Проект "планеты солнечной системы"". Проект планеты солнечной системы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №23»

140250, Московская область, Воскресенский район

п. Белоозерский, ул. Молодёжная, д.39, тел. 44-55-084

E-mail: [email protected]

http://vos-licey-23.edumsko.ru/

ПРОЕКТ

на тему

«Солнечная система»

в номинации «Исследовательский проект»

ученика 4- В класса

Журавлева Данилы

Руководитель: Божко Марина Игоревна

г. Воскресенск

2016

Содержание

I . Введение 3

II . Основная часть 3

1. Солнце 3

2. Планеты Солнечной системы 4

3. Космические объекты Солнечной системы 7

4. Дальние объекты C олнечной системы 7

5. Практическая работа 8

III . Выводы 10

IV . Список литературы 11

V . Приложения 12

    Введение

На уроках «Окружающего мира» меня заинтересовал вопрос, как устроена Солнечная система. Мы выбрали небесные тела Солнечной системы как объект своего исследования.

Целью нашей работы является изучение небесных тел.

Задачи , которые мы поставили

    Изучить небесные тела Солнечной системы

    Исследовать изменения Луны

    Выяснить, каково влияние Солнца и Луны на жизнь людей

Мы выбрали тему "Солнечная система", потому что хотели больше узнать о Солнечной системе и космосе. Мне очень интересно было узнать, есть ли жизнь на Марсе? Какая планета самая холодная? Какие ещё есть космические объекты? Почему Луна меняет форму? Как происходит затмение? Как влияют небесные тела на жизнь человека?

Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце.

В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет. Планеты земной группы: Меркурий , Венера , Земля и Марс (рис.1) . Эти планеты небольшого размера с каменистой поверхностью, они находятся ближе других к Солнцу. Планеты гиганты: Юпитер , Сатурн , Уран и Нептун (рис.2) . Это крупные планеты, состоящие в основном из газа и им характерно наличие колец, состоящих из ледяной пыли и множества скалистых кусков.

II . Основная часть

Первым небесным объектом, сведения о котором мы изучили, была звезда Солнце. Солнце (рис.3) представляет собой гигантский огненный шар очень высокой температуры. Что интересно, солнце светит почти белым светом, но у поверхности планеты Земля за счет сильного рассеивания приобретает желтый цвет, а при ясной погоде вместе с голубым цветом неба лучи Солнца вновь приобретают белое освещение. Солнце является единственной звездой в Солнечной системе, вокруг нее совершают свое движение все планеты системы.

Солнце самый главный источник тепла и энергии, благодаря которому при содействии других благоприятных факторов на Земле есть жизнь (рис 4). Наша планета Земля вращается вокруг своей оси, поэтому каждые сутки, находясь на солнечной стороне планеты, мы можем наблюдать рассвет и удивительное по красоте явление закат (рис 5), а ночью, когда часть планеты попадает в теневую сторону, можно наблюдать за звездами на ночном небе.

Солнце оказывает огромное влияние на жизнедеятельность Земли, оно участвует в фотосинтезе, помогает в образовании витамина D в организме человека. Солнечный ветер вызывает геомагнитные бури и именно его проникновение в слои земной атмосферы вызывает такое красивейшее природное явление, как северное сияние, называемое еще полярным. Солнечная активность меняется в сторону уменьшения или усиления примерно раз в 11 лет.

    Планеты Солнечной системы

Давайте начнем увлекательное знакомство с планетами Солнечной системы по порядку составленного мною «топа», в котором я учитывал то, чем планеты отличаются от остальных.

Самая маленькая и самая близкая к Солнцу планета Меркурий (рис.6) Название планете дали древние римляне, которые почитали бога Меркурия как покровителя воров, путешественников и торговцев. В Древней Греции её называли сразу двумя именами - Аполлоном (бог солнечного света, покровитель искусств и науки) утром и Гермесом (шустрый посланник богов) вечером. Причем греки не знали, что видят одну и ту же планету. Меркурий так медленно вращается вокруг своей оси, что проходя полный круг вокруг солнца, совершает оборот вокруг своей оси всего 1,5 раза, из-за чего солнечные сутки на планете длятся 58 земных суток.

Самая яркая планета – Венера. Планета получила своё название в честь Венеры , богини любви из римского пантеона. Венеру (рис.7) очень часто называют «сестрой» Земли, поскольку их размеры и масса очень приближены друг к другу, но существенные отличия наблюдаются в их атмосфере и поверхности планет. Ведь если большая часть Земли покрыта океанами, то на Венере увидеть воду просто невозможно. На Венере постоянно происходят вспышки молний.

Самая пригодная для жизни – планета Земля . Третья от Солнца Земля (рис.7), ставшая нашим домом, имеет спутник – Луну , в состав атмосферы входят важные элементы водорода, углерода, которые делают возможным на Земле жизнь. Поверхность Земли состоит на 2/3 из воды, остальная часть это континенты, где и в воде и на суше развивается жизнь. Земля единственная из всех планет Солнечной системы, имеет океаны, - они покрывают более семидесяти процентов ее поверхности. Кислород на Земле, не критическая температура на поверхности планеты и другие свойства дали благоприятную возможность для существования растительного, животного мира и жизни человека на Земле. Наша планета играет уникальную роль в Солнечной системе, ведь Земля – единственная планета, на которой есть жизнь ! Только на Земле присутствует атмосфера, в которой может дышать человек и все живые организмы. У планеты Земля есть один естественный спутник – Луна (рис. 9). Если не брать в расчет Солнце, то именно Луна является самым ярким светилом, которое можно наблюдать с Земли.

Наиболее таинственная и спорная планета - Марс (рис.10). Небольшая планета, которая представляется невооруженным глазом, известна как красная планета. Названа в честь Марса - древнеримского бога войны, соответствующего древнегреческому Аресу. Имеет два спутника – Фобос (страх) и Деймос (ужас). На важнейший из вопросов волнующий ученых – есть ли жизнь на Марсе - однозначный ответ так и не получен. Однако есть факты, свидетельствующие о том, что жизнь на планете могла быть в прошлом. Ученые постоянно получают косвенные свидетельства наличия жизни на марсе в прошлом, по крайней мере, на уровне микроорганизмов. Единственное явление, которое наблюдается на Марсе это пылевые бури, принимающие иногда глобальный марсианский размах.

Самая крупная планета в Солнечной системе , состоящая из газа, слои которого находятся в постоянных вихреобразных движениях - Юпитер (рис.11) – пятая от Солнца планета. Его масса Назван в честь верховного бога Юпитера у римлян и Зевса у греков. Размеры Юпитера превышают размеры Земли в 318 раз. Несмотря на большие размеры Юпитера, сутки на планете длятся около 10 часов. Интересной загадкой является Большое красное пятно (рис.12). Учёные считают, что это огромный ураган, который вращается со скоростью более 300 км\ч уже несколько столетий.

Наибольшее количество спутников у Сатурна. У него же самые ярко-выраженные кольца вокруг планеты , которые легко разглядеть в обычный телескоп (рис.13). Сатурн назван в честь римского бога Сатурна , аналога греческого Кроноса (Титана, отца Зевса). Эта удивительная и красивая планета имеет систему колец с миллиардами маленьких объектов: частиц льда, железных и каменных пород, а также много спутников - все они вращаются вокруг планеты.

Это самая холодная планета Солнечной системы , самая низкая зафиксированная температура равна -224°C. Планета Уран (рис.14) названа в честь греческого бога неба Урана. Это седьмая по счету планета солнечной системы, она имеет 27 спутников и 13 колец. Эта необычная планета видна наблюдателю в синих и зеленых цветах.

Самая «ветреная» планета Нептун (рис.15) - это последний из четырех газовых гигантов, принадлежащих солнечной системе. Из-за синего цвета планета получила свое название в честь древнеримского владыки океана - Нептуна. Сама атмосфера обладает повышенной активностью, где мощные ветра дуют со скоростью свыше 2000 км/ч, образуя огромные пятна размером с нашу планету.

