Культурные особенности венгрии. Музыка. Народная музыка - крестьянская, куруцкая, городская. Стиль вербункош

Апрель 2012 Александра

Уникальное явление в ресторанной жизни города – это, конечно, ресторан "Сэр Ланcелот". Вот уж где и порциям и антуражу удивляться можно. Атмосфера старинной харчевни, официантки в средневековых нарядах, огромные столы, глиняные кубки и "серебряные" блюда с едой. И самое важное – полное отсутствие вилок. Их в там просто нет – по правилам ресторана все едят руками, отрезая куски ножом. Рядом с каждым столом в стену встроен фонтан в виде головы льва, где можно помыть руки. Порция "на две персоны" (в меню так и написано) - это жестяной поднос полуметровой длины, на котором еды на пятерых – 7 видов мяса кусками (курица, утка, свиная нога, свинина, говядина), все это в овощах и квашеной капусте. Стоимость такой роскоши в переводе на рубли – 1500 р. Удивительно, не так ли? Но и это еще не вся прелесть ресторана. В нижнем подвальном зале вечерами проходят выступления артистов (факиры, танец живота, жонглеры) и все это на фоне красивой средневековой живой музыки, которую играют два разодетых как старинные музыканты человека. Короче говоря, ресторан живет по старинному принципу "хлеба и зрелищ". Очень необычно, весело и вкусно можно провести вечер. Столик в этом ресторане разумнее заказать накануне, так как желающих немало.

Ресторанов в Венгрии много. Порции большие. Например, если вас судьба занесла на улицу Ваци, сходите в ресторан "Фаталь"..хотя бы поудивляться. Согласитесь, не каждый день, заказывая себе легкий овощной салатик, получаешь на стол примерно кило рубленой капусты с другими овощами, нарубленными и политыми соусом в огромной салатнице. Я не могу сказать, что это было очень вкусно. Но впечатлило размерами точно. В другом небольшом ресторане при заказе супа на одного нам торжественно принесли кастрюлю с половником. В этой кастрюле было супа на 5 тарелок. Больше четырех просто физически не влезло. А ведь цена была как за 1 порцию.

Цены на ресторанные блюда для россиян очень доступные. Ужин в довольно хорошем ресторане на двоих обойдется вам в пределах 1000-1500 рублей с напитками. Цены на местное пиво тоже глаз радуют. Например, два бокала темного местного пива в самом сердце улицы Ваци обойдется вам в переводе на наши деньги – в 150-170 рублей. А на окраинах запросто можно встретить кабачки, где за 2 бокала такого же пива вы отдадите 80 рублей на наши деньги. С вином такая же история: в подвалах виноделов Эгера (город под Будапештом) бутылка вина обойдется вам всего в 200-250 рублей. И поверьте на слово – это очень даже вкусное качественное вино. Не удивительно, что многие русские туристы с большим удовольствиям покупают и привозят домой венгерское вино, которое у нас выйдет намного дороже.

Русское меню есть в очень малом количестве ресторанов, но всегда есть на английском языке.

Что касается гусиной печени, то не пытайтесь просить у официанта Фуагра. Они сделают вид, что не понимают, что вам надо. В венгерской кухне это блюдо называется "libamáj" - "либамай". Если вы его видите в разделе холодных закусок, то вам принесут паштет и пару кусочков консервированной печенки. Если вы хотите горячий традиционный либамай – ищите его только в перечне горячих блюд,

О будапештских кафе и кондитерских

Март 2009 г. tanyacher

В жизни венгерской столицы, которую со второй половины XIX в. до 1940-х годов именовали городом кафе, эти заведения играли особую роль. Знаменитое кафе "Жербо", 1870 год (фр. Café Gerbeaud), известно своими кондитерскими изделиями. Кафе находится на площади Вёрёшмарти, это самый центр Будапешта. Отсюда отходит улица Ваци (Vatci utca), пешеходная улица с магазинами и ресторанами, похожая на московский Арбат.

