Париж. Музей Средневековья Клюни. М_Музеи - Гобелены Клюни Что можно увидеть в музее Клюни

Сегодня так холодно и бело за окном - расскажу-ка я о чем-то теплом и ярком. А именно, о гобеленах музея Клюни.
Сухое определение гласит: "Один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань".
Кроме того, выяснилось, что "гобеле́нами" на самом деле нужно называть только те ковры, которые делали во Франции на мануфактуре Гобелен. А все прочее - это "шпалеры". Но продукция мануфактуры была так популярна, что в некоторых странах гобеленом стали называть всё, что выполнялось в технике шпалерного ткачества. Вот и в России у специалистов принят термин «шпалера», а в широком обиходе чаще используется слово «гобелен»


Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. Для их изготовления художники делали эскизы, которые потом воспроизводили на листах картона в полный размер, и ткачи работали, сверяясь с этими картонами. Что получалось, покажу на примере:

Вот это, понимаете ли, ковер. На стену вешать. Середина 16го века. Называется он "Арифметика " и входил когда-то в серию, посвященную разным наукам и искусствам. Выпуск шпалер сериями (циклами) практиковался со средних веков и вплоть до XIX века. Такой набор шпалер, связанных одной темой, предназначался для украшения помещения в едином стиле.

Эта композиция - "Праздник сбора винограда" - входила в цикл "Времена года". Вообще количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, где предполагалось их повесить. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполняли пологи, занавеси, наволочки подушек для тех же комнат. Отсюда, видимо, пошла у нас привычка называть "гобеленовой" любую машинной работы ткань, которая служит для обивки мебели и для диванных наволочек.
Если учесть, что в Европе было всего три или четыре центра производства гобеленов... ой, простите, шпалер, а также размеры некоторых из них... Вот я выписываю из каталога размеры (в сантиметрах): 369х384, 448х642, 437х682, 435х740... - и количество сохранившихся образцов просто поражает: если столько осталось, сколько же их было? И главное, когда их успевали производить?

(Показанные выше два ковра - из серии "Времяпровождение знатных господ". Первое - "Купание знатной дамы", второе - "Охота знатного сеньора". Этот стиль называется "мильфлёр", то есть "тысяча цветочков" - я думаю, понятно, почему).

Техника шпалерного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1-1,5 м² (в зависимости от плотности), поэтому эти изделия доступны только состоятельным заказчикам. И в настоящее время гобелен (шпалера) ручной работы продолжает оставаться дорогостоящим произведением.
В музее Клюни гобелены висят всюду, где только найдется свободная стена. Они останавливают взгляд и поражают воображение.
Нетрудно себе представить, как обитатели этих залов оживают и ведут между собою разговоры и танцы, ночью, когда никого в доме нет.
Сюжеты шпалер исключительно разнообразны: это и сцены библейские, и мифологические истории, и рассказы о праздниках, и аллегории, и иллюстрации к популярным романам... Есть и одиночные, вообще ни на кого не похожие картины:

Это тоже стиль "мильфлёр", но на цветочном фоне изображен почему-то кузнец, отковывающий меч, а что делает тут этот красавчик с весами, вообще непонятно.
Но самое фантастическое зрелище представляет собой цикл, который разместили в отдельном зале, где можно сесть посередине и балдеть, поочередно поворачиваясь туда-сюда. Это - знаменитая и всем известная, однако по-прежнему таинственная "Девушка с единорогом". (К сожалению, фотографировать в этом зале довольно трудно, и из всей нашей серии практически ни один снимое нормально не получился. Потому я нахально позаимствовала снимки на ту же тему у более удачливых фотографов. И потому же здесь показаны не все шпалеры.)
Этот портрет - только часть большой композиции:
Вот объясните: единорог смотрится в зеркало, это как понмать? Что это символизирует?
Всего их шесть. На всех присутствуют очень милые лев и единорог, на всех - гербовые штандарты человека, который заказал эту роскошь. Притом он не был никаким принцем-королем, просто очень богатый человек. На одном ковре - лента с надписью: "Лишь для моего желания". Понимай, как знаешь.

Музей Клюни известен также как музей Средневековья . Он может похвастаться одной из самых обширных в Европе коллекцией предметов искусства и быта того времени, в честь которого и назван.

Музей находится в Hôtel de Cluny – готическом особняке, построенном в 15 веке. Так что французское средневековье в музее Клюни – поистине на каждом шагу.

Что можно увидеть в музее Клюни

В музее Клюни можно проследить развитие искусства и предметов была от раннего Средневековья – и до Ренессанса. Пожалуй, самое сильное место музея – отдел древних тканей. Однако, не забудьте хорошенько рассмотреть и другие экспонаты: статуэтки и статуи, бытовые предметы, всяческую утварь, одежду, сакральные артефакты.

Коллекция музея размещена на нескольких этажах (подробную карту музея Средневековья в Париже можно увидеть ). Однако, чтобы увидить все, надо обойти музей Клюни со всех сторон...

  • Нижний уровень музея Клюни посвящен галло-римским термам (термальным купальням), великолепным витражам и статуям.
  • Этажом выше в музее Клюни представлена «Дама с единорогом» (Dame et la Licorne), самый известный экспонат музея Клюни. Это – своеобразный комплект из шести шпалер, которые составляют единое полотно. Этому шедевру – больше полтысячи лет. Никто не знает, кто создал этот гобелен, существуют только предположения. Да и название его возникло лишь в 19 веке. На гобелене изображено пять человеческих чувств, объединенных в единой аллегории: девушке, общающейся с единорогом. Композиция указывает на прелести – и опасности, которые несет каждое из чувств: обоняние, запах, вкус, осязание, зрение. На этом уровне музея Средневековья также располагаются и другие предметы обозначенного периода: ткани, рисунки, примеры резьбы по дереву, украшения, оружие.
  • С другой стороны здания (со стороны бульвара Сен-Жермен) находятся средневековые сады, вход в которые не требует оплаты.

Огромный вклад в популяризацию гобелена «Дама с единорогом» сделали французские писатели Проспер Мериме и Жорж Санд, именно они привлекли внимание общественности к необычным шпалерам, хранящимся в не самых лучших условиях в одном из старинных замков Франции.

Снова возвращаюсь к Парижу. Теперь небольшая фотопрогулка по музею Клюни - национальному музею средневековья, который находится в Латинском квартале на пересечении бульваров Сен-Жермен и Сен-Мишель.
Еще в 14-м веке богатое бургундское аббатство Клюни решило построить здесь отель для приезжающих в Париж аббатов. В 15-м веке дворец был перестроен и это здание сохранилось до наших дней. А в 1844 года здесь открылся музей.

Музей, нужно сказать, очень интересный. Особенно для тех, кто любит западное средневековое искусство, интересуется той эпохой или просто хочет с ней познакомиться. Здесь представлены экспонаты V - XV веков.
Коллекция музея обширна и очень разнообразна. Тут вам и керамика, и резьба по кости, и витражи, и гобелены, и мебель…

Когда я рассматривала эти гребни, то подумала, что их хозяева и хозяйки в каком-нибудь досточтимом 13 веке и не подозревали, что лет эдак через 500 толпы людей будут ходить и смотреть на них как на вещи исключительной исторической и культурной ценности.

На деревянные скульптуры я обратила особое внимание, потому как для наших широт это все-таки большая редкость. Вот вроде дерево, кажется суховатый материал, но нет, оказывается он очень пластичный.

В представленных произведениях искусства основная тема, конечно, Евангелические сюжеты, но есть и бытовые сцены. Присутствуют в экспозиции и предметы из золота и серебра, как религиозного, так и бытового назначения, красоты необыкновенной.

Одна жалость - аудиогидов на русском языке не было и в помине. На французском, английском, немецком были, а вот на русском не было. Еще, кстати, я обратила внимание, что в этом музее аудиогиды не единственный источник знания. Здесь в каждом зале есть специальный карман, где на нескольких языках, кроме русского опять же, лежат листы с описанием экспонатов данного зала. Так что для знающих иностранные языки это существенно облегчает знакомство с коллекцией, ну а носителям тех языков, до которых очередь еще не дошла огорчаться не нужно, ведь многие сюжеты, переживания и эмоции понятны без знания языка.
Например, «Поцелуй Иуды»

Или «Скорбь».

А вот скульптура, которая меня особенно умилила.

Как же младенец голоден! Он просто вгрызается в материнскую грудь. Разве при созерцании этого можно что-нибудь недопонять и недочувствовать?

Гвоздь экспозиции, как говориться бренд музея - коллекция гобеленов - «Дама с единорогом».

Для них даже специальный отдельный зал отведен. Довольно темный, вероятно для того, что бы свет их не разрушал.

А еще здесь выставлены скульптуры иудейских царей из Собора Парижской Богоматери, вернее то, что от них осталось, после того как с ними в свое время поработали французские революционэры.

Эти скульптуры стоят в залах древних римских терм, а по простому - римских бань, которые были выстроены здесь еще во времена, когда париж назывался Лютецией. Эти термы были обнаружены при раскопках, если не ошибаюсь, в 19 веке, после чего было принято решение объеденить эти помещения с особняком Клюни. Что было сделано вполне органично.
Короче, музей замечательный. Есть на что посмотреть.

Не преминула зайти в шикарный книжно-сувенирный магазин музея. Изобилие прекрасно изданных книг по тематике музея и вообще по искусству средневековья. Диски со средневековой музыкой. Огромное разнообразие сувениров - открытки, закладки, брелки, магниты, марки, значки, пазлы (вот дожила, не знаю как дать по-русски определение этим мозайкам), конструкторы для сбора моделей известных средневековых зданий Парижа. Много книг для детей про музей. Это видно по их оформлению. Глаза разбегаются. Очень, конечно, жаль, что не было там в продаже ни путеводителя, ни книги о музейной коллекции на русском языке.

Сам музей окружает замечательный сад, куда доступен вход всем желающим. Я где-то читала, что он устроен по типу средневекового сада, в котором растут лекарственные травы и цветы, характерные для того времени.

Музей Клюни в Париже имеет официальное название Национального музея средневековья. Местные жители называют его дворцом аббатов Клюни. Расположен он в пятом районе города к югу от бульвара Сен-Жермен.
Сооружение дворца аббатов Клюни в Париже одно из самых выдающихся среди городской архитектуры времен средневекового Парижа. К счастью, оно сохранилось до наших дней. С 1334 года в здании находился городской дом аббатов коммуны Клюни. В период 1485–1510 годов здание было восстановлено аббатом ордена Клюни Жаком Амбуазским. Тут присутствуют элементы готики, а также Ренессанса. В 1843 году строение было преобразовано в общественный музей, где выставлялись реликвии французской готики, сохраненные в здании Александром дю Соммером. Это единственное в музее напоминание о связи с аббатством Клюни.
Изначально дворец аббатов Клюни являлся частью большего комплекса под названием Клюниак, включающий здание религиозного колледжа на Сорбонской площади. Изначально в здании поселился епископ Клермонта, Жак Амбуасский, аббат Жюмьежа. Современный вид оно приобрело в 1485–1500 годах. Обитала в здании и Мария Тюдор после смерти мужа Людовика XII, то есть с 1515 года. Среди проживавших тут в XVII столетии, были папские послы, в том числе Мазарини.
В 1793 году здание конфисковало государство и в течение следующих тридцати лет оно выполняло сразу несколько функций. Некоторое время оно принадлежало врачу, который использовал великолепную готическую часовню в качестве зала для вскрытий.
В 1833 году во дворец аббатов Клюни переехал Александр дю Соммер. Он расположил в нем большую коллекцию ценнейших экспонатов средневековья и эпохи Возрождения. В 1842 году он умер, и коллекция была выкуплена государством. В 1843 году она была впервые представлена для посетителей сыном Александра дю Соммера, который стал первым куратором Музея.
В существующих ныне на территории дворца аббатов Клюни садов, открытых в 1971 году, находится Лес единорога.
Особняк Клюни построен частично на остатках галло-римских терм (Термы Клюни), которые датируются приблизительно III столетием. Они функционируют и сегодня.
Музей состоит из двух зданий. Одно из них - холодная баня с бассейном – фригидарий с сохранившимися остатками Терм Клюни. Второе - дворец аббатов Клюни, где представлена внушительная коллекция гобеленов, полотно Дама с единорогом из цикла шести гобеленов с одним и тем же названием, другие известные произведения и скульптуры раннего средневековья (VII–VIII веков). Имеются работы из золота, из слоновой кости, представлена антикварная мебель, иллюминированная рукопись.

Прогуливаясь по Латинскому кварталу Парижа , советуем заглянуть в необычный музей, который перенесет вас в захватывающий мир эпохи средневековья. Музей Клюни знаменит своим великолепным собранием произведений средневекового искусства.

Полное название музея — Музей Средневековья - термы и особняк Клюни (фр. Musee National du Moyen Age – thermes et hotel de Cluny) как бы само рассказывает нам свою историю: в XIII веке на месте разрушенных римских бань (терм) был построен монастырь аббатства Клюни, а позже в конце XV века к монастырю аббатом Жаком Амбуазским был достроен особняк. Здание перестроили в начале VI века, и именно таким мы его видим сейчас.
Среди знаменитых обитателей особняка была Мария Тюдор, которая поселилась здесь после скоропостижной смерти своего мужа — Людовика XII, последовавшей через 3 месяца после их свадьбы, и находилась под наблюдением нового короля Франциска I на случай ее беременности наследником престола. Во время революции 1789-1799гг. здание было национализировано, и в 1832 здесь был открыт музей, выкупленный государством в 1843 году.

Уникальное здание музея само по себе является экспонатом, сохранив в себе своды римских бань (термы) , и сочетая элементы готического стиля и Ренессанса – его невозможно не заметить, даже проходя мимо по улице.

В музее вы увидите прекрасные витражи, изделия из слоновой кости, миниатюры, гобелены, деревянные и каменные скульптуры периода XII-XIII веков, предметы обихода (гребни, столовые приборы, сундуки инструменты, монеты, ключи, замки и другие мелочи), собрание древних фолиантов и книг.
Здесь вы найдете образца романской церковной скульптуры. Из наиболее ранних – капители из нефа церкви Сен-Жермен-де Пре начала XI века, голова ветхозаветной царицы с базилики Сен-Дени. Также, кроме каменных изваяний, здесь хранятся прекрасные деревянные скульптуры, что неудивительно, ведь в Средневековье искусство резьбы по дереву процветало.
Но основные сокровища Музея Клюни — статуи собора и старинные гобелены.

История статуй собора Нотр-Дам де Пари трагична. Во время Великой Французской революции собор Нотр-Дам де Пари перестал выполнять роль религиозного сооружения. В июле 1793 годы новая власть обезглавила и низвергла с постаментов каменные скульптуры иудейских царей, украшавшие фасад собора.
Фигуры статуй уже в XIX веке попали в музей, а их головы бесследно исчезли и случайно были найдены только в 1978 году во время ремонтных работ в одном из округов Парижа. К этому времени собор был уже отреставрирован и украшен копиями разрушенных скульптур. Так что найденные оригиналы наши свое пристанище в музее Клюни.
Интересен тот факт, что статуи так и экспонируются сейчас – тела отдельно, головы отдельно. Иначе было бы антиисторично — отрубленные головы (без носов) как бы демонстрируют национальную самобытность революционных французов.

Гобелены
Пожалуй, гобелены – самая большая гордость музея. В средние века эти произведения искусства не только украшали стены замков и дворцов, но и создавали в помещении уютную и теплую обстановку. Темы гобеленов были самые разнообразные, чаще всего на них изображались библейские, исторический и нравственные сцены. Сложность замысла ковра и качество исполнения и материала свидетельствовали об уровне дохода его хозяина. Обычно изображения на готических гобеленах угловатое, плоскостное, сдержанное по цветам.

В музее можно увидеть трогательный по сюжету гобелен «Подношение сердца» начала XV века, серию ковров «Сцены из жизни сеньоров», посвященную обычной жизни знатных людей начала XVI века, религиозные «Житие Св. Стефана» (около 1500 года) и «Освобождение Св. Петра из темницы» (середина XV века).

Все ковры выполнены прекрасно, но, только перейдя в зал №13, вы поймете, что такое настоящее произведение искусства. Сам зал был специально сооружен для экспозиции одного из основных экспонатов музея – гобелена «Дама с единорогом» (конец XV века, Нидерланды). В средние века единорог символизировал чистоту и целомудрие. Только девственница могла приручить одним прикосновение руки это неукротимое животное. Название «Дама с единорогом» было придумано в XIX веке.
Наш совет. Если вас интересуют легенды — прочитайте перед поездкой книгу Трейси Шевалье «Дама и Единорог», для интересующихся символизмом — хорошая статья http://www.manwb.ru/articles/simbolon/mith_and_simbol/lady_edinorog/

Настоящее название серии, как и ее автор неизвестны. Но известно, что существовала серия, в которой 5 гобеленов посвящены чувствам человека – слуху («Дама слушает музыку »), зрению («Дама с единорогом, смотрящим в зеркало »), обонянию («Дама вдыхает аромат цветов »), осязанию («Дама касается рога единорога ») и вкусу («Дама пробует сладости »).
Шестой гобелен – «Моему единственному желанию » изображает Даму, заключающую все свои чувства в ларец, чтобы полностью освободиться от них и посвятить всю себя Всевышнему – «единственному желанию» (девиз выткан на гобелене).

В Клюни также представлена замечательная коллекция средневековых и античных тканей. Торговля восточным текстилем и византийским шелком была важной составляющей средневековой экономики. До конца романской эпохи в Западной Европе производилась только простая ткань. Местное производство дорогих тканей стало развиваться с XIII века.

После осмотра терм Клюни погуляйте с детьми в «средневековом саду », который разбит с северной стороны здания – здесь высажены растения, характерные для средневековой Франции.

Адрес Музей Средневековья (термы и особняк Клюни) – place Paul Painleve, 6
Проезд: метро Cluny La Sorbonne (линия 10), Saint Michel-Notre Dame RER B (ваш ориентир – идите по направлению от Нотр-Дам к Пантеону, справа будут мощные стены аббатства).
Часы работы : ежедневно кроме вторника 9.15 – 17.45
Стоимость билета для взрослого 7.50 евро, дети до 18 лет бесплатно.
Первое воскресенье месяца вход бесплатный, действует .