Образная система мертвые души. Система образов в поэме «Мёртвые души. Сочинения по темам

Образная система поэмы строится в соответ-ствии с тремя основными сюжетно-композиционными звеньями: помещичья, чиновничья Россия и образ Чичикова. Своеобразие системы образов состоит в том, что контраст героям, показанным в реальном плане поэмы, составляет план идеальный, где присутст-вует авторский голос и создается образ автора.

Каждому из помещиков посвящена отдельная глава, а вместе они представляют лицо помещичьей России. Последовательность появления этих образов также не случайна: от помещика к поме-щику все глубже оскудение человеческой души, поглощенной жаж-дой наживы или бессмысленным расточительством, что связывает-ся как с бесконтрольным владением «душами» других, богатством, землей, так и с бесцельностью существования, утратившего свою высшую духовную цель.

Эти персонажи даны как бы в двойном освещении — такими, как они сами себе кажутся, и такими, каковы они на самом деле. Подобный контраст вызывает комический эффект и одновременно горькую усмешку читателя. Манилов кажется сам себе носителем высокой культуры. В армии он считался образованным офицером. Но на самом деле главная его особенность — праздная мечтатель-ность, рождающая нелепые прожекты, духовная немощь. Манилову даже в разговоре не хватает слов, речь его отягощена бессмыслен-ными словосочетаниями: «в некотором роде», «какую-нибудь эта-кую». Коробочка противоположна Манилову, она хлопотлива, но необыкновенно глупа. Чичиков называет ее «дубинноголовой». В отличие от Манилова, Коробочка хлопочет по хозяйству, но суетли-во, почти бесцельно. Нелепа и ее боязнь продать Чичикову «мерт-вые души». Ее не пугает сам предмет торговли, а более волнует, вдруг «мертвые души» зачем-нибудь пригодятся в хозяйстве.

Характеры помещиков в чем-то противоположны, но и чем-то неуловимо схожи между собой. Таким противопоставлением и со-поставлением Гоголь добивается дополнительной глубины повест-вования. Ноздрев — тоже человек деятельный, однако, деятель-ность его иногда оборачивается против окружающих и всегда при этом бесцельна. Он решителен, мошенничает в карты, вечно попа-дает в истории, покупает, меняет, продает, проигрывает. Он не ме-лочен, как Коробочка, но легкомыслен, как Манилов, и по-хлестаковски врет по всякому поводу и хвастает без меры. Сущ-ность характера Собакевича становится ясна еще до встречи с ним Чичикова — все у него добротно, неуклюже, каждая вещь из его хо-зяйства как бы кричит: «И я — Собакевич!». Собакевич, в отличие от других помещиков, в хозяйстве расчетлив, он прижимист и сооб-разителен, это помещик-кулак, как называет его автор. Плюшкин, портрет которого нарисован в конце этой своеобразной галереи, — представляется заключительной стадией падения человека. Он жаден, переморил своих людей голодом (количество мертвых душ и привлекло к нему Чичикова). Прежде опытный, трудолюбивый хо-зяин, теперь он «какая-то прореха на человечестве». Близких у него нет, дети покинули его из-за жадности отца, и он проклял собст-венных детей. В любом человеке видит Плюшкин разорителя, ог-ромные запасы, накопленные им, портятся, а сам он и его дворовые голодают. Плюшкин стал рабом вещей.

Таким образом, у каждого из помещиков есть свои отрицатель-ные качества, хотя есть и свои преимущества, но в одном они еди-ны, сохраняя при этом особенности характера, — это отношение к «мертвым душам». Предприятие Чичикова они оценивают по- разному: Манилов смущен и удивлен, Коробочка озадачена, Нозд-рев проявляет любопытство — а вдруг выйдет какая-нибудь оче-редная «история», — Собакевич спокоен и деловит. Но судьба лю-дей, крепостных, стоящих за казенным названием «мертвые души», их не интересует. Эта бесчеловечность и делает самих помещиков «мертвыми душами», они сами несут омертвение и смерть.

Таков, например, нарисованный беглыми штрихами чиновник Иван Антонович, по прозвищу кувшинное рыло. За взятку он готов продать собственную душу, если, конечно, предположить, что душа у него имеется. Вот почему, несмотря на комическое прозвище, он выглядит отнюдь не смешно, а, скорее, страшно.

Подобные чиновники — не исключительное явление, а отраже-ние всей системы российской бюрократии. Как и в «Ревизоре», Го-голь показывает «корпорацию воров и мошенников». Всюду царит бюрократизм и продажность чиновников. В судебной палате, в ко-торую читатель попадает вместе с Чичиковым, законами откровен-но пренебрегают, делом никто заниматься не собирается, а чинов-ники, «жрецы» этой своеобразной Фемиды, озабочены только тем, как собрать дань с посетителей — то есть взятки. Взятка здесь на-столько обязательна, что только самые близкие друзья высокопо-ставленных чиновников могут быть освобождены от нее. Так, на-пример, председатель палаты по-дружески освобождает Чичикова от дани: «Приятели мои не должны платить».

Но еще ужаснее то, что за праздной и сытой жизнью чиновники не только забывают о своем служебном долге, но и полностью утра-чивают духовные запросы, теряют «живую душу». Среди галереи чи-новничества в поэме выделяется образ прокурора. Все чиновники, узнав о странной покупке Чичикова, впадают в панику, а прокурор испугался настолько, что придя домой, умер. И только тогда, когда он превратился в «бездушное тело», вспомнили, что «у него была ду-ша». За острой социальной сатирой вновь встает философский во-прос: зачем жил человек? Что осталось после него? «А ведь если ра-зобрать хорошенько дело, так на поверку у тебя всего только и было, что густые брови», — так заканчивает автор рассказ о прокуроре. Но может быть, уже появился тот герой, который противостоит всей этой галерее «мертвых душ» российской действительности?

Гоголь мечтает о его появлении, и в 1-м томе он рисует действи-тельно новое лицо русской жизни, но отнюдь не в положительном свете. На самом деле Чичиков — новый герой, особый тип русского человека, появившийся в ту эпоху, своеобразный «герой времени», душа которого «зачарована богатством». Именно тогда, когда в Рос-сии деньги стали играть решающую роль, и утвердиться в обществе, добиться независимости можно было только опираясь на капитал, появился этот «подлец-приобретатель». В этой авторской характери-стике героя сразу расставлены все акценты: дитя своего времени, Чичиков в погоне за капиталом утрачивает понятия о чести, совести, порядочности. Но в обществе, где мерилом ценности человека явля-ется капитал, это не имеет значения: Чичикова считают «мильонщи-ком», а потому принимают как «порядочного человека».

В образе Чичикова, получили художественное воплощение та-кие черты, как стремление к успеху любой ценой, предприимчи-вость, практицизм, способность «разумной волей» усмирять свои желания, то есть качества, свойственные нарождающейся русской буржуазии, сочетающиеся с беспринципностью и эгоизмом. Не та-кого героя ждет Гоголь: ведь жажда приобретательства убивает в Чичикове лучшие человеческие чувства, не оставляет места «жи-вой» душе. Чичиков обладает знанием людей, но это ему нужно для Удачного совершения своего жуткого «дела» — покупки «мертвых душ». Он — сила, но «страшная и подлая». Материал с сайта

Особенности этого образа связаны с замыслом автора провести Чичикова через путь очищения и возрождения души. Таким спосо-бом писатель хотел показать для всех путь от самых глубин паде-ния — «ада» — через «чистилище» к преобразованию и одухотворе-нию. Вот почему так важна роль Чичикова в общей структуре писательского замысла. Именно потому он наделен биографией (как и Плюшкин), но дается она только в самом конце 1-го тома. До этого его характер не вполне определен: в общении со всеми он ста-рается угодить собеседнику, подлаживается под него. Порой в его облике проглядывает нечто дьявольское: ведь охота за умершими душами — исконное занятие черта. Недаром городские сплетни среди прочего нарекают его Антихристом, а в поведение чиновни-ков проглядывает что-то апокалипсическое, что подкрепляется картиной смерти прокурора. Так гоголевский реализм опять сбли-жается с фантасмагорией.

Но в образе Чичикова проглядывают и совсем иные черты — те, которые позволили бы автору провести его через путь очищения. Не случайно авторские размышления часто перекликаются с мыслями Чичикова (об умерших крестьянах Собакевича, о молодень-кой пансионерке). Основа трагизма и одновременно комизма этого образа в том, что все человеческие чувства в Чичикове спрятаны глубоко внутри, а смысл жизни он видит в приобретательстве. Со-весть его иногда пробуждается, но он быстро успокаивает ее, созда-вая целую систему самооправданий: «Несчастным я не сделал ни-кого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру…». В конце концов Чичиков оправдывает свое преступление. Это путь деграда-ции, от которого предостерегает своего героя автор. Он призывает своего героя, а вместе с ним и читателей, вступить на «прямой путь, подобный пути, ведущему к великолепной храмине», это путь спа-сения, возрождения живой души в каждом.

«Птица-тройка» и ее стремительный полет — прямая антитеза бричке Чичикова, ее монотонному кружению по губернскому бездо-рожью от одного помещика к другому. Но «птица-тройка» — это и та же самая бричка Чичикова, только выбравшаяся из своих блужда-ний на прямой путь. Куда он ведет, не ясно пока и самому автору. Но это чудесное превращение обнажает символическую многознач-ность всей художественной структуры поэмы и грандиозность ав-торского замысла, задумавшего создать «эпопею национального ду-ха». Гоголь закончил лишь первый том этой эпопеи, но над ее продолжением упорно работала вся последующая русская литера-тура XIX века.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • система образов поэмы мертвые души
  • гоголь мертвые души сочинение система образов поэмы
  • образ прокурора в поэме мертвые души
  • мертвые души система образов кратко
  • образ чичикова в системе образов помещиков

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Система образов в поэме «Мёртвые души» Задача Опишем созданную Гоголем в поэме "Мертвые души" систему образов помещиков Изображение помещиков Гоголем В творчестве Гоголя важной является тема помещичьего класса в России, а также господствующего сословия (дворянства), его роли в жизни общества.Основным способом изображения является сатира. В созданных героях виден процесс вырождения дворянства. Гоголевская сатира, окрашенная иронией, помогла писателю сказать то, о чем было невозможно говорить открыто в цензурных условиях. При этом смех Николая Васильевича кажется нам добродушным, однако он не щадит никого. Каждая фраза имеет подтекст, скрытый, глубокий смысл. Ирония вообще является характерным элементом сатиры Гоголя. Присутствует она в речи самого автора и в речи героев.Ирония - одна из существенных черт гоголевской поэтики - придает больший реализм повествованию, становится средством анализа окружающей действительности. Композиционное построение поэмы Образы помещиков в поэме даны наиболее многогранно и полно. Чиновник Чичиков скупает "мертвые души". О разных деревнях и обитающих в них хозяевах позволила рассказать автору композиция поэмы. Почти половина первого тома (пять из одиннадцати глав) посвящена характеристике разных типов помещиков в России. Николай Васильевич создал пять разных портретов, но в каждом из них находятся типичные для русского крепостника черты. Знакомство начинается с Манилова и завершается Плюшкиным. Есть своя логика в данной последовательности: процесс оскудения личности человека углубляется от одного к другому образу, развертывается как страшная картина распада крепостнического общества. Образ помещиков в поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголя Манилов Автор описывает с иронией господский двор, созданный как подражание английс-кому саду с прудом, кустиками и надписью "Храм уединенного размышления". Внешние детали помогают писателю создать образ Манилов не знал совершенно жизни, действительность у него заменялась пустой фантазией. Этот герой любил помечтать и поразмышлять, иногда при этом даже о полезных для крестьян вещах. Однако его идеи были далеки от потребностей жизни. Он не знал о настоящих нуждах крепостных и не думал никогда о них. Манилов считает себя носителем культуры. Николай Васильевич иронично высказывается о доме этого помещика, в котором всегда "чего-нибудь недоставало", а также о слащавых отношениях его с супругой. Разговор Чичикова с Маниловым о покупке мертвых душ Манилов в эпизоде разговора о покупке мертвых душ сравнивается с чересчур умным министром. Гоголевская ирония здесь вторгается как бы нечаянно в запретную область. Такое сравнение означает, что министр отличается не так уж сильно от Манилова, а "маниловщина" представляет собой типичное явление пошлого чиновничьего мира. Коробочка О ней мы узнаем в третьей главе. Героиня из числа небольших помещиц, жалующихся на убытки и неурожаи и всегда держащих несколько набок голову, при этом набирая деньжонки понемногу в размещенные в комоде мешочки. Деньги эти добываются путем продажи самых разных продуктов натурального хозяйства. Интересы и кругозор Коробочки полностью сосредоточены на ее усадьбе. Весь ее быт и хозяйство имеют патриархальный характер. Как Коробочка отреагировала на предложение Чичикова? Помещица поняла, что торговля мертвыми душами выгодна, и согласилась после долгих уговоров продать их. Автор иронично описывает образ помещицы. Долго не может уяснить "дубинноголовая", что именно требуется от нее, что выводит из себя Чичикова. После этого она долго торгуется с ним, боясь прогадать. Ноздрёв Ноздрёв В образе Ноздрева в пятой главе совсем другая форма разложения дворянства. Этот герой - человек, что называется, "на все руки". В самом его лице было нечто удалое, прямое, открытое. Характерна для него также "широта натуры". По ироничному замечанию Николая Васильевича, Ноздрев - "исторический человек", поскольку ни на одном собрании, на котором ему удалось побывать, не обходилось никогда без историй. Он проигрывает с легким сердцем большие деньги в карты, обыгрывает простака на ярмарке и сразу же все "просаживает". Этот герой - несусветный враль и бесшабашный хвастун, настоящий мастер "лить пули". Он ведет себя вызывающе, если не сказать агрессивно. Речь его изобилует бранными словами, он имеет страсть "нагадить ближнему". Гоголь в образе Ноздрева создал в литературе новый социально-психологический тип так называемой ноздревщины. Собакевич Собакевич Более обличительна сатира автора в образе Собакевича, с которым мы знакомимся в пятой главе. Этот персонаж на предыдущих помещиков похож мало. Это прижимистый, хитрый торгаш, "помещик-кулак". Он не буйный сумасброд Ноздрев, не мечтательный Манилов, не накопительница Коробочка. Собакевич имеет железную хватку, он немногословен, себе на уме. Немного людей найдется, которые смогли бы обмануть его. Все у него крепко и прочно. Все предметы быта удивительным образом напоминает самого героя в его доме. Каждая вещь как будто бы говорила, что она - "тоже Собакевич".Собакевич поражает грубостью. Он показался Чичикову похожим на медведя. Это циник, который не стыдится ни в других, ни в себе морального уродства. Он далек от просвещения. Это твердолобый крепостник, который лишь как о рабочей силе заботится о собственных крестьянах. Интересно, что только он понял истинную сущность "негодяя" Чичикова: и суть предложения, отражающую дух времени: все можно продать и купить. Таков обобщенный образ помещиков в поэме "Мертвые души". Плюшкин Плюшкину посвящена шестая глава. На нем характеристики помещиков завершаются. Имя этого героя стало нарицательным, обозначающим моральную деградацию и скупость, последнюю степень вырождения помещичьего класса. Гоголь начинает знакомство с персонажем, как обычно, с описания усадьбы и деревни помещика. При этом заметна на всех строениях "особенная ветхость". Автор описывает картину разорения богатого когда-то крепостника. Его причиной является не безделье и мотовство, а болезненная скупость хозяина. Гоголь называет этого помещика "прорехой на человечестве". Сам внешний облик - это напоминающее ключницу бесполое существо. Персонаж этот смеха уже не вызывает, лишь горькое разочарование. Вывод Образ помещиков - пять характеров, которые разносторонне рисуют состояние данного класса. Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Манилов - разные формы одного явления - духовного, социального и экономического упадка.

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” - величайшее произведение мировой литературы, именно на этом основывается выбор темы реферата: Исторические мотивы и система образов в поэме «Мертвые души».

Не зря 2009 год объявлен годом Н. В. Гоголя, потому что проблема его произведений остается актуальной спустя два века, ведь коррупция и чиновничество процветает так же, как во времена писателя. Сюжет “Мертвых душ” отражает представления автора о возможных степенях деградации человека. “Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”,- отмечал писатель. В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, замыкающий галерею помещиков-крепостников, уже открыто назван “прорехой на человечестве”.

Одна из главных трудностей, стоявших перед Гоголем, заключалась в том, чтобы представить мир раздробленных характеров, показать их в атмосфере материально- вещной, бытовой жизни. Эти характеры нельзя связать отношениями, основанными, скажем, на любви, как чаще всего бывало в романах. Нужно было их раскрыть в иных связях, например хозяйственной, которая давала возможность собрать воедино этих столь разных и вместе с тем по духу столь близких друг другу людей. Покупка мертвых душ и открывала такую возможность.

Целью работы является изучение создания произведения и его исторических мотивов, а также представление в реферате всей галереи гоголевских помещиков: от Чичикова до Плюшкина. Задачи:

❖ описание событий, повлиявших на создание данного произведения,

❖ выявление исторических мотивов поэмы «Мертвые души»,

❖ описание всех помещиков от Чичикова до Плюшкина,

❖ Изображение их деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, и взаимоотношений с Чичиковым.

Конечно же, многие писатели XIX века создавали произведения, высмеивая царскую Россию, ее чиновников и помещиков (А. С. Грибоедов «Горе от ума», М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»), но лишь Н. В. Гоголю удалось так тонко и подробно описать события, происходящие с его героями. Поэтому читатель с удовольствием проходит с Чичиковым весь его путь, полный неожиданных поворотов и событий.

1. Исторические мотивы

1. История создания произведения.

Гоголь начал работу над «Мертвыми душами» в середине 1835 года, т. е еще прежде, чем над «Ревизором». 7 октября 1835 года он сообщает Пушкину, что уже написал 3 главы «Мертвых душ». Но новая вещь, по-видимому, не захватила Гоголя. Лишь после «Ревизора», уже за границей, Гоголь по-настоящему взялся за «Мертвые души».

В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в Россию - в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над “Мертвыми душами”, сюжет которых (как и “Ревизора”) был подсказан ему Пушкиным.

Всю дальнейшую жизнь Гоголь работал над вторым томом поэмы, периодически переживая духовные кризисы, когда ему казалось, что Бог не допускает создания литературных произведений, что он должен отречься от всего созданного в литературе, что писательство греховно. Второй том «Мертвых душ» сжигался Гоголем дважды: в июне 1845 года (именно от этой редакции и сохранились те пять глав, по которым мы сможем сейчас судить о замысле Гоголя), а затем в ночь с 11 на 12 февраля, незадолго до кончины, Гоголь сжег беловой вариант окончательной редакции второго тома поэмы.

2. Исторические мотивы.

Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мёртвые души» по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия». Это и определило предполагаемую трёхчастную композицию будущего произведения. «Божественная комедия» состоит из трёх частей: “Ад”, “Чистилище” и “Рай”, которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома «Мёртвых душ». В первом томе Гоголь стремился показать страшную российскую действительность, воссоздать “ад” современной жизни. Во втором и третьем томах Гоголь хотел изобразить возрождение России. Себя Гоголь видел писателем-проповедником, который, рисуя на страницах своего произведения картину возрождения России, выводит её из кризиса.

Смысл названия поэмы «Мёртвые души», во-первых, в том, что главный герой, Чичиков, покупает мёртвые души у помещиков, чтобы заложить каждую по двести рублей в опекунский совет и таким образом составить себе капитал; во-вторых, Гоголь показывает в поэме людей, чьи сердца очерствели, а души перестали что-либо чувствовать.

Гоголь задумывал «Мёртвые души» как произведение, обличающее социальные пороки общества. Писатель показал жизнь всей России и описывал её так, “чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”. В поэме встаёт картина русской действительности со всеми её изъянами. Однако в «Мёртвых душах» описывается не только страшная, жестокая реальность жизни страны того времени. Ей противопоставлены светлые, чистые, гуманные идеалы автора, его представления о том, какой должна стать Россия, высказанные в лирических отступлениях и отдельных замечаниях, разбросанных по тексту.

Таким образом, в первом томе «Мёртвых душ» Николай Васильевич изображает все недостатки, все отрицательные стороны действительности русской жизни. Гоголь показывает людям, во что превратились их души. Делает он это потому, что горячо любит Россию и надеется на её возрождение. Писатель хотел, чтобы люди, прочитав его поэму, ужаснулись своей жизни и пробудились от мертвящего сна. В этом и состоит задача первого тома. Описывая страшную действительность, Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. Во втором и третьем томах своего произведения Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Но, к сожалению, он так и не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мёртвые души. В этом заключалась творческая трагедия Гоголя, которая переросла в трагедию всей его жизни.

2. Система образов в поэме «Мертвые души».

1. Образы помещиков.

«Каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет в себя с тем беспристрастием, с каким вникает в других,- то непременно найдет в себе, в большей или меньшей степени, многие из элементов многих героев Гоголя».

В. Г. Белинский

Одной из основных тем в творчестве Гоголя является тема о русском помещичьем классе, о русском дворянстве как господствующем сословии, о его судьбе и роли в общественной жизни. Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гоголя является сатира. В образах помещиков отражается процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляются все его пороки и недостатки. Сатира Гоголя окрашена иронией и “бьет прямо в лоб”. Ирония помогла писателю говорить прямо о том, о чем говорить в цензурных условиях было невозможно. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Ирония - характерный элемент гоголевской сатиры. Она присутствует не только в авторской речи, но и в речи персонажей. Ирония - одна из существенных примет поэтики Гоголя, придает повествованию больший реализм, став художественным средством критического анализа действительности.

Главы о помещиках, которым уделено больше половины первого тома, автор расположил в строго продуманном порядке: расточительного мечтателя Манилова сменяет бережливая Коробочка; ей противопоставлен разорившийся помещик, пройдоха Ноздрёв; затем опять поворот к хозяйственному помещику-кулаку Собакевичу; галерею крепостников замыкает скряга Плюшкин, воплощающий крайнюю степень падения помещичьего класса.

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, писатель прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновниках и мертвых душах). При необходимости дается и биография персонажа.

2. Павел Иванович Чичиков.

Самый подвижный персонаж поэмы Гоголя «Мертвые души» - Павел Иванович Чичиков. Причем подвижность эта - не только внешнее качество (он все время в дороге, его дом - его бричка, он любит быструю езду; произведение начинается с его въезда в город и оканчивается его отъездом – как будто мы успели застать только часть пути Чичикова, ускользнувшего от нас, но продолжающего свое движение). Чичиков подвижен и внутренне – в его неугомонной голове все время зреют какие-то идее, комбинации, планы, в чем-то он мечтатель не хуже Манилова, с той только разницей, что планы Чичикова реальны и вполне осуществляются с той или иной долей успешности. Другое дело, что направление этих планов и творческих идей всегда одно: как бы удачнее обогатиться быстрым способом, не затрачивая особого труда и находя прорехи в существующих правилах жизни общества.

Гоголь называет своего героя господином средней руки. И дает такую характеристику его внешности: не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. В этой характеристике, состоящей сплошь из отрицаний, нет ни одной яркой черты, за которую можно было бы ухватиться – такое впечатление, что господин Чичиков выскальзывает из наших рук и стремится во что бы то ни стало быть как можно более незаметным. (Правда, Гоголь отмечает: «В приемах своих господин имел что-то солидное и высмаркивался чрезвычайно громко. Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба. Это, по-видимому, совершенно невинное достоинство приобрело, однако ж, ему много уважения со стороны трактирного слуги») .

Чичиков любит пользоваться хорошим мылом и духами, вообще чистоплотен и имеет слабость к рубашкам тонкого полотна. Он этакий приличный господин с наружностью как у всех, в сюртуке «брусничного цвета с искрой», с гладко выбритым подбородком, которым он чрезвычайно гордится, поскольку уж очень он у него полный и круглый. Приличный господин, пахнущий мылом, и весь такой же скользкий, как мыло, и такой же проникающий во все закоулки с помощью своей «намыленности», и такой же круглый и приличный, как мыльный пузырь. Такой же подающий радужные надежды и такой же ненадежный, лопающийся в самый неожиданный момент.

Есть у Чичикова замечательное свойство: для достижения своих целей он готов всегда прогнуться и принять необходимую позу, сказать нужное слово, сойтись с нужными людьми и найти с ними общий язык: «Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, - он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах. Но замечательно, что он все это умел облекать какой-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек».

«Кто же такой господин Чичиков?» - этим вопросом задаются жители города NN после того, как Чичиков, уже побывав в их представлении «приятнейшим человеком», «миллионщиком», «херсонским помещиком», становится (с подачи Ноздрева) каким-то инфернальным существом, с которым как-то странно связываются «мертвые души». Версии жителей города NN одна фантастичнее другой: то Чичиков оказывается «делателем фальшивых бумаг», то чиновником особых поручений, инкогнито инспектирующим губернию (отсвет «Ревизора»), то в нем узнают черты Наполеона, то он оказывается безногим и безруким разбойником – капитаном Копейкиным, то превращается в романтического героя-любовника, собирающегося украсть губернскую дочь. Как с этим со всем связаны мертвые души, никто не может понять, а прокурор, перенапрягшись от несвойственного для него интеллектуального усилия, вообще умирает.

И, несмотря на то, что все аферы и комбинации Чичикова заканчиваются провалом, он всегда находит новый способ обогатиться, обманывая государство, чиновников, систему, просто людей, попадающихся по дороге. Чичиков всегда в движении, всегда в пути. И в финале первого тома «Мертвых душ» после лирического отступления автора о любви русского человека к быстрой езде, о Руси-тройке, которая мчится куда-то в неизвестную даль и не дает ответа на вопрос: «Русь, куда несешься ты?», Чичиков уносится от нас в своей бричке, скрываясь в клубах пыли.

3. Манилов.

Первым помещиком, к которому Чичиков приехал с целью покупки мертвых душ, был Манилов.

Гоголь так описывает этого героя при его появлении на страницах поэмы в первый раз:

Помещик Манилов, еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и прищуривший их всякий раз, когда смеялся

Описание же внутреннего мира этого помещика у Гоголя происходит следующим образом: он описывает его имение, обстановку его дома – это и есть характер героя, его качества и ценности.

«Деревня Маниловка немногих могла заманить своим месторасположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть» - Гоголь таким образом говорит о бестолковости Манилова, «продуваемости» его мозгов всеми ветрами, неосновательности и беспечности. Но в то же время этот человек имеет претензию на какую-то утонченность, возвышенность: «Видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»»

Дальше Гоголь дает описание дома Манилова: «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».То, что книжка читается уже два года и заложена на одной и той же странице, говорит о многом: и о том, что хозяин слишком образован, и о том, что он в то же время хочет произвести впечатление человека мыслящего, читающего.

В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недоставало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею. Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги - в этих описаниях главная черта – «недо»: недоученность, недоделанность, недочеловечность.

Как бы подготовив читателя этими описаниям, Гоголь, наконец, заключает: «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует и примкнуть Манилова. На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

Что же тогда составляло главное занятие Манилова в имении, если не хозяйство, не чтение, не дом? Он думал. Точнее, пребывал в мечтах, причем эти мечты были тоже особенного, «маниловского» характера.

О чем он думал, тоже разве Богу было известно Иногда, глядя с крыльца на двор и пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими, и лицо принимало самое довольное выражение, впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами.

Почему же Манилов, по Гоголю, - мертвая душа? Он бескорыстен, любезен, можно даже сказать, добр. Никому не творит зла, не совершает бесчестных поступков. Неужели глупость и ограниченность – такой великий грех? По мысли автора – да. Человек сотворен по образу и подобию Божию, и превратить свою жизнь в такую «недожизнь», никак не соответствовать великому замыслу Творца – грех. «Человек должен помнить, что он не материальная скотина, а высокий гражданин небесного гражданства», - так Гоголь объяснял свой строгий суд над изображенными им «гомункулюсами».

4. Коробочка.

К помещице Коробочке Чичиков попадает случайно - застигнутый непогодой по дороге от Манилова к Собакевичу. Продрогший, несчастный, извалявшийся в грязи (не без помощи кучера Селифана), Чичиков просится на ночлег в первый попавшийся дом – им оказывается дом пожилой вдовы коллежской секретарши Коробочки. Судя по тому, что она не знает ни Манилова, ни Собакевича, Чичиков сильно отклонился от намеченного пути и заехал в изрядную глушь. Но эта глушь не только географического порядка: помещица Коробочка живет в какой-то совершенно отделенной от внешнего мира, замкнутой среде – действительно, в «коробочке», куда не доходят дуновения воздуха большой жизни. Дом и поместье этой помещицы уютны, содержатся в полном порядке, хозяйство ведется рачительно, бережливо, и как-то по-семейному, но без размаха. Незваного гостя принимают радушно, хлебосольно: укладывают в чистую постель, приводят в порядок его испачканное платье, утром кормят всякими домашними яствами, предлагая все новые и новые изделия этого аккуратного натурального хозяйства.

Гоголь так описывает хозяйку и её дом:

Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в какой-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, Которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа, имеющего потом обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печения праздничных лепешек со всякими пряженцами или поизотереться само собою. Но не сгорит платье и не изотрется само собою; бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротном виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатой сестры вместе со всякими другим хламом.

Главные черты этого персонажа – бережливость, хозяйственность, ограниченность, полное отсутствие жизни каких-либо интересов, кроме как сытно откушать, сладко поспать, продать что-нибудь выгодно и припрятать до неизвестных времен. Но при этом хозяйство Коробочка ведет исправно, во все вникает, обо всем хлопочет, крестьянам у нее живется неплохо, но происходит это не в результате какого-то особенного альтруизма Коробочки, а, скорее, потому, что так давно заведено, что она ощущает себя главной этой семьи, матерью этого дома.

Чичиков, присмотревшись к хозяйству Коробочки, решается сделать и ей деловое предложение о покупке у нее мертвых душ. Надо сказать, ведет он себя с ней, не в пример поведению с Маниловым, очень развязно, особенно не церемонится, называя матушкой и вырывая у нее согласие на сделку чуть ли не силой. Коробочка, надо отдать ей должное, соображает туго – ей привычнее продавать пеньку и мед. Она все пытается осознать, как мертвые могут пригодится в хозяйстве и нужно ли их откапывать для того, чтобы продать. За это она получает от Чичикова два эпитета, которые он, конечно, не решается произнести вслух, но произносит про себя с некоторыми раздражением: «крепколобая и дубинноголовая».

Но все же убеждает Коробочку больше всего не напор покупщика, не логика, а деньги, которые предлагает Чичиков за сделку, то есть выгода.

Почему же Коробочка – экспонат в галерее «мертвых душ», выставленных Гоголем на всеобщее обозрение? Складывается такое впечатление, что автор даже защищает ее от нападок наиболее строгих читателей:

Может быть, станешь даже думать: да полно, точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого совершенства? Точно ли так велика пропасть, отделяющая ее от сестры ее, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома с благовонными чугунными лестницами, сияющей медью, красным деревом и коврами, зевающей за недочитанной книгой в ожидании остроумно-светского визита, где ей предстанет поле блеснуть умом и высказать вытверженные мысли, мысли, занимающие по законам моды на целую неделю город, мысли не о том, что делается в ее доме и в ее поместьях, запутанных и расстроенных благодаря незнанью хозяйственного дела, а о том, какой политический переворот готовится во Франции, какое направление принял модный католизм.

Действительно, эта аристократическая «сестра» недалеко ушла от Коробочки, она так же глупа и ограниченна в своих суждениях о жизни, как и Коробочка. Та же пошлость – воздух жизни и в модных гостиных, и в захолустном аккуратненьком имении Коробочки, то же исчезновение в человеке личности.

5. Ноздрёв.

Встреча с Ноздревым не входила в планы Чичикова – он все же, в силу своей осторожности, понимает, что иметь дело с таким хвастуном и крикуном небезопасно. Но автор как бы искушает Чичикова, подстраивая ему встречу с Ноздревым в трактире, куда Чичиков заехал по дороге к Собакевичу с тем, чтобы подкрепится. Так описывает Гоголь этого своего героя:

Это был среднего роста, очень недурно сложенной молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.

Цветущий и здоровый вид Ноздрева находится в полной гармонии с его внутренним миром: он не унывает никогда, да все время находится в каком-то суматошном движении.

Чичиков узнал Ноздрева, того самого, с которым он вместе обедал у прокурора и который с ним в несколько минут сошелся на такую короткую ногу, что начал уже говорить «ты», хотя, впрочем, он с своей стороны не подал к тому никакого повода.

Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитыми малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое Они всегда говоруны, кутилы. Лихачи, народ видный. Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять.

Не случайно встреча Чичикова с Ноздревым происходит в трактире – этот герой считает домом любое место, где может на всю развернуться его неутомимая натура: нашуметь, напиться, провраться. И тем не менее Ноздрев зазывает Чичикова себе в имение, соблазняя всякими особенными вещами, которых, разумеется, нет ни у кого в мире: поваром, породистыми собаками, турецкими кинжалами и т. д. Чичиков соглашается поехать ненадолго, рассчитывая, что такая рубаха-парень, как Ноздрев, непременно подарит ему по дружбе мертвых душ – то есть обманывается насчет него самым непростительным образом.

Черта лысого получишь! Хотел, было, даром хотел отдать, но теперь вот не получишь же! Хоть три царства давай, не отдам! Такой шильник, печник гадкий! С этих пор с тобой никакого дела не хочу иметь. Порфирий, ступай, скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его, пусть их едят одно сено.

Наутро Ноздрев ведет себя так, как будто ничего и не было, предлагая Чичикову сыграть с ним на души в шахматы. Чичикову кажется, что в шахматы сжульничать невозможно, но он ошибается. Игра чуть было не заканчивается тем, что Ноздрев намеревается отколотить Чичикова. Но явившийся за Ноздревым полицейский чин предотвращает это безобразие.

Ноздрев еще раз проявит свою «страстишку нагадить» бывшему приятелю просто так, из любви к искусству: явится на бал, организованный в честь Чичикова, и расскажет всему городу о том, как Чичиков приезжал к нему за «мертвыми душами».

Он вроде бы оказывается самым подвижным персонажем из всех экспонатов, предъявленных нам Гоголем в галерее «мертвых душ». Но это всего лишь суетливая лихорадка пустоты и пошлости. Он такой же застывший в своей глупости и ограниченности, как и остальные персонажи, такой же гомункулус, недочеловек, забывший о том, что и он «высокий гражданин небесного гражданства».

Вот какой был Ноздрев! Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! Несправедливы будут те, которые станут говорить так. Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане.

6. Собакевич.

По словам В. Набокова, «Собакевич, несмотря на свою толщину и флегму, самый поэтичный персонаж в книге из него, как из громадного безобразного кокона, вылетает нежный мотылек». Но этот мотылек, безусловно, особенного, гоголевского характера.

Вот первая деталь, изображаемая Гоголем, когда он знакомит нас с этим героем:

Собакевич тоже сказал несколько лаконически: «И ко мне прошу»,- шаркнувши ногою, обутою в сапог такого исполинского размера, которому вряд ли где можно найти отвечающую ногу, особливо в нынешнее время, когда и на Руси начинают выводиться богатыри.

В описании деревни Собакевича Гоголь также применяет богатырские масштабы:

Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у него справа и слева; посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами,- дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов

Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!» Такой же самый крепкий и на диво стачанный образ был у Собакевича

Особенного внимания автора удостоен обед, которым Собакевич угощает Чичикова. Его геометрические размеры поражают даже воображение такого гениального «желудка», как Чичиков – Собакевич явно не принадлежит к господам «средней руки»: он обладает желудком еще более выдающимся.

За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке. Этим обед и кончился; но когда встали из-за стола, Чичиков почувствовал в себе тяжести на целый пуд больше.

Замечательно то, что просвещение, против которого так возмущен Собакевич, связывается у него также с едой, поскольку это единственный предмет, изученный Собакевичем досконально, представляющий его страсть, искусство и «задор», как говорит Гоголь. И в этом Собакевич, безусловно, натура художническая.

На предложение Чичикова продать ему «мертвые души» Собакевич реагирует по-деловому: раз есть покупатель на товар, можно и цену хорошую назначить.

Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе.

Да, - отвечал Чичиков и опять смягчил выражение, прибавивши, - несуществующих.

Найдутся, почему не быть - сказал Собакевич.

Но сделка в результате состоялась, оба, довольные выгодой предприятия, расстаются. Но образ Собакевича растревожил душу Чичикова, и ему приходят в голову такие мысли:

Эк наградил-то тебя Бог, вот уж точно, как говорят, неладно скроен, да крепко сшит!. Родился ли ты уж так медведем, или омедведила тебя захолустная жизнь, хлебные посевы, возня с мужиками, и ты чрез них сделался то, что называют человек-кулак?

7. Плюшкин.

Последний которого посещает Чичиков в своем деловом турне, - Плюшкин. Он узнает об этом удивительном человеке, «у которого люди умирали как мухи», от Собакевича. Эта информация для Чичикова оказывается весьма полезной. То, что встречает он в поместье Плюшкина, поражает своим унынием и запустением, даже такую нечувствительную натуру как Чичиков.

Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен.

Облик хозяина вполне соответствует облику поместья:

У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру, которая начала вздорить с мужиком, приехавшим на телеге. Долго он не мог распознать, какого пола была фигура. Баба или мужик

Это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а это, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей.

Но это был не ключник, а именно хозяин этого дома и поместья – Плюшкин. О подбородке Гоголь тоже проговаривается не случайно: собственный круглый гладкий подбородок был для Чичикова предметом особой гордости.

Лицо не представляла ни чего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор острые морды, настоража уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхает подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был наряд его: ни какими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его халат: рукава верхней полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; на заде вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага.

Далее мы узнаем о невероятной скупости Плюшкина, заставляющей его экономить на всем: на еде, на одежде, на комфорте, на родственных чувствах, на жизни, наконец. Плюшкин когда-то был хорошим хозяином, расчетливым, бережливым, разве только чуть-чуть прижимистым. У него была семья: жена, дети. В этот дом, полный довольства и вполне гостеприимный, «сосед заезжал пообедать, слушать и учится у него хозяйству и мудрой скупости».

Но умерла жена, и « он стал беспокойнее как многие вдовцы». Покинули дом его дети. Все вокруг опустело, его покинули слуги, приживала, гувернеры.

При это Плюшкин богат, но все, что вырабатывает его хозяйство, гниет, погибает, не находя ни какого применения, сложенное в какие-то стога и кучи. Запах затхлости, плесени, гниения, смерти сопровождает нас в поместье этого гоголевского « гомункулюса».

Гоголь назовет своего героя « прорехой на человечестве», Плюшкин – своего рода черная дыра, какая-то жуткая зияющая бездна, в которой исчезает всё человеческое: чувства, мысли, желания. Гоголь подчеркивает это свойство Плюшкина поглощать вокруг себя жизнь тем, что описывает его главное сокровище – кучу, в которую Плюшкин относит всё, что кажется ему необходимым в хозяйстве.

Чичиков довольно быстро убедил хозяина продать ему «мертвые души», поскольку пообещал заплатить за каждую звонкой монетой, а умерших крестьян у Плюшкина, разумеется, было немало, и расстаться с ними хозяин мог, не скупясь.

Шестая глава, повествующая о Плюшкине, началась лирическим отступлением о молодости, свежести, о том как много планов и надежд питаем мы в юности, и о том. Как незаметно эти надежды покидают нас, как позволяем мы своей душе зачерстветь, закостенеть. Образ Плюшкина, очерчен выпукло и резко, - это как бы предостережение читателю, сигнал призывающий нас остановиться у пропасти.

Заключение

Миру мертвых душ противопоставлена в произведении неискоренимая вера в “таинственный” русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В ее неукротимом движении писатель видит великое предназначение России, духовное воскресение человечества.

Таким образом, в первом томе «Мёртвых душ» Николай Васильевич изображает все недостатки, все отрицательные стороны действительности русской жизни. В этом и состоит задача первого тома. Описывая страшную действительность, Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. Во втором и третьем томах своего произведения Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Но, к сожалению, он так и не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мёртвые души.

Всех помещиков в “Мертвых душах” объединяют общие черты: праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы великим писателем, если бы ограничился лишь “социальным” объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создает “типические характеры в типических обстоятельствах”, но “обстоятельства” могут заключаться и в условиях внутренней, психической жизни человека. Падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю.

Так последовательно, от героя к герою, Гоголь раскрывает одну из самых трагических сторон российской действительности. Он показывает, как под влиянием крепостного права гибнет в человеке человеческое. "Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого". Именно поэтому справедливо считать, что, давая название своей поэме, автор имел в виду не души умерших крестьян, а мертвые души помещиков. Ведь в каждом образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Каждый из образов не является исключением, так как их нравственное уродство сформировано общественным строем, социальной средой. В этих образах отразились признаки духовного вырождения поместного дворянства и общечеловеческие пороки.

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 3

Реферат по литературе

Тема : Система образов в поэме

«Мёртвые души»

Выполнил: ученик 11 «В»

класса, Кононов Анатолий

Проверила: классный

руководитель,

г. Волгореченск, 2003 г.

ПЛАН :

I. Вступление.

II. Основная часть.

1. “ Мертвые души” - “ крик ужаса и стыда”.

а) актуальность произведения.

б) история создания поэмы.

в) “ помещичий мир” – его падение и разложение.

2. Галерея портретов:

Бесхозяйственный Манилов

а) “дубиноголовая “ Коробочка

б) “рыцарь кутежа” Ноздрёв

в) “чертов кулак” Собакевич

г) “прореха на человечестве” Плюшкин

д) общие черты помещиков.

3. Образ “приобретателя” Чичикова

а) наставление отца: “Копи копеечку”.

б) “Мертвая душа ”Чичикова

4.”Царство мертвых” выдающее себя за “ царство живых “.

5. Вера в иную Россию.

6. “Легче полюбить, чем понять…”

III. Заключение.

IV. Библиография.

Поэма “Мертвые души” – самое значительное произведение, вершина его творчества и качественно новое явление в русской литературе . Её новаторская суть состоит, прежде всего в том, что отдельные стороны русской жизни, с такой резкостью обрисованные Гоголем ранее, соединены им теперь в огромное реалистическое полотно, на котором запечатлен облик всей николаевской России, от провинциального помещичьего захолустья и губернского города до Петербурга, и где зло жизни выступает в неповторимой смене картин и образов, тесно связанных между собой единством художественного замысла.


Читая “Мертвые души”, видишь, какая страшная, дикая жизнь была на великой русской земле. “ Крик ужаса и стыда” – так назвал произведение Гоголя Герцен. Но “Мертвые души” – книга и целительная. Язвы жизни обнажены в ней с таким бесстрашием, покровы снимаются с такой смелостью, о воле, упорстве, талантливости русского народа и о любви писателя к “ плодовитому зерну” русской жизни связано с такой силой, что цель, поставленная автором – утвердить добро, подвигнуть человека на служение высокому прекрасному – становиться до очевидности ясной.

Ни в одно из своих художественных созданий Гоголь не вложил столько творческого труда, столько глубоких, а порою и трагических раздумий, как в “ Мертвые души”. Именно в этом произведении выявилась до конца позиция Гоголя – писателя, человека, и мыслителя.

В поэме Гоголя так много глубоко волновавших передовых русских людей проблем, так много негодования и восхищения, презрения и лирической взволнованности, согревающего юмора и смеха, часто бьющего насмерть, что нет ничего удивительного в том, что она оказалась одним из наиболее значительных произведений литературы критического реализма первой половины 19 века. Но произведение Гоголя, как явление большого искусства, актуально и сегодня. Непреходящее его значение в умственной и нравственной жизни человечества определяется тем, что оно заставляет задуматься не только над той жизнью, что изображена в нём, над тем страшным миром, что именуется крепостнической дворянской Россией, но и над смыслом жизни вообще, над назначением человека. Оно толкает читателя на познание самого себя, своего духовного мира, раздумья о собственной деятельности.

В своей “ Авторской исповеди” Гоголь указывает, что на мысль написать “ Мертвые души” его натолкнул Пушкин”…Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение, и, наконец, один раз после того, как я прочёл одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако, ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: “ Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!”…. и, в заключение всего, отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что - то вроде поэмы и которого, по его словам, он бы не отдал никому другому. Это был сюжет “ Мертвых душ”. Пушкин находил, что сюжет “ Мертвых душ” хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров”.

Замысел “ изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров” предопределил композицию поэмы. Она построена как история похождений” приобретателя Чичикова”, покупающего мертвые фактически, но живые юридически, т. е. не вычеркнутые из ревизских списков, души.

Критикуя “ Мертвые души “, кто-то заметил: ”Гоголь выстроил длинный коридор, по которому ведёт своего читателя вместе с Чичиковым и, отворяя двери направо и налево, показывает сидящего в каждой комнате урода”. Так ли это?

Сам Гоголь так говорил об особенностях своей работы над образом – характером: « Это полное воплощение в плоть, это полное округление характера совершалось у меня тогда, когда я заберу в уме своем весь этот существенный прозаический дрязг жизни, когда, содержа в голове все крупные черты характера, соберу в то же время вокруг его всё тряпьё до малейшей булавки, которое кружится ежедневно вокруг человека, словом – когда соображу все от мала до велика ничего не пропустивши…”


Погружение человека в прозаический “дрязг жизни”, “ в тряпье”, - это и есть средство создания характера героев. Центральное место в 1 томе занимают пять “ портретных” глав (образы помещиков). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30 –х годах 19 века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому и моральному упадку. Гоголь даёт эти главы в определенном порядке.

Безхозяйственного помещика Манилова (2 гл.) сменяет мелочная скопиданка Коробочка (3гл.), безалаберного прожигателя жизни Ноздрёва (4гл.) – прижимистый Собакевич (5 гл.). Завершает эту галерею помещиков – Плюшкин – скряга, который довел свое имение и крестьян до полного разорения.

Картина экономического распада барщинного , натурального хозяйства в имениях Манилова, Ноздрева, Плюшкина – нарисована живо и жизненно убедительно. Но и кажущиеся крепкими хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век.

С ещё большей выразительностью в “портретных “ главах дана картина морального упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грёз, Манилова к “дубинноголовой” Коробочке, от неё – к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздрёву, далее к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и, наконец, к утратившему все моральные качества – “ прорехе на человечестве” – Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и разложение представителей помещичьего мира.

Так поэма превращается в гениальное обличие крепостничества как такого социально – экономического строя, который закономерно порождает культурную и экономическую отсталость страны, морально разлагает тот класс, который являлся в то время вершителем судеб государства. Эта идейная направленность поэмы раскрывается, прежде всего, в системе её образов.

Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова – “На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было предано сахару; в приемах и оборотах его было что – то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами”. Раньше он служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером “…Живя в поместье, он иногда приезжает в город, чтобы увидеться с образованными людьми “. На фоне обитателей города и поместий он кажется ”весьма обходительным и учтивым помещиком”, на котором лежит какой –то отпечаток “ полупросвещённой среды”. Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к хозяйству и о времяпрепровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчёмность этого “существователя”.

Писатель подчёркивает в характере Манилова две основные черты – его никчёмность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова не было никаких живых интересов. Хозяйством он не занимался, всецело передоверив его приказчику. Он даже не мог сказать Чичикову, умирали ли у него крестьяне со времени ревизии. Его дом “стоял одиночкой на юру (т. е. возвышении), открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть. Вместо тенистого сада, обычно окружавшего барский дом, у Манилова только пять – шесть берез, а в его деревне нигде не было растущего деревца или какой – нибудь зелени”. О без хозяйственности, непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей”,” щегольский подсвечник из тёмной бронзы с тремя античными грациями “стоял на столе, а рядом с ним помещался какой –то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале.”

“Не мудрено, что у такого хозяина довольно пусто в кладовой, приказчик и ключница – воры, слуги – нечистоплотны и пьяницы, а вся дворня спит немилосердным образом и паясничает всё остальное время”. Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего – два года в его кабинете лежит книга, заложенная всё на той же 14 – ой странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными “проектами, вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.

Вместо настоящего чувства – у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза: вместо мысли какие – то бессвязные, глупые рассуждения, вместе деятельности – пустые мечты.

Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением, все той же духовной пустоты является и Коробочка, типичная мягкая помещица – владелица 80 душ крепостных.

В противоположность Манилову, Коробочка – деловитая хозяйка. У неё “хорошая деревенька, двор полон всякой птицы, имеются просторные огороды c капустой, луком, картофелем, свёклой…, …. Есть яблони и другие фруктовые деревья; имена крестьян своих она почти всех знала по имени наизусть. Приняв Чичикова за покупщика, она предлагает ему всевозможные продукты своего хозяйства….”

Но умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчёркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает на то, что её поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится ”продешевить” при продаже. Все новое и небывалое пугает её.

“Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Указывая на типичность образа Коробочки, Гоголь говорит, что таких “Коробочек” можно встретить и в среде столичных аристократов.

Иной тип “живого мертвеца” представляет Ноздрёв. ”Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как сталь бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с его лица”.

Ноздрёв – полная противоположность и Манилову и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола, у него ”неугомонная юркость и бойкость характера”. Он буян, кутила, враль, ”рыцарь кутежа”. Он не чужд хлестаковщины – стремления показаться значительнее и богаче. Своё хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только псарня.

Ноздрёв нечестно играет в карты, всегда готов “ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на всё что хотите”. Однако всё это не приводит Ноздрёва к обогащению, а, напротив, разоряет его.

Общественное значение образа Ноздрёва заключается в том, что на нём Гоголь наглядно показывает все противоречие между интересами крестьянства и помещиков. На ярмарку из имения Ноздрёва привезли продукты сельского хозяйства – плоды подневольного труда его крестьян – и “продали по самой выгодной цене”, а Ноздрёв всё прокутил и проиграл за несколько дней.

Новая ступень морального падения человека – “ чёртов кулак”, по выражению Чичикова – Собакевич.

“Казалось, - пишет Гоголь, - в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а как у Кащея Бессмертного – где – то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности”.

У Собакевича тяготение к старым крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со старостью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. В отличие от других помещиков, выведенных Гоголем, Собакевич – помимо барщинной применяет и денежно оброчную систему. Так, например один Еремей Сорокоплёхин, торговавший в Москве, приносил Собакевичу 500 руб. оброку.

Рассуждая о характере Собакевича, Гоголь подчёркивает широкое обобщающее значение этого образа. “Собакевичи – говорит Гоголь, - бывали не только в помещичьей, но и в чиновничьей и учёной среде. И везде они проявляли свои качества “человека – кулака”, корыстолюбие, узость интересов, косность”.

Пределом морального падения человека является Плюшкин – “ прореха на человечестве“. Все человеческое умерло в нем, это в полном смысле слова – “мёртвая душа”. И к этому выводу последовательно и настойчиво ведёт нас Гоголь, с самого начала и до конца главы, развивая и углубляя тему духовной гибели человека.

Выразительно описание села Плюшкина с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой, с “особенной ветхостью“ деревенских изб, с огромными кладями сгнившего хлеба, с господским домом, который выглядел каким – то “дряхлым инвалидом”. Один только сад был живописно красив, но эта красота – красота заброшенного кладбища. И вот на этом фоне перед Чичиковым предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, “в неопределенном платье”, таком рваном, засаленном и заношенном, что если бы Чичиков встретил его где – нибудь у церкви, то вероятно, дал бы ему медный грош”. Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец тысячи душ, у которых кладовые, амбары и сушильни полны всякого добра. Однако все это добро гниет, портится, превращается в труху, так как безраздельно охватившая Плюшкина алчная скупость вытравила у него всякое понимание действительной ценности вещей, затмила практический ум когда-то опытного хозяина. Отношения Плюшкина с покупщиками, его хождения по селу за сбором всякой дряни, знаменитые кучи хлама на его столе, скряжничество, приводит Плюшкина к бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно разорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне ”мрут как мухи “, десятками числятся в бегах. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нём подозрительность к людям, недоверие и врождённость ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным. В Плюшкине нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров.

“ И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! – восклицает Гоголь”.

В образе Плюшкина с исключительной силой и сатирической заострённостью воплощена позорная бессмысленность накопительства и скупости, порождаемых собственническим обществом.

Внутреннюю примитивность своих героев Гоголь раскрывает при помощи особых художественных приёмов. Строя портретные главы, Гоголь подбирает такие детали, которые показывают своеобразие каждого помещика. В результате образы помещиков ярко индивидуализированы и резко, выпукло очерчены. Применяя приём гиперболы, подчеркивая и заостряя важнейшие черты своих героев, Гоголь усиливает типичность этих образов, сохраняя вместе с тем их жизненность и реальность; каждый из помещиков своеобразен, не похож на других. Однако все они – помещики – крепостники, а потому в них есть и общие, классовые черты, порожденные феодально – крепостническим строем. Эти черты следующие:

2) низменные животные интересы, отсутствие каких –либо высоких идейных побуждений; пошлость, притупление всех человеческих чувств, грубый эгоизм

3) отсутствие общественно – полезной деятельности. Все они – “Мёртвые души”.

Так смотрел на них сам Гоголь. “Будьте не мёртвые, а живые души” – писал он помещикам – дворянам. Так расценивал их и Герцен, занёсший в дневник такие свои мысли: “ Мёртвые души?” – это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие –те самые мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу”.

Если, рисуя образы помещиков, Гоголь дал картину экономического хозяйства и морального вырождения, господствующего класса, то в образе Чичикова он показал типичные черты хищника, ”подлеца”, “приобретателя” буржуазной складки.

Гоголь подробно рассказывает о жизненном пути Чичикова с рождения и до того момента, как этот “герой” занялся скупкой мёртвых душ, как складывался характер Чичикова, какие жизненные интересы , сформировавшиеся в нём под влиянием окружающей среды, руководили его поведением. Ещё в детстве он получил от отца наставление, как выбиться в люди: ”больше всего угождай учителям и начальникам…, водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными…, а больше всего береги и копи копейку - эта вещь надёжнее всего на свете, все сделаешь и все прошибёшь на свете копейкой”. Этот завет отца и положил Чичиков в основу своих отношений с людьми ещё со школьной скамьи. Копить копейку, но не ради неё самой, а использовать как средство достижения материального благополучия и заметного положения в обществе, стало основной целью всей его жизни. Уже в училище он быстро добился расположения учителя и, обладая “большим умом со стороны практической”, успешно накапливал деньги.

Служба в различных учреждениях развила и отшлифовала в Чичикове его природные данные: практический ум, ловкую изобретательность, лицемерие, терпение, умение “ постигнуть дух начальника”, нащупать слабую струнку в душе человека и умело воздействовать на неё в личных целях, энергию и упорство в достижении задуманного, полную неразборчивость в средствах и бессердечность.

Получив должность, Чичиков “стал человеком заметным, всё оказалось в нём, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках и бойкость в деловых делах”- всё это отличало Чичикова и в дальнейшей его службе; таким предстаёт он перед нами и во время покупки мёртвых душ.

“Неодолимую силу характера”, “расторопность, проницательность и прозорливость”, все своё умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.

Внутренняя “многоликость” Чичикова, его неуловимость подчёркивается и внешностью, данною Гоголем, в неопределённых тонах.

“ В бричке сидел господин - не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так уж слишком молод”.

Выражение лица Чичикова беспрестанно меняется, в зависимости от того, с кем и о чём он разговаривает.

Гоголь постоянно подчёркивает внешнюю опрятность своего героя, его любовь к чистоте, хорошему, модному костюму. Чичиков всегда тщательно выбрит, надушен; всегда на нём чистое бельё и модное платье, “коричневых и красноватых цветов с искрой” или “цвета наваринского дыма с пламенем”. И вот эта внешняя опрятность, чистота Чичикова, выразительно контрастируя с внутренней грязью и нечистоплотностью этого героя, полно дорисовывает образ “ подлеца”, “приобретателя” – хищника, пускающего в ход всё для осуществления своей основной цели – наживы, приобретательства.

Заслугой Гоголя является то, что герой бизнеса, личного преуспевания подвергнут у него уничтожающему смеху. Смешной и ничтожный Чичиков вызывает наибольшее презрение именно тогда, когда достигнув полного успеха, он становится кумиром и любимцем общества. Смех автора оказался своего рода “ проявителем”. Всем вокруг стала видна “мертвая душа” Чичикова, его обречённость, несмотря на внешнюю цепкость и живучесть. В нелицеприятном приговоре автора нет ни малейшего снисхождения.

Мир хозяев жизни выступил в “ Мёртвых душах” как царство мёртвых, выдающее себя за царство живых, царство духовного сна, застоя, пошлости, грязи, корысти, обмана, стяжательства.

В царстве живых мертвецов всё великое - опошляется, возвышенное - принижается, честное, мыслящее, благородное – гибнет.

Заглавие поэмы оказалось обобщающей и предельно точной характеристикой и своеобразным символом крепостнического строя. Откуда же идёт в поэме злой смех по адресу “мёртвых душ”?

Нетрудно убедиться, что автор подслушал его у народа. В ненависти народа к своим угнетателям – источник гоголевского смеха. Народ казнил смехом любую нелепицу, ложь, бесчеловечность, и в этой казни смехом – душевное здоровье, трезвый взгляд на окружающее.

Таким образом, Гоголь выступил в “Мёртвых душах”, как представитель своего народа, смехом народного презрения и негодования карающий помещичью и чиновничью Россию. И этому осуждённому царству ”мёртвых душ” противостоит в книге его вера в иную Россию, ту страну будущего, в неограниченные возможности русского народа.

Гениальное произведение не умирает с его создателем, а продолжает жить в сознании общества, народа, человечества. Каждая эпоха, вынося о нём своё суждение, никогда не выскажет всего, оставляя многое сказать последующим поколениям, которые прочитывают произведение по - новому, воспринимают некоторые стороны его острее, чем современники. Они шире и глубже раскрывают “ подводное течение”, летающее в его основе.

Великий критик Белинский сказал: “Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность очами реалиста, и если к этому присоединить его глубокий юмор и его бесконечную иронию, то будет ясно, почему ему ещё долго не быть понятным.

Обществу легче полюбить его, чем понять….”

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. М. Гус “Живая Россия и Мёртвые души” Москва 1981 г.

2. , “ Поэма “ Мёртвые души“ Москва 1982 г.

3. Ю. Манн “В поисках живой души” Москва 1987 г.

4. Современный словарь – справочник по литературе. Москва 1999 г.

5. Гоголь в воспоминаниях современников. М., ГИХЛ, 1952 г.

6. Ю. Манн. Поэтика Гоголя. Издательство «Художественная литература», 1978 г.

7. Степанов М., «Молодая гвардия», ЖЗЛ, 1961 г.

8. Тарасенков дни жизни Гоголя. Изд. 2-е, дополненное по рукописи. М., 1902 г.

9. Храпченко «Сов. писатель» , 1959 г.

Вступление.

Писатель, чье творчество по праву вошло в классику русской литературы. Гоголь является писателем-реалистом, но связь искусства и реальности у него усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершено новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. И рядовое событие обретает зловещую, странную окраску. Так происходит и в основном гоголевском произведении - поэме "Мертвые души". Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые мы можем условно обозначить как мир "реальный" и мир "идеальный". "Реальный" мир автор строит, воссоздавая современную ему картину российской жизни. По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Мир этот уродлив. Мир этот страшен. Это мир перевернутых ценностей, духовные ориентиры в нем извращены, законы, по которым он существует, - аморальны. Но живя внутри этого мира, родившись в нем и восприняв его законы, практически невозможно оценить степень его аморальности, увидеть пропасть, отделяющую его от мира истинных ценностей. Более того, невозможно понять причину, вызывающую духовную деградацию, нравственный распад общества. В этом миру живут Плюшкин, Ноздрев Манилов, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Целую галлерею характеров и типов, лишенных души, создал Гоголь в поэме, все они многообразны, но всех их объединяет одно - ни у кого из них нет души.

Заключение.

В названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души - бессмыслица, ведь душа бессмертна. Для "идеального" мира душа бессмертна, так как она воплощает божественное начало в человеке. А в мире "реальном" вполне может быть "мертвая душа", потому что для него душа только то, что отличает живого от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него "была точно душа", лишь когда он стал "одно только бездушное тело". Этот мир безумен - он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, высшем ее значении. Чичиковская бричка, идеально преобразившаяся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа - чудесную "птицу-тройку", завершает первый том поэмы. Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, тоскливых улиц губернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости и пошлости. Бессмертие души - вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев и всей жизни, следовательно, всей Руси.




Поэма (от греч. Poiema – создаю, творю) (от греч. Poiema – создаю, творю) Поэтический жанр большого объема, сочетающий в себе лирику и эпос. Поэтический жанр большого объема, сочетающий в себе лирику и эпос. Главное в лирике – чувства лирического героя. Главное в лирике – чувства лирического героя. Главное в эпосе – события, образ повествователя. Главное в эпосе – события, образ повествователя.


История создания. Начало работы – в 1832 году по подаренному А.С.Пушкиным сюжету. Начало работы – в 1832 году по подаренному А.С.Пушкиным сюжету. 6 лет – работа над 1 томом. Огромный успех. 6 лет – работа над 1 томом. Огромный успех г. - Н.В.Гоголь сжёг 2 том «Мертвых душ» г. - Н.В.Гоголь сжёг 2 том «Мертвых душ».




Композиция поэмы «Мертвые души» 1 глава «Вступление» в поэму: приезд Чичикова в город главы Изображение жизни русских помещиков. 7 – 10 главы Изображение губернского города, чиновников. 11 глава Повествование о судьбе Чичикова.





Художественная деталь как средство создания образов помещиков. Деталь – значимая подробность, позволяющая передать смысловое содержание произведения. Деталь – значимая подробность, позволяющая передать смысловое содержание произведения. ДЕТАЛИ ПОРТРЕТАИНТЕРЬЕРАПЕЙЗАЖА