Композитор бенджамин бриттен. Английский композитор бенджамин эдвард бриттен. Музыка для детей

Английский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный общественный деятель, родился 22 ноября 1913 в Лоустофте (графство Саффолк). Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте – с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. С 1927 года брал частные уроки музыки у Фрэнка Бриджа, затем в 1929-1933 годах занимался в Королевском музыкальном колледже у Джона Айрленда (композиция) и Артура Бенджамина (фортепьяно); от планов обучения в Вене под руководством Альбана Берга отказался под давлением семьи и преподавателей колледжа.

Уже ранние произведения Бриттена - «Гимн Деве»(1930), хоральные вариации «Младенец родился» (1934) - привлекли определённое внимание музыкальной общественности. В 1935-1942 Бриттен много сотрудничал с поэтом Уистеном Хью Оденом: плодом этого сотрудничества стал ряд вокальных циклов на стихи Одена, в том числе «Наши отцы, охотившиеся на холмах», музыкальный радикализм которого сопоставим с политической заострённостью текстов, и первая опера Бриттена на либретто Одена «Пол Баньян» (1941), созданная после переезда обоих в США. В 1936 г. началось сотрудничество Бриттена с певцом Питером Пирсом, ставшим и спутником жизни композитора.

В 1930-е годы Бриттен пишет много музыки для театра и кино. Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны. Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение их автора в человеческую психику. Каждое произведение наделено индивидуальными чертами, которые сказываются в своеобразии замысла, его несхожести с предшествующими работами, в самобытности «сценической формы» спектакля, особенностях стилистических истоков музыки. Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни. В 1939 году, в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на Европейском континенте, возникла кантата «Баллада героев» (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В мужественной, как из звонкой бронзы вычеканенной мелодии звучали стихи Одена и Суинглера, воспевая бойцов Интернациональной бригады, погибших в боях за республиканскую Испанию. В 1940 году появляется его трагическая «Траурная симфония», написанная после смерти его родителей.

После возвращения Бриттена и Пирса из США в 1942 г. композитор в наибольшей степени посвятил себя опере: «Питер Граймз» (1945, по Джорджу Краббу) и «Поворот винта» (1954, по мотивам одноимённой новеллы Генри Джемса) заложили основу новой английской оперы и, в целом, были приняты публикой с воодушевлением, однако сопротивление части британского музыкального истеблишмента бриттеновским новациям подтолкнуло композитора к созданию собственной Английской оперной группы (1947), ставившей преимущественно произведения английских композиторов и гастролировавших с ними по всему миру, в том числе и в Советском Союзе (1964). В 1948 г. Бриттен также основал музыкальный фестиваль в Олдборо.

В 1957 г. заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, с которой он познакомился в ходе совместного с Пирсом восточного турне (Бриттен выступал как аккомпаниатор). Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод» (1957).

В 1960-е гг. Бриттен вновь обратился к церковной музыке, создавая, в частности, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения» ; третья из них, «Блудный сын» (1968), посвящена Дмитрию Шостаковичу, в свою очередь посвятившему Бриттену Четырнадцатую симфонию. Особый успех выпал на долю Военного Реквиема(1962), написанного Бриттеном для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри.

В 1970-е гг. к Бриттену пришло безоговорочное всемирное признание. В 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса. В 1976, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо.

На протяжении всех лет сохраняется многожанровая природа творчества композитора. Бриттен широко известен не только как композитор, но как музыкант-просветитель. Подобно Прокофьеву и Орфу, он создает много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле «Давайте делать оперу» (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. Бриттен часто выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии. Ни в ранние годы, ни на более поздних этапах своей творческой эволюции Бриттен не ставил перед собой задач первооткрывателя новых технических приемов композиции или теоретических обоснований своего индивидуального стиля. Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в двадцатом веке.

Сочинения с участием хора:

Кантаты: Баллада героев(1939)Дитя нам родилось (1933), Гимн св. Цецилии (1942), Венок колядок (1942), Св. Николай (1948), Кантата милосердия

Оперы : «Пол Баньян» (1941) «Питер Граймз» (1945),«Поругание Лукреции» (1946),«Альберт Херринг» (1947),«Глориана» (1953),«Поворот винта» (1954),«Сон в летнюю ночь» (1960),переработка балладной комической «Оперы нищих» Дж. Гея и Иоганна Кристофа Пепуша(1948), для детей,«Ноев ковчег» (1958), для детей, «Билли Бадд» (1951) камерная опера «Река Кэрлуо» (1964), трилогия «Притчи для церковного исполнения» ,3я из неё - опера «Блудный сын» (1968), посвященная Шостаковичу, «Смерть в Венеции» (1973)

Короткая месса ре мажор,«Гимн Деве»(1930), хоральные вариации «Младенец родился» (1934), «Золотая тщета» (The Golden Vanity) (1966), водевиль для хора мальчиков и фортепиано на текст старой английской баллады, op. 78; вокальный цикл на стихи Одена «Наши отцы, охотившиеся на холмах», муз.спектакль «Давайте ставить оперу» (1949), цикл песен на слова А. Пушкина (1965).

