Медея Ивановна Фигнер: биография. Фигнеры николай и медея

4 апреля этого года исполнилось 150 лет со дня рождения Солистке Его Императорского Величества Медее Ивановне Фигнер.

Итальянка Амадея Мей Джоваиде, обладательница необыкновенного голоса широкого диапазона тёплого, мягкого тембра с лёгким, завуалированным звучанием верхних нот и бархатным нижним регистром, родилась во Флоренции. Там она обучалась пению в консерватории у лучших специалистов - Ф. Бьянки, Г. Панофки, К. Кароцци-Цукки. В 1875 году Амадея Мей дебютировала в местечке Синалунг близ Флоренции в партии Азучены оперы Джузеппе Верди «Трубадур». Восхищенные слушатели выпустили в зал стаю белых голубей - так на родине оперы принято было приветствовать восходящую звезду.
"Громадное впечатление на меня, помню, произвело напечатанное на афише мое имя… При исполнении известного рассказа Азучены публика мне не дала закончить, раздались оглушительные аплодисменты, и из лож на сцену полетели голуби. Описать словами мое чувство при этом я не берусь… Меня не раз считали испанкой, что, впрочем, не мешало испанцам, когда я шла по улице, бросать передо мной плащи… Как я конфузилась тогда!"

Молодой, и перспективной певице было суждено стать одной из самых выдающихся итальянских примадонн второй половины XIX века… Однако она не подозревала, что спустя 12 лет после своего дебюта она будет первой певицей Российской императорской сцены и числится во всей последующей справочной литературе как «русская певица»…

До этого переломного момента в её жизни Мей поёт на всех ведущих итальянских сценах: в Турине, Модене, Генуе, Ницце, включая миланский «Ла Скала». Исполняет «Гамлета» А. Тома (партия королевы Гертруды), главную партию в «Сафо» Дж. Пачини. Так же выступает в Испании и в Южной Америке в театрах Севильи, Барселоны, Мадрида, Гренады и пр. Дважды, в 1884-м и 1886-м годах, молодая певица совершает многомесячные турне по странам Южной Америке, посещая Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Сан-Пауло. Её партнёрами в то время были Виктор Морель, Франческо Таманьо, Анджело Мазини и Маттиа Баттистини.

Знакомство с Николаем Фигнером состоялось в 1887 году в Болонье, где они вместе пели в «Фаворитке» Г. Доницетти. После этого Николай пригласил её в Петербург. Там она дебютировала партией Валентины в опере «Гугеноты» Мейербера на сцене Мариинского театра.

С обоими был заключен неслыханно выгодный контракт. Достаточно сказать, что если в то время максимальный годовой оклад ведущих солистов Мариинки составлял 12000 рублей, то Николаю Фигнеру "положили" в год 25000, а Медее Мей – 15000 рублей.

И на протяжении четверти века её судьба была связана с этой сценой. Спустя два года Николай Николаевич сделал наконец предложение, и 8 февраля 1889 года состоялось бракосочетание Николая Фигнера и Медеи Мей. Следует сказать, что до этого Николай Николаевич и Медея Ивановна уже имели семьи. Николай Фигнер в девятнадцать лет сгоряча женился на воспитательнице детей своих знакомых – что интересно, опять же итальянке. Ко времени знакомства с Медеей позади был развод и рождение ребенка – дочери, чья фотография всегда стояла на письменном столе Николая Николаевича. У Медеи Мей до брака с Николаем Фигнером было двое детей, которых она оставила ради него.
За шесть лет после свадьбы у супругов Фигнер родились два мальчика и две девочки. Николай Николаевич любил помечтать о том, как, состарясь и оставив сцену, будет ходить в театр на своего любимого "Евгения Онегина" в составе: Онегин – Георгий Фигнер, Ленский – Николай Фигнер, Татьяна – Лидия Фигнер и Ольга – Евгения Фигнер.

Так сложилась «неразделимая чета Фигнер», блиставшая на сцене и в жизни, которой суждено было составить целую эпоху в истории русской оперы. Именно как Медея Фигнер певица войдет в историю русского искусства.

"Еще до моего дебюта я несколько раз слышала новую для меня русскую музыку в опере "Евгений Онегин". Я была очарована изящным, благородным стилем музыки. И, конечно, далека от мысли, что именно эта опера будет первой русской оперой, которую мне придется петь. Мысль о том, что я останусь в России и буду русской певицей, мне и в голову не приходила. Непостижимая судьба сделала милую Россию моей второй отчизной! Когда я приготовила партию Татьяны… я попросила <…> Петра Ильича Чайковского дать мне указания. Он несколько раз прослушал меня, но не сделал мне никаких замечаний и, когда я от этого пришла в отчаяние, сказал, что я именно та Татьяна, которую он всегда желал видеть в олицетворении артистки, и что ему нечего мне указать. Успех превзошел мои ожидания: я была позвана в Царскую ложу и удостоена самого милостивого и ласкового разговора Их Величеств; П.И.Чайковский лично благодарил меня, а пресса дала на другой день самые лестные для меня отзывы".

Певческий репертуар на сцене Мариинского театра Медеи Фигнер был разнообразен: это партия Джоконды в одноименной опере А. Понкьелли, Маргариты из «Мефистофеля» А. Бойто, Дездемоны из вердиевского «Отелло». Она была первой исполнительницей в операх Э.Ф. Направника – первой Мащей в его «Дубровском» и первой Франческой в его же «Франческе да Римини». Фигнер была первой исполнительницей на русской сцене таких партий как Кармен, Брунгильда (во второй опере тетралогии) и Тоска. Партии Мими и Тоски певица готовила под руководством Дж. Пуччини, специально для этого приезжая к нему в Италию. Для изучения вагнеровского репертуара Фигнер неоднократно посещала Байрёйт, Дрезден и Мюнхен. Из опер немецкого гения в ее репертуаре помимо Брунгильды были Елизавета из «Тангейзера», Эльза из «Лоэнгрина» и Брунгильда из «Зигфрида». Среди ее великих партнеров по сцене, помимо уже упомянутых, нужно отметить Федора Шаляпина и Леонида Собинова, Хулиана Гайарре, Франсишку д’Андради, Антонио Тамбурини, позже знаменитого Карузо.