  1. Космические объекты Солнечной системы

(рис.16) - несущиеся на огромной скорости и путешествующие по огромным орбитам, проложенным во вселенной, кометы, так называются эти небесные тела, состоят из яркой светящейся головы и невероятно длинного (до 100 миллионов км) шлейфа хвоста. Комета представляет собой небесное тело малых размеров, состоящее изо льда с вкраплениями пыли и каменных обломков. При приближении к солнцу лед начинает испаряться, потому за кометой остается хвост, растягивающийся порой на миллионы километров. Хвост кометы состоит из пыли и газа.

(рис.17) - подобно планетам, только совсем небольших размеров, астероиды вращаются вокруг Солнца, они имеют каменистую структуру поверхности и по некоторым характеристикам бывают похожи на небольшие планеты, поэтому их иногда называют "малые планеты". Наибольшее скопление астероидов находится между Марсом и Юпитером, эта зона получила название "пояс астероидов". Астероиды имеют самые разные размеры: маленькие от нескольких десятков сантиметров в диаметре, как кухонная кастрюлька, и крупные диаметром до 250 и выше км.

(рис.18) - падающие звезды - так называют метеорный дождь, который происходит каждый год в начале августа и в другие промежутки в течении года. Иногда "падающие звезды" метеориты можно увидеть невооруженным глазом, они мелькают, словно искорка.

    Дальние объекты Солнечной системы

Самая далекая в Солнечной системе планета (рис. 19) Ее называют «ледяная планета». По своим характеристикам могла бы относиться к земной группе планет, но с 2006 года по решению Международного Астрономического Союза Плутон причислили к карликовым планетам наряду с Эридой и Церерой.

    Практическая работа

Более всего нас интересовал спутник Земли и его влияние на людей и их жизнь. Откуда появились такие временные измерения как «месяц» и «неделя»? Как Луна влияет на жизнь людей?

Сама по себе поверхность на Луне очень темная, несмотря на то, что в лунную ночь мы хорошо видим Луну на ночном небе. Даже с Земли можно наблюдать пятна на ее поверхности. Первым, кто описал свойства и характеристики Луны, был итальянский астроном Галилео Галилей, он описал горы, кратеры и равнины на поверхности Луны. В XX веке 3 февраля 1966 года на Луну впервые прилунился спускаемый аппарат Луна-9, а несколькими годами позже 21 июля 1969 года на поверхность Луны впервые ступила нога человека.

В течение месяца мы наблюдали за изменениями Луны и заносили результаты наблюдений в наш дневник наблюдений «Фазы Луны»:

Дата

Вид Луны

07.09.2015 г.

13.09.2015 г.

19.09.2015 г.

26.09.2015 г.

В результате наблюдения подтвердилось, что в течение месяца Луна проходит четыре фазы. Она то «смотрит» на нас полным круглым диском, то начинает уменьшаться, становясь серпом, а потом и вовсе исчезает с небосвода, а затем опять является нам в виде растущего серпа (рис.20). Смена фаз происходит потому, что между Луной и Солнцем примерно в равные временные промежутки встает Земля. Поэтому тень нашей планеты заслоняет Луну – частично или полностью.

Каждая фаза Луны продолжается 7,4 земных суток, а отсчет лунных фаз начинается с новолуния. Каждая фаза Луны соответствует одной из четырех природных стихий - огню, земле, воздуху или воде. Через каждые 7 дней наступает новая лунная фаза.

Что бы правильно определить в какой фазе находится Луна, нужно знать одно интересное правило. Если её серп похож на дужку от буквы «Р», значит Луна растущая. Когда её дужка смотрит в противоположную сторону и напоминает букву «С», тогда Луна стареющая. Это очень легко запомнить и вы всегда сможете определить, молодая Луна только начала свой путь или старая Луна завершает свой цикл.

2016 год дает возможность наблюдать сразу 6 затмений. К ним относятся 4 частичных солнечных затмения и 2 полных лунных затмения, отличающиеся необычно большой длительностью.

Как же происходит затмение Луны? В результате проведенного опыта выяснилось, как происходит лунное затмение (рис.21) и почему Луна меняет форму на небосклоне. Тень от Земли перекрывает диск Луны и вместо светящегося лунного диска можно увидеть тёмный круг (рис.22). Для этого опыта мне потребовался фонарик и два разных по размеру шара.

Какова же роль Луны на людей? В результате наших исследований мы узнали, что роль Луны в жизни нашей планеты очень велика. Два раза в сутки уровень Мирового океана меняется – вода «наступает» на сушу по время приливов и «отступает» с отливом. Приливам и отливам океан обязан притяжению Луны. Когда Луна проходит над определенной точкой, происходит прилив – поднятие воды. Покидая эту точку Луна «отпускает» воду – так начинается отлив. Оказывается, Луна притягивает к себе воду. Так же Луна влияет на самочувствие и здоровье животных.

Интересуются ли мои одноклассники небесными объектами и их влиянием на землян? С этой целью был проведен опрос: «Что Вы знаете о Солнечной системе» в «4-В» классе (диаграмма 1). В результате выяснилось, что из 20 респондентов

    75% интересно узнавать новое о Солнечной системе

    80% опрошенных знают, как отличить фазы Луны

    90% - не знают, почему меняется форма Луны в течение месяца

После презентации проекта данные изменились (диаграмма 2):

    90% интересно узнавать новое о Солнечной системе

    98% опрошенных знают, что Луна меняет форму в течение месяца

    5% - не знают, почему меняется форма Луны в течение месяца

    Выводы

В состав Солнечной системы входят восемь больших планет. Они располагаются в соответствии с увеличением расстояния от центральной звезды: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Первые четыре планеты, в том числе и наша Земля, образуют Земную группу: они имеют твёрдые поверхности и сравнительно медленно вращаются вокруг своей оси. Следующие четыре планеты являются планетами – гигантами, или планетами типа Юпитера. Они намного больше по размеру, чем Земля, но менее плотные, состоят в основном из водорода и гелия и не имеют твёрдой поверхности.

Самая маленькая планета среди гигантов – Нептун, а наибольшая планета – Юпитер - по диаметру в 11 раз обогнала Землю.

Среди всех планет Земля выделяется тем, что находится от Солнца как раз на таком расстоянии, где не слишком холодно и не слишком жарко, так что на её поверхности существует жидкая вода и жизнь.

Это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце.
По одной из теорий Солнце образовалось вместе с Солнечной системой около 4,5 миллиардов лет назад в результате взрыва одной или нескольких сверхновых звезд. Изначально Солнечная система представляла собой облако из газа и частиц пыли, которые в движении и под воздействием своей массы образовали диск, в котором возникла новая звезда Солнце и вся наша Солнечная система.

В центра Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет. Так как Солнце смещено от центра планетарных орбит, то за цикл оборота вокруг Солнца планеты то приближаются, то отдаляются по своим орбитам.

Различают две группы планет :

Планеты земной группы: и . Эти планеты небольшого размера с каменистой поверхностью, они находятся ближе других к Солнцу.

Планеты гиганты: и . Это крупные планеты, состоящие в основном из газа и им характерно наличие колец, состоящих из ледяной пыли и множества скалистых кусков.

А вот не попадает ни в одну группу, т.к., несмотря на свое нахождение в Солнечной системе, слишком далеко расположен от Солнца и имеет совсем небольшой диаметр, всего 2320 км, что в два раза меньше диаметра Меркурия.

Планеты Солнечной системы

Давайте начнем увлекательное знакомство с планетами Солнечной системы по порядку их расположения от Солнца, а также рассмотрим их основные спутники и некоторые другие космические объекты (кометы, астероиды, метеориты) в гигантских просторах нашей планетарной системы.

Кольца и спутники Юпитера: Европа, Ио, Ганимед, Каллисто и другие...
Планету Юпитер окружает целое семейство из 16 спутников, причем каждый из них имеет свои, непохожие на другие особенности...

Кольца и спутники Сатурна: Титан, Энцелад и другие...
Характерные кольца есть не только у планеты Сатурн, но и на других планетах-гигантах. Вокруг Сатурна кольца особенно четко видно, потому что состоят из миллиардов мелких частиц, которые вращаются вокруг планеты, помимо нескольких колец у Сатурна есть 18 спутников, один из которых Титан, его диаметр 5000км, что делает его самым большим спутником Солнечной системы...

