Люди эпохи Возрождения. Характерные черты эпохи Возрождения. Деятели эпохи Возрождения: список и достижения Эпоха возрождения знаменитые личности

С определением основных черт связана хронология эпохи Итальянского Возрождения - Ренессанса . Время, в которое названные выше черты едва только проявляются, характеризуется как Предвозрождение (Проторенессанс), или в обозначении названиями столетий - дученто (XIII в.) и треченто (XIV в.). Отрезок времени, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам, прослеживается четко, получила название раннего Возрождения (кватроченто (XV в.). Время, ставшее периодом расцвета идей и принципов итальянской возрожденческой культуры, а также кануном ее кризиса, принято называть высоким Возрождением (чинквеченто (XVI в.).

Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери, живописца Джотто ди Бондоне, поэта, гуманиста Франческо Петрарку, поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо, архитектора Филиппа Брунелески, скульптора Донателло, живописца Мазаччо, гуманиста, писателя Лоренцо Валлу, гуманиста, писателя Пико делла Мирандолу, философа, гуманиста Марсилио Фичино, живописца Сандро Боттичелли, живописца, ученого Леонардо да Винчи, живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротти, живописца Рафаэля Санти и многих других выдающихся личностей.

Четкая ориентация Ренессанса на человека связана с социально-экономическими факторами, в частности с развитием простого товарно-денежного хозяйства. Во многом причиной независимости человека, его нарождавшегося свободомыслия явилась городская культура. Хорошо известно, что средневековые города были сосредоточием мастеров своего дела - людей, покинувших крестьянское хозяйство и полностью полагающих прожить, добывая себе хлеб своим ремеслом. Естественно, что представления о независимом человеке могло сформироваться только среди подобных людей.

Города Италии славились разнообразными ремеслами, кроме того они активно участвовали в транзитной торговле. Очевидно, что в основе развития итальянских городов лежали причины разного характера, но именно городская культура создала новых людей. Однако самоутверждение личности в эпоху Ренессанса не отличалось вульгарно-материалистическим содержанием, а носило духовный характер. Решающее воздействие здесь оказала христианская традиция. Время, в которое жили возрожденцы, действительно заставило их осознать свою значимость, ответственность за самих себя. Но они не перестали еще быть людьми средневековья. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на самих себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности, что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая конечно же, была прерогативой верхов общества.

Ранние гуманисты: поэт-философ Ф.Петрарку (1304-1374), писатель Дж.Боккаччо (1313-1375) - хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучение античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей.

В своей «Исповеди» Петрарку писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом, устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху, прежде всего в апологии красоты мира и человеческого тела, плотской любви.

Художники также стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.

Великий художник Сандро Боттичелли острее других выразил духовное содержание раннего Ренессанса. Его творчество отвечает всем характерным чертам раннего Возрождения. Этот период более чем какой - либо другой, ориентирован на поиск наилучших возможностей в передаче окружающего мира. Именно в это время в большей мере идут разработки в области линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения. Это было связано с перестройкой всей системы художественного видения. По-новому ощущать мир значило по-новому его видеть. И Боттичелли видел его в русле нового времени, однако образы, созданные им, поражают необычайной интимностью внутренних переживаний. В творчестве Боттичелли пленяют нервность линий, порывистость движений, изящество и хрупкость образов, характерное изменение пропорций, выраженное в чрезмерной худощавости и вытянутости фигур, особым образом падающие волосы, характерные движения краев одежды. Иными словами, наряду с отчетливостью линий и рисунка, так чтимых художниками раннего Ренессанса, в творчестве Боттичелли присутствует, как ни у кого другого, глубочайший психологизм. Об этом безоговорочно свидетельствуют картины «Весна» и «Рождение Венеры».

Трагизм мироощущения - несоответствие замысла, грандиозного и великого, результату творчества, прекрасному для современников и потомков, но мучительно недостаточному для самого художника - делает Боттичелли истинным возрожденцем. Трагизм сквозит в тайных душевных движениях, явленных великим мастером в его портретах и даже в печальном лике самой богини красоты Венеры. . Культурология: Учебное пособие для студентов вузов Под ред Г.В. Драча. - Ростов-н-Д: «Феникс», 2003. С. 244.

