают Луку, и каждый старается выразить к нему свое отношение: «Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы – ржавчина!» (Настя), «Любопытный старикан… да! И вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…» (Сатин), «Он… жалостливый был… у вас вот… жалости нет» (Клещ), «Как пластырь для нарывов» (Барон), «Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет – хорош! Кто закон терял – пропал» (Татарин). Итог подводит Сатин: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей…» Слово «проквасил» как нельзя лучше отражает суть обстановки, сложившейся в ночлежке после ухода старика. Началось брожение, все сложности, конфликты обострились, самое главное – появилась, хоть слабая, но надежда: вырваться из «подвала, похожего на пещеру», и зажить нормальной человеческой жизнью. Это хорошо понимает Клещ. Он говорит: «Поманил их куда-то… а сам дорогу не сказал…» Слова Клеща о том, что старик не любил правды, вызывают возмущение Сатина, и он произносит монолог о правде и лжи: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» Сатин объясняет ночлежникам, почему старик врал: «Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми!» Но сам Сатин не поддерживает эту ложь и говорит почему: «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода…» Нет, такая ложь Сатину не нужна, потому что он свободный человек: «А кто сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь?» Слова Сатина, вспоминающего высказывание старика: «Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего!» – заставляют внимательно прислушаться ночлежников. «Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».

Осмысливая слова Луки, Барон вспоминает свою прошлую жизнь: дом в Москве, дом в Петербурге, кареты с гербами, «высокий пост… богатство… сотни крепостных… лошади… повара…» На каждую реплику Барона Настя отзывается словами: «Не было этого!», чем доводит Барона до бешенства. Сатин глубокомысленно замечает: «В карете прошлого – никуда не уедешь…»

Продолжающаяся перепалка между Настей и Бароном заканчивается взрывом ненависти со стороны Насти: «Всех бы вас… в каторгу… смести бы вас, как сор… куда-нибудь в яму!.. Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» И в этот момент Сатин переключает внимание на себя, произнося свой знаменитый монолог о человеке. По мысли Сатина, человек свободен в своем выборе отношения к вере, и к жизни, к ее устройству, ее порядку: «Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда!» Зрелость суждений Сатина всегда поражала. Однако впервые он поднимается до осознания необходимости совершенствования мира, хотя дальше этих рассуждений он идти не может: «Что такое человек?.. Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы… Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!.. Выпьем за человека, Барон!» Так говорит шулер и анархист, бездельник и пьяница. Странно слышать от него эти слова. Сам Горький понимал, насколько эти речи не соответствуют Сатину. Он писал: «…речь Сатина о человеке-правде бледна. Однако – кроме Сатина – её некому сказать, и лучше, ярче сказать – он не может…»

В ночлежке появляются Бубнов и Медведев. Оба навеселе. Бубнов угощает обитателей ночлежки и отдает все свои деньги Сатину, так как чувствует к нему расположение. Ночлежники затягивают любимую песню «Солнце всходит и заходит». По-прежнему темна и грязна ночлежка. Но в ней, однако, поселяется какое-то новое чувство всеобщей взаимосвязанности. Приход Бубнова усиливает это впечатление: «Где – народ? Отчего здесь людей нет? Эй, вылезай… Я… угощаю!» Внешняя причина – «отвести душу» (у него появились деньги). Внутреннее состояние этого человека, пришедшего «петь… всю ночь», полно давней застарелой горечи: «Запою… заплачу!» В песне: «…мне и хочется на волю, да цепь порвать не могу…» – все они хотят страдать свою несчастную судьбу. Вот почему Сатин на неожиданное известие о самоубийстве Актера откликается заключающими драму словами: «Эх… испортил песню… дурак!» Столь резкий отзыв на трагедию несчастного имеет и другой смысл: уход Актера – результат гибели его иллюзий, снова шаг человека, не сумевшего осознать подлинной правды. Каждый из последних трех актов «На дне» кончается смертью: Анны, Костылева, Актера. Философский подтекст пьесы вскрывается в финале второго действия, когда Сатин кричит: «Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… Мертвецы не слышат!..» Прозябание в ночлежке мало чем отличается от смерти. Обитающие здесь босяки так же глухи и слепы, как мертвецы. Только в IV действии происходят сложные процессы в душевной жизни героев, и люди начинают что-то слышать, чувствовать, понимать. «Кислотой» невеселых раздумий очищается, как «старая, грязная монета», мысль Сатина. Именно здесь заключается главный смысл финала пьесы.