Мне нравится есть венгерские блюда в национальных кафе, которые венгры называют "чардами". Они стилизованы под сельские корчмы и погружают вас в атмосферу экологически чистой Венгрии. А свои кондитерские венгры называют "цукраздами". Стоит попробовать штрудель! В Венгрии, как и в Австрии, штрудель есть везде. А в центре города мы нашли кафе, где проходит шоу по приготовлению штруделя. Кафе называется "Reteshaz", а "ретеш" – ("слоённый" по-венгрески) это рулет из тонкого теста со сладкой или солёной начинкой. Конечно, шоу – это громко сказано, но штрудель делают при посетителях. В кафе подают не только штрудели, здесь можно полноценно поесть-попить, и цены довольно приемлемые. Адрес кафе: October 6 str., 22. Попасть сюда можно с Площади Свободы, пройдя один квартал.

1. Копченых венгерских сосисок (в любом супермаркете Будапешта).

2. Марципанов (в специализированных магазинах в центре Будапешта или в городе Сент-Эндре, если будете там).

3. Национальный венгерский суп "салями". Есть, например, в кафе "Паприка" (кстати, чуть ли не единственное кафе, где есть меню на русском). Предупреждаю, порции в этом кафе - для человека, не питавшегося месяц; чтобы облизать тарелку, нужно минут двадцать. Кафе находится на Дозжа Джерджи ("Площадь героев" по-венгерски). Официанты там, правда, не особо приветливые, жизнь их, видно, не особо радует.

4. Блюдо-десерт (название не запомнила) - национальное венгерское блюдо, похожее на ежиков из творога со стружкой из слоеного теста (в кафе "Эклектика" - известное местечко напротив Будапештского театра Оперетты, Наджимецо утца. Там часто сидят меньшинства и диваны очень прокурены).

5. Банановый шейк – пузырчатый молочный прохладный напиток (хорошо делают в кафе "Mai Mano", прямо напротив тетра Оперетты, Наджимецо утца, 20).

6. Блинчики с творогом или с мясом (Андраши, 120, здание Российского культурного центра в Будапеште). Если вдруг захочется частичку родины.

Зарождалась культура Венгрии во времена обращения венгерского народа в христианскую веру в конце X в. При властвовании короля Иштвана I держава и общество были перестроены по западноевропейским канонам, искоренив ветхие традиции прошлого и всяческое воздействие восточной культуры, Венгрия становилась на путь развития в рамках европейского сообщества.

Малоизвестная культура Венгрии

Государственная культура Венгрии имеет богатые многовековые традиции, но вследствие периферийного положения державы в Европе и языковой обособленности, относительно мало известна за ее пределами. Специфическим для венгерской культуры является искусство рукоделия пастухов, изделия из рога, дерева, кости и кожи.

С давних времен культура здесь развивалась самобытно – мужчины украшали орудия труда узорами с элементами национального орнаментом, это были палки и кнуты со свитым кожаным плетением. Мастерили пастухи топорища, ковши, свирели и древесные фляжки, декоративно обтягивали их кожей. Солонки, рога для вина, перечницы, шкатулки – все это тут не редкость. Для нанесения узоров использовали разную технику: процарапывание, а после этого втирание красок, рельефную или же барельефную резьбу, инкрустацию.

Религия Венгрии

Страна многих конфессий с давними традициями секуляризма и веротерпимости – все это Венгрия . Основная религия Венгрии – католицизм, на второй позиции – протестантизм, в меньшинстве находятся православие, иудаизм и мусульмане. Но это страна , где довольно крепки именно религиозные традиции, что очень сильно повлияло на искусство и культуру и отразилось на архитектуре края. Достопримечательности Венгрии – это удивительный пласт общемировой культуры.

Экономика Венгрии

Сегодня экономика Венгрии находится примерно на одном уровне с Польшей, Словакией и Хорватией. Национальная валюта – форинт. Такие деньги родом из Флоренции, где в XIII веке чеканили золотую монету, называемую золотой флорин.

Наука Венгрии

Располагая солидным потенциалом, страна активно участвует в программах европейского сотрудничества. Наука Венгрии достигла высокого уровня в области исследований оптики, физической химии, ядерной физики, генетики, биохимии, прикладной математики и других учений.

Искусство Венгрии

Широко представлено изобразительное искусство Венгрии в бесчисленных музеях Будапешта. Картины всемирно известных художников Рембрандта, Рафаэля и Эль Греко являются культурным достоянием державы.

Кухня Венгрии

Озера и реки страны богаты рыбой, поэтому национальная кухня Венгрии в основном состоит из рыбных блюд. Популярностью пользуются: тиссайская стерлядь, балатонский судак и дунайский сом. Также принято подавать на стол много овощей: баклажанов, кабачков, помидоров, различной капусты лука.

