Кому на руси жить хорошо анализ поэмы. Анализ поэмы "кому на руси жить хорошо" Жанр, род, направление

На вопрос Какие проблемы ставит некрасов в произведении "Кому на Руси жить хорошо"? заданный автором Михаил Панасенко лучший ответ это Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - центральное и самое крупное произведение в творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Произведение, начатое, в 1863 году, писалось в течение нескольких лет. Затем поэт отвлекся на другие темы и заканчивал поэму уже смертельно больным в 1877 году, с горьким сознанием незавершенности задуманного: “Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”. Однако вопрос о “незавершенности” поэмы весьма спорен и проблематичен. Она задумана как эпопея, которую можно продолжать бесконечно, но можно поставить точку на любом отрезке ее пути. Мы будем относиться к поэме, как к законченному произведению, поставившему и решающему философский вопрос - проблему счастья народа и отдельной личности.
Центральными героями, связывающими всех действующих лиц и эпизоды, являются семь мужиков-странников: Роман, Демьян, Лука, братья Губины - Иван и Митродор, старик Пахом и Пров, отправившихся в путешествие ни больше ни меньше, как узнать:
Кому живется весело.
Вольготно на Руси?
Форма путешествия помогает поэту показать жизнь всех слоев общества во всем многообразии и по всей России.
- Полцарства мы промеряли, - говорят мужики.
Беседуя с попом, помещиком, крестьянами из главы “Счастливые”, Ермилой Гириным, наши путешественники не находят по-настоящему счастливого, довольного судьбой, живущего в достатке. Вообще понятие “счастье” довольно многообразно.
Дьячок утверждает:
Что счастие не в пажитях.
Не в соболях, не в золоте,
Не в дорогих камнях.
- А в чем же?
“В благодушестве! ”
Солдат счастлив:
Что в двадцати сражениях Я был, а не убит!
“Каменотес олончанин” счастлив, что наделен от природы богатырской силой, а раб князя Переметьева “счастлив”, что болен “благородною подагрою”. Но все это довольно жалкое подобие счастья. Несколько ближе к идеалу стоит Ермил Гирин, но и Он “споткнулся”, воспользовавшись своей властью над людьми. И приходят наши путешественники к выводу, что надо поискать счастливую среди женщин.
Рассказ Матрены Тимофеевны полон драматизма. Жизнь “счастливой” крестьянки полна потерь, горя, тяжкого труда. Горьки слова признания Матрены Тимофеевны:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Разве не драматична такая ситуация? Неужели не найти мужикам-странникам истинно счастливого, довольного своейжизнью человека в целом свете? Приуныли наши страннички. Сколько им еще ходить в поисках счастливого? Увидят ли они когда свои семьи?
Встретив Гришу Добросклонова, мужики понимают, что перед ними истинно счастливый человек. Но счастье его не в богатстве, довольстве, покое, а в уважении народа, который видит в Грише своего заступника.
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
За время своего путешествия странники духовно выросли. Их голос сливается с мнением автора. Именно поэтому они единодушно называют счастливым бедного и безызвестного пока Гришу Добросклонова, в образе которого хорошо просматриваются черты русских демократов: Чернышевского, Белинского, Добролюбова.
Заканчивается поэма грозным предупреждением:
Рать подымается - Неисчислимая!
Сила в ней скажется Несокрушимая!
На многое способна эта рать, если поведут ее за собой люди, подобные Грише Добросклонову.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу "Кому на Руси жить хорошо", коротко рассмотрим историю создания поэмы и общие сведения. Написал поэму "Кому на Руси жить хорошо" Николай Некрасов. Дело в том, что в 1861 году наконец-то было отменено крепостное право - эту реформу многие долго ждали, однако после ее введения в обществе начались непредвиденные проблемы. Одну из них Некрасов выразил так, если немного перефразировать: да, люди стали свободными, но стали ли они счастливыми?

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" рассказывает о том, как пошла жизнь после реформы. Большинство литературоведов соглашаются, что данное произведение - вершина творчества Некрасова. Может показаться, что поэмы местами забавная, несколько сказочная, простая и наивная, но это далеко не так. Поэму следует внимательно прочитать и сделать глубокие выводы. А теперь перейдем к анализу "Кому на Руси жить хорошо".

