Можно ли доверять какая высота у камертона. Настройка гитары. Программный и Онлайн тюнер

Все начинающие гитаристы и даже уже более опытные рано или поздно сталкиваются с проблемой, а как же настроить гитару? Существует несколько способов настройки гитары. Все они дают хороший результат, при правильном подходе.
Но выбор,конечно же, за тобой. Кроме того, результаты настройки по разным методам отличаются – немного, но опытные гитаристы вполне могут услышать разницу.
Возможно лишь с достаточной точностью настроить гитару — достаточной ровно для того, чтобы слушатели посчитали строй достаточно благозвучным.

Способы настройки гитары:

1.Настройка с помощью гитарного переносного тюнера.
2.Настройка с помощью программного и онлайн тюнера.
3.Настройка с помощью телефона.
4.Настройка по камертону.
5.Настройка гитары по пятому ладу.
6.Настройка по флажолетам.

1. Гитарный переносной тюнер

Гитарный тюнер представляет из себя электронное устройство, которое с помощью микрофона анализирует частоту колебания струны и помогает гитаристу быстро и очень точно настроить гитару.

Принцип его работы:

Нажимая на кнопки на тюнере он проигрывает звук являющийся эталоном для каждой струны. Далее Вы дергаете струну, и тюнер покажет разницу (на шкале или экране), подтянуть вам надо струну или ослабить.
Если стрелка ушла влево, то струна недотянута, если ушла вправо — перетянута, остановилась посередине – настройка струны завершена.
Крутите колки до тех пор пока звучание струны не будет в унисон со звуком эталона.

Чтобы настроить гитару с помощью тюнера, нужно знать буквенное обозначение струн.
Каждая струна на гитаре имеет свое название.
Первая, она же самая тонкая, называется «E(ми)», далее по порядку: B(си), G(соль), D(ре), A(ля), а шестая, как и первая, тоже называется «E(ми)». В скобках указана нота, которой соответствует буква.
Конечно же, чем серьезнее тюнер, тем звук более приближен к эталонному.
Удобен этот способ тем, что Вы довольно быстро и точно настроите свой инструмент практически в любых условиях, а также не требует хорошего слуха.

2. Программный и Онлайн тюнер

С помощью данного тюнера вы можете настраивать как акустическую, так и электрогитару. Для настройки акустической гитары есть встроенный микрофон, для электрогитары можно воспользоваться линейным входом для инструментального кабеля.

Принцип его работы:

Когда вы извлекаете звук струны тюнер показывает ноту которая соответствует частоте колебания струны.
Таким образом, вы можете без труда настроить все струны. Тюнер показывает вам ноту, а также что нужно делать со струной, понижать или повышать.
Крутите колки до тех пор, пока индикатор не встанет точно по центру нужной вам ноты и загорится устойчиво зеленый светодиод.

Для настройки гитары c помощью онлайн тюнера Вам понадобиться только минимум знаний, а именно какими буквами обозначаются струны.

Вот ноты, которые соответствуют этим струнам:

1 струна — нота Ми (лат. E)
2 струна — нота Си (лат. B)
3 струна — нота Соль (лат. G)
4 струна — нота Ре (лат. D)
5 струна — нота Ля (лат. A)
6 струна — нота Ми (лат. E)

А для настройки гитары в режиме онлайн используйте этот . Он подойдет как новичкам, так профессиональным гитаристам.

3. Настройка с помощью телефона

Если Вы оказались в полевых условиях, где совсем ничего нет, то настроить первую струну Вам поможет сотовый телефон. Набираем на телефоне номер и ставим на громкую связь.
Гудки издающиеся при ожидании ответа должна звучать в унисон с 1-й струной зажатой на 5 ладу)
После того, как настроена первая струна, настраиваем остальные:
2-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 1-й откpытой;
3-я стpуна, зажатая на 4-м ладу, звучит в унисон со 2-й откpытой;
4-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 3-й откpытой;
5-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 4-й откpытой;
6-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 5-й откpытой.

4. Стандартный способ настройки на слух с помощью камертона

Если у Вас нет возможности использовать гитарный тюнер, то есть еще несколько способов настройки гитары, но они более сложны. Например, с помощью камертона.

Камертон - это небольшой портативный прибор, точно и ясно издающий звук определённой высоты со слабыми гармоническими призвуками. Стандартный камертон издаёт звук ноты «Ля» 1-й октавы, частотой 440 Гц.

Камертоны бывают 2-х типов: Духовой камертон и Вилочный камертон.

Настройка гитары по духовому камертону (свистку)

Духовой камертон — это простое устройство, которое действует по принципу обыкновенного свистка. Прибор сконструирован таким образом, что в момент, когда вы в него дуете, он издает определенную ноту. По этому звуку настраивается одна из струн гитары. Следующая струна настраивается по ней и т.д.

Плюсом духовых камертонов для гитары является то, что посредством их, можно извлекать не только один, но и три или даже все шесть нотных звука, соответствующих каждой струне.
Для этого в конструкции устройства (в зависимости от модели) предусмотрено три или шесть отверстий.
Это значительно упрощает процесс настройки и проверки гитары.
Для того, чтобы пользоваться камертоном, необходим хороший слух, однако компактные размеры и невысокая цена делают его практически незаменимым. Кроме того, в отличие от электронного тюнера настройка по камертону хорошо развивает слух.

Настройка гитары по вилочному камертону

Вилочный камертон — представляет собой металлическую вилку, которая при ударе издает звук определённой ноты, в основном это нота «Ля» первой октавы, которая соответствует 5-ому ладу 1-ой струны гитары. Её частота равна 440 Гц.

Вилочные камертоны бывают 2-х типов:

Камертон, издающий эталон звука в ноте A»Ля»(пятая открытая струна), очень популярен, а также камертоны в ноте E»Ми»(первая струна).

Вообще вилочные камертоны в практике встречаются реже, чем духовые. Они не очень удобны. Для того, чтобы настроить гитару, нужны ещё одни свободные руки.

Способ настройки гитары вилочным камертоном:

Ударьте камертон чем-либо, в момент издания им звука, прислоните к деке гитары, дерните струну и сравните ее звучание со звуком эталона.

Настраивать 1-ю струну нужно в унисон со звуком камертона, прижав её на 5-ом ладу. Т.е. нужно подтягивать струну, поворачивая колки, до момента когда камертон и струна начнут звучать одинаково, с одинаковой частотой.

После настройки 1-й струны, остальные струны можно настроить по ней, следующим образом:

Зажимаешь 2-ую стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 1-ая.
Затем зажимаешь 3-ю стpуну на 4-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 2-я.
Затем зажимаешь 4-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 3-я.
Затем зажимаешь 5-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 4-я.
Затем зажимаешь 6-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так чтобы она звучала точно также как 5-я.