На судьбу и творчество Боттичелли, равно как и на судьбы многих возрожденцев, повлияла личность Джироламо Савонаролы (1452 - 1498). С одной, достаточно традиционной точки зрения, Савонаролу трудно причислить к деятелям культуры Возрождения. Слишком разнятся его мысли и убеждения с общим стилем ренессансного мировоззрения. С другой, он является истинным представителем этой культуры. Его сочинения имели немалый успех. Он постоянно изобличал пороки аристократии и духовенства. И все же Савонарола был возрожденцем. Истинная вера в Христа, неподкупность, порядочность, глубина мысли свидетельствовали о духовной наполненности его бытия и тем самым делали его истинным представителем культуры Возрождения. Само появление личности Савонаролы подтверждает тот факт, что культура Возрождения, не имея под собой народной основы, затронула лишь верхи общества. Общий стиль ренессансного мышления, модификация религиозного сознания не встретили откликов в душах простого народа, а проповеди Савонаролы и его искренняя вера потрясли его. Именно широкое понимание народа помогло Савонароле, по сути победить гуманистический энтузиазм флорентийцев. Савонарола остается в истории ярким примером возрожденца, но только совсем иного типа, чем гуманисты Ф.Петрарка и Л.Валла или художники Леонардо да Винчи и Рафаэль. А это лишь расширяет представления об удивительной и притягательной культуре Возрождения - беспокойном времени, «когда человек начинает требовать свободы, душа рвет церковные и государственные путы, тело расцветает под тяжелыми одеждами, воля побеждает разум; из могилы средневековья вырываются рядом с самыми высокими помыслами - самые низкие инстинкты», когда «человеческой жизни сообщалось вихревое движение, она закружилась в весеннем хороводе» - как образно охарактеризовал эту культуру А.Блок.

Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом «Декамероне» Бокаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии.

Среди представителей культуры Возрождения есть личности, наиболее полно выразившие черты того или иного его периода.

Крупнейший представитель периода Проторенессанса Данте Алигьери - легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились первые тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед. Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография «Новая жизнь», философский трактат «Пир», трактат «О народном языке», сонеты, канцоны и другие произведения. Но самое, конечно, известное его произведение - это «Комедия» названная потомками Божественной. В ней великий поэт использует привычный для средневековья сюжет, - изображает себя путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю, в сопровождении давно умершего римского поэта Виргилия. Однако, несмотря на далекий от повседневности сюжет, произведение наполнено картинами жизни современной ему Италии и насыщено символическими образами и иносказаниями.

Первое, что характеризует Данте, как человека новой культуры, это его обращение в самом начале творческой жизни к так называемому «новому сладостному стилю» - направлению, полному искренности эмоций, но в то же время углубленного философского содержания. Этот стиль отличается разрешением центральной проблемы средневековой лирики - взаимоотношений «земной» и «небесной» любви. Если религиозная поэзия всегда призывала отказаться от земной любви, а куртуазная, напротив, воспевала земную страсть, то новый сладостный стиль, сохраняя образ земной любви, максимально его одухотворяет: он предстает как доступное человеческому восприятию воплощение Бога. Одухотворенное чувство любви несет с собой радость, чуждую религиозной морали и аскетизму.

Задача приближения к миру вечных сущностей, к божественной идее стоит перед всеми художниками Ренессанса, и тот факт, что Данте тяготеет к символизму, подчеркивает это стремление. У Данте в «Божественной комедии» личностное отношение к грешникам расходится с общепринятыми нормами божественного правосудия. Великий поэт практически переосмысливает средневековую систему грехов и наказания за них. У Данте вызывают сочувствие грешники, осужденные за чувственную любовь. Конечно, так сострадать мог лишь человек новой эпохи, пусть еще только прорисовывавшейся, но уже отличающейся самобытностью и оригинальностью.

Все творчество Данте: и его «Божественная комедия», и его канцоны, сонеты, философские произведения - свидетельствуют о том, что грядет новая эпоха, наполненная неподдельным глубоким интересом к человеку и его жизни. В творчестве Данте и в самой его личности - истоки этой эпохи. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 338.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Валла (1407-1457) и Л. Альберти (1404-1472) считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе: «Благородство, словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не были». Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Период наивысшего культурного и идейного развития стран Европы называют эпохой Возрождения (14-16 века, Ренессанс), а сам термин придумал Новое веяние сменило Средневековье. Это было время развития искусства, торговли, уже зарождалась современная наука, было совершено множество открытий, изобретений. Центром культуры стала Италия. Появилось книгопечатание, что ускорило процесс получения знаний. Основные черты эпохи Возрождения - это светский характер культуры и направленность на деятельность человека и его самого. Возрастает интерес к истории античности, происходит своего рода её возрождение (отсюда и название новой эпохи). В это время Западная Европа захватила лидерство как в науке, технике, так и культуре. Рассмотрим подробнее этот период перемен и творческого взлёта.

