Какие установлены требования к договору об образовании? Основания возникновения образовательных отношений Договор об образовании заключенных с родителями

Основания возникновения образовательных отношений

В Законе № 273-ФЗ предусмотрены специальные положения, касающиеся возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.

Основаниями возникновения образовательных отношений являются следующие документы:

распорядительный акт образовательной организации о приеме (зачислении) лица в данную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации;

договор об образовании - по общему правилу он необходим, если образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель.

Возможны ситуации, когда для издания распорядительного акта необходимо предварительное заключение договора об образовании. Такой порядок будет действовать в следующих случаях:

при приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования;

при приеме на обучение, оплачиваемое физическими и (или) юридическими лицами.

При целевом приеме на обучение будет необходимо предварительно (до издания распорядительного акта) заключить два договора: о целевом приеме и о целевом обучении.

По действующему законодательству об образовании отношения, например, между вузом и студентом-бюджетником не требуется оформлять договором. К заключению договора в этом случае приравнивается издание приказа о зачислении студента в вуз. По своей правовой природе договор на оказание вузом образовательных услуг относится к группе публичных договоров и договоров присоединения. В силу этого обучающийся присоединяется к условиям договора, которые обозначены в законе.

Особенности договора об образовании

В п. 12 части 1 статьи 3 Закона № 273-ФЗ отражены новые принципы правового регулирования образовательных отношений. Среди них стоит отметить такой принцип, как сочетание государственного и договорного регулирования образовательных правоотношений. В связи с этим в новом Законе об образовании закреплены специальные положения о договоре об образовании, отсутствовавшие в Законе № 3266-1.

В некоторых случаях условием возникновения образовательных отношений является заключение договора об образовании. В соответствии с Законом N 273-ФЗ такой договор заключается в простой письменной форме.

Сторонами договора об образовании могут быть:

образовательная организация и зачисляемое на обучение лицо (либо родители или законные представители несовершеннолетнего лица);

образовательная организация, зачисляемое на обучение лицо и физическое или юридическое лицо, которое обязалось оплачивать обучение.

Другие особенности договора оказания платных образовательных услуг

полученный от услуги результат нельзя увидеть и пощупать;

сама услуга является потребляются в момент оказания заказчику;

услуга считается оказанной после подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг;

Счет (счета-фактура) исполнителя услуг;

Существенные условия договора оказания платных образовательных услуг

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ).

Отношения сторон по договору возмездного оказания услуг регулируются главой 39 Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 783 ГК к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729 ГК) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739 ГК), если это не противоречит специальным нормам о данном договоре (статьи 779 - 782 ГК), а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

При оказании платных образовательных услуг стороны договора помимо ГК обязаны также руководствоваться нормами специального законодательства, т.е. Законом "Об образовании в РФ", которым определены как существенные условия оказания платных образовательных услуг. так и иные обязательные для включения в договор условия оказания этого вида услуг.

Если договор возмездного оказания образовательных услуг заключается с физическим лицом, то к отношениям сторон по такому договору применяется Закон РФ "О защите прав потребителей ".

Ниже размещена рекомендуемая типовая форма договора об образовании. Конечно же, надо понимать, что каждый договор уникален и его условия зависят от особенностей ряда условий и воли сторон. Тем не менее есть условия (они называются существенными) которые должен содержать любой договор оказания услуг об образовании и без которых договор считается незаключенным. К существенным условиям договора оказания платных образовательных услуг относятся условия, определяющие конкретный вид оказываемой услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ), т.е.:

Предмет договора возмездного оказания услуг (согласно ст. ст. 432, 703, 779 Гражданского кодекса РФ) являются конкретные услуги, поэтому из договора должно быть ясно - какие услуги будут оказываться.

Согласно статье 101 Закона № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг . что и будет предметом договора об образовании.

Иные условия, которые предусмотрены в отраслевых нормативных актах или стороны посчитают существенными (согласно статье 432 ГК), т.е. такие условия, по которым по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. К таким условиям, как правило, относятся условия о том, кто покупает необходимые материалы, порядок оплаты и приемки работ, гарантии качества выполненных работ, сроке годности, документах и принадлежностях.