оратория «Военный реквием» (1962)

Музыкально-теоретический анализ

Хор Agnus Dei - номер 4 из Короткой мессы ре мажор,написанной на латинский текст мессы католического обряда. Посвящение: `For George Malcolm and the boys of Westminster Cathedral Choir` праздничных Рождественских богослужений) из «Liber usualis».

Ме́сса (итал. messa , от лат. missa ) - основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви.

В классической мессе 5 номеров:

1 Kyrie («Господи,помилуй»)

2 Gloria («Слава»)

3 Credo («Верую»)

4 Sanctus («Свят»)

5 Agnus Dei («Агнец Божий»)

В мессе Бриттена 4 номера: 1 Kyrie 2 Gloria 3 Sanctus-Benedictus 4 Agnus Dei

Agnus Dei qui tollis peccata mundi, miserere nobis, dona nobis pacem - "Агнец божий, ты, грех мира на себя принявший, помилуй нас,даруй нам мир."

Agnus Dei, или Агнец Божий - одно из символических имен Иисуса. Христос, подобно агнцу, отдал себя на заклание. Образ восходит к широко распространенному в пастушеских культурах обряду приносить первого ягненка, родившегося в стаде, в жертву богам. Агнец - символ кротости, непротивления, невинности и смирения.

Именно такой образ и заложен в этом хоре – кроткий,смиренный,невинный.

Форма – строфическая.Это 3 строфы,где 3я расширена за счёт имитационного развития.

Тональный план не устойчив,что характерно для музыки 20 века.Основная тональность – ре минор.Присутствует много случайных знаков.Появляясь в мелодии они приводят к новой тональности.Каждая музыкальная фраза в хоре – отклонение.

g-moll

e-moll

cis-moll mm

a-moll

fis-moll

Но встречаются и проходящие хроматизмы:

Остиннатность сопровождения придаёт монотонность.Этот ход d-f-a-c-es звучит на протяжении всего хора.

Склад письма-гамофонно-гармонический с элементами имитационной полифонии,встречающейся в 3й строфе.

В 1и 2й строфах хор звучит в основном в унисон,расходясь на самостоятельные партии лишь в последней фразе «Miserere nobis»

Это в совокупности со звучанием высоких детских голосов мальчиков создаёт необходимый образ - легкий, невинный, прозрачный.

В 3й же строфе фраза «Даруй нам мир» сначала звучит как несмелая просьба на pp,

а потом благодаря имитационному способу развития, динамическому развитию,расширению фактуры, усилению динамики до ff,мощному звучанию это становится больше похоже на требование,

которое всё же сводится к прозрачному звучанию t64.

Кульминация в хоре заключена именно в этой 3й строфе.

Вокально-хоровой анализ

Тип хора – детский.

Диапазон хоровых партий:

I: c 1.o. – f 2.o.

II: c 1.o. – f 2.o.

III: a м.о. – f 2.о.

Общий диапазон хора: a м.о. – f 2.о.

Композитор использует в этом хоре только высокие мальчишеские голоса – дисканты. Очевидно для создания необходимого образа агнца – смиренного, кроткого, невинного.

Здесь следует применить пофразовое дыхание, так как каждая фраза отделяется от последующей паузой.

Но при этом не терять единства строфы «Agnus dei, quitolis peccata, peccata mundi, miserere nobis».

Стоит обратить пристальное внимание на смену штрихов: legato и staccato.

Важно также чёткое произношение латинского текста.

В целом исполнение должно быть строгим, собранным, соответствующим характеру, тексту и жанру.

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств

Аннотация хора « Agnus dei »

Из «Короткой мессы in D »

Музыка: Б.Бриттена

Выполнила студентка гр. 345

Гаврилина Светлана

Преподаватель: Беляева Т.П

Английский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный общественный деятель, родился 22 ноября 1913 в Лоустофте (графство Саффолк). Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте – с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. Среди учителей Бритенна – Ф.Бридж, Дж.Айрленд и А.Бенджамин; у двух последних он занимался в лондонском Королевском музыкальном колледже (1930–1933).

