Картины рериха в частных музеях. Николай Рерих: от балета до Шамбалы. Это не культурно

В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка выдающегося художника Николая Рериха. Экспозиция ярко демонстрирует основные черты его творчества: яркую декоративность, обобщенный и мифологизированный взгляд на историю и природу, а также выраженный интернационализм.

На выставке в корпусе Бенуа посетители увидят работы раннего, так называемого «русского периода» творчества Рериха, а также полотна и этюды индийского периода жизни, переданные Русскому музею в 1960 году старшим сыном художника, ученым-востоковедом Юрием Рерихом. В частности, это «Скалы Лахула. (Знаки Гесэра)», «Нанда -Деви», «Тибет. Монастырь», «Слава Гималаев», «Сокровища снегов», «Ступа. Ладак» и другие. Всего на выставке представлено около 300 произведений живописи и графики, в том числе из фондов Русского музея, Третьяковской галереи, ГМЗ «Петергоф», Музея-квартиры Бродского и частных собраний Петербурга. Отмечается, что выставка превзошла по своему масштабу экспозицию 1974 года, посвященную 100-летию художника.

Генеральным спонсором нынешней выставки стал банк ВТБ, который поддерживает проекты Русского музея уже более 10 лет. «Художественное наследие Николая Рериха – человека с интереснейшей биографией, автора множества разнообразнейших картин, занимающего исключительное место среди деятелей русской и мировой культуры, — грандиозно. Банк ВТБ с большим удовольствием поддерживает масштабную экспозицию работ этого выдающегося художника в Русском музее, которая, мы уверены, не оставит равнодушными ни профессионалов-искусствоведов, ни ценителей изобразительного искусства из числа петербуржцев или гостей Северной столицы», — считает заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра ВТБ — старший вице-президент Юрий Левченко.

Публика впервые сможет увидеть множество этюдов Рериха позднего периода его творчества. Обычно они хранятся в запасниках Русского музея. Каждый из этюдов по уровню художественного исполнения является практически полноценной картиной небольшого формата. Организаторы выставки провели огромную работу, собирая их на стенах выставочных залов в виде мозаичных панно. Учитывая «свечение» картин Рериха, такие конгломераты изображений создают эффект витражного окна, отмечают создатели экспозиции.

Особое внимание уделяется серии полотен «Богатырский фриз». Ранее они редко экспонировались из-за больших размеров. Серия была создана Рерихом в 1910 году для столовой в доме купца и промышленника Филадельфа Бажанова в Петербурге. Серия состоит из семи больших панно («Вольга», «Микула», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Садко», «Баян» и «Витязь»), общая длина которых достигает 25,75 метра, а также 12 полотен меньшего размера. Четыре части этой работы находятся в постоянной экспозиции музея, но целиком панно выставляется впервые. Панели оконных проемов с растительными и архитектурными мотивами широкая публика так же увидит в первый раз.

Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе, отмечает важнейшие черты живописи Рериха, в частности, его особый интерес к археологии и древней истории. «Особенно Рерих интересовался такими темами как переселение народов. Но нужно помнить, что это не история как таковая, а, скорее его, размышления над ней. Для него вообще характерны широкие обобщения, мифологизация прошлого и природы», — отмечает она.

Степень обобщенности картин такова, что порой невозможно понять, какая местность и эпоха на них изображены. Так, Петрова обращает особое внимание на картину Рериха 1940 года «Полунощное». «Степень обобщения здесь такова, что трудно понять, что именно изображено — Индия или русский Север», – отмечает она. На полотне мы видим скалы, поверхность воды, ладьи и ослепительно яркую корону света. Разноцветные световые столбы движутся, вспыхивают и исчезают, напоминая северное сияние.

На выставке также представлены картины, давно знакомые публике, — в частности, «Заморские гости», а также работы Рериха, легшие в основу художественного оформления «Весны священной» — одного из величайших балетов всех времен.

Важно помнить то, что Рерих – не только живописец, но и влиятельный борец за сохранность памятников культуры. Именно он был главным инициатором подписания знаменитого Пакта Рериха — договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Пакт является первым международным документом, который полностью посвящён защите культурных ценностей и который не содержит оговорки о военной необходимости. Рерих подчеркивал, что памятники культуры не национальны, а интернациональны, и их защита – дело всего человечества. Увы, положения пакта все еще весьма актуальны. «Все мы видим, что памятники культуры во многих странах продолжают уничтожаться, особенно в военное время. В частности, в связи с событиями последних лет такая угроза нависла над многими объектами культуры в Египте», — отмечает Евгения Петрова.