Следует отметить сотрудничество Медеи Фигнер с П.И. Чайковским – она была первой исполнительницей партии Лизы его оперы «Пиковая дама». В одном из писем композитора читаем: «Я имел случай убедиться как Фигнер тонко, верно и чутко понимает всё, что нужно, дабы партия Лизы выдвинулась на первый план – я не могу не желать, чтобы на первом представлении пела Медея». Как пишет П. Вайдман, известный исследователь творчества Чайковского, «для них (Фигнеров – А. М.) и в расчете на вокальные и сценические возможности четы Фигнеров Чайковский писал эти произведения. Сочиняя «Пиковую даму», композитор писал партию Германа применительно к таланту Фигнера. И даже в эскизах оперы нередко вместо имени Германа писал «Фигнер». В последний год жизни Чайковский посвятил Фигнеру свой цикл из 6 романсов, ор.73 (на стихи Ратгауза). На клавире оперы «Пиковая дама» Чайковский сделал дарственную надпись, назвав Н.Фигнера виновником возникновения этой оперы. На премьере, состоявшейся 7 декабря 1890 года, «чары сильного, свежего голоса» М.Фигнер оказывали на всех присутствующих в зале «магическое действие»… 6 декабря 1892 года супруги Фигнер с успехом спели заглавные партии в опере Чайковского «Иоланта».

6 декабря 1894 года Николай Николаевич и Медея Ивановна были всемилостивейше удостоены звания солистов Его Величества – о таком отличии мечтал каждый русский артист.

Талантом артистки восхищались А. Рубинштейн, А. Чехов, А. Бенуа. На сцене Мариинского театра она пела до 1912 года. Покинув сцену, Фигнер продолжала давать концерты, до преклонного возраста сохранив красоту своего неповторимого голоса. После 1912 года Фигнер выступала в опере очень редко, однако последний ее выход на оперную сцену состоялся уже при советской власти, в 1923 году, а 15 ноября 1928 в зале Ленинградской филармонии состоялся последний концерт певицы. После ухода с большой сцены Фигнер сосредоточилась на вокальной педагогике. Она преподавала в 1918-1923 годах в 1-й Петроградской музыкальной школе при Пролеткульте, в 1925-1926 - во 2-м Ленинградском музыкальном государственном техникуме, в 1926-1930 - в Центральном государственном музыкальном техникуме. Записывалась на грампластинки (св. 30 произв.) в Петербурге («Граммофон», 1901; «Колумбия», 1903: «Пате», 1903; РАОГ, 1911) и Москве («Музтрест», 1930).

Однако скоро их совместная жизнь дала трещину. Голос Николая Николаевича поддерживал в форме выписанный из Италии профессор Марти. У него же брала уроки и Медея Ивановна. Профессор был довольно молод, в недавнем прошлом с успехом выступал на оперных сценах. Занятия маэстро со знаменитой ученицей становились все более частыми, продолжительными и увенчались бурным романом. Разразился скандал, давший обильную пищу для слухов и сплетен. Профессор Марти спешно уехал на родину, но ничего исправить уже было нельзя. Отношения между супругами обострились до того, что им стало опасно выступать вместе: однажды в финале оперы "Кармен", в сцене ревности, Николай Николаевич, певший Хозе, всерьез изрезал бутафорским ножом платье и корсет Медеи Ивановны.
В 1903 году отчуждение достигло апогея: она уехала на гастроли в Америку, он – на юг России. Медея Ивановна пишет в мемуарах: "Как печален был мой отъезд! Всех артистов провожали жены, мужья, родные, знакомые, я же уезжала совершенно одинокая, никто не сказал мне прощального привета…" Точку в затянувшейся семейной драме поставила встреча Николая Николаевича, гастролировавшего по российской провинции, с молодой начинающей певицей Рене Радиной. В конце 1904 года состоялся бракоразводный процесс солистов Его Величества. Бывшие муж и жена продолжали находиться во враждебных отношениях, даже втягивали в конфликт детей. Примирил их 1914 год, когда Николай Николаевич и Медея Ивановна провожали на фронт сына. Взявшись за руки, оба плакали. Николай Фигнер-младший вспоминает: "Мама плакала… У меня самого катились из глаз слезы. Что вспомнилось мне в эту минуту? Я вспомнил расцвет их славы в театре".

В 1930-м году Фигнер покидает СССР и обосновывается в Париже, где продолжает педагогическую работу и эпизодически выступает в концертах с исполнением романсов русских композиторов вплоть до начала второй мировой войны. Медея Фигнер прожила удивительно долгую жизнь и скончалась в столице Франции 8 июля 1952 года на 98-м году жизни. За несколько лет до смерти, почти в 90-летнем возрасте, она рассказывала французскому корреспонденту о своих встречах с Петром Ильичом Чайковским и довольно сносно напела несколько строк из арии Иоланты…

Медея Ивановна Фигнер (урождённая Амедея Мей Дзоваиде, итал. Medea Mei-Figner; 4 апреля 1859, по другим сведениям 1858 или 1860, Флоренция - 8 июля 1952, Париж) - итальянская и русская певица (меццо-сопрано). Заслуженная артистка РСФСР.

Жена оперного певца Николая Николаевича Фигнера.

Биография

Родилась в семье бедного итальянского ремесленника. Музыкальное образование получила в Италии, поступив в 14-летнем возрасте во Флорентийскую консерваторию в класс сольного пения Альбино Бьянки, который сперва вырабатывал у неё сопрано и лишь после неудачи стал работать с юной певицей в более свойственном ей диапазоне. Позднее училась у Генриха Панофки, одновременно брала уроки пения у певицы К. Кароцци-Цукки.