Характер дарования Бриттена определил преобладание в его творчестве вокальных жанров. Ряд лучших страниц его музыки написаны для голоса с оркестром, например, Озарения (Les Illuminations, 1939); Серенада (Serenada, 1943); Ноктюрн, Nocturne, 1958) и для голоса с фортепиано Семь сонетов Микеланджело (Seven Sonnets of Michelangelo, 1940); Духовные сонеты Джона Донна (The Holy Sonnets of John Donne, 1945); Зимние слова по Т.Харди (Winter Words, 1953); Шесть фрагментов из Гёльдерлина (Six Hlderlin Fragments, 1958). Среди многочисленных сочинений жанра кантаты выделяются – Дитя нам родилось (A boy was born, 1933), Гимн св. Цецилии (Hymn to St.Cecilia, 1942), Венок колядок (The ceremony of carols, 1942), Св. Николай (Saint Nicolas, 1948), Кантата милосердия (Cantata misericordium, 1963). В широко известном монументальном Военном реквиеме (War Requiem), где стихи погибшего в Первую мировую войну английского поэта У.Оуэна перемежаются с текстами католической заупокойной мессы, музыка раскрывает тему бессмысленности всех войн.

Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение их автора в человеческую психику. Питер Граймс (Peter Grimes) по поэме Дж.Крабба Местечко (The Borough) был написан по заказу Фонда Сергея Кусевицкого и сразу после премьеры, прошедшей в Лондоне в 1945, принес композитору громкий успех. Две другие большие оперы Бриттена, Билли Бадд (Billy Budd, 1951) по новелле Мелвилла и Глориана (Gloriana, 1953), которая сочинялась специально к коронации Елизаветы II, не приобрели столь же широкой известности. Зато камерные оперы Бриттена, созданные для руководимой им Английской оперной труппы (English Opera Group), свидетельствуют об исключительном мастерстве их автора: это Поругание Лукреции (The Rape of Lucretia, 1946), Альберт Херринг (Albert Herring, 1947), Давайте создадим оперу! (Let us Make an Opera, 1949) и Поворот винта (The Turn of the Screw, 1954). Можно также упомянуть Ноев ковчег (Noye’s Fludde, 1958) – детскую оперу-мистерию на текст Честерского средневекового миракля и трехактный балет Принц пагод (The Prince of Pagodas, 1957). В 1960 появилась очень удачная опера Сон в летнюю ночь (партитура для оркестра среднего состава). Три оперы-притчи предназначены для церковного исполнения: Река Кёрлю (Curlew River, 1964), Пещное действо (The Burning Fiery Furnace, 1966) и Блудный сын (The Prodigal Son, 1968). В 1973 состоялась премьера последней оперы Бриттена – Смерть в Венеции (Death in Venice) по Т. Манну.

Среди оркестровых сочинений Бриттена – Простая симфония (Simple Symphony, 1934) для струнного оркестра, Симфония-реквием (Sinfonia da Requiem, 1940), Весенняя симфония (Spring Symphony, 1949) для солистов, хора и большого оркестра, Симфония для виолончели с оркестром (1964). Бриттен превосходно владел формой вариаций: в этом жанре написаны два замечательных сочинения – Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра (1937) и Путеводитель по оркестру для юношества (The Young Person’s Guide to the Orchestra, 1946), Путеводитель состоит из вариаций и фуги на тему Пёрселла. На музыку упомянутых вариационных циклов ставились балеты. В наследии Бриттена имеются концерты для фортепиано (1938) и скрипки (1939) с оркестром; среди камерно-инструментальных жанров – два струнных квартета (1941 и 1945). Бриттен стал Кавалером ордена кавалеров почета (1953) и пэром (1976). Умер Бриттен в Олдборо 4 декабря 1976.

Биография Бриттена

Бриттен, Бенджамин (1913-1976), Англия

Отец Бенджамина Бриттена был профессиональным музыкантом, а его мать была певицей. Мальчик был наделен большим музыкальным дарованием и написал свое первое сочинение уже в 4 года, а к 12 годам уже создал несколько больших произведений. В 1926 году он стал учеником Фрака Бриджа, который был разносторонним и опытным музыкантом.

В 1930 году Бриттен поступил в Royal College of Music, чтобы изучать фортепиано и композицию . Его раннее произведение "Phantasy Quartet" для гобоя и струнного трио было исполнено во Флоренции в International Society for Contemporary Music (I.S.C.M.) в 1934 году, и открыло имя Бриттена для международного музыкального мира. На Фестивале в Зальцбурге в 1937 году его произведение "Variations on a Theme of Frank Bridge" также было хорошо принято. К тому времени Бриттен познакомился с Питером Пирсом (они были в дружеских отношениях на протяжении всей жизни), чей необыкновенный тенор часто был прекрасным дополнением к работам Бриттена. В 1942 году музыканты возвращаются в Англию из США, где давали сольные концерты . Бриттен продолжал сочинять, примерами его тогдашних работ служат партитуры для фильма "Ministry of Information".

Бриттен написал два великолепных произведения: "Les illuminations" на слова французского поэта Артута Римбауда, и "Serenade for Tenor, Horn and Strings", которое было основано на шести английских стихотворениях. Появление первой оперы Бенджамина Бриттена в послевоенный период в Sadler"s Wells Theatre ознаменовало новую эру для английской оперы .