Выставка продлится до июня 2014 г.

Тимофей Тумашевич

Путешествуя по старинным залам усадьбы Лопухиных, в которых разместился Музей имени Н.К. Рериха, соприкасаясь с великим творчеством человеческого духа, мы словно совершаем путешествие во времени. Из суетного настоящего переносимся в другое измерение - вечное время космических истин, исканий духа и творческих озарений. Из небольшого пространства Музея попадаем в необъятный мир, многогранный, красивый и загадочный, – мир семьи Рерихов, которые своей жизнью и творчеством показали, что самые чудесные легенды могут стать для нас реальностью, если мы встаем на путь нравственного, духовного совершенствования, расширения сознания, если мы вспоминаем о своих основах, если принимаем в свое сознание понятие Вечности и Беспредельности.

Эпиграфом ко всей музейной экспозиции служит Вводный зал . На стенах этого зала – уникальные картины Н.Г. Волковой, в которых символически отражены важнейшие этапы культурно-духовной эволюции человечества.



Образ Земли Русской возникает на живописных полотнах Н.К. Рериха, представленных в Русском зале . Созданные в разные годы, проникнутые любовью к Родине, картины художника несут в себе «слово и завет о России». О многогранной деятельности Николая Константиновича на благо великой русской культуры рассказывают экспонаты зала.



Духовным наставникам Рерихов, Мудрецам Индии, Великим Учителям человечества, в сотрудничестве с которыми было создано Учение Живой Этики, посвящен Зал Учителей – один из самых красивых залов Музея, восстановленный по архивным материалам точно таким, каким он был в 18 веке.



Первый в мире Гималайский Институт научных исследований был создан семьей Рерихов в гималайской долине Кулу, где они провели большую часть своей жизни в Индии. В зале Кулу – первые выпуски «Журнала Гималайского института «Урусвати» и печать Института, фотографии дома, где жили Рерихи, личные вещи Николая Константиновича и его семьи, старинная бронза из их коллекции, картины Н.К. и С.Н. Рерихов.


Исторические документы из архива Рерихов, размещенные в экспозиции зала Знамени Мира , представляют Николая Константиновича как личность планетарного масштаба, как общественного деятеля, поднявшего над Землей Знамя Мира – Знамя Культуры. Знамя Мира стало символом Пакта Рериха – первого международно-правового акта, специально посвященного охране культурных ценностей.



Зал Юрия Рериха посвящен старшему сыну Елены Ивановны и Николая Константиновича – востоковеду, путешественнику, археологу, искусствоведу, историку и лингвисту.

Картины Николая и Святослава Рерихов, изъятые из Международного центра Рерихов 7 марта, переданы Музею Востока. Пока данное учреждение выступает в роли склада для хранения вещдоков. Дело в том, что вывезенные из МЦР работы, по мнению следствия, были подарены центру владельцем канувшего в лету Мастер-Банка Борисом Булочником, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Напомним, именно для Музея Востока Минкульт «отжимает» занимаемую Центром Рерихов усадьбу Лопухиных на протяжении многих лет.

7 марта многочисленный женский коллектив Международного центра Рерихов оказался буквально ошарашен «подарком», который был преподнесен Министерством культуры и правоохранителями. Рабочий день начался для них с закрытых дверей, охраняемых бойцами ОМОНа. Пока у входа на территорию центра скапливались возмущенные сотрудники, которым не предоставили абсолютно никакой информации, и представители СМИ, в самом здании усадьбы Лопухиных происходило, без преувеличения, варварское изъятие экспонатов.

Позже стало известно, что следственные действия в МЦР проходили в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении Бориса Булочника , который в свое время был крупнейшим меценатом Центра Рерихов, являясь владельцем закрытого в 2013 году Мастер-Банка. Следствие считает, что картины были куплены якобы на украденные банкиром деньги. В самом Центре Рерихов к подозрениям следствия относятся, мягко говоря, скептически.

Вице-президент МЦР Александр Стеценко :

«У нас был меценат Борис Ильич Булочник. Никаких счетов Мастер-банк нам не перечислял. А выносили картины, подаренные с 2002 года. И следователи заявляли, что это было куплено на ворованные деньги. Каким образом? 17 лет назад Булочник покупал картины за рубежом, возвращал на родину, в Россию».