Обычаи и традиции Венгрии

В религиозные обычаи и традиции Венгрии вошел День святого Иштвана. Отмечается он венграми с особым торжеством. Главные действия происходят в соборе Св. Иштвана там, где хранятся мощи правой руки венгерского короля. Эстергомский кардинал проводит праздничную мессу, после чего празднующие люди проносят реликвию по городским улицам. Завершает праздник салют.

Спорт Венгрии

Одна из важных составляющих частей культуры страны – спорт Венгрии . Эта европейская держава является одной из самых известных спортивных стран во всем мире, благодаря поколению легендарных футболистов 1950-1960-х годов.

Трудно представить себе мировую музыку без влияния Венгрии. Именно эта страна подарила мировому искусству Листа, Кальмана, Бартока и многочисленные самобытные композиции.

Музыкальная культура Венгрии базируется на традициях цыган. И сегодня в стране очень популярны цыганские ансамбли, собирающие аншлаги во многих городах и селах.

Авторская музыка

У истоков академической музыки страны стоял композитор Ференц Лист. В числе его композиций, посвященных Венгрии, можно выделить такую новаторскую для того времени работу, как «Венгерские рапсодии».


Многие мелодии основываются на традиционных мотивах. В некоторых можно уловить звучание венгерских танцев – чардашей и палоташей.

Ференц Лист был активным пропагандистом синтеза искусств, пытался связать музыку с литературой, живописью. Пьеса «Мыслитель» разработана под впечатлением от скульптуры Микеланджело, «Обручение» создано по картине Рафаэля Санти. Познакомившись с «Божественной комедией», Лист написал сонату «После прочтения Данте».

Среди других признанных композиторов Венгрии, работавших в XX веке, можно выделить следующих:

  • Имре Кальман. Создатель десятков оперетт, самой «венгерской» из которых считается «Марица».
  • Дьердь Лигети – современный венгерский композитор, разрабатывавший направления авангарда и абсурда. Одно из его программных произведений – «Реквием», написанный в 1960-х годах.
  • Альберт Шиклош – композитор, пианист, виолончелист, создатель нескольких опер, самой популярной из которых является «Лунный дом».

Народная венгерская музыка

Наряду с многочисленными академическими композиторами в Венгрии всегда присутствовала народная музыка.

В XVII–XVIII веках народная венгерская музыка ассоциировалась с цыганской. Многие исполнители выступали в смешанном, венгерско-цыганском стиле. Следствием такого смешения явилось музыкальное направление – вербункош.

Для венгерского вербункоша характерен плавный переход между различными ритмами исполнения, от медленного до энергичного.

Элементы вербункоша можно встретить в произведениях ряда европейских композиторов. К примеру, «Марш Ракоши», самая известная мелодия этого стиля, встречается в работах Берлиоза и Листа.

На основе вербункоша через несколько десятилетий развился стиль чардаш. Кроме цыганских мотивов, в его основу легли деревенские пляски с разных концов страны. Однако именно цыганские коллективы познакомили с этим стилем все соседние государства.

Особенность венгерского чардаша – изменчивость темпов и ритмов, от плавных и медленных до стремительных. Специалисты различают нескольких видов: «трясучку», оживленный и спокойный.


Многие мотивы чардаша можно встретить у крупнейших композиторов Европы: Брамса, Кальмана, Чайковского. Российский композитор органично вплел элементы этого музыкального стиля в свой балет «Лебединое озеро».

Чардашу посвящена и «Сильва», самая известная из оперетт, написанных Имре Кальманом. Другое название этого произведения – «Королева чардаша». Постановка пережила несколько экранизаций и пользуется популярностью и поныне.

Среди известных композиций, написанных в этом жанре, можно отметить «Чардаш» – небольшую пьесу продолжительностью чуть меньше пяти минут, созданную итальянским музыкантом Витторио Монти. Это одно из немногих произведений автора, активно исполняющееся и сегодня.

Не обошел стиль вниманием и австриец Иоганн Штраус. Главная героиня его оперетты «Летучая мышь» исполняет перед публикой венгерский чардаш, чтобы доказать свою национальную принадлежность.

