Презентация "М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. "Сказки". презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему. Презентация на тему карась-идеалист план анализа История создания сказок

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пленительный мир сказок...

185 лет Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину

Дом, где родился будущий писатель. Имение Спас-Угол.

Мать Отец Ольга Михайловна Евграф Васильевич (дочь московского купца) (коллежский советник)

Дворянский институт в Москве

Царскосельский лицей

Тема урока «Сказка - ложь, да в ней намек…» (В чем загадка сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?)

В сборник вошло 32 сказки Годы создания (1882 – 1886)

«В некотором царстве, в некотором государстве жили- были…»

«Скоро сказка сказывается, но легко ли дело делается?...»

Генералы -Ничего не умеют и не хотят делать -Глупые («ничего не понимали») -Беспомощные -По сравнению с мужиком они цивилизованные (знают, что такое Вавилонская башня) -Невежественные (даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в …») -Не способны думать ни о ком, кроме как о себе

Мужик -Все время занят работой -Глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его привязали) -Мастер на все руки, сметлив -Обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь и т.д) -Генералов кормит самым лучшим, о себе почти ничего не берет -Покорен, выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется

«О них не в сказке сказано, а пером описано…»

Литературные понятия Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Ирония – скрытая, неявная насмешка. Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Фантастика – прием, в котором авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального мира.

Сатира Беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления

Как два генерала оказались на необитаемом острове? 1.В результате кораблекрушения 2.По щучьему велению, по моему хотению 3.С помощью волшебника 4.Прилетели на ковре-самолете.

В чем мужик варил суп? 1. В котелке 2. В пригоршне 3.В кокосовой скорлупке 4.В чане.

Какую газету читали генералы на необитаемом острове? 1. «Московскую правду» 2.«Московские ведомости» 3. «Московское обозрение» 4. «Вестник Москвы».

Как генералы отыскали на острове мужика? 1. По следам, оставленным на песке 2. По звукам балалайки 3. По запаху мякинного хлеба 4. По его крикам.

Кем этот мужик работал в Петербурге? 1. Поваром 2. Кузнецом 3. Маляром 4. Извозчиком.

В каком виде два генерала прибыли на остров? 1. В мундирах 2. В ночных рубашках 3. В шубах и валенках 4. Раздетые.

Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина? 1. Пуговицу 2. Орден 3. Тапочки 4. Платок.

Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть? 1. Все время спать 2. Научиться работать 3. Найти мужика 4. Поймать зверя.

Из чего мужик сделал силки для птиц? 1. Из собственных волос 2. Из собственной рубахи 3. Из собственных лаптей 4. Из лески.

Как генералы вернулись домой? 1. Заснули и проснулись дома 2. Так же как и попали на остров 3. Их спасли случайно 4. Мужик построил корабль

На какой улице в Петербурге жили два генерала? 1. На Подьяческой 2. На Фонтанке 3. На Литейной 4. На Невском.

Какой из двух генералов был поумнее? 1. Тот, кто был учителем каллиграфии 2. Тот, кто был учителем географии 3. Тот, кто был учителем логики 4. Тот, кто вообще не был учителем.

Как генералы мужика при себе удерживали? 1. Цепью приковали 2. Веревочкой привязали 3. Смирительную рубашку надели 4. Он остался сам.

Чем генералы наградили мужика? 1. Бутылкой пива 2. Медалью 3. Плетьми 4. Рюмкой водки и пятаком.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии "М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество" (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: "Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист - таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин". (Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., 1985, с. 11.)

3 слайд

Описание слайда:

«Сказки» - одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика. Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть "пороки российской действительности" и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.

4 слайд

Описание слайда:

Сказки Салтыкова-Щедрина Сказки русского народа Общие черты Зачин сказочный сюжет фольклорные выражения народная лексика сказочные персонажи концовка Отличительные черты сатира сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Писатель по существу создал новый жанр - политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

7 слайд

Описание слайда:

В "Премудром пескаре" Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех "перемудрил"! А итог его жизни можно выразить словами: "Жил - дрожал, умирал - дрожал". Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь – герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого "просвещенного, умеренно-либерального" труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы

8 слайд

Описание слайда:

Так, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика. В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам

9 слайд

Описание слайда:

Эта же мысль развивается в сказке “Дикий помещик”. Но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время “весь он оброс волосами... а когти у него сделались железными”. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.

10 слайд

Описание слайда:

В сказке "Дикий помещик" Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе "освобождения" крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства

11 слайд

Описание слайда:

Глубокая вера Салтыкова-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке “Коняга”. Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизненной силой. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыкова-Щедрина подразумевается под пустоплясами интеллигенция, которая переливала из пустого в порожнее рассуждения о русском мужике, о судьбе русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик.

12 слайд

Описание слайда:

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем "мужик"), эксплуататоры – в образах хищников. Сказка «Коняга» - выдающееся произведение Щедрина о бедственном положении русского крестьянства в царской России. Никогда не утихавшая боль Салтыкова-Щедрина за русского мужика, вся горечь его раздумий о судьбах своего народа, родной страны сконцентрировались в тесных границах сказки.

13 слайд

Описание слайда:

"Сказки" - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок - 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.

14 слайд

Описание слайда:

В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. О чем же учил думать "детей изрядного возраста" Салтыков-Щедрин? "Дети изрядного возраста" должны возмужать и перестать быть детьми.

15 слайд

Описание слайда:

Каковы же объекты сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина? правительственные круги и господствующее сословие; обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция; бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность; бездуховность.

краткое содержание других презентаций

«Игра по сказкам Салтыкова-Щедрина» - Сколько человек упрекнули дикого помещика в глупости. Генералы. Жанр произведения. Куда собрались идти два генерала, чтобы найти пищу. Что снится дикому помещику. С кем помещик охотился на зайцев. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал. Как генералы мужика при себе удерживали. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху. На какой улице в Петербурге жили два генерала.

«Биография М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Группа сотрудников журнала «Отечественные записки». «История одного города». Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней. Проблематика. Образование. Жанровое своеобразие. Основные темы. Идея Салтыкова-Щедрина. Мать писателя Ольга Михайловна. Дочь писателя. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Обилие впечатлений. «Вятский плен». История создания. Государственная служба.

«Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» - Улица. Журнал «Отечественные записки». Музей им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. М.Е.Салтыков-Щедрин. Центр литературной жизни. Характер его творчества. Детские годы. Этапы биографии и творчества. Время творческих достижений. Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным. Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина. М.Е. Салтыков-Щедрин. Преемственные связи. Названия книг. Администратор. Тип художественной образности. Русский писатель.

«Жизненный путь Салтыкова-Щедрина» - Родился в старой дворянской семье. Отечественные записки. Маловажность книг. Убежденный социалист. Крепостной человек. Жена писателя. Юный Салтыков. История одного города. Литературная деятельность. Вольнодумие. Творчество Щедрина. Московский дворянский институт. Господа Головлёвы. Михаил Евграфович. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«Жизнь и творчество Щедрина» - Жизнь, творчество. Жена писателя. Дом по Литейному проспекту. Творчество Щедрина. Дочь М.Е.Салтыкова -Щедрина. «История одного города». Господа Головлёвы. Сын М.Е.Салтыкова-Щедрина. Салтыков- Щедрин. М.Е.Салтыков в раннем детстве. «Отечественные записки». Отец писателя. Мать писателя. Арсенальная гауптвахта. Московский дворянский институт. Н.В.Гоголь.

«Биография Михаила Салтыкова-Щедрина» - Писатель. Улица. История одного города. Ольга Михайловна. Состав редакции журнала. Михаил Евграфович с женой. В ссылке. Начало литературной деятельности. Творчество Щедрина. Мемориальная доска. Открытие памятника М. Е. Салтыкову-Щедрину. Я люблю Россию до боли сердечной. Последние годы жизни. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Детство писателя. Открыт музей.

Cлайд 1

Cлайд 2

Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Cлайд 3

ПЛАН УРОКА. История создания. Жанровое своеобразие. Основные темы. Проблематика. Художественные особенности.

Cлайд 4

История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Cлайд 5

Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Cлайд 6

Аллегория – иносказание Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»). Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»). Эпитет - В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).

Cлайд 7

Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат

Cлайд 8

Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пискарь

Cлайд 9

Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»). Медведь на воеводстве

Cлайд 10

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Cлайд 11

К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

Cлайд 12

Слайд 2

Тема урока

Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Слайд 3

План урока

  1. История создания.
  2. Жанровое своеобразие.
  3. Основные темы.
  4. Проблематика.
  5. Художественные особенности.
  • Слайд 4

    История создания

    Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году.

    К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

    Слайд 5

    Жанровое своеобразие

    В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой.Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.

    Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

    Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

    Слайд 6

    Аллегория – иносказание

    • Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»).
    • Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»).
    • Эпитет - В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).
  • Слайд 7

    Основные темы

    Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы.

    • Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
    • Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
    • Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
    • Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)
  • Слайд 8

    Проблематика

    Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

    Слайд 9

    Художественные особенности

    Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

    Слайд 10

    Ирония

    • Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)
    • Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)
    • Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)
    • Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)
  • Слайд 11

    Особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

    К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.