Министерство культуры «открещивается» от событий, произошедших в Центре Рерихов, заявляя, что представители ведомства присутствовали при изъятии исключительно в роли «экспертов». Но нельзя забывать, что Минкульт на протяжении многих лет пытается буквально выгнать коллектив МЦР из усадьбы Лопухиных (отреставрированной, между прочим, без участия этого самого Минкульта) и передать историческое здание , а заодно и бесценное наследие Рерихов , подведомственному Музею Востока. Позже стало известно, что вывезенные из Центра Рерихов картины оказались именно в этом музее, который пока что стал временным складом для хранения вещдоков. Всего было изъято около 200 экспонатов (картины и рисунки) . Руководству МЦР запретили оглашать конкретные наименования, по их словам в Музей Востока отправились не все картины, подаренные Булочником, но при этом были изъяты труды, которые не имеют отношения к меценату.

«Нам были переданы на хранение в качестве вещественного доказательства около 50 упаковок. Сколько там картин я не могу сказать, так как мы не имеем права их распечатывать», - цитирует слова генерального директора Музея Востока Александра Седова агентство ТАСС.

Любопытно, что именно 7 марта Арбитражный суд Москвы отказал в заявлении Государственного музея Востока об ускорении рассмотрения его иска о выселении Международного Центра Рерихов из строений 4 и 7 усадьбы Лопухиных, в которых располагается общественный Музей имени Н.К. Рериха.

Это не культурно

О произошедшем 7 марта трудно говорить без таких терминов, как «дикость», «варварство» и «позор». А как иначе назвать ситуацию, когда «эксперты» из Минкульта в сопровождении бойцов ОМОНа (как рассказал Александр Стеценко, в руках одного из них он видел топор, видимо, для сбивания замков) , не дожидаясь приезда юриста МЦР, блокируют работу учреждения, заставляя работников «сидеть тихо»? Разве не дико без какого-либо объяснения причин не пропускать пришедших на работу людей, для которых Центр Рерихов стал вторым домом, можно сказать, смыслом жизни? Возможно, автор этих строк излишне впечатлительный человек, но видя опустошенные взгляды женщин-сотрудниц Центра, получивших такой «подарок» к 8 марта, становится не только больно, но и во многом стыдно. Искренне желаю работникам других учреждений культуры, меценатом которых являлся Борис Булочник , никогда не столкнуться с таким же отношением.

О том, что творилось внутри музея, где в течение нескольких часов хозяйничали ОМОНовцы и те же «эксперты», подробно рассказало руководство МЦР в ходе пресс-конференции.

Остроты этой ситуации придает и тот факт, что совсем необязательно было устраивать «маски-шоу» в промозглый предпраздничный день. Вот, что нам рассказал первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Павел Журавихин :

«В действиях правоохранителей нет совершенно никакой логики. И речь идет не только в целом об абсурдности ситуации с бывшим меценатом. Дело в том, что с нами уже возникала почти такая же история, - представители МВД в рамках того же уголовного дела приехали и сообщили о присвоении некоторым картинам статуса вещественного доказательства. В тот раз мы подписали бумагу о том, что обязуемся не совершать никаких действий с указанными картинами и всё, никакого изъятия не произошло. Мы строго выполнили это предписание. Зачем надо было в этот раз действовать иначе – остается только догадываться».

По его словам, нет никаких подтверждений квалификации людей, которые изымали картины. Более того, глубокие сомнения вызывают условия, в которых была произведена транспортировка, - «это был самый обыкновенный небольшой фургон, а не специальный транспорт, соответствующий перевозке такого груза» . Напомним, речь идет о бесценных картинах великого Николая Рериха!

История не закончена

Понятно, что Центр Рерихов не опустит руки и продолжит отстаивать свой Музей, впереди еще не один суд . Пока остается только пожелать мужества и стойкости коллективу, который буквально с первых дней существования Международного центра Рерихов отстаивает право сохранения общественного статуса наследия наших великих соотечественников. Если кто не знает, Святослав Рерих в конце 80-х прямо указывал, что наследие его семьи передается в Россию на условии, что картины и другие произведения искусства будут храниться и выставляться в Музее, имеющем Общественный статус. То есть его работа не должна зависеть от каких бы то ни было ведомственных барьеров, характеризующих, к сожалению, все без исключения отечественные министерства.

«Произошедший во вторник инцидент вписывается в широкую кампанию, развернутую Министерством культуры и Музеем Востока против нашего общественного Музея. Мы уже привыкли к внеплановым проверкам, которых только в 2016 году со стороны Минкульта было 17, к глупым обвинениям в экстремизме, которые, разумеется, не нашли подтверждения… Наследие Рерихов должно быть общественным достоянием, чтобы каждый гражданин страны чувствовал к нему сопричастность, как считал Святослав Рерих, а не уделом чиновников», – заключил Павел Журавихин .