В Италии

Впервые выступила в концерте в меццо-сопрановой партии в Реквиеме Джузеппе Верди (1875 г.). До 1877 года выступала в Турине (партия Кармен), Ницце (партия Сафо в одноимённой опере Дж. Пачини), Модене и Генуе. В 1877-1887 гг. с большим успехом гастролировала в Испании (Севилья, Барселона, Мадрид, Гренада), выступала с А.Мазини и М. Баттистини. С 1884 года - в Италии (Милан, Бергамо, Турин, Болонья; в ансамбле с Н. Фигнером пела в опере «Фаворитка» Г.Доницетти. Вместе с Ф. Таманьо гастролировала по Южной Америке.

Обладала сильным, ровным голосом обширного диапазона и мягкого тембра (верхний регистр отличался лёгким звучанием), ярким драматическим темпераментом. Большое внимание уделяла дикции, добиваясь правильного русского произношения. В работе над некоторыми партиями пользовалась советами К. Ферни-Джиральдони.

В России

Весной 1887 года режиссёр Императорской Санкт-Петербургской Русской оперы Г. П. Кондратьев пригласил артистическую пару, ставшую столь популярной в Европе и Америке, выступить на главной оперной сцене России. Прекрасная Медея Мей, партнёрша Николая Фигнера, имела такой же оглушительный успех. Заключённый контракт имел совершенно неслыханные для России гонорары артистам: Медея Мей получила 15 тысяч, а Николай Фигнер - 25 тысяч рублей в год, по сравнению с 12 тысячами рублей в год, которые получали лучшие солисты Императорской Мариинской оперы.

8 февраля 1889 года Медея Мей стала Медеей Ивановной Фигнер и, последующие пятнадцать лет, до развода в 1904 году, «чета Фигнер» украшала собой русскую оперную сцену. Они гастролировали во многих городах - Москве, Киеве, Одессе, Тифлисе, Нижнем Новгороде, Туле, Кишинёве и за границей: в Лондоне(театр «Ковент-Гарден», 1887), Южная Америка (1903, совместно с Э.Карузо), Японии, Берлине. Дважды в год М. И. и Н. Н. Фигнеры давали большие концерты в Петербургском здании Дворянского собрания, сборы от которых шли с благотворительной целью в пользу студенчества.

6 декабря 1894 года Медея Ивановна и Николай Николаевич были удостоены звания Солистов Его Величества.

До 1912 года Медея Мей-Фигнер была солисткой Мариинского театра в Петербурге.

В 1923-1930 годах преподавала в Ленинграде. Была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. 15 ноября 1925 года состоялся последний концерт в зале Ленинградской филармонии. С 1931 года певица жила в Париже. За несколько лет до смерти в интервью французскому журналу, пребывая почти в 90-летнем возрасте, она рассказала о своих встречах с Чайковским, о «Пиковой даме» и даже напела несколько строк из арии Иоланты.

Семья

В Италии певица оставила двоих детей, так же, как и Н. Н. Фигнер оставил своего ребёнка от предыдущего брака. Вскоре после бракосочетания у супругов Фигнер появились два мальчика погодки и с перерывом в два года - две девочки. Повзрослев, маленькие «фигнерята», как их называли, стали появляться в ложе на спектаклях своих именитых родителей. Последние, собираясь на спектакль, распеваясь, непременно интересовались мнением своих детей о голосе, так как считали, что детское восприятие - самое непосредственное и точное.

Творчество

Два года исполняла оперные партии на итальянском языке (партии Валентины - «Гугеноты» Дж. Мейербера; Дездемоны - «Отелло» Дж. Верди; Джоконды - «Джоконда» А. Понкьелли).

М. И. Фигнер была первой исполнительницей партий Лизы («Пиковая Дама»), Иоланты в одноимённой опере Чайковского, а также Кармен («Кармен», Ж.Бизе) на русской сцене. П. И. Чайковский до конца своей жизни оставался поклонником таланта певицы, и есть все основания полагать, что он считал воплощение артисткой ролей Лизы и Иоланты в своих операх близким к совершенству. С 1900 года выступала в вагнеровском стиле, для изучения которого ездила в Байрёйт, Дрезден и Мюнхен. Среди лучших партий следует назвать: Татьяна («Евгений Онегин», П. И. Чайковского, Иоанны («Иоанна да Арк», М. Э. Караффы), Лизы («Пиковая дама», П. И. Чайковского).

Памятные места

В Петербурге чета Фигнер занимала большую и просторную квартиру на углу Литейного проспекта и улицы Бассейной в доме, ранее принадлежавшем А. А. Краевскому, а затем перешедшему в собственность его наследнице - дочери Ольге Андреевне Бильбасовой. В этом доме когда-то жили Н. А. Некрасов, Н. А. Добролюбов, размещались редакции русских журналов «Современник» и «Отечественные записки». Гостями радушных хозяев часто бывали К. С. Станиславский, М. Г. Савина, блестящий премьер Мариинского театра баритон Л. Г. Яковлев.

(1860-04-04 ) Место рождения Дата смерти Годы активности Страна

Италия
Российская империя
СССР
Франция Италия, Российская империя, СССР, Франция

Профессии

оперная и камерная певица

Певческий голос Коллективы Лейблы

«Граммофон», «Колумбия», «Пате», «РАОГ», «Музтрест»

Меде́я Ива́новна Фи́гнер (урождённая Амедея Мей Дзоваиде , итал. Medea Mei-Figner ; , по другим сведениям 4 апреля , Флоренция - 8 июля , Париж) - итальянская и русская певица (меццо-сопрано).

