Онегин и Ленский: сравнительная характеристика образов. Противопоставление романтизма ленского и реализма онегина В чем смысл противостояния онегина и ленского

2.3. Мастерство А. Н. Островского в создании драматургического характера. (На примере героя или героини одной из пьес по выбору учащегося.)

2.4. Какое содержание вкладывает А. И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матренин двор».)

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. В чем смысл противопоставления Онегина и Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Размышления о судьбах своего поколения встречаются в произведениях русской литературы довольно часто. А.С.Пушкин создал бессмертный образ Евгения Онегина, «лишнего человека» своего поколения. В сердце Онегина - пустота, скептицизм, он не знает, где применить свои способности. В противовес Онегину, Ленский - молодой поэт, вернувшийся из Германии, увлеченный философией и романтически настроенный. На страницах романа он очень трогателен и одновременно смешон. Читателя привлекает его чистота, юность, наивность и искренность чувств. Но каково будущее Ленского? Автор сожалеет о том, что он погиб «во цвете радостных надежд, / Их не свершив ещё для света». Однако не исключается Пушкиным и тот вариант, что Ленского затянет обывательская жизнь, и он станет таким же провинциальным помещиком, каких встречает в доме Лариных. Онегин в сравнении с Ленским - натура более глубокая, деятельная, хотя и противоречивая.

2.2. Как связаны в поэзии М. Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества?

Тема поэта и поэзии традиционна для русской литературы. В «Пророке» Лермонтова поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения, всю горечь от непонимания и одиночества. Если в стихотворениях Пушкина звучит оптимизм, вера в свободу, в светлое будущее, которое грядет за болью («Пророк»), то совсем иное настроение у Лермонтова: поэт один, в мире нет надежды. Однако, несмотря на отличия, и Пушкин, и Лермонтов едины в том, что предназначение поэта - быть пророком, через испытания и муки нести людям веру в светлое будущее, в высокие чувства даже тогда, когда вокруг нет ничего светлого, даже тогда, когда вокруг лишь грязь и невежество.

2.3. Мастерство А. Н. Островского в создании драматургического ха-рактера. (На примере героя или героини одной из пьес по выбору учащегося.)

«Снегурочка» - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В «Снегурочке» главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры. В сказке Островского, как и в народной, четко противопоставлены действующие лица: с одной стороны Снегурочка и Мизгирь, с другой - Купава и Лель.

Новаторство драматурга в создании образов проявляется в придании реалистической конкретности мифологическим образам, в стремлении очеловечить фантастические персонажи, сблизить с жизнью людей, с отношениями, существующими в обществе. Примечательна фигура Снегурочки.В пьесе прослеживается эволюция образа Снегурочки в отличие от статичного персонажа сказки. Анализируя внутренние изменения, происходящие со Снегурочкой: от холодного сердца - к горячему, нетрудно заметить, что образ Снегурочки у Островского усложняется, наполняется более определенным психологическим содержанием. Наделив Снегурочку сложным внутренним миром, показав трагичность и драматизм её переживаний, Островский укрупняет образ, придает ему черты романтической ис-ключительности, даже величия, превращая в символ. Снегурочка - это символ всепобеждающей любви, символ победы любви над эгоистичной, корыстной моралью, победы Солнца над Морозом, жизнью над смертью.

2.4. Какое содержание вкладывает А. И. Солженицын в понятие «пра-ведник»? (По рассказу «Матренин двор».)

Исходное название рассказа «Матренин двор» - «Не стоит село без праведника», окончательное дал А. П. Твардовский. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина русской деревни.

В судьбе Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины - наиболее выразительная, вопиющая. Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Смерть героини - это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрёна. Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. Но Матрёна умирает и «погибает» вся деревня: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

План
  1. Противопоставление Онегина и Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин»
  2. Что роднит Онегина и Ленского
    1. Нерусское воспитание
    2. Стоят выше других
    3. Благородство, высокое понимание личности человека
    4. Вольнолюбие
  3. Онегин и Ленский – представители новой, молодой России

В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил двух представителей молодого поколения современной ему России – Онегина и Ленского. Онегин и Ленский «различны меж собой», как «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень».

Пушкин противопоставляет в них внешность, образ жизни, стремления, желания. Контраст обозначается особенно прямо и резко между романтической натурой одного и скептицизмом другого. Но тесно сошлись Онегин с Ленским, «стали неразлучны» друг с другом не только потому, что крайности сходятся, а потому, что, несмотря на их различие, у них имеется много общих черт.

Что же роднит Онегина и Ленского? Как известно, основы будущей личности закладываются в детстве, поэтому воспитание играет огромную роль в формировании моральных принципов, привычек, вкусов и характера человека. В воспитании Онегина и Ленского много общего. Онегина воспитывали иностранцы-гувернеры, в отрыве от русской действительности:

«Судьба Евгения хранила:
Сперва madame за ним ходила,
Потом monsieur ее сменил».

Ленский же «из Германии туманной привез учености плоды», он жил и воспитывался за границей, поэтому Пушкин называет его «полурусским».

Но не только воспитание стало основной причиной сближения Онегина и Ленского, оно помогло им найти общий язык, главное то, что они резко выделяются из окружающей среды, стоят выше других, оба ищут. Онегин уезжает из Петербурга, оставляет свет, так как «чувства в нем остыли, ему наскучил света шум», он стремится вырваться оттуда. Ленский прямо говорит: «Я модный свет ваш ненавижу».

Среди приниженной глупости и тупости поместного дворянства Онегин и Ленский – яркие личности. Их связывает благородство – черта, противоположная этой одноликой массе. Благородство мысли, желаний, поступков свойственны им обоим. Это видно на примере отношения Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны. Ленского и Онегина сближает их вольнолюбие, высокое понимание личности. Ленский увлечен «вольнолюбивыми мечтами», а Онегин стремится быть свободным от света, от его условностей, от тягостного положения крепостника. Он освобождает своих крестьян.

И Ленский, и Онегин – представители новой, молодой России. Романтическая восторженность Ленского, его вера в добро, мечтательность, пылкость были присущи и Одоевскому, и Оболенскому, и младшему Бестужеву – декабристам.

В одном из черновиков Пушкин замечает, что Ленский «мог быть повешен, как Рылеев». Хотел сблизить Пушкин и Онегина с декабристами. Он показывает, как во время путешествий зарождается у Онегина патриотическое чувство, как он проникается декабристскими идеями. Пушкин говорил одному из своих знакомых, что «…Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».

Таким образом, Онегин и Ленский, люди различных характеров и настроений, оказываются связанными с передовым движением своего времени.

А. С. Пушкин - величайший писатель и поэт XIX столетия. Из-под его пера вышло множество замечательных произведений. Главным трудом Пушкина считается "Евгений Онегин". В произведении отражены особенности жизни дворянской молодежи XIX столетия.

Краткая характеристика произведения

"Евгений Онегин" - роман в стихах, поражающий своим художественным совершенством стиля и формы, легкостью и красотой языка. В нем раскрывается многообразие проблем, которые волновали русское общество начала XIX века. В изображении всех дворянских групп Пушкин отражает две наиболее распространенные проблемы того времени: идеалистический уход от действительности и разочарование.

Главные герои произведения

Онегин и Ленский в романе относятся к "лучшими людям эпохи". В их образах Пушкин отразил те самые проблемы, которые были наиболее актуальны в то время. Героев не устраивал ни блеск которую они считали холодной и пустой, ни убогий вид и примитивность сельских будней. Оба персонажа стремятся найти смысл в жизни, что-то высшее и светлое. Евгений Онегин и Ленский выделяются из обычной дворянской среды. Оба они образованны, умны, благородны. Героев объединяет широта интересов и взглядов. Именно это сблизило их и положило начало дружбе между ними. Несмотря на различия в характере, их взаимная симпатия по ходу повествования усиливалась, а общение становилось глубже. Беседы деревенских помещиков существенно отличались от разговоров, которые вели Онегин и Ленский. Анализ их поведения, стремлений и взглядов позволяет понять, что оба героя обладали пытливым умом, стремились познать смысл жизни и коснуться всех сфер человеческого существования. Автор подчеркивает, что споры персонажей затрагивают философские, нравственные, политические проблемы, которые волновали передовых людей той эпохи. Почему же, несмотря на их сходство, случилась дуэль Ленского и Онегина? Об этом далее в статье.

Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика

Эти два героя являются центральными фигурами в произведении. Они абсолютно разные, но имеют при этом определенное сходство. Их образы - это два пути, по которым шли лучшие представители помещичьей интеллигенции начала XIX века. Развитие отношений главных героев отражает огромную разницу между ними, оттеняя не только противоположность их черт, но и отношение к действительности и к окружавшим их людям. Завершиться эти два пути могли либо жизненным тупиком, либо чьей-то смертью.

Владимир

В Ленском присутствовал поэтический талант, открывавший в нем романтические настроения. Он видит идеал даже в "пустенькой" хорошенькой Ольге. Дружба с Онегиным значит для Ленского очень много. В изображении образа Владимира четко видна связь с декабристскими веяниями, что дает основания предполагать вероятность его сближения с передовой дворянской интеллигенцией, готовившей восстание 1825 года, что дает ему шанс стать поэтическим голосом народа. Вера в дружбу, свободу, любовь составляла цель жизни и сущность Ленского.

Евгений Онегин

Этот герой получил классическое аристократическое образование. Его всему учили шутя, но, несмотря не это, Онегин получил необходимые ему знания. По умственному развитию он стоит намного выше сверстников. Евгений немного знаком с произведениями Байрона, имеет представление о трудах Смита. Но все его увлечения не поднимают в душе пламенные и романтические чувства. Онегин тратит свои лучшие годы, как многие молодые люди его времени: в театрах, на балах, в любовных приключениях. Но вскоре к нему приходит понимание того, что вся эта жизнь пуста, в свете царит зависть, скука и клевета, а люди бессмысленно прожигают свое время, тратя внутренние силы на мнимый блеск. В итоге Онегин теряет к жизни интерес, впадая в глубокую хандру оттого, что его резкий и холодный ум пресыщен светскими удовольствиями.

Вопросы добра и зла во взаимоотношениях главных героев

В среде интеллигенции того времени был весьма популярен трактат Руссо (писателя и французского философа) "Общественный договор". В нем затрагивались важнейшие социальные проблемы. Наиболее злободневным был вопрос о государственном устройстве. Раскрывалась проблема взаимоотношений власти и народа, обладавшего правом свергнуть правительство, нарушавшее договоренность между государственным союзом и общиной граждан. Существовавшее создавало в России как политические, так и экономические трудности. Прогрессивно мыслящие представители дворянства пытались найти решение существовавших проблем путем усовершенствования и внедрения приемов земледелия, применения машинной техники. Онегин и Ленский, которых была бы не полной без указания их рода деятельности, также задумались над этим вопросом. Первый был владельцем вод и заводов, а второй - богатым помещиком. Этические проблемы, вопросы добра и зла часто оказывались в центре внимания молодых людей. Нравственные теоретические принципы, преломляясь в характерах персонажей, определяют и их взгляды, и их поступки.

Трагедия взаимоотношений центральных персонажей

Онегин и Ленский, сравнительная характеристика которых не может обойтись без упоминания об их личных качествах, были разного возраста. Владимир - моложе, его пылкая душа еще не испорчена жизнью. Он повсюду ищет прекрасное. Онегин же, давно прошедший через все, слушал пылкие речи Ленского с улыбкой, стараясь сдерживать свою иронию. Для Владимира дружба являла собой острую потребность. Онегин же "дружил ради скуки". Но у Евгения возникает особая привязанность к Владимиру. Проводя анализ дуэли Ленского и Онегина, нельзя не отметить приоритеты, которые достаточно четко прослеживаются у каждого из них. Так, более опытный главный герой, несмотря на свое презрение к свету, дорожил его мнением, боялся упреков и насмешек. Возможно, именно из-за этого ложного чувства чести Онегин и принял вызов Ленского. Владимир же защищал чистоту своих романтических представлений от скептицизма друга. Восприняв неудачную шутку Онегина как предательство и измену, Ленский вызывает его на дуэль.

Смерть Владимира

Онегин и Ленский, сравнительная характеристика которых показывает суть различий в их взглядах, по ходу развития сюжета из лучших друзей превратились во врагов. Первый, получив вызов и понимая бессмысленность самого поединка и свою неправоту, принимает его. Убийство Владимира переворачивает всю жизнь Евгения. Он оказывается больше не в состоянии находиться в тех местах, где произошла трагедия. Мучаясь угрызениями совести, Онегин начинает метаться по свету. Однако как видно далее, в его душе происходят изменения: он становится более чутким и отзывчивым к людям, его сердце открывается для любви. Однако и здесь его ждет разочарование. Сопоставляя все события, можно сделать вывод, что все его несчастья являются расплатой за прожитую без цели жизнь.

Выводы

Можно с определенностью сказать, что смерть Ленского символична. Невольно она приводит к мысли, что романтик, мечтатель, идеалист - человек, не познавший действительность, при столкновении с ней должен непременно погибнуть. При этом такие скептики, как Онегин, остаются жить. Их нельзя упрекать в незнании действительности или идеализме. Онегин прекрасно знает жизнь, умеет хорошо разбираться в людях. Однако что дало ему это знание? Кроме разочарования и хандры, к сожалению, ничего. Сознание своего превосходства над окружающими ставит человека на достаточно опасный путь, который в итоге приводит к разобщенности с миром и эгоистическому одиночеству. Оставшийся в живых Онегин мало полезен обществу и счастливым не становится.

Заключение

В своем романе Пушкин показал действительность такой, какой она являлась в то время. Его произведение предупреждает о том, что в гниющем изнутри обществе счастье могут найти лишь посредственные люди, чьи интересы мелки и весьма ограничены. "Лишние люди" - Евгений Онегин и Ленский (сочинение на эту тему входит в школьный курс литературы) - несчастны в этой жизни. Они либо погибают, либо продолжают жить опустошенными и разочаровавшимися. Даже высокое положение и образование не дают им счастья, не облегчают их путь. Осознание же собственных ошибок приходит к ним слишком поздно. Однако сложно винить самих героев. Их жизнь протекает в условиях света, который диктует им свои правила и ставит в определенные условия. Их характеры сформированы с рождения под влиянием происходящего вокруг них. Как говорит сам Пушкин, исключительно среда сделала Онегина и Ленского, по сути благородных, умных людей, несчастными и разочаровавшимися.

В. Г. Белинский назвал роман Пушкина “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”. Ведь в романе, как в зеркале, отразился “век и современный человек”. Но каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точнее - наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что Александр Сергеевич писал о себе. Он называет своего главного героя “добрый мой приятель”, среди друзей Онегина - друзья самого Пушкина, да и сам Пушкин везде незримо присутствует в романе. Однако слишком примитивным было бы утверждение, что Онегин - это автопортрет. Слишком сложна и непостижима душа Пушкина, слишком многогранна и противоречива для того, чтобы отразиться в одном “типичном представителе” “золотого века”. Наверное, поэтому и прожил в романе свою недолгую яркую жизнь молоденький идеалист Ленский - тоже часть души поэта. Онегин и Ленский, оба любимые автором, такие похожие и разные, близкие и далекие, как полюса одной планеты, как две половинки одной души... Как неизбежно кончается молодость, как неотвратимо приходит зрелость ума, а вместе с нею и конформизм, так неотвратима для Пушкина в романе гибель юного романтика.

Евгений Онегин получает типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: “Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сменил”. Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминает свою молодость:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитанъем, слава богу,

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал немного классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим, пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкому политическому протесту, как у грибоедовского Чацкого. Трезвый, “охлажденный” ум и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в. какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка ни к чему не привела. Пушкин пишет: “Но ничего не вышло из пера его”.

В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед...

Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил от “высшего света”.

В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет-существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский - дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии:

Он из Германии туманной

Привез учености плоды,

Дух пылкий и довольно странный...

Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он “поклонник Канта и поэт”. У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу в Ольге, самой обыкновенной девушке.

Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью. Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, по своему внутреннему развитию, стоят выше тех, кто их окружает, романтическая душа! Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин пишет о Ленском: “Он сердцем милый был невежда, его лелеяла надежда, и мира новый блеск и шум”. Онегин слушал пылкие речи Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию: “И думал: глупо мне мешать его минутному блаженству; и без меня пора придет; пускай покамест он живет да верит мира совершенству; простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред”. Для Ленского дружба - острая потребность натуры, Онегин же дружит “скуки ради”, хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин.

Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее отмечает общие черты характера. Он пишет: “Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой”. “Не столь различны меж собой”. Как понимать эту фразу? На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей.якобы неповторимой личности. “Привычка всех считать нулями, а единицами - себя” рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного понятия о чести он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин пишет: “Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне счастлив и рогат носил бы стеганый халат”.

Я думаю, Онегин все-таки был внутренне глубже Ленского. Его “резкий, охлажденный ум” гораздо приятнее, чем возвышенный романтизм Ленского, который быстро бы исчез, как исчезают цветы поздней осенью. Неудовлетворенность жизнью способны испытывать только натуры глубокие, Пушкину ближе Онегин, он пишет о себе и о нем:

Я был озлоблен, он угрюм,

Страстей игру мы знали оба,

Томила жизнь обоих нас,

В обоих сердцах жар угас.

Пушкин открыто признается в симпатиях к нему, многие лирические отступления в романе посвящены этому. Онегин глубоко страдает. Это можно понять из строк: “Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне крепка; чего мне ждать? тоска, тоска!..”

Пушкин воплотил в Онегине многие из тех черт, которые позднее проявятся у отдельных персонажей Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. А такие романтики, как Ленский, не могут противостоять ударам жизни: они либо примиряются с ней, либо гибнут.

Противопоставление столичного и сельского образа жизни.
2. Онегин и Ленский.
3. Противопоставление Татьяны и Ольги.
4. Татьяна - неопытная деревенской барышня и светская дама.

Легко заметить, что одним из основных принципов, которыми руководствовался А. С. Пушкин при написании своего романа в стихах «Евгений Онегин», является противопоставление. Это и противопоставление характеров героев, и противопоставление двух образов жизни - городского и сельского, столичного шума и тихого уединения. Вот как жил отец Евгения Онегина:

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

А дядя Онегина в это время вел в своем поместье размеренную и однообразную жизнь:

Деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Онегин шкафы отворил:

В одном нашел тетрадь прихода,

В другом наливок целый строй...

Пушкин показывает огромное различие интересов городского денди и сельских помещиков. Конечно, Онегин имеет довольно поверхностное образование, однако он прочитал много книг, может поговорить об экономике, высказать свое мнение об античной поэзии и даже процитировать несколько строф на латинском. А сельские помещики ведут простые беседы «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне».

Нужно заметить, что Онегин сам подчеркнуто противопоставляет себя обществу своих деревенских соседей: стоит ему услышать, как кто-то из них едет к нему в гости, как он садится на коня и уезжает из дома.

Владимир Ленский, молодой помещик, который приехал в свое имение примерно в одно время с Онегиным, конечно, человек совершенно иного склада и круга интересов, нежели остальные деревенские жители. Он человек образованный (Пушкин упоминает о том, что Ленский учился в знаменитом Геттингенском университете в Германии), увлекается философией и поэзией. Поэтому-то Онегин и Ленский, несмотря на большое несходство характеров, и подружились. Им было о чем поговорить. Но, если присмотреться повнимательнее, Онегин и Ленский являлись антиподами в большей степени, чем Онегин и какой-нибудь «деревенский старожил» вроде его покойного дядюшки:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Онегин - личность, пресыщенная удовольствиями, равно зевающая «средь модных и старинных зал». Он еще способен оценить по достоинству искренность и силу чувств Татьяны, но разделить их он не хочет и не может, так как его душа утратила непосредственность и веру в счастье.

А Ленский, в отличие от Онегина, искренне верит в любовь и дружбу. Он еще очень молод; годы, проведенные в Германии, он посвятил учебе и мало обращал внимания на действительность. Он лелеет возвышенные мечты, а с непостоянством и подлостью людей он еще не сталкивался:

От хладного разврата света

Еще увянуть не успев,

Его душа была согрета

Приветом друга, лаской дев.

И если Онегин запер свое сердце для чувств, то Ленский был влюблен, «как в наши лета уже не любят». Конечно, Ольга очень мила - очарованием юности, живостью, непосредственностью, однако Ленский не замечает особенностей характера своей невесты. Он видит в ней идеал, который и воспевает. Можно сказать, что он придумал некий образ и отождествил его с Ольгой, которую знает с детства. Точно так же и Татьяна переносит черты героев романов на Онегина, который, несмотря на свою холодность и безразличие, все же заметил, что «в чертах у Ольги жизни нет», говоря Ленскому, что на его месте выбрал бы другую сестру. Таким образом, Онегин (и Пушкин, разумеется) противопоставляет двух сестер.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела...

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные.

Очаровательный кукольный портрет, однако не ищите в нем глубины и постоянства! А какой рисует Пушкин Татьяну, свою любимую героиню? Она ничуть не похожа на свою сестру: задумчивая, молчаливая, мечтательная, она с детства любит уединение:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Несходство сестер проявляется и в том, как они относятся к любви. Ольга, веселая резвушка, может спокойно Пококетничать с другим в присутствии своего жениха. Да и когда злополучный Ленский погибает на дуэли с Онегиным, Ольга быстро находит утешение и выходит замуж за улана. Вряд ли она долго вспоминала свою первую любовь.

Отношение Татьяны к внезапно вспыхнувшему чувству к Онегину совсем другое. Героиня не только воспринимает чувство к Онегину всерьез, она искренне полагает, что это судьба, что это на всю жизнь. Именно в этом отношении к любви и коренится объяснение того, что девушка решилась сама написать письмо молодому человеку и признаться в своем чувстве, хотя в те времена это считалось смелым проступком. И даже когда Онегин отвергает любовь Татьяны, девушка продолжает его любить. Когда она становится княгиней, светской дамой, она все равно не забывает свою первую и единственную любовь.

Но если в глубине души Татьяна остается прежней, то ее манеры на столько меняются, что Онегин едва узнает в княгине ту сельскую девчонку, которая когда-то призналась ему в любви. Онегин говорил ей: «...учитесь властвовать собою». Что ж, эту науку она хорошо усвоила! Раньше смятение Татьяны мог бы заметить каждый (если бы только внимание гостей на ее именинах не было отвлечено жирным пирогом). Теперь никто не прочтет на лице девушки того, что происходит в ее душе. Возможно, встреча с Онегиным на светском рауте и всколыхнула в Татьяне воспоминания о прежней жизни и наивных девичьих мечтах, но она ничем не выдала своих переживаний:

Онегин и Татьяна меняются ролями. Когда-то он был равнодушен к девушке, теперь он ищет ее внимания. Когда-то она в самозабвении чувств написала Онегину письмо с признанием в любви, теперь он пишет ей. А Татьяна холодна и невозмутима. Она может говорить с Онегиным, может не замечать его. Татьяна ничем не выделяет его среди прочих гостей, посещающих ее дом или те дома, где бывает она. В тех строфах, где Пушкин повествует о новом облике Татьяны, он постоянно напоминает о том, какой она была, сравнивает, противопоставляет светскую даму прежней наивной барышне, помешанной на чтении сентиментальных любовных романов. Но в конце произведения становится ясно, что противопоставление Татьяны нынешней и прежней чисто внешнее, условное. В глубине души она сожалеет о простой сельской жизни и любит Онегина несмотря ни на что. «Но я другому отдана и буду век ему верна», - отвечает она на любовное признание Онегина. Татьяна остается верной не только своему мужу, но и себе самой.