Михаил махаев. Русские художники. Махаев Михаил Иванович. Смотреть что такое "Махаев, Михаил Иванович" в других словарях

В корпусе Бенуа сейчас выставка «Неизвестный художник. Живопись и скульптура XVII – XIX веков из собрания Русского музея» . На выставке более двухсот работ, а всего в коллекции музея работ неизвестных художников около восьмисот. То, что сейчас представлено на выставке практически никогда не экспонировалось. И вряд ли потом будет.
«Экспозиция построена по тематическому принципу: «Парсуна и портрет петровского времени», «Императорские портреты», «Мундирные портреты», «Детский портрет», «Купеческий портрет», «Портреты духовных лиц», «Портреты и автопортреты художников», «Жанровые полотна, интерьеры, натюрморты», «Историческая живопись», «Аллегорические полотна» «Городской пейзаж»…

«Городской пейзаж» это конечно виды любимого города.
Имена художников, выполнявшие живописные виды Петербурга по гравюрам с рисунков М.И. Махаева, пока не определены. Известно, что какие-то виды выполнялись по заказу президента Академии наук гетмана К.Г. Разумовского в Венеции. Я.Я. Штелин в своих записках сообщает: «Доменико Дадьодо <…> почти ежегодно заказывает привозить из своего отечества <…> значительное число <…> венецианских проспектов <…> Именно через него гетман граф Разумовский заказал написать маслом лучшему ученику Каналетто <…> в Венеции все снятые здесь и гравированные на меди проспекты Петербурга в большом размере». По сведениям Штелина, привезенные картины были размещены в загородном доме Разумовского на Петергофской дороге. Имя автора и количество картин не указаны. Известно, что в мастерской Каналетто работало много живописцев с помощниками и учениками.

Рисунки М.И. Махаева были выполнены с натуры с помощью камеры-обскуры в 1748-1750 годах. Гравировали А.А. Греков, Я.В. Васильев, И.П. Еляков, Г.А. Качалов, Е.Т. Внуков, Е.Г. Виноградов.
Гравюры эти были представлены в прошлом году в Эрмитаже на выставке «Ломоносов и елизаветинское время». Писала об этих гравюрах .

Летний дворец .
Летний дворец Елизаветы Петровны (1741-1744, Ф.Б. Растрелли), великолепное деревянное здание на каменном основании, богато декорированное резьбой и скульптурой. Здесь в сентябре 1754 года родился будущий император Павел I. В конце XVIII века обветшавший дворец разобрали и на его месте построен Михайловский замок.


Вид Невского проспекта от Аничкова моста с домом И.И. Шувалова .
В 1753-1755 годах на участке между Итальянской улицей, Невским проспектом и Фонтанкой архитектором С.И. Чевакинским был построен для И.И. Шувалова дворец со служебными флигелями и садом, изображение которого справа. Слева Аничков дворец (1741-1754, архитекторы М.Г. Земцов, Г.Д. Дмитриев, Ф.Б. Растрелли; впоследствии неоднократно перестраивался).

Биржа и Гостиный двор .
На северной стороне стрелки Васильевского острова, который на протяжении всего XVIII века был центром торговли, находилось несколько Гостиных дворов (не сохранившихся или дошедших до нашей дней перестроенными). «Портовый Гостиный двор» (1723-1735; архитектор Д. Трезини) был первым из них. Рядом Биржа и Таможня, у причала множество кораблей.

Адмиралтейство в Петербурге .
Главное Адмиралтейство (заложено в 1704, перестроено в 1732-1738 И.Г. Коробовым и в 1806-1823 А.Д. Захаровым) – кораблестроительная верфь. Пространство перед Адмиралтейством напоминает о его втором назначении в петровские времена – крепости для защиты от нападения шведов (земляные валы, рвы, существовавшие вплоть до начала XIX века). Образовавшийся перед валами луг слева и справа от Невского проспекта был огорожен и использовался как для военных целей, так и для выпаса скота.

Вид Невского проспекта от Полицейского моста с домом графа А.С. Строганова .
Это со второго варианта гравюры с рисунка М.И. Махаева, который был сделан уже после строительства Строгановского дворца (1752-1754; архитектор Ф.Б. Растрелли).

Проспект вверх по Неве реке между Галерною верфью и 13 линией Васильевского острова .
Изображена Большая Нева в нижнем течении. Слева жилые дома, справа Английская набережная, Ново-Адмиралтейский канал, Галерная верфь (позднее – Адмиралтейский завод). О существовании Галерной верфи на этом месте напоминает название Галерная улица.