Биография

Родилась в семье бедного итальянского ремесленника. Музыкальное образование получила в Италии , поступив в 14-летнем возрасте во флорентийскую консерваторию на класс сольного пения Ф. Бьянки , затем П. Панофки, одновременно брала уроки пения у певицы К. Кароцци-Цукки.

В Италии

Впервые выступила в концерте в меццо-сопрановой партии в Реквиеме Дж. Верди ( г.). До 1877 года выступала в Турине (партия Кармен), Ницце (партия Сафо в одноименной опере Дж. Пачини), Модене и Генуе. В 1877-1887 гг. с большим успехом гастролировала в Испании(Севилья, Барселона, Мадрид, Гренада), выступала с А.Мазини и М. Баттистини . С 1884 года - в Италии (Милан, Бергамо, Турин, Болонья; в ансамбле с Н. Фигнером пела в опере «Фаворитка» Г.Доницетти . Обладала сильным, ровным голосом обширного диапазона и мягкого тембра (верхний регистр отличался лёгким звучанием), ярким драматическим темпераментом. Большое внимание уделяла дикции, добиваясь правильного русского произношения. В работе над некоторыми партиями пользовалась советами К. Ферни-Джиральдони. Вместе с Ф. Таманьо гастролировала по Южной Америке.

В России

Весной 1887 года режиссер Императорской Санкт-Петербургской Русской оперы Г. П. Кондратьев приглашает артистическую пару, ставшую столь популярной в Европе и Америке, выступить на главной оперной сцене России. Прекрасная Медея Мей, партнёр Николая Фигнера имела такой же оглушительный успех. Заключённый контракт имел совершенно неслыханные для России гонорары артистам: Медея Мей получила 15 тысяч, а Николай Фигнер-25 тысяч рублей в год, по сравнению с двенадцатью тысячами рублей в год, которые получали лучшие солисты Императорской Мариинской оперы .

8 февраля 1889 года Медея Мей стала Медеей Ивановной Фигнер и, последующие пятнадцать лет «чета Фигнер» украшала собой русскую оперную сцену. Гастролировала во многих городах - Москве, Киеве, Одессе , Тифлисе, Нижнем Новгороде, Туле, Кишинёве и за границей: в Лондоне(театр «Ковент-Гарден», 1887), Южная Америка (1903, совместно с Э.Карузо), Японии , Берлине .

6 декабря 1894 года Медея Ивановна и Николай Николаевич были удостоены звания Солистов Его Величества . В 1904 году супруги разошлись и с 1912 года Медея Мей-Фигнер простилась с Императорской сценой. В 1923-1930 годах преподавала в Ленинграде. Удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. 15 ноября 1925 года состоялся последний концерт в зале Лениградской филармонии. С 1931 года певица жила в Париже. За несколько лет до смерти в интервью французскому журналу, пребывая почти в 90-летнем возрасте, она рассказала о своих встречах с Чайковским, о «Пиковой даме» и довольно сносно напела несколько строк из арии Иоланты. Как утверждает ЭСБЕ , «красивый голос и артистическая передача дают ей всегда большой успех ».

Семья

В Италии певица оставила двоих детей, также, как и Н. Н. Фигнер оставил своего ребёнка от предыдущего брака. Вскоре после бракосочетания у супругов Фигнер появились два мальчика погодки и, с перерывом в два года-две девочки. Повзрослев, маленькие «фигнерята», как их называли, стали появляться в ложе на спектаклях своих именитых родителей. Последние, собираясь на спектакль, распеваясь, непременно интересовались мнением своих детей о голосе, так как считали, что детское восприятие-самое непосредственное и точное. Дважды в год М. И. и Н. Н. Фигнеры давали большие концерты в Петербургском здании Дворянского собрания, сборы от которых шли с благотворительной целью в пользу студенчества.

Творчество

Два года исполняла оперные партии на итальянском языке (партии Валентины - «Гугеноты» Дж. Мейербера ; Дездемоны - «Отелло» Дж. Верди ; Джоконды - «Джоконда» А. Понкьелли).

М. И. Фигнер была первой исполнительницей партий Лизы («Пиковая Дама »), Иоланты в одноименной опере Чайковского, а также Кармен («Кармен», Ж.Бизе) на русской сцене. П. И. Чайковский до конца своей жизни оставался поклонником таланта певицы, и есть все основания полагать, что он считал воплощение артисткой ролей Лизы и Иоланты в своих операх близким к совершенству С 1900 года выступала в вагнеровском стиле, для изучения которого ездила в Байрёйт , Дрезден и Мюнхен . Среди лучших партий следует назвать: Татьяна («Евгений Онегин», П. И. Чайковского, Иоанны («Иоанна да Арк», М. Э. Караффы), Лизы («Пиковая дама», П. И. Чайковского).

Памятные места

В Петербурге чета Фигнер занимала большую и просторную квартиру на углу Литейного проспекта и улицы Бассейной в доме, принадлежавшем историку Бильбасову. В этом доме когда-то жили Н. А. Некрасов , Н. А. Добролюбов , размещались редакции русских журналов «Современник» и «Отечественные записки» . Гостями радушных хозяев часто бывали К. С. Станиславский , М. Г. Савина , блестящий премьер Мариинского театра баритон Л. Г. Яковлев .