В 1947 году Бенджамин Бриттен, дизайнер Джон Пайпер, либреттист Эрик Крозиер, организовали English Opera Group с целью уменьшения количества музыкантов для исполнения английских опер. Таким образом, для исполнения оперы Бриттена теперь нужно было только 12 музыкантов. Эта группа просуществовала до 1961 года поставив пять опер, написанных Бриттеном.

В 1947 году Бриттен и Пирс приобрели дом в Альдебурге и переехали туда жить и работать. Там они организовывали Aldeburgh Festival для новой английской музыки. Многие известные композиторы приезжали в это место, дабы поработать в спокойной, уютной обстановке.

В 1967 году поблизости был построен специально оборудованный концертный зал The Maltings, заменивший Jubilee Hall, - для Бриттена это событие стало воплощением давней мечты. В 1969 году зал сгорел, однако благодаря международной поддержке он был восстановлен к фестивалю 1970 года.

Бенджамин Бриттен с удовольствием создавал произведения для детей. "Let"s Make an Opera" позволяет молодой публике попеть самостоятельно перед тем, как начинается сама опера . "Young Person"s Guide to the Orchestra" состоит из набора вариаций на темы Пурселя и показывает разносторонность таланта композитора. В некоторых операх Бенджамина Бриттена звучат детские хоры и голоса мальчиков-солистов, например, в "Peter Grimes" и в "Turn of the Screw".

Бенджамин Бриттен считал себя изгоем общества, поэтому большинство героев его сочинений представлены именно таким людьми. По словам современников, с ним было довольно тяжело работать, но он, бесспорно, оставил много сильных, высокохудожественных произведений.

СОЧИНЕНИЯ :

Johnson over Jordan, 1939

On the Frontier, 1938

The Eagle has Two Heads, 1946

This Way to the Tomb, 1945

A Ceremony of Carols, Op. 28, 1942

A Midsummer Night"s Dream, Op. 64, 1960

Albert Herring, Op. 39, 1947

Billy Budd, Op. 50, 1951

Burning Fiery Furnace, Op. 77, 1966

Cello Sonata, Op. 65, 1961

Cello Suite, Op. 80, 1967

Cello Suite, Op. 87, 1972

Cello Suite No. 1, Op. 72, 1964

Curlew River, Op. 71, 1964

Death in Venice, Op. 88, 1973

Dido and Aeneas, 1951

Gloriana, Op. 53, 1953

Hymn to St. Cecilia, Op. 27, 1942

Lacrymae, Op. 48a, 1977

Les Illuminations, Op. 18, 1940

Matinees musicales, Op. 24, 1941

Nocturne, Op. 60, 1958

Noye"s Fludde, Op. 59, 1958

Owen Wingrave, Op. 85, 1971, 1973

Paul Bunyan, Op. 17, 1941/1976

Peter Grimes, Op. 33, 1945

Piano Concerto in D, Op. 13, 1938-46

Prince of the Pagodas, Op. 57, 1957

Serenade for tenor, horn and strings, Op. 31, 1943

Seven Songs of Michelangelo, Op. 22, 1940

Simple Symphony, Op. 4, 1934

Sinfonia da Requiem, Op. 20, 1941

Sinfonietta for chamber orchestra, Op. 1, 1933

Soirees musicales, Op. 9, 1936

Songs and Proverbs of William Blake, Op. 74, 1965

Spring Symphony, Op. 44, 1949

String Quartet No. 1 in D, Op. 25, 1941

String Quartet No. 2 in C, Op. 36, 1945

String Quartet No. 3, Op. 94, 1975

String Quartet in D, 1931

Symphony for cello and orchestra, Op. 68, 1954

The Beggar"s Opera, 1948

The Fairy Queen, 1967

The Little Sweep, Op. 45, 1949

The Prodigal Son, Op. 81, 1968

The Rape of Lucretia, Op. 37, 1946

Three Diversions for string quartet, 1936

Turn of the Screw, Op. 54, 1954

Variation on a Theme of Frank Bridge, Op. 10, 1937

Violin Concerto in D minor, Op. 15, 1940/58

War Requiem, Op. 66, 1962

Young Person"s Guide to the Orchestra, Op. 34, 1946

Бенджамин Бриттен (1913-1976)

Эдвард Бенджамин Бриттен, барон Бриттен (англ. Edward Benjamin Britten; 22 ноября 1913, Лоустофт, графство Саффолк - 4 декабря 1976, Олдборо) - британский композитор, дирижёр и пианист.

Бриттен родился в графстве Саффолк. Он получил начальное музыкальное образование там. Позже отправился учиться в Королевский музыкальный колледж. Его учили такие музыканты, как Дж. Арлейнд, А. Бенджамин. Первым произведением Бриттена стала «Простая симфония». В ней сочетались юность композитора и его профессиональный талант. Бриттен очень хорошо играл на фортепиано. Одновременно напомнила всем, что он композитор. Никогда Бриттен не ставил перед собой грандиозные цели и задачи. Прежде всего, он доверял интуиции, фантазии и сердцу.