Цели:

Образовательные:

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор».

Тип урока: Урок анализа содержания

Цели:

Образовательные:

    познакомить, прокомментировать и обсудить события IV действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями;

    работать над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.

    формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

    анализировать образы героев комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;

    углубить знания литературоведческих понятий.

Развивающие:

    развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

    развитие речи и воображения, мышления учащихся.

Воспитательная:

    воспитывать интерес к творчеству писателя;

    воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "Н.В.Гоголь", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа текста, компьютерная презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Опрос домашнего задания.

Что было задано на дом?

В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники.

Как они это делают?

Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе или нет, и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.

Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку (приложение №2)

1.Подготовить выборочный пересказ «Враньё Хлестакова».

Дополните предложения .

Начальник отделения со мной на … . Я только на две минуты захожу в … , чтобы сказать … . Хотели даже меня … сделать. Сторож летит за мной … . Один раз приняли меня за … . С … на дружеской ноге. Я пишу и в журналы … . У меня дом первый в … . Я даю … . На столе арбуз за … рублей, суп приехал из … . Я всякий день на … . На пакетах мне пишут … . Один раз я даже управлял … . Бывало, как прохожу через департамент, - всё … и …, как лист.

2.Заполнить вторую часть таблицы цитатами (см. приложение №1)

Сообщение темы урока

Слово учителя.

Тема сегодняшнего урока - «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Анализ содержания 4 действия».

Мы продолжим изучать комедию «Ревизор», познакомимся с 4 действием комедии.

Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…

Введение нового материала. Работа над темой:

«Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Анализ содержания 4 действия».

1. Работа над усвоением содержания 4 действия.

1). Явление 1

Где происходит действие?

С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день?

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть ”?

Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

Кто первый предлагает “подсунуть”?

Цель этих взяток?

2. Картина «Парад чиновников».

Явление 3.

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”.

Как чувствует себя судья во время дачи взятки?

Как он даёт взятку?

Как объясняет Хлестаков, почему ему нужны деньги?

Явление 4.

Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 явлении?

Какова его речь?

Сколько рублей дал взаймы Хлестакову почтмейстер?

Явление 5.

Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене?

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги?

Какую сумму даёт Хлестакову Лука Лукич?

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

Почему он доносит на своих “друзей”?

Какую сумму он даёт взаймы?

Явление 7

Почему Хлестаков не церемонится с Добчинским и Бобчинским?

Сколько денег Хлестаков у них попросил?

Какую сумму они смогли ему дать?

С какой просьбой обращается к Хлестакову Добчинский?

Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека.

Что можете сказать о чиновниках?

Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

Явления 8-9

- Кому пишет письмо Хлестаков?

Как он отзывается о местных чиновниках?

Что мы узнаём о Тряпичнике?

Картина «Хлестаков и жалобщики».

Явления 10 -11

На кого пришли жаловаться купцы?

-Почему купцы недовольны городничим?

-Составьте рассказ «Жалобы купцов»

-Какую взятку дают купцы Хлестакову?

Выразительное чтение в лицах 11 явления.

-Каковы жалобы слесарши и унтер – офицерши?

Картина «Волокитство Хлестакова».

Выразительное чтение действия IV , явлений 12 - 15.

Как ведёт себя Хлестаков с Марьей Антоновной и Анной Андреевной?

Почему пребывание Хлестакова в доме городничего заканчивается именно сценой сватовства?

Картина «Проводы Хлестакова».

Как провожают Хлестакова?

Когда обещает возвратиться Хлестаков?

Обобщение.

Чем являются данные события в сюжетном плане?

Что создавало комический эффект в этих сценах?

- «наивные» саморазоблачения героев;

- нарастающий «разгул» Хлестакова, его раскованность и откровенность.