Примечания

Литература

  • Надир Ширинский. «Боги сцены Россиской Империи». М., 2004. СC. 52-72, ISBN 5-87126-020-9
  • Пружанский А. М. Отечественные певцы 1750-1917. Словарь. . М.: «Композитор» (2000). Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 9 января 2010.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 4 апреля
  • Родившиеся в 1860 году
  • Умершие 8 июля
  • Умершие в 1952 году
  • Оперные певцы и певицы России
  • Оперные певцы и певицы Российской империи
  • Оперные певцы и певицы Италии
  • Академические музыканты России
  • Академические музыканты Италии
  • Заслуженные артисты РСФСР
  • Сопрано
  • Персоналии:Санкт-Петербург
  • Персоналии:Мариинский театр

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Фигнер, Медея Ивановна - (урожд. Амадея Мей Джоваиде; сцен. псевд. Мей) арт. оперы (меццо сопрано, затем драм. сопрано), камерная певица. Засл. арт. Республики (1926). Жена Н. Фигнера. Род. в семье бедного … Большая биографическая энциклопедия
  • - (1859 1952), певица (драматическое сопрано). По происхождению итальянка. Жена Н. Н. Фигнера. Пела в Мариинском театре (1887 1912). Первая исполнительница партий Лизы, Иоланты («Пиковая дама», «Иоланта» П. И. Чайковского) и др. С 1930 жила за… … Энциклопедический словарь

    Фигнер (урождения Мей) Медея Ивановна (4.4.1859, Флоренция, √ 8.7.1952, Париж), русская певица (меццо сопрано), по национальности итальянка. В 1877√87 пела в Италии и др. странах Европы и Юж. Америки. В 1887√1912 солистка Мариинского театра в… … Большая советская энциклопедия

    - (урождённая Мей, итал. Medea Mei Figner; 1860, по другим сведениям 4 апреля 1859, Флоренция 8 июля 1952, Париж) знаменитая русская (сопрано), по происхождению итальянка. Музыкальное образование получила в Италии. Пела на Императорской сцене в… … Википедия

    Медея Ивановна Фигнер (урождённая Мей, итал. Medea Mei Figner; 1860, по другим сведениям 4 апреля 1859, Флоренция 8 июля 1952, Париж) знаменитая русская (сопрано), по происхождению итальянка. Музыкальное образование получила в Италии. Пела на… … Википедия

    Фигнер (урожд. Мей) Медея Ивановна - (1859 1952) оперная артистка, итальянка по происхождению, с 1887 г. жила в России, пела в Мариинском театре. Жена Н. Н. Фигнера (см.) … Словарь литературных типов

    Фамилия. Известные носители: Фигнер, Александр Самойлович (1787 1813) полковник русской армии, отличившийся в войне 1812 года, создатель партизанского (диверсионного) отряда. Фигнер, Медея Ивановна (1860 1952) русская певица (меццо сопрано), жена … Википедия


Скульптурные или живописные изображения выдающихся композиторов нередко украшают здания оперных театров - именно этим известно, например, оформление миланского «Ла Скала», Дворца Гарнье в Париже или Московской частной оперы Мамонтова - Зимина. Но вот портреты певцов - скорее исключение, хотя в барселонском «Лисео» вы можете увидеть Джудитту Пасту, а в Венской опере - Амалию Матерну. Фигнер, одна из немногих, кто удостоился такой чести - в числе самых знаменитых русских певцов прошлого ее мраморный бюст работы Р. Романелли украшает одно из фойе Мариинского театра, на сцене которого примадонна блистала четверть века. Думается, что это не случайно. Любимица императорского дома и петербургской публики Фигнер выступала на первой российской оперной сцене в период ее наивысшего расцвета: империя достигла зенита своего могущества в том числе и в сфере культуры - последнего пика перед тем, как кануть в вечность. И Фигнер была, бесспорно, одной из наиболее ярких звезд той блестящей эпохи.

Итальянка Амадея Мей Джоваиде появилась в России, которой было суждено стать ее второй родиной, в 1887 году. За плечами у 28-летней певицы к тому времени была уже значительная творческая биография, выступления на знаменитых оперных сценах, а среди ее сценических партнеров значились такие легендарные имена как Виктор Морель, Франческо Таманьо, Анджело Мазини и Маттиа Баттистини. За 12 лет карьеры на Западе было спето множество ролей, преимущественно в амплуа меццо-сопрано, покорены родная Италия, Испания и Южная Америка, и все предвещало, что большой, красивый и техничный голос молодой примадонны Мей по праву будет занимать достойное место в огромном списке первоклассных итальянских вокалистов второй половины 19 века. Однако встреча на гастролях в Болонье с русским тенором Николаем Фигнером совершенно изменила жизнь молодой итальянки. В далекой заснеженной России Амадее Мей суждено было стать первой певицей императорской сцены, что означало, с одной стороны, в то время самые высокие в мире гонорары (потому что столько, сколько тратили последние Романовы, на оперу и балет не тратили больше нигде), престиж и уважение, с другой, - встречу с выдающимися деятелями русской музыкальной культуры, находившейся тогда в явном апогее. Но обо всем по порядку.

Будущая звезда музыкального Петербурга появилась на свет в самом сердце Италии, во Флоренции - прекраснейшем из мировых городов. Как указывают все источники, в том числе и собственные воспоминания певицы, происхождения она была самого простого - ее отец был обычным ремесленником, причем не из зажиточных. Однако на обучение дочери пению деньги все-таки нашлись: с 14-летнего возраста Амадея занимается во Флорентийской консерватории у весьма именитых педагогов - Ф. Бьянки, Г. Панофки, К. Кароцци-Цукки. Объемный, большой голос юной Мей, его густой тембр, крепкий нижний регистр стали причиной того, что квалифицирован специалистами он был как меццо-сопрано. Именно в этом амплуа певица будет выступать первые годы своей творческой деятельности. Не вполне верная диагностика, тем не менее, не стала роковой в жизни Мей: благодаря большому диапазону, которым была она награждена от природы, Амадея вполне справлялась с меццовым репертуаром, а полученная школа пения, предостерегавшая даже низкие голоса от чрезмерного использования грудного звучания, позволила, что называется, не «посадить голос на грудь», не отрезать верхний регистр, который, как известно из воспоминаний современников, у певицы был хорош до самого конца ее карьеры.