Венгерская опера

Венгрия входит в число ведущих поставщиков оперной музыки Европы. Первым венгерским оперным композитором был Ференц Эркель, поставивший в середине XIX века оперу «Мария Батори». Затем появилось множество других оперных постановок по национальным мотивам.

Современная венгерская опера – это бурное развитие и многочисленные опыты. Некоторые исполнители соединяют классическую оперу с современными музыкальными жанрами (такими, как техно-музыка), другие поднимают необычные темы. К примеру, Мартон Иллеш иногда использует в своих произведениях аравийские мотивы, Тибор Кочак соединяет воедино оперу и рок-музыку (в результате чего появилась, например, постановка «Анна Каренина»).

К числу ведущих оперных композиторов Венгрии XX века относятся Дьердь Ранки и Тибор Полгар. Помимо опер, они известны также своей музыкой, созданной для фильмов Келети.

Взаимопроникновение венгерской и мировой музыкальных культур продолжается и сегодня. В Венгрии много исполнителей, работающих в жанре рок- и металл-музыки. Среди основных групп, экспериментирующих в этих стилях, можно отметить Dalriada, Ossian, Omega, концертирующих по всей Восточной Европе.

Если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, задавайте их в комментариях к статье. Чтобы узнавать об обновлениях нашего блога, подписывайтесь на рассылку.

В 1526 году в битве с турками при Мохаче Венгрия на три с половиной столетия утратила государственную независимость. Ее большая часть вплоть до конца XVII века находилась под игом турок; западная же Венгрия вместе с Чехией оказалась под властью австрийских Габсбургов. Страна была раздроблена на три части, из которых только Эрдейское княжество (Трансильвания), лавируя между двумя могущественными владыками, сохраняло относительную независимость.

На протяжении XVII века австрийцы постепенно вытеснили турок из Венгрии, но национальный гнет не ослабел. Ответом служили многочисленные восстания, потрясавшие всю страну. Наиболее грозной была война куруцев («крестоносцев» - в основном крепостных крестьян), возглавленная трансильванским князем Ференцем Ракоци II, которая продолжалась восемь лет (1703-1711). Народные песни прославляли доблесть куруцкого воинства, а после разгрома восстания оплакивали горестную судьбу изгнанников.

С 1784 года по всей Австрийской империи государственным, языком объявляется немецкий - таким путем Габсбурги пытались подчинить своему влиянию многонациональную страну. На этом языке учили в иезуитских школах, в которые принимали, лишь детей, говорящих по-немецки, на этом языке шли театральные представления. В защиту родного языка подымается мощное патриотическое движение, охватившее самые различные слои населения.

Это движение совпало с новой волной национально-освободительной борьбы, обострившейся под влиянием революционных событий во Франции. В конце XVIII века в Венгрии возникают тайные заговорщицкие организации, ставившие своей целью не только освобождение от власти Габсбургов, но и революционное переустройство общества, установление республиканского режима. Заговор был раскрыт, многие участники его казнены, другие заточены в тюрьмы или изгнаны из страны. Среди них первые венгерские просветители: переводчик «Марсельезы» поэт Ференц Верешеги , поэт и критик Ференц Казинци . Спасшись от смертной казни и выйдя из тюрьмы после семилетнего заключения, Казинци возглавил литературную жизнь Венгрии начала XIX века.

Широкое просветительское движение привело к возникновению ряда национальных культурных организаций:

1779 - организуется «Венгерское патриотическое товарищество» в Пеште.
1789 - издается на родном языке литературный журнал «Венгерский музей».
1790 - даются спектакли венгерской театральной труппы в Буде (за шесть недель поставлено девятнадцать пьес).
1793 - премьера в Буде первой венгерской комедии с музыкой («Принц Пикко и Ютка Пержи» Йожефа Худи).
1796 - начинаются представления передвижных трупп венгерского «бродячего театра», актеров которого народ назвал «апостолами венгерского языка».
1819 - открывается консерватория в Коложваре (ныне Клуж - Румыния).
1822 - поставлена первая венгерская опера (на исторический сюжет) «Бегство Белы» Йожефа Рузички.
1825 - учреждается венгерская Академия наук.