Тема поэмы и проблематика

В чем заключается сюжет поэмы "Кому на Руси жить хорошо"? "Столбовая дороженька", а на ней встречаются мужики - семь человек. И начали они спорить, кому же слаще всего жить на Руси. Однако ответ найти не так просто, поэтому они решают отправиться в путешествие. Так и определяется основная тема поэмы - Некрасов широко раскрывает жизнь русский крестьян и других людей. Охвачены многие вопросы, ведь мужикам предстоит завести знакомства со всякими - им встречаются: поп, помещик, нищий, пьяница, торговец и многие другие.

Некрасов предлагает читателю узнать и о ярмарке, и об остроге, увидеть, как тяжело трудится бедняк и на широкую ногу живет барин, побывать на веселой свадьбе и отпраздновать праздник. И все это можно осмыслить, сделав выводы. Но не это является главным, когда мы делаем анализ "Кому на Руси жить хорошо". Обсудим коротко момент, почему нельзя однозначно сказать, кто же главный герой этого произведения.

Кто главный герой поэмы

Кажется, что все просто - семь мужиков, которые спорят и странствуют, пытаясь отыскать самого счастливого человека. По сути, они и являются главными героями. Но, например, ярко выделен образ Гриши Добросклонова, ведь именно этот персонаж по замыслу Некрасова отражает того, кто в будущем просветит Россию и спасет народ. Однако еще нельзя не упомянуть об образе самого народа - это тоже главный образ и действующее лицо в произведении.

Например, читая "Пьяную ночь" и "Пир на весь мир" видно единение людей, как народа, когда проходит ярмарка, сенокос или массовые гуляния. Делая анализ "Кому на Руси жить хорошо", можно отметить, что индивидуальные черты личности не присущи семи мужикам, что явно указывает на замысел Некрасова. Их описание очень короткое, не выделить у отдельно взятого персонажа своего характера. К тому же мужики стремятся к одним целям и даже рассуждают чаще всего одновременно.

Счастье в поэме становится главной темой, и каждый персонаж по-своему понимает его. Поп или помещик стремятся разбогатеть и получить почет, у мужика счастье другое... Но важно понимать, что некоторые герои считают, что своего личного счастья иметь не нужно, потому что оно неотдилимо от счастья всего народа. Какие еще проблемы Некрасов поднимает в поэме? Он рассуждает о пьянстве, моральном упадке, грехе, взаимодействии старых и новых порядков, свободолюбии, бунте. Отдельно упомянем проблему женщины на Руси.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова . Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все волновавшие его проблемы, использованы высшие его художественные достижения.

Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы . Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем . Начав писать “по горячим следам”, то есть сразу после реформы 1861 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся народе , Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел. Поиски “счастливцев” на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий счастье, свобода, честь, покой , ибо вне этого философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.

Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа , его исторический путь от рабства к свободе . Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ “народного заступника” Гриши Добросклонова - того, кто поведет людей на волю.

Авторская задача определила не только жанровое новаторство, но и все своеобразие поэтики произведения. Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам . Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. В “Кому на Руси жить хорошо” в той или иной степени “задействованы” все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание

Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалий . Проблема народного счастья - идейный центр произведения !!!. Образы семи мужиков-странников - символический образ России, тронувшейся с места (произведение не окончено).

«Кому на Руси жить хорошо» - произведение критического реализма :

А) Историзм (отражение противоречий жизни крестьян в поре Форменной России (см. выше),

Б) Изображение типических характеров в типических обстоя Тельствах (собирательный образ семи мужиков, типические обра Зы попа, помещика, крестьян),

В) Самобытные черты реализма Некрасова - использование Фольклорных традиций, в которых он был последователем Лермонтова и Островского.

Жанровое своеобразие : Некрасов использовал традиции народного эпоса, что позволяло ряду исследователей трактовать жанр «Кому на Руси жить хорошо» как эпопею (Пролог, путешествие мужиков по Руси, обобщенный народный взгляд на мир - семь мужиков). Для поэмы характерно обильное использование жанров фольклора: а) Волшебная сказка (Пролог)

б) Былина (традиции) - Савелий, богатырь святорусский,

в) Песня - обрядовая (свадьба, уборка урожая, песни-плачи) и трудовая,

г) Притча (Бабья притча), д) Легенда (О двух великих грешниках), е) Пословицы, поговорки, загадки.