Характерные черты эпохи Возрождения

  1. Превознесение человека, преимущественно гуманистическое мировоззрение.
  2. Отрицание привилегий высшего сословия, антифеодализм.
  3. Новое видение Античности, ориентация на это направление.
  4. Подражание природе, предпочтение естественности во всем.
  5. пренебрегали схоластикой и правом (как её разновидностью).
  6. Интеллигенция начинает формироваться в качестве социальной прослойки.
  7. Нравственный нигилизм, религиозный анархизм (дело в том, что люди эпохи Возрождения проповедовали аморальное поведение).


Перемены в обществе

Развивалась торговля, росли города, начали формироваться новые классы в обществе. Рыцари сменились наёмной армией. Из-за началось широкое распространение рабовладения. В Америку и Европу вывезли порядка 12 миллионов негров из Африки. Изменились общественные идеалы и мировоззрение. Образ человека в эпоху Возрождения изменился, теперь он превратился из покорного раба Бога в центр поклонения. Господствовала вера в безграничные возможности людского разума, в красоту и силу духа. Удовлетворение всех естественных (природных или натуральных) потребностей — вот идеал человека в эпоху Возрождения.

Творчество

В это время искусство отделили от ремесла. Архитектура, живопись, скульптура - всё изменилось.

Архитектура

Какие же характерные черты эпохи Возрождения в этом виде искусства, что изменилось по сравнению со Средневековьем? Теперь начали активно строить и украшать не только церковные здания. Широко распространилась «ордерная система» Античности, несущие и несомые конструкции, будь то балки или стойки, изготавливались в либо украшались орнаментом. В архитектуре преобладала готика. Ярким примером может служить собор в Сиене Джованни Пизано.

Живопись и скульптура

Люди эпохи Возрождения привнесли в искусство живописи пространственную и знание пропорций и анатомии тела. Появились картины с изображением сюжетов из Античной мифологии, повседневные и бытовые иллюстрации, а также темы национальной истории. Масляные краски помогали художникам воплощать их замыслы.

Виды искусства переплетались между собой. Многие гении посвящали себя нескольким видам, а не останавливались на развитии только в чём-то одном.

Литература

Данте Алигьери (1265-1321) - самый известный поэт этой эпохи. Он родился в семье феодалов во Флоренции. Считается основоположником современного литературного итальянского языка. Сонеты Данте, воспевавшие любовь не к Богу, а к простой девушке Беатриче, были смелы, дерзки и по неземному прекрасны.

Свои страстные сонеты он написал на наречии простолюдинов, сделав этот язык словом высокой поэзии. Лучшим произведением в творчестве считается «Божественная комедия», которую называют энциклопедией человеческой души. Поэт был бунтарём, потому его два раза приговаривали к смертной казни, однако он избежал такой кончины, а умер в итоге от болезней и нищеты.

Наука

Знание стало превыше всего. Своего рода культ науки. В период Ренессанса активно велись раскопки, поиски древних книг, создавались музеи, экскурсии, библиотеки. Древнегреческий и иврит начинают преподавать в школах. Учёные открыли гелиоцентрическую систему, появилось первое обоснование бесконечности Вселенной, пополнились знания по геометрии и алгебре, очень много преобразований и открытий было в сфере медицины.

Знаменитые люди эпохи Возрождения

Это время подарило множество известных гениев. В статье хотелось упомянуть тех, без кого просто не было бы эпохи Возрождения.

Донателло

Великий человек (настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) создал новый тип круглой статуи и скульптурной группы, который впоследствии стали классикой вида и формы архитектуры Ренессанса. У Донателло много заслуг. Этот человек придумал скульптурный портрет, решил проблему устойчивости постановки фигур, выдумал новый тип надгробий, отлил бронзовый памятник. Донателло первым показал человека обнажённым в камне, сделал это красиво и со вкусом. Лучшие работы: Георгия, прекрасная Юдифь, конный памятник Гаттамелате, Мария Магдалина.

Мазаччо

Настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (1401-1428). Одержимый живописью художник был рассеян, беспечен и равнодушен ко всему, кроме искусства. В его работах можно проследить основные черты эпохи Возрождения.