 Словарная работа

Надворный советник, титулярный советник, сенатор, фельдъегерь, сиделец, фриз, декларация

Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.

Словарная работа.

Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.

Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся.

«Ну, известно что» (Артемий Филиппович)

«Подсунуть?» (Аммос Фёдорович)

Судья

Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий.

“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”.

Страх.

Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты.

Бессвязное бормотание.

Триста рублей

Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается.

Триста рублей

Он бывалый и опытный.

Земляника последний, его невозможно проверить.

Четыреста рублей.

Тысячу рублей.

Шестьдесят пять рублей

Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей.

Тряпичкин живёт в Петербурге. Пишет статейки. Кто попадёт ему на зубок, берегись: отца родного не пощадит для словца, и деньги любит. Он любит часто переезжать с квартиры и недоплачивать.

Рассказ «Жалобы купцов»:

«Терпим обиды от городничего. Постоем заморил. Таскает за бороду. Порядок всегда исполняет: даём сукно на платье жене и дочке. На праздники несём продукты. Нельзя ему прекословить (что-то сказать против).

Слесарша жалуется на городничего, потому что … .

Унтер – офицерша жалуется на городничего, потому что …

Волокитство – ухаживание за женщинами (обычно без серьёзных намерений).

Городничий предлагает ему денег и самый лучший персидский ковёр.

Элементами в развитии действия.

Домашнее задание

1.Заполнить таблицы цитатами.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за …

 Заполняют бланк самооценки.

Приложение №1

Чиновники, Анна Андреевна, Мария Антоновна

Хлестаков

«Нам ещё более приятно видеть такую особу».

«Как можно-с, вы делаете много чести. Я этого не заслуживаю. Я живу в деревне».

«Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне ещё приятнее». «Вы, сударыня, заслуживаете. Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки…»

Городничий: «Чин такой, что ещё можно постоять».

«Без чинов, прошу садиться». «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего».

«Вы, верно, и в журналы помещаете? Скажите, так это вы были Брамбеус?»

«Да, и в журналы помещаю… Как же, я им всем поправляю статьи…»

«Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?»

«Да, это моё сочинение»

«Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы»

«Просто не говорите. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз…»

«Это господина Загоскина сочинение».

«Ах да, это правда, это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой».

«Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев».

«Меня сам Государственный совет боится».

Приложение №2

Тест.

    Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)

    Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)

    Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)

    Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)

    Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)

    Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)

    “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)

    Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)

    Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)

    У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

Приложение №3

Хлестаков и…

Цитата

Манера поведения Хлестакова

Аммос Фёдорович

«Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю»

Подобострастен, готов извиняться, заискивать перед солидным судьёй, вероятно, готов идти на попятную.

Почтмейстер

«Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы. А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему?»

Говорит более свободно. Сам назначает сумму, что уже довольно смело.

«Какие вам нравятся – брюнетки или блондинки? В моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость».

Распускается и наглеет – обратно пропорционально робости своего собеседника

Артемий Филиппович

«Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»; «Эй, вы! как вас? я всё позабываю, как ваше имя и отчество».

Допускает наглость по отношению к Землянике

Бобчинский и Добчинский

«Денег не у вас? Взаймы рублей тысячу»

Нагло вымогает деньги


«А мне нравится здешний городок»…
«Дары города»
?
Цель: создать условия для работы над 4 действием «Ревизора»;
формировать аналитические умения;
Оргмомент(1 мин)
Здравствуйте. Мы продолжаем работу над комедией Н.В.Гоголя «Ревизор» Дома вы читали 4 действие. Проверим насколько внимательно вы это делали.
Тест (5 мин)
Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку.

Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
“Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
Работа с эпиграфом (2 мин)

На доске до урока. Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца.
Ю. Манн
- Правомерно ли это утверждение? (Да. Все чиновники крутятся около Хлестакова, пытаются ему угодить).Целеполагание (2 мин)
Поставьте цель урока, исходя из сказанного. Какие задачи будем решать.?Беседа (3 мин)
А) С каким намерением собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Ищут форму, как лучше представиться ревизору и решают вопрос, как дать взятку)
Б) Что обозначает слово взятка? Записать в тетрадь
(Мальцева А. Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу, как подкуп, как оплата караемых законом действий)
В) Почему Гоголя заменил выражение «дать взятку» на глагол «подсунуть». Что он обозначает?
(Нияз Подсунуть – 1.дать, сунуть незаметно 2. Подсунуть что –то ненужное, плохое)
Г) В каком значении Гоголь его употребил?
6. Чтение монолога (2 мин)
Стр.314 учебника со слов Пдсунуть… до вы первый и начнете..)Беседа (2 мин)
Что указывает на то, что давать взятки привычное дело?
Кто первый предлагает подсунуть? Цель?
(Судья. Защитить свое ведомство от ревизии)В чем это проявляется?
(В действии, в речи, в ремарке)
Самостоятельная работа (15 мин)
Раздаю маркер, бумагу Дети заполняют. Особенности поведения чиновников во время дачи взятки.
Явл 3 Амос Федорович Ляпкин –Тяпкин (судбя) Явл.4 Шпекин (почтмейстер) Явл 5. Лука Лукич Хлопов (смотритель училищ) Явл.6 Артемий Филиппович Земляника9 смотритель богоугодных заведений) Явл.7
Добчинский, Бобчинский (помещики)
« так вот коленки и ломает»
«точно горячие угли под тобою»
Растерялся
Уронил деньги на пол
Обращается к пресвятой Матери
Запинается и путается в разговоре
Сивов ТПовторяет слова за Хлестаковым
Поддакивает
Наивен
Простодушен
С готовностью дает деньги
«от души готов служить»
Козин ВНерешителен
Испугался «сгубила проклятая робость»
Недоумевает, что отвечает
Заикается
Дрожит
Не уверен
Почти бегом выбегает
НиязНе теряется
Услужлив
Говорит о своих достоинствах
Подло доносит на чиновников
Пытается уйти, не подсунув
Аня Пытаются друг на друга переложить бремя взятки
Первые обращаются с просьбой
Андрей
Маша
Проверка самостоятельной работы (5 мин)
(Дети крепят свои работы на доску магнитами)
Решение проблемы6 понимает ли Хлестаков за кого его принимают?(10 мин)
Смотрим реплики в конце каждого явления

Судье Недоуменно Какого приказания?
ШпекинуУвереннее Нет ничего
ХлоповуПрощайте
Землянике Развязно Эй, вы! Как вас там?
Д -БСразу требует деньги
Учитель
С каждым разом он становится развязаннее и наглее, потому что понимать начинает, что его принимают не за того
Творческая работа (2 мин)
Закончи предложение:
Я узнала о Хлестакове, что он…
Фрагмент фильма «Объяснение Хлестакова с Анной Андреевной и Марьей Антоновной) (10 мин)
Что вызывает смех?
Что добавляет о Хлестакове?
Вывод: (1 мин)
«сосулька, «пустейший человек без царя в голове» - вот на чьей удочке оказались уездные чиновники во главе с городничим, который «мошенников над мошенниками» обманывал
С 4 действия меняется пафос пьесы.
Пафос –подъем, воодушевление, энтузиазм
12.Посмотрите на темы. Какая из них наиболее полно соответствует содержанию занятия?(2 мин)
А может вы предложите другой вариант?
Рефлексия(1 мин)
Мои ожидания от урока оправдались?
Д\з читать 5 действие, установите связь между картиной К.Брюллова «Последний день Помпеи» и финалом пьесы.
Литература:
Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г
А.М.Докусов, В.Г.Маранцман Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении Л, 1975
Литература 8 класс Поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина Автор –составитель С.Б.Шадрина Издание 3 –е исправленное 1 часть
Уроки литературы №8 -2009 Приложение к журналу «литература в школе» стр1 -16
Фрагмент фильма «Ревизор» 1952г


Приложенные файлы

«Мильон терзаний»

(Анализ 4 действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

Смысл названия пьесы.

Цели урока.

Образовательная.

Продолжать работу над анализом драматического произведения, анализом эпизода, углубить знания о характеристике персонажей пьесы, овладеть литературоведческими терминами (развязка, второстепенные персонажи, персонаж- пародия).

