Тургенев воробей жанр. «Воробей», анализ произведения Ивана Тургенева. Характеристика персонажей стихотворения в прозе «Воробей»

Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883) - один из величайших представителей русской классической литературы XIX века. Писатель, поэт, драматург, публицист. Шесть романов, рассказы, повести, статьи, пьесы и стихотворения составляют его творчество.

Творчество Тургенева

Художественная система, которую создал Иван Сергеевич, оказала заметное влияние на русский и западноевропейский роман второй половины XIX века. Занимался широкой пропагандой русской литературы на Западе. В российской литературе он первым проявил интерес к изучению личности нового человека, современного автору. Тургенев анализирует нравственные и психологические качества человека, пытается разобраться в его отношениях с обществом. Благодаря Ивану Сергеевичу в русский язык проник и стал широко использоваться термин «нигилист».

Стихотворения в прозе

В творчестве Тургенева стихотворения в прозе занимают небольшое, но значительное место. Живые и образные, они не могут оставить читателя равнодушным. Любовь к людям, природе, животным, родной земле пронизывает каждое из них. Одно из таких стихотворений в прозе - «Воробей» Тургенева, анализ которого демонстрирует невероятную силу духа крошечного существа.

Сюжет

Рассказчик идет по аллее, возвращаясь с охоты. Он замечает маленького воробышка, который выпал из гнезда на землю. Воробышек очень мал и совершенно беспомощен.

Собака рассказчика видит птенца. Она чует дичь и готовится наброситься на малыша. Но внезапно другой воробей слетает с дерева на землю. Он заслоняет собой птенца. Со смелостью, порожденной отчаяньем, он пытается нападать на собаку и защитить дитя. Анализ "Воробья" Тургенева показывает силу любви и готовность к самопожертвованию маленького существа. По сравнению с пернатым, собака выглядит огромной. Воробью она наверняка кажется ужасным чудовищем, но это не останавливает его. Собаке ничего не стоит проглотить обоих птиц. Но, к изумлению рассказчика, его собака отступает, словно смутившись.

Анализ "Воробья" Тургенева показывает, что дело именно в силе духа маленькой птицы, которую почувствовала собака. Рассказчик зовет собаку и уходит с ней, благоговея перед мужеством воробья. Человек вновь убеждается во всепобеждающей силе любви.

Характеристика персонажей

В данном стихотворении в прозе четыре действующих лица. Проведя анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, мы видим, что лишь двое из них активны - это воробей и собака. Птенец и человек являются лишь наблюдателями развернувшихся событий.

Собака является олицетворением судьбы. Вначале беспощадная и угрожающая, она надвигается на воробья. Что может противостоять силе судьбы? Перед ней склоняются даже великие мира сего, ей подвластно все. С судьбой остается только смириться и принять ее как данность. Но вызов судьбе бросает любовь. И судьба отступает.

Воробей являет собой жертвенную всепобеждающую любовь. Он видит, что угроза велика, но все равно встает между птенцом и собакой, чтобы защитить свое дитя.

Маленький воробушек - беспомощное существо, которое нуждается в любви и опеке. Он не в силах противостоять собаке.

Рассказчик - охотник. Но он замирает в благоговении, наблюдая за воробьем, защищающим птенца. Человек не считает, что собака проявила слабость, отступив перед нападающей птицей. Он восхищен способностью маленькой птицы принести себя в жертву ради любви. Из анализа «Воробья» Тургенева понятно, что охотник в данном стихотворении в прозе - лишь наблюдатель. Он не пытается вмешаться в события. Кажется, что собака и воробей преподносят человеку важный жизненный урок.

«Воробей» заставляет читателя задуматься: достаточно ли в нем силы духа, сможет ли он защитить своих близких. Произведение учит никогда не отступать перед опасностью, если в беде ближний.

Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств.

Большинство произведений цикла полны грусти, одиночества и размышлений о скоротечности жизни, характерных для пожилого человека. Но миниатюра «Воробей» написана в оптимистичных тонах. В ней звучит настоящий гимн жизни и любви, перед которыми бессильно любое зло.

В нескольких словах Тургенев обрисовывает настоящую жизненную драму. Главные ее герои – животные. Однако читатель ясно понимает, что речь идет о самоотверженной любви вообще, и не только родительской.

Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка. Охотничий пес Трезор вовсе не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок. Собака, подчиняясь инстинктам, хватает дичь. Ее не волнует, что это всего лишь желторотый птенчик. Для маленького воробья пес является «громадным чудовищем» . Птица трепещет от ужаса, но не может «усидеть на высокой, безопасной ветке» и бросается спасать «свое детище» .

Самоотверженность взрослого воробья заставляет собаку пятиться. Трезор ошеломлен героизмом маленькой птицы. Он уважает силу, которая заставила воробья жертвовать собой ради птенца и, пусть с «жалким писком» , наступать на обидчика своего детеныша.

Сбивчивость, взволнованность в изложении, а также прерывистые фразы создают дополнительный накал чувств, придают динамизм действию. Ярко и эмоционально описывает Тургенев состояние птицы при помощи целой серии прилагательных (взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький ) и глаголов (ринулся, заслонил, замирал, жертвовал ).

С момента первой публикации этой трогательной и поучительной истории о храбром воробье прошло 120 лет. Но произведение до сих пор издается отдельной книжкой для маленьких читателей и заставляет задуматься взрослых. Тургенев закончил стихотворение афористично: «только любовью держится и движется жизнь» . Эти слова актуальны и правдивы во все времена.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография

Методическая разработка урока.

8 класс. Русский язык. Учебник «Русский язык. 8 класс» М.М. Разумовская. Изд. Москва. Дрофа. 2008

г.Нижний Новгород

МБОУ СОШ №45,

Н.М.Подковырина

учитель высшей категории

Тема

Комплексный анализ текста (И.С. Тургенев «Воробей»).

Цель:

Закрепление темы «Типы сказуемых».

Повторение основных речеведческих понятий (основная мысль, стиль, тип речи, структура текста).

Проведение комплексного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств (особое внимание уделить АНТИТЕЗЕ).

Работа над нравственными понятиями: любовь, долг, уважение, героизм.

Развитие творческих способностей в построении собственного текста.

Умение самостоятельно находить материал по предложенной теме.

Ход урока.

$11. Работа с текстом упражнения № 59

$12. Выразительное чтение текста. Фонохрестоматия.

$13. Слово учителя.

Итак, перед нами стихотворение в прозе «Воробей». Эта лирическая миниатюра, замечательный» этюд с натуры» является составной частью маленьких поэм, входящих в цикл «Стихотворений в прозе» замечательного русского писателя И.С. Тургенева.

Радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о жизни и смерти, любви и правде, доброте, чести и честности, совести и вере сливаются здесь у писателя в многоголосье искренних человеческих чувств, вселяют глубокую надежду на лучшее своей родины.

$14. Работа с классом.

Что такое стихотворение в прозе?

(Небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представленное как проза. Ощутимы повторения ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички (т.е. те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи).

Орфографическая работа. Объяснить орфограммы в словах:

По аллее, вдоль аллеи, сбросил, неподвижно, беспомощно, медленно, растопырив, прораставшие, все-таки, как бы, взъерошенный, искаженный, отчаянный, смущенный, близкого, желтизна.

Пунктуационная работа. Найти предложения с деепричастными оборотами. Сделать синтаксический разбор одного из них.

Выписать грамматические основы всех предложений. Определить типы сказуемых.

5. Анализ текста:

- К какому стилю речи принадлежит данный текст?

(Это художественный стиль, основная задача которого нарисовать, изобразить событие, передать свое восприятие. Очевидны такие стилевые черты, как конкретность, образность, эмоциональность, выразительность.)

Определить тип речи.

(Это повествование с элементами описания. В центре изображения – картина последовательно сменяющих друг друга действий. Описывается молодой воробей, старый воробей).

Определите основную мысль текста.

Выпишите наречия и определите их роль в тексте.

6. Давайте понаблюдаем за тем, как описаны действия в этом тексте:

- Возвращался и шел – однородные сказуемые. Глаголы несовершенного вида прошедшего времени, соединенные союзом И , указывают на действие неторопливое, причем это синонимы, обозначающие одно и то же действие.

Наречие вдруг как бы сигнал к резкому повороту событий, к началу действия. Обратим внимание на взрывную звуковую сторону этого слова: 4 звонких согласных и 1 гласный звук. Отсутствие гармонии, благозвучия.

