Особенности русской культуры 16 века презентация. Презентация - Культура России в XVI веке. Другие известные постройки на Руси этого времени

Книгопечатание в Москве. Жесткая регламентация. Живопись. Средние века. Различия в книгах. Направление иконописи. Беглая манера письма. Мотив Страшного Суда. Церковь Вознесения. Прикладное искусство. Особенности иконы. Повести о прихождении Стефана Батория. Федор Конь. Воинская повесть. Деревянно-земляная крепость. Макарий. Архитектура. Средства казны. Традиционные пятиглавые храмы. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря.

«Культура русского Средневековья» - Основные этапы развития средневековой русской культуры. Мифологическая школа. Восточнославянское язычество. Самобытность культурно-исторического пути России. Христианство. Леший. Рационально-критическое направление. Культурная динамика. Миф в архаические времена. Очерки по истории русской культуры. Святилища. Древнерусский пантеон. Единое общественно-политическое и культурное пространство. Русская культура.

«Русская культура 14-16 веков» - Особенности развития русской культуры. Полуустав. Особенности развития русской культуры в ХIV-ХVI веках. Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством. Создание единого государства вызвала новый культурный взлёт России. Центрами книжности были монастыри. Просвещение. Русская культура приобретает самобытные национальные черты. Постепенное преодоление культурной разобщённости. Возникновение российского книгопечатания.

«Культура Руси 14-16 века» - Спасо-Преображенский собор. Быт. Одежда. Зодчество. Стена и башня Московского Кремля. Успенский собор. Собор Василия Блаженного. Героическая и «житийная» темы. Феофан Грек. Жилища. Церковь Вознесения в Селе Коломенском. Летописание XVв. Житие Александра Невского. Культура и быт Московского государства в XIV-XVIвв. Посуда. Основные направления. Живопись. Благовещенский собор. Софийский собор в Новгороде.

«Письменность и книгопечатание» - Книгопечатание в Европе. Пальмовые листья. Изобретатель бумаги. Берёза. Рукописные книги. Папирус. Книгопечатание. Печатные книги. Древнерусский учебник математики. Иоганн Гутенберг. Иван Фёдоров. Человек пошел на охоту. Первые печатные книги. Древние новгородцы. Клинопись. Глиняные таблички. Букварь Кариона Истомина. Дерево. Древние люди. Теперь буду много читать. Возникновение письменности. Изобретение книгопечатания.

«Культура России 16 века» - Цель. Отражение политики Ивана IV в культуре. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Иван Грозный. Внешняя политика Ивана IV. Вокруг главной, Покровской церкви, были построены церкви. Внутреннее убранство собора. Внутреннее убранство. Культура России XVI века. Рака с мощами святого Василия Блаженного. Походы на Казань. Убранство собора. Смысловая нагрузка Собора Василия Блаженного.

Слайд 2

www.сайт

Культура этого времени тесно связана с историческими событиями в стране. XVI век для Руси стал временем образования и централизации власти в Московском княжестве. В основном, именно там начинает бурно развиваться архитектура.

Слайд 3

Архитектура

В основе архитектуры Руси лежит шатровый стиль. О происхождении шатров точной информации нет. Они пришли на смену крестово-купольным постройкам и церквям.

Слайд 4

  • Крупнейшие здания в шатровом стиле, построенные в XVI в.:
  • Храм Вознесения в Коломенском. Он характеризуется удивительным архитектурным декором и узорами.
  • Собор Василия Блаженного. Его построил зодчий Бармой.
  • Слайд 5

    Другие известные постройки на Руси этого времени:

    • Кремль в Москве. Конечно, Кремль был построен еще до XVI в., однако в это время его начали перестраивать. Архитекторы Кремля были иностранцами, поэтому в стиле смешаны западноевропейский и русский стили.
    • Новый Успенский собор, построенный итальянцем Фиораванти. За основу архитектор брал Владимирский Успенский собор.
  • Слайд 6

    • Архангельский собор Кремля. В этой постройке соединились традиционные формы и венецианский стиль.
    • Благовещенский собор Московского Кремля. Этот собор - истинно русская постройка, с традиционными особенностями и чертами.
  • Слайд 7

    Живопись

    Как таковой живописи в современном понимании этого слова не существовала. Под живописью в то время понималось иконописание. XVI в ознаменован распространением ереси и гонением иконописцев. Из-за этого, художники начали изображать лики святых на иконах с оттенением.

    Слайд 8

    Помимо иконописания, художники могли писать на своих полотнах изображения храмов, соборов и церквей. Наиболее известные картины этого времени:

    • «Рождественский собор Ферапонтова монастыря»
    • «Собор Богородицы»
    • «Покров Богородицы».
  • Слайд 9

    Литература

    Вся литература, которая была в то время, в большинстве своем, писалась от руки.

    Однако именно в это время литература преобразовывается. В XVI веке появляются новые жанры:

    Повести (« Повесть о Дракуле»)

    Беллетристика (« Александрия» об Александре Македонском)

    Рассказы.

    Также, в XVI в. на Руси зарождается книгопечатание.

    Слайд 10

    Книгопечатание

    • XVI в. Характеризуется появлением книгопечатания на Руси. Первой напечатанной книгой является «Апостол».
    • Ее напечатал дьяк Иван Федорович. В основном все напечатанные книги носили богослужебный характер. О художественной литературе в XVI в речь еще не шла.
  • Слайд 11

    Известные труды, напечатанные в XVI в.:

    • « Апостол»
    • «Букварь с грамматикой»
    • Челобитные Ивану грозному от Ивана Пересветова.
    • Домострой и др.
  • Слайд 12

    Музыка

    В XVI веке создается новая технология пения- троестрочное пение. Развитие в музыкальном и певческом направлении произошло благодаря созданию певческого хора дьяков в Московском княжестве.

    Посмотреть все слайды













    1 из 12

    Презентация на тему: Русская культура 16 века

    № слайда 1

    Описание слайда:

    Русская культура 16 века. Ничего нет лучше, крашеМилой родины твоей.Оглянись на предков наших,На героев прошлых дней.Вспоминай их добрым словом -Слава им, борцам суровым,Слава нашей стороне,Слава русской старине! Н. Кончаловская

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Особенности развития русской культуры XVIв. Развитие культуры России XVIв., как и во все времена,была не толькообусловлена социальным,экономическим,и политическим развитием общества, но само являлось важнейшей составнойчастью исторического развития в целом.Культура,не обособленная грань об-щественной жизни,а одно из её прояв-лений,теснейшим образом связанных совсеми другими.Уровень и характер раз-вития культуры зависит от общего уровнясоциально-экономического развития общества,так и в определённой степени от предыдущих традиций и накопления культур-ного наследия.Рубеж XV - XVI вв.- перелом в исто-рическом развитии русских земель.Яв-ления характерные этому времени ока-зали прямое воздействие на духовнуюжизнь России,на развитие ее культуры,предопределили характер и направлениеисторико-культурного процесса.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Русская культура XVI века. Книгопечатание. Около 1553 г. - первая типография в России, но имена печатников не известны. 1563 - 1564 гг. - дьяк одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец на Печатном дворе напечатали первую книгу с выходными данными ("Апостол"). К концу XVI в. типографии работали не только на Никольской улице (ныне 25-Октября), но и в Александровской слободе. Но печатная книга не вытеснила рукописную, так как печатали в основном богослужебные книги.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Сказание о князьях Владимирских" - произведение, в котором подчеркивалась идея преемственности власти московских государей от византийских императоров.Переписка князя А.М. Курбского с Иваном Грозным. О путях и методах централизации, об отношении монарха и подданых вели яростный спор талантливые и политические противники - Курбский и Иван IV. 1564 г. - Иван IV получил послание князя Курбского из-за рубежа (Литвы), обвиняющее его в тирании.Регламентация русской жизни. "Домстрой" попа Сильвестра (приближенного Ивана IV), что в переводе на современный русский язык означает "домоводство". Книга эта содержит и наставления церковного характера, и советы по воспитанию детей и жены.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Архитектура XVI в. На протяжении всего века продолжалось строительство московских укреплений. При Глинской в Москве были построены стены Китай-города, защищавшие центральную часть посада. Конец XVI в. - "городовых дел мастер" Федор Савельевич Конь возвел кольцо укреплений "Белого города" длиной около 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего бульварного кольца). Конь построил также Кремль в Смоленске, ему приписывают стены Симонова монастыря в Москве и Пафнутьева (в Боровске) монастыря. Последние годы XVI в - создание последней внешней линии укреплений Москвы - "Скородома" (деревянной стены по земляному валу). "Скородом" проходил по линии нынешнего Садового кольца. Вторая треть XVI в. - в каменное зодчество проникает из деревянного шаровой стиль. Шедевр этого стиля - церковь Вознесения в селе Коломенском (в черте Москвы). 1554 - 1561 гг. - архитектор Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади собор Покрова, что на рву, в честь взятия Казани.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI ВЕКА Разработка учителя истории Бухариной И.В. МАОУ «Средняя школа № 18 с углублённым изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани

    2 слайд

    Описание слайда:

    СОДЕРЖАНИЕ ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА; НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ; ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ; 4. ПОЛЕМИКА ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО; « ДОМОСТРОЙ»; «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ»; КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»; ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ; ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИ; ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ; АРХИТЕКТУРА; ИКОНОПИСЬ; ВЫВОДЫ.

    3 слайд

    Описание слайда:

    ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА: Формирование единого Российского государства, Освобождение страны от татаро-монгольского господства, Завершение формирования русской народности. ОНИ НЕ ПРОСТО ОКАЗЫВАЛИ ВОЗДЕЙСТВИЕ, НО И ОПРЕДЕЛЯЛИ СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА.

    4 слайд

    Описание слайда:

    НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. КНИГОПЕЧАТАНИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XVI В. «АПОСТОЛ» 1564 год В 1564 Г. ДЬЯКОНОМ ОДНОЙ ИЗ МОСКОВСКИХ ЦЕРКВЕЙ ИВАНОМ ФЁДОРОВЫМ И ЕГО ПОМОЩНИКОМ ПЕТРОМ МСТИСЛАВЦЕМ БЫЛ НАПЕЧАТАН «АПОСТОЛ» - ПЕРВАЯ РУССКАЯ КНИГА С ВЫХОДНЫМИ ДАННЫМИ.

    5 слайд

    Описание слайда:

    ШРИФТ И ЗАСТАВКИ «АПОСТОЛА» НЕ УСТУПАЛИ ЗАПАДНЫМ ОБРАЗЦАМ. КАК И ВСЯКОЕ НОВШЕСТВО, КНИГОПЕЧАТАНИЕ БЫЛО ВСТРЕЧЕНО В МОСКВЕ С ИСПУГОМ И НЕПОНИМАНИЕМ. КНИГОПЕЧАТНИКОВ СТАЛИ ОБВИНЯТЬ В КОЛДОВСТВЕ. ФЁДОРОВ И МСТИСЛАВЕЦ УШЛИ В РЕЧЬ ПОСПОЛИТУЮ, ГДЕ ВО ЛЬВОВЕ ПРОДОЛЖАЛИ ПЕЧАТАНИЕ РУССКИХ КНИГ. ЗДЕСЬ БЫЛ ВЫПУЩЕН ПЕРВЫЙ РУССКИЙ БУКВАРЬ С ГРАММАТИКОЙ. НЕ ЗАМЕРЛО ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО И В МОСКВЕ. НА ПЕЧАТНОМ ДВОРЕ ТРУДИЛИСЬ НИКИФОР ТАРАСИЕВ, АНДРОНИК ТИМОФЕЕВ-НЕВЕЖА И ДРУГИЕ. ПАМЯТНИК ИВАНУ ФЁДОРОВУ В МОСКВЕ

    6 слайд

    Описание слайда:

    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ XVI ВЕК ДАЛ ЯРКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА, УКРЕПЛЕНИЕМ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, СТАНОВЛЕНИЕМ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ – ДВОРЯНСТВА. В КОНЦЕ 1540 – НАЧАЛЕ 1550-Х ГОДОВ ПИШЕТ СВОИ ЧЕЛОБИТНЫЕ ЦАРЮ ИВАНУ ГРОЗНОМУ ИВАН ПЕРЕСВЕТОВ. ОН РАЗВИВАЕТ В НИХ ИДЕЮ СИЛЬНОЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ПРОТИВОСТОЯТЬ «ЛЕНИВЫМ И НЕРАДИВЫМ» БОЯРАМ, ОПИРАЯСЬ НА НАДЁЖНЫХ «ВОИННИКОВ» - ДВОРЯН. С ЛИЧНОСТЬЮ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА НЕ ВСЁ ЯСНО. В СВОЁ ВРЕМЯ БЫЛО ДАЖЕ ВЫДВИНУТО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ЧТО ЗА ЭТИМ ИМЕНЕМ СТОЯЛ САМ ИВАН ГРОЗНЫЙ. УЖ ОЧЕНЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЭТОГО ПУБЛИЦИСТА ПЕРЕКЛИКАЮТСЯ С ИДЕЯМИ ЦАРЯ. В ЕГО ПОНИМАНИИ ПРАВИТЬ «ПО ПРАВДЕ» - ЗНАЧИТ ЖАЛОВАТЬ «ВОИННИКОВ» И ЖЕСТОКО КАРАТЬ ВСЕХ ПРЕСТУПИВШИХ ЦАРСКУЮ ВОЛЮ. ОТДЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА ОКАЗАЛИСЬ СОЗВУЧНЫ ОПРИЧНОЙ ПРАКТИКЕ.

    7 слайд

    Описание слайда:

    В 1560-Х ГОДАХ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РУСИ ОКАЗЫВАЮТСЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО И БЕЖАВШЕГО В ЛИТВУ АНДРЕЯ КУРБСКОГО. В СВОЕЙ ПЕРЕПИСКЕ ОНИ ВЫДВИГАЮТ 2 ВАРИАНТА УСТРОЙСТВА: ПОЛЕМИКА ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАН ГРОЗНЫЙ: ИДЕАЛ - ДЕСПОТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ; ЦАРЬ - АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ, ПОДДАННЫЕ - БЕЗОГОВОРОЧНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. КНЯЗЬ АНДРЕЙ КУРБСКИЙ: ИДЕАЛ – ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ.

    8 слайд

    Описание слайда:

    « ДОМОСТРОЙ» ЯРКИМ И СВОЕОБРАЗНЫМ ПАМЯТНИКОМ ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ «ДОМОСТОРЙ», НАПИСАННЫЙ ЧЛЕНОМ ИЗБРАННОЙ РАДЫ СИЛЬВЕСТРОМ ЭТА КНИГА, ПОСВЯЩЕННАЯ ИСКУССТВУ «ВЕСТИ ДОМ», ПОМИМО БОГАТЕЙШЕГО БЫТОВОГО МАТЕРИАЛА, ИНТЕРЕСНА И СВОЕЙ ОСНОВНОЙ МЫСЛЬЮ: ПОРЯДОК В ДОМЕ, ПО СИЛЬВЕСТРУ, ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ПРИ АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ ГЛАВЫ СЕМЬИ, КОТОРЫЙ ДЕРЖИТ ПРОЧИХ ДОМОЧАДЦЕВ В СТРАХЕ И ТРЕПЕТЕ. «ДА УБОИТСЯ ЖЕНА МУЖА СВОЕГО…» «НЕПОРОТОЕ ДИТЯ – ПЛОХО ВОСПИТАННОЕ ДИТЯ…» «КАК СОХРАНИТЬ МЕХА…» «КАК КОПТИТЬ ОСЕТРОВ…» «ПЛЁТКА НЕ МУЧИТ, А УЧИТ…»

    9 слайд

    Описание слайда:

    «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ. В НИХ ВОШЛИ ЖИТИЯ СВЯТЫХ, РАСПОЛАГАВШИЕСЯ ПО МЕСЯЦАМ В СООТВЕТСТВИИ С ДНЁМ ПАМЯТИ КАЖДОГО СВЯТОГО, А ТАКЖЕ МНОЖЕСТВО ИЗВЕСТНЫХ «ДУШЕПОЛЕЗНЫХ» ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕРАБОТАННЫХ В ДУХЕ ПРОСЛАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ РУСИ КАК ГЛАВНОГО ЦЕНТРА ПРАВОСЛАВИЯ. ДВЕНАДЦАТИТОМНЫЕ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» ЯВЛЯЛИСЬ СВОЕОБРАЗНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА.

    10 слайд

    Описание слайда:

    ЧИТАЛИ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» И «ДОМОСТОРЙ» В ОСНОВНОМ ЗАЖИТОЧНЫЕ ПОСАДСКИЕ И СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ. БОЯРЕ И ОБРАЗОВАННЫЕ ДЕТИ БОЯРСКИЕ, ДЬЯКИ УВЛЕКАЛИСЬ ГРЕЧЕСКИМИ, ВИЗАНТИЙСКИМИ И ПРОЧИМИ ПЕРЕВОДНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ, ТРУДАМИ МАКСИМА ГРЕКА И ДРУГИХ АВТОРОВ. МАКСИМ ГРЕК

    11 слайд

    Описание слайда:

    «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» В КОНЦЕ XV ВЕКА НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. В ЕЁ ОСНОВЕ ЛЕЖАЛА КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ». АВТОРОМ ЕЁ ЯВЛЯЛСЯ ПСКОВСКИЙ ИНОК ФИЛОФЕЙ, СЧИТАВШИЙ, ЧТО ПЕРВЫЙ РИМ ПОГИБ ПОД УДАРАМИ ВАРВАРОВ ИЗ-ЗА СОХРАНЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА, ВТОРОЙ РИМ – КОНСТАНТИНОПОЛЬ – ПАЛ ПОД УДАРАМИ МУСУЛЬМАН ИЗ-ЗА ГРЕХОВ И ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ МОСКВА, ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ СТАЛА ТРЕТЬИМ РИМОМ, А ЧЕТВЁРТОМУ - НЕ БЫВАТЬ. МОНАХ ФИЛОФЕЙ

    12 слайд

    Описание слайда:

    ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ В XVI ВЕКЕ РОССИЙСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ВСТУПИЛИ В ПОРУ ЦЕРКОВНО - ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЙ. В 1502 -1504 ГГ. РАЗВЕРНУЛАСЬ БОРЬБА НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ И ИОСИФЛЯН. ИДЕОЛОГОМ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ БЫЛ ОСНОВАТЕЛЬ МОНАСТЫРЯ НА РЕКЕ СОРКЕ НИЛ (СОРСКИЙ), СЧИТАВШИЙ,ЧТО НЕОБХОДИМО ПОДНИМАТЬ АВТОРИТЕТ ЦЕРКВИ ПУТЁМ СТРОГОГО ИСПОЛНЕНИЯ ПРАВИЛ И ОБРЯДОВ, АСКЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. НИЛ ОСУЖДАЛ СТЯЖАНИЕ ЦЕРКОВЬЮ БОГАТСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЛАДЕНИЕ ЗЕМЛЯМИ (СТОРОННИКИ СОРСКОГО ПОЛУЧИЛИ НАЗВАНИЕ «НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ»). НИЛ СОРСКИЙ

    13 слайд

    Описание слайда:

    НЕСТЯЖАТЕЛЯМ ПРОТИВОСТОЯЛИ ИОСИФЛЯНЕ – СТОРОННИКИ ИГУМЕНА ПОДМОСКОВНОГО ВОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ ИОСИФА, КОТОРЫЙ НАСТАИВАЛ НА НЕОБХОДИМОСТИ ДЛЯ ЦЕРКВИ ИМЕТЬ БОЛЬШИЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. В 1503 ГОДУ НА ЦЕРКОВНОМ СОБОРЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ИВАНА III БЫЛ ПОСТАВЛЕН ВОПРОС ОБ ОТКАЗЕ ЦЕРКВИ ОТ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ. В ЭТОТ МОМЕНТ ИОСИФЛЯНЕ ПОДДЕРЖИВАЛИ УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЕЙ В ИХ БОРЬБЕ ПРОТИВ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЙ ВЛАСТИ, И ЭТО СТАЛО ДЛЯ ИВАНА III ЕЩЁ ОДНИМ ПОВОДОМ ПОДДЕРЖАТЬ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ. ПОЗЖЕ, ПРИ ВАСИЛИИ III , НЕСТЯЖАТЕЛИ ВОСПРОТИВИЛИСЬ РАЗВОДУ ЦАРЯ С СОЛОМОНИЕЙ САБУРОВОЙ И ПОДВЕРГЛИСЬ ОПАЛЕ. ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ ВЛАСТЬ ПОВЕРНУЛА ОТ ПОДДЕРЖКИ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ К ПОЛИТИКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ШИРОКИХ ПРИВИЛЕГИЙ. ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

    14 слайд

    Описание слайда:

    ПОБЕДА ИОСИФЛЯН ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛИЛА ДАЛЬНЕЙШУЮ ПОЛИТИКУ ЦЕРКВИ В ОТНОШЕНИИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ. ЦЕРКОВЬ ВСЁ БОЛЕЕ НАСТОЙЧИВО ПОДДЕРЖИВАЕТ ИДЕЮ САМОДЕРЖАВИЯ.

    15 слайд

    Описание слайда:

    ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИ В СРЕДЕ ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ В XVI ВЕКЕ ПРОДОЛЖАЮТ РАЗВИВАТЬСЯ ЕРЕСИ, НАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ. В СЕРЕДИНЕ XVI ВЕКА В МОСКВЕ РАСПРОСТРАНИЛИСЬ ВОЗЗРЕНИЯ СЛУЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА МАТВЕЯ БАШКИНА. ЕМУ ПРЕТИЛА ПРОПОВЕДЬ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ, ОПРАВДЫВАВШАЯ СОВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ДАННЫЙ БОГОМ. «ХРИСТОС ВСЕХ БРАТИЕЙ НАРИЦАЕТ, - ОТМЕЧАЛ МАТВЕЙ, - А МЫ ХОЛОПОВ ДЕРЖИМ». ОН ПОРВАЛ КАБАЛЬНЫЕ ЗАПИСИ И ОТПУСТИЛ НА ВОЛЮ СВОИХ ХОЛОПОВ. БАШКИН ВОСПЕВАЛ РАЗУМ И КНИЖНОЕ УЧЕНИЕ, КРИТИЧЕСКИ ТРАКТОВАЛ БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ, ОТВЕРГАЛ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБРЯДЫ И ТАИНСТВА. ПОСТРИГШИЙСЯ В МОНАХИ БЕГЛЫЙ ХОЛОП ФЕОДОСИЙ КОСОЙ ПОШЁЛ ЕЩЁ ДАЛЬШЕ, ЗАЯВЛЯЯ, ЧТО У ХРИСТИАН НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЛАСТЕЙ, И ПОТОМУ ПРИЗЫВАЛ НЕ ПЛАТИТЬ НАЛОГОВ И НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ ФЕОДАЛАМ.

    16 слайд

    Описание слайда:

    ПРЕДСТАВ ПЕРЕД ЦЕРКОВНЫМ СОБОРОМ В 1553 Г., МАТВЕЙ БАШКИН ХРАБРО ОТСТАИВАЛ СВОЁ «ИСТИННОЕ ХРИСТИАНСТВО». ПОСЛЕ ПЫТОК ОТКАЗАЛСЯ ОТ НЕГО, БЫЛ ПРЕДАН АНАФЕМЕ И СОСЛАН В ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФЕОДОСИЙ КОСОЙ БЫЛ ПРЕДАН ЦЕРКОВНОМУ СУДУ, НО СУМЕЛ БЕЖАТЬ В ЛИТВУ. ВСЕ ЕРЕСИ XIV – XVI ВЕКОВ ВЫЗЫВАЛИ БРОЖЕНИЕ В УМАХ ГОРОЖАН, НО ОНИ ПОЧТИ НЕ ЗАТРАГИВАЛИ ОСНОВНОГО ЖИТЕЛЯ РОССИИ – КРЕСТЬЯНИНА, ПОЭТОМУ НЕ ВЫЛИЛИСЬ, КАК В ЕВРОПЕ, В ШИРОКОЕ РЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ.

    17 слайд

    Описание слайда:

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ К XV – XVI ВЕКАМ В РОССИИ ЗАМЕТНО ВЫРОС УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.РУССКИЕ МАСТЕРА ЛИЛИ МЕДНЫЕ И БРОНЗОВЫЕ ПУШКИ, ЖЕЛЕЗНЫЕ ОРУДИЯ. МАСТЕР АНДРЕЙ ЧОХОВ (ЧЕХОВ) С 1568 ПО 1632 ГОДЫ ИЗГОТОВИЛ МНОЖЕСТВО ПУШЕК КАЛИБРОМ ОТ 92 ДО 470 ММ, ДЛИНОЙ ДО 6 М, ВЕСОМ ОТ 1,2 ДО 7,2 Т. В 1586 Г. ОН ОТЛИЛ ЦАРЬ-ПУШКУ ДЛЯ КРЕМЛЯ.ЕЁ ДЛИНА 5,34 М, КАЛИБР 890 ММ, МАССА СТВОЛА 40 Т. ПРАВДА, ЭТА ПУШКА НИ РАЗУ НЕ СТРЕЛЯЛА. С 1590 ГОДА РУССКИЕ МАСТЕРА СТАЛИ ДЕЛАТЬ ПУШКИ НА ЛАФЕТАХ,ЧТО УВЕЛИЧИЛО ИХ ПОДВИЖНОСТЬ.

    18 слайд

    Описание слайда:

    АРХИТЕКТУРА НАИБОЛЕЕ ЯРКИМ СТИЛЕМ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ЭТОГО ВРЕМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ. В НЁМ КАМЕННЫЕ ЦЕРКВИ ОБОГАЩЕНЫ ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ, В ЧАСТНОСТИ НЕВИДАННОЙ РАНЬШЕ КОНСТРУКЦИЕЙ ВЕРХА ЦЕРКВИ В ВИДЕ ШАТРА.

    19 слайд

    Описание слайда:

    ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ ШЕДЕВРОМ И САМЫМ РАННИМ ОБРАЗЦОМ ШАТРОВОГО СТИЛЯ СТАЛА ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ ПОД МОСКВОЙ..

    20 слайд

    Описание слайда:

    СОБОР ПОКРОВА НА РВУ ВЕРШИНОЙ РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА XVI В. ЯВЛЯЕТСЯ СОБОР ПОКРОВА НА РВУ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ВЗЯТИЮ КАЗАНИ (БОЛЕЕ ИЗВЕСТЕН КАК ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО – В ЧЕСТЬ ЗНАМЕНИТОГО МОСКОВСКОГО ЮРОДИВОГО, ВСЕГДА НОЧЕВАВШЕГО В ОДНОМ ИЗ ЕГО ПРИДЕЛОВ). ПОСТРОЕННЫЙ РУССКИМИ МАСТЕРАМИ БАРМОЙ И ПОСТНИКОМ ЯКОВЛЕВЫМ, СОБОР СОСТОИТ ИЗ 8 НЕСИММЕТРИЧНЫХ РАЗНОВЕЛИКИХ СТОЛПООБРАЗНЫХ ХРАМОВ, ОКРУЖАЮЩИХ НАХОДЯЩУЮСЯ В ЦЕНТРЕ ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ С ВЫСОКИМ ШАТРОМ, УВЕНЧАННЫМ МАЛЕНЬКОЙ МАКОВКОЙ. В ЕГО КОМПОЗИЦИИ ЗАКЛЮЧЕНА ВАЖНАЯ ИДЕЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОКРУГ МОСКВЫ РАЗНЫХ ЗЕМЕЛЬ..

    21 слайд

    Фольклор
    —«Сказка о Борме и Ярыжке»
    —«Сказание о Вавилонском царстве»
    Грамотность
    —Учебники
    —Словари
    —Грамматика.
    —В 1553 году по приказу Иоанна IV в Москве был построен Печатный двор, который в 1550-е годы выпустил несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных.
    Книгопечатание
    — Иван Фёдоров
    —(родился между 1510 и 1530 гoдами, умер в 1583).
    —1564 - изобретение книгопечатания.

    Первые книги
    —Апостол - 1564 (богослужебная книга, содержащая: части Нового Завета — «Деяния» и «Послания святых апостолов»)
    —Часослов - 1565.
    —Первый букварь 1574.
    Московский Апостол

    —В последние годы жизни талантливый русский первопечатник Иван Федоров разрабатывает разборную модель пушки, и даже предлагает её Саксонии и Австрии. Правителям этих государств разработка не приглянулась.
    Наука
    —Пасхалии - таблицы с указание дат Пасхи.
    —Географические знания получали по писцовым, межевым, посольским землям.
    —Исторические знания отражены в хроногрофах.
    —Появляются руководства по солеварению.

    Литература
    —Летописание - Никоновская летопись (середина 16 века)
    —Историко - литературные произведения.
    —Публицистика.
    Лицево́й летопи́сный свод
    —(Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга) — летописный свод событий мировой и особенно русской истории, создан в 40—60-х годах XVI века (вероятно, в 1568—1576 гг.) специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах».
    —Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.

    Митрополит Макарий - «Четьи Минеи».
    —Сборник XVI века из 12 книг, на каждый месяц года, начиная с сентября, включающий в себя жития святых на каждый день.
    Домострой (Сильвестр)
    —Сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
    Публицистика
    —Сказания о князьях владимирских.
    —Переписка Грозного с А. Курбским.
    —Сочинения И. Пересвета.
    —Сочинения Матвея Башкина.
    —Сочинения Фёдора Косого.
    —Сочинения Фёдора Карпова.
    Матвей Башкин
    —Церковные обряды не нужны.
    —Отрицал иконы. Тайну исповеди.
    —Считал,что холопство против христианской веры:
    — (У меня, что было кабал полных (документов на полное холопство, то есеми всё изодрал)
    Фёдор Косой
    —Отрицал христианскую символику, так как крест - орудие казни Христа.
    —Выступал за равенство народа.
    Фёдор Карпов
    —Общество и государство должны строиться на соблюдении закона.
    —Правитель долен нести закон и правду.
    —Сетовал по поводу падения нравов.
    Архитектура.
    —Шатровый стиль: восьмерик на крестообразном основании.
    —Самое знаменитое сооружение церковь Вознесения в Коломенском.
    Церковь Вознесения в Коломенском (1532)
    —Вельми чудна высотою и красотою, и светлостию, такова же бываша прежде всего на Руси.
    —Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя.
    Покровский собор на рву (Василия Блаженного).
    —Годы строительства (1555-1561).
    —Основатель - Иван 4.
    —Высота храма составляет 65 метров. Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов)
    —Архитекторы- Барма и Постник.
    Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер», один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками.
    —каменные стены и башни Белого города Москвы (1585—1593; по линии нынешних бульваров)
    — мощные городские стены Смоленска (1596—1602);

    Смоленский Кремль
    Андрей Чохов (около 1545 — 1629)
    —выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик.
    —Более 40 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжёлых орудий, в том числе Царь-пушку (1586).
    Царь Пушка
    —Средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году
    —Изначально задуманная для обороны Кремля oт зaхвaтчикoв, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.