Кольца и спутники Урана: Титания, Оберон и другие...
Планета Уран имеет 17 спутников и, как и другие планеты-гиганты, опоясывающие планету тонкие кольца, которые практически не имеют способности отражать свет, поэтому открыты были не так давно в 1977 году совершенно случайно...

Кольца и спутники Нептуна: Тритон, Нереида и другие...
Изначально до исследования Нептуна космическим аппаратом "Вояджер-2" было известно о двух спутников планеты - Тритон и Нерида. Интересный факт, что спутник Тритон имеет обратное направление орбитального движения, также на спутнике были обнаружены странные вулканы, которые извергали газ азот, словно гейзеры, расстилая массу темного цвета (из жидкого состояния в пар) на много километров в атмосферу. Во время своей миссии "Вояджер-2" обнаружил еще шесть спутников планеты Нептун...

Гончаров Андрей,Федоров Матвей.

Тема проекта «Путешествие по планетам солнечной системы»

Работа состоит из введения, двух глав, заключения.

Во введении раскрывается актуальность, цель проекта, задачи.

В первой главе описывается процесс образования солнечной системы, а также дается характеристика планет.

Во второй главе разработан проект «Путешествие по планетам солнечной системы»

Заключение посвящено основным выводам по проекту.

Имеется приложение в виде презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ЛЕКСИС»

Проект

на тему:

«Путешествие по планетам солнечной системы»

Выполнили:

Ученики

3 и 4 классов

Гончаров Андрей,

Федоров Матвей.

Руководители:

Учителя начальных классов

Дьякова Т. В.,

Ващебрович Н. В.

2014год

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1.Образование солнечной системы. Характеристики планет солнечной системы……………………………………………………………………….……..4

Глава 2. Организация работы над созданием моделей планет солнечной

системы……………………………………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………..….11

Используемая литература и электронные ресурсы..…………………………...12

Введение

Средства массовой информации грозят почти каждый год всемирным апокалипсисом. Человечество должно искать выход из сложившейся ситуации. Таким выходом может стать эвакуация на другую планету.

На сегодняшний день ученые не нашли признаков жизни на других планетах. Но современные технологии позволяют открывать все новые и новые горизонты в науке. И возможно, в будущем мы сделаем открытие, которое поможет нам создать условия для жизни на других планетах. Для открытия нового необходимо изучить уже известные факты.

Цель проекта: расширить знания о планетах солнечной системы и создать макеты планет солнечной системы.

В задачи данного проекта входит:

Описать процесс образования солнечной системы;

Охарактеризовать планеты солнечной системы;

Разработать и реализовать проект «Путешествие по планетам солнечной системы».

В ходе работы над проектом были использованы следующие методы : анализ научной литературы по данной теме, видеоматериалов, интернетресурсов;систематизация и обобщение полученной информации; проектирование и конструирование моделей изучаемых объектов.

Глава 1.Образование солнечной системы.

Характеристика планет солнечной системы.

Наша Вселенная полна тайн и загадок. И уже много тысяч лет люди наблюдают за звездами, пытаясь проникнуть в их тайны.

Вселенная – это весь известный нам мир, вся материя, от мельчайших частиц до самых огромных звезд. (Марк А. Гарлик,2013) Частью Вселенной является и наша солнечная система.

По мнению ученых у нашей Вселенной богатое прошлое. Большинство ученых считает правильной теорию Большого взрыва. (Хаббл, 1930)

Большой взрыв – это теория, и споры ученых не прекращаются до сих пор, исследования продолжаются.

Как теория большого взрыва объясняет происхождение солнечной системы?

14 млрд лет назад … Тогда не существовало ни пространства ни времени, все было сосредоточено в плотном ядре, наполненном теплом и энергией.

Внезапно оно стало расширяться, и произошел невероятной силы взрыв, который и назвали Большим взрывом.

Этот взрыв породил все, из чего состоит наш мир: элементарные частицы и связывающие их силы.

По мере остывания и расширения Вселенной из огромного множества этих элементарных частиц стали возникать сгустки, которые медленно объединялись в более крупные объекты. Из них постепенно образовались звезды, галактики, планеты.

В том числе и наша галактика, которая называется Млечный путь. Ученые считают, что Солнечная система образовалась 5 млрд лет назад из вращающегося газопылевого облака протосолнечной туманности.

Туманность сжалась под действием собственного тяготения, и в ее центре сформировалось Солнце, а вокруг кольца «строительного мусора», которые постепенно слипались, образуя шарообразные тела разного размера – планеты Солнечной системы.

В центре нашей солнечной системы звезда по имени Солнце - гигантский газовый шар. Ее масса 330 тыс. раз больше массы земли. Солнечная энергия поддерживает жизнь на Земле, энергия возникает в результате ядерных реакций около гелиевого ядра и достигает поверхности через миллионы лет. Поверхность Солнца напоминает кипящий суп в глубокой кастрюле. Из недр, которого постоянно, как пузыри при кипении, поднимаются потоки газа высокой температуры. (Афонькин С.Ю., 2012)

Первой от Солнца планетой является Меркурий. Эта планета получила своё название в честь римского бога торговли. Меркурий самая быстрая планета. Год на нем равен 88 земным суткам. А день сменяет ночь всего один раз в году. Из-за этого днём жара до + 360 С, а ночью – ледяной холод до – 160 С. Поверхность каменистая и пустынная. В жизни Меркурия было много столкновений с различными метеоритами и от этого его поверхность испещрена различными по размеру кратерами. А внутри он тверд, сердце планеты из железа и никеля.

Венера вторая от Солнца планета. Она носит имя богини красоты и выглядит, как очень яркая звезда, ещё Венеру называют «утренней звездой». Планета может сиять серебристым светом, и очень похожа на Землю, почти такого же размера. Под ее облачной шубкой стоит невыносимая жара. Год на Венере составляет примерно 224 земных суток, а день меняет ночь через 243 земных суток.

Третья планета солнечной системы – Земля. Ее назвали в честь богини Земли Геи. Температура на ней позволяет большей части воды быть в жидкомсостоянии, наполнять наши океаныи моря, реки и озёра, а не испаряться полностью и не замерзать совсем. Вода играетчуть ли не самую главную роль и для жизни, и в жизни всех других живых существ, без неё жизнь на Земле была бы невозможна. Другой очень важной особенностью является то, что атмосфера Земли, в отличиеот других планет, пригодна для дыхания живых существ благодаря тому, что в ней в достаточном количестве содержится необходимый нам кислород. Правда это ужезаслуга растений, которые тоже не смогли бы возникнуть и существовать без воды. У Земли есть спутник, который зовется Луна.

Последняя планета земной группы – Марс. Четвёртая от Солнца планета, названная в честь бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность Марса содержит большоеколичество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Ночью моя температура опускается доминус 85°С.Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звалиСыновей бога войны). Фобос и Деймос лишены атмосферы. И всегда обращены к Марсу одной стороной. Их поверхность покрыта кратерами. (Асаф Холл,1877)

Юпитер - самая большая планета в Солнечной системе. Она носит имя самого главного римского бога Юпитера. Состоит из газов. В его цветастой атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы. Полный оборот вокруг Солнца Юпитер совершает за 12 земных лет, а день мой равен 9 ч 55мин.16 спутников вращаются вокруг него, а так же кольцо из пыли и каменных частиц. Самым крупный спутником в Солнечной системе является Ганимед. Его радиус составляет 2631 км. Мантия его состоит из водяного льда,а внутри каменное ядро. Этот спутник назвали в честь сына троянского царя Троса.

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Сердце железно-каменное, а снаружи газ. Температура на поверхности составляет -175С. День на Сатурне длится 10 ч 40 мин, а год 29 земных лет. У Сатурна обнаружили 30 спутников, самый большой и них это Титан. Атмосфера Титана из азота, и океан из этана и метана. В древнегреческой мифологии его именем называли детей бога неба Урана и богини земли Геи.

Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов. Назвали его в честь древнегреческого бога неба. Вокруг солнца Уран облетает за 84 года, а вокруг своей оси оборачивается за 17 ч 14 мин. Наклон его оси составляет 98 градусов, вот почему эта планета вращается лежа на боку.

Нептун восьмая от Солнца. Носит имя римского бога морей и мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности – минус 200°С. Год на Нептуне длится 165 земных лет, а день 16 ч 3 мин

Глава 2. Организация работы

над созданием моделей планет солнечной системы

Мы решили сделать свою модель планет солнечной системы. Какой материал выбрать? Наша инсталляция с составляющими ее объектами должна соответствовать по форме, цвету реальным объектам солнечной системы, также должна содержать адаптированный теоритический материал, понятный детям разного возраста. Наши планеты не должны быть хрупкими или тяжелыми: дети захотят их подержать в руках.

Для изготовления моделей планет мы выбрали технику папье-маше,которая позволяет создать любую форму, легко красится.

Мы сделали заготовки шарообразной формы разные по размеру, так как есть планеты Земной группы и планеты-гиганты, которые отличаются друг от друга размерами. Потом мы их раскрасили согласно цветовым особенностям планет солнечной системы.

Меркурий – самый маленький шар серого цвета, так как это самая маленькая планета, состоящая из железа и никеля.

Венера – шар желто-коричневого цвета. Самая жаркая планета солнечной системы. Но мы знаем, что поверхность Венеры удалось рассмотреть только тогда, когда ее поверхность сфотографировала станция, находящаяся на орбите Венеры. Сама планета буквально окутана очень плотной, мощной атмосферой, состоящей из углекислого газа и серной кислоты. Мы «сделали» атмосферу из ваты.

Земля – сине-зеленый шар, потому что на Земле есть вода. Планета тоже имеет атмосферу, но совсем другую, нежели на Венере. Земная атмосфера состоит, в основном, из кислорода, и она задерживает опасное солнечное излучение и вместе с тем сохраняет большую часть тепла.

Марс – красный шар, потому что Марс еще называют красной планетой. Такой цвет объясняется тем, что поверхность этой планеты покрыта пылью из оксида железа(или попросту ржавчиной). На Марсе самые высокие горы во Вселенной, а вот и Олимп, она вздымается на высоту 20 км и занимает площадь размером с Англию.

Юпитер- самый большой шар желто-коричневого цвета. Эта самая большая планета солнечной системы. А вот знаменитое Большое Красное пятно-это гигантская буря, которая бушует там по меньшей мере 300 лет. (Джованни Кассини, 1665)

Сатурн-особенностью этой планеты являются кольца, состоящие из обломков льда и камней. И мы их сделали.

Уран и Нептун-похожи и по размерам, и по цвету, - голубовато-зеленые шары, потому что их атмосфера состоит из водорода, гелия и метана. Именно метану они обязаны своим голубоватым цветом. Но есть и различия: Уран- единственная планета солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, лежа на боку, потому что наклон его оси составляет 98 градусов.

Создавая нашу модель солнечной системы, мы постарались отобразить наиболее яркие особенности каждой планеты, чтобы ребята их визуально запомнили. А для ребят постарше мы приготовили книжки-помощники, в которых мы разместили интересный материал о каждой планете. Книжки круглые по форме и их обложки по цвету соответствуют каждой планете.

Заключение

Мы «побывали» на всех планетах Солнечной системы. Узнали много нового и интересного. Изучив особенности планет, мы пришли к выводу, что не на одной планете солнечной системы жизнь пока зародиться не может, т. к. для ее появления необходимы кислород и вода. Мы убедились, что в достатке эти компоненты есть только на нашей планете - Земля. Но мы знаем, что 4,5 миллиарда лет назад Земля была похожа по характеристикам на Венеру, и, возможно, Венера, в будущем, приобретёт параметры необходимые для зарождения жизни.

Приподняв завесу тайн Вселенной, мы открыли для себя еще множество объектов для изучения.

Используемая литература и электронные ресурсы

Список литературы:

Список используемой литературы:

Вселенная/Пер. с итал. О. Позднеевой.- М.:Эксмо, 2012

Универсальная школьная энциклопедия. Т1,Т2/Главный ред. Е. Хлебалина –М.:Аванта, 2003.

Детская иллюстрированная энциклопедия/Глав.ред. Е. Мирская

Космос.- СПб: «БКК»,2012.

Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Космос/Авт. Сост. Т.И. Гонтарук. – М.: АСТ, 1996.

Детская энциклопедия/Глав.ред.А. И. Маркушевич-М.: Педагогика,1971

Я открываю мир: Изд. Для досуга: Земля-Ч.: АРКЕБУС,2008.

Что такое наука? Энциклопедия для любознательных- М.: Эксмо, 2010.

Космические корабли: Научно-поп. Изд.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС.2001

Изобретения/Пер. с англ. В.А. Гришечкина.-М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2011.

Скажи мне почему/Пер. с франц. Е. Агафоннинкова-М.:Махаон,2013

Иллюстрированный атлас/Земля-М.:Махаон,2013

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Проект
тема: «Солнечная система».

Выполнил: ученик 3В класса
МБОУ «СОШ № 53»
Клабуков Мирон

Руководитель:
Падышева Е.В.

Ижевск 2017

1. Цели и задачи
2. Введение.
3. Что такое Солнечная система?
4. Планеты Солнечной системы:
А) планеты земной группы
Б) газовые планеты гиганты.
5. Малые космические тела Солнечной системы.
6. Наша галактика – Млечный Путь.
7. Результаты тестирования старшеклассников школы №53 о строении Солнечной системы.
8. Заключение.
9. Список использованной литературы.

Цели и задачи проекта.
Цель моего проекта – узнать, что собой представляет Солнечная система.
Задачи проекта: узнать, сколько планет в нашей Солнечной системе и какие они? Чем планеты отличаются от звезд и других космических тел Солнечной системы. Выяснить, что Солнце – это источник жизни на Земле. Проанализировать такие понятия как галактика и вселенная. Привести результаты тестирования школьников по вопросам Солнечной системы.
Гипотеза: Солнечная система – это система, в которой вокруг Солнца вращаются звезды, планеты и все, что есть в космосе?

Введение.
Наверное, каждый человек любит смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается красотой ночного неба, а кто-то пытается разгадать загадки, которые таит в себе космос. Ученых, изучающих космос, называют астрономами, а науку, которой они занимаются астрономией. В будущем, я бы хотел стать астрономом и изучать тайны Вселенной. Но сегодня, у меня есть уникальная возможность рассказать одноклассникам о том, что же такое звезды, планеты и чем они отличаются, что представляет собой Солнечная система и какого ее строение. Все это навело меня на мысль посвятить свой проект теме «Солнечная система».
Что такое Солнечная система?
Восемь планет, среди которых и наша Земля, обращаются вокруг одной яркой и горячей звезды – Солнца. Эти планеты и их спутники, а также множество небольших небесных тел – комет и астероидов – составляют нашу Солнечную систему. Все планеты Солнечной системы движутся по своим путям – орбитам – вокруг Солнца. Сила притяжения Солнца не дает планетам и другим небесным телам разлететься в космосе в разные стороны.
Давайте разберемся, чем звезды отличаются от планет. Звезды – это огромные раскаленные светящиеся газовые шары. Внутри звезд идет ядерная реакция, как в котле атомной станции: одни вещества превращаются в другие (чаще всего легкий газ водород превращается в более тяжелый газ гелий). При этом выделяется огромное количество тепла и света. Звезды расположены очень далеко от нас, поэтому мы видим их как маленькие светящиеся точки. Ближайшая к нам звезда – Солнце. На звездном небе оно выглядит ярким желтым диском. Именно благодаря Солнцу существует жизнь на нашей планете. Без его энергии, то есть без солнечного света и тепла, не могли бы существовать ни растения, ни животные, ни человек. Если бы можно было на одну чашу весов положить Солнце, то на другую пришлось поместить 333 тыс. таких планет, как Земля. По массе Солнце в 750 раз больше всех планет Солнечной системы вместе взятых. Именно потому, все планеты Солнечной системы вращаются вокруг звезды под действием ее силы притяжения. Само же светило тоже вращается, но особенно: разные его слои имеют разную скорость вращения. Самый быстрый оборот происходит за 27 суток. Температура на поверхности Солнца 5500 градусов, а температура ядра 15 млн. градусов тепла. Солнце состоит на 70% из водорода и на 30% из гелия. Гелий в основном сосредоточен в центральной части Солнца – ядре, где и происходит термоядерная реакция. Солнце – это звезда со средней продолжительностью жизни около 10 млрд. лет. С ее рождения уже прошло 5 млрд. лет и еще через 5 млрд. лет его жизнь может закончиться.
Солнце - всего лишь одна из 200 млрд. звезд галактики Млечный путь. Звезды бывают разного цвета и размера. Цвет звезды зависит от их температуры. Самые холодные имеют красный цвет, они имеют температуру поверхности – 3 тыс. градусов (Антарес из созвездия Скорпион), а самые горячие звезды (голубые) – 35 тыс. градусов! Наше Солнце – это желтый карлик. Оно маленькое и не очень горячее, по сравнению с другими звездами – гигантами.
Теперь давайте узнаем, чем звезды отличаются от планет. Слово «планета» происходит из древнегреческого языка и означает – «странник». Греческие астрономы называли их странствующими звездами, потому что они передвигались в течение года, в отличие от звезд, которые были неподвижны. Все планеты Солнечной системы названы в честь греческих или римских богов. В отличие от звезд планеты не светят собственным светом, а лишь отражают солнечный свет.
Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий. Далее следует Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Планеты обегают Солнце за разное время. Чем дальше планета от Солнца, тем длиннее ее путь и тем дольше длится год – время полного оборота вокруг Солнца. У большинства больших планет Солнечной системы есть спутники (небесные тела, которые обращаются вокруг планет). Кроме того, вокруг Солнца обращаются малые тела особого класса – это кометы и астероиды. Дополняют общую картину газ и пыль, рассеянные в межпланетном пространстве. В близкой к Солнцу области образовались те планеты, в которых преобладали железо, кремний и углерод. Теперь мы называем их планетами земной группы. Это Меркурий, Венера, Земля и Марс. Они невелики по размерам и имеют твердую поверхность. При образовании более удаленных планет главным материалом стали газы – водород и гелий. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун не имеют твердой поверхности, они гораздо массивнее и больше планет земной группы, их называют планетами-гигантами.
По предположению ученых, Солнечная система возникла благодаря сложным физическим процессам из огромного облака газа и пыли. Около 5 млрд. лет назад появилось Солнце, еще через 500 млн. лет – планеты и другие небесные тела.
А) Планеты земной группы.
Самая близкая к Солнцу планета получила имя древнеримского бога торговли и ремесел - Меркурий. Меркурий похож на нашу Луну. Он всего в полтора раза больше спутника Земли. На Меркурии холодные ночи – 170 градусов мороза и жаркие дни – больше 400 градусов тепла. Меркурий успевает обернуться вокруг Солнца за 88 земных дней, а вокруг своей оси - за 58 дней. Атмосфера на Меркурии есть, но она очень разряжена. Поверхность планеты покрыта трещинами и кратерами – следами деятельности древних вулканов и столкновений с малыми небесными телами. От Меркурия до Солнца около 58 млн.км.
Из-за близости к Солнцу Меркурий трудно наблюдать с Земли, т.к. он тонет в его лучах. По легенде даже великому астроному Копернику ни разу в жизни не удалось разглядеть эту планету. Однако сейчас люди знают гораздо больше благодаря космическим исследованиям. В 1974 г. американский космический аппарат «Маример-10» приблизился к планете на рекордно близкое расстояние – 705 км и прислал на Землю фотографии его поверхности. После этого на 30 лет планету «оставили в покое», но совсем недавно исследования возобновились.
Вторая от Солнца планета – Венера – получила имя римской богини любви и красоты. Она расположена на расстоянии 108 млн. км от Солнца. После Солнца и Луны Венера – самый яркий объект на звездном небе. Венера обращается вокруг Солнца за 225 земных дней, а вокруг своей оси поворачивается за 243 дня. У Венеры есть очень плотная атмосфера, которая состоит из углекислого газа и капелек серной кислоты. Они отражают больше 70% солнечного света, что и обусловливает столь яркое свечение этой планеты. С поверхности этой планеты никогда не видны звезды и Солнце. На планете днем и ночью бушуют грозы. Жара стоит ужасная + 470 градусов. Словом жизнь на Венере невозможна. Узнать много нового о поверхности Венеры людям помогли космические аппараты. Оказалось, что на Венере не так много кратеров, как на Меркурии. Большинство из них остались от потухших вулканов. Состав горных пород Венеры был исследован советскими космическими станциями серии «Венера», совершившими мягкую посадку на планету. Оказалось, что эти породы близки по составу с земными. Рельеф планеты состоит из равнин, пересеченных горными цепями и возвышенностями. Высота гор на планете достигает 11 км.
Земля – третья планета Солнечной системы и самая крупная из планет земной группы. Наша планета сильно отличается от остальных планет Солнечной системы. От Солнца ее отделяет около 150 млн. км. Земля вращается вокруг своей оси за 24 часа и обращается вокруг Солнца за 365 дней. Земля расположена на выгодном от Солнца расстоянии – в «зоне жизни». Температура на планете опускается до -70, а поднимается до + 55 градусов. Именно нашей планете Солнце дает необходимое для жизни количество света и тепла. Наша планета выглядит из космоса как голубой шар, потому, что большая ее часть покрыта водой. Около 97% всей воды на Земле находится в морях и океанах. Остальные запасы воды сосредоточены в реках, озерах, ручьях, ледниках, подземных источниках. На Земле находятся 6 материков – Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида. Земля окутана воздушной оболочкой – атмосферой, содержащей кислород. Уникальность планеты Земля в том и состоит, что на ней сложились благоприятные условия для возникновения и существования жизни.
У Меркурия и Венеры природных спутников нет, а у Земли и всех следующих за ней планет есть. Наш естественный спутник – Луна. Это самое близкое к нам тело Солнечной системы и единственное место во Вселенной, куда ступала нога человека. Луна совершает полный оборот вокруг своей оси и вокруг Земли за один и тот же промежуток времени – примерно 28 суток. Поэтому Луна всегда обращена к Земле одной и той же стороной. Этот феномен называется синхронным вращением. Атмосфера на Луне есть, но она очень разряжена и поэтому температура по ночам опускается до -150, а днем поднимается до +100 градусов. Поверхность спутника испещрена кратерами – это следы столкновения с небесными телами. На Луне есть низменности и горные хребты.
Марс – четвертая планета Солнечной системы. Эту планету люди наблюдали с глубокой древности. Красное, «кровавое» сияние планеты заставило греков посвятить ее богу войны Аресу. У римлян бог войны носил имя Марса, от него планета и получила свое название. От Солнца Марс отделяют 228 млн. км. Марс, вдвое меньше Земли по размерам, и раз в десять легче нашей планеты. Год на Марсе длится 687 суток – около двух земных лет, а оборот вокруг своей оси планета совершает почти как Земля – за 24 часа 37 минут. Температура ночью опускается до -120 градусов, а днем поднимается до 25 градусов тепла. Марс – холодная каменистая планета, он весь покрыт ржавой пылью красного цвета. Марсианский вулкан Олимп - самая высокая гора в Солнечной системе. Его высота – 27 км. Олимп в 3 раза выше, чем Эверест. На Марсе, как и на Земле, происходит смена времен года, но там намного холоднее из-за большой удаленности от Солнца. В атмосфере Марса преобладает углекислый газ, и почти нет кислорода. На планете нет воды в жидком состоянии – все это препятствует зарождению жизни на планете.
У Марса есть два спутника. Их открыли с помощью телескопа еще в 1877 г. и назвали Фобос (страх) и Деймос (ужас) – подходящие имена для спутников бога войны. Фобос – ближайший спутник Марса, Деймос расположен на более далекой орбите. Марсианские спутники не круглые, как наша Луна, а продолговатые и по форме похожи на картофелины. Размер Деймоса – около 15 км, а Фобос немного больше – 27 км. Для космических масштабов это просто крошечные размеры.
Б) Газовые планеты гиганты.