Во фресках, написанных во Флоренции для церкви Санта-Мария-дель-Кармине, впервые использовалась система линейных перспектив. Новыми для того времени были: выразительность лиц, лаконичность и почти трехмерная реальность форм. Изображая чудо, художник лишал его мистики. Самые известные работы: «Изгнание из Рая», «Грехопадение».

Иоганн Гутенберг

Одним из величайших достижений этого человека стало изобретение книгопечатания. Благодаря этому открытию распространялись смелые повысилась грамотность населения.

Леонардо да Винчи

Этим гением восхищались во все времена. Итальянец был настолько многогранен, что удивляет, сколько же талантов соединилось в одном человеке. Родился Леонардо 15 апреля 1452 г. вблизи Флоренции (местечко Винчи), он был сыном нотариуса Пьера да Винчи и простой крестьянки. В 14 лет мальчик поступил на учебу к скульптору и живописцу Верроккьо, занимался около 6 лет. Самые популярные произведения: «Мадонна с цветком», «Тайная вечеря», «Мадонна Литта», «Мона Лиза». Самой любимой наукой считал математику, говорил, что нет достоверности там, где нельзя её точно просчитать. Порой совершенство Леонардо во всём пугает, он обладал необычными способностями, совершил тысячи открытий, которые и сейчас с трудом поддаются пониманию. Это был великий человек. Леонардо изучал полёты птиц, которые вдохновляли его на новые открытия. Он придумал паровую машину, домкрат, будильник, пирамидальный парашют, спроектировал первый летательный аппарат, самолёт (сделали его только в 20 веке) и многое другое. Леонардо говорил, что даже самые смелые замыслы человека когда-нибудь будут воплощены в реальность, и он был прав. Вклад гения в развитие общества велик. Молодой человек был хорош собой, силён, остроумен. Говорят, что он был модником. Таким образом, Леонардо просто уникален, гениален и идеален во всем.

Идеи

Учение эпохи Возрождения сводилось к тому, что людское существование можно объяснить не только религиозными догмами.

Отстаивал республиканскую форму правления. Более не считалось, что политика связана с церковью, много времени начали уделять вопросам свободы человека.

Первым отказался от идеи дарования власти Богом своему наместнику на земле. Эта идея раскрыта в его знаменитой работе «Государь». Студенты юридических университетов и сейчас в обязательном порядке знакомятся с этим трудом.

Жан Боден также отвергал идею о даровании Богом власти, но силу государства видел именно в монархии. Правитель должен заботиться о людях, а если народ против правления тирана, то он может его свергнуть или убить.

Период Возрождения подарил человечеству множество талантливых людей, полезных открытий, культурное развитие, потому эта тема всегда интересна и востребована.

«Ренессанс или эпоха Возрождения» - «Любовное борение во сне» (1499) - одно из высших достижений ренессансного книгопечатания. Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи. Астрономические инструменты на картине Гольбейна «Послы» (1533).

«Культура Возрождения» - Периодизация эпохи возрождения. Вера человека в свои неограниченные возможности. Матфей", "Мадонна с младенцем", "Мадонна Дони" (Уффици), гробницы Медичи во Флоренции. Беллини, глава венециан. школы, замечательнейший колорист и изобразитель нагого тела. Гуманизм (от лат. Выпускная.

«Эпоха Возрождения» - Эпоха Возрождения. Противоречия ренессанса. Ренессанс и Реформация: Противоречия эпохи Возрождения. Н.Маккиавели. Жан Кальвин «Женевский папа». 1517г. – 95 тезисов Мартина Лютера протестантизм. Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Причины реформации. Светская этика. Сикстинская мадонна 1515 - 1519.

«Время Возрождения» - «Мадонна де Литта». Тайная вечерня. Рафаэль Санти. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров - сольной песни, кантаты, оратории и оперы, Рождение Христа. АРИОСТО, ЛУДОВИКО (Ariosto, Lodovico) (1474–1533), итальянский поэт. Северное Возрождение. "Похищение Европы". Ян ван Эйк (ок. 1390-1441).

«Ренессанс Возрождение» - Алессандро Филипепи, Filipepi) (1445-1510), итальянский живописец. Франция. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии. РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi) (1483-1520), итальянский живописец и архитектор. Рафаэль Санти. «Диспута».

