Образы народных заступников в поэме некрасова кому на руси жить хорошо. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по праву считается главной книгой поэта, высшим его достижением. И не только потому, что перед нами энциклопедический охват русской действительности, показ представителей почти всех сословий общества, типичных для переломного периода истории страны, озаренный поэтическим гением Некрасова. Произведение многослойно и многогранно. Поэт создавал свою главную книгу для народа и во имя народа, выражая его заветные мечты и чаяния. «Кому на Руси жить хорошо» звучит обвинительным актом против современного поэту государственного устройства. В то же время поэма - гимн мужеству и силе духа русского народа. Среди галереи образов страдальцев и тружеников, проходимцев и бунтарей Некрасов показывает нам и народного заступника - того, кто, выйдя из среды самого народа, повлияет на его взгляды и убеждения, сумеет повести за собой.

Это первый в русской литературе образ борца, вышедшего из среды его народа, плоть от плоти его. Сын сельского дьячка и семинарист, Григорий Добросклонов не принадлежит к духовному сословию, так как в России с 1868 года эта категория не пользовалась привилегиями духовенства, а жила плодами своих трудов, то есть влачила скудное существование крестьянина. Несколько раз повторяется в поэме мотив голодного детства Григория, вскормленного хлебом пополам со слезами матери, описывается его «исхудалое лицо», жизнь в семинарии,

Где было темно, холодно,

Угрюмо, строго, голодно,

где просыпались до свету и ждали «жадно ситника», где «недокармливал хапуга-эконом». Сердцем, исполненным любви к родной матери и благодарности к выкормившей его родной земле, протягивающей руку помощи в трудную минуту, выбирает герой свою дорогу в жизни. В нем нет расчета, желания встать на «дорогу торную»:

Кипит там вечная,

Бесчеловечная

Вражда-война

За блага бренные…

Гриша выбирает «дорогу честную»:

По ней идут

Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд.

За обойденного, за угнетенного…

Это осознанный выбор с пятнадцати лет, потому что любовь к родине в его сердце слилась воедино с любовью к бедной матери - и не существует более искренней привязанности, искреннего патриотизма, поэтому так естественны в его устах слова «родина-мать». Григорий твердо знал уже,

Кому отдаст всю жизнь свою

И за кого умрет.

Отказываясь от личных благ и выгод, он и в университет собирается не для себя, не для будущей карьеры, а для того чтобы принести больше пользы родному народу.

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно - весело

На всей святой Руси!

Как это напоминает Добролюбова, чья фамилия так легко угадывается в имени героя, и Рахметова - героя романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» - имя которого во время написания поэмы было на устах у читающей публики. Это о них говорится в поэме:

Немало Русь уже выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара божьего,

На честные пути,

Немало их оплакала

(Пока звездой падучею

Проносятся они!).

За сынами Руси угадываются фигуры Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, Т. Г. Шевченко, в эту когорту борцов за народное счастье приводит Некрасов своего героя.

Как ни темна вахлачина,

Как ни забита барщиной

И рабством - и она,

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Некрасов недаром сделал своего героя тоже поэтом - своим соратником по борьбе. Его песни «из сердца самого» - не только свидетельство кровной связи с русским народом, духовного единства с его миром, но и попытка осмыслить происходящее, осознать свое жизненное кредо. Вслед за песнями «Голодной» и «Соленой», воссоздающей мрачные, безысходные картины жизни народа, появляются и другие строки, отмечающие коренные изменения в обществе, рост самосознания народа:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет.

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином,…

Развивая тему о нарастании народного возмущения, о становлении гражданина, Григорий Добросклонов слагает свою главную песню - «Русь». Он поет о «в рабстве спасенном сердце свободном», о могучей силе народа, создавая яркую неповторимую метафору, показывающую нарастание народного возмущения, революционный подъем:

Русь не шелохнется,

Русь - как убитая!