Пятая от Солнца планета – Юпитер – это самая большая и массивная планета в Солнечной системе. Древние дали ей имя верховного римского божества. Расстояние между Юпитером и Солнцем – 778 млн. км. Юпитер – это газовая планета гигант, не имеет твердой поверхности. Масса планеты больше массы Земли в 318 раз. Температура верхних облаков -150 градусов. Вращается Юпитер быстро: делает оборот вокруг своей оси всего за 10 часов, а полный оборот вокруг Солнца совершает за 12 земных лет. В атмосфере Юпитера астрономы вот уже 300 лет наблюдают загадочное Большое Красное Пятно. По самым скромным подсчетам, оно вдвое больше Земли! Вероятно, это гигантский вихрь, шторм, вот уже много веков бушующий в атмосфере планеты. Около 60 лет назад на Юпитере открыли еще несколько таких «пятен», но значительно меньших размеров. Поверхность Юпитера покрыта жидким водородом. Около 20 лет назад ученые сделали потрясающее открытие: на Юпитере бывают грозы. Американский космический аппарат зарегистрировал в атмосфере планеты многочисленные вспышки, которые оказались молниями протяженностью в тысячи км! Юпитер окружен целой семьей из 67 спутников. Первые четыре – Ио, Европу, Ганимед и Каллисто – открыл еще Галилео Галилей. Произошло это в 1610 г., вскоре после того, как ученый создал телескоп. Самым большим спутником Юпитера и, одновременно, Солнечной системы является – Ганимед. По размерам он превосходит планету Меркурий. Но в 1979 г. выяснилось, что, кроме крупных спутников, у Юпитера есть кольцо, состоящее из мелкой пыли, почти как у Сатурна.
Шестая планета Солнечной системы – Сатурн – это вторая по величине планета Солнечной системы. Расстояние между Солнцем и Сатурном – 1,5 млрд. км. Название планета получила в честь римского бога Сатурна, божества плодородия. Вокруг своей оси Сатурн вращается за 11 часов, а вокруг Солнца обращается почти за 30 земных лет. Сатурн – гигантская газовая планета. Он состоит в основном из водорода. Океан жидкого водорода покрывает его поверхность. Температура верхних облаков -180 градусов. В атмосфере Сатурна тоже бушуют гигантские штормы, в сильный телескоп их можно наблюдать даже с Земли. Сразу же после изобретения телескопа астрономы обнаружили, что Сатурн окружен широкими светлыми кольцами. Открыл их Галилей в 1610 г. Ширина этих колец - десятки тысяч км, а толщина мала – не более 50 м. Всего колец - пять, они не соприкасаются друг с другом и состоят из небольших камней и глыб, покрытых льдом. Ученые считают, что кольца Сатурна – остатки огромного облака, в древности окружавшего планету. Спутников у Сатурна очень много, сейчас известно 62. Самый крупный - Титан - это второй по величине спутник в Солнечной системе.
Седьмую планету отделяют от Солнца около 3 млрд. км. Ее назвали Уран – в честь греческого бога неба. Уран – огромный газовый шар, эта планета – гигант в 61 раз больше Земли по объему и в 15 раз тяжелее нашей планеты. Уран совершает полный оборот вокруг Солнца за 84 года, а вокруг свой оси оборачивается за 17 часов. Температура верхних облаков -220 градусов. Уран находится так далеко от центра Солнечной системы, что Солнце с него видно не как диск, а как яркую звезду. Эта планета получает в 400 раз меньше света, чем Земля. Попавшим на Уран людям показалось бы, что здесь царят вечные сумерки. Хотя людям на Уран высадиться вряд ли удастся. Его поверхность под слоем атмосферы покрывает океан сжиженных газов. Лишь глубоко внутри, в центре планеты, скрыто железно - каменное ядро (подобные твердые ядра есть и у других газовых гигантов). Холодный Уран – это планета – лежебока. Он единственный в Солнечной системе вращается вокруг Солнца «лежа на боку». У Урана известно 27 спутников. Два самых крупных и далеких от планеты – Оберон и Титания – имеют твердую поверхность, покрытую льдом. Уран, как и Сатурн, тоже имеет кольца, они узкие и темные.
Восьмая планета нашей Солнечной системы - Нептун – получила имя римского бога морей и была открыта в 19 в. Нептун не виден на небе невооруженным глазом, но его можно заметить в хороший бинокль. От Нептуна до Солнца – 4,5 млрд. км. Это четвертый, и последний, из газовых гигантов (еще их называют внешними планетами Солнечной системы). Сутки на Нептуне длятся 19 часов, а вокруг Солнца он обращается за 165 земных лет. Температура верхних облаков -220 градусов. Планету открыли в 1846 г. С тех пор на Земле прошло уже больше 160 лет, а на Нептуне прошел только 1 год. Большое содержание газа метана в атмосфере окрашивает Нептун и Уран в глубокий синий цвет. Нептун, как и другие планеты – гиганты, состоит большей частью из водорода. У Нептуна, как и у Юпитера, есть свои пятна, например Большое Темное Пятно – гигантский шторм размером с Землю, окруженный белыми облаками. Сегодня у планеты насчитывается 13 спутников. Первый спутник Нептуна – Тритон – обнаружили через несколько недель после открытия самой планеты. Это самое холодное тело в Солнечной системе. Температура на Тритоне опускается до - 235 градусов. Второй спутник – Нереиду – открыли спустя сто лет.
Девятой планетой Солнечной системы до недавнего времени считали Плутон. Его открыли тем же методом, что и Нептун: вычислили и обнаружили. Знаменитый американский астроном Персиваль Лоуэлл в 1915 г., рассчитал положение новой планеты и приступил к ее поискам. Но совершить открытие удалось лишь 18 февраля 1930 г. Клайду Томбо. Между Солнцем и Плутоном – почти 6 млрд. км. С земного неба Плутон можно заметить только в самые сильные телескопы. Планету назвали в честь древнегреческого бога Плутона – властелина сумрачного подземного царства, куда не проникают солнечные лучи. На Плутоне всегда царят мрак и холод. Свет Солнца идет до Плутона целых 6 часов, а до Земли он доходит за 8 мин. Температура на Плутоне никогда не поднимается выше минус 200 градусов. При таком холоде, ни о каком существовании жизни речи быть не может. Оборот вокруг Солнца планета совершает за 247 земных года, а вокруг своей оси примерно за 6 суток. Плутон состоит из каменных пород и льда. В 1978 г. у Плутона обнаружили спутник, который получил название Харон. Спутник довольно крупный: он всего вдвое меньше планеты по величине. Харон состоит из скал и льда. Поверхность Плутона серого цвета, а Харону скальные породы придали красноватый оттенок. Плутон довольно долго считался девятой планетой. Но вначале 21 в. астрономы на окраине Солнечной системы открыли целый пояс малых планет (Пояс Койпера), обращающихся вокруг Солнца. Размеры некоторых из них даже превосходят размеры Плутона. 24 августа 2006 г. на 26 ассамблее Международного астрономического союза Плутон лишили звания планеты. Ему присвоен статус карликовой планеты.
Малые космические тела Солнечной системы.
Наряду с планетами в Солнечной системе есть много космических тел малых размеров. Летающие в космосе небольшие каменные глыбы астрономы назвали астероидами (по-гречески это значит «подобные звездам»). Ученым известны астероиды самых разных размеров - от 3 м до 1 тыс. км. Сталкиваясь друг с другом, с кометами или с планетами, астероиды разлетаются на более мелкие куски. Огромное скопление этих тел – так называемый Пояс астероидов – астрономы обнаружили между Марсом и Юпитером. Формы их могут быть различными: крупные астероиды бывают круглыми, продолговатыми, а иногда напоминают по форме гантели. Некоторые имеют спутники. Астероиды различают и по составу: они бывают каменные, углистые и металлические. Как и другие планеты, астероиды вращаются вокруг Солнца по своим орбитам.
Кометы – это космические тела, движущиеся вокруг Солнца по очень вытянутым орбитам. Слово «комета» означает «волосатая звезда». Хотя это и не звезда вовсе. Комета – это глыба из замерзшей воды, газов, камней и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, лед начинает таять и превращаться в пар. Из пара и пыли и образуется хвост кометы. В Солнечной системе сотни миллиардов комет, но лишь немногие можно увидеть с Земли.
В ясную ночь, если на небе нет Луны, можно увидеть «падающие звезды». На самом деле звезды не падают, а светящаяся полоска в небе – это след от влетевшего в атмосферу Земли космического тела. Такая «падающая звезда» называется метеором. Во время полета в атмосфере твердые тела (кометы, астероиды) частично или полностью сгорают, при этом горении и возникает светящийся метеорный след. Очень большие и яркие метеоры называют болидами. Иногда болиды не успевают полностью сгореть в атмосфере, и тогда на Землю выпадают остатки метеорных тел, которые называют метеоритами. Самые яркие из них можно увидеть даже днем. Это очень красивое и редкое зрелище!
Так же на звездном небе можно видеть туманные облачка – туманности. Это космическая пыль и газ. Во многих туманностях происходит зарождение звезд. Туманности могут иметь правильную форму, а могут принимать самые невероятные формы.
Космические чудеса.
Наблюдая звездное небо, астрономы обнаружили множество удивительных явлений. Например, двойные звезды. Оказалось, что звезды не всегда бывают одиночными – нередко они образуют пары. Наша Солнечная система состоит только из одной звезды – Солнца.
Кроме необычных звезд, во Вселенной и галактиках встречаются и другие загадочные космические объекты – черные дыры. Черные – потому что несветящиеся. В этих объектах силы притяжения настолько велики, что ни газ, ни космическая пыль, ни даже луч света не могут оттуда вырваться. Чтобы оторваться от черной дыры, необходимо лететь быстрее света. Но этот предел скорости – 300 тыс. км/с – в нашем мире никто и ничто не может преодолеть. Астрономы считают, что черные дыры – это мертвые звезды, которые сожгли все свое ядерное топливо и сжались до невероятно малых размеров. Считается, что черные дыры – это самое плотное состояние вещества. Ученые утверждают, что вблизи черной дыры происходят самые невероятные вещи: замедляется течение времени, луч света движется не по прямой, а описывает дугу.
Наша галактика – Млечный Путь.
Прежде, чем рассказать о нашей галактике, я бы хотел, пару слов сказать о Вселенной. Вселенная – это все, что существует от Земли под нашими ногами до далеких звезд. Однако большую часть Вселенной составляет пустое пространство. В бескрайней Вселенной существуют галактики – это звездные системы, семейства звезд, связанных взаимным притяжением. О том, что наша Солнечная система – часть огромной галактики астрономам стало известно в 19 веке, а о существовании множества других галактик в 20 веке.
Во Вселенной насчитывается около 100 млрд. галактик. Отличаются они друг от друга составом, строением, массой и размерами. Американский ученый Э. Хаббл впервые дал классификацию галактик, разделив их на эллиптические, спиральные и неправильные. Спиральные галактики похожи на гигантский вентилятор. В центре у них утолщение (диск), от которого отходят спиральные рукава. Эти рукава – лопасти состоят из ярких молодых голубых звезд. В центре располагаются более старые звезды, пыль и газ. Больше всего во Вселенной эллиптических галактик (овальных). Их больше всего во Вселенной и они самые загадочные. Они бывают совсем маленькими и очень большими. Они могут расти, разделяться на более мелкие и даже сталкиваться с другими галактиками. Остальные галактики не похожи ни на спираль, ни на овал и называются неправильными галактиками. У таких галактик нет определенной формы.
Наша галактика называется – Млечный Путь - она спиральная. Если посмотреть безлунной ночью на звезды, то можно заметить пересекающую небо слабо светящуюся мерцающую полосу – словно кто-то пролил молоко. Это мерцает облако звезд нашей Галактики. Сбоку Млечный путь похож на две перевернутые тарелки. Солнце расположено не в центре галактики, а почти на ее окраине – на краю главного рукава.

Результаты тестирования старшеклассников по вопросам Солнечной системы.

До 1991 года науку астрономию преподавали в российских школах, как самостоятельную школьную дисциплину. На изучение данного предмета отводился один час в недельной школьной программе. Сегодня астрономию, как отдельную школьную дисциплину, в школах России не преподают. Ребята изучают астрономию в начальных классах в рамках предмета окружающий мир, а в старших классах на уроке физики. Многочисленные социологические опросы доказывают, что отсутствие астрономии как базового школьного предмета, сказалось на знаниях поколения, подросшего без ее преподавания. Многие из опрошенных утверждают, что Солнце вращается вокруг Земли, не знают названия планет и спутников Солнечной системы, не знают, как называется галактика, в которой находится наша Солнечная система. Путают понятия Вселенная и галактика и т.д. Все это навело меня на мысль провести тестирование среди старшеклассников школы №53 по вопросам Солнечной системы, чтобы проверить их уровень знаний.

Список вопросов для тестирования:

1. Солнечная система – это:
a) система, в которой планеты, звезды и другие небесные тела обращаются вокруг Солнца.
b) скопление планет и звезд в галактике.
c) система, в которой планеты и другие естественные космические тела обращаются вокруг Солнца.

2. Какие планеты Солнечной системы относятся к планетам земной группы (имеют твердую поверхность):
a) Земля, Венера, Сатурн, Марс
b) Меркурий, Венера, Земля, Марс
c) Земля, Марс, Венера, Юпитер, Нептун

3. Какие планеты Солнечной системы относятся к планетам-гигантам (газовым планетам):
a) Венера, Юпитер, Сатурн, Нептун
b) Марс, Юпитер, Нептун, Уран
c) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

4. Какая из планет Солнечной системы является самой большой:
a) Сатурн
b) Марс
c) Юпитер
d) Уран

5. Какая из планет Солнечной системы совершает самый продолжительный оборот вокруг Солнца:
a) Юпитер
b) Сатурн
c) Нептун

6. Какие планеты Солнечной системы не имеют своих естественных спутников:
a) Земля, Марс, Венера
b) Меркурий, Венера
c) Уран, Сатурн, Нептун

7. Какую из планет Солнечной системы называют планетой «лежебокой»:
a) Уран
b) Нептун
c) Сатурн

8. Какая из планет Солнечной системы была лишена «звания» планеты и получила статус карликовой планеты:
a) Меркурий
b) Нептун
c) Плутон

9. Между какими планетами Солнечной системы пролегает Пояс астероидов:
a) между Венерой и Землей
b) между Ураном и Нептуном
c) между Сатурном и Ураном
d) между Марсом и Юпитером

10. Является ли Солнечная система центром нашей галактики:
a) да
b) нет

11. Что такое галактика:
a) все, что окружает человека на Земле и в космосе.
b) звездная система, скопление звезд, связанных взаимным притяжением.
c) вся наша Вселенная.

12. Какое название имеет наша галактика:
a) Туманность Андромеды
b) Млечный Путь
c) Малое Магелланово Облако

13. Какую форму имеет наша галактика:
a) эллиптическую форму
b) спиральную форму
c) неправильную форму

14. Главное отличие звезд от планет:
a) звезды излучают собственный свет.
b) звезды имеют больший размер.
c) у звезд нет спутников.

15. Вращается ли Солнце вокруг своей оси:
a) да
b) нет
c) только планеты вращаются вокруг своей оси.