Развивающая.

Развивать навыки самостоятельной работы учащихся, умение создавать социально- психологическую характеристику персонажей; продолжать работу над связной монологической речью; обогатить лексикон девятиклассников.Развивать воображение, вызвать у детей сопереживание героям комедии А. С. Грибоедова. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности учащихся, актерских задатков.

Воспитательная.

На примере жизни главного героя способствовать воспитанию высших нравственных качеств. Формировать собственное мнение о поступках героев литературных произведений.

Эпиграф к уроку.

Так! Отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой- и спала пелена…

А. С. Грибоедов

Словарная работа.

Сарказм- язвительная насмешка, злая ирония.

Пародия- 1. Комическое или сатирическое подражание кому- либо.

2. перен. неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-нибудь.

Развязка- заключительная часть литературного произведения.

Разоблачение- раскрытие чьих- либо тайных замыслов, лжи, злоупотребления.

План урока.

    1. Оргмомент.

      Сообщение целей урока.

      Объяснение нового материала.

      Подведение итогов урока.

      Домашнее задание.

Объявление темы урока. Постановка его целей и задач.

Слово учителя.

В центре нашего урока- анализ четвертого действия комедии А. С. Грибоедова.

Какие события произойдут с нашими героями? Каково их поведение в трудных ситуациях? Что нового мы узнаем об их характере? Логична ли такая развязка? – вот вопросы, на которые мы сегодня ответим.

А также нам предстоит познакомиться с новыми, второстепенными персонажами пьесы, задуматься над смыслом названия грибоедовской комедии.

По ходу анализа четвертого действия мы будем составлять его цитатный план.

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 3 явлению.

Какое чувство испытывает Чацкий после бала?

(Разочарование, боль, одиночество) .

Где находится Чацкий, опишите его позу?

Почему Грибоедову надо изобразить героя недвижимым и в сенях фамусовского дома?

Анализ монолога.

Ну вот и день прошел, и с ним

Все призраки, весь чад и дым надежд…

Чего я ждал? Что думал здесь найти?

Где прелесть встреч? Участье в ком живое?

Крик! Радость! Обнялись!Пустое…

И пусто, и мертво…

Досадно, мочи нет, чем больше думать станешь.

Учащиеся анализируют монолог главного героя: «Ну вот и день прошел…», обращают внимание на языковые средства, передающие состояние Чацкого: парцелляция, ряды однородных членов, наличие восклицательных предложений, риторических вопросов. Все это свидетельствует о неудовлетворенности Чацкого людьми, которых он встретил на балу.

Как бы вы озаглавили этот эпизод, используя цитаты?

(Дети говорят варианты. Запись на доске, например: «Ну вот и день прошел, и с ним все призраки», или: «Крик!радость!обнялись!- Пустое!», или: «И пусто, и мертво…»)

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 4,5 явлениям.

Но вот интонация комедии меняется. Почему? (на сцене появляется новый персонаж- Репетилов.)

Учащимся предлагается

1. сыграть появление Репетилова;

2. выразительно зачитать несколько его реплик, помогающих раскрыть суть персонажа. (При этом важно обратить внимание на тот факт, что при появлении на сцене герой падает, речь его чрезмерно напыщенна, тороплива. После признаний достоинств Чацкого, он с тем же подобострастием обращается и к Скалозубу).

Сообщение учащегося. Характеристика Репетилова.

Каков Репетилов?

Почему Грибоедов не привел его на бал?

С какой интонацией описан этот персонаж?

Что он олицетворяет?

Для чего Репетилов введен в пьесу?

Вывод: Репетилов- болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект. Этот персонаж- пародия на главного героя Введение этого образа подчеркивает одиночество Чацкого.

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 6-10 явлениям.

Какой темой объединены эти три явления? (Из них мы видим, как быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова)

Почему так быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова?

Работа над составлением плана четвертого действия.

Озаглавьте эту часть комедии. (Возможные варианты: «С ним говорить опасно», « А вы заметили, что он в уме серьезно поврежден?»

Как к этой сплетне относится Чацкий?