Дебютировала Мей в родной Флоренции в 1875 году, приняв участие в первом в ее городе исполнении только что написанного Реквиема Дж. Верди. Сценический дебют состоялся тогда же в скромном провинциальном театре в пригороде Флоренции: в Синалунге Мей спела свою первую Азучену. Восхищенные слушатели выпустили в зал стаю белых голубей - так на родине оперы принято было приветствовать восходящую звезду. В родном городе она выступит в оперном спектакле годом позже: на главной флорентийской сцене, в театре «Пергола», Мей примет участие в постановке сверхпопулярного в те годы «Гамлета» А. Тома (партия королевы Гертруды), где ее партнером будет француз Виктор Морель, в будущем - первый исполнитель партий Яго и Фальстафа в мировых премьерах поздних вердиевских шедевров. После признания в родном городе Мей поет на итальянских сценах: в Турине, Модене, Генуе, а также исполняет в Ницце заглавную партию в «Сафо» Дж. Пачини, невероятно популярную в 19 веке оперу. Партия Сафо, кстати, была первой «вылазкой» юной певицы (а ей не было еще и двадцати лет) в сопрановый репертуар.

Помимо Италии, где к 1887 году, переломному в ее жизни, Мей пела на всех ведущих сценах, включая миланский «Ла Скала», значительными вехами ее карьеры были выступления в Испании и в Южной Америке. На Иберийский полуостров в этот период Мей выбиралась не раз, выступая в театрах Севильи, Барселоны, Мадрида, Гренады и пр. Это была, впрочем, обычная практика для итальянских певцов той поры: близкая по культуре романоязычная Испания, не имевшая, тем не менее, собственной значительной оперной традиции, привлекала вокалистов с Аппенин, и также как и в Италии, даже в маленьких театрах Пиренейского королевства можно было услышать выдающихся итальянских певцов. Именно там творческая судьба сводит Мей с корифеями итальянской оперы Анджело Мазини и Маттиа Баттистини. Дважды, в 1884-м и 1886-м годах, молодая певица совершает многомесячные турне по странам Южной Америке, которые в те годы также часто фигурировали в маршрутах итальянских вокалистов, чему способствовало, помимо опять же языковой и культурной близости романоговорящего континента, наличие в странах региона значительной итальянской диаспоры, представители которой, вне зависимости от своего достатка, охотно наполняли каждый вечер большие и малые оперные театры. Мей выступала на сценах Буэнос-Айреса, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Сан-Пауло, именно в одном из латиноамериканских турне ее партнером в нескольких спектаклях был исполинский тенор Франческо Таманьо. В поездках в Латинскую Америку произошел окончательный переход Мей из амплуа меццо на партии драматического сопрано, хотя некоторые меццовые роли она сохраняла в своем репертуаре всю жизнь, например партию Кармен.

С Николаем Фигнером судьба свела Амадею Мей в Болонье: вместе они пели в «Фаворитке» Г. Доницетти, где Мей исполняла заглавную партию (в те годы еще не было обязательного правила исполнять роль Леоноры только меццо-сопрано). Русский тенор способствовал приглашению молодой итальянки в Петербург: вскоре она получила предложение от режиссера Г. Кондратьева спеть Валентину в новой постановке «Гугенотов» Дж. Мейербера на сцене Мариинского театра. Дебют прошел более, чем успешно, и Мей становится штатной солисткой императорской сцены, на которой она выступала до 1912 года. После заключения брака с Фигнером молодая певица берет его фамилию и несколько меняет свое имя - именно как Медея Фигнер она войдет в историю русского искусства. И хотя долгий брак певцов в конечном итоге распадется, Медея будет до конца жизни носить фамилию мужа и выступать под ней в театре и в концертах.

До 1889 года Медея Фигнер исполняла на сцене Маринки только западный репертуар на родном языке (главным образом Валентину, Джоконду в одноименной опере А. Понкьелли, Маргариту из «Мефистофеля» А. Бойто, Дездемону из вердиевского «Отелло»), однако она упорно учила русский, и через два года дебютирует в русском репертуаре в партии Татьяны, которую готовила с самим П. И. Чайковским. Сотрудничество четы Фигнер и великого русского композитора, как известно, было весьма плодотворным: именно супруги стали первыми исполнителями заглавных партий двух последних, таких разных шедевров композитора - «Пиковой дамы» и «Иоланты».

Как пишет Полина Вайдман, известный исследователь творчества Чайковского, «для них (Фигнеров - А. М.) и в расчете на их вокальные и сценические возможности Чайковский писал эти произведения… По воспоминаниям М. Фигнер, занятия с Чайковским были для нее подлинным наслаждением. Композитор же, учитывая пожелания первой исполнительницы, сделал изменения в партии Лизы в соответствии с индивидуальными особенностями ее голоса. Роль Лизы удалась М. Фигнер и в драматическом и в вокальном отношении. На премьере "Пиковой дамы", состоявшейся 7 декабря 1890 года, "чары сильного, свежего голоса" М.Фигнер оказывали на всех присутствующих в зале "магическое действие"… 6 декабря 1892 года супруги Фигнер с успехом спели заглавные партии в опере Чайковского "Иоланта". М. Фигнер столь правдиво воплотила роль слепой девушки, что ей задавали вопрос, не испытала ли она подобного страшного недуга в жизни. 17 и 22 февраля 1894 года супруги Фигнер приняли участие в спектаклях, посвященных памяти П. И. Чайковского, сбор с которых был направлен на сооружение памятника на могиле композитора и в Петербургской консерватории».

Однако не все разделяли трактовку Медеей Фигнер русских партий и русской музыки вообще. Приведем достаточно критическую оценку ее творчества известным отечественным певцом и историком музыкального театра С. Ю. Левиком.