Проспект вниз по Неве реке от Невского моста между Исаакиевской церковью и корпусом кадетским .
Большая Нева и деревянный наплавной Исаакиевский мост, соединяющий Васильевский остров с Адмиралтейской стороной (наводился с 1727 года). Слева видна часть первой Исаакиевской церкви (1717-1727, архитектор Г.-И. Маттарнови, разобрана в середине XVIII века), за ней – Английская набережная. Справа Васильевский остров, на переднем плане – дворец А.Д. Меншикова (1710-1720, архитектор Д.-М. Фонтана, И.-Г. Шедель, в 1730-е годы перестроен для Сухопутного Шляхетского корпуса, позднее Первого Кадетского корпуса).

Проспект вниз по Неве реке между Зимним домом и Академию наук .
Изображена Большая Нева, больший из рукавов реки Невы, огибающий с юга Васильевский остров. Справа на набережной Васильевского острова дворец царицы Прасковьи Федоровны. Рядом здание Кунсткамеры (1718-1734; архитектор Г.-И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов). В то время, когда Махаев снимал вид, Кунсткамера была сильно повреждена пожаром 1747 года, нанесшим большой урон зданию и коллекциям музея (в частности пострадала башня). Махаев воссоздал облик здания по чертежам. Слева – третий Зимний дворец (1732-1736; архитектор Ф.Б. Растрелли), за ним Адмиралтейство (1727-1738; архитектор И.К. Коробов), верфь с корпусами строящихся судов. На Неве парусные корабли.

Проспект вверх по Неве реке от Адмиралтейства и Академии наук к востоку .
Представлена самая широкая центральная часть Невы между оконечностью Васильевского острова, Петропавловской крепостью (слева) и Дворцовой набережной. Слева – дворец царицы Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра I Иоанна V (1720-1727; архитектор Г.-И. Маттарнови, Г. Киавери, М.Г. Земцов, разобран в 1826 году). Дальше на небольшом острове каменная Петропавловская крепость и Петропавловский собор (1712-1733; архитектор Д. Трезини). На стрелке Васильевского острова – деревянный помост для фейерверков, левее – деревянная пристань.

Вид Фонтанки в Петербурге . Середина XIX века
Изображен вид Фонтанки, приблизительно от Графского переулка вниз по течению реки. Вдали видны башни и цепи Чернышева моста, за ним ряд таких же мостов (позднее они были перестроены). На Фонтанке – привычные для жителей Петербурга баржи с дровами, плоты; набережные почти безлюдны. Возможно автор запечатлел картину, открывавшуюся из окна его квартиры, расположенной в верхнем этаже здания (рядом виден карниз соседнего дома). Вдли виднеется Троицкий Измайловский собор (1828 – 1835; архитектор В.П. Стасов).

Пейзаж отличается точностью перспективного построения и цветовой достоверностью. Его автор, возможно, не профессионал, но учившийся живописи любитель. В середине XIX века в столице художник-дилетант, посещавший, к примеру, рисовальные классы Академии художеств (билет можно было приобрести на треть года за 9 рублей серебром), - достаточно распространенное явление. Это обстоятельство во многих случаях затрудняет атрибуцию произведений.

Махаев Михаил Иванович (1718-1770) - русский художник, мастер рисунка и гравюры, в особенности архитектурного пейзажа.

Прежде всего отметим, что представленные в гравюрах в большом количестве человеческие фигуры имеют небольшие и даже крохотные размеры и в большинстве случаев не акцентированы, то есть исполнены таким образом, чтобы не отвлекать внимание зрителя от величественных сооружений российской столицы. Но если место стаффажа в общем художественном строе изображений относительно невелико, то его содержательная роль является отнюдь не малой. Во-первых, он соответствует идее, выражаемой автором в каждом отдельном виде, и способствует ее лучшей передаче. Во-вторых, перед нами раскрывается широкая и многогранная панорама жизни в елизаветинскую эпоху.

Петербург в царствование Елизаветы Петровны обычно характеризуется как город, тон в котором задавали почти ежедневные празднества, фейерверки, балы, театральные представления. Так, генерал-фельдмаршал Бурхард Кристоф Миних, которого Елизавета отправила в ссылку, писал в своих мемуарах, что императрица “любила пышность… а русский двор, вследствие введения при нем французскаго языка и изящных обычаев, сделался самым блестящим двором в Европе”. Однако придворная жизнь прямо отражена только в одном виде серии (“Проспект Летняго… дому…” - гравюра 10), в других о ней можно судить лишь косвенно — по экипажам у второго и третьего Зимних дворцов. Зато через большинство гравюр альбома проходят две темы — трудовой деятельности (в десяти видах) и военной службы (также в десяти видах из двенадцати).