Если звучание струн различается - значит, вам необходимо подстроить 5-ю струну путем регулировки колка до высоты, при которой два звука будут звучать как одно целое. Перед этим нужно на слух определить: ниже или выше звучит 5-я открытая струна, чем 6-я струна, прижатая на пятом ладу.

Если 5-я открытая струна звучит ниже, чем 6-я, прижатая на пятом ладу, значит, вам нужно натягивать 5-ю струну соответствующим колком. Делать это нужно внимательно и не спеша до тех пор, пока звучание пятой открытой струны будет невозможно отличить от прижатой 6-й. Если же 5-я открытая струна звучит выше, чем 6-я, прижатая на пятом ладу, то следует ослаблять натяжение пятой струны, то есть крутить колок в обратном направлении.

Данный классический способ настройки гитары наиболее распространен среди начинающих музыкантов из-за своей относительной простоты и наглядности.

6. Настройка гитары по флажолетам

И вот мы подошли к самому трудному способу настроить гитару. Используется он, в основном, только профессиональными гитаристами.

Флажолет – это приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука-обертона т.е звука с удвоенной частотой.

Флажолетный звук даёт возможность услышать едва заметные расхождения в унисоне. Поэтому настройка гитары флажолетами является самой точной.

Лучше всего флажолеты извлекаются на 12-ом, 7-ом и 5-ом ладах.

Натуральный флажолет — это способ извлечения звука из струны без прижатия ее к порожку лада, а лишь при легком прикосновении подушечки пальца к месту деления струны на 2, 3, 4 и др. частей.

Чтобы извлечь флажолет нужно слегка прикоснуться кончиком пальца к шестой струне над пятым ладовым порожком. Затем правой рукой извлекаем звук, после чего сразу же убираем палец левой руки со струны. Нельзя убирать палец раньше времени, так как получится звук открытой струны. Далее тут же извлекаем флажолет над седьмым ладом пятой струны. Звуки обоих флажолетов должны быть ровными.
Этот способ разумно использовать в качестве доводки после стандартного способа настройки гитары.

Способ настройки по флажолетам:

Флажолет на седьмом ладу 1-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 2-й струны на пятом ладу.
Флажолет на двенадцатом ладу 3-й струны должен звучать в унисон с 1-й струной прижатой на третьем ладу.
Открытую 3-ю струну настраиваем по 2-й струне прижатой на восьмом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 3-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 4-й струны на пятом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 4-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 5-й струны на пятом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 5-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 6-й струны на пятом ладу.

Камертон (в переводе с немецкого «комнатный звук»)- это прибор, который максимально точно воспроизводит звук ля первой октавы. С помощью камертона настраивают музыкальные инструменты. Также им пользуются хормейстеры, чтобы задать тональность хору, исполняющему произведение а капелла. Камертоны могут быть как механические, так и электронные и акустические.

Камертон изобрёл в 1711 году английский трубач Джон Шор. Он представлял собой небольшую двузубую вилочку, сделанную из металла. При ударе по камертону, концы её начинали вибрировать, причём частота вибраций достигала 420 колебаний в секунду. Звук, издаваемый камертоном, соответствовал ноте ля, от которой, с тех пор, стало принято настраивать музыкальные инструменты и хор.

В наши дни камертон является незаменимой вещью для музыкантов, особенно часто им пользуются скрипачи. Струны скрипки, при механическом воздействии на них (т.е. во время игры), быстро нагреваются и, как следствие, изменяется сила натяжения струн, и скрипка расстраивается. И чтобы не играть на расстроенном инструменте, скрипачи, при помощи камертона, его настраивают.

В симфоническом оркестре понемногу отходят от использования камертона – его роль выполняет деревянный гобой, у которого чистота звука не зависит от температурных изменений. Но если оркестр играет концерт, в котором сольную партию исполняет рояль, то все инструменты настраиваются под него. Рояль же, в свою очередь, тщательно настраивается при помощи камертона.

Чтобы камертон зазвучал, необходимо знать элементарные правила его использования. Камертон нужно взять за самый край ручки и слегка ударить одной стороной о твёрдую поверхность (можно о палец). Если всё сделано правильно, он издаст звук. Чтобы более точно его услышать, звучащий камертон желательно поднести к уху.

Смешное и любопытное на нашем сайте

Аппарат Камертон – это новое поколение приборов, посредством которых производится радиоволновая терапия Манигат. Основное предназначение аппарата – лечение хронических и острых заболеваний внутренних органов, стимулирование кровоснабжения систем и процессов регенерации клеток и тканей. Данный прибор допускается к использованию медицинскими работниками в независимости от профиля их работы, а также пригоден к домашнему применению.

Принцип действия и лечебный эффект Камертона

Организм человека – это сложная система с непрерывными функциями. В организме на клеточном уровне регулярно происходит обмен информации посредством волн электромагнитного типа. Клетки занимаются генерацией электрических и акустических сигналов. АЭС провоцируют электромагнитные колебания и запускают компоненты управления биосистемой организма. Исходя из законов квантовой теории поля, ей подчиняются все физиологические и биохимические процессы, при этом каждая клетка выступает в роли как передатчика, так и приемника.

Камертоном создается специальный сигнал, который похож на импульс полностью здоровой клетки, и целенаправленно передается направленным потоком.

Им оказывают воздействие на акупунктурные точки, рецепторы и рефлекторные зоны всех органов.

Эффективность аппарата направлена на лечение детских болезней, гинекологических заболеваний, мочеполовых органов, кожи, полости рта и зубов, глаз и их придаточных аппаратов, костно-мышечной системы, органов дыхания и ЛОР-органов, органов пищеварения, обмена веществ, эндокринной системы, психоэмоциональных расстройств нервной системы, сердечно-сосудистой системы. Среди основных эффектов прибора стоит отметить:

  • лечебный;
  • противоболевой;
  • укрепляющий;
  • восстанавливающий и т.д.

Данный аппарат находится в производстве с 2007 года и активно используется во многих медицинских учреждениях.

Аппарат в большей степени безопасный и может использоваться даже для лечения детей. Но все же он обладает определенными противопоказаниями, среди которых наличие встроенных имплантатов и стимуляторов, серьезные нарушения функционирования ЦНС и сердечно-сосудистой системы, эпилепсия. Следовательно, к терапии посредством применения аппарата Камертон рекомендуется приступать только после консультации у доктора и получения его рекомендаций.