«Медея Фигнер даром национального перевоплощения и проникновения в чужую культуру не обладала. Исполняя в концертах романсы П. И. Чайковского, она уразумела, что их нельзя петь с той пышной страстностью, с какой можно петь итальянский романс Денца или Тости, но не с внутренней взволнованностью и искренней эмоцией пела она их, а сентиментально-слащаво. В ее Татьяне было слишком много черт южного темперамента. В ее словах «Я другому отдана и буду век ему верна» было больше итальянской аффектированности и даже бахвальства, чем искренности и простоты. Правда, сама Медея Фигнер подчеркивала, что Чайковский считал ее именно той Татьяной, которую он всегда хотел видеть на сцене. Однако это плохо вяжется с тем определением, которое Петр Ильич дал своей Татьяне в письме к Н. Ф. фон Мекк от 28 сентября 1883 года. «Татьяна, — писал он, — полная чистой женственной красоты девичья душа... Это мечтательная натура, ищущая смутно идеала». Во внешности, и сценическом поведении Медеи Фигнер такой Татьяны мы не видели. Я не слышал такой Татьяны и в ее пении, хотя я знал, что она проходила партию под руководством самого Чайковского. Не давались Медее Ивановне русская простота, задушевность, та мягкая теплота, которая, возможно, проистекает прежде всего из мечтательности, чистоты натуры и нуждается для своего выражения в абсолютном отсутствии какой бы то ни было аффектированности.

Несколько лучше обстояло у Медеи Фигнер с партией Лизы, но и здесь не было той цельности исполнения, которая была так типична для нее в Валентине (опера Мейербера «Гугеноты») или Джоконде (одноименная опера Понкиелли), где она бывала на большой высоте… Как ни замечательно было вокальное, да и сценическое искусство Медеи Фигнер, она эпохи в русском оперном театре не составила, школы не создала, потомства в виде плеяды выдающихся учеников не оставила. Несомненно, у нее при выдающемся голосе была еще и отличная вокальная школа, которая дала ей возможность не только очень хорошо и много петь, не стесняясь силой и диапазоном любой партии ее репертуара, но и долго сохранять свежесть своего голоса, в частности красоту нижнего грудного регистра».

Помимо опер Чайковского Медея Фигнер была также первой исполнительницей в операх Э. Ф. Направника, к любимым исполнителям которого она относилась. Фигнер была первой Машей в его «Дубровском» и первой Франческой в его же «Франческе да Римини». Огромен и разнообразен был западный репертуар певицы, в котором ей не приходилось собирать критических стрел от русской публики и критики - сплошь одни восторги. Фигнер была первой исполнительницей на русской сцене таких партий как Кармен, Брунгильда (во второй опере тетралогии) и Тоска. О ее Кармен Э. Старк писал: «Верхом совершенства в смысле пластической выразительности, наряду с выразительностью музыкальной, была ее Кармен, но совсем в другом стиле, нежели у Славиной. Ее Кармен была изящна, и в ней не чувствовалась та чисто животная сила страсти, которую подчеркивали сначала Славина, впоследствии Мария Гай». Об этой же работе певицы восторженно писал Игорь Северянин в своем стихотворении «Кармен». Партии Мими и Тоски певица готовила под руководством Дж. Пуччини, специально для этого приезжая к нему в Италию. Для изучения вагнеровского репертуара Фигнер неоднократно ездила в Байрёйт, Дрезден и Мюнхен. Из опер немецкого гения в ее репертуаре помимо Брунгильды были Елизавета из «Тангейзера», Эльза из «Лоэнгрина» и Брунгильда из «Зигфрида».

Двадцать пять лет служении императорской сцене сделали Фигнер практически «заложницей Петербурга»: ее гастроли за рубежом и по России были не часты, поскольку востребованность в столице певицы была крайне велика. Однако она все же изредка пела в Москве, Киеве, Одессе, Тифлисе, Нижнем Новгороде, Туле, Кишиневе, в 1887-м гастролировала на сцене «Ковент-Гарден», в 1903-м совершила еще одно турне по странам Латинской Америки (именно в этом турне ее партнером был великий Карузо), в 1908-м гастролировала в Японии и в Берлине (на сцене «Кролль-оперы»). Среди ее великих партнеров по сцене, помимо уже упомянутых, были Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Хулиан Гайарре, Франсишку д’Андради, Антонио Тамбурини.

Медея Фигнер обладала сильным, ровным голосом обширного диапазона и мягкого тембра (верхний регистр отличался легким звучанием), ярким драматическим темпераментом. Большое внимание певица уделяла дикции, добиваясь правильного русского произношения, что ей в целом удавалось. В работе над некоторыми партиями пользовалась советами известной певицы и вокального педагога, своей соотечественницы Каролины Ферни-Джиральдони, также обосновавшейся в Петербурге.

После 1912 года Фигнер выступала в опере очень редко, однако последний ее выход на оперную сцену состоялся уже при советской власти, в 1923 году, а 15 ноября 1928 в зале Ленинградской филармонии состоялся последний концерт певицы. После ухода с большой сцены Фигнер сосредоточилась на вокальной педагогике. Она преподавала в 1918 — 1923 годах в 1-й Петроградской музыкальной школе при Пролеткульте, в 1925 — 1926 — во 2-м Ленинградском музыкальном государственном техникуме, в 1926 — 1930 — в Центральном государственном музыкальном техникуме. В 1930-м году Фигнер покидает СССР и обосновывается в Париже, где продолжает педагогическую работу и эпизодически выступает в концертах с исполнением романсов русских композиторов вплоть до начала второй мировой войны. Медея Фигнер прожила удивительно долгую жизнь и скончалась в столице Франции 8 июля 1952 года на 98-м году жизни.