Гравюра как предмет искусства является результатом работы рисовальщика и резчика. Обозначение характера выполненной работы входит в традиционную композицию листа и помещается под основным изображением у правого и левого полей. Имя Махаева в большинстве случаев стоит после слов «снимал» или «рисовал»: первое обозначает применение камеры-обскуры, а второе — создание самостоятельного творческого рисунка.

Михаил Махаев. Знатнейшие проспекты Петербурга. 1753 год

Махаев Михаил Иванович (ок. 1717, с. Смоленское Верейского уезда Московской губ. — 25 февраля 1770, Петербург) — художник-перспективист, рисовальщик, гравер, крупнейший мастер городского пейзажа середины XVIII века в России. Автор архитектурных работ в Ярославском крае.

Сын священника. Одиннадцати лет был определен в Адмиралтейскую академию, где обучался математике и навигационному делу. 31 августа 1731 переведен в Академию наук, сначала в инструментальную мастерскую, затем в ландкартно-словорезную палату к мастеру Г. И. Унферцахту. Рисованию учился у О. Эллигера и Б. Тарсиа. С середины 1740-х самостоятельно, «из своей охоты», по книгам, обучается перспективной науке. С 1742 подмастерье ландкартного дела, с 1743 руководит деятельностью ландкартно-словорезной палаты. С 1756 мастер ландкартного дела. С 1760 Махаев впервые называет себя мастером не только« гридорования литер и ландкарт», но и «перспективной науки».

Лучший шрифтовик Академии наук, он выгравировал большое количество карт, чертежей, его рукой выполнены надписи и подписи на десятках гравюр, исполненных в Гравировальной палате Академии наук в 1730−60-е. В 1752 вырезал надписи на серебряной раке Александра Невского, им сделаны надписи на паникадиле Петропавловского собора, на булаве и жезле гетмана К. Г. Разумовского. По заказу двора исполняет многочисленные рукописные тексты для поднесения Императрице, подписывает дипломы академикам, в частности, Вольтеру и Ломоносову.

Основные заслуги Махаева перед русским искусством связаны с развитием жанра пейзажа. В 1753 вышел в свет альбом« План столичного города Санкт-Петербурга с изображением онаго проспектов, изданный трудами Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге». Все 12 листов с видами гравированы с рисунков Махаева, который наряду с И. А. Соколовым был фактически руководителем этого большого труда, явившегося самым значительным произведением Гравировальной палаты Академии наук, кульминацией в ее развитии. Издание альбома стало событием большого исторического и культурного значения, этапным для развития русского пейзажа. В собрании РИАХМЗ хранится правая часть, пожалуй, самого эффектного листа этой серии« Проспект вверх по Неве реке от Адмиралтейства и Академии наук к востоку». Имеется в собрании еще одна гравюра Е. Г. Виноградова, выполненная по рисунку Махаева: «Охотничий павильон в Зверинце в Царском Селе» из серии проспектов окрестностей Петербурга, над которыми Махаев работал в 1755−57.

Имя и творчество Махаева связано также с Ярославским краем. Прочные деловые и родственные(?) отношения связывали его с рыбинским помещиком Николаем Ивановичем Тишининым. Сохранились письма Михаила Ивановича к Тишинину. Из писем становится ясно, что Махаев работал в имении Тишинина Тихвино-Никольское(близ Рыбинска) как архитектор, декоратор и художник, и в целом руководил оформительскими работами. Им были нарисованы и подготовлены к гравированию все архитектурные сооружения усадьбы. В 1767 Екатериной II было предпринято путешествие по Волге, во время которого она сделала остановку в Рыбинске и посетила Тишинина в его имении Тихвино-Никольское. В ознаменование этого события Тишинин заказал Махаеву два рисунка(«иллюминации»), изображающие визит Екатерины II, которые впоследствии он намеревался издать в гравюре(местонахождение неизвестно).

Происхождение:

Из семьи священника

Жанр:

Рисунок и гравюра

Работы на Викискладе

Михаи́л Ива́нович Маха́ев ( -) - российский художник , мастер рисунка и гравюры, в особенности архитектурного пейзажа . Родился в Санкт-Петербурге , в семье священника невысокого сана.

Обучение

Основные работы

  • 1745-1753 гг. - «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших проспектов».
  • 1750-е гг. - серия гравюр «Окрестности Петербурга» - Махаев рисовал по материалам проектов.
  • 1763 г. - серия видов Москвы для коронационного альбома Екатерины II .
  • 1760-е гг. - альбом видов усадьбы Кусково (издан в Париже).