Технические характеристики прибора

Среди технических характеристик прибора для физиотерапии стоит отметить:

  • продолжительность работы составляет порядка пяти лет;
  • до полной выработки мощности нужно 2 тысячи часов;
  • обладает способностью беспрерывно работать восемь часов;
  • время выхода в рабочий режим – двадцать минут;
  • питающая сеть – 220 В, 50 Гц;
  • излучение на максимальной яркости – от 11 до 13 секунд;
  • излучение на минимальной яркости – от 20 до 22 секунд;
  • яркость излучения не менее сто кд/м2;
  • видимый, инфракрасный, миллиметровый диапазон излучаемых частот.

Показания к применению и эффекты

Аппарат Камертон показан к применению при необходимости первичной профилактики для устранения разнообразных факторов риска, для реабилитации пациентов с хроническим течением болезни, для лечения заболеваний всех систем и органов в независимости от их формы и локализации.

Физиотерапия аппаратом Камертон для детей

Аппарат активно используют в педиатрии, так как он считается максимально безопасным, и не вызывает у детей никаких побочных эффектов. Врачи назначают использование прибора для лечения эндокринных патологий, кожных заболеваний, ЛОР-заболеваний, а также для снижения утомляемости, улучшения памяти и нормализации обмена веществ. Стоит отметить, что Камертон демонстрирует великолепные показатели в процессе лечения заболеваний ЖКТ и печени. Он оказывает стимулирующее воздействие на клетки, запуская его регенерацию, следовательно, его можно активно использовать для лечения мышц при вывихах и растяжениях, а также для восстановления костей и тканей при переломах.

Так как у прибора нет противопоказаний для использования в детском возрасте, его можно применять для лечения беременных женщин и новорожденных детей с первого дня их жизни. В качестве комплексной терапии Камертон используют при лечении злокачественных новообразований, инфекционных тяжелых заболеваний.

Аппарат не заменяет медикаментозную терапию, а является его вспомогательным средством наряду комплексным лечением.

Основные составляющие технологии оздоровления с применением Камертона являются: экология среды обитания, физкультура, активное оздоровление, здоровая психология, нелекарственная коррекция состояния организма, скрининговая диагностика организма.

Длительность процедуры составляет от двадцати до двадцати пяти минут. Если манипуляция проводится в послеоперационный период, то в первые три-четыре дня она выполняется до шести раз в сутки, а в последующие семь-десять дней – до трех раз в сутки. После, необходимо делать процедуру на протяжении десяти дней один раз в сутки с длительностью до пяти минут.

Если применяется прибор для снятия болевых ощущений, нужно использовать его каждый день 2 раза в сутки по 5 минут на протяжении одной недели. Пользование возможно не при прямом контакте с кожей, а через антисептическую повязку. Если выполнять процедуру вместе со специальными лекарственными средствами, процесс восстановления пройдет в разы быстрее.

Более острые заболевания лечатся сложнее и продолжительнее, важно правильно подобрать лекарственный комплекс. Стоит отметить, что при выборе терапии посредством применения аппарата Камертон нужно найти надежную клинику с опытными и профессиональными специалистами.

18.04.2017

“Музыкальное воспитание - самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души” .
Древнегреческие рукописи

Человек является клеточкой огромного Вселенского организма и вовлечён во множество ритмических процессов, как внутренних, так и внешних, в том числе связанных с нашей планетой. Все они незримо сопровождают человека с момента зачатия в течение всей жизни, способствуя адаптации к постоянно изменяющимся внешним условиям. Мерой устойчивости человека как единой биологической системы является стабильность его внутренних ритмов и их соответствие принципам всеобщей гармонии, что может быть обеспечено путём синхронизации с внешними задающими ритмами. Синхронизация с ними обеспечивает структурный, энергетический и информационный гомеостаз всех подсистем организма человека, что является одним из важнейших условий поддержания оптимального уровня биоритмической адаптации и сохранения здоровья человека в целом.

Поскольку человек представляет собой сложную автоколебательную волновую систему, основанную на непрерывном взаимодействии множества внутренних фазосогласованных ритмов, то нарушение правильного протекания ритмических процессов в любом из звеньев данной системы неизбежно влечёт за собой привнесение разбалансировки и разсогласования в слаженную работу всего организма. Любое нарушение равновесия является одной из причин развития заболеваний, поэтому поддержание должного равновесия между внутренними и внешними ритмами является одной из актуальных задач, имеющих важное практическое значение для человека.

Для решения подобной задачи очень удобным является использование акустического типа воздействия, поскольку изменение внутренних параметров организма определяется частотой, а не типом воздействующего поля. На этом основании звук, благодаря резонансному взаимодействию с присущими человеку волновыми процессами, может применяться в качестве инструмента для проведения сонастройки и поддержания оптимального гомеостаза организма человека. Это объясняет, почему с глубокой древности все без исключения культуры мира использовали звук для осуществления того или иного воздействия на человека, а также для выполнения различных практик с целью трансформации сознания.

Остаётся только выяснить, какие именно звуки лучше всего использовать для решения подобных задач и какая система организации звуков по высоте является наиболее оптимальной как для восприятия человеком, так и для настройки музыкальных инструментов, с тем чтобы музыкально-акустическое воздействие могло оказывать благотворное воздействие на организм человека.

Любой музыкальный строй отталкивается от точно определённой высоты какого-либо звука, по которому производится настройка музыкальных инструментов. Для воспроизведения звука эталонной высоты пользуются камертоном, который был изобретен в 1711 г. придворным трубачом английской королевы Елизаветы Джоном Шором.

Справка

Камертон (нем. Kammerton, от Ka m mer - комната и Тоn - звук) - источник звука, представляющий собой изогнутый и закреплённый посредине металлич. стержень, концы которого могут свободно колебаться. Служит эталоном высоты при настройке муз. инструментов и в пении.
«Музыкальная энциклопедия», гл. ред. Ю. В. Келдыш - М. : Советская энциклопедия: Советский композитор, 1973—1982

Интересно, что с момента изобретения камертона его частота неоднократно менялась и могла существенно отличаться от принятого в настоящее время эталона вплоть до целого тона в зависимости от того, для каких целей она применялась. Так, для настройки хора могла использоваться одна частота, для настройки органа другая, для исполнения старинной музыки третья, для исполнения академической музыки четвёртая и т.д. Вот примеры некоторых частот, на которые в разное время настраивались камертоны, которые приводит доктор искусствоведения, учёный-акустик и музыковед Гарбузов Николай Александрович:

419,9 Гц - частота самого первого камертона, изобретённого Джоном Шором, 1711 г.;

422,5 Гц - частота камертона, которую применял Георг Фридрих Гендель, 1741 г.;

423,2 Гц - частота камертона во времена Вебера, ок. 1815 г.;

435 Гц - частота камертона в Дрезденской опере, 1826 г.;

453 Гц - частота камертона в Парижской опере, 1841 г.;

456 Гц - частота камертона в Венской опере, ок. 1841 г.;

435 Гц - принят Международный эталон на конференции в Вене, 1885 г.;

439 Гц - частота камертона в Англии;
440 Гц - частота принята Национальным бюро стандартов США, 1825 г. .