А загорелась в ней

Искра сокрытая -

Встали - небужены,

Вышли - непрошены,

Жита по зернышку

Горы наношены!

Рать подымается -

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Его, единственного среди героев поэмы, Некрасов считает счастливым, потому что, по мнению поэта-борца, счастлив только борец за народное дело. Некрасов заканчивает рассказ о Грише на оптимистической ноте, наделяя героя несокрушимой силой и, главное, верой в светлое будущее, готовностью и желанием отдать жизнь за родину:

Слышал он в груди своей звуки необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного -

Пел он воплощение счастия народного!..


Некрасов в произведение «Кому на Руси жить хорошо» старался изложить все, что знает о народе. Конечно, писатель не мог не обратиться к теме народных заступников. Попытаемся выявить, какими предстают в поэме защитники народа, проанализировав образ Савелия, богатыря святорусского.

Путники узнают о Савелии из рассказа «счастливой» Матрены Тимофеевны Корчагиной. Савелий – отец ее свекра. Он прожил долгую жизнь и, как сказала Матрена, «счастливец тоже был».

В молодости Савелий, вместе с другими крестьянами, терпел жестокие издевательства помещика, который «до нитки разорил народ». Но мужчина был свободолюбив, поэтому поднял бунт против немца-управляющего: «И гнется, да не ломится, / Не ломится, не валится../ Уж ли не богатырь? / Но вскоре и мужицкому терпению пришел конец». Мужики закопали немца живьем в яму, которую он приказал им рыть. За это преступление Савелий и его сообщники были сосланы на каторгу. Но даже двадцать лет «строгой каторги» не сломали Савелия, «клейменный, да не раб» - говорил он. Уже дома происходит ещё одно несчастье: Савелий недоглядел за правнуком Демушкой, и мальчика съели свиньи.

Старик уходит в монастырь. Некрасов отображает в Савелии скрытый потенциал русского народа. Высокие морально-нравственные качества, свободолюбие и гордость показывают, что крестьяне способны на революцию. Но люди пока решаются только на незначительные бунты, и то через много лет терпения.

Некрасов подчеркивает в своих произведениях, что во всех бедах народ часто виноват сам, ведь он смирился с текущим положением и не поднимает восстаний. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ Савелия является воплощением скрытой силы, нереализованного народного потенциала.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-04-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Народные заступники»: Яким Нагой и Ермил Гирин. Николай Алексеевич Некрасов вошел в русскую поэзию как «народный печальник». Народная поэма стала одной из цен­тральных в его творчестве. Но поэт никогда не был простым бытописателем, его как художника прежде всего волновала драма народа.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» народным «заступни­ком» предстал сам автор, который не только уже фактом соз­дания этого произведения выразил отнохпение к народу, но смог понять его душу, по-настоящему раскрыть его характер.

Тема народного заступничества широко представлена в по­эме. Заступник - одно из ее ключевых слов. Народный за­ступник - тот, который не просто жалеет, сочувствует крестьянам, но служит народу, выражает его интересы, дейст­виями и поступками подтверждая это. Образ такого человека - не единственный в поэме. Его черты преломились в Ермиле Гирине, Савелии, Грише Добросклонове, отчасти в Якиме На­гом.

Так, Гирин выступил реальным защитником мирских инте­ресов: отстоял мельницу, которая была нужна всем. Он ис­кренне, с чистыми помыслами обратился за помощью к народу, и люди собрали ему деньги, полностью доверяя и не жалея последних копеек. Потом Ермил рассчитался со всеми. О его честности, бескорыстии говорит то, что «рубль лишний», который у него остался, он не присвоил себе, а, не найдя хозяи­на, отдал деньги слепым.

Как же завоевал Гирин почет и уважение почти всей окру­ги? Ответ короткий: только «правдою». Тянулись люди к нему и когда Ермил занимал должности писаря и бурмистра. Он «всему народу люб» был потому, что к нему всегда можно было обратиться за помощью и советом. И Ермил никогда не требо­вал награды:

Где хватит силы - выручит,

Не спросит благодарности,

И дать так не возьмет!