М. И. Махаев
Вид на Фонтанку , 1753
Гравюра.

Гравюра-Петербург-1753-Махаев

Литература

  • Герштейн Ю. Михаил Иванович Махаев, 1718-1770. - М .: Искусство, 1952. - 30 с. - (Массовая библиотека).
  • Малиновский К. В. М. И. Махаев, 1718-1770. - Л. : Художник РСФСР , 1978. - 64 с. - (Массовая библиотечка по искусству). - 30 000 экз.
  • Алексеев М. А. Михайло Махаев: Мастер видового рисунка XVIII века. - СПб: Журнал «Нева», 2003.
  • Малиновский К. В. Петербург в изображении М. И. Махаева. - 2003.
  • Малиновский К. В. Михаил Иванович Махаев. - 2008.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Махаев, Михаил Иванович" в других словарях:

    - (1718 1770), русский рисовальщик и гравёр. Учился и работал главным образом в мастерских петербургской АН (с 1731). Рисовал виды городов (Петербурга, Москвы и их окрестностей), предназначенные для воспроизведения в резцовой гравюре… … Художественная энциклопедия

    Русский рисовальщик и гравёр. Учился и работал главным образом в мастерских Петербургской АН (с 1731). Рисовал виды городов (преимущественно Петербурга, Москвы и их окрестностей), предназначенные для воспроизведения в… … Большая советская энциклопедия

    - (1718 70) российский рисовальщик и гравер. Рисунки (виды Петербурга, Москвы) отличаются документальностью, мастерством построения перспективы и передачи световоздушной среды … Большой Энциклопедический словарь

    Рисовальщик и гравер (1716 1770). Учился (с 1729 г.) в академической школе ландкартному делу и перспективе у живописца Валериани; в 1754 г. был подмастером гривовального художества у Ив. Соколова и Качалова. Из гравюр его известны: два портрета… … Биографический словарь

    - (1718 1770), рисовальщик и гравёр. Учился в «Адмиралтейской школе» (1729 31), в художественной мастерской при АН (1731 35), работал в Ландкартно словорезной палате АН под руководством Дж. Валериани (с 1735). Создал альбом рисунков из 12… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

После съемки с натуры Махаев рисовал каждый проспект по два-три раза начерно у себя в мастерской, затем наиболее удачные варианты возил на просмотр к Валериани, который вносил поправки и указывал, что требовалось доделать. В марте 1751 года Валериани писал в доношении в Академию наук, что не только постоянно руководил съемкой петербургских проспектов и помогал в их завершении, но и сам прилежно работал над ними у себя дома. Важная роль Валериани в изготовлении санктпетербургских проспектов видна и из счетов, представленных Махаевым в канцелярию Академии наук для оплаты расходов, понесенных им при работе над городскими видами. С весны 1749 года в течение двух лет в них постоянно повторяются фразы; «на частые переезды в дом к Г.[осподину] Валер.[иани] для рисования и оттушевывания проспектов», «на частыя и всегдашния переезды в дом к Г.[осподину] Валер.[иани] для отделывания при нем оных проспектов». На этом этапе работы в проспекты вносились придающие им динамичность и декоративность изображения судов и стаффажа. Во время работы над проспектами Махаев неоднократно ездил на Неву зарисовывать с натуры яхты, боты, баржи и другие типы судов, бороздивших невские воды. Однако из-за срочности работы недоставало времени рисовать все корабли с натуры, и он обращается в канцелярию Академии наук с просьбой затребовать в Адмиралтействе и на партикулярной верфи чертежи галер, ботов и других судов для представления их на петербургских проспектах. Махаев неоднократно ездил к Валериани «для поставления судов купеческих» и «поставления фигур человеческих» на проспекты под его руководством. В рисовании стаффажа Махаеву помогал ученик Алексей Греков, в аттестации которого И. А. Соколов в 1752 году написал: «способствует в рисовании малых фигур на проспектах, рисует с живой натуры». В работе над проспектами вместе с Грековым Махееву помогал и другой ученик Иван Лапкин.

На заключительном этапе проспекты окончательно доводились Махаевым с помощью линейки, циркуля и отчасти от руки и проходились тушью, пером и кистью.