Бриттен терпеть не мог авангардизм. В тридцатые годы он писал музыку для театра, кино и радио. Бриттен признавался, что работал быстро, всегда и при любых обстоятельствах. Он написал около двадцати трех музыкальных произведений для фильмов. Они очень полюбились зрителям, а также были хорошо восприняты критиками. Давало о себе знать и то, что Бриттен формировался как творец в Англии. То есть в национальной среде. Он написал песенно-симфонический цикл «Наши предки – охотники». Его Бриттен написал в 1936 году. Композиция до сих пор считается острой исторической сатирой на английское дворянство.

Известность по всему миру Бенджамину принесли «Вариации на тему Фрэнка Бриджа». Композиция написана в 1937 году. Она посвящалась первому учителю Бриттена. Он еще написал несколько Вариаций: «Адажио», «Романс», «Марш», «Венский вальс», «Финал с фугой», «Траурный марш», «Итальянская партия» и другие. Кроме увлечения инструментальной музыкой, Бриттен был хорошо знаком и с другими жанрами. Он неоднократно выступал на фестивалях современной музыки в Италии, Швейцарии, Испании. Его по достоинству оценили в этих странах, равно как и в других.

Бриттен переехал на три года в Америку. Он написал там «Семь сонетов Микеланджело» для фортепиано и голоса. Бриттен не без труда нашел исполнителей для этого произведения. Этим человеком был Питер Пирс. Встреча композитора и певца породило творческое сотрудничество, которое было долгим и плодотворным. Благодаря Пирсу в Бриттена появился интерес к вокальной музыке. Бриттен начал работать с жанром – опера. Первое произведение называлось №Питер Граймс». Оно было написано по мотивам поэмы «Городок». Бенджамин возвращался из Америки в Англию и так увлекся этой поэмой, что по приезду начал серьезно работать над произведением.

Оперу он закончил в 1945 году. Именно она принесла славу композитору и раскрыла его талант как драматурга. После премьеры оперу ставили во всех известных театрах. Она даже попала в СССР. Еще одна опера «Поругание Лукреции» была написана в 1946 году. Античный сюжет был основой сего творения. Третьей оперой Бриттена стала «Альберт Херринг». Эта опера кардинально отличалась от двух предыдущих. Опера была чем-то похожа на итальянские и комические оперы. Бриттен всегда увлекался фольклором. Он аранжировал английские народные песни. Однажды Бриттен проявил себя как писатель. Он издал книгу «Чудесный мир музыки». Она популяризировала оперную музыку и была ориентирована на молодых читателей.

Одним из самых значительных произведений Бриттена стал Военный реквием. Его исполнили впервые в Англии в 1962 году. Успех был настолько оглушительным, что реквием разошелся за пару месяцев тиражом в 200 тысяч пластинок. Его исполняли почти во всех странах мира. Коллеги из СССР посвятили Бриттену свою Четырнадцатую симфонию. Скончался английский композитор в 1976 году.

Бенджамин Бриттен

О Бриттене говорят и пишут как о композиторе-англичанине, первым после Пёрселла, получившем мировое признание. Прошли столетия после смерти «Британского Орфея», - как называли Пёрселла, но ни один композитор с туманного Альбиона не выступил на мировом поприще так ярко, чтобы мир повернулся к нему с интересом, взволнованностью, с нетерпением ожидая, что нового появится в его следующем опусе. Таким стал только Бриттен, снискавший в наши дни мировую славу. Можно сказать, что Англия дождалась его.

Бенджамин Бриттен родился 22 ноября 1913 года в семье зубного врача в Лоустофте (графство Суффолк). Здесь он сделал первые шаги в музыкальном образовании. Бенджамин завершил его в начале 1930-х годов в Королевском музыкальном колледже под руководством Айрленда Бенджамина. Фрэнк Бридж, видный композитор и дирижер, был его учителем по композиции.

Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал Простую симфонию для струнного оркестра. Уже ранние сочинения Бриттена - Простая симфония и Симфониетта для камерного оркестра привлекли внимание сочетанием юношеской свежести и профессиональной зрелости. Начало творческой биографии Бриттена напоминает молодость Шостаковича: блестящий исполнитель, поражающее знание музыкальной литературы всех жанров, непосредственность и постоянная готовность писать музыку, свободное владение тайнами композиторского ремесла.

В 1933 году исполняется его Симфониетта, сразу привлекшая внимание публики. Вслед за ней появляется целый ряд камерных произведений. Интерес к Бриттену, а за ним и слава приходят из-за рубежа. В Италии (1934), Испании (1936), Швейцарии (1937) на фестивалях современной музыки он удостаивается высокой оценки своих произведений.