основные характеристики предоставляемого образования (вид, уровень и (или) направленность образовательной программы);

форма обучения;

продолжительность обучения;

полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

Если лицо принимается на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, то в договоре об образовании (в данном случае - договоре об оказании платных образовательных услуг) должны быть также указаны полная стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты. При этом по общему правилу увеличение стоимости образования после заключения такого договора не допускается.

Также необходимо, чтобы сведения в договоре об оказании платных образовательных услуг соответствовали информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет, на дату заключения договора.

Закон № 273-ФЗ предоставляет образовательным организациям право снижать стоимость образовательных услуг по соответствующему договору. Недостающая часть такой стоимости будет возмещаться за счет собственных средств образовательной организации. Основания и порядок указанного снижения организация будет устанавливать в локальном нормативном акте. Интересно отметить, что при разработке проекта данного закона предлагалось законодательно закрепить основания уменьшения стоимости платных услуг. Так, были выделены категории лиц, для которых образовательная организация могла снизить стоимость обучения: обучающиеся, достигшие успехов в учебе и (или) научной деятельности, а также нуждающиеся в социальной помощи.

Договор об образовании не может содержать условий, которые ограничивают права или снижают уровень законодательных гарантий поступающих (обучающихся). В противном случае такие условия не подлежат применению.

Правила оказания платных образовательных услуг определяются Правительством РФ. В настоящее время такие Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505. Представляется, что в связи с принятием Закона N 273-ФЗ потребуется приведение действующих Правил в соответствие с ним либо разработка новых Правил.

Минобрнауки России устанавливает примерные формы договоров об образовании. На сегодняшний день министерство утвердило целый ряд форм договоров об оказании платных образовательных услуг, различающихся в зависимости от уровня образования:

Примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования (Приказ Минобразования России от 10.07.2003 N 2994):

Приказ Минобразования России от 14.10.1997 N 2033 "Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации"(вместе с примерными формами).

В соответствии с действующим законодательством к договору на оказание платных образовательных услуг применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"(далее - Закон о защите прав потребителей). Например, положения названного Закона могут применяться в части признания условий такого договора ущемляющими права потребителей (п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей). В этом случае суды указывают, что незаконные условия договора являются недействительными. Такими условиями могут быть, например, следующие:

условие о том, что при расторжении договора с обучающимся ранее уплаченные суммы не возвращаются;

условие, по которому повторная сдача зачетов и экзаменов оплачивается согласно тарифам, действующим на момент оплаты;

условие, согласно которому при восстановлении ранее отчисленного студента оформляется новый договор и дополнительно к основной стоимости обучения взимается плата за восстановление;

условие о допуске абитуриента к вступительным экзаменам после оплаты первого курса обучения и расходов, связанных с работой приемной комиссии.

Основания и порядок прекращения договора об образовании

В соответствии с Законом № 273-ФЗ образовательные отношения прекращаются в случае отчисления обучающегося из образовательной организации. Отчисление возможно по двум основаниям:

В связи с завершением обучения (получением образования);

В связи с досрочным прекращением образовательных отношений.

Во втором случае образовательные отношения могут прекратиться по нескольким основаниям:

по инициативе самого обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося (например, в случае перевода в другую образовательную организацию);

по инициативе образовательной организации. В этом случае организация может отчислить обучающегося только по строго определенным в Законе N 273-ФЗ основаниям (в качестве меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающихся, достигших 15-летнего возраста, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе своих обязанностей по ее добросовестному исполнению и выполнению учебного плана, а также если порядок приема обучающегося в образовательное учреждение был нарушен по вине обучающегося, что повлекло его незаконное зачисление);

по обстоятельствам, которые не зависят от воли сторон образовательных отношений (например, в случае ликвидации образовательной организации).

Согласно Закону № 273-ФЗ договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут образовательной организацией в одностороннем порядке. В частности, это возможно в случае просрочки оплаты образовательных услуг, а также в ситуации, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося. Основания и порядок расторжения образовательной организацией рассматриваемого договора в одностороннем порядке должны быть определены в самом договоре.

Если образовательная организация прекратила свою деятельность, лишилась государственной аккредитации либо срок действия свидетельства о государственной аккредитации истек, а также если аннулирована лицензия этой организации, данная образовательная организация обязана полностью возместить уплаченную заказчиком стоимость платных образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы. В перечисленных случаях образовательные учреждения обязаны возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством (возможно применение норм Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании услуг. а также применение по аналогии норм о договоре подряда.