Готовые проспекты рассматривались Совещанием по делам художественным, после одобрения которым подписывались Штелином как председателем и Валериани как руководителем работ и передавались в гравировальную палату для гравирования на медных досках. Но на этом работа Махаева над проспектами не заканчивалась. Он принимал участие в их гравировании — наносил основные контуры рисунка на загрунтованную медную доску, которую мастера и подмастерья гравировальной палаты прорабатывали затем резцом. После этого доска травилась «царской водкой» (смесью соляной и азотной кислот), затем грунт смывался, рисунок доводился резцом и делался пробный оттиск, который корректировался, после чего доска исправлялась граверами и делался еще один пробный оттиск. Только после этого доска поступала в ландкартно-словорезную палату, где Махаев с учениками вырезал на ней подписи на русском и французском языках. Махаев придавал большое значение этой работе: «Много ровное письмо красы делает, а худая подпись все и хорошее дурным представит».

М. И. Махаев
Вид Летнего дворца с юга.
1750-е гг. Бумага, тушь, перо, кисть.

Зарисовка проспектов для альбома продолжалась менее двух лет. За это время Махаев выполнил около двадцати видов города, но Совещание по делам художественным одобрило только двенадцать из них.

В июле 1752 года, когда работа над гравюрами уже подходила к концу, вдруг было решено включить в альбом и вид Кронштадта. 16 июля Махаев с двумя учениками — Грековым и Лапкиным и «гезелем Фелтиным» (будущим известным русским архитектором Ю. М. Фельтеном) был послан на неделю в Кронштадт. Там он с учениками зарисовывал «проспект с крепости Кронштадтской гавани и всякому казенному и обывательскому строению», «гезель же Фелтин снимал план и профиль с деревянной модели всему невозделанному каналу и с бассейнами», т. е. новопостроенного кронштадтского дока. Однако спешка не дала результатов. Махаев рапортовал в Академию, что «генерального проспекта от Кронштадта на срочное число делать было не можно». Поэтому количество гравюр в альбоме осталось прежним — двенадцать, из них четыре «генеральных» проспекта в два александрийских листа и восемь «специальных» проспектов в один александрийский лист. Название «александрийский лист» употреблялось в то время для обозначения листа размером приблизительно сорок на шестьдесят пять сантиметров.

Изобразительная летопись города, начатая первым видом Санкт-Петербурга в 1704 году на гравюре П. Пикарта и продолженная в листах А. Ф. Зубова, X. Марселиуса и О. Эллигера, достигает расцвета в рисунках Махаева, традиции которого спустя полвека продолжили в своих живописных работах Ф. Я. Алексеев и Б. Патерсен.

В своих рисунках Махаев создал образ Петербурга того времени, запечатлел архитектурные сооружения, возведенные в столице за пятьдесят лет, о которых столь выразительно сказал М. В. Ломоносов: «Ровную и нискую земли плоскость подостлала натура, как бы нарочно, для помещения гор, рукотворенных для доказания исполинскаго могущества России, ибо хотя нет здесь натуральных возвышений, но здания огромныя вместо их восходят». Петербургские виды Махаева продолжают традицию «прешпектов» петровского времени и являются как бы дополнениями к плану города. Но в середине XVIII века перспектива, оставаясь еще документальной зарисовкой городского вида, уже приобретает черты пейзажа. В работах Махаева появляется новый художественный образ российской столицы, отличный от созданного Зубовым и вместе с тем преемственно с ним связанный. Связь с гравюрами петровского времени сохраняется в широком развороте пространства, в мотиве многочисленных судов на реке. Но в образе Петербурга, созданном Махаевым, видно личное отношение художника к городу, воспевание его красоты. Махаев чувствовал поэзию городского пейзажа и умел ее передать. Это и есть то новое, что отличает рисунки Махаева от изображений Петербурга Зубова. Кроме того, между ними существуют и композиционные отличия, Зубов рисует здания фронтально, точно передавая все особенности архитектуры. Махаев же создает пейзаж города или архитектурного ансамбля. Отдельные постройки он часто рисует с угла, придавая им не только большую пространственность и глубину, но и большее зрительное правдоподобие. Махаев достигает значительных успехов в овладении перспективой. В некоторых рисунках он сдвигает точку схода в сторону от центра (например, «Проспект Биржи и Гостинаго двора вверх по малой Неве реке»), допускает асимметрию в размещении архитектурных масс (например, «Проспект новопостроенных палат против Аничковских ворот»).

По сравнению с гравюрами Зубова Махаев в своих проспектах отводит больше места небу. Вместо картушей или лент с надписями, обычных в листах Зубова, Махаев помещает переданные с помощью отмывок тушью облака, которые теперь не растянуты по плоскости листа, а создают впечатление необъятного простора неба.