Этим первым сочинениям Бриттена была присуща камерность звучания, четкость и лаконичность формы, что сближало английского композитора с представителями неоклассического направления. В 1930-е годы Бриттен пишет много музыки для театра и кино Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны «Наши предки - охотники» (1936) - сатира, высмеивающая дворянство; цикл «Озарения» на стихи А. Рембо (1939).

В инструментальном творчестве 1930-х годов обнаруживается один из методов работы композитора: интерес к тому или иному инструменту вызывает к жизни цикл произведений для него, образующих самостоятельную группу. Так родились две параллельно идущие группы сочинений для фортепиано и скрипки. От фортепианной сюиты «Воскресный дневник» (1934) через Фортепианный концерт (1938), пьесы для двух фортепиано (1940, 1941) к Шотландской балладе для двух фортепиано с оркестром (1941); от Сюиты для скрипки с фортепиано (1935) к Скрипичному концерту (1939). В последовательном освоении возможностей инструмента - как самого, так и в сочетаниях с другими - отчетливо видно движение от миниатюры к крупной форме. Внутри таких групп также постепенно определяется круг тем, проступает характерность образов, специфичность отдельных приемов, очерчивается жанровый диапазон, ощутимо влечение к формам, которые станут излюбленными, - вызревает стиль.

Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни. В 1939 году, в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на европейском континенте, возникла кантата «Баллада героев» (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В мужественной, как из звонкой бронзы вычеканенной мелодии звучали стихи Одена и Суинглера, воспевая бойцов Интернациональной бригады, погибших в боях за республиканскую Испанию.

В 1940 году появляется его трагическая «Траурная симфония», написанная после смерти его родителей Бриттен позднее написал еще две симфонии - «Весеннюю симфонию» (1949), Симфонию для виолончели с оркестром (1963). Однако лишь «Траурная симфония» является собственно симфонией. Своей силой и экспрессией выражения она близка симфоническим произведениям Малера.

Одно из лучших сочинений того времени - «Семь сонетов» Микеланджело для тенора и фортепиано (1940), музыка душевного смятения, тоски и горечи. Совсем непросто было найти исполнителя, способного понять не только вокальные задачи, но логику и стиль современного мелодического распева стихов великого ваятеля и поэта Возрождения. Встреча с Питером Пирсом обозначила начало нового этапа творческого пути Бриттена. Вполне вероятно, что общение с Пирсом, певцом исключительно высокой культуры, сочетавшем в своем искусстве страстную патетику с глубокой интеллектуальностью, сыграло свою роль в зарождении у Бриттена интереса к вокальной музыке и в результате привело его к оперному жанру. На многие годы опера стала для Бриттена основной сферой приложения его огромного таланта. Первая же опера «Питер Граймс» сразу принесла его автору мировую славу.

«В 1941 году Питер, Пирс и я были в Калифорнии. Мы ждали парохода в Англию, - вспоминал Бриттен. - В местной газете нас заинтересовала поэма Крэбба. Затем нам удалось раздобыть у букиниста сборник его стихов, которые мы с жадностью „проглотили“. Они нас глубоко взволновали. С первых же строк мы почувствовали, что автор задел наши сердца. Быть может, частично причиной этому были тоска по родине, стремление поскорее вернуться домой».

Бриттен вернулся на родину в 1942 году, на Восточное побережье Англии. Здесь, в морском городке Олдборо, в течение 77 лет жил и работал Джордж Крэбб - писатель и поэт, врач и священник, летописец здешних мест. Олдборо - родина его героев и место действия всех его произведений.

Здесь, на Восточном побережье, многое для Бриттена имело особый смысл. Суффолк стал духовной родиной композитора. Бриттен избрал своим домом Олдборо. Здесь вырос его театр, появились друзья, помощники, сподвижники, здесь вынашивались и осуществлялись на устраиваемых с 1948 года ежегодных летних музыкальных фестивалях планы.

Можно предположить, что поэма Крэбба воспламенила воображение композитора прежде всего местным колоритом. Образ Восточного побережья, дыхание моря, родной пейзаж, сильные и суровые характеры рыбаков, возможно, воочию представились ему. Бриттен и либреттист Слейтер создали произведение, в котором повествуется о необычном человеке, личности противоречивой, наделенной поэтическим воображением и силой характера.

В «Питере Граймсе» впервые проявился талант Бриттена как музыкального драматурга. Он добивается постоянно, от картины к картине, растущего интереса слушателей путем необычного сопоставления эпизодов сольных, ансамблевых, хоровых; он прослаивает сценическое действие симфоническими интерлюдиями - антрактами, воздействующими с большой силой на слушателей.

«Питер Граймс» в 1945 году был поставлен в Лондоне театром «Седлер Уэллс». Премьера вылилась в событие общенационального значения, возродив давно утраченную славу английской музыки. Возможно, что «Питер Граймс» по особенному захватил своим драматизмом людей, много страшного испытавших в годы только что окончившейся войны. Первая опера Бриттена обошла все крупнейшие сцены мира и неоднократно ставилась в Советском Союзе.

Через год Лайденбернский оперный театр поставил новую оперу Бриттена - «Поругание Лукреции». Судьба Лукреции, жены римского полководца Луция Коллатина, впервые описана Тацитом, а потом много раз пересказывалась поэтами, писателями, драматургами, в том числе и Шекспиром.

«Поругание Лукреции» - первая опера, в которой Бриттен обращается к камерному составу: шесть исполнителей сценических ролей, включая и второстепенные; тринадцать человек в оркестре, и так как жанр оперы приближен к античной трагедии, введен хор, комментирующий действие, предваряющий своими репликами сценические события. Но партии хора поручены… двум певцам: тенору и меццо-сопрано.

Год спустя после премьеры «Лукреции» Бриттен дирижирует премьерой новой своей оперы - «Альберт Херринг». Музыка «Альберта Херринга» своей живостью, органичностью возникновения ансамблей, широкими пластами вокальных эпизодов ассоциируется с приемами письма итальянской комической оперы. Но постоянно слышатся интонации специфически английские и в мелодических построениях, и в речитативах.

Опера продолжает притягивать Бриттена до конца его дней. В 1950-1960-х годах появляются - «Билли Бадд» (1951), «Глориана» (1953), «Поворот винта» (1954), «Ноев ковчег» (1958), «Сон в летнюю ночь» (1960) по комедии В. Шекспира, камерная опера «Река Кэрлуо» (1964), опера «Блудный сын» (1968), посвященная Шостаковичу, и «Смерть в Венеции» (1970) по Т. Манну.

Каждое произведение наделено индивидуальными чертами, которые сказываются в своеобразии замысла, его несхожести с предшествующими работами, в самобытности «сценической формы» спектакля, особенностях стилистических истоков музыки. Особое место занимает «Поворот винта» - опера, в которой впервые Бриттен отказался от модуса видения, свойственного всем его предшествующим операм и большинству последующих.

«Поворот винта» - драма символистская. В ней нет определенности пространственных и временных параметров, и хотя «действие, - как гласит ремарка, - происходит вокруг пригородного дома Блай в Восточной Англии, в середине прошлого века», музыка, вопреки обычной манере композитора, не воссоздает их. Опера монотематична в самом строгом смысле этого понятия и уникальна как пример музыкально-сценического вариационного цикла.

На протяжении всех лет, о которых шла речь в связи с операми, сохраняется многожанровая природа творчества композитора.

Так, его балет «Принц пагод» (1956) - романтическая сказка-феерия - стал событием в английском балетном театре. Бриттен пришел к балету «Принц пагод» под впечатлением и сильным воздействием красочной и богатой музыки острова Бали.

Одна из главных тем творчества Бриттена - протест против насилия, войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира - получила высшее выражение в «Военном реквиеме» (1961). О том, что привело его к Военному реквиему, Бриттен рассказывал так: «Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах… Я не стану утверждать, что это сочинение написано в героических тонах. В нем много сожаления по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому Реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны».

Бриттен обратился к реквиему, древней форме заупокойной мессы. Взяв полный канонический текст на латинском языке, Бриттен параллельно вводит текст английского Уилфрида Оуэна, погибшего участника Первой мировой войны.

Военный реквием написан для смешанного хора, хора мальчиков, трех солистов (сопрано, тенора и баритона), органа, симфонического оркестра и камерного оркестра. Оба хора, сопрано и симфонический оркестр исполняют канонический латинский текст, а тенор и баритон в сопровождении камерного оркестра поют антивоенные стихи Уилфрида Оуэна. Так, в двух планах, развертывается поминовение погибших воинов. И оттого, что латинский текст обобщает извечную скорбь всех поколений, английский, поминая жертвы войны, обращается к живущим ныне, а оркестровые пласты звучности, подобно волнам безбрежного океана, вламываются в сознание каждого слушателя, - так грандиозно впечатление от сочинения Бриттена, обращенного не к Богу, а к человечеству.

Первое исполнение Военного реквиема на Британских островах состоялось в мае 1962 года. Вскоре он уже звучал в крупнейших концертных залах Европы и Америки. Критики единодушно провозгласили его самым зрелым и красноречивым проявлением таланта композитора. Комплект пластинок с записью реквиема в течение первых пяти месяцев разошелся в количестве 200 000 экземпляров.

Бриттен широко известен не только как композитор, но как музыкант-просветитель. Подобно Прокофьеву и Орфу, он создает много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле «Давайте делать оперу» (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. Вариации и фуга на тему Пёрселла написаны как путеводитель по оркестру для молодежи, знакомящий слушателей с тембрами различных инструментов. К творчеству Пёрселла, как и вообще к старинной английской музыке, Бриттен обращался неоднократно. Он сделал редакцию его оперы «Дидона и Эней» и других произведений, а также новый вариант «Оперы нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша.

Бриттен часто выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии.

Ни в ранние годы, ни на более поздних этапах своей творческой эволюции Бриттен не ставил перед собой задач первооткрывателя новых технических приемов композиции или теоретических обоснований своего индивидуального стиля. В отличие от многих своих сверстников, Бриттен никогда не увлекался погоней за «самым новым», равно как и не старался найти поддержки в устоявшихся приемах композиции, унаследованных от мастеров предшествующих поколений. Он руководствуется, прежде всего, свободным полетом воображения, фантазии, реалистической целесообразностью, а не принадлежностьюк одной из многочисленных «школ» нашего века. Бриттен ценил творческую искренность больше, чем схоластическую догму, в какие бы ультрасовременные наряды ее ни облекали. Он позволял всем ветрам эпохи проникать в свою творческую лабораторию, проникать, но не распоряжаться в ней.

Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в двадцатом веке.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЖ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УЭ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФР) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Бенджамин Джонсон (1573-1637 гг.) драматург, поэт и критик Болтливость – болезнь возраста.В вине тоска ищет облегчения, малодушие – храбрости, нерешительность – уверенности, печаль – радости, и находят лишь гибель.Величайшую славу народа составляют его писатели.Для нас,

Из книги Словарь современных цитат автора

Бенджамин Франклин (1706-1790 гг.) просветитель, ученый, государственный деятель, один из авторов Декларации независимости США и Конституции 1787 года Богатство главным образом зависит от двух вещей: от трудолюбия и умеренности, иначе говоря – не теряй ни времени, ни денег, и

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Бенджамин Раш (1745-1813 гг.) просветитель Жестокость к животным есть одно из средств уничтожения моральной чувствительности.Я настолько убежден в тесной связи между нравственностью человека и гуманным отношением к животным, что всегда буду преклоняться перед

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты автора Морозов В. П.

ЛИФШИЦ Владимир Александрович (1913-1978); ХАЗИН Александр Абрамович (1912-1976), эстрадные драматурги 274 У прынципе.«Анкета», сценка из спект. Ленингр. т-ра миниатюр «Белые ночи» (1957) «Я не дурак, нет, у прынципе. Я тут думал, кое-что понял, у

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Бенджамин Бриттен Английский композитор, дирижер, пианист Бенджамин Бриттен родился в 1913 году. Обучался он в лондонском Королевском музыкальном колледже под руководством Дж. Айрленда (композиция) и А. Бенджамина (фортепиано).Первым значительным произведением

Из книги Кабинет доктора Либидо. Том I (А – Б) автора Сосновский Александр Васильевич

Pilatus (Britten-Norman) BN-2 Defender Пилатус (Бриттен-Нормэн) BN-2 «Дефендер» САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ Разработан на основе легкого транспортного самолета BN-2 «Айлендер», первый полет которого состоялся 13 июня 1965 г. Самолет «Айлендер» представляет собой

Из книги автора

ДЖОНСОН, Бен (Бенджамин) (Johnson, Ben, 1573–1637), английский драматург 204 Сладостный лебедь Авона (Эйвона). // Sweet swan of Avon. «Памяти <…> Шекспира» (1623) ? Knowles, p. 420 В пер. В. Рогова: «О нежный лебедь Эйвона!» ? Европейские поэты Возрождения. – М., 1974, с. 517.Отсюда: «Авонский лебедь». На

Из книги автора

ДИЗРАЭЛИ, Бенджамин с 1876 г. граф Биконсфилд (Disraeli, Benjamin, Earl of Beaconsfield, 1804–1881), британский политик и писатель, премьер-министр в 1868, 1874–1880 гг. 234 Да, я еврей, и когда предки моего достоуважаемого оппонента были жестокими дикарями на никому не известном острове, мои предки были

Из книги автора

ЛИФШИЦ, Владимир Александрович (1913–1978); ХАЗИН, Александр Абрамович (1912–1976), эстрадные драматурги 539 У прынципе. «Анкета», сценка из спект. Ленингр. тра миниатюр «Белые ночи» (1957) «Я не дурак, нет, у прынципе. Я тут думал, коечто понял, у прынципе». 540 Мурлин Мурло. «У окон дома»,

Из книги автора

Бриттен Бенджамин (Britten Edward Benjamin) (1913-1976), английский композитор, пианист, дирижер.Родился 22 ноября 1913 в Лоустофте, графство Суффолк Англия. Рано проявил выдающиеся музыкальные способности. С тринадцати лет музыкальным воспитанием мальчика занимался композитор Франк