Сообщение учащегося. Анализ монолога Чацкого «Что это? Слышал ли моими я ушами?»(Герой испытывает горечь, он потрясен, но более всего его интересует вопрос: « А Софья знает ли?»)

Слово учителя.

А вот следующий эпизод я бы назвала так: « Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить…»Удары продолжают сыпаться на нашего героя: верно говорится, что беда не приходит одна.

- Какие новые потрясения ждут самого «умного» героя грибоедовской комедии? (Во- первых, он узнаёт, что Софья любит Молчалина; во- вторых, что именно она распустила слух о безумии друга детства)

Как вы думаете, какое из этих событий страшнее для Александра Андреича? Почему?

Страшно, ужасно, тяжело… Войдите в положение героя! Почувствуйте глубину его потрясения. Одновременно быть отвергнутым обществом и узнать о нелюбви и предательстве девушки, из- за которой он и приехал в Москву. «Мильон терзаний»…

Эти слова произнес Чацкий на балу в доме Фамусова. Эти слова можно отнести и к настоящему положению героя. « Мильон терзаний»- вот итог нахождения героя в родных местах, городе своего детства, юности- Москве.

И вот последний монолог Чацкого (явление 14): «Не образумлюсь…, виноват».

Сообщение учащегося. Выразительное чтение и анализ монолога.

Что чувствует герой?

Против кого и чего направлены его упреки?

Каким чувством проникнуты его слова? (сарказм)

Справедлив ли Чацкий в своих обвинениях?

Работа над составлением плана четвертого действия.

Озаглавьте этот эпизод.(Возможные варианты: «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!», «…с вами я горжусь своим разрывом», « Так, отрезвился я сполна», «Все гонят! все клянут! Мучителей толпа!»)

Подведение итогов.

Слово учителя.

Четвертое действие- развязка произведения. В ней наблюдаем разоблачение героев. Каждый получил сполна. Каждый расплатился за свои ошибки, притом и отрицательные персонажи, и положительные. И как в жизни: кто лучше, достойнее, честнее- тот страдает больше.А лжец,хитрец - и тут «вывернется».Подумайте, как Молчалин выйдет из сложной ситуации? Легко, вероятно.

А Софья? Чацкий? Они честны, прямолинейны. И долго им еще нести тяжелый крест свой из- за отсутствия житейской мудрости, житейской наблюдательности. Финал не как в классической трагедии- нет счастливой развязки. Но это правда. Так бывает в жизни чаще всего.Горе от ума- это реализм, это правда жизни.

Быть умным, честным, отстаивающим своё мнение, не отступающим от своих принципов- это правильно, по- человечески. Но… Лучшие люди всегда страдают больше других. Правдолюбов не любят, их гонят. В истории- и физически уничтожают. Вспомните Исуса Христа! Разве вы не видите сходные черты в характере, судьбе богочеловека и Чацкого?

Примеров достаточно и в литературе: это и писатель из «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова, и Авдий Каллистратов из романа Ч. Айтматова «Плаха». Все эти люди- лучшие, но все они страдают и даже гибнут. Цена победы- в страдании лучших людей. Таков закон жизни.Это люди- первопроходцы, им всегда тяжело, в отличие от тех, кто прячется за спинами других, как,например,Молчалин.

Таков смысл бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Бессмертной, потому что Фамусов, Молчалин, Чацкий- вечные образы. Как жить вам, какую дорогу избрать- решайте сами…

Домашнее задание. Подготовка к семинару «Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал А. С. Грибоедова». Индивидуальные задания: характеристика персонажей, анализ эпизодов.

Урок 24 «ПОЙДУ ИСКАТЬ ПО СВЕТУ, ГДЕ ОСКОРБЛЕННОМУ ЕСТЬ ЧУВСТВУ УГОЛОК…» (анализ IV действия)

28.03.2013 18136 3016

Урок 24 «пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…»
(анализ IV действия)

Цел и: совершенствовать навыки анализа произведения; определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа; показать значение пьесы для русской литературы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

ч тение крылатых выражений.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Действие III было кульминационным. В IV действии наступает развязка. В ходе урока подумайте: имеет ли завершение социальный конфликт?