В Италии певица оставила двоих детей, также, как и Н. Н. Фигнер оставил своего ребёнка от предыдущего брака. Вскоре после бракосочетания у супругов Фигнер появились два мальчика погодки и, с перерывом в два года-две девочки. Повзрослев, маленькие «фигнерята», как их называли, стали появляться в ложе на спектаклях своих именитых родителей. Последние, собираясь на спектакль, распеваясь, непременно интересовались мнением своих детей о голосе, так как считали, что детское восприятие-самое непосредственное и точное. Дважды в год М. И. и Н. Н. Фигнеры давали большие концерты в Петербургском здании Дворянского собрания, сборы от которых шли с благотворительной целью в пользу студенчества.

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ФИГНЕР (1857-1918) - русский певец (тенор), антрепренер, вокальный педагог. Муж певицы М. И. Фигнер.

МЕДЕЯ ИВАНОВНА ФИГНЕР (урожденная Мей) (1859-1952) - русская певица (сопрано). По национальности итальянка. Солистка Его Императорского Величества. (1894).

Н.Фигнер получил прекрасное образование в кадетском корпусе в Петербурге, по окончании служил во флоте. Непродолжительное время занимался пением в Петербургской консерватории. Продолжил совершенствование вокального мастерства в Италии, где начал сценическую деятельность. В 1887 году, после многократных выступлений на европейских сценах, дебютировал в Мариинском театре в Петербурге в главных партиях в операх "Аида" Верди и "Фауст" Гуно. С 1904 Н.Фигнер пел в частных оперных труппах России, в московском Большом театре, выступал в собственных антрепризах (Нижний Новгород, Тбилиси). В 1910-15 солист, художественный руководитель и директор оперной труппы Петербургского народного дома. В 1891 организовал благотворительный концерт в Петербурге, которым дирижировал П.И.Чайковский. С 1915 занимался педагогической деятельностью, в том числе в Киевской консерватории.

Творческую биографию М.Фигнер составляют две главы: первая связана с Италией, вторая - с Россией. Увлечение пением, театром началось с детства. В 14 лет М.Мей поступает во флорентийскую консерваторию. Через несколько месяцев занятия были прерваны - юная певица потеряла голос, а год спустя вновь предстала перед своим преподавателем. В 16 лет М.Мей дебютировала в партии Азучены ("Трубадур"). Восхищенные слушатели выпустили в зал стаю белых голубей - так на родине оперы принято было приветствовать восходящую звезду. Она с триумфом гастролирует по городам Италии, Испании, в странах Южной Америки, поет в ансамбле с корифеями оперной сцены. Во время гастрольных скитаний М.Мей встретилась с русским певцом Н.Н.Фигнером. В 1887 году она приехала в Петербург, и "непостижимая судьба сделала милую Россию моей второй отчизной", - писала певица. Она покорила театральный Петербург.

Вначале М.Мей выступала под своей девичьей фамилией. В 1889 году, связав свою жизнь с Н.Н.Фигнером, она приняла фамилию мужа. Так сложилась "неразделимая чета Фигнер", блиставшая на сцене и в жизни, которой суждено было составить целую эпоху в истории русской оперы. И, хотя впоследствии брак певцов Фигнер распался, Медея до конца жизни носила фамилию Фигнер, под которой и вошла в историю русской оперы. Заканчивала М.Фигнер сценическую карьеру одна. На сцене Мариинского театра она пела до 1912 года. Покинув сцену, продолжала давать концерты, до преклонного возраста сохранив красоту своего неповторимого голоса. В 30-х годах певица переехала во Францию, где занималась педагогической деятельностью и изредка выступала.

С именами супругов Фигнер связаны две последние оперы Чайковского - "Пиковая дама" и "Иоланта". Они были главными исполнителями, можно сказать для них и в расчете на их вокальные и сцениеческие возможности Чайковский писал эти произведения. Сочиняя "Пиковую даму", композитор писал партию Германа применительно к таланту Фигнера. И даже в эскизах оперы нередко вместо имени Германа писал "Фигнер". В последний год жизни Чайковский посвятил Фигнеру свой цикл из 6 романсов, ор.73 (на стихи Ратгауза). На клавире оперы "Пиковая дама" Чайковский сделал дарственную надпись, назвав Н.Фигнера виновником возникновения этой оперы.

Партии Германа и Лизы разучивались под руководством П.И.Чайковского. Свои впечатления о посещении семьи Фигнер в их имении Лобынское (Тульской губернии) в июле 1890 он изложил в письме к М.И.Чайковскому: "Я вернулся третьего дня вечером из поездки к Фигнеру. Он в восторге от партии, говорит о ней со слезами на глазах - хороший признак! Отчасти партию уже знает, и я убедился, как он умен и понятлив. Все его намерения вполне соответствуют моим желаниям". "Ездил к Фигнеру проходить с ним партию Германа. Он будет великолепен" - писал Чайковский в письме к А.И.Зилоти. По воспоминаниям М.Фигнер, занятия с Чайковским были для нее подлинным наслаждением. Композитор же, учитывая пожелания первой исполнительницы, сделал изменения в партии Лизы в соответствии с индивидуальными особенностями ее голоса. Роль Лизы удалась М.Фигнер и в драматическом и в вокальном отношении. На премьере "Пиковой дамы", состоявшейся 7 декабря 1890 года "чары сильного, свежего голоса" М.Фигнер оказывали на всех присутствующих в зале "магическое действие".

"Направник в управлении оперой, Фигнер в роли Германа превзошли себя и, несомненно, больше всех содействовали громадному успеху оперы", - написал о 1-м представлении "Пиковой дамы" 7 дек. 1890 года М.И.Чайковский.

6 декабря 1892 года супруги Фигнер с успехом спели заглавные партии в опере Чайковского "Иоланта". М.Фигнер столь правдиво воплотила роль слепой девушки, что ей задавали вопрос, не испытала ли она подобного страшного недуга в жизни. 17 и 22 февраля 1894 года супруги Фигнер приняли участие в спектаклях, посвященных памяти П.И.Чайковского, сбор с которых был направлен на сооружение памятника на могиле композитора и в Петербургской консерватории.