Деятелями первой волны просветительства - движения за «обновление языка и возрождение литературы» - являются крупные поэты и драматурги: Михай Фазекаш (1766-1828) - автор популярнейшей антикрепостнической поэмы «Мати Лудаш» (1804), в которой воспеваются ум, сметка и находчивость простого крестьянского парня, мстящего помещику за притеснения; имя этого веселого народного героя стало в Венгрии нарицательным; Михай Витез Чоконаи (1773-1805) - живший в нищете и безвременно погибший от чахотки драматург и поэт, писавший стихи в духе народных песен, поэты следующих поколений называли его своим учителем; Ференц Кёльчеи (1790-1838) - автор патриотических стихов, в их числе «Гимн» (1823).

В тот же период творит крупнейший венгерский драматург Йожеф Катона (1792-1830). Его основное произведение - историческая драма «Банк-бан» (Банк - вегерская форма имени Бенедикт; бан - наместник, правитель, воевода.) , в которой с огромной силой запечатлена ненависть народа к чужеземным угнетателям и впервые на венгерской сцене выведен образ крепостного крестьянина, гневно обличающего правителей - виновников бедствий родной страны (Это крупнейшее достижение венгерской драматургии долгие годы оставалось неизвестным: пьеса, написанная в 1815 и переработанная в 1820 году, впервые была поставлена через три года после смерти Катоны в маленьком провинциальном городке и только в 1839 году попала на сцену Национального театра в Пеште, где потерпела провал. Лишь в предреволюционные годы пьеса «Банк-бан» получила признание и была по требованию народа исполнена в первый день революции - 15 марта 1848 года.) .

Второй этап освободительной борьбы получил название «эпохи реформ» (1825-1848). В 1825 году, после тринадцатилетнего перерыва, снова собрался венгерский сейм; здесь был поднят вопрос о правах венгерского языка (официально признан лишь в 1844 году). Во главе либералов стоял граф Иштван Сеченьи ; демократическое крыло возглавлял Лайош Кошут (1802-1894) - будущий вождь революции 1848-1849 годов. Поэты и писатели этого второго поколения группируются вокруг альманаха «Аврора» (1822). Их творчество знаменует расцвет романтизма.

Среди них Йожеф Этвёш (1813-1871), автор исторического романа о крупнейшем крестьянском восстании под руководством Дьёрдя Дожи «Венгрия в 1514 году», общественный деятель, министр просвещения в первом венгерском правительстве после революции 1848 года; Янош Гараи (1812-1853), воплотивший в двух небольших поэмах образ популярнейшего героя народных сказок - отставного солдата, хвастуна и враля Яноша Хари (На основе этих стихотворений написана комическая опера «Янош Хари» Золтана Кодая (1926).) .

В предреволюционную эпоху выдвигаются два крупнейших поэта: Михай Вёрёшмарти (1800-1855), в чьих мрачных, трагических стихах отчаяние своеобразно сочетается с верой в грядущую революцию, и Шандор Петёфи (1823-1849). «У прекрасной, огневой венгерской нации нет более великого сына, чем он,- писал о Петёфи чешский поэт Ян Неруда.- Если бы об этой нации мы не знали ничего и знали бы только стихи Петёфи, то этим самым мы нащупали бы ее тончайшие нервы». Гениальный поэт Венгрии, Петёфи отдал не только свой талант, но и жизнь делу революции - он погиб в одном из последних боев 1849 года.

Подъем освободительного движения, наряду с расцветом литературы и театра, вызвал рост музыкальной культуры. Большим событием в жизни страны явилось открытие Национального театра (1837), где шли параллельно оперные и драматические спектакли на венгерском языке. Вслед за консерваторией в Коложваре открывается консерватория в Араде (1833) и, наконец, в Пеште (1840). Открытие столичной консерватории состоялось благодаря усилиям Листа, который в первый же свой приезд на родину дал ряд благотворительных концертов в фонд основания консерватории. Ею руководит «Музыкальное общество», во главе которого стоит фольклорист Габор Матраи , издавший в конце 20-х годов сборник городских народных песен. Вскоре появляются другие аналогичные сборники.

Разгром революции и наступление реакции затормозили развитие национальной культуры Венгрии. Государственным языком вновь объявлен немецкий (вплоть до 1860 года). Передовые произведения запрещены, «Банк-бан» снят со сцены (до 1858 года), многие деятели культуры вынуждены эмигрировать. В литературе все громче звучат настроения отчаяния, разочарованности, трагизма. Наиболее ярко они сказались в творчестве выдающегося драматурга Имре Мадача (1823-1864) и его лучшем произведении - философской драме «Трагедия человека» (1861), известной далеко за пределами Венгрии.