В рисунках Махаева мы наблюдаем впервые в русском искусстве попытку передать воздушное пространство смягчением линий и контрастов, света и теней на дальних планах и обобщением архитектурных деталей на удаленных от зрителя зданиях. Если для панорам петровского времени характерна четкая прорисовка предметов переднего плана, то в проспектах Махаева им часто придается, наоборот, силуэтный характер («Проспект вверх по Неве реке от Адмиралтейства и Академии наук к востоку»), как это было распространено в декоративной живописи в середине XVIII века. Такая силуэтность переднего плана усиливает впечатление свето-воздушной среды и способствует передаче раскрывающегося в глубину пространства. Выполненные в легкой, изящной манере, столь соответствовавшей стилю изображаемой барочной архитектуры, рисунки Махаева при переводе в гравюру, к сожалению, становились суше и тяжелее.

Перелистывая альбом, мы как бы совершаем прогулку по Санкт-Петербургу. На проспектах воспроизводится центральная часть города и отдельные замечательные здания. Наиболее застроенными районами были в то время берега Невы. Здесь находилось большинство каменных зданий, выдающихся в архитектурном отношении. И поэтому Нева и ее берега были в центре внимания художника. На реке множество военных и торговых кораблей, снуют бесчисленные лодки, которые служили тогда как транспортное средство для перевозки людей и грузов по Большой и Малой Неве, Фонтанке, Мойке. Изображение набережных оживлено передачей повседневной жизни города: мчатся кареты, скачут курьеры, маршируют солдаты, разносчики предлагают свои товары, фонарщик зажигает фонари у Аничкова моста, дворяне прогуливаются по набережным, простой люд спешит по улицам. Стаффаж не только оживляет проспекты, но и служит средством выявления масштаба построек. Кроме того, он подчеркивает назначение зданий: придворные у Летнего дворца, кареты сановников и курьеры у здания Государственных коллегий, толпа горожан и извозчики у Гостиного двора. В архитектурные пейзажи включены жанровые сцены: парад на лугу перед третьим Зимним дворцом, чтение царского или сенатского указа на площади возле здания Государственных коллегий, выгрузка товаров с кораблей у Гостиного двора, строительные работы на набережных, укладка бревен в штабеля на берегу Фонтанки, выпас коров на лугу перед Адмиралтейством.

Обращение к Петербургу, прославление российской столицы характерно для деятелей русской культуры середины XVIII века. «Распростертыя рядом по главным берегам невским и меньших протоков государственныя и обывательския палаты каким великолепием восхищают зрения, усугубляя красоту в струях спокойных изображением, пересекающимся то от волнения, то от плавающих многочисленных судов разнаго рода, отнимающих любезное мечтание на время, якобы для увеличения приятности и смотрящих жадности. Взойдет кто на высокое здание, увидит, кругом осматривая, якобы плавающия на водах домы, и токмо разделенные прямыми линеями, как бы полки, поставленный урядными строями. При сем каналы, сады, фонтаны, перспективы в самом городе и в увеселительных домах, окрест его лежащих».

Вместе с Ломоносовым и Тредиаковским Махаев воспел красоту Санкт-Петербурга, за несколько десятилетий превратившегося из города-порта, города-крепости в город прекрасных дворцов и парков. Но в рисунках Махаева и гравюрах с них запечатлен не весь город, а только его центральная часть, что объясняется, прежде всего, поставленной перед Махаевым задачей — изобразить «знатнейшие проспекты» Санкт-Петербурга. Пышность и великолепие дворцов оттеняются скромностью окружающих построек. Махаев с документальной точностью передает архитектуру зданий, их формы и пропорции. Гравюры с рисунков Махаева сохранили для нас архитектурный облик многих замечательных, позже исчезнувших или перестроенных петербургских зданий первой половины XVIII века — Летнего, а также второго и третьего Зимних дворцов, каменного Гостиного двора на стрелке Васильевского острова, первоначальный облик Адмиралтейства, Кунсткамеры и Государственных коллегий, еще не полностью застроенной Невской перспективы.

Альбом «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших онаго проспектов изданный трудами императорской Академии Наук и Художеств в Санкт-Петербурге» с планом и двенадцатью видами города был отпечатан в мае 1753 года тиражом сто экземпляров и предназначен «в подарок за море господам послам и посланникам и обретавшимся при чужестранных дворах российским министрам и в королевские тамошние библиотеки», а также для свободной продажи. Его экземпляры были высланы российским послам в Вене, Гааге, Дрездене, посланникам в Варшаве, Гамбурге, Данциге, Копенгагене, Лондоне, Стокгольме и в королевские библиотеки Берлина, Дрездена, Копенгагена, Лондона, Парижа, Стокгольма. Кроме того, по одному экземпляру было выдано бесплатно Махаеву, Соколову, под смотрением которого осуществлялось гравирование проспектов и плана, составителю нового плана Санкт-Петербурга Трускотту и членам Совещания по делам художественным Штелину, Валериани, Гриммелю и Шумахеру. Оставшиеся экземпляры продавались по весьма высокой для того времени цене — десять рублей.