Итак, IV действие: гости разъезжаются по домам, Фамусова бранят за скучный бал:

Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать!

…И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Но тут появляется запоздавший гость – Репетилов. Что вы можете сказать о нем? Какие мысли «бродят» в его голове? Кем его считают окружающие? (Он болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект.)

Гости, разъезжаясь, все еще обсуждают безумие «бедного» Чацкого. «Приговор» ему вынесен окончательный, и отмене не подлежит.

Теперь проследим за развязкой любовного конфликта.

2. Чтение по ролям 10–13-го явлений.

– Как вы думаете, может ли Софья со временем простить Молчалина и даже выйти за него замуж?

3. Комментированное чтение 14, 15-го явлений .

– Как вы считаете, имеет ли развязку конфликт общественный? (Нет, он слишком глубок, выходит за рамки произведения.)

– Кого и за что обличает в последнем монологе Чацкий?

– Справедлив ли он, бросая Софье обвинения в том, что она его «надеждой завлекла»?

– Что больше беспокоит московское общество: судьба Чацкого или мнение о происшедшем княгини Марьи Алексевны?

– Как вы думаете, есть ли победившие в споре между «веком нынешним» и «веком минувшим»?

4. Слово учителя.

Многими исследователями отмечалось, что образ Чацкого близок самому автору. Он равнодушен к чинам, карьерам, стремится к личной независимости; в нем отмечаются черты «политического вольнодумца», он критически относится к свету. Автор подчеркивает полную несовместимость взглядов, мировоззрений героя и патриархальной фамусовской Москвы. В сознании Чацкого произошло смешение двух мировоззрений – «французского» и «петербургского». За время отсутствия герой набрался «вольных мыслей», но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность.

Долгое время критика единодушно уверяла, что Чацкий – будущий декабрист (если не явный, то, по крайней мере, по убеждениям). Но разве Чацкий похож на декабриста? Да, его «вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так чувствовали многие образованные люди того времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого героем, борцом? Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого-то или пропагандировать свои взгляды. Так получилось невольно. Появление Чацкого ничего не изменило, наоборот, навредило лишь ему самому.

Итак, Чацкий не герой, да, кажется, вовсе и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он – человек активный, деятельный по натуре, преисполненный романтических чувств и порывов.

Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берет верх: оно не имеет будущего.

– Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба Чацкого?

III. и тог урока. Подведение итогов изучения комедии.

1. Слово учителя.

Вот мы и закончили изучение комедии Грибоедова «Горе от ума». Несмотря на традиционные классицистические черты, о которых мы говорили ранее, комедия эта – первое реалистическое произведение русской литературы. Прежде всего, для реализма характерно изображение общественно-политических конфликтов. Пьесу отличает историзм в изображении действительности. Характеры героев раскрыты глубоко и многосторонне, индивидуализированы с помощью речевых портретов. В пьесе нет развязки общественного конфликта – это свидетельство новаторства Грибоедова в создании социально-политической комедии нового типа.

Комедия написана в стихотворной форме прекрасным русским народным языком. Еще в 1825 г. Пушкин предрекал, говоря о комедии: «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу…» И он оказался совершенно прав. Вы уже зачитывали афоризмы, выписанные дома.

– Попытайтесь определить размер стиха комедии. (Вольный ямб.)

2. Выступление учащегося «Сценическая история «Горя от ума».

«Комедии пишутся лишь для того, чтобы их играли». Это высказывание Ж.-Б. Мольера вполне справедливо. Специфика драматических произведений состоит именно в их предназначении для исполнения на сцене, в действии. Поэтому прежде чем поставить окончательную точку, интересно будет проследить сценическую историю комедии «Горе от ума».

Пока ученик делает сообщение, учитель обращает внимание учащихся на фотографии знаменитых артистов: Качалова, Миронова, Юрского – в роли Чацкого.

Домашнее задание:

1) подготовиться к зачету по произведению (знание текста);

2) сбор материала к сочинению:

 «Век нынешний и век минувший»;

 «А судьи кто?»;

 Чацкий и Молчалин;

 Образ Софьи Фамусовой.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.