В эпоху Ренессанса формируется современное представление об искусстве, развивается теория искусства - эстетика. В центре искусства находятся человек и природа. Художники и скульпторы ищут средства и приемы соответствующего воспроизводства жизни во всем его разнообразии богатстве. Для этого художники обращаются к математике, анатомии, оптики. Особенностью эстетики Возрождения было то, что она непосредственно связывалась с художественной практикой. Сущность искусства определялась как "подражание природе", поэтому именно живопись, как вид искусства, максимально точно отражает действительность, развивается наиболее интенсивно. Эстетика Возрождения, исходя из определения сущности искусства, большое внимание уделяет внешнему сходству. Мир, окружающий человека, прекрасный и гармоничный, а потому заслуживает воспроизведения во всей его полноте. Поэтому такое большое внимание уделяется техническим проблемам искусства: линейной перспективе, светотени, тональном колорита, пропорциям.

В эпоху Возрождения формируется представление о человеке, как "земного Бога", который является настоящим творцом своей сущности и всего, что создают человеческие руки и интеллект. Эта идея наиболее полно воплощается в фигуре художника, в своем творчестве объединяет человеческое (т.е. мастерство, исполнение) и божественное (идею, талант). Именно такой человек становится настоящим универсально развитой личностью. Именно художник, объединяя в своей деятельности теорию и практику, создавая реальные предметы из "ничего", из идеи, замысла, уподобляется Богу. Поэтому искусство занимает такое важное место в культуре Возрождения, а художник из ремесленника, каким его считали средних веков, превращается в художника, пользуется общественным уважением. ренессансный мотив культура иллюзорность

Одной из центральных фигур эпохи Возрождения был итальянский архитектор, теоретик искусства, литератор Леон Баттиста Альберти (1404-1472 гг.). Он разработал собственное этическое учение, в котором решал проблемы красоты и художественного творчества. В центре эстетики Альберти - учение о красоте. Красота, по его мнению, заключается в гармонии. В отличие от эстетики Средневековья отрицал божественную природу красоты, считая ее признаком самого предмета. "Красота, - пишет он, есть определенная согласие и созвучие частей в том, частями чего оно есть". Именно в гармонии, которая упорядочивает эти части, видел сущность прекрасного. Эта гармония царит во всем мире. Задачей искусства является открыть объективные основы красоты и руководствоваться ими. Гармония каждого искусства заключается в упорядочении определенных, присущих только ему элементов, например в музыке такими элементами являются ритм, мелодия, композиция. В объяснении феномена творчества, сделал акцент на новаторство и вымысел художника - обладателя безграничных творческих возможностей.

Существует три элемента, которые составляют красоту, в частности красоту архитектурного сооружения. Это - число, ограничение и размещение. Но красота не есть простая арифметическая их сумма. Без гармонии распадается высшее согласие частей. Характерно, как Альберти трактует понятие "безобразное". Прекрасное для него - абсолютный предмет искусства. Безобразное же выступает только как определенного рода ошибка. Отсюда требование, чтобы искусство не исправляло, а скрывало безобразные и уродливые предметы.

С художественной практикой связана эстетика Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) Его эстетическая концепция основана на идее о приоритете опыта (чувств) над мышлением человека. Леонардо да Винчи в своей жизни, научном и художественном творчестве воплотил гуманистический идеал "всесторонне развитой личности". Круг его практических и теоретических интересов был поистине универсален. В него входили живопись, скульптура, архитектура, пиротехника, военная и гражданская инженерия, математические и естественные науки, медицина и музыка.

Так же как и Альберти он видит в живописи не только "передачу видимых творений природы", но и "остроумную выдумку". Вместе с тем он принципиально иначе смотрит на назначение и сущность изобразительного искусства, в первую очередь живописи. Основным вопросом его теории было определение сущности живописи как способа познания мира. "Живопись - наука и законная дочь природы" и "должна быть поставлена выше всякой другой деятельности, ибо она содержит все формы, как существующие, так и не существующие в природе".

Живопись представляется Леонардо тем универсальным методом познания действительности, который охватывает все предметы реального мира. Более того, искусство живописи создает видимые образы, понятные и доступные разумению всем без исключения. В этом случае именно личность художника, обогащенного глубокими знаниями законов мироздания, и будет тем зеркалом, в котором отражается реальный мир, преломляясь сквозь призму творческой индивидуальности.