Каких-либо письменных свидетельств или упоминаний о том, что та или иная частота настройки камертона является более правильной, опирающейся на некий теоретический трактат или старинный источник, не сохранилось, поэтому можно предположить, что столь значительный разброс частот для настройки камертона был вызван скорее всего неосознанным выбором музыкантов, связанным с особенностями музыкальных инструментов и удобством для исполнителей.

Вместе с тем приведённые выше частоты настройки камертона близки к октавным образам частот сидерических или синодических периодов обращения планет, что вряд ли можно считать случайным совпадением, на что обращает внимание Буданов Владимир Григорьевич, автор оригинального метода ритмокаскадов, используемого для описания развития сложных систем и синергетической теории гармонии.

Так, частота первого камертона, предложенного Шором - 419,9 Гц, с точностью 0,3% (5 центов) совпадает с синодической частотой Луны. В 1741 г. Гендель применял частоту 422,5 Гц, что с точностью до 0,05% (0,8 цента) совпадает с сидерической частотой Нептуна. Вебер использовал 423,2 Гц, что отличается от частоты Нептуна всего на 4 цента. Применяемый в Дрезденской опере камертон, настроенный на 435 Гц, с точностью 7 центов совпадал с частотой пульсаций Солнечной магнитосферы. В 1841 г. в Парижской опере принята частота 453 Гц, а в Венской - 456 Гц, что отличается не более чем на 5 центов от сидерического периода Луны и среднего периода суток Солнца. Интересно, что погрешность в 5 центов при различении высоты двух близких частот, воспроизведённых последовательно одна за другой, обычный музыкант не слышит, а 10 центов не различает средний слушатель .

Справка

Сидерический период - промежуток времени, в течение которого небесное тело совершает полный оборот вокруг главного тела по отношению к далёким звёздам (гелиосистема).
Синодический период - промежуток времени между двумя последовательными соединениями небесного тела при наблюдении с Земли (геосистема).

В настоящее время в качестве стандарта для настройки камертона принята нота А4 (Ля 1-й октавы) с частотой звучания 440 Гц. Данный стандарт был установлен на Лондонской конференции по стандартизации (ISA) в 1939 г. и утверждён Международной организацией по стандартизации (ISO) в 1953 г. В дальнейшем стандарт был подтверждён этой же организацией в 1975 г. под номером ISO 16:1975 .

Тем не менее, несмотря на утверждённый стандарт настройки камертона, по-прежнему можно встретить и другие мнения по поводу частоты его настройки. В частности, существуют сторонники настройки музыкальных инструментов на частоту 432 Гц и некоторые другие частоты, которые, как они утверждают, использовались во времена средневековья и даже античности. Однако, по причине отсутствия убедительных доказательств или обоснования подобных утверждений, все они не могут восприниматься всерьёз. Сказанное в равной степени относится и к утверждённому в 1939 году стандарту настройки камертона на частоту 440 Гц, поскольку не приводится каких-либо аргументов или расчётов в пользу того, почему именно данная частота должна являться эталоном для настройки камертона, во всяком случае подобные аргументы встретить не удалось.

В результате естественным образом возникает вопрос - какой всё-таки должна быть частота настройки камертона, чтобы музыкально-акустическое воздействие могло способствовать восстановлению утраченного человеком равновесия, гармонии и исцелению от недугов, оказывая на организм человека положительное воздействие в целом? Может ли подобная частота быть обоснована и рассчитана математически?

Для того, чтобы можно было ответить на подобные вопросы, необходимо двигаться от общего к частному, опираясь на значимые для человека ритмические процессы, в которые каждый из нас незримо вовлечён. Так как для нас родным домом является Земля, то среди множества внешних ритмов, в которые вовлечён человек, наиболее значимыми являются ритмы, связанные с нашей Землёй - это суточный и годовой ритмы. Именно эти две основные единицы - сутки и год естественным образом предложены нам самой Природой.

Действительно, в соответствии с суточным ритмом чередуется режим бодрствования и сна, работы и отдыха, происходят непрерывные изменения на микроуровне и на уровне различных органов и систем организма человека: меняется кровяное давление, частота дыхания, температура тела, работоспособность и т.д.

Годовой ритм незримо влияет на ход биосферных процессов на планете, в соответствии с которыми происходят сезонные изменения климатических условий, структурная перестройка процессов развития всех живых систем, изменение сезонной активности органов, происходит регуляция процессов адаптации, поддержание гомеостаза и динамического равновесия, изменение уровня психической возбудимости, светочувствительности глаз и т.д.

Очевидным подтверждением практической значимости для человека именно суточного и годового ритмов Земли, среди прочих других внешних ритмов, является создание и повсеместное использование человеком с глубокой древности различных устройств и объектов.

Сначала в качестве примеров рассмотрим несколько инструментов, использование которых связано с суточным ритмом. Для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в древности использовались солнечные часы. На Рис.1 представлены солнечные часы, обнаруженные в Египте учёными Базельского университета у входа в одну из гробниц Долины Царей, возраст которых оценивается в 3300 лет. Часы представляют собой известняковый диск размером с блюдце. Углубление в центре диска служило для фиксации деревянного или металлического стержня, тень от которого позволяла узнавать время.

На Рис.2 показаны каменные солнечные часы, которые были найдены в начале прошлого века недалеко от поселения Мадаин Салих (древнее название Хегра) в Саудовской Аравии. Их возраст оценивается минимум в 2500 лет. В настоящий момент эти солнечные часы хранятся в Стамбульском Археологическом Музее, в коллекции Музея Древнего Востока.

В настоящее время с целью определения текущего времени суток применяются хорошо знакомые каждому из нас механические или электронные часы (Рис.3).

Рис.1 Рис.2 Рис.3

Что касается годового ритма, то для того, чтобы можно было собственный ритм жизни человека вписать в годовой ритм, необходим календарь. Календарь - это упорядоченная система счёта дней, которая должна учитывать годовую периодичность природных явлений. С помощью календаря возможно деление года на удобные периодические интервалы времени, что позволяет фиксировать важные для человека события и измерять различные временные интервалы. Календарь, как инструмент планирования, имеет огромную практическую ценность для земледельцев и деловых людей, с его помощью можно также в нужный момент провести сонастройку внутренних биоритмов с важнейшими для человека внешними ритмами, а также решать множество других задач.

