Рассказ крыжовник анализ. Анализ "Крыжовника" Чехова. А.П. Чехов, "Крыжовник": главные герои Как рассказе появляется автор крыжовник

Он продолжил «маленькую трилогию». Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике, поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым. Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и когда наконец его доставили, он не смог надеть наряд, так как в ближайшее время торжественных приемов не предвиделось. Со временем, позолота на мундире потускнела, а через полгода чиновник скончался. В рассказе «Крыжовник» Чехов знакомит читателей с похожей историей, но сюжет у произведения другой.

«Крыжовник» написан в жанре рассказа и считается одним из лучших творений классической прозы конца XIX века . Небольшой объем произведения - вовсе не недостаток, так как практически за каждой строчкой рассказа кроется немалая смысловая насыщенность. Тема необходимости реализации своих мечтаний приобретает в «Крыжовнике» особые очертания, и в образе главного героя Чехов показывает, что достижение цели не должно быть связано с губительными для других людей средствами.

Сюжет рассказа строится на истории, поведанной Иваном Иванычем о своем брате Николае, который сделал все возможное и невозможное для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту - купить имение с кустами крыжовника. Для этого он всю жизнь копил деньги и даже недоедал, чтобы скопить как можно больше. Потом женился на богатой вдове и продолжал морить ее голодом, пока она не отдала Богу душу. А деньги Николай Иванович еще при жизни жены вложил на свое имя в банк. Наконец-то мечта сбылась и имение было приобретено. Но какими средствами?

Главному герою рассказа Николаю Ивановичу присущи такие черты как алчность и самолюбие, ведь ради идеи стать богатым помещиком он отказывается и от семейного счастья, и от круга друзей.

Брат Николая Иван Иваныч рассказывает эту историю своему приятелю-помещику, к которому он со своим другом заходит в гости. Верно, это история должна быть в назидание всем богатым.

Рассказ «Крыжовник» написан под влиянием реализма в литературе и является примером использования реалистических компонентов, сюжетов и деталей.

Чехову присущ минимализм в стиле. Автор использовал язык экономно, и даже в небольшие объемы текста ему удавалось вложить особый смысл, благодаря хорошим выразительным средствам. Чехов писал так, что читателю сразу же становилась ясной вся жизнь героев.

Композиция произведения построена на удачном приеме «рассказ в рассказе», который ведется от имени одного из героев.

Антон Павлович Чехов в рассказе «Крыжовник» сделал акцент на необходимости «делать добро». Автор считает, что у каждого успешного человека за дверью должен стоять «человек с молоточком», который бы постоянно напоминал ему о необходимости делать добрые дела - помогать вдовам, сиротам, обездоленным. Ведь рано или поздно даже с самым богатым человеком может случиться беда.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

Творчество А. П. Чехова удивительно простое, крайне содержательное и поучительное. Его произведения заставляют думать, размышлять, стыдиться и радоваться. Анализ рассказа будет полезен учащимся 8 класса при подготовке к урокам литературы. В рассказе Чехова “Крыжовник” поднимаются вопросы смысла жизни, человеческого счастья, эгоизма и равнодушия. Для “Крыжовника” Чехова анализ и подробный разбор всех художественных особенностей произведения содержится в нашей статье.

Краткий анализ

Год написания – июль 1898.

История создания – на создание рассказа повлияла история, рассказанная автору о человеке, мечтавшем о нарядном мундире, расшитом золотом: купив его, он не успел одеть наряд, сначала не было повода, потом человек скончался.

Тема – счастье, смысл человеческой жизни, мечта и реальность.

Композиция – представляет собой рассказ в рассказе.

Жанр – рассказ

Направление – реализм.

История создания

Есть несколько версий, кто рассказал Антону Павловичу похожую историю из жизни, которая натолкнула его на создание рассказа. Лев Николаевич Толстой или литератор, юрист и общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони поведали автору историю о чиновнике, который лелеял мечту о расшитом золотом мундире. Когда его мечта осуществилась, и мундир сшили, человеку было некогда одеть его; потом не нашлось достойного повода для облачения в праздничный наряд, а после – чиновник умер.

Проблема смысла жизни , её скоротечности взволновала Чехова. В июле 1898 года он написал рассказ про человека, мечтавшего о поместье с кустами крыжовника, произведение получилось глубоко философское и трогательное. Чехов поднял вечные вопросы в особенной, свойственной только ему, манере. Первые наброски к повествованию говорят о том, что изначально оно должно было быть более жёсткое и трагичное. Образ главного героя – одинокого, больного, получившего свою мечту в неожиданной форме был заменён в итоге на более “мягкую” версию. В том же году произведение было опубликовано в журнале “Русская мысль” в составе трилогии вместе с рассказами “О любви” и “Человек в футляре”.

Многие критики приняли рассказ восторженно, его встретили положительные отзывы и благосклонность литературного мира.

Тема

Название рассказа носит в себе скрытую иронию, автор тонко замаскировал глупость и ограниченность героя повествования. Его мечты об имении с кустами крыжовника – то, на что потрачена вся жизнь, цель, которая не стоит того, чтобы её достигать.