- уменьшила и начала красться, как бы зачуяв … - вот она завязка действия. Резко уменьшила и медленно начала красться (замедленность показана на лексическом и морфологическом уровне);

- глянул и увидал … мгновенность действия показана суффиксом НУ . Итак, действие и его результат.

- упал и сидел, растопырив … последовательность действий. Добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, помогает создать образ маленького воробья.

Как показана беспомощность маленького воробья?

(На лексическом и на морфемном уровнях. Наречия НЕПОДВИЖНО , БЕСПОМОЩНО , деепричастный оборот ЕДВА РАСТОПЫРИВ КРЫЛЫШКИ ; суффикс –ЫШК - уменьшительно-ласкательный. Крылышки не просто маленькие, они ЕДВА прорастали.

Почему так много однородных сказуемых?

(Конкретизация, дробление действия помогает нарисовать образную картину).

Опять события развиваются плавно, неторопливо – на это указывает наречие МЕДЛЕННО

И вновь наречие ВДРУГ резко меняет обстановку.

СОРВАВШИСЬ С БЛИЗКОГО ДЕРЕВА

Давайте попробуем заменить деепричастие глаголом. Что изменится?

(Как вдруг сорвался с близкого дерева старый черногрудый воробей и камнем упал перед самой ее мордой). Теряется динамика, действие замедляется. С деепричастным оборотом действия совершаются одновременно, молниеносно

Вернемся к описанию.

Как описан молодой воробей? А старый воробей?

А описана ли собака?

(есть только признаки предмета, о действиях которого повествуется…ЗУБАСТАЯ РАСКРЫТАЯ ПАСТЬ, ГРОМАДНОЕ ЧУДОВИЩЕ ).

Что положено в основу описания?

(Антитеза).

На каком языковом уровне дано противопоставление?

(Прежде всего на лексическом).

Кто кому противопоставлен?

(Молодой воробей с желтизной около клюва старый черногрудый воробей.)

Антонимы: молодой – старый. Цвета: желтизна – черный. Грудь – около клюва (маленькая грудка)

- МАЛЕНЬКОЕ ТЕЛО – ГРОМАДНОЕ ЧУДОВИЩЕ (разница слишком очевидна. Не просто маленький – большой, а маленький – громадный, т.е. полярные точки). – Выделите суффиксы, определите их значение.

- ЕНЬК - уменьшительно-ласкательный.

- ИЩ- увеличительно-пренебрежительный (но здесь отсутствует оттенок пренебрежительности). Значит, противопоставление дано не только на лексическом, но и на морфемном уровне.

Итак, сзади ДЕТИЩЕ , а впереди ЧУДОВИЩЕ . Почему чудовище – понятно, а почему детище? (В равной степени воробью дорого свое детище и страшно чудовище)

Есть ли еще в тексте антитеза? (Морда, зубастая раскрытая пасть – отчаянный жалкий писк).

- МОРДА и ПАСТЬ . Какова стилистическая окраска этих слов? (Разговорная, грубоватая. Но в данном тексте она уместна).

- КАМНЕМ УПАЛ . Какую картину помогает нарисовать эта метафора?

(В основе метафоры лежит сравнение, помогающее нарисовать картину стремительного падения).

Найдите в тексте слова, ярко описывающие поведение «маленькой героической птицы». Автор использует эмоционально-экспрессивную лексику (…весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два). Воробей не просто защищает, но и нападает.

Как показано, что старый воробей жертвовал собой? (ОН РИНУЛСЯ СПАСАТЬ, ОН ЗАСЛОНИЛ СОБОЮ СВОЕ ДЕТИЩЕ … НО ВСЕ ЕГО МАЛЕНЬКОЕ ТЕЛО ТРЕПЕТАЛО ОТ УЖАСА, ГОЛОСОК ОДИЧАЛ И ОХРИП, ОН ЗАМИРАЛ, ОН ЖЕРТВОВАЛ СОБОЮ!) Особенно выразительна здесь роль глаголов. Они передают точно и образно все мельчайшие оттенки действия. Средством выразительности здесь выступает и синтаксис. (Повтор ритмически подобных синтаксических конструкций).

Какое это предложение по интонации? (Восклицательное).

Какова здесь функция многоточия? (Фигура умолчания дает возможность дорисовать картину, представить весь тот невыразимый ужас, который испытывала «героическая птица».)

Какова роль противительного союза НО? (Несмотря на весь героизм, жертвенность очевидна, силы были слишком неравными. Показывает безнадежность, отчаяние, страх маленькой птички перед громадным чудовищем).

«КАКИМ ГРОМАДНЫМ ЧУДОВИЩЕМ ДОЛЖНА БЫЛА ЕМУ КАЗАТЬСЯ СОБАКА!».

Каким является предложение по интонации? Обратите внимание на порядок слов в предложении. (Здесь выразительным средством является инверсия).

Почему же воробей не смог усидеть на высокой, безопасной ветке? (Он не сам упал, а какая-то сила сбросила его оттуда).

Что же это за сила? (ЛЮБОВЬ, КОТОРАЯ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ ).

Что значит благоговеть?

В каком времени ведется повествование? Обратите внимание на глаголы.

(Это глаголы прошедшего времени совершенного вида).

А вывод? (ТОЛЬКО ЕЮ, ТОЛЬКО ЛЮБОВЬЮ ДЕРЖИТСЯ И ДВИЖЕТСЯ ЖИЗНЬ).

Основная мысль, которая стала афоризмом, несущим философское жизнеутверждающее звучание, вселяющая надежду выражена глаголами настоящего времени несовершенного вида. Т.е. это вечно, есть всегда, в каждый момент и никогда не исчерпает себя.

В каких еще произведениях мы встречались с похожей ситуацией?

(Л.Толстой «Орел», Ушинский «Орел и кошка», Носов «Белый гусь»).

Почему Тургенев назвал воробья «героической птицей»? Как вы думаете какой поступок можно назвать героическим?

(ГЕРОИЗМ - это поступок, сопряженный с риском для жизни. Когда тебе страшно, ты боишься, но все-таки жертвуешь собой, т.к. то, ради чего ты жертвуешь, вмещает в себя гораздо больше, чем твоя жизнь. В этом и заключается гармония жизни, природы.)

А всякий ли поступок, связанный с риском для жизни, мы назовем героическим?

Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение «Героизм…что это?..» - 1 вариант, «Любовь сильнее смерти – 2 вариант. (Привести примеры из художественной литературы).


Контакты:

Подковырина Нина Михайловна

Тел: 8-952-477-50-80

Почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Текст великого мастера И.С. Тургенева «Воробей» входит в цикл стихотворений в прозе, явившихся своеобразным итогом жизненного и творческого пути писателя. В них философские размышления о вечных ценностях. Это сплав жизненной мудрости и творческого мастерства.
«Воробей»… Такое, казалось бы, прозаическое название, отчасти даже «детское». Но какая глубина скрывается за этой видимой простотой.
В основу сюжета легло всего лишь одно мгновение из огромного потока жизни. Перед взором читателя образная «картина»: воробей, спасая собственное дитя, камнем падает перед приближающейся собакой охотника.
Краткое повествование перемежается с описаниями. И что любопытно, и это не случайно, подробно изображаются только два «персонажа» из четырех: молодой воробей «с желтизной около клюва и пухом на голове», который беспомощно растопырил едва проросшие крылышки, и «весь взъерошенный, искаженный» старый черногрудый воробей. В финале звучит философский вывод, в котором и заключена идея произведения: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и теплится жизнь». Стихотворение в прозе поражает своей композиционной четкостью, стройностью.
Повествование ведется от первого лица, что придает произведению особую лиричность, благодаря которой у читателя создается ощущение своеобразной причастности к происходящему. Текст экспрессивен. Это достигается широким использованием фигур умолчания (7, 9, 11 предложения), усиливающих эмоциональное напряжение текста, передающих взволнованность рассказчика, который и не скрывает своих чувств: «Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом». Такая же функция у восклицательных и побудительных предложений. Текст насыщен метафорическими эпитетами, раскрывающими авторскую оценку происходящего («смущенный пес», «героическая птица»), оценочной лексикой («чудовище», «благоговел»).
Поэтическая миниатюра предстает перед нами как развернутое олицетворение. Чрезвычайная насыщенность изобразительно-выразительными средствами, ритмичность, лиричность приблизили прозу И.С. Тургенева к поэзии. Образ воробья стал для меня символом самопожертвования во имя любви.
Стихотворение в прозе И.С. Тургенева оставляет очень сильное впечатление. Поражает изумительный сплав прозы и поэзии, слившихся в органичное целое.