16. Что больше:
a) галактика
b) Вселенная

Итоговая таблица по каждому вопросу из теста:
№ вопроса
Количество учеников, ответивших:
Всего протестированных учеников

Верно
Неверно

1
25
15
40

2
29
11
40

3
33
7
40

4
34
6
40

5
25
15
40

6
25
15
40

7
20
20
40

8
34
6
40

9
15
25
40

10
29
11
40

11
28
12
40

12
33
7
40

13
20
20
40

14
25
15
40

15
16
24
40

16
35
5
40

Вывод:
Анализируя итоговую таблицу, я могу сделать вывод, что наиболее сложными вопросами для ребят стали:
Вопрос №1. Что такое Солнечная система?
Вопрос №2. Какие планеты Солнечной системы называются планетами земной группы?
Вопрос №5. Какая из планет Солнечной системы совершает самый продолжительный оборот вокруг Солнца?
Вопрос №6. Какие планеты Солнечной системы не имеют своих естественных спутников?
Вопрос №7. Какую планету называют планетой «лежебокой»?
Вопрос №9. Где в Солнечной системе пролегает Пояс астероидов?
Вопрос №10. Является ли Солнечная система центром нашей галактики?
Вопрос №11. Что такое галактика?
Вопрос №13. Какую форму имеет наша галактика?
Вопрос №14. Главное отличие звезд от планет?
Вопрос №15. Вращается ли Солнце вокруг своей оси?
Тестирование показало, что только четыре человека из сорока справились с заданием абсолютно правильно. Один ученик допустил одну ошибку. Два ученика допустили две ошибки. Пять человек допустили три ошибки. Остальные 28 человек допустил от пяти до одиннадцати ошибок. Я считаю, что мой эксперимент доказал, что уровень знаний школьников по вопросам Солнечной системы не достаточно высок. Но те ребята, которые справились с заданием на отлично, доказывают, что желание учиться и заниматься самообразованием, не связано с наличием или отсутствием отдельного предмета в школьной программе.
Заключение.
Древняя наука астрономия, изучающая Вселенную, имеет самую широкую область изучения из всех наук. Она стремится познать очень удаленные от нас объекты, которые мы не можем зарегистрировать приборами. Многие явления и процессы на Земле можно понять, только если и нашу родную планету рассматривать как космическое тело. Смена дня и ночи, чередование времен года, приливы и отливы, и другие важные для человека природные события объяснимы только исходя из космической природы планеты Земля.
В заключении, хочется сказать, что Солнечная система является для нас, жителей Земли, ближайшим космосом. В Солнечной системе человек побывал только на Луне. На других планетах людей еще не было, но к ним летали созданные человеком аппараты. Например, на Венеру и Марс была совершена мягкая посадка космических аппаратов. Мимо Меркурия, планет-гигантов (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) и их спутников, астероидов аппараты пролетали на небольшом расстоянии и передали на Землю их изображения. Сегодня человек мечтает побывать на Марсе, а о покорении других галактик или путешествие по Вселенной – это только мечта. Мы маленькая песчинка в этом бескрайнем пространстве.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Список использованной литературы:

1. Астрономия и космос / Науч.-поп. Издание для детей.- М.: РОСМЭЕ, 2014. – 96 с.
2. Вселенная/ Пер. с итал. О. Поздеевой. – М.: Эксмо,2012. – 188 с.
3. Космос. Полная энциклопедия / В.И. Цветков; (ил. Н. Красновой), - М.: Эксмо, 2014. – 248 с.
4. Космос. / С. Булацкий, В. Скурат, - М.: Юнион, 2007.
5. Большой подарок любимому сыну. Энциклопедия для мальчиков/ С.П. Цеханский. – Минск: Харвест, 2013. – 256 с.

Елена Бадмаева
Проект «Космос и солнечная система»

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко »

Проект

«Космос и солнечная система »

Составитель : Бадмаева Елена Батуевна

С. Кокорино 2016 г.

Тип проекта : творческий, информационный, игровой.

Продолжительность проекта : краткосрочный (4 недели) .

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Цель проекта : углубить знание детей среднего дошкольного возраста о космическом пространстве , Солнечной системе и ее планетах , освоении космоса людьми , дать начальное понятие о вселенной.

Задачи :

1. Расширять представление детей о многообразии космоса . Рассказать детям об истории освоения космоса , интересных фактах и событиях.

2. Познакомить более подробно с биографией с Ю. А. Гагарина.

3. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;

4. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Актуальность проекта

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе , звёздах, космонавтах , так как всё неведомое будоражит детскую фантазию. Узнавая новое, размышляя над тем, что вошло в их опыт, дети проживают интересный материал. Играя, погружаются в организованную взрослыми ситуацию т. е. превращаются в исследователей космоса . Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из разных источников, систематизировать полученные знания , применять их в различных видах детской деятельности.

Этапы реализации проекта

1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе .

2. Информация для родителей о предстоящей деятельности.

3. Подбор литературы о космосе , презентаций, фотографий, плакатов.

1. Проведение недели космоса в группе .

2. Работа с родителями по заданной теме.

3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

«День комонавтики»

«Ракета»

«Космические аппараты » » .

«Космос и солнечная система »

Предварительная работа :

1. Подготовить презентации о космосе , солнечной системе , космонавтах .

2. Выставка познавательной литературы о космосе .

3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе , ракете, звёздах.

4. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.

Беседы с использованием презентаций.

1. Беседа : «Что такое космос » .

Цель : дать детям представление о планетах солнечной системы , солнце , звёздах, первом полете в космос , выяснить знания детей по данному вопросу.

2. Беседа : «Планета - Земля» .

Цель : объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство , показать, как прекрасна наша Земля из космоса .

3. Беседа : «Луна - спутник Земли» .

Цель : расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.

4. Беседа : «Планеты солнечной системы » .

Цель : расширять представления детей о планетах солнечной системы

5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле» .

Цель : уточнить знания детей о солнце , его форме; пояснить из чего оно состоит.

Календарное планирование проектной деятельности

1. Познание

Тема : Космонавт - почётная профессия.

Цель : познакомить с биографией первого космонавта Ю . А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни .

2. Коммуникация

Тема : Нагибин Ю. М. Рассказы о Гагарине.

Цель : познакомить с биографией Ю. Гагарина. учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса ; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.

3. Рисование

Тема : «День космонавтики » .

Цель : расширять кругозор, знания детей о космосе ; развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить самостоятельно задумывать сюжет.

4. Аппликация

Тема : «Ракета» .

Цель : учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.

Тема : «Космические аппараты » .

Цель : учить детей лепить ракеты, спутники используя игрушки и иллюстрации в качестве натуры; передавать пропорциональное соотношение частей и детали; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем п аккуратного склеивания одной части к другой.

Игры, используемые на занятиях и в режимных моментах.

Подвижные игры

«Чья ракета быстрее»

«Космическая эстафета » .

«На лунной поверхности» .

«Ремонт ракеты»

«Солнечное затмение » .

Сюжетно-ролевые игры :

" Космонавты "

Цель : расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе , воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей : «космическое пространство » , «космодром » , «полет» , «открытый космос » .

«Полёт в космос »

Для изучения космического пространства , дети летят в космос . Изучаем : есть ли воздух для жизни в космосе человеку ? Что необходимо для полета : скафандр, шлем и кислородные баллоны для вылета в открытый космос .

«Госпиталь для космонавтов »

Цель : формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

«Космические странствия » .

Цель : способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Дидактические игры :

«Восстанови порядок в солнечной системе » .

«Найди ошибку» .

«Назови планету» .

«Найди недостающую ракету» .

«Дополни предложение» .

«Куда летят ракеты» .

Чтение художественной литературы :

Цель : знакомить детей с литературой о космосе ; воспитывать познавательную активность.

О. А. Скоролупова «Покорение космоса » .

Н. Носов «Незнайка на луне» .

стихотворения о космосе .

загадки о космосе .

Индивидуальная и групповая работа :

работа с трафаретами, тетрадями для разукрашивания;

собирание пазл (тема «Космические пазлы » );

выкладывание фигур из счетных палочек

составление изображений из геометрических фигур;

индивидуальная работа по развитию речи игра «Скажи наоборот» .

Итог :

1. Выставка работ по изодеятельности «День комонавтики»

2. Выставка работ детей аппликация «Ракета»

3. Выставка работ детей лепка «Космические аппараты » » .

4. Посещение детей планетария 3Д «Космос и солнечная система »