В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период :

а) Классовые противоречия (гл. «Помещик» , «Последыш»),

б) Противоречия в крестьянском сознании (с одной стороны народ - великий труженик, с другой - пьяная невежественная масса),

в) Противоречия между высокой духовностью народа и невежеством, косностью, неграмотностью, забитостью крестьян (мечта Некрасова о том времени, когда мужик «Белинского и Гоголя с базара понесет»),

г) Противоречия между силой, бунтарским духом народа и смирением, долготерпением, покорностью (образы Савелия - богатыря святорусского и Якова верного, холопа примерного).

Образ Гриши Добросклонова имел своим прототипом Н. А. Добролюбова . Отражение эволюции народного сознания связано с образами семи мужиков, которые постепенно приближаются к правде Гриши Добросклонова от правды попа, Ермилы Гирина, Матрены Тимофеевны, Савелия. Некрасов не утверждает, что крестьяне восприняли эту правду, но это и не входило в задачи автора.

Поэма написана “свободным” языком, максимально приближенным к простонародной речи. Стих поэмы исследователи называют “гениальной находкой” Некрасова . Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость, афористичность и особые поговорочные обороты; органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы народной сказки (волшебная скатерть-самобранка потчует странников) искусно воспроизвести и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских ораторов, и вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика.Красочные народные сцены, полные жизни и движения, множество характерных лиц и фигур - все это создает неповторимое многоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает голос самого автора, а вместо него слышны голоса и речи бесчисленных его персонажей.

Сказочные мотивы : в Прологе: соц-бытовые (герои, сказочный зачин «В каком году – рассчитывай, в каком году –угадывай, чпор о счастье, бытовые элементы), волшебные(волшебные предметы), об Иване-дураке , о животных(говорящая птичка, сказка о птичьем царстве)

Песни : лирические, соц-бытовые, обрядовые, авторские Плачи

Поверия языческие и христианские : обряд свадьбы – расплетение кос, обряд после свадьбы – катание в санях итд.

Крестьянские образы делятся на 2 типа :

Работали на усадьбе (Ипат, Яков, Прошка)

Кто на полях

По психологическому признаку:

Холопы в душе (Клим, Ипат, Яков верный, Егорка Шутов)

Стремятся к свободе

Около четырнадцати лет, с 1863 по 1876 г., продолжалась работа Н.А. Некрасова над наиболее значительным произведением в его творчестве – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Несмотря на то, что, к сожалению, поэма так и не была закончена и до нас дошли лишь отдельные ее главы, уже позже расставленные текстологами в хронологическом порядке, некрасовское произведение по праву можно назвать «энциклопедией русской жизни». По широте охвата событий, детальности изображения характеров, поразительной художественной точности оно не уступает

«Евгению Онегину» А.С. Пушкина.

Параллельно с изображением народной жизни в поэме поднимаются вопросы нравственности, затрагиваются этические проблемы русского крестьянства и всего русского общества того времени, поскольку именно народ всегда выступает носителем нравственных норм и общечеловеческой этики в целом.

Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком?

Народу. По Некрасову, хорошо на Руси живется тем, кто борется за справедливость и «счастие родного уголка».

Крестьяне-герои поэмы, ищущие «счастливого», не находят его ни среди помещиков, ни среди священников, ни среди самих крестьян. В поэме изображен единственный счастливый человек – Гриша Добросклонов, посвятивший свою жизнь борьбе за народное счастье. Здесь автор выражает, на мой взгляд, абсолютно бесспорную мысль о том, что нельзя быть истинным гражданином своей страны, ничего не предпринимая для улучшения положения народа, составляющего силу и гордость Отечества.

Правда, некрасовское счастье очень относительно: «народному заступнику» Грише «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Однако трудно спорить с тем, что верность долгу и чистая совесть являются необходимыми условиями настоящего счастья.

В поэме так же остро стоит проблема нравственного падения русского человека, в силу своего ужасающего экономического положения поставленного в такие условия, в которых люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц. Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращенных личной зависимостью от помещика. Это некрасовский упрек великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба.

Лирический герой Некрасова активно протестует против этой рабской психологии, зовет крестьянство к самосознанию, призывает весь русский народ освободиться от векового угнетения и ощутить себя Гражданином. Поэт воспринимает крестьянство не как безликую массу, а как народ-созидатель, считал народ настоящим творцом человеческой истории.

Однако самое страшное последствие векового рабства, по мнению автора поэмы, заключается в том, что многие крестьяне довольны своим униженным положением, поскольку не мыслят себе иной жизни, не представляют, как вообще можно существовать по-другому. Например, лакей Ипат, раболепствующий перед своим господином, с благоговением и чуть ли не с гордостью рассказывает о том, как барин окунал его зимой в прорубь и заставлял играть на скрипке стоящим в летящих санях. Холуй князя Переметьева гордится своей «барской» болезнью и тем, что «с французским лучшим трюфелем тарелки он лизал».

Рассматривая извращенную психологию крестьян как прямое следствие самодержавно-крепостнического строя, Некрасов указывает и на другое порождение крепостного права – беспробудное пьянство, ставшее сущим бедствием русской деревни.

Для многих мужиков в поэме представление о счастье сводится к водке. Даже в сказке о пеночке семь мужиков-правдоискателей на вопрос о том, чего бы им хотелось, отвечают: «Кабы нам только хлебушка… да по ведру бы водочки». В главе «Сельская ярмонка» рекой льется вино, идет массовое спаивание народа. Мужики пьяными возвращаются домой, где становятся настоящим несчастьем для своей семьи. Мы видим одного такого мужика Вавилушку, пропившего «до грошика», который сокрушается, что не может даже купить козловые ботиночки свей внучке.

Другая нравственная проблема, которую затрагивает Некрасов, – проблема греха. Путь к спасению души человека поэт видит в искуплении греха. Так поступают Гирин, Савелий, Кудеяр; не таков староста Глеб. Бурмистр Ермил Гирин, послав в рекруты сына одинокой вдовы, тем самым избавив собственного брата от солдатчины, искупает свою вину служением народу, остается верен ему даже в минуту смертельной опасности.

Однако самое тяжкое преступление перед народом описывается в одной из песен Гриши: сельский староста Глеб утаивает от своих крестьян известие о раскрепощении, таким образом оставляя восемь тысяч человек в кабале рабства. По мнению Некрасова, подобное преступление ничем невозможно искупить.

У читателя некрасовской поэмы возникает чувство острой горечи и обиды за предков, надеявшихся на лучшие времена, но вынужденных жить в «пустопорожних волостях» и «подтянутых губерниях» спустя более чем сто лет после отмены крепостного права.

Раскрывая сущность понятия «народное счастье», поэт указывает, что единственно верный путь для его достижения – крестьянская революция. Идея возмездия за народные страдания наиболее четко сформулирована в балладе «О двух великих грешниках», которая является своего рода идейным ключом ко всей поэме. Разбойник Кудеяр сбрасывает с себя «бремя грехов» только тогда, когда убивает пана Глуховского, известного своими злодеяниями. Убийство злодея, по мнению автора, не преступление, а подвиг, достойный награда. Здесь некрасовская идея вступает в противоречие с христианской этикой. Поэт ведет скрытую полемику с Ф.М. Достоевским, утверждавшим недопустимость и невозможность построения справедливого общества на крови, считавшим, что сама мысль об убийстве – уже преступление. И я не могу не согласиться с этими утверждениями! Одна из важнейших христианских заповедей гласит: «Не убий!» Ведь человек, лишающий жизни себе подобного, убивает тем самым человека в себе, совершает тяжкое преступление перед самой жизнью, пере Богом.

Поэтому, оправдывая насилие с позиции революционной демократии, лирический герой Некрасова зовет Россию «к топору» (по выражению Герцена), что, как мы знаем, привело к революции, обернувшейся самым страшным грехом для ее исполнителей и самым большим бедствием для нашего народа.


Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Поэма Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" - это произведение, в котором воплощаются исконные, "вечные" черты русского национального характера, затрагиваются остросоциальные проблемы, возникшие в России [до] после отмены крепостного права. Поэт не случайно обращается к данной теме, его очень беспокоит судьба страны.

Проблема счастья является магистральной в поэме. Автора крайне волнует следующий философский вопрос: "Народ свободен, но счастлив ли народ?" Герои произведения, семеро мужиков, пытаются найти ответ: "Кому живётся весело, вольготно на Руси?" Чтобы понять, кто действительно счастлив, следует обратиться к критериям счастья, которые заявлены почти в самом начале в главе "Поп" : "Покой, богатство, честь". Однако анализируя поэму, можно пополнить их список и утвердить главную мысль о том, что подлинное счастье заключается в служении народу. Эта идея воплощается в образе Григория Добросклонова.

Так, проблема критериев благополучия решается в эпизоде встречи мужиков с попом. Однако мнение Луки, которое заключается в том, что самый счастливый человек - это богослужитель, опровергается, так как у попа нет ни покоя, ни чести, ни богатства.

Священник утверждает, что раньше была прибыль от помещиков, но теперь он может жить только на средства бедных крестьян. Также нет ему и почёта. Вместе с тем герой не может жить в спокойствии, так как "приход" у попов "большой" : "болящий, умирающий, рождающийся в мир". [Важно сказать, что ]Герою тяжело видеть страдания народа, он не может быть счастливым когда вокруг несчастливы другие люди.

Кроме того, [с точки зрения идейного содержания] персонажи предполагали, что счастлив ещё и помещик, однако обращаясь к его образу, можно отметить, что ему не хватает почёта. Реформа 1861 года усложнила жизнь Оболт-Оболдуеву. Теперь он не имеет власти над крестьянами, которые являлись основной составляющей его благополучия и средством барского произвола («Кого хочу - помилую, кого хочу – казню»). Из всего этого следует, что помещик несчастлив, так как ему некем управлять, приходится делать всё самому, тогда как он даже не может отличить «ржаного колоса» от «ячменного».

Вместе с тем странникам интересно найти счастливого человека и из простого народа. На сельской ярмарке они предлагают еды и водки тем, кто по-настоящему счастлив. Однако таких людей не нашлось. Ни один человек не подходит под критерия, предусмотренные мужиками раннее: либо их счастье скоропреходящее, либо по принципу «могло быть и хуже». Так, старуха считает себя счастливой из-за хорошего урожая репы, на что странники ей говорят: «Ты дома выпей, старая, той репой закуси!» Также и охотник, который рад, что его товарищей задрали медведи, а ему только свернули скулу. Всё это, напротив, подтверждает плохую жизнь русского народа, для которых всякая удача или бытовая мелочность уже является счастьем.

Помимо всего прочего, герои узнают о Ермиле Гирине, который славится уважением среди крестьян. Он представляет тип «народного заступника», в следствие чего поначалу его относят к числу счастливых. Однако, после персонажи узнают о том, что Ермила сидит в остроге, что рушит представления о нём как о счастливце.

Между тем, мужики встречают женщину, Матрёну Тимофеевну Корчагину, которую также сам народ считает счастливой. Героине присущи и «почёт», и «богатство», и «честь»:

Не баба! Доброумнее

И глаже - бабы нет.

Однако сама же Матрёна Тимофеевна признаёт в своей жизни только одно мгновение счастья, когда будущий муж уговаривал её выйти за него замуж:

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице...

А больше вряд когда!

Из этого следует, что радость женщины связана с предчувствием любви, ведь после замужества её жизнь превращается в бесконечные упрёки свекрови и свёкра, тяжёлую работу. Она, как и все остальные крепостные женщины, терпит унижения и пренебрежительное отношение семьи мужа, что считается типичным среди крестьян, а также героиня сталкивается со многими трудностями жизни. Не случайно Матрёна подводит всему своему рассказу итог, который носит обобщающий характер:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Таким образом, оказывается, что уважения, достатка и покоя не достаточно для того, чтобы быть счастливым.

Тогда рассмотрим ещё одного персонажа, относящегося к типу подлинного счастливого человека, Григория Добросклонова. Герой представляет народные интересы, в своей песне он поднимает тему будущего России:

Рать подымается –

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Персонаж представляет духовную линию счастья, суть которой совершенно отличается от представлений мужиков. Высказанная в песне Гриши Добросклонова «правда великая» дарит ему такую радость, что он бежит домой, ощущая в себе «необъятные силы».Герой выбирает путь служения народу. Его дорога будет нелегка, однако это и составляет счастье для души «народного заступника», которое заключается не в собственном благополучие, а в единении со всем народом. С точки зрения композиции и идейного содержания, именно эта мысль является ключевой в произведении.

Таким образом, в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» нет чёткого ответа на вопрос, кто же является в стране счастливым, однако автор показывает[, ] как от земных представлений о счастье мужики движутся к пониманию того, что счастье - духовная категория и для его обретения необходимы перемены не только в общественном, но и в душевном строе каждого крестьянина.