В 60-х годах вновь вспыхивают политические волнения. Ослабленная борьбой с воссоединяющейся Италией (где в рядах гарибальдийцев сражается венгерский отряд Кошута) и соперничеством с Пруссией, Австрия вынуждена пойти на уступки: в 1867 году образуется двуединая Австро-Венгерская монархия, просуществовавшая до 1918 года. Национальные противоречия не уничтожены, но временно приглушены. Страна переживает интенсивное капиталистическое развитие, обостряющее социальные противоречия. Растут города, в 1872 году Буда, древняя столица, расположенная на правом берегу Дуная, сливается с левобережным Пештом; столица Венгрии становится крупным культурным центром.

В этот период крепнет реалистическая струя в литературе. Выдвигается плодовитейший автор многотомных романов Мор Йокаи (его перу принадлежит также драма о крестьянском восстании - «Дожа»), другие романисты и драматурги, разоблачавшие мораль и нравы буржуазного общества. Проявляется широкий интерес к русской литературе (первая критическая статья о ней - «Русская поэзия» - появилась еще в 1828 году); за короткое время выходит несколько сотен переводов (особой любовью пользуется «Евгений Онегин», выдержавший несколько изданий). Расцветает венгерская живопись. Крупнейший реалист Михай Мункачи запечатлел в своих картинах образы обездоленных простых людей Венгрии (ему принадлежит также портрет Листа и картина «Смерть Моцарта»).

Интересом к отечественному фольклору - как к народной поэзии, так и к музыке - пронизан весь XIX век.

Народная музыка - крестьянская, куруцкая, городская. Стиль вербункош

К концу XIX века, после смерти Мошоньи, Листа, Эркеля, усложнилась обстановка в музыкальной жизни Венгрии. Будапешт приобрел значение крупного европейского музыкального центра. Но для процветания консерватории, Музыкальной академии, оперного театра, филармонии не хватало сил отечественных музыкантов. В результате эти учреждения оказались в руках иностранцев, преимущественно австрийцев, которые в немалой мере способствовали повышению общемузыкальной культуры Венгрии, но не интересовались и не знали ее национального сокровища - народной музыки, не понимали и не ценили то «венгерское», что утверждали в своем творчестве Эркель и Лист.

Так музыкальный Будапешт незаметно превратился в «онемеченный» город, где усиленно пропагандировались сочинения композиторов Германии и Австрии, в первую очередь Вагнера и Брамса, а под венгерской музыкой разумелось лишь то, что исполняли цыганские инструментальные ансамбли в увеселительных целях. Музыку таким ансамблям поставляли профессионально недостаточно обученные композиторы («они даже не всегда умели записывать в нотах свои мелодии»,- вспоминал Золтан Кодай). Но именно в развлекательной музыке, которой особенно увлекались жители провинциальных городов, сохранялись, хотя и в салонном преломлении, национальные традиции Венгрии.

Для того чтобы преодолеть эту пропасть между космополитическим профессионализмом и национальным дилетантизмом, должен был явиться большой, всесторонне образованный музыкант, преданный своей родине. Эта роль выпала на долю выдающегося композитора XX века Белы Бартока (1881-1945), чьи первые успехи как пианиста и автора замечательных сочинений приходятся на начало XX столетия. Одновременно с ним славу венгерской музыки упрочил Золтан Кодай (1882-1967).

(Следует назвать также скрипача и композитора Йенё Губая (1858-1937), возглавлявшего в 1919-1934 годах Музыкальную академию; пианиста и композитора Эрнё Донаньи (1877-1960) - ученика Э. д"Альбера, который, в свою очередь, обучался у Листа, и других. Напомним также, что дирижер А. Никиш , равно как и скрипачи Й. Иоахим и Л. Ауэр , были родом из Венгрии.)

Всю жизнь Бартока, по его собственным словам, волновала «проблема Листа», то есть место, которое он по праву должен занимать в культуре Венгрии. Своим творчеством и теоретическими изысканиями в качестве фольклориста, крупнейшего знатока народного искусства, Барток доказал живую связь Листа как с венгерской музыкой, с ее национальными традициями, так и с нашей современностью, ибо художественные идеалы великого венгра были устремлены в будущее.

М. Друскин, А. Кенигсберг