Личностно-материальная эстетика Ренессанса, весьма ярко выраженная в творчестве Леонардо да Винчи, наиболее интенсивных форм достигает у Микеланджело Буонарроти (1475-1564) . Обнаруживая несостоятельность эстетической возрожденческой программы, поставившей личность в центре всего мира, деятели Высокого Возрождения разными способами выражают эту потерю главной опоры в своем творчестве. Если у Леонардо изображаемые им фигуры готовы раствориться в окружающей их среде, если они как бы окутаны у него некоей легкой дымкой, то для Микеланджело характерна совершенно противоположная черта. Каждая фигура его композиций представляет собой нечто замкнутое в себе, поэтому фигуры оказываются иногда настолько не связанными друг с другом, что разрушается цельность композиции.

Увлеченный к самому концу своей жизни все более нараставшей волной экзальтированной религиозности, Микеланджело приходит к отрицанию всего того, чему он поклонялся в молодости, и прежде всего - к отрицанию цветущего обнаженного тела, выражавшего сверхчеловеческую мощь и энергию. Он перестает служить ренессансным кумирам. В его сознании они оказываются поверженными, как оказывается поверженным и главный кумир Ренессанса - вера в безграничную творческую силу человека, через искусство становящегося равным богу. Весь пройденный им жизненный путь отныне представляется Микеланджело сплошным заблуждением.

Сообщение на тему: «Эпоха Возрождения», кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам об этой удивительной эпохе в истории культуры.

Доклад «Эпоха Возрождения»

Культура эпохи Возрождения охватила Италию, а ее центром была Флоренция. Впервые термин «возрождение» употребил известный архитектор, историк искусства и живописец Джорджо Вазари в своем труде «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Но почему эпоха названа Возрождением? Дело в том, что она опиралась на Античность, и Возрождение на начальном этапе имелось в виду как возрождение Античности. Позднее оно подразумевало под собой возрождения человека, гуманизма. Это неповторимая и уникальная культура, которая оставила по себе множество шедевров. Выделяют два типа Возрождения — Северное Возрождение и Итальянское Возрождение.

Особенности эпохи Возрождения выражены в ее чертах:

  • Гуманизм
  • Антропоцентризм
  • Новое отношение к миру
  • Возрождение античной философии и античных памятников искусства
  • Модификация христианской средневековой традиции

Суть эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения придерживались средневековых взглядов – иерархичности миров, божественного происхождения мира, символических аналогий божественного и земного миров. Но, все же есть и небольшое отличие в представлениях о мироустройстве: суть данной эпохи в доктрине двойной истины. То есть в обосновании разграничения власти государства и власти церкви.

Деятели эпохи Возрождения или Ренессанса внесли вклад в научно — рационалистическое мировоззрение, благодаря открытиям в астрономии. Их идеи гелиоцентрической модели и бесконечности Вселенной, множественности миров стали основой нового мировоззрения.

В эпоху Возрождения сформировался новый тип поведения личности: осознание собственной неповторимости и уникальности, благодаря которой человек способен многое сделать. В культуре возникла модель культурного человека – «homo universalis». Она характеризовала творческую и работоспособную личность.

В этот период влияние церкви на общество стала ослабевать. А развитие книгопечатания способствовало росту уровня грамотности, образованности, развитию искусств, наук, художественной литературы. Представители буржуазии создали светскую науку, которая основывалась на изучении наследия древних писателей и природы.

Кроме буржуазии, против церкви осмелились выступить художники и писатели. Они несли в массы мысль, что не Бог является самой большой ценностью, а человек. В своей земной жизни он должен реализовать личные интересы, чтобы прожить ее содержательно, полно и счастливо. Таких деятелей культуры называли гуманистами.

Для эпохи Возрождения характерен цикл изменений и в литературе. Появился новый жанр ренессансного реализма, который занимался поисками ответа на вопрос о важности и сложности утверждения человека как личности, становления его действенного и творческого начала.

Представители эпохи Возрождения отвергали рабскую покорность, проповедуемую церковью. В их понимании человек представлялся как высшее создание природы, наполненное красотой физического облика, богатством ума и души.

Наиболее выразительно и ярко мир Возрождения выражен в Сикстинской капелле Ватикана, автором которой был Микеланджело. Свод капеллы украшен библейскими сюжетами. Их основной мотив – создание мира и сотворение человека. Фреска «Страшный суд» является произведением, завершившим эпоху Возрождения в искусстве.

Также следует сказать несколько слов о Северном Возрождении. Оно больше сыграло экономическую роль, проникнув в товарно-денежные отношения, рыночные общеевропейские процессы. Они меняли сознание людей. Влияние Античности здесь мало ощущается, оно больше походит на реформационное движение.