Как долго Музей Востока будет играть роль «временного склада вещдоков» - неизвестно. Весьма вероятно, что своеобразным эндшпилем этой партии, развязанной, по всей видимости, Министерством культуры, станет незаметное исчезновение «временного» статуса, и картины останутся в Музее Востока с молчаливого согласия общества. Будет уместным напомнить призыв самого Николая Константиновича Рериха в его послании «Друзьям Знамени Мира».

«… никакие указы не создадут культуру и не защитят ее, если общественность будет безразлична и бездеятельна. Культура есть выражение всего народа. Защита и возвышение ее есть всенародная обязанность» .

Н.К.Рерих (Друзьям Знамени Мира, 1947 год)

Каждый, кому не безразличен духовный мир стран Азии и философские течения Востока, должен был хотя бы слышать фамилию Рерих. Художник-философ Николай Константинович Рерих за свою долгую и насыщенную событиями жизнь совершил настоящий переворот в культурном мировоззрении не только России, но и других стран мира.

Личность и самого Николая Константиновича, и его семья овеяны таинственной мистической аурой открывшегося им знания, а картины живописца пропитаны духом мудрости и вечности, имея свойство не только показывать прошлое, но и заглядывать в будущее.

О его существовании знают немногие, хотя он находится в самом центре Москвы в старинной усадьбе Лопухиных (Малый Знаменский пер., 3/5). Там в 1993 году состоялась первая экспозиция картин и личных вещей Рериха. Свою деятельность музей начал после многолетней «войны» за наследие семьи художника. Затрагивались интересы государства, чиновники и другие частные лица боролись за имущество Рерихов, и поэтому музей до сих пор испытывает сложности: сказываются последствия этого противостояния.

Но, несмотря на долгие тяжбы, сотрудникам Центра Рерихов удалось создать в его стенах атмосферу, которая настраивает посетителей на восприятие и понимание работ и учения Николая Константиновича. Ведь ключевым элементом наследия Рерихов является именно учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Новая система мировоззрения, указывающая на связь человечества с бесконечным космосом, взгляды на культурную и политическую эволюцию человека через посылаемое свыше знание сформировалась через общение с Учителями Индии. «Живая Этика» по-новому трактовала символы буддизма и традиционных верований народов Азии. Шамбала, карма, Матерь Мира – эти образы регулярно появлялись в восточных сериях картин Николая Рериха.

В первом же зале музея вас буквально погружают в мир символов учения художника. Этот эффект создает серия работ Нины Волковой, прослеживающих этапы «космической» эволюции человека. Картины выполнены в золотых тонах и апеллируют к античным и религиозным мифам. И хотя это авторская трактовка учения Рериха, она позволяет настроиться на правильное восприятие работ художника.

Следующие экспонаты музея знакомят вас со становлением великого художника, не только как человека, но и как философа. Переходя из Петербургского зала в Русский, можно увидеть всю историю семьи Рерихов и путь ее представителей в искусстве.

А Зал Живой Этики знакомит посетителей с духовным становлением семьи. В нем представлены полотна с изображениями ярчайших деятелей духовного мира, а также эпизоды из их жизни. Центром зала является стенд с бюстами людей, которых, согласно Живой Этике, называли «Вестниками Космической эволюции». Это выдающиеся деятели разных этапов истории развития человечества: Иисус Христос, Жанна Д"Арк, Энштейн и даже Циолковский.

К этому залу примыкает Зал Учителей, духовных наставников и мудрецов Индии. Это наглядно демонстрирует, что Рерихи были не только художниками, но и последователями древнего учения, которое пронесли по всему миру во время своих путешествий, экспедиций и выставок.

Но их философия была гораздо шире – она не только преодолела границы между государствами, но и покорила космическое пространство. Это хорошо видно в Зале Знамени Мира. Знамя Мира - символ не только духовный, но и вполне материальный.



Ведь он стал гербом Пакта Рериха, первого международно-правового акта, декларирующего охрану культурных ценностей. Начинание было поддержано многими государствами и возвело личность Рериха в ранг мирового масштаба.

Центр-музей им. Н.К. Рериха сегодня открывает посетителям двери не только в дом искусства великого художника и его семьи, но и в храм науки и учения, преодолевшего мировое и временное пространство.