Привязка к ключевым датам связанным с годовым ритмом, которые имели важное значение для древних - зимние и летние солнцестояния и весенние и осенние равноденствия, в древности осуществлялась с помощью особым образом ориентированных на местности сооружений и календарей различного типа.

В качестве примера рассмотрим мегалитический комплекс Ньюгрейндж (Newgrange) в Ирландии, возраст которого оценивается примерно в 5-6 тысяч лет (Рис.4). Его особенностью является то, что внутри данного комплекса имеется узкий каменный коридор, который ориентирован на юго-восток, точно на место восхода Солнца в день зимнего солнцестояния, поэтому только в период с 19 по 23 декабря лучи восходящего Солнца могут проникнуть в каменный коридор через небольшое окно, расположенное над входом и осветить внутреннюю камеру в конце коридора.

Ещё одним из интересных примеров сооружений, с помощью которого осуществлялась привязка к важнейшим дата в течение года, является ступенчатая пирамида Кукулькана, расположенная на полуострове Юкатан, Мексика. В дни весеннего и осеннего равноденствий приблизительно в три часа дня лучи Солнца освещают западную балюстраду главной лестницы пирамиды таким образом, что свет и тень образуют изображение семи равнобедренных треугольников, составляющих тело тридцатисемиметровой змеи, «ползущей» по мере передвижения Солнца к собственной голове, вырезанной в основании лестницы. В дни зимнего и летнего солнцестояния пирамида делится светом и тенью точно пополам (Рис.5).

На Рис.6 представлен 12-ти месячный календарь на каменной плите, найденный в Риме. В центре календаря помещены изображения знаков зодиака, а справа и слева - обозначения чисел месяцев. В верхней части календаря расположены фигуры богов, которым посвящены дни недели.

Рис.4 Рис.5 Рис.6

Жизнь в согласии с октавными образами ритмов земного года и суток является естественным и органичным для людей, живущих в непосредственном контакте с природой, благодаря чему человек уподобляется и сливается с природой через её ритм, реализуя антропокосмическое единство.

Так, бушмены из пустыни Калахари отмечают праздник медоеда, который длится несколько дней. Французских антропологов поразила сверхвысокая стабильность ритма — 0,641 сек, который с точностью до 3% совпадает с октавным ритмом земных суток (в ритмах такая неточность неразличима обычным человеком). В монастыре города Дхарамсала (Dharamsala) на севере Индии, в ритуальных песнопениях отслеживается постоянный ритм 0,472 сек, что с точностью 0,4% совпадает с годовым ритмом Земли. В Непале, во время богослужения касты Невари, один ритм периода 0,471 сек с точностью 0,1% совпадает с частотой годового ритма Земли. Другой ритм 0,325 сек совпадает с точностью 1,3% с частотой земных суток .

Приведённые примеры свидетельствуют о том, что человек с глубокой древности знал о важности синхронизации собственного ритма жизни с ритмами Земли:

  1. с суточным ритмом;
  2. с годовым ритмом.

Поскольку суточный ритм протекает на фоне годового ритма, то годовой ритм является наиболее важным для человека. Следовательно,

Чтобы определить частоту камертона, необходимо сначала рассчитать частоту годового ритма Земли. Частота годового ритма Земли определяется на основании продолжительности звёздного года (сидерический период обращения), это промежуток времени, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца относительно звёзд, округлённо: 365 суток, 6 часов, 9 минут, 9,98 секунды и составляет 3,16 ×10 -8 Гц. Данная частота является слишком низкой и поэтому является не слышимой для человека.

Однако, используя октавный принцип, можно за счёт последовательного умножения полученной частоты по степеням двойки получить резонансно связанную с ней, но уже слышимую человеком частоту годового ритма Земли. Поэтому, поднимая полученную частоту на 32 октавы, получим резонансно связанную с ней, но уже слышимую человеком частоту 136,096 Гц (округлённо 136,1 Гц), которая близка к ноте «До-диез» малой октавы звукоряда музыкальной системы (138,59 Гц).

Справка

Октавный принцип - один из фундаментальных принципов, благодаря которому возможно посредством увеличения или уменьшения частот соединение воедино объектов в различных пространственно-временных масштабах. Используя октавный принцип можно за счёт последовательного умножения исходной частоты по степеням двойки трансформировать неслышимую частоту в слышимую, резонансно связанную с исходной частотой.

Использование акустического типа воздействия позволяет благодаря явлению резонанса оказывать выраженное и многостороннее воздействие практически на все функции в теле человека (кровообращение, пищеварение, дыхание, внутреннюю секрецию, деятельность нервной системы, мозга и т.д.), а также на эмоциональную сферу и духовное развитие.

Наши Предки знали об этом, поэтому подобные звуки, резонансно связанные со значимыми для человека частотами, считались священными, потому что с их помощью возможно поддержание жизненной энергии, преображение внутреннего мира человека и влияние на внешнюю действительность.

Связанный с годовым ритмом Земли звук известен с глубокой древности. В Индии, например, существовало учение о высшем звуке «Нада-Брахман», являющимся зародышем всего мироздания. В своём первичном состоянии он не проявлен, затем развёртывается в видимый мир, представляя из себя вибрации той или иной высоты. В индийской музыке это очень важный басовый тон, который называется «sadja» или «отец для других», именно он является лейтмотивом всего музыкального произведения.

Другим примером использования данного звука, считающегося самым священным звуком в индуистской и ведической традиции, является древняя традиция пения мантры «ОМ». В соответствии с ведическим наследием считается, что звук «ОМ» был первым, давшим начало воспринимаемой нами Вселенной, поэтому он произносится в начале священных текстов, мантр и медитаций .

При пении мантры «ОМ» происходит перенастройка организма человека, проясняется ум, устраняются препятствия на пути духовного роста, человек естественным образом раскрывается и через переживание подобного состояния получает возможность обрести новый для себя опыт. «Жаждущие просветления должны вдуматься в звук и смысл ОМ» (Дхьянбинду-упанишада).

Рис.7

При этом большое значение имеет не только сама по себе мантра «ОМ», её вибрационные характеристики и внутреннее душевное состояние исполнителя, но и правильность её вокального исполнения. Только при соблюдении данного условия возможно достижение реального исцеляющего воздействия на организм человека, поэтому всем тем, кто желает научиться правильно петь мантру «ОМ», необходимо либо найти настоящего Учителя, являющегося носителем Традиции, который мог бы научить правильно её исполнять, либо можно посетить выставочный зал «Колокола Руси» в Сергиевом Посаде, где находится басовое било «Голос Земли», точно настроенное на частоту священного звука «ОМ» (Рис.7).

Басовое било «Голос Земли» является простым в применении и удивительным по своим возможностям инструментом. С его помощью можно не только научиться правильному вокальному исполнению мантры «ОМ», но и решать широкий спектр задач, включая как восстановление здоровья человека, так и оказание реальной помощи всем тем, кто избрал для себя Путь саморазвития, раскрытия имеющегося потенциала, преображения себя и окружающего мира.

Окружающий нас мир в своей основе прост, красив и гармоничен. Гармония Мироздания выражается в первую очередь в октавной, музыкальной организации его структуры. Открытый в глубокой древности принцип октавного подобия, то есть фрактальности оси частот, перенесенный на всю Вселенную, констатирует наличие в ней определяющего главного принципа развития материи не только и не столько как механического движения, сколько как информационного процесса, сохраняющего структуру (информацию) .

Так как для человека наиболее значимым является звук, связанный с годовым ритмом Земли, который находится в промежутке между нотами «До» и «До-диез», то именно с ноты «До» начинается октава - музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет два к одному, то есть верхний звук имеет вдвое большую частоту колебаний, чем нижний звук.

Соответственно, если поднять известную нам частоту годового ритма Земли на 33 октавы, то получим октавный образ резонансно связанной с ней частоты на уровне первой октавы 272,19 Гц , а вдвое большая частота составит 544,38 Гц , что и составит октаву, частоты которой резонансно связаны с годовым ритмом Земли.

Можно отметить определённую близость принятого в настоящее время диапазона частот звукоряда музыкальной системы к диапазону частот, резонансно связанных с годовым ритмом Земли. Если рассмотреть в качестве примера первую октаву звукоряда музыкальной системы, включающую в себя звуки с частотами от 261,63 Гц до 523,25 Гц, то в сравнении с диапазоном частот, резонансно связанных с годовым ритмом Земли - от 272,19 Гц до 544,38 Гц, разница составит соответственно 10,56 Гц и 21,13 Гц.

Столь большая разница в частотах не позволяет провести синхронизацию слушателя с годовым ритмом Земли, поэтому принятый в настоящее время звукоряд музыкальной системы не способен оказать должного положительного воздействия на здоровье человека. Так как для нас представляет интерес именно достижение положительного эффекта на здоровье человека при оказании музыкально-акустического воздействия, то для дальнейших рассуждений будем рассматривать диапазон частот, резонансно связанный с годовым ритмом Земли.

Известно, что одним из фундаментальных принципов построения живой материи является принцип Золотой пропорции. При математическом делении диапазона частот 272,19 Гц - 544,38 Гц, резонансно связанных с годовым ритмом Земли в Золотой пропорции (в отношении 61,8 % и 38,2 %), получаем частоту 440,4 Гц (Рис.8).

Следовательно, использование частоты 440,4 Гц, равно как и её октавных образов, будет способствовать как для человека, так и для всего живого на нашей планете восстановлению гармонии и устранению имеющейся в организме разбалансировки, а также привнесению упорядоченности в работу органов и систем и переводу организма в оптимальный режим функционирования.

Принятая в настоящее время в качестве стандарта частота настройки камертона 440 Гц практически совпадает с частотой 440,4 Гц, полученной в результате деления резонансно связанных с годовым ритмом Земли частот на уровне первой октавы в отношении Золотой пропорции. Поэтому среди разных используемых ранее и предлагаемых в настоящее время частот для настройки камертона, частота 440 Гц наилучшим образом подходит в качестве стандарта для настройки камертона . Имеющаяся погрешность при этом составляет 0,4 Гц, т.е. всего 0,095% или 0,77 центов, что неразличимо для слуха человека. Строго говоря, камертон правильнее было бы настраивать точно на частоту 440,4 Гц, однако на практике это влечёт за собой усложнение процесса изготовления камертона и осуществления в дальнейшем контроля за точностью его настройки.

Данное обоснование расчёта частоты камертона для планеты Земля было представлено автором данной статьи в докладе «Методы аудиостимуляции эндорфинергических механизмов мозга» , прозвучавшего 23 марта 2017 г. в рамках проведения 2-й научной конференции «Строение, история и экология Земли: от древних знаний до технологий будущего», которая проходила в Международном независимом эколого-политологическом университете, г. Москва .

Приведённые рассуждения могут представлять интерес с познавательной точки зрения, однако для того, чтобы можно было убедиться в их справедливости необходимы примеры, подтверждающие факт использования человеком частоты 440,4 Гц или её октавных образов в древности, а также примеры их позитивного воздействия на организм человека. И такие примеры действительно существуют.

Прежде всего, можно обратить внимание на некоторые древние сооружения, сохранившиеся до наших дней. Например, курган Уэйлендз-Смайти (Wayland"s Smithy), построенный около 2800 г. до н.э. и который находится в Беркшире (Berkshire), графстве на юге Англии. Он представляет собой длинный земляной курган с выложенным из камня 6-ти метровым коридором, который заканчивается крестообразной камерой (Рис.9, 10) .


Рис.9 Рис.10

Ещё одним примером построенного в древности сооружения является уже упоминаемый ранее мегалитический комплекс Ньюгрейндж (Newgrange), который находится в Ирландии, в 40 км к северу от Дублина (Рис.11, 12). Данный комплекс представляет собой большой курган высотой 13,5 метров и диаметром 85 метров, внутри которого находится выложенный из камней длинный 19-ти метровый коридор, который заканчивается крестообразной камерой со ступенчатым сводом. Основу камеры составляют вертикально поставленные каменные монолиты весом от 20 до 40 тонн.


Рис.11 Рис.12

Изучение акустических особенностей различных древних сооружений на территории Великобритании и Ирландии, в том числе кургана Уэйлендз-Смайти и мегалитического комплекса Ньюгрейндж, проводилось в 1944 г. исследователями из разных стран в составе группы PEAR (Princeton Engineering Abnormalities Research) под руководством профессора Принстонского Университета Роберта Дж. Яна (Robert G. Jahn).

С этой целью внутри исследуемых сооружений устанавливались громкоговорители, через которые излучался звук разной высоты. При этом подбиралась частота наибольшей интенсивности звуковых вибраций и наиболее громкого звучания. В результате оказалось, что во всех шести исследуемых древних сооружениях , несмотря на то, что они значительно отличались размерами, формой и строительными материалами, во внутренних помещениях отмечался устойчивый сильный резонанс на частотах между 95 Гц и 120 Гц .

Обращает на себя внимание близость полученных резонансных частот помещений в исследуемых сооружениях к частоте 110 Гц, являющейся октавным образом частоты 440,4 Гц на уровне большой октавы (110,1 Гц), что вряд ли может расцениваться как случайное совпадение. Имеющиеся отклонения могут быть объяснены тем, что помещения в данных сооружениях выложены из необработанных камней, что препятствует достижению требуемой точности.

Ещё одним примером из числа сохранившихся до наших дней древних сооружений является подземный храм Гипогей Хал-Сафлиени на острове Мальта (Hal-Saflieni Hypogeum), возраст которого оценивается примерно в 5-6 тысяч лет. На втором подземном уровне данного храма находится «Палата Оракула» (The Oracle Room) с маленькой овальной нишей, расположенной на высоте лица. При произнесении в неё слов низким мужским голосом, звуки начинают резонировать сильным эхом по всему помещению храма (Рис.13, 14).


Рис.13 Рис.14

При проведении акустических исследований мальтийским композитором Рубеном Зарой (Ruben Zahra) совместно с исследовательской группой из Италии было установлено, что звук в Палате Оракула резонирует на частоте 110 Гц. Обращает на себя внимание её практически полное совпадение с октавным образом частоты, соответствующей Золотой пропорции на уровне большой октавы (110,1 Гц).

Достижение столь высокой точности стало возможным благодаря сочетанию двух факторов - умелому проектированию самого помещения с целью достижения заданных акустических свойств, а также благодаря тому, что оно вырубалось в известняке, а не выкладывалось из камней, как в случае с курганом Уэйлендз-Смайти (Рис. 15) или мегалитическим комплексом Ньюгрейндж (Рис. 16), а значит была возможность обработки поверхностей с требуемой точностью (Рис. 17).

Рис.15 Рис.16 Рис.17

Затем исследования продолжили специалисты в области медицины, которые пришли к выводу, что частота 110 Гц способна оказывать особое воздействие на психоэмоциональное состояние человека и позволяет выйти за рамки привычной реальности.

Так, Линда Инеикс (Linda Eneix), президент Фонда OTSF (Old Temples Study Foundation) из Флориды, при проведении исследований с помощью электроэнцефалографии обнаружила, что при воздействии звуковой вибрации с частотой 110 Гц происходит резкое изменение характера активности в префронтальной коре головного мозга, что приводит к частичному отключению языкового центра и переходу доминирования от левого полушария к правому, отвечающего за эмоциональность и творчество, а также происходит «включение» области мозга, которая ответственна за настроение, эмпатию и социальное поведение. Если же воздействовать звуковой вибрацией на других частотах, например на частоте 90 Гц или 130 Гц, то подобных резких изменений в активности головного мозга не отмечалось .

Доктор Паоло Дебертолис (Paolo Debertolis) после проведения серии тестов в Единой Клинике по нейрофизиологии в Университете Триеста в Италии (University of Trieste) пришёл к выводу, что активация фронтальной области мозга происходит в частотном диапазоне между 90 Гц и 120 Гц. Только в этом случае во время тестирования у человека возникали идеи и мысли, подобные тем, что обычно возникают во время медитации .

Профессор психиатрии Ян Кук (Ian Cook) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles) и его коллеги в 2008 году опубликовали результаты эксперимента, в котором с помощью ЭЭГ исследовалась местная активность головного мозга под воздействием разных резонансных частот. Результаты исследования показали, что при воздействии частоты 110 Гц паттерны активности префронтальной коры резко смещались, приводя к относительному отключению функционирования языкового центра и доминированию правополушарной деятельности головного мозга .

В связи с этим Николо Бисконти (Niccolo Bisconti) из Университета Сиены в Италии (University of Siena) высказал версию, что «Палата Оракула» в Гипогее специально была спроектирована таким образом, чтобы полученные акустические эффекты могли воздействовать на психику людей.

С момента появления в начале 2013 года в первого плоского колокола, настроенного на частоту 110 Гц, мы накопили определённый опыт его практического применения и обратили внимание на то, что аудиостимуляция головного мозга звуковой вибрацией на частоте 110 Гц приводит к качественному изменению в состоянии активности головного мозга, что фиксируется результатами компьютерной диагностики. При этом человек не только сохраняет полный контроль над собой и способность ясно воспринимать всё происходящее с ним, но и получает возможность выйти за рамки привычной реальности .

Достижение подобного состояния происходит благодаря снижению типичных для бодрствующего состояния бета-ритмов, однако при этом человек продолжает оставаться в сознании. Вместе с тем происходит существенный рост тэта-ритмов, что свидетельствует о выраженном переходе к доминированию правого полушария.

Аудиостимуляция головного мозга звуковой вибрацией на частоте 110 Гц приводит также к значительному снижению дельта-ритмов, что свидетельствует о явном выходе из неосознанного состояния и возвращению сосредоточенности, что достоверно фиксируется инструментально с помощью диагностического комплекса «Лотос» (Рис.18).

Пребывая в подобном состоянии человек сохраняет способность не только ясно воспринимать всё происходящее с ним здесь и сейчас, но и получает возможность доступа к области безсознательного, что позволяет взаимодействовать с окружающим миром и решать множество прикладных задач.

Таким образом, полученные при проведении научных исследований результаты свидетельствуют о том, что:

Не менее интересные результаты были получены доктором медицинских наук, профессором, академиком международной академии информатизации Каструбиным Эдуардом Михайловичем. По результатам проведённых им исследований оказалось, что частоты в диапазоне от 95 Гц до 110 Гц являются наиболее эффективными для стимуляции синтеза мозгом морфиноподобных веществ - эндорфинов, представляющих собой нейромодуляторы, которые оказывают обезболивающее действие, успокаивающе влияют на психику человека и играют значительную роль в снятии стресса.

Ещё одно важное открытие было сделано доктором медицинских наук, профессором Кубанского государственного медицинского университета Савиной Лидией Васильевной. Она определила типичные для здорового человека диапазоны частот, присущие его главным энергетическим зонам, и оказалось, что для сердечного центра характерен диапазон частот 90-110-120 Гц (Савина Л.В., Монография, «Я излучаю», Краснодар, 2001).

В обоих приведённых примерах также обращает на себя внимание близость выявленных при проведении исследований частот к частоте 110,1 Гц, являющейся октавным образом частоты 440,4 Гц. Взаимодействие с подобными частотами естественным образом переводит организм человека в оптимальный режим функционирования, а психоэмоциональное состояние человека в состояние лада и гармонии с окружающим миром.

Возможно, что одной из целей строительства в древности мегалитических комплексов и различных сооружений с подобными акустическими свойствами являлась возможность достижения человеком подобного особого психофизиологического состояния, что имело большую практическую ценность.

1. Рассматривая окружающий мир с позиции волновых процессов можно отметить, что человек, как клеточка огромного Вселенского организма, незримо вовлечён во множество внешних ритмических процессов, наиболее значимым из которых для человека является годовой ритм Земли.

2. Применительно к октавному образу частот, резонансно связанным с годовым ритмом Земли, частота 440,4 Гц являет собой проявление высшего структурного и функционального совершенства, поэтому её использование будет привносить упорядоченность и гармонию в работу органов и систем человеческого организма, способствуя устранению имеющейся разбалансировки и переводу организма в оптимальный режим функционирования.

3. Принятая в настоящее время для настройки камертона частота 440 Гц наилучшим образом подходит в качестве стандарта для настройки камертона. Имеющаяся погрешность в 0,4 Гц является несущественной, так как подобная точность при настройке музыкальных инструментов не требуется.

4. Для того, чтобы музыкально-акустическое воздействие могло оказывать на организм человека положительное воздействие и способствовать исцелению от недугов, необходимо проведение синхронизации частот звукоряда музыкальной системы с резонансно связанными с годовым ритмом Земли частотами.

5. Использование частоты 440 Гц в качестве эталона для настройки камертона и синхронизация звукоряда музыкальной системы с резонансно связанными с годовым ритмом Земли частотами позволит посредством музыкально-акустического воздействия реализовать антропокосмическое единство человека с Природой и обеспечить устойчивость человека как единой и целостной биологической системы, что является одним из важнейших условий поддержания оптимального уровня биоритмической адаптации и сохранения здоровья человека в целом.

Аллен К.У., Астрофизические величины. Справочник, перевод с англ. Х.Ф. Халиуллина под ред. Д.Я. Мартынова, Москва: Мир, 1977. - 446 с.

Еремеев В.Е., Чертёж антропокосмоса. 2-е изд., испр. и доп. М.: АСМ, 1993. -384 с.

Кулинкович А.Е., Кулинкович В.Е. Гармония Вселенной.
http://www.ka2.ru/nauka/kulinkovich_3.html

Дорошкевич А.Н., «Методы аудиостимуляции эндорфинергических механизмов мозга», 2-я научная конференция «Строение, история и экология Земли: от древних знаний до технологий будущего»,МНЭПУ, 23.03.2017, г. Москва,
https://www.youtube.com/watch?v=Uqym1MKNb_4

Wayland"s Smithy, Neolithic Chambered Long Barrow,
http://www.stone-circles.org.uk/stone/wayland.htm

Jahn, Robert G., Acoustical Resonances of Assorted Ancient Structures, Technical Report PEAR. 95002, Princeton University, March 1995

Linda Eneix, The Ancient Architects of Sound , Popular Archaeology Magazine, Vol. 6, March 2012.
http://popular-archaeology.com/issue/march-2012/article/the-ancient-architects-of-sound

Paolo Debertolis, Department of Medical Sciences University of Trieste (Italy), Systems of acoustic resonance at ancient sites and related brain activity,
http://www.sbresearchgroup.eu/Immagini/Systems_of_acoustic_resonance_in_the_ancient_sites_and_related_brain_activity.pdf

Кук И.А., UCLA, Фонд OTSF (Old Temples Study Foundation), «Время и мышление», 2008

Дорошкевич А.Н., 110 Гц - ключ к переходу в особое состояние,

Стандартный камертон издаёт звук ля 1-й октавы частотой 440 Гц. В исполнительской практике применяется для настройки музыкальных инструментов . При пении хора а капелла (то есть без инструментального сопровождения) хормейстер находит по камертону и указывает хористам высоту звуков, с которых они начинают своё пение. Устройство камертона может быть различным. Встречаются механические, акустические и электронные камертоны.

История

См. также

  • Тюнер для настройки музыкальных инструментов

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Камертон" в других словарях:

    Камертон … Орфографический словарь-справочник

    - (от лат. camera, и tonus тон). Стальной инструмент, в виде двузубой вилки, посредством которого дают тон певческой капелле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАМЕРТОН от лат. camera, и tonus, тон.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Камертон - Камертон. КАМЕРТОН (немецкое Kammerton), прибор (самозвучащий вибратор), производящий звук, служащий эталоном высоты при настройке музыкальных инструментов, для хорового пения. Стандартная частота тона ля первой октавы 440 Гц. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (немецкое Kammerton), прибор (самозвучащий вибратор), производящий звук, служащий эталоном высоты при настройке музыкальных инструментов, для хорового пения. Стандартная частота тона ля первой октавы 440 Гц … Современная энциклопедия

    - (нем. Kammerton) прибор источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Принята эталонная частота тона ля первой октавы 440 Гц … Большой Энциклопедический словарь

    КАМЕРТОН, камертона, муж. (нем. Kammerton) (муз.). Стальной инструмент в форме вилки, издающий при ударе о твердое тело всегда один и тот же звук, которым пользуются как основным тоном при настраивании инструментов в оркестре, а также в хоровом… … Толковый словарь Ушакова

    КАМЕРТОН, а, муж. Металлический инструмент, издающий при ударе звук, к рый является эталоном высоты при настраивании инструментов, в хоровом пении. | прил. камертонный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «КАМЕРТОН», СССР, ОДЕССКАЯ киностудия, 1979, цв., 115 (тв) мин. Школьный фильм. Девятиклассники разбираются со своими проблемами.Одесский вариант фильмов Д.Асановой.Использованы рисунки Нади Рушевой. В ролях: Елена Шанина (см. ШАНИНА Елена… … Энциклопедия кино

    - (diapason, Stimmgabel, tuning fork) служит для полученияпростого тона постоянной и определенной высоты. В этом заключается еговажное значение и в физике, и в музыке. Приготовляется он обыкновенно изстали и имеет вид вилки с двумя совершенно… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    камертон - а, м. Прибор в виде упругой стальной двузубой вилки, издающей при ударе звук определенной частоты, условный тон для настройки инструментов. [Я] придумал симфонию. Я введу в нее аккорды сотни колоколов, настроенных по различным камертонам (В.… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Камертон , Алексей Петров. Феонин находит наконец халтуру у контрабандистов, перевозящих загадочное вещество камертон. Но готов ли он к тому, что его команда будет состоять из странных существ, которые от скуки сходят…