Только один раз произошел случай, когда герой, что назы­вается, «покривил душой»: «повыгородил» из рекрутчины своего брата, вместо которого в солдаты пришлось идти друго­му человеку. Осознание того, что поступил он нечестно, не­справедливо, приводит Гирина чуть ли не к самоубийству. И только покаяние при всем народе освобождает его от мук со­вести. Рассказ о Ермиле Гирине неожиданно обрывается, и мы узнаем, что он все же пострадал за народное дело, его посадили в острог.

Нельзя не отметить еще одного народного героя - Якима Нагого. Казалось бы, ничего необычного в его судьбе нет: ко­гда-то он жил в Питере, из-за тяжбы с купцом попал в тюрьму.

Затем вернулся на родину и стал пахарем. Лучше самого Не­красова не представить этот образ, ставший обобщенным образ русского крестьянина:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле…

Но в глазах людей Яким был особенным человеком: во вре­мя пожара он кинулся спасать не деньги, а картинки, которые любовно собирал для сына и сам завороженно смотрел на них. Рассказывая об этом своеобразном народном «коллекционе­ре», Некрасов также приоткрывает страницу жизни крестья­нина, в которой не только работа и «питье» могли быть главными.

Образ народного заступника ярко воплотился в Савелии, бо­гатыре святорусском. Уже в самом этом определении заложен смысл: богатыри в былинах всегда были заступниками земли русской. Савелий обладает могучей физической силой. Но Не­красов показывает, что не только на этом основано богатырст­во корежского крестьянина - Савелию присущи воля, терпение, упорство, чувство собственного достоинства. Этот герой - бунтарь, он способен к протесту. Однако его «заступ­ничество» выразилось не только в том, что он избавил Корежи- ну от немца, замучившего крестьян поборами. Савелий еще и своеобразный народный философ, подвижник. Его религиоз­ность, способность к покаянию являются символами высокой народной нравственности. Главная молитва Савелия - о наро­де:

За все страдное, русское

Крестьянство я молюсь!

Гриша Добросклонов в поэме тоже является народным за­ступником. Еще в детстве он проникся острой жалостью и лю­бовью ко всей «вахлачине». Хотя Некрасов прямо не говорит, но представляется, что «заступничество» будет действенным, он действительно сможет изменить жизнь народа. Перед Гри­шей открыта дорога, по которой идут Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд

За обойденного,

За угнетенного.

Этот герой отмечен «печатью божьего дара». По Некрасову, способен пострадать, пожертвовать жизнью для народа.

Таким образом, народный заступник в поэме представлен как человек исключительной судьбы. Это подвижник, то есть, по-моему, несущий действенное добро, и праведник. Он обяза­тельно выходец из народа, ему до мелочей знакома жизнь кре­стьян. Человек, которого выбрали «заступником», умен, совестлив, в нем постоянно происходит душевная внутренняя работа. А самое главное, он способен понять всю сложность, противоречивость души крестьянина и прожить жизнь чис­тую, простую вместе со своим народом.


Николай Алексеевич Некрасов вошел в русскую поэзию как «народный печальник». Народная поэма стала одной из
центральных в его творчестве. Но поэт никогда не был простым бытописателем, его как художника прежде всего волновала
драма народа.
В поэме «кому на Руси жить хорошо» народным «заступником» предстал сам автор, который не только уже фактом
создания этого произведения выразил отношение к народу, но смог понять его душу, по-настоящему раскрыть его характер.
Тема народного заступничества широко представлена в поэме. Заступник – одно из его ключевых слов. Народный
заступник – тот, который не просто жалеет, сочувствует крестьянам, но служит народу, выражает его интересы, действиями и
поступками подтверждая это. Я думаю, что образ такого человека – не единственный в поэме. Его черты преломились в Ермиле
Гирине, Савелии, Грише Добросклонове, отчасти в Якиме Нагом.
Так, Гирин выступил реальным защитником мирских интересов: отстоял мельницу, которая была нужна всем. Он
искренне, с чистыми помыслами обратился за помощью к народу, и люди собрали ему деньги, полностью доверяя и не жалея
последних копеек. Потом Ермил рассчитался со всеми. О его честности, бескорыстии говорит то, что «рубль лишний»,
который у него остался, он не происвоил себе, а, не найдя хозяина, отдал деньги слепым.
Как же завоевал Гирин почет и уважение почти всей округи? Ответ короткий: только «правдою». Тянулись люди к
нему и когда Ермил занимал должности писаря и бурмистра, Он «всему народу люб» был потому, что к нему всегда можно было
обратиться за помощью и советом. И Ермил никогда не требовал награды:
«Где хватить силы – выручит,
Не спросит благодарности,
И дать так не возьмет!»
Только один раз произошел случай, когда герой, что называется «покривил душой» Гирин «повыгородил» из рекрутчины
своего брата, вместо которого в солдаты пришлось идти другому человеку. Осознание того, что поступил он нечестно,
несправедливо, приводит Гирина чуть ли не к самоубийству. И только покаяние при всем народе освобождает его от мук
совести.
Рассказ о Ермиле Гирине неожиданно обрывается, и мы узнаем, что он все же пострадал за народное дело, его
посадили в острог.
Нельзя не отметить еще одного народного героя – Якима Нагого. Казалось бы, ничего необычного в его судьбе нет:
когда-то он жил в Питере, из-за тяжбы с купцом попал в тюрьму. Затем вернулся на родину и стал пахарем. Лучше самого
Некрасова не представить этот образ, ставшим обобщенным образ русского крестьянина:
«Грудь впалая, как вдаленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;…»
Но в глазах людей Яким был особенным человеком: во время пожара он кинулся спасать не деньги, а картинки,
которые любовно собирал для сына и сам завороженно смотрел на них. Рассказывая об этом, своеобразном народном
«коллекционере», Некрасов так же приоткрывает страницу жизни крестьянина, в которой не только работа и «питье» могли
быть главными.
Образ народного заступника ярко воплотился в Савелии, богатыре святорусском. Уже в самом этом определении
заложен смысл: богатыри в былинах всегда были заступниками земли русской. Савелий обладает могучей физической силой. Но
Некрасов показывает, что не только на этом основано богатырство корежского крестьянина – Савелию присущи воля, терпение,
упорство, чувство собственного достоинства. Этот герой – бунтарь, он способен к протесту. Однако его «заступничество»
выразилось не только в том, что он избавил Корежину от немца, замучившего крестьян поборами.
Савелий еще и своеобразный народный философ, подвижник. Его религиозность, способность к покаянию являются
символами высокой народной нравственности. Главная молитва Савелия – о народе:
«За все страдное, русское
Крестьянство я молюсь!»
Гриша Добросклонов в поэме тоже является народным заступником. Еще в детстве он проникся острой жалостью и
любовью ко всей «вахлачине». Хотя Некрасов прямо не говорит, но представляется, что «заступничество» будет
действенным, он действительно сможет изменить жизнь народа. Перед Гришей открыта дорога, по которой идут
Лишь души сильные,
Любвиобильные,
На бой, на труд
За обойденного,
За угнетенного.
Этот герой отмечен «Печатью божьего дара» По Некрасову, способен пострадать, пожертвовать жизнью для народа.
Таким образом, народ заступник в поэме представлен как человек исключительной судьбы. Это подвижник, то есть,
по-моему, несущий действенное добро, и праведник. Он обязательно выходец из народа, ему до мелочей знакома жизнь
крестьян. Человек, которого выбрали «заступником», умен, совестлив, в нем постоянно происходит душевная внутренняя
работа. А самое главное, он способен понять всю сложность, противоречивость души крестьянина и прожить жизнь чистую,
простую вместе со своим народом.