Вышедший альбом пользовался большой популярностью. Первый тираж разошелся очень быстро, и в 1754, 1755 и 1756 годах трижды проводилось дополнительное печатание альбома. С отдельных его листов в России и за границей делались многочисленные живописные и гравированные копии. Эстампы, печатавшиеся с проспектов за границей, имеют подписи на английском, итальянском, испанском и французском языках. Гравюры с видами Петербурга, исполненные с рисунков Махаева, часто использовались в качестве сюжетов для украшения мебели и росписи табакерок.

Работа Махаева и граверов Художественного департамента над видами Петербурга получила всеобщее признание. В указе правительствующего сената от 14 июня 1753 года было отмечено, что российские художники показали высокое мастерство в создании проспектов и деньги на их обучение и жалованье расходовались не напрасно. Авторитет Махаева в Академии наук также растет. Через три года Валериани пишет в аттестате Махаеву: «За такие его полезные труды также и добропорядочное содержание к оказанию ему от канцелярии Академии Наук всякой милости и прибавления жалованья весьма достоин». 28 июня 1756 года ему было присвоено звание мастера. В 1757 году он сменяет Валериани на его посту члена Совещания по делам художественным. В сентябре 1759 года Махаев получил чин прапорщика.


М. И. Махаев
Вид Санкт-Петербурга вниз по Неве реке.
1759-1760 гг.

Бумага, тушь, перо, кисть.
Государственный Русский музей.

После выхода альбома работа Махаева как перспективного рисовальщика не закончилась. В 1753—1757 годах он выполнил семь рисунков для гравюр с изображением Каменного острова по заказу тогдашнего его владельца канцлера Российской империи графа А. П. Бестужева-Рюмина. Запечатленный на гравюрах архитектурный ансамбль был создан в 1740—1750-х годах неизвестным архитектором и до наших дней не сохранился. В 1765 году Каменный остров приобрела Екатерина II, а в 1766—1781 годах на месте прежней усадьбы под наблюдением архитектора Ю. М. Фельтена был построен Каменноостровский дворец.

Точки для съемки каменноостровских проспектов выбирал Штелин. Осенью 1753 года он писал, что ему «потребно... подмастерье Махаев с перспективными его инструментами, да надобна шлюпка, чтоб на ней немедленно к Каменному острову ехать и требуемые два проспекта, выбрав, назначить и приказать оные снять подмастерью Махаеву». Здесь речь идет о первых двух видах, выполненных Махаевым в том же году.

Листы этой серии показывают нам, как выглядели загородные усадьбы российских вельмож в середине XVIII века — нарядный дворец с флигелями, обширным партерным садом вокруг, с построенными в нем павильонами и беседками. Махаев запечатлел в своих рисунках характерные особенности регулярного парка, появившегося в России при Петре I и широко распространенного до 1770-х годов.

В художественном отношении эти проспекты несколько уступают предыдущим работам Махаева. Ощутимо различие в эмоциональном настрое этих листов по сравнению с рассмотренными выше петербургскими проспектами 1748— 1750 годов. Заметная сухость изображения, одинаковая во всех листах симметричность композиции, довольно схематичное изображение растительности — все это наводит на мысль, что Махаев, хотя и добросовестно, но без особого увлечения исполнял эту заказную работу для всесильного вельможи.

В августе 1754 года Махаев начал работу над проспектами окрестностей Санкт-Петербурга. В первый год он снял три проспекта Царского Села. Проспект Царскосельского дворца на двух листах Махаев после съемки на месте рисовал в рабочие часы в Академии наук, а Эрмитаж и Охотничий павильон для скорейшего завершения он отделывал у себя дома в свободное от работы в Академии время — по вечерам и по праздникам. Законченные проспекты были апробированы Совещанием по делам художественным и отданы в гравировальную палату мастеру Соколову. В 1758 году Махаев дополнил и исправил рисунок Царскосельского дворца по окончании в нем строительных и отделочных работ и вновь отдал граверам. Все три гравюры с видами Царского Села были готовы в 1761 году.

В июле 1755 года Махаеву было велено ехать в Петергоф и Ораниенбаум для снятия там проспектов императорских дворцов. Перед отъездом в Ораниенбаум канцелярия Академии дала ему грозную инструкцию: «Ему Махаеву объявить, дабы он при снятии тех проспектов употреблял себя под смотрением господина Валериани в тех местах, где от него показано будет, а в других местах где высочайшее присутствие есть отнюдь не дерзал». Эти два проспекта были закончены к маю 1757 года.