Одинокий человек, без семьи, детей, без тепла и душевного понимания друзей и родных (их у него практически не было из-за тех условий, в которые он сам заключил себя в погоне за “крыжовником”) получает то, о чём мечтал. Его совесть очерствела, он не умеет любить и заботиться о ближнем, он глух и слеп к настоящей жизни.

Идея произведения заключена в чудеснейшей фразе Ивана Ивановича о “человеке с молоточком”. Если бы такой человек приходил и стучал каждый раз, когда мы забываем о том, что рядом есть люди, которые очень нуждаются в помощи, то на земле могло бы быть гораздо больше счастливых людей. Крайне важные мысли вкладывает автор в уста рассказчика: люди, обретя то, за чем гонятся, чувствуют себя счастливыми и отворачиваются от других, но жизнь рано или поздно покажет свои когти. И тогда “за кулисами” оказываешься ты сам, и все будут так же глухи к твоему горю, как и ты когда-то. Эта закономерность свойственна человеческой натуре, поэтому автор призывает делать добро, пока есть силы и возможность, а не почивать в своём “счастливом мирке”.

Слушатели, Буркин и Алёхин, расслабленные после купания и вкусного ужина, не понимают того, о чём пытался рассказать им товарищ. В тепле и достатке мысли о человеческих судьбах, нищете и бедности не трогают, не волнуют, не кажутся животрепещущими. Алёхину хочется рассказов о дамах, красивой жизни, захватывающих сюжетов, Буркин тоже далек от философии друга. Проблематика рассказа в том, что жизнь человека пуста и бессмысленна, если он думает только о себе, делать добро другим – вот то, что является мерой счастья. Анализируя собственную жизнь и сбывшуюся мечту своего брата, Иван Иванович приходит к выводу, что нельзя быть счастливым, когда вокруг столько бед и несчастий. Как бороться с таким укладом он не знает и не считает себя способным на эту борьбу.

Композиция

Особенностью композиции произведения Чехова является форма рассказа в рассказе . Двое давних знакомых, фигурирующих в цикле “маленькой трилогии” (Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин) оказываются в поле в ненастную погоду, находят укрытие в доме помещика Алехина. Он принимает гостей, и Иван Иванович рассказывает историю жизни своего брата.

Экспозицией рассказа служит описание природы во время дождя, радушный приём уставших промокших путников хлебосольным хозяином. Повествование время от времени прерывается мыслями и философскими отступлениями самого рассказчика. В целом, композиция очень гармоничная, удачно подобранная для смыслового наполнения.

Условно текст рассказа можно поделить на несколько частей. В первой – экспозиция и завязка (в преддверии ненастья Буркин напоминает Ивану Ивановичу, что тот хотел рассказать какую-то историю). Вторая часть – приём гостей, посещение купальни и уютный вечер в роскошном доме – раскрывает нравы, привычки и отношение к жизни хозяина и его гостей. Третья часть – повествование Ивана Ивановича о своём брате. Последняя – размышления рассказчика и реакция присутствующих на его рассказ и философствования.

Главные герои

Жанр

Самый излюбленный литературный жанр А. П. Чехова – это рассказ. Малая эпическая форма с одной сюжетной линией и минимальным количеством персонажей помогает автору создавать лаконичные, злободневные и очень правдивые произведения. Написанный в духе реализма “Крыжовник” стал маленькой историей, которая учит большим истинам. Именно эта особенность свойственна всем рассказам Чехова – смысловая масштабность в ограниченном объёме.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 265.

В значительной мере посвящено «футлярной» жизни и маленьким людям, а многие его короткие рассказы и повести обличают общество и людей в пошлости, бездушии и мещанстве.

К таким рассказам относится и «Крыжовник», написанный в 1898 году. Важно отметить то, в какое время было написано это произведение - это был период правления Николая II, который был последователем политики своего отца и не желал внедрять необходимые тому времени либеральные реформы.

О чем рассказ «Крыжовник»?

Чехов рассказывает о Чимше-Гималайском, который служит в палате и больше всего на свете мечтает о собственном имении. Его заветное желание - стать помещиком.

Герой Чехова выгодно жениться, забирает необходимые ему деньги у жены и наконец-то приобретает себе желаемое имение. И исполняет еще одну свою заветную мечту, в имении он высаживает крыжовник. А его жена умирает, так как в своей погоне за деньгами, Чимша-Гималайский морил ее голодом.

В рассказе «Крыжовник» Чехов применяет искусные литературный прием - рассказ в рассказе, историю о Николае Ивановиче Чимше-Гималайском мы узнаем от его брата. И глаза рассказчика Иван Ивановича - это глаза самого Чехова, таким образом он показывают читателю свое отношение к таким людям, как новоиспеченный помещик.

Ответственность героя за выбор жизненной философии

Брат главного героя поражается его духовной ограниченности, его ужасает сытость и праздность брата, а сама его мечта и ее исполнение кажутся ему высшей степенью эгоизма и лени.