  1. Сюжет поэмы.
  2. Тема народного заступничества.
  3. Герои-«заступники».
  4. Гриша Добросклонов как «сознательный заступник».

Николай Алексеевич Некрасов вошел в русскую поэзию как «народный печальник». Народная тема стала одной из центральных в его творчестве. Но поэт никогда не был простым бытописателем, его как художника прежде всего волновала драма народа. Тема «народного заступника» звучит и в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» народным «заступником» предстал сам автор, который не только уже фактом создания этого произведения выразил отношение к народу, но смог понять его душу, по-настоящему раскрыть его характер. В чем настоящее счастье человека в России? Что нужно сделать для счастья всех? - спрашивал он себя. Поэт считал, что для разрешения этих вопросов нужны люди, способные вступить в борьбу и повести за собой других. Тема народного заступни-чества широко представлена в поэме. Заступник - одно из ключевых слов в произ-ведении. Народный заступник - тот, который не просто жалеет, сочувствует крес-тьянам, но служит народу, выражает его интересы, действиями и поступками под-тверждая это. Такие характеры показаны в образах Якима Нагого, Ермилы Гири-на, Савелия Корчагина, Гриши Добросклонова.

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца. Он живет нищенской жизнью, как и все крестьянство, но отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права. Вот как говорит он о народе:

У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна - и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям.

Ермила Гирин - мужик, которого сам народ выбрал бурмистром, признав его справедливость. Еще писарем Ермила завоевал авторитет у народа за то, что:

...они посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы - выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!

Но и Ермила провинился: выгородил младшего брата из рекрутчины, однако народ простил ему это за его искреннее раскаяние. Только совесть Ермилы не успокоилась: он ушел из бурмистров, нанял мельницу. И снова народ полюбил его за хорошее обращение, за ровное отношение к помещику и бедняку, за доброту. «Седенький попик» так характеризует Ермилу:

Имел он все, что надобно Для счастья и спокойствия, И деньги, и почет, Почет завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою. Умом и добротой.

Из высказывания попа видно, что Гирин добился почета «правдой строгой», «умом и добротой». Его волнует отношение к нему народа, но сам Ермила судит себя еще более строго. Он стремится облегчить положение крестьян, помочь им материально, хотя сам еще не готов к революционному выступлению. Гирин удовлетворен уже тем, что его совесть чиста, что он хоть немного облегчает жизнь других.

Савелий-богатырь представляет другой тип русского мужика. Он воплощение силы, мужества. Несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью. «Клейменый, да не раб» - говорит он о себе. Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, чувство собственного достоинства. Его любимое словечко - «наддай» - помогает увидеть в нем человека, умеющего подбодрить товарищей, сплотить, увлечь. Савелий из тех, которые за «вотчину стояли хорошо». Вместе с мужиками он казнит ненавистного управляющего, немца Фогеля. Такие, как Савелий, не будут стоять в стороне в момент крестьянских волнений.

Наиболее сознательным из «народных заступников» является Гриша Добросклонов. Он посвящает всю свою жизнь борьбе, живет среди народа, знает его нужды. Будущее России, считает поэт, за такими, как Гриша Добросклонов, которым «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». В песнях Гриши Добросклонова отражаются его мысли о жизненных идеалах, его надежды на светлое будущее:

Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего.

Образ Гриши Добросклонова помогает понять, что по-настоящему счастлив тот, на чьей стороне правда, на кого надеется народ, кто выбирает себе честную дорогу, являясь «народным заступником». В поэме показывается нелегкое детство Гриши, рассказано о его отце и матери.

Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. Образ Гриши тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова. Григорий Добросклонов - это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование и, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход - радикальные изменения общественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменение сознания простого русского народа.