Проспекты летних резиденций русских царей свидетельствуют о мастерстве Махаева в передаче грандиозных по масштабам дворцов («Дворец в Царском Селе», «Проспект Ораниенбаума»), декоративного характера архитектуры и пейзажа («Петергофский дворец», «Эрмитаж») и их гармоничного сочетания между собой («Охотничий павильон в Зверинце»). На заключительном этапе работы над ними, при отделке рисунков Махаев довольно широко пользовался чертежами. В 1756 году в рапорте в Академию наук он писал о том, что ему необходимо «для проспектов скопировать садовые планы, а именно здешнего Летнего, Петергофского, Стрельнинского дворцов и при них фасады палатам, гротам, трельяжам, кашкадам и протчему, чтобы от тех рисунков усмотрено будет к надобности». После снятия вида с помощью камеры-обскуры Махаев дорабатывал рисунок и уточнял его с помощью чертежей и планов, перенося с них отдельные детали. Благодаря такому методу работы, его проспекты отличаются большой точностью в передаче архитектурных деталей изображенных построек.

После выпуска первого альбома с видами Санкт-Петербурга в Академии наук была начата подготовка к выпуску второго альбома с видами российской столицы. Он должен был состоять из девяти проспектов: шести «специальных» — в один александрийский лист — и трех «генеральных» — по два листа каждый. К маю 1757 года Махаев подготовил и Валериани апробировал девять рисунков для альбома.

К сожалению, этот альбом не был издан. Рисунки Махаева были переданы в гравировальную палату, но на сей раз работа там велась очень медленно и осталась незавершенной.


М. И. Махаев
"Старой зимней деревянной дом" (на Невском проспекте).
1761-1762 гг.
Гравюра Ф. Т. Внукова по рисунку М. И. Махаева.
Государственный Эрмитаж.

Кроме гравюр видов Петербурга с рисунков Махаева, сохранились подлинные его рисунки, исполненные пером с отмывкой тушью. Это лишь небольшая часть видов города и окрестностей, исполненных Махаевым. В октябре 1756 года он сообщал в канцелярию Академии наук, что, начиная с 1748 года, им снято более тридцати проспектов Санкт-Петербурга.

Следующую большую серию видов города Махаев нарисовал в июне—августе 1761 года, когда было решено изготовить для семилетнего великого князя Павла Петровича маленький карманный календарь, который должны были украшать гравюры с видами столицы и пригородов. Махаев исполнил двенадцать рисунков с изображением лучших зданий Санкт-Петербурга и его пригородов.

За исключением Большого дворца в Петергофе и двух павильонов (Эрмитажа и Охотничьего павильона в Зверинце) в Царском Селе, эта серия не повторяет проспекты, воспроизведенные в альбоме 1753 года. С рисунков Махаева были исполнены гравюры (9х11,5). Но на следующий год было решено переделать карманный календарь в настенный, поэтому изготовленные проспекты не были использованы.

Все эти работы Махаева показали, что он стал ведущим мастером архитектурного пейзажа в России в середине XVIII века. Его умение точно и грамотно воссоздавать на листе бумаги городские виды и отдельные строения, передавать характер архитектурного пейзажа, вкладывать в него большое эмоциональное содержание высоко ценили другие художники. Так, француз де Белли при создании рисунков к коронационному альбому Екатерины II поставил в контракте условие, чтобы его помощником был назначен Махаев. Поэтому в марте 1763 года тот получил приказ ехать в Москву для исполнения проспектов к подготавливаемому альбому. Но, как писал сам Махаев, он был послан в Москву не только для выполнения рисунков, предназначенных для коронационного альбома Екатерины II, но и для съемки проспектов по заданию Академии наук. Летом он докладывал советнику И. И. Тауберту в Академию наук: «Усердно ищу службу свою показать, для чего во всю С.[вятую] неделю на колокольни и протчие высокие места ходил и ездить стараюсь; как скоро только время чем не препятствует». Во время пребывания в Москве Махаев со своим учеником В. А. Усачевым исполнил восемнадцать проспектов, в том числе, «с апробации статского советника и господина директора Штелина снимал Кремль с трех мест с частью Китая», а также различные постройки в Кремле и в городе с пунктов, которые намечал де Велли. Большое внимание Махаев уделил зарисовкам триумфальных ворот, которые были прекрасными архитектурными памятниками, выдержанными в традициях дворцовой архитектуры середины XVIII века.