Субкультура, контркультура, антикультура. Их инновационный потенциал. Феномен антикультуры Механизм культурных процессов

К сведению тех, кто понимает под культурой нечто аморфное и безбрежное, кто включает в ее состав вещи, несовместимые с нормальной человечностью. Культура - это совокупность знаний и умений, направленных на самосохранение, воспроизводство, совершенствование человека и воплощенных отчасти в нормах жизни (обычаях, традициях, канонах, стандартах языка, образования и т. п.), отчасти в предметах материальной и духовной культуры. Все, что выходит за рамки этих знаний и умений, что разрушает человека или препятствует его совершенствованию, - не имеет отношения к нормальной человеческой культуре и служит только одному: богу антикультуры.

Различают культуры: духовную и материальную, внутреннюю и внешнюю, отдельного человека и того или иного сообщества. Говорят еще о научной, художественной, политической, нравственной, технической, педагогической, языковой (речи) и т. д. культурах.

Феномен антикультуры

В последние 80-100 лет пышным цветом “расцвела” антикультура . Сначала она поразила Запад, а после 1991 г. (когда рухнул “железный занавес”) активно внедряется в нашу российскую действительность. Черты антикультуры:

  • 1) постоянная обращенность к теме смерти, некрофилия: бесконечные романы и фильмы ужасов, катастроф, триллеры, боевики и т. п., информационная некрофилия в средствах массовой информации [СМИ];
  • 2) проповедь-пропаганда анормального в разных его видах: театр абсурда; философия абсурдизма; психоделическая философия; наркотическая антикультура; романтизация преступника [когда антигерои-преступники изображаются как герои], чрезмерное внимание к отклонениям в сексуальном поведении [садизму, мазохизму, гомосексуализму]; пристрастие к изображению психопатологии, болезненных проявлений человеческой психики, достоевщина;
  • 3) нигилизм по отношению к старой культуре, разрыв с ней или попытки ее “осовременивания” до неузнаваемости, одним словом, нарушение баланса между традициями и новаторством в пользу последнего; новаторство ради новаторства, соревнование за то, чтобы своим “новаторством” сильнее удивить, поразить воображение зрителя, читателя, слушателя;
  • 4) воинствующий иррационализм: от постмодернистских изысков и вывихов до восхваления мистицизма.

К сожалению, деятели культуры все больше превращаются в оборотней - деятелей антикультуры.

Во-первых, вместо того, чтобы “чувства добрые лирой пробуждать” (А. С. Пушкин), “сеять разумное, доброе, вечное” (Н. А. Некрасов), они пустились во все тяжкие: в изображение картин и сцен, демонстрирующих насилие, убийство, преступное поведение в целом, грубость, хамство, цинизм, всякие кривлянья, ерничанья, издевки.

Во-вторых, красота, прекрасное у нынешних деятелей культуры не в моде: чем уродливее-безобразнее изображаемое, тем лучше (примеры: “Жизнь с идиотом” Виктора Ерофеева, “Лебединое озеро” в постановке Мориса Бежара, “Идиот” Достоевского в телепостановке Ф. Бондарчука и т. п.).

В-третьих, истина не приветствуется. Характерный пример: в телевизионной рекламе (телеканал ОРТ и др. в 1999 г.) прозвучало: “Реальные факты менее интересны, чем фантазии и заблуждения”. Эта реклама многократно передавалась по телевидению. Вдумайтесь только, что внушается людям: мир иллюзий, ирреальный мир более интересен, чем реальная жизнь?! Да здравствуют маниловщина, мюнхгаузеновщина, кастанедовщина, всякого рода дурманы, духовные и материальные! - Это почти прямой призыв к безумствованию, к уходу из реальной жизни вплоть до наркотической бредомании.

Одним словом, добро, красота, истина - фундаментальные человеческие ценности, на которых основывается жизнь, - деятелей антикультуры почти не интересуют, а если и интересуют, то только в обертке-окружении анормального (отклоняющегося или патологического).

Антикультура - это чрезмерное развитие определенных теневых сторон культуры, раковая опухоль на ее теле. Опасность антикультуры не только в прямом действии на сознание и поведение людей. Она мимикрирует, маскируется под культуру. Люди нередко обманываются, ловятся на удочку антикультуры, принимая ее за культуру, за достижения культуры. Антикультура - болезнь современного общества. Она разрушает культуру, разрушает человеческое в человеке, самого человека как такового. Она страшнее любой атомной бомбы, любого Усамы бен Ладена, потому что она поражает человека изнутри, его дух, сознание, тело.

  • Под человеком здесь имеется в виду и отдельный человек, и разныеобщности людей, и человечество в целом.
  • Не следует путать этот термин с термином “контркультура”. Контркультура - это протестная культура; в ней могут быть как положительныемоменты для культуры, так и отрицательные.

Культура является творением человека. Человек создаёт, "выращивает" культуру, но, вместе с тем, культура создаёт человека, она выделяет его из природного мира, создавая особую реальность человеческого бытия, искусственную реальность. Культура не навязывает определённую точку зрения, но создаёт лишь пространство для человеческого творчества, где сам человек-творец создаёт своё мнение. Культура лишена агрессии и насилия, через культуру человек творит мир, культура созидательна по своей природе.

Лишить человека культуры - равно лишению его свободы. Свобода, приведшая к уничтожению культуры, в конечном итоге, лишает человека этой свободы. Уничтожение культуры лишает человека его индивидуальности. На смену культуре приходит антикультура. Антикультура даёт человеку мнимую свободу и, в отличие от культуры реальной, культуры положительной, которая исходит от человека и рождается в обществе, антикультура навязывается обществу через систему пропаганды с целью трансформировать общественное мышление и жизнь. Разрушая культуру и нравственность, диктатор меняет систему ценностей, строит новую антинравственность, новую антикультуру, тем самым ему удаётся повлиять на образ мышления человека.

Антикультура, в отличие от позитивной культуры, культуры создающей, может быть агрессивна и деструктивна и всегда служит интересам отдельной группы людей, либо государственным интересам. Антикультура убивает человечность культуры, антикультура убивает прекрасное. Человек антикультуры проецирует свои фантазии и страхи не в особую искусственную реальность, а лишаясь ее - общается с наличной, действительной реальностью. Он не способен творить, но способен разрушить. Культурность - это человечность, она субъективна, в том смысле, что во главу ставит индивида, человека-творца. Антикультура абстрактна и античеловечна, склонна к объективации, замещении индивидуального общественным. Антикультура стирает уникальные особенности, унифицирует и создаёт нечто обобщённое и усреднённое, "просеивая" и отбирая лишь то, что служит идеям государства.

12. Механизм культурных процессов

Механизм культурного процесса = традиция +новация

Культурные процессы имеют особенности протекания. В таком случае говорят об особенностях их механизмов. К механизмам культурных изменений относят аккультурацию, трансмиссию, экспансию, диффузию, дифференциацию и др.

Аккультурация - процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа (более развитого) полно или частично воспринимается культурой другого народа (менее развитого). Может носить характер свободного заимствования или быть направляемым государственной политикой процессом.

Распространение культуры есть особая форма движения, отличная от миграций обществ и людей и никак не сводимая к этим процессам. В таком случае культура выступает как нечто самостоятельное. Культура, которая заимствует - реципиент. Культура, отдающая - донор.

Заимствование может осуществляться в форме трансферта - механического копирования внешних образцов одной культуры другой культурой без глубокого освоения смыслов данного.

Культурная трансмиссия - процесс передачи от предшествующих поколений культурных ценностей к последующим через образование, что обеспечивает преемственность в культуре (предмет в вузах "ВОВ").

Культурная экспансия - расширение доминирующий национальной культуры за первоначальные или государственные пределы.

Диффузия (рассеивание)- пространственное распространение культурных достижений одних об-в в другие. Возникнув в одном об-ве, то или иное явление культуры может быть заимствовано и усвоено членами многих других обществ (христианство - Мадагаскар). Диффузия есть особый процесс, отличный как от передвижения обществ, так и перемещения отд. людей либо их групп внутри обществ или из одного социума в другой. Культура может передаваться от общества к обществу и без перемещения самих обществ, или отд. их членов.

Дифференциация - качество изменений в культуре, к-рое связано с вычленением, разделением, отделением частей от целого.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Фэндом и возникновение молодежных субкультур. Примеры субкультур: музыкальные и арт-субкультуры. Интернет-сообщество и интернет-культуры. Индустриальные и спортивные субкультуры. Контркультуры, взаимоотношения субкультур. Панки, эмо, хиппи, риветхед.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Понятие "субкультура" как набор символов, убеждений, ценностей, норм поведения, отличающие сообщества. Неформальные молодежные движения. Хиппи, панки, металлисты, экстремалы, скинхеды и фенсы.

    реферат , добавлен 17.04.2009

    Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Специфическая система норм и ценностей каждой социокультурной общности. Культура сословий и современных социальных групп. Определение и сущность маргинальной культуры, субкультуры, контркультуры.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Характерные особенности молодёжной субкультуры "Панки". Вульгарная манера поведения на сцене. Связующие звенья между движением панков и предыдущим поколением битников. Внешний вид панков. Родственные субкультуры и субкультуры, вышедшие из панка.

    презентация , добавлен 15.03.2015

    Характерные черты и субъект "субкультуры", ее виды (этнические, корпоративные, религиозные, возрастные). Понятие контркультуры как совокупности социально-культурных установок, противостоящих ценностям господствующей культуры. Её основные элементы.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2013

    Культура определенного молодого поколения. Взаимосвязь современных молодежных культуры, субкультуры и музыки. Байкеры, готы, металлисты, рокеры, панки, растаманы, ролевики, рэйверы, рэперы, скинхэды, хиппи и альтернативщики. Футбольные болельщики.

    реферат , добавлен 08.03.2009

    Различные определения культуры. Фэндом (фанатство) и возникновение субкультур. История и характеристики термина. Распространенные и крупные субкультуры. Появление и принцип образования контркультуры. Взаимоотношения и генетические связи субкультур.

    реферат , добавлен 13.01.2012

    История возникновения массовой культуры. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Подходы к определению массовой культуры. Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии. Виды культуры и признаки субкультуры.

    12 января в Петербурге состоялась конференция Собора православной интеллигенции «Культура и антикультура». Сегодня публикуем доклад о.Алексия Мороза, прозвучавший на конференции.

    Современное общество является ареной жесткой и непримиримой борьбы духовных и антидуховных, нравственных и безнравственных сил. Массовая культура, являясь порождением гедонистической идеологии, активно участвует в формировании человека потребителя, целиком живущего плотскими и отчасти душевными интересами. Идеальная модель такого общества, это по сути дела, тот же материальный «рай», где все, и в том числе низменные инстинкты падшей человеческой природы, получают возможность своего удовлетворения. Естественными проявлениями такой массовой культуры в области искусства и является направление постмодерна. Где патологические черты искаженного грехом человеческого естества, такие как агрессия, насилие, культ смерти, извращенный секс и прочее, возводятся в ранг социально приемлемых, а значит, и в какой-то степени поощряемых обществом.

    Характерным примером подобного «массового искусства» является выставка братьев Чепмен «Конец веселья», устроенная в декабре 2012 года в государственном Эрмитаже. Эта выставка, по мнению независимых экспертов, стоит по своему художественному уровню в одном ряду с «шедеврами» Марата Гельмана или кощунниц из Pussy Riot, содержит глумление над христианскими символами, и оскорбляет чувства верующих, а так же ветеранов Великой Отечественной войны. Представляется не случайным, что выставка была открыта именно в дни рождественского поста и продолжалась до окончания рождественских праздников. Утверждение что «выставка антифашисткая» и что «речь идет о страшном суде» не выдерживает объективной критики. Во-первых, ад и Страшный Суд не одно и то же, а во-вторых, если инсталляции братьев Чепмен изображают мучения фашистов во время Страшного Суда, то почему центральным образом выступает священный христианский символ - Крест, оскверненный прибитыми клоуном и распятой тушей свиньи? И почему Страшный Суд в этой инсталляции вершат некие рогатые персонажи и скелеты в фашистских касках?

    Безудержная пропаганда насилия, агрессии, уродства, извращенного секса, издевательство над христианскими символами и, особенно над крестом - вот суть и направленность данного действа. Задача его смешать и исказить в сознании людей понятий и категорий добра и зла. Объявить порочность и нечистоту достижением искусства, а значит, и поставить эту мерзость в ранг поощряемых обществом явлений. Подобное вызывает подобное и зло, сосредоточенное в экспонатах данной выставки, будет будить в неустоявшихся в христианской вере людях агрессию, злобу ненависть, грязный разврат... Тем более, теперь они уже могут реализовываться под благовидным предлогом: "Это искусство, это предлагают нам в главном музее страны - Эрмитаже».

    Мощным средством внедрения в сознание нашего современника установок массовой культуры являются и российские СМИ. Элементарный анализ содержания телевизионных передач разнообразных каналов показывает, что пропаганда агрессии, насилия, садизма, различных сексуальных извращений, недостойного поведения, а также скрытая пропаганда алкоголизма, табакокурения, наркомании и других страстей, является неотъемлемой функцией современного телевидения. Кроме того, ряд каналов (например, 3 мистический) специализируется на внедрении оккультных установок в психику нашей молодежи. В демонстрируемых фильмах, магия, колдовство являются не только «естественным» и приемлемым фактором бытия, но и интересной и даже позитивной областью самореализации. Например, небезызвестный Гарри Потер, при помощи сверхъестественных оккультных способностей, развитых в результате обучения магии, героически сражается со злом. Чем не пример для современных детей? Передача «Битва экстрасенсов», несчастных бесоодержимых людей, выставляет некими героями-провидцами, привлекает к ним новых клиентов и побуждает телезрителей к погружению в бездну темной мистики.

    О печальных последствиях такой «культурной политики» свидетельствуют печальные статистические данные. Россия на одном из первых мест в мире по детским и взрослым самоубийствам, наркомании, алкоголизму и т.п.

    Ко мне как к священнику и как к доктору психологии обращается все больше и больше людей с тяжелыми духовными и психическими поражениями. Участились случаи и явной одержимости, в том числе и детской. Я уже не говорю о том, что стрессы, депрессии, разнообразные фобии, стали главными болезнями нашего века. Из числа всех существующих заболеваний, болезни именно по психосоматическим причинам вышли на первое место.

    По данным д.п.н. Петракова Т.И. современные научные исследования отмечают изменение психологии учащихся. Так в их среде отмечены такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм - на фоне ниспровержения недавних авторитетов, разрушения сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения . Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование отодвигаются на периферию их ценностных ориентации.

    Ярким проявлением этого стала молодежная культура, в которой выражена тенденция к разрушению, протест против благообразия во всем: в способах общения, одежде, поведении, во всем внешнем облике подростка, юноши, девушки. Научные исследования свидетельствуют об изменениях, происходящих на уровне сознания, которые проявляются в утилитарности и примитивности мышления, усилении рассудочного компонента, в наличии «странных духовных образований» (Г. Л. Смирнов), когда в голове одного человека уживаются элементы несовместимых типов мировоззрений: атеистического, православного, языческого, «восточного» и т. п.

    В настоящее время мы наблюдаем явную культурную деградацию большей части нашей молодежи. Которая все меньше читает, меньше интересуется высоким искусством, меньше руководствуется высокими идеалами в своей жизни. Меньше вступает в брак и меньше рождает. На мой взгляд, это результат воздействия именно массовой культуры, творящей человека потребителя по заданному стандарту.

    На мой взгляд, насущной задачей русской национальной интеллигенции является установка мощного культурного заслона разрушительным явлениям массовой культуры. Не допущение разрыва нашей молодежи с исторической культурной и религиозной традицией. Для этого должна быть выстроена четкая ценностная ориентация, основанная на традиционных христианских ценностях. Наша интеллигенция должна разрабатывать, отстаивать и внедрять высококачественные культурные продукты во всех областях своей интеллектуальной и творческой деятельности. При этом надо принципиально противостоять разрушительным явлениям со стороны массовой культуры, не допускать их внедрения в качестве нормы в жизнь современного общества.

    В этом плане очень важно разобраться в самом семантическом понимании слова «культура». В латинском языке слово имеет несколько значений:

    Возделывание, обрабатывание, уход (agri Lcr, C etc.); разведение (vitis C);

    Воспитание, образование, развитие (animi C; culturae patientem commodare aurem H);

    Поклонение, почитание (potentis amici H).

    Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» - выработка правил поведения, «culture lingual» - совершенствование языка и т. д.

    В современном мире существует более 350 определений термина «культура». Приведем только несколько из них:

    Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.).

    Позитивный опыт и знания - это опыт и знания, которые несут выгоду для их носителя и вследствие этого им используются.

    «Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль - все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур - Культура Египта началась в храме, и первыми её творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».

    По мнению академика Никитина В.А именно «культ является сущностью религии, совокупностью обрядов, молитвословий и таинств, благодаря которым верующие люди воздают честь, поклоняются и славят Бога. Воплощаясь в тех или иных исторических формах человеческой деятельности, культ является ядром культуры (о. Павел Флоренский). Культ и культура, особенно национальная культура, органически взаимосвязаны. Отрываясь от культа, культура деградирует. Задача Церкви, не отождествляя себя с культурой, нести о ней материнское попечение. Отсюда так называемая инкультурация - воплощение христианства в той или иной конкретной культуре, внутренне очищающее и преобразующее саму культуру».

    Подводя итоги вышесказанного, культурой, на наш взгляд, можно называть только позитивные результаты деятельности человека, только то, что благотворно воздействует на его духовную, моральную, нравственную и физическую сферу. Именно созидательная деятельность является культурной. То, что разрушает человеческую личность, связывает его с мистическим миром зла, должно носить название - антикультура.

    Четкое разделение понятий и областей культуры и антикультуры, позволит вести осмысленную и принципиальную культурную политику, работающую на благо общества и каждого его члена в отдельности.

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:


    Валентин Арсентьевич Никитин, доктор философии, академик РАЕН, член Союза писателей России Культ и культура в формировании и сохранении межнационального согласия в России17.03.2011 (сайт Русская народная Линия)

    Аксиологический подход есть в сущности культуры. Сегодня, когда Россия стоит на пути формирования информационного общества, когда создаётся государство гражданских прав и свобод, именно сегодня особое внимание должно быть обращено изучению истории. В открытом обществе, в условиях единой мультикультуры этого общества, универсального общемирового пространства, главное внимание следует уделить исследованию феноменов культуры и антикультуры. Мультикультура есть универсализация, но не унификация национальных культур, мультикультура есть равноценное сосуществование национального и мирового, а не поглощение одного другим или качественное изменение национального. В этом контексте особую роль получает проблема уничтожения, вернее, подмены культуры антикультурой, как это происходило в тоталитарных государствах в ХХ веке. Для продуктивного построения нового следует осмыслить уроки истории.

    Многие исследователи по-разному определяют понятие "культура", но общий смысл, который можно найти во всех этих определениях, тот, что культура является творением человека. Человек создаёт, "выращивает" культуру, но, вместе с тем, культура создаёт человека, она выделяет его из природного мира, создавая особую реальность человеческого бытия, искусственную реальность.

    "Короче говоря, культура образует особую реальность, которая несводима ни к обычной жизнедеятельности, ни к её картине в сознании людей, является благодатным полем для реализации творчества, полётов воображения, различных экспериментов, поисков, радостей и наслаждений и т.п. Культура всегда допускает плюрализм мнений, чего не может позволить себе тоталитаризм. Культура не навязывает определённую точку зрения, но создаёт лишь пространство для человеческого творчества, где сам человек-творец создаёт своё мнение. Культура лишена агрессии и насилия, через культуру человек творит мир, культура созидательна по своей природе.

    "Культура - это обретение "мира впервые". Она позволит: нам: как бы заново порождать мир, бытие предметов, своё собственное бытие", - пишет Библер. Человек, обладающий культурой, сам творит мир, он подобен и равен Богу (по мысли Бердяева), он свободен и способен жить независимо.

    Человек, обладающий культурой, защищён от опасности внешнего мира, он может "скрываться" в своём искусственном бытии, созданном, он может "жить" в культуре, в своём "собственном бытии". Человек обретает свободу и безопасность в культуре. Человек культуры - это не человек государства, он не способен служить идее диктатора, у него есть своя идея, для которой он живёт. Диктатор должен унифицировать мышление, создать одно единственно правильное мышление, одно для всех бытие, то бытие, где только он будет лидером. Человек культуры может стать очагом крамолы, этого допустить нельзя. Нужно лишить человека культуры. Лишённый культуры, он делается зависимым и слабым, общество, лишённое культуры, превращается в "человеческое стадо" (ленинский термин не прижился в истории, но в данном контексте он как нельзя лучше характеризует место личности в тоталитарном государстве). Культурность - это человечность, культурность и рабство несовместимы.

    Идея тоталитаризма состоит не в том, чтобы уничтожить всякого рода мысль, подавить индивидуальность, подчинив её власти идеологии, но, прежде всего, в том, чтобы изменить принцип мышления человека, не ограничивая его возможности. Дать человеку свободу самореализации, уничтожив само понятие "ценность", убив культуру, открыть перед личностью огромные перспективы развития: самосовершенствования, новых исканий, создания новой культуры, формирования человека будущего. Если нет морали, то никакие преступления не могут быть осуждены. Для того чтобы заставить человека повиноваться, надо отобрать у него культуру и мораль, дать ему свободу развития. Не отобрать, а дать человеку свободу - вот основной принцип тоталитаризма. Сопротивление тоталитаризму не есть стремление к освобождению, но стремление к сохранению или возрождению культуры и есть добровольный выбор человека.

    Отдать человеку свободу, которой у него якобы не было, а потом узурпировать его волю. Снять с человека одежду культуры, и, оставив его "голым" и беззащитным, предложить один единственный выход - жить в стаде и подчиняться общим законам, либо не жить вовсе. Такова философия тоталитаризма.

    Культура - это то, что связывает человека с прошлым, даёт ему память. "Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур. "Человек, лишённый культуры, теряет связь с прошлым, он становится оторванным от своих корней, одиноким и беззащитным. Уничтожение культуры есть одновременное уничтожение памяти. "Чтобы уничтожить нацию, надо уничтожить её память", - писал Гитлер в "Mein Kampf".

    "Культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности: форма свободного разрешения и предрешения своей судьбы в сознании её исторической и всеобщей ответственности:" Лишить человека культуры - равно лишению его свободы. Парадоксально звучит, что свобода, приведшая к уничтожению культуры, в конечном итоге, лишает человека этой свободы. Уничтожение культуры лишает человека его индивидуальности, он перестаёт быть членом общества и делается частью стада. Тоталитаризм часто обращается к идее создания "нового человека", сверхчеловека, человека, биологически "нормального" (культура в данном случае рассматривается как извращение), создаёт образ человека - повелителя природы и стихий. Природное ставится превыше культурного.

    На смену культуре приходит антикультура. Антикультура даёт человеку мнимую свободу и, в отличие от культуры реальной, культуры положительной, которая исходит от человека и рождается в обществе, антикультура навязывается обществу через систему пропаганды с целью трансформировать общественное мышление и жизнь. Разрушая культуру и нравственность, диктатор меняет систему ценностей, строит новую антинравственность, новую антикультуру, тем самым ему удаётся повлиять на образ мышления человека.

    "На самой заре человеческой истории был "изобретён" (для краткости скажу так) особый "прибор" - некая "пирамидальная линза" самодетерминации, способная в принципе отражать, рефлексировать, преобразовывать все самые мощные детерминации "извне" и "изнутри". Вживлённый в наше сознание своей вершиной, этот прибор позволяет человеку быть полностью ответственным за свою судьбу и поступки. Или скажем так: при помощи этой "линзы" человек обретает действительную внутреннюю свободу совести, мысли, действия: Этот странный прибор- культура: Человек не должен быть ответственным за себя, он не должен быть самостоятельной биологической единицей, он должен стать животным.

    Антикультура, в отличие от позитивной культуры, культуры создающей, может быть агрессивна и деструктивна и всегда служит интересам отдельной группы людей, либо государственным интересам. Антикультура убивает человечность культуры, антикультура убивает прекрасное. Человек антикультуры проецирует свои фантазии и страхи не в особую искусственную реальность, а лишаясь ее - общается с наличной, действительной реальностью. Он не способен творить, но способен разрушить. Культурность - это человечность, она субъективна, в том смысле, что во главу ставит индивида, человека-творца. Антикультура абстрактна и античеловечна, склонна к объективации, замещении индивидуального общественным.

    Антикультура стирает уникальные особенности, унифицирует и создаёт нечто обобщённое и усреднённое, "просеивая" и отбирая лишь то, что служит идеям государства. Антикультура всегда служит политически ангажированным идеям, культура - конкретному человеку.

    Опасность современной ситуации заключается в том, что создаваемая сегодня общемировая мультикультура не должна стать антикультурой, не должна стирать уникальные особенности культур, она не должна создавать нечто среднее, но должна объединять все уникальные особенности и служить установлению продуктивного диалога между народами.

    Вместе с тем, для постижения отдельных граней изучаемого материала в некоторых случаях целесообразно использование и аксиологического подхода. Например тогда, когда понятие "культура" используется в морально-этическом смысле. Вряд ли у кого вызовет сомнение, что с "технологической" точки зрения надписи на стенах подъездов, в общем смысле, безусловно, явление культуры (молодежной субкультуры, по преимуществу), ибо созданы они людьми. Однако в иной ситуации мы назовем это "бескультурьем" и будем правы, т. к. подобная деятельность выходит за рамки представлений общества о хорошем поведении, а результаты этой деятельности наносят вред жителям указанного подъезда, вынуждая их тратить дополнительные средства на ремонт и охрану их среды обитания от посягательств. В данном случае более подходящим оказывается именно аксиологическое определение культуры. Функции культуры. Избранный нами "технологический" подход позволяет определить основные сущностные характеристики культуры, определить ее функции в жизни общества.

    Начнем с того, что человек не мыслим вне культуры. Во-первых, потому что для жизнедеятельности индивида необходим обустроенный, окультуренный мир. Человек не может существовать без пищи, одежды, жилья - все это продукты деятельности, а следовательно, продукты культуры. Принципиально иная ситуация наблюдается в животном мире - все необходимое для жизни большинство живых существ получают в готовом виде. Начальный толчок развитию культуры и был, по-видимому, дан тем, что человек оказался "обделен" природой - у него не было ни теплой шкуры, ни быстрых ног, ни крепких когтей и зубов. Поэтому, чтобы выжить, ему пришлось "доделывать" изначально данный ему мир: одежда, жилище, оружие, транспорт - все это призвано было компенсировать недостатки человеческой биологии. И если остальные представители "лестницы видов" решали задачу приспособления к внешним условиям и сохранения жизни путем трансформации своих организмов (изменчивость, естественный отбор), то человек, пользуясь главным своим оружием - интеллектом, изменял окружающую действительность, создавая для себя "вторую природу" - культуру. Таким образом, можно говорить о том, что культура есть специфический способ существования вида homo sapiens, обязательное условие поддержания его жизнеспособности.

    Среди западноевропейских мыслителей XVII в. большой популярностью пользовалась точка зрения о том, что культура и цивилизация только портят человека. Принято было восхищаться так называемым "натуральным человеком", "близким природе" дикарем, являвшимся якобы сосредоточием всяческих добродетелей. Наглядно это проявилось в романе Д. Дефо "Робинзон Крузо": герой попадает на необитаемый остров, мыслимый автором как место свободное от "тлетворного" влияния "цивилизованного" общества. Там он полностью преображается. Из беспутного повесы Робинзон превращается в набожного человека и ведет достойную трудовую жизнь. Представленный в романе пример на первый взгляд выглядит весьма убедительно. Однако при более подробном рассмотрении выясняется, что Робинзон хотя и лишен общения с людьми, но отнюдь не оторван от взрастившей его цивилизации. По счастью, на остров вместе с ним морем выброшены инструменты, порох, ружья и много других нужных вещей, без которых жизнь на острове была бы просто невозможной. Кроме того, Робинзон обладает определенными трудовыми навыками и довольно обширными знаниями, которые были выработаны английским обществом к XVII в.

    Он имеет представление о том, как выращивают хлеб, он умеет плести корзины, охотиться, строить. Таким образом, оказавшись вдали от цивилизации, он, тем не менее, несет в себе ее достижения, пользуется совокупным опытом поколений, воплощенным в культуре.

    Это последнее обстоятельство показывает нам еще одну важную функцию культуры. Культура - это непременное условие социализации личности. Другими словами, культура это такая "волшебная сфера", попадая в которую, новорожденный ребенок начинает свой путь к превращению в настоящего человека. Вне ее человек не может состояться. Женщина дает миру младенца. Его тут же необходимо запеленать, поместить в теплое помещение - иначе он погибнет. Пеленки, теплый дом - все это продукты культуры. Без них ребенок не сможет выжить. То есть оказаться вне культурной сферы для новорожденного человека уже почти всегда равносильно гибели (исключение - немногочисленные случаи воспитания "человеческих детенышей" дикими зверями, "маугли"). Это только самый первый шаг. В дальнейшем процесс культуры ребенка, другими словами, воспитания пойдет дальше: его будут учить ходить, есть с ложки, говорить, самостоятельно одеваться, читать, писать и т. д. И если субъект воспитательной работы воспримет все то, что требуется предписаниями той культуры, в лоне которой он вырос, он становится полноценным человеком. Попробуем на секунду представить индивида, которого в силу тех или иных обстоятельств не научили говорить (того же "маугли"). Может ли он считаться в полной мере человеком? Опыт общения ученых с реальными "маугли", воспитанниками стаи волков, показывает, что создания эти весьма далеки как от образа киплинговского персонажа, так и от обычного человеческого образа. Изменяется даже их телесный облик: они передвигаются на четвереньках. Это, конечно, особый случай. Но возьмем менее острую ситуацию: человека не научили читать - будет ли его жизнь полноценной? В современном обществе - вряд ли. Таким образом, культура есть универсальный "делатель человеков", именно на ней лежит функция формирования всего того в личности, что не сводится к простой биологии.

    Итак, человек становится Человеком только в том случае, если вберет в себя известную долю культурного багажа человечества. Отсюда видна еще одна функция культуры. Культура служит для сохранения и трансляции социального опыта, приобретенного обществом в процессе исторического развития. Так, например, правило "мойте руки перед едой", вошедшее в сознание большинства людей на уровне поведенческого автоматизма, являет собой сжатое выражение коллективного опыта прошлых поколений, страдавших от дизентерии и прочих кишечных инфекций. Мы пользуемся этим опытом в готовом виде, не растрачивая силы на личную проверку.

    Этот же простой пример показывает, что важной функцией культуры является функция коммуникативная. Культура служит связующим звеном, средством коммуникации как между поколениями, так и между современниками. Поэтому можно считать, что культура - явление коллективное. Если мы и говорим об индивидуальной культуре того или иного человека, то имеется в виду, как правило, то, насколько этот человек овладел культурой своего общества. Различные общества вырабатывают свои способы культурной деятельности, по-своему обустраивают мир, исходя из сложившихся природных и исторических условий. Поэтому культура разных народов не похожа. Разница ощутима при самом поверхностном контакте представителей разных культур. В случае подобного контакта тот факт, что перед человеком стоит представитель иной культуры, как правило, проявляется очень резко (здесь сказывается и разница в языке, и в привычках сознания, и даже в гастрономических предпочтениях). Из этого вытекает еще одна функция культуры, приобретшая в последнее время особенно важное значение: культура выступает символом групповой (национальной, прежде всего) самоидентификации, становясь тем самым основополагающим фактором существования этносов.

    Культурой мы будем называть все, что создано человеком в отличие от природной данности и сам процесс создания.

    Культура - явление коллективное.

    Культура есть специфический способ существования вида homo sapiens.

    Культура - это непременное условие социализации личности.

    Культура служит для сохранения и трансляции социального опыта, приобретенного обществом в процессе исторического развития. Культура служит связующим звеном, средством коммуникации как между поколениями, так и между современниками.

    Культура выступает символом групповой (национальной, прежде всего) самоидентификации.

    Структура культуры. Культуру традиционно делят на материальную и духовную. В некоторых областях науки это оправдано, например, в этнографии и археологии. Однако деление - это весьма условно. В любом процессе материального производства всегда присутствует в той или иной форме духовное начало, а все и предметные и чисто словесные проявления духовной культуры материальны, т. к. материален язык. Ярким примером тому могут служить памятники архитектуры и прикладного искусства. Здесь, употребляя традиционную терминологию, материальная и духовная культура настолько переплетаются, что трудно со всей определенностью отнести их только к той или другой категории. Например, храм - безусловно материальный объект, но его форма, назначение и сам факт его постройки обусловлены религией, культом, который в нем отправляется. Другой пример - телепередача. Что это - явление духовной культуры или материальной? Безусловно, телепередачу невозможно потрогать. Но существование ее немыслимо без чисто технических средств, без телевизора, передатчика и пр. Поэтому в современной культурологии не принято "делить" культуру на материальную и духовную части. Выделяются два аспекта ее рассмотрения: личностно-деятельностный и предметный. Личностно-деятельностный аспект культуры - это передача от поколения к поколению через воспитание форм деятельности, систем ценностей, привычек сознания, идеологии и пр. Предметный - нечто материализованное, имеющее предметное воплощение.

    Весьма важной проблемой является установление соотношения понятий культуры и искусства. В обыденной жизни они часто смешиваются. Границы обыденного понимания культуры включают в себя обычно театры, музеи, библиотеки, книги, фильмы, музыку. Нельзя не заметить, что в этом перечне есть своя внутренняя логика. На самом деле перечень этот более подходит под значение понятия "искусство". Попробуем разобраться, каким же образом сочетаются наука и искусство. Для этого обратимся к следующему примеру: проведенная в 60-е гг. ХХ в. массовая застройка городов так называемыми "хрущевскими" домами потребовала определенного уровня развития строительной культуры: технологии изготовления строительных блоков, монтажа и пр. Конструкция их отличалась стереотипностью, простотой и легкостью изготовления. Жизнь в этих домах, правда, была сопряжена со многими неудобствами, но, в целом, возможна. Любой житель хрущевки с удовольствием сменил бы квартиру в ней на мраморный дворец, с продуманной планировкой, богато украшенными интерьерами, с анфиладами залов, с фонтаном во дворе, дворец, который радовал бы глаз и был удобен для житья. Но для постройки такого дворца необходим уже не средний уровень развития строительной культуры, а искусство архитекторов и строителей. Таким образом, искусство - высшая элитная часть культуры, самые сложные формы деятельности, исполнение которых не может быть произведено по шаблону. Будучи элитой культуры, искусство в известном смысле может служить лицом, визитной карточкой культуры. Однако впечатление, составленное по одному только лицу и визитной карточке, будет по меньшей мере поверхностным. Для более глубокого знакомства с культурой необходимо рассмотреть все ее сферы.

    Наука, изучающая культуру - культурология. Всякая наука изучает и объясняет какую-нибудь выделенную из общей массы группу явлений. Для культурологии объектом является культура. Кроме объекта, всякую науку характеризует ее предмет. Например, у анатомии, патологии и физиологии может быть один предмет - человек. Но анатомия изучает строение его организма, патология - отклонения, болезни, которым человек подвержен, а физиология - процессы, протекающие в органах, тканях, клетках, раскрывает законы функционирования организма. То есть предмет - это ракурс, с которого наука смотрит на свой объект, то, что она старается в нем понять.

    Относительно предмета культурология может быть разделена на две составные части: собственно, культурологию (в узком смысле) и историю культуры. Предметом культурологии (в узком смысле) являются общие закономерности функционирования культуры, законы ее развития, т. е. теоретическое осмысление культуры как самостоятельного феномена, взятого достаточно абстрактно. Другими словами, это теория культуры (предмет культуры, ее функции, структура - все это теория культуры). Другая часть - история культуры - изучает конкретные исторические формы культуры (культура Англии, культура России). Мы с вами в основном будем заниматься историей культуры, обращаясь к теории лишь по мере необходимости.