Ведь за время жизни в имении Николай Иванович стареет и дурнеет, он гордится тем, что принадлежит к дворянскому сословию, не понимая, что это сословие - уже отмирающее и на смену ему приходит более свободная и справедливая форма жизни, постепенно меняется устои общества.

Но больше всего самого рассказчика поражает тот момент, когда Чимше-Гималайскому подают его первый крыжовник, и он в одночасье забывает о важности дворянства и о модных вещах того времени.

В сладости посаженного им самым крыжовника Николай Иванович находит иллюзию счастья, он придумывает себе причину радоваться и восхищаться, и это поражает его брата.

Иван Иванович раздумывает о том, как большинство людей предпочитают обманывать самих себя, лишь бы уверять себя в собственном же счастье. Причем он критикует и самого себя, находя у себя такие минусы, как самодовольство и желание поучать других жизни.

Кризис личности и общества в рассказе

Иван Иванович раздумывает о нравственном и моральном кризисе общества и личности в целом, его беспокоит то нравственное состояние, в котором находится современный социум.

И его словами к нам обращается сам Чехов, он рассказывает, как ловушка, которую люди создают для себя сами, мучает его и просит делать в будущем только добро и пытаться исправить зло.

Иван Иванович обращается к своему слушателю - молодому помещику Алехову, а Антон Павлович этим рассказом и последними словами своего героя обращается ко всем людям.

Чехов пытался показать, что на самом деле цель жизни - это вовсе не праздное и обманчивое ощущение счастья. Этим коротким, но тонко обыгранным рассказом он просит людей не забывать делать добро, и не ради призрачного счастья, а ради самой жизни.

1. Введение . Отличительной особенностью творчества а было то, что в свои короткие, внешне бесхитростные истории он вкладывал очень глубокие идеи. Ярким примером этого является рассказ "Крыжовник".

2. История создания . Рассказ был написан и опубликован в 1898 г. Вместе с рассказами " " и "О любви" входит в т. н. "Маленькую трилогию" Чехова.

3. Смысл названия . Крыжовник - навязчивая идея брата рассказчика. В мечтах Николая Ивановича о собственном имении неизменно присутствовал этот обыкновенный кустарник.

В рассказе крыжовник становится символом духовной ограниченности человека, его замкнутости и отсутствия полезной деятельности.

4. Жанр . Рассказ

5. Тема . Основная тема произведения - присущие русскому человеку лень, эгоизм, "монашество без подвига". Служба Николая Ивановича, которая приносила хоть какую-то пользу, рассматривалась им в качестве неизбежного бремени и источника денег.

Все его помыслы были направлены на покупку собственного имения. Эта навязчивая идея полностью подчинила себе душу в общем-то хорошего ("доброго, кроткого") человека.

Ограничивая себя во всем ради накопления денег на покупку, Николай Иванович женился ради наследства и своей скупостью свел жену в могилу. Николаю Ивановичу уже не важно, что купленное имение находилось в ужасном состоянии. Его мечта о спокойной беззаботной жизни осуществилась.

Став настоящим "барином", Николай Иванович не замечает, что все больше напоминает живой труп. Вся его деятельность сводится к важным разговорам о значении дворянства. На самом деле единственное "полезное" дело Николая Ивановича - посадка кустов крыжовника.

6. Проблематика . В рассказе "Крыжовник" Чехов общается к своей "излюбленной" проблеме - господству пошлости и мещанства в русской жизни. Николай Иванович после покупки имения забывает, что его предки были из низкого сословия и сам начинает верить в то, что он - потомственный дворянин.

Цель его жизни сводится к тому, чтобы попробовать ягоды крыжовника из собственного урожая. Проблема русского общества эпохи Чехова заключалась в том, что лишь немногие люди стремились к полезной деятельности, всеми силами старались улучшить и благоустроить окружающий мир. Писатель сам подавал этому пример в своей усадьбе Мелехово.

Полной противоположностью Николая Ивановича выступает помещик Алехин, который из-за непрерывной работы даже забывает мыться. Еще одна проблема - "воздушность" усилий дворянства по улучшению положения простого народа. "Добрые дела" Николая Ивановича сводятся к примитивному лечению мужиков и баб "содой и касторкой" и обязательному угощению водкой. Это позволяет новоявленному помещику с гордостью заявлять о том, что он "знает народ", который его безгранично любит и благодарит за помощь.

7. Герои . Иван Иванович, Николай Иванович, Буркин, Алехин.

8. Сюжет и композиция . Рассказ содержит две сюжетные линии. Одна вплетена в "Маленькую трилогию". Ветеринарный врач Иван Иванович и учитель Буркин вместе охотятся и заходят на ночлег к знакомому - помещику Алехину. У него врач и рассказывает печальную историю своего родного брата.

9. Чему учит автор ? Главная идея Чехова выражена в горячем обращении Ивана Ивановича к Алехину. Он сводится к тому, что пока человек молод и полон сил, он должен неустанно трудиться во имя высшей цели. "Делайте добро!", - завершает свою речь Иван Иванович. Только это станет залогом счастливого будущего.