Ответственность за некачественное образование

Согласно ч. 7 статьи 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом образовательного процесса, осуществленную не в полном объеме. Кроме того, образовательная организация отвечает за жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса, а также за качество образования своих выпускников. Конкретных мер ответственности новый Закон не определяет, указывая лишь на возможность применения административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. В случае оказания некачественных услуг возможно применение норм Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании услуг. а также применение по аналогии норм о договоре подряда (см. ст. 783, а также ст. ст. 721 и 723 ГК РФ). Суды тоже в основном придерживаются позиции, согласно которой указанные нормы Гражданского кодекса РФ следует применять к договору возмездного оказания образовательных услуг.

Закон № 273-ФЗ определяет основания и порядок возмещения ущерба, причиненного предоставлением некачественного образования.

Таким образом, если будет установлен факт некачественного оказания образовательных услуг, обучающийся сможет потребовать:

безвозмездного устранения недостатков в разумный срок (например, это может выражаться в предоставлении ему возможности повторно пройти обучение);

соразмерного уменьшения установленной за услуги цены;

возмещения своих расходов на устранение недостатков, если такое право прямо предусмотрено в договоре о предоставлении образовательных услуг.

В отношении выпускников привлечение к ответственности за некачественное образование, как представляется, может вызвать практические затруднения. Это связано, прежде всего, с невозможностью контроля знаний выпускников, находящихся уже за рамками образовательного процесса.

Представляется, что обучающийся также имеет право на компенсацию морального вреда.

Помимо этого, новым Законом предусмотрено, что за нарушение или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся, нарушение требований к осуществлению образовательной деятельности или образовательного процесса образовательная организация (ее должностные лица) будут нести административную ответственность. Такая ответственность предусмотрена, в частности, ст. ст. 5.57, 19.30 КоАП РФ.

Положение об обязательном страховании ответственности образовательных организаций в Законе № 273-ФЗ отсутсвует.

Образец (типовая форма) договора об образовании

Утверждена

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

Источник: http://advocatshmelev.narod.ru/dogovor-ob-obrazovanii.html

*****

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные работы

Правовая природа и механизм реализации договорного регулирования возмездного оказания образовательных услуг. Особенности заключения, изменения и расторжения договора. Споры, возникающие по исполнению договора на оказание платных образовательных услуг.

дипломная работа , добавлена 16.03.2012

Правовая характеристика договора возмездного оказания услуг. Особенности договора возмездного оказания образовательных услуг в деятельности высших учебных заведениях. Содержание и общие положения о договоре возмездного оказания образовательных услуг.

курсовая работа , добавлена 20.08.2011

Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг. Услуги как гражданско-правовая категория. Особенности договора возмездного оказания услуг в гражданском праве России. Понятие, условия и содержание договора возмездного оказания услуг.

курсовая работа , добавлена 21.12.2008

Понятие, правовое регулирование и правовая природа договора возмездного оказания услуг. Элементы договора возмездного оказания услуг. Содержание договора возмездного оказания услуг.

реферат , добавлена 22.04.2003

Законодательство, регулирующее заключение, исполнение и прекращение действия договора возмездного оказания услуг. Права и обязанности сторон договора, ответственность за неисполнение обязательства по оказанию услуг. Система договоров оказания услуг.

дипломная работа , добавлена 15.04.2014

Понятие и правовая сущность договора оказания юридических услуг. Сроки предоставления аудиторских услуг. Цена и другие существенные условия. Права, основные обязанности и ответственность сторон по договору возмездного оказания аудиторских услуг.

курсовая работа , добавлена 04.05.2014

Понятие и элементы договора возмездного оказания услуг. Ответственность по договору возмездного оказания услуг. Договор об оказании услуг связи, аудиторских услуг. Ответственность операторов почтовой связи за утрату, повреждение почтовых отправлений.

курсовая работа , добавлена 27.08.2012

Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг. Услуги как гражданско-правовая категория. Виды возмездного оказания услуг. Особенности договора возмездного оказания услуг в гражданском праве России. Права и обязанности заказчика.

курсовая работа , добавлена 10.01.2011

Особенности правового регулирования туристской деятельности. Порядок и условия заключения договора оказания туристических услуг, его сущность и содержание. Обязательные условия осуществления туроператорской деятельности. Права и обязанности сторон.

дипломная работа , добавлена 14.05.2009

Общие признаки, объединяющие все договорные обязательства об оказании услуг. Понятие и условия, содержание договора возмездного оказания услуг, его классификация. Права и обязанности сторон договора, виды и условия, меры ответственности по нему.

курсовая работа , добавлена 10.11.2014

Источник: http://revolution.allbest.ru/law/00169467_0.html

*****

Прежде чем перейти к рассмотрению условий (сведений), которые должны содержаться в договоре об оказании платных образовательных услуг, следует остановимся на основных аспектах, характеризующих правовую природу данного вида договора и его основные элементы (в частности, стороны, предмет, форму, цену, срок и основное содержание договора).

Договор об оказании платных образовательных услуг является одним из видов гражданско-правового договора возмездного оказания услуг. Отношения, возникающие в результате его заключения, регулируются ГК РФ (в частности, нормами гл. 39 «Возмездное оказание услуг»), законодательством РФ об образовании, Законом РФ «О защите прав потребителей», а также иными соответствующими подзаконными актами и локальными нормами образовательных организаций.

Договор об оказании платных образовательных услуг взаимный, возмездный и консенсуальный. Взаимность выражается в том, что каждая из сторон договора обладает как определенными правами, так и несет конкретные обязанности.Возмездность данногодоговора заключается в наличии встречного предоставления -обязанности исполнителя оказывать образовательные услуги соответствует встречная обязанность потребителя оплачивать эти услуги. Консенсуальным (от лат. consensu s -общее соглашение, согласие) признается договор, для заключения которого достаточно соглашения сторон по всем егосущественным условиям. Договор об оказании платных образовательных услуг является двусторонним . Это означает, что для его заключения требуется согласованная воля двух сторон договора, направленная на достижение соответствующей цели и выраженная во взаимных правах и обязанностях.

Сторонами договора об оказании платных образовательных услуг являются исполнитель и потребитель. В лице исполнителя могут выступать государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, а также начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Потребителями могут являться организации или граждане (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации), имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично. Здесь следует заметить, что понятие «потребитель»является обобщенным (широким) и рассматривается с точки зрения законодательства об образовании, поскольку в Законе РФ «О защите прав потребителей»оно содержит несколько иные характеристики, о которых будет сказано ниже.

Когда в качестве потребителя по договору выступает физическое лицо, заказывающее и получающее образовательные услуги для себя лично, дополнительных нюансов в классификации правовой природы договора об оказании платных образовательных услуг не возникает. Такие нюансы имеют место в случае, когда потребителямиявляются лица, которые заказывают (намереваются заказать) образовательные услуги, но лично их не получают. По сложившейся практике, лица, имеющие намерение заказать или заказывающие образовательные услуги, но не получающие их лично, именуются заказчиками . В качестве заказчиковмогут выступать как юридические лица (например, работодатели, оплачивающие обучение, повышение квалификации своих работников), так и физические лица (например, родители (законные представители) ребенка, который будет являться непосредственным получателем заказываемых образовательных услуг). Характеристика правовой природы договоров, в которых заказчик, приобретающий, но не потребляющий платные образовательные услуги лично, выступает на одной стороне с непосредственным потребителем этих услуг, имеет существенное значение в аспекте применения норм Закона РФ «О защите прав потребителей», поэтому рассмотрим ее более подробно.

Договор, в котором в качестве заказчика выступает юридическое лицо, приобретающее платные образовательные услуги для своих работников, следует рассматривать как двусторонний договор, заключенный между исполнителем и потребителем-заказчиком в пользутретьего лица . Третьим лицом по такому договору будет являться работник юридического лица-заказчика. Третье лицо не является самостоятельной стороной договора, оно занимает положение участника договора, выступающего на одной стороне с потребителем -юридическим лицом. Доказательством того, что третье лицо в указанном договоре не является самостоятельной стороной, служит отсутствие соблюдения принципа взаимности прав и обязанностей всех сторон договора, поскольку регламентации взаимных прав и обязанностей, возникающих между заказчиком -юридическим лицом и его работником остается за рамками договора. Как участник договора, третье лицо-работник обладает рядом прав и несет определенные обязанности. Так, вчастности, согласно нормамст. 430 ГК РФ («Договор в пользу третьего лица»):

Третье лицо-работник вправе требовать от исполнителя исполнения обязательств в свою пользу;

С момента выражения третьим лицом-работником намерения воспользоваться своим правом по договору (например, приступить к обучению) стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без его согласия;

Исполнитель вправе выдвигать против требований третьего лица-работника возражения, которые он мог бы выдвинуть против потребителя-заказчика (например, исполнитель имеет право отказать работнику в предоставлении образовательных услуг в случае их неоплаты потребителем-заказчиком).

В качестве третьих лиц -участников договора могут выступать также иные граждане, в пользу которых юридическим лицом приобретаются образовательные услуги. Договор, заказчиком по которому являетсяфизическое лицо, заказывающее образовательные услуги для граждан, обладающих полной дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их), и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет также будет являться двусторонним договором в пользу третьего лица. Чтобы получить законный статус третьего лица -участника договора об оказании платных образовательных услуг, несовершеннолетнему потребуется письменное согласие своих родителей (законных представителей) на его заключение.

От договора в пользу третьего лица нужно отграничивать договор об исполнении третьему лицу . когда стороны не имеют в виду предоставление последнему права самостоятельного требования исполнения договора в свою пользу, а также иных прав и обязанностей, которыми обладают третьи лица по договору, заключенному в их пользу. Представляется, что договор об оказании платных образовательных услуг несовершеннолетнему лицу . не достигшему возраста 14 лет (малолетнему) . является именно таким договором. Подтверждением данной позиции являются нормы ГК РФ, в частности, ч. 1 ст. 28 Кодекса, где указано, что все сделки малолетних (за отдельными исключениями) совершают от их имени только родители (законные представители). В части 2 ст. 28 ГК РФ содержится исчерпывающий перечень сделок (договор -это вид сделки), которые малолетние (в возрасте от 6 до 14 лет) могут совершать самостоятельно. Договор об оказании платных образовательных услуг в данном перечне не указан, следовательно, малолетний гражданин не может выступать ни самостоятельной стороной в данном договоре, ни его участником -третьим лицом, имеющим самостоятельные права и обязанности. На наш взгляд, малолетнее лицо в данном виде договора занимает положениеучастника договорных отношений . В связи с изложенным, полагаем, что договор об оказании платных образовательных услуг несовершеннолетнему в возрасте до 14 лет также как и договор в пользу третьего лица должен быть урегулирован как двусторонний.

Предметом любого договора являются его существенные условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора (ч. 1 ст. 432 ГК РФ). Для того чтобы договор считался заключенным, необходимо согласовать все его существенные условия. Договор не будет заключен до тех пор, пока не будет согласовано хотя бы одно из его существенных условий.Предмет договора должен обладать рядом характеризующих его признаков, в частности: определенностью, возможностью осуществления, дозволенностью.Предметом рассматриваемого нами договора являются платные образовательные услуги, результат которых не имеет овеществленной формы и заключается в приобретении обучающимися определенного уровня образования (знаний). Как предмет договора образовательные услуги обладают всеми вышеперечисленными признаками:

Имеют определенный характер (сюда можно отнести наименование образовательных дисциплин, объем занятий, сроки предоставления и прочее);

Характеризуются возможностью осуществления (в частности, осуществлением сторонами договора своих прав и обязанностей);

Характеризуются дозволенностью (отсутствуют запреты (не путать с ограничениями!) на право оказания платных образовательных услуг).

Ксущественным условиям договора об оказании платных образовательных услуг относятся:

Условие о предмете (уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг);

Условие о цене договора (стоимость образовательных услуг, форма и порядок их оплаты);

Условие о сроках оказания (освоения) образовательных услуг.

Договор об оказании платных образовательных услуг заключается в простой письменной форме и составляется, как правило, в двух экземплярах, равных по своей юридической силе, один из которых находится у исполнителя -образовательной организации, а другой -у потребителя. В случае заключения договора в пользу третьего лица, составляется третий экземпляр, который хранится у данного участника договора. Как правило, каждая образовательная организация с учетом специфики реализуемой образовательной деятельности разрабатывает собственные формы договоров об оказании платных образовательных услуг. Министерством образования РФ утверждены примерные формы договоров на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования (приказ Минобразования РФ от 28 июля 2003 г. № 3177) и в сфере общего образования (приказ Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. № 2994). Прежде чем подписать договор, следует внимательно ознакомьтесь с его примерной формой. Можно попросить бланк договора и тщательно, не торопясь, изучить его, при необходимости, посоветоваться со специалистом. Все вопросы, которые могут возникнуть при чтении договора, целесообразно записать на отдельный лист бумаги, и при повторной встрече с администрацией образовательного учреждения обсудить их. В том случае, если в договор включены не все существенные условия либо условия, не соответствующие действующему законодательству, не торопитесь делать поспешные заключения и высказывать обвинения в адрес образовательного учреждения. Часть существенных условий не включается в текст договора ввиду того, что они излагаются в уставе (положении) либо иных локальных актах образовательной организации. В таком случае в договоре обязательно должно содержаться условие о необходимости соблюдения его сторонами положений устава или локального акта образовательной организации. Вывод о несоответствии условий договора действующему законодательству должен быть аргументирован и подкреплен ссылками на соответствующие нормативные правовые акты. Прежде чем указать на обнаруженные потребителем несоответствия в договоре, имеет смысл проконсультироваться с компетентным в данном вопросе специалистом

Цена в договоре об оказании платных образовательных услуг (в данном случае речь идет о стоимости образовательных услуг) является его существенным условием, без достижения взаимного согласия по которому договор будет считаться незаключенным. Стоимость обучения при оказании платных образовательных услуг определяется произвольно и складывается из затрат на образовательный процесс (сюда включается оплата преподавательского (педагогического) состава, технического персонала, арендные, налоговые, коммунальные и иные платежи, содержание материально-технической базы учебного заведения и прочие расходы). Оплата обучения должна производиться в рублях -это требование, определенное Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»и соответствующими, изданными на его основе, нормативными документами. Образовательные организации имеют право определять стоимость образовательных услуг в соотношении с какой-либо иностранной валютой. Данное право закреплено ст. 317 ГК РФ. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.

В соответствии с законодательством РФ лицу, производящему оплату образовательных услуг по договору, обязательно должен выдаваться соответствующий подтверждающий документ. Вид документа зависит от того, в какой форме осуществляется оплата. Это может быть безналичная форма -путем перечисления денежных средств через банковское учреждение. В таком случае подтверждением оплаты будут являться банковские квитанции и копии платежных поручений (желательно, с отметкой банка об исполнении) о перечислении данных средств на соответствующий банковский счет образовательной организации. Если выбрана наличная форма расчетов, например, путем внесения денежных средств в кассу образовательной организации, то факт оплаты будет подтверждаться кассовым чеком, а также приходным кассовым ордером.

Срок в договоре об оказании платных образовательных услуг складывается из трех составляющих: срок действия самого договора, срок исполнения сторонами обязательств по договору, срок оказания (освоения) образовательных услуг, являющихся предметом договора. Сроки действия собственно договора и сроки оказания образовательных услуг (данные сроки содержатся в документах, регулирующих образовательный процесс -в образовательных программах, учебных планах и пр.) устанавливаются нормативными актами соответствующего компетентного органа в области образования. Сроки исполнения обязательств могут быть установлены по усмотрению сторон договора.

Содержание договора об оказании платных образовательных услуг составляют его условия, определяющие права и обязанности сторон договора, а если договор заключен в пользу третьего лица -то также права и обязанности последнего. Реализуя установленный гражданским законодательством принцип свободы в заключении договора, стороны могут заключить договор как предусмотренный законами (иными правовыми актами), так и не предусмотренный ими. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, которые установлены законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Договор об оказании платных образовательных услуг должен содержать следующие сведения:

Полное наименование исполнителя, включающее организационно-правовую форму, характер деятельности и статус (вид) или фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;

Место нахождения исполнителя (юридический и фактический адрес);

Указание на лицензию, дающую право на осуществление образовательной деятельности (с указанием номера, срока действия, регистрационного органа) -для юридических лиц;

Указание (включая указание номера, срока действия и аккредитующего органа) на свидетельство о государственной аккредитации (если образовательная организация аккредитована), -для юридических лиц;

Фамилию, имя, отчество лица, выступающего от имени исполнителя -юридического лица, и документ (устав, положение, доверенность), на основании которого оно действует;

Фамилию, имя, отчество потребителя (заказчика, малолетнего обучающегося) и паспортные данные (данные свидетельства о рождении для малолетних);

Уровень и направленность основных и (или) дополнительных образовательных программ;

Перечень (виды) предоставляемых образовательных услуг -как основных, так и дополнительных;

Форма получения образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстернат и пр.);

Документ какого уровня (степени) образования будет выдан лицу, потребляющему лично образовательные услуги, после успешного освоения им соответствующих образовательных программ, успешной итоговой аттестации в установленном порядке (данные сведения указываются в случае если оказание образовательных услуг сопровождается итоговой аттестацией и выдачей соответствующего документа об образовании);

Сроки оказания (освоения) образовательных услуг и действия самого договора;

Стоимость образовательных услуг (обучения) (как основных, так и дополнительных), форму и порядок их оплаты;

Права и обязанности сторон договора (когда договор заключен в пользу третьего лица -то также и его права и обязанности)

порядок изменения и расторжения договора;

Ответственность сторон договора.

Итак, ознакомившись с предложенным договором об оказании платных образовательных услуг и достигнув с образовательной организацией соглашения по всем существенным условиям договора, можно смело подписывать документ. В случае возникновения каких-либо разногласий в связи с заключением договора, потребитель можете попросить исполнителя урегулировать эти разногласия путем составления дополнительного соглашения, которое будет являться неотъемлемой частью договора. На практике, зачастую, возникает вопрос: а что же делать, если исполнитель не соглашается изменить, дополнить или должным образом откорректировать те условия договора, которые, по мнению потребителя, содержат нарушения и (или) ограничивают свободу волеизъявления? Разумеется, потребитель вправе отказаться от заключения договора, но вряд ли такое положение будет приемлемым, ведь отказ от подписания договора повлечет и отказ от предоставления потребителю необходимых образовательных услуг. Как же поступать в таких ситуациях. Можно подписать договор на предложенных условиях и незамедлительно обратиться в соответствующие органы для защиты нарушенных прав потребителя. О том, как это правильно сделать и куда именно следует обратиться, будет рассказано в следующей главе данного пособия.

Статья 54 . Договор об образовании

1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" на дату заключения договора.

5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее - поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.

8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

10. Примерные формы договоров об образовании по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и дополнительным общеобразовательным программам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Примерные формы договоров о высшем образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Примерная форма договора о дополнительном профессиональном образовании утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" на дату заключения договора.

5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее - поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

7. Наряду с установленными настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.

8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

9. Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.

10. Примерные формы договоров об образовании по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и дополнительным общеобразовательным программам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Примерные формы договоров о высшем образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Примерная форма договора о дополнительном профессиональном образовании утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Договаривающимися являются отношения, урегулированы сторонами с помощью договора. Договоры имеют достаточно широкую сферу применения в области образовательной деятельности, однако, по нашему мнению, случаи их применения можно условно разделить на три группы: 1) использование договоров для оформления основного вида деятельности учебного заведения - сюда можно отнести договоры об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями; 2) другие сферы применения договоров в области высшего образования (научная и научно-исследовательская деятельность, инновационная деятельность учебных заведений); 3) закупка товаров, работ и услуг для обеспечения хозяйственных нужд учебных заведений. При рассмотрении данной темы студентам следует обратить внимание, прежде всего, на первую из вышеуказанных групп договоров.

Договорные отношения с участием учебных заведений регулируются нормами гражданского и хозяйственного права в зависимости от их направленности и субъектного состава (например в первом случае сторонами договора могут быть учебное заведение и студент, во втором - учебное заведение и субъект хозяйствования). В своей фундаментальной работе, посвященной исследованию правового регулирования услуг (в том числе образовательных), российская исследовательница Л. В. Санникова довольно убедительно обосновывает в целом гражданско-правовую природу договора о предоставлении образовательных услуг, поскольку он основан на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности сторон .

Соглашаясь с предыдущими исследователями, В частности. И. Шкатуллою, Г. Г. Валеев, определяет договор о предоставлении образовательных услуг как центральный институт педагогических отношений и образовательного права . В учебном пособии указанного автора довольно значительное внимание уделяется рассмотрению мнений разных ученых относительно правовой характеристики договора о предоставлении образовательных услуг, анализируются юридические особенности образовательных услуг .

Вместе с тем, необходимо учитывать, что не всегда образовательные правоотношения возникают на основании договора. Отношения между учебным заведением, учеником и его родителями могут быть двух видов: командно-административными и договорными (в которых стороны выступают равноправными партнерами) . Например, ст. 18 Закона Украины "Об общем среднем образовании" предусматривает, что зачисление учеников в общеобразовательное учебное заведение проводится приказом директора, который издается на основании заявления . Так же не содержит указания на обязательные договорные основания зачисления Закон Украины "О высшем образовании" , Закон Украины "О дошкольном образовании" . Закон Украины "Об образовании" вспоминает о подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров согласно заключенным договорам в контексте дополнительных источников финансирования учебных заведений (ч. 4 ст. 61) . В связи с этим существует мнение, что договор о предоставлении платных услуг может применяться в сфере образования лишь за пределами отношений бесплатного образования . Однако Порядок трудоустройства выпускников профессионально-технических учебных заведений, подготовка которых проводилась по государственному заказу, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2010 г. № 784 содержит Приложение 2 - Договор о предоставлении образовательных услуг в сфере профессионально-технического образования между заказчиком рабочих кадров, физическим лицом и профессионально-техническим учебным заведением, заключается именно в случае подготовки физического лица за государственным заказом . Постановлением Кабинета Министров Украины от 22 августа 1996 г. № 992 "О Порядке трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу" утверждено Типовое соглашение о подготовке специалистов с высшим образованием . Таким образом, можем сделать вывод, что договорный порядок предоставления образовательных услуг может быть применен в случае их предоставления негосударственными образовательными учреждениями (дошкольными и общеобразовательными), и, как правило, всегда при получении высших уровней образования.

В случае оказания образовательных услуг без договора такие отношения регулируются в основном административными методами.

Необходимо рассмотреть образовательную услугу как предмет договора о предоставлении образовательных услуг. Для этого, прежде всего, стоит ознакомиться с общими положениями договоров об оказании услуг, определены главой 63 ГК Украины. Согласно ст. 901 ГК Украины, по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию второй стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязывается оплатить исполнителю отмеченную услугу, если другое не установлено договором.

Главные особенности услуг заключаются в их направленности на человека, на удовлетворение его потребностей, в отсутствии определенного вещевого их результата. При услугах продается не сам результат, а действия, которые к нему привели (или должны привести).

Сущность образовательной услуги Л. В. Санникова раскрывает как деятельность по обучению и воспитанию, состоящая в передаче знаний, умений и навыков, направленную на развитие духовного состояния личности ученика/студента .

Следует подробно остановиться на характеристике формы и содержания договоров о предоставлении образовательных услуг, порядка формирования их условий. При этом следует учитывать, что приказом Министерства образования и науки Украины от 11 марта 2002 г. № 183 утвержден Типовой договор об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями . Таким образом, все договоры в исследуемой сфере должны заключаться исключительно с учетом положений типового договора. В случае отклонения от его требований к таким правоотношениям все равно могут быть применены положения типового договора как обычаи делового оборота. Однако это касается только правоотношений, которые возникают в связи с предоставлением образовательных услуг на платной основе. Поскольку со студентами, которые учатся в ВУЗАХ и ПТУ по государственному заказу заключаются договоры на других условиях и с немного иным обязательствам таких студентов. Постановления Кабинета Министров Украины, которыми утверждены типовые формы таких договоров, было приведено выше (№ 784, № 992). Для всех типовых договоров обязательна письменная форма их заключения (в двух или трех экземплярах). При заключении договоров о предоставлении образовательных услуг может использоваться правовая конструкция договора в пользу третьих лиц.

Содержание договора составляют условия, определяемые по усмотрению сторон и согласованные ими, и условия, которые являются обязательными согласно актам гражданского законодательства. Собственно, это те условия, на которых стороны согласились выполнять договор . Различают несколько видов условий договора - важные (без согласования которых договор не может считаться заключенным), обычные (которые получили такое название ввиду того, что урегулированы законодательством, поэтому прописывать их не обязательно, однако в некоторых случаях могут быть изменены договором) и случайные. Договором может быть установлено, что его отдельные условия определяются согласно типовым условиям договоров определенного вида, обнародованных в установленном порядке.

Согласно ст. 638 ГК Украины договор считается заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия из всех существенных условий договора. Существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, определенные законом как существенные или являются необходимыми для договоров данного вида, а также условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Существенные условия договора о предоставлении образовательных услуг можно определить, ознакомившись с положениями гражданского законодательства и условиями соответствