Смотреть что такое "Борис Годунов (опера)" в других словарях. Борис Годунов Опера в четырёх действиях с Прологом. Текст композитора по а.Пушкину и н.Карамзину Борис годунов по действиям

В 1868 году по совету профессора В. В. Никольского – историка русской словесности – обратил внимание на трагедию А. С. Пушкина «Борис Годунов» как на возможный источник для будущей оперы. Эта пьеса весьма редко ставилась на сцене – причиной тому было и политически острое содержание (идея преступности царской власти), и непривычная для современников драматургия, казавшаяся «несценичной». Но именно эти черты и привлекли композитора, который – по его словам –«разумел народ как великую личность». Действие разворачивается в один из самых тяжелых периодов русской истории – в Смутное время, непосредственно перед польской интервенцией, когда стране в одинаковой степени угрожали и внутренние противоречия, и внешние враги. На этом трагическом фоне разворачивается личная драма главного героя – царя Бориса, тяжело переживающего свое преступление.

Либретто оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргский создавал сам, опираясь не только на трагедию А. С. Пушкина, но и на «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина. Из двадцати сцен пьесы он сохранил первоначально семь, добиваясь большего драматического накала действия, которое находится в полном единстве с музыкой. Вокальные партии «вырастают» из выразительности человеческой речи – причем речи индивидуальной, обрисовывающей множество ярких образов: величественно-спокойный монах-летописец Пимен, по-юношески амбициозный Самозванец, пьяница Варлаам, мудрый в своей трагической святости Юродивый… Особенно интересным представляется образ заглавного героя, который вовсе не выглядит однозначно «преступным царем» – это и мудрый государственный деятель, и любящий отец, и человек, терзаемый муками совести…

Предельная жизненность выразительных речитативных мелодий М. П. Мусоргского нередко вступает в противоречие с правилами гармонии, создавая непривычные для уха современников жесткости. Впрочем, подобное возникает и в инструментальных эпизодах – например, в колокольном звоне: красочное звучание создается сочетанием музыкальных пластов, не связанных между собою тонально. Основой этих сочетаний становится тритоновое созвучие, которое вернется в сцене галлюцинации Бориса – момент, который должен быть триумфом преступного царя, становится предсказанием его трагической судьбы.

Несмотря на яркость образов отдельных персонажей, главным «действующим лицом» оперы «Борис Годунов» остается народ, воплощаемый хором. Массовые сцены, основанные на интонациях крестьянской песни, становятся главными вехами развития действия: «На кого ты нас покидаешь» в прологе – скорбная мольба, «Хлеба!» в сцене у собора Василия Блаженного – уже требование, и наконец «Расходилась, разгулялась сила-удаль молодецкая» в сцене под Кромами – «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» в действии. Хор в опере М. П. Мусоргского никогда не предстает единой монолитной массой – в нем всегда выделяются отдельные группы, создавая впечатление пестрой толпы.

М. П. Мусоргский предложил партитуру оперы «Борис Годунов» дирекции императорских театров в 1870 году. Произведение было отвергнуто, и официальной причиной было названо отсутствие эффектной женской партии, которую могла бы исполнить примадонна. Эту несостоятельную отговорку композитор воспринял как конструктивную критику, тем более что в литературном источнике подходящий образ был – Марина Мнишек. В новой редакции, законченной в 1872 году, появились польские сцены, связанные с этой героиней, заставляющие вспомнить польский акт «Жизни за царя», тогда же была написана и сцена под Кромами. Сцену у собора Василия Блаженного автор изъял, а эпизод с Юродивым из нее был перенесен в сцену под Кромами.

Но и такой вариант дирекцию императорских театров не удовлетворил, в тот год были исполнены лишь два фрагмента – сцена коронации (силами Русского музыкального общества) и полонез из третьего действия в Бесплатной музыкальной школе. Только в 1874 году состоялась премьера в Мариинском театре. Это произошло благодаря популярной певице Юлии Платоновой, которая потребовала, чтобы «Бориса Годунова» поставили в ее бенефис, угрожая уходом из театра в случае отказа. Дирекция не хотела терять известную певицу, поэтому измыслила новую причину для отказа – нехватка денег на декорации. Но и это препятствие было преодолено: для спектакля использовались декорации, в которых трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина шла в Александринском театре.

Уже после смерти М. П. Мусоргского оперу «Борис Годунов» отредактировал и заново оркестровал . В таком виде в 1908 году произведение с большим успехом было представлено в Париже – партию Бориса исполнял , чья интерпретация этой роли стала эталонной. Впоследствии еще одну редакцию создал Д. Д. Шостакович.

Музыкальные сезоны

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ
БОРИС ГОДУНОВ
Народная музыкальная драма в четырех действиях с прологом (десяти картинах)
Либретто по одноименной трагедии А. С. Пушкина написано самим композитором.
Впервые была поставлена 8 февраля 1874 г. в Петербурге, в Мариинском театре.
Действующие лица
Борис Годунов баритон или бас
Феодор Дети Бориса меццо-сопрано
Ксения Дети Бориса сопрано
Мамка Ксении низкое меццо-сопрано
Князь Василий Иванович Шуйский тенор
Андрей Щелкалов, думный дьяк баритон
Пимен, летописец, отшельник бас
Самозванец под именем Григория тенор
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы меццо-сопрано или драматическое сопрано
Рангони, тайный иезуит бас
Варлаам бродяги бас
Мисаил бродяги тенор
Хозяйка корчмы меццо-сопрано
Юродивый тенор
Никитич, пристав бас
Ближний боярин тенор
Боярин Хрущов тенор
Лавицкий иезуит
Черниковский иезуит 6ас
Митюха бас
Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, пристава, паны, пани, сандо-мирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Действие происходит в России и Польше в 1598-1605 годах.

Пролог. Картина первая. Во двор Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Дубинка пристава
«вдохновляет» народ «глоток не жалеть». Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании «скорбной Руси утешенья». День подходит к
концу. Издали доносится пение калик перехожих. «Божьи люди» направляются в монастырь, раздавая народу ладанки. И они ратуют за избрание Бориса.
Картина вторая. Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. А Борисом овладевают зловещие предчувствия. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя - вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир - «всех, от бояр до нищего слепца». Славление сливается с
колокольным звоном.
Действие первое. Картина первая . Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах
Григорий спит. Доносится пение молитвы. Григорий просыпается. Его тревожит сон, «неотвязный, проклятый сон». Он просит Пимена истолковать его.
Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет. Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена. Рассказы о
царях, сменявших «свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный», не успокаивают молодого послушника. С
замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия. Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем -
ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.
Картина вторая .В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий - он
пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы.
Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает,
что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об «окольной» дорожке. Внезапно раздается стук. Легки на помине
появляются пристава. В надежде на поживу - старцы собирают милостыню - пристава с «пристрастием» допрашивают Варлаама - кто они да откуда.
Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве. Пристав хочет запугать Варлаама - может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ
вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, указывая приметы своего спутника. Пристава бросаются на Варлаама. Увидев, что дело принимает скверный оборот, старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он приговор Григорию, но Григорий подготовлен к этому - прыжок за окно, и поминай как звали...
Действие второе. Царский терем. Царевна Ксения плачет над портретом умершего жениха. Царевич Феодор занят «книгою большого чертежа». Мамка за рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей. На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на чертеже вызывает у Бориса тяжкую думу. Во всем - и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери - он видит отмщение за совершенное злодейство - убийство царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого
царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения гибели царевича. Шуйский коварно расписывает подробности
злодейства. Борис не выдерживает пытки: в колеблющихся тенях ему мерещится призрак убитого мальчика.
Действие третье. Картина первая. В Сандомирском замке Марина - за туалетом. Девушки развлекают ее льстивой песней. Панна Мнишек недовольна: о славных победах Польши хочет слышать она, мечтает честолюбивая Марина о престоле царей московских. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви
он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца.
Картина вторая . Лунной ночью в саду, у фонтана, мечтает о Марине Самозванец. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне. По саду проходит шумная толпа веселых гостей - они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина. Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.
Действие четвертое. Картина первая. Перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу
в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию. Простой народ уверен, что Самозванец и есть
настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством - петь вечную память живому! Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек.
Юродивый садится на камень, чинит лапоть и поет. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет. Из
собора выходят бояре, они раздают милостыню. Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные - весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича. Борис останавливает стражу, бросившуюся к
Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный. Но нельзя молиться за царя Ирода - «Богородица не велит». Таков и приговор народа.
Картина вторая. В Грановитой палате Московского Кремля происходит заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре
жалеют, что без Шуйского «не ладно вышло мненье». А вот и князь Василий. Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом
«Чур, дитя!» появляется сам царь. Придя в себя, Годунов садится на царское место и обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением
выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Это Пимен. Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича,
лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну строгий наказ справедливо править Русью, чтить
угодников Божьих, беречь сестру, и молит небо о милости к своим детям. Раздается погребальный звон, и близится надгробный вопль - схима, «в
монахи царь идет»*. Борис умирает.
Картина третья . Лесную прогалину под Кромами заполняет толпа бродяг. Они глумятся над воеводой Годунова, боярином Хрущевым. Тут как тут Варлаам
и Мисаил, подстрекающие народ рассказом о казнях и расправах на Руси. На это один приговор у народа - «Смерть, смерть Борису!» Под горячую руку
попадаются иезуиты. Появляется Самозванец, народ приветствует его. И хотя иезуиты и воевода освобождены Самозванцем, все уходят за ним на Москву. На камне одиноко сидит лишь Юродивый. Скорбная песнь его предрекает беду, слезы горькие, темень темную, непроглядную.
* Царей перед смертью постригали в монахи.

М.П.Мусоргский «Борис Годунов» (первая постановка – 1874)

Одной из основных идеей Мусоргского, воплощённых в его оперном творчестве было стремление показать истинную историю Руси. Композитор задумал оперную трилогию о трёх революциях:

1. Борис Годунов

2. XVIII век – раскольники и западники («Хованщина»)

3. Пугачёвское восстание

I. История создания оперы: Мусоргский начал работу над «Борисом Годуновым» во второй половине 60-х. В работе над концепцией оперы композитор опирался на несколько источников:

– «Хроники» Шекспира;

– «История государства Российского» Карамзина;

– трагедия Пушкина «Борис Годунов». Композитор помещает в центр сюжетной коллизии антитезу «царь – народ», для него, как и для Пушкина очевидно, что идея абсолютной монархии преступна (для Шекспира законность власти монарха несомненна) – один человек не вправе решать судьбу всей нации. Однако финалы трагедий Пушкина и Мусоргского отличаются. У Пушкина «народ безмолвствует», Мусоргский же рисует картину стихийного народного бунта.

На настоящий момент существует несколько редакций оперы. « оставил сам Мусоргский, ещё две сделал Римский-Корсаков, изменив оркестровку, свой вариант предложил Д.Шостакович. Еще два варианта были сделаны Джоном Гутманом и Каролем Ратгаузом в середине 20-го столетия для нью-йоркской Метрополитен-опера. Каждый из этих вариантов дает свое решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в контекст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою последовательность сцен.

II. Драматургия оперы соединяет три линии:

1. Личная драма Бориса – это линия, идущая «на убыль».

2. Коллективный портрет народа – эта линия, наоборот крещендирует

3. Есть ещё драматургическая сфера-посредник – образ Самозванца. С одной стороны, эта линия формирует политический антураж эпохи, с другой – провоцирует, подталкивает развитие первых двух сфер.

III. Музыкальное воплощение драматической коллизии.

Образ народа. Эта драматургическая сфера характеризуется двояко: народ как монолит и народ, персонифицированный в конкретных персонажах-характерах.

Народ-монолит. Экспозиция образа дана в Прологе к опере, где показан народ единый в своей пассивности, действующий по принуждению (пристав). В симфоническом вступлении к I картине Пролога звучат тема «страданий народа», и тема «власти» (идея власти в данном случае воплощена в образе пристава).

I картина пролога – огромная хоровая фреска, она имеет трёхчастную структуру. Основная тема написана в духе плача, средний раздел необычен. Здесь Мусоргский выступает новатором, поскольку создаёт хоровой речитатив, который призван показать незаинтересованность народа в происходящем. Реприза звучит более динамично за счёт привлечения интонаций причета. Заключение картины – ариозо думного дьяка и хор калик перехожих.

II картина Пролога продолжает экспозицию образа: если раньше народ плакал «из под палки», то теперь он по принуждению радуется и славит нового царя. Мусоргский использует русскую народную тему «Слава хлебу» в качестве основы величального хора.

Следующий этап развития образа народа – IV действие. I картина – сцена у собора Василя Блаженного: народ верит, что самозванец – это чудом спасшийся царевич Димитрий, что подогревает ненависть к царю Борису. Столкновение народа с Борисом развивается от просьбы к требованию («Хлеба!»).

Заключительная фаза развития образа народа – сцена под Кромами, картина стихийного бунта (2-я картина IV действия). В этой сцене несколько разделов: I – речитативно хоровой, вступительный; основной – величание боярина Хрущёва; третий раздел – выход Валаама и Мисаила с проклятьями Борису «Солнце, луна померкнули» (здесь используется былинный распев «Жил Святослав 90 лет»); кульминационный раздел – хоровая фуга «Расходилась разгулялась». Её основная тема решена в духе молодецких песен, припев «Ой, ты, сила, силушка» - народная тема «Заиграй моя волынка». В момент наибольшего эмоционального подъёма появляются католические монахи и Лжедмитрий. Происходит трагический слом в образе народа – люди приветствуют самозванца, видя в нём законного царя. Оперу завершает плач Юродивого «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие»

Персонажи народной сферы.

Пимен воплощает идею равенства людей перед лицом истории, в этом образе отражена также идея народной памяти как высшего суда. Персонаж наделён 2-мя лейттемами: 1-я - тема Пимена-летописца, 2-я – тема Пимена богатыря. Она станет основной характеристикой героя и будет сопровождать его на протяжении оперы.

Варлаам и Мисаил – примеры характеристического портрета в творчестве Мусоргского. Это служители церкви, которые однако ведут совсем не церковную жизнь (пьют в корчме, участвуют в народном бунте), в этом качестве они получают сатирическую характеристику, подчёркивающую их ханжество. Первая песня Варлаама «Как во городе было во Казани» – выражение силы и мощи, стихийного удальства русского народа. Вторая песня Варлаама «Едет ён» – комическая характеристика, здесь использована народная песня «Звонили звоны».

Юродивый впервые появляется в 1-й картине IV действия. Этот образ близок по духу Пимену, поскольку воплощает идею народного суда. Юродивый обвиняет Бориса в убийстве царевича Димитрия. Его песня «Месяц едет» соответствует традиции плача и причета.

Образ Бориса. Это один из наиболее глубоких и неоднозначных образов в мировой музыкальной литературе. Сложность определяется психологической проблемой нравственности, больной совести. Бориса нельзя однозначно классифицировать как злодея, поскольку в его характеристике отмечены и положительные качества. Он показан как семьянин, любящий отец (II действие, сцена с детьми – Ксенией и Феодором), в его политических устремлениях есть позитивные черты, одна из его главных идей – власть на благо страны. Однако к власти он приходит, совершив убийство ребёнка.

Главный герой характеризуется лейттемами и развёрнутыми вокальными монологами. Лейттем несколько: первая появляется во 2-й картине Пролога – это тема мрачных предчувствий Бориса; вторая (тема семейного счастья) и третья (галлюцинации – активные хроматически нисходящие ходы) темы появляются во II действии.

В монологах Бориса (I - «Скорбит душа» из 2-й картины Пролога), II - «Достиг я высшей власти» из II действия) находят воплощение принципы речитативно-ариозного стиля, заложенные Даргомыжским. Каждая фраза текста находит адекватное воплощение в музыке. Характер музыкального высказывания меняется в соответствии с динамикой состояния героя.

Развитие образа Бориса «направляют» два персонажа – Самозванец и Шуйский. Шуйский провоцирует угрызения совести царя. Первый раз он рассказывает о смерти царевича (II действие), чем вызывает у Бориса приступ видений. Второй раз приводит Пимена (IV действие) с вестью о чуде (ему был голос царевича Димитрия, который возвестил, что принят в лик ангелов и могила его стала чудотворной). Самозванец выступает для Бориса воплощением больной совести, напоминанием о невинной жертве. Лейттема самозванца первоначально появляется в рассказе Пимена из I действия как тема Димитрия.

Развязкой образа Бориса становится сцена смерти, которая детально выстроена Мусоргским с психологической точки зрения. Борис оставляет царство сыну Феодору, проявляя себя как любящий отец, мудрый государственный деятель, политик. Он косвенно признаётся в своей вине («…не спрашивай, какой ценой я царство приобрёл») и обращается с молитвой к Богу.

Темы (по ред. П.Ламма):

Вступление к Прологу:

Тема страданий народа – с.5, 5 тактов до Ц.1

Тема пристава – с.7, Ц.4

Пролог:

I картина

Хор «На кого ты нас покидаешь» – с.9, Ц.6

«Митюх, а Митюх, чево орём?» – с.14, Ц.11 – по нотам

Ариозо думного дьяка «Православные! Неумолим боярин» – с.30, Ц.24 – по нотам

II картина

Хор «Уж как на небе солнцу красному слава!» – с.50, Ц.7

Монолог Бориса «Скорбит душа» – с.57, Ц.15

I действие:

1-я картина

Тема Пимена-летописца – с.64 (оркестр до Ц.1)

Тема Пимена-богатыря – с.67, Ц.5 – по нотам

Тема царевича Димитрия (позднее – тема Самозванца) – с.84, Ц.36

2-я картина

Сцена в корчме, Варлаам и Мисаил «Люд христианский» – с.97, Ц.10

Песня Варлаама (1-я) «Как во городе» – с.103, Ц.19 – по нотам

Песня Варлаама (2-я) «Как едет ён» – с.112, Ц.33 – по нотам

II действие , 2-я редакция (всего две редакции)

Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» – с.200, Ц.43

«Тяжка десница грозного судии» – с.202, Ц.47

Тема галлюцинаций «И даже сон бежит» (оркестровая партия) – с.207, Ц.52, 4-й такт – по нотам

III действие «польское»

IV действие

1-я картина (в редакции клавира 1874 года сцена у Василия Блаженного отсутствует)

Песня Юродивого «Месяц едет» – с.334, Ц.19

Хор «Кормилец батюшка, подай Христа ради» – с.337, Ц.24 – по нотам

«Хлеба! Хлеба!» – с.339, Ц.26

2-я картина

Сцена смерти Бориса «Прощай мой сын» – с.376, Ц.51 – по нотам

3-я картина (сцена под Кромами)

Величание боярина Хрущёва «Не сокол летит» – с.396, Ц.12 – по нотам

Варлаам, Мисаил «Солнце, луна померкнули» – с.408, Ц.25 – по нотам

Хор «Расходилась, разгулялась» – с.413

«Ой, ты, сила, силушка» – с.416, Ц.34

Борис Годунов русский царь (1598 1605) Образ в искусстве «Борис Годунов» опера Иоганна Маттезона (1710) «Борис Годунов» историческая трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» опера М. П. Мусоргского по пьесе А.… … Википедия

- «БОРИС ГОДУНОВ», СССР, Мосфильм, 1954, цв., 111 мин. Фильм опера. По одноименной музыкальной драме М.Мусоргского. Экранизация одноименной народной музыкальной драмы М.Мусоргского в постановке Гос. академического Большого театра СССР. Балетмейстер … Энциклопедия кино

БОРИС ГОДУНОВ - I В 1584–1598 гг. фактический правитель Русского государства при сыне Ивана Грозного* царе* Фёдоре Иоанновиче; русский царь в 1598–1605 гг. Боярин* Борис Федорович Годунов родился ок. 1552 г., принадлежал к знатному роду, воспитывался при дворе… … Лингвострановедческий словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон (нем. Boris Goudenow) опера Иоганна Маттезона на собственное либретто (1710). Считается первой в истории… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов Жанр музыкальная драма Режиссёр Вера Строева … Википедия

Борис Романович Гмыря на почтовой марке Украины Борис Романович Гмыря (1903 1969) оперный певец (бас), народный артист СССР (1951), лауреат Сталинской премии (1952). Содержание 1 Биография … Википедия

На почтовой марке Украины Борис Романович Гмыря (1903 1969) оперный певец (бас), народный артист СССР (1951), лауреат Сталинской премии (1952). Содержание 1 Биография … Википедия

Драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Борис Годунов. Опера в четырех действиях с прологом. Клавир , М. Мусоргский. Опера Мусоргского "Борис Годунов" - одно из ярчайших и одно из самых "проблемных" явлений своего жанра. От рождения ее сопровождают жаркие споры по вопросам истории, политики, эстетики,…
  • Борис Годунов. Опера в четырех действиях с прологом , Мусоргский М.П.. "Борис Годунов" Мусоргского - выдающееся явление не только в отечественной, но и в мировой музыкальной культуре. Опера написана на либретто самого композитора, основой которого стала…

Опера начинается с того, что народ взывает Бориса Годунова к восхождению на трон. Он не хочет царствовать, так как понимает всю сложность политической обстановки. Его одолевают тяжкие думы и ощущение неминуемой беды.
Годунову не везет ни в политических делах, ни в семейных; все это - наказание за убийство царевича. Шуйский сообщает о том, что в Литовском государстве появился Самозванец - Дмитрий. Однако Борис, одолеваемый тяжкими муками совести начинает расспрашивать его о гибели царевича. Он настолько сильно переживает, что ему начинает видеться призрак покойного.

Далее мы переносимся в Сандомирский замок, где певицы развлекают Марину Мнишек. Женщина настроена решительно, и желает взойти на престол влюбив в себя Самозванца. Иезуит Рангони поддерживает ее в этом, и хочет чтобы "москалей" обратили в веру католическую.

Народ обсуждает слухи о приближении войска Самозванца и предвкушает скорое освобождение от гнета Бориса.

Боярская дума в Кремле. Шуйский рассказывает о душевных терзаниях государевых. Входит Годунов. Летописец рассказывает о том, как один слепой прозрел помолившись на могилке царевича. Государь не выдерживает и теряет сознание. Придя в себя он зовет Федора, дает ему наставления и умирает.

На лесной дороге, недалеко от Литовской границы, народ подстегиваемый Мисаилом и Варлаамом глумится над Хрущевым и попавшимися под руку иезуитами. Появляется войско Самозванца. Народ славит его предводителя.

Юродивый предрекает народу новые страдания.

Трагедия "Борис Годунов" говорит о том, что власть в России не должна быть замешана на крови. В противном случае страдать будут все. Народ является движущей силой истории, и он же остается в проигрыше. А правитель лишившийся поддержки, любви и доверия народа обречен.

Картинка или рисунок Опера Борис Годунов

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Быстрей, быстрей Голявкина

    Ученики шестых классов шефствуют над первоклассниками. В их обязанности входит помогать малышам одеваться после занятий. В школе организуют соревнования между шефами. Победит тот класс, который быстрее оденет

  • Краткое содержание Сенька Некрасова

    Сенька из щели наблюдал как со всех сторон пикировали вражеские самолёты. Табак закончился, а тело трясло от ужаса. Мимо с раненой рукой прополз пулемётчик. Тут же на Сеньку упал кто-то тяжелый, оказалось это убитый солдат.

  • Краткое содержание Карамзин Бедная Лиза

    Повесть Карамзина «Бедная Лиза» начинается с рассказа автора о своих прогулках по Подмосковью. Он описывает красивую природу, любуется видами. Прогуливаясь в очередной раз, он приходит к развалинам монастыря.

  • Краткое содержание Белов Скворцы

    Главный герой рассказа – мальчик Павлуня, который уже длительное время был тяжело болен. Рассказ начинается с того, как мама делает уборку и тщательно натирает самовар песком. Мальчику ничего не остаётся как только

  • Краткое содержание Мольер Тартюф

    В доме господина Оргона все идет не так как надо, по-крайней мере, для домочадцев, которые просто были недовольны тем, что их отец и муж госпожи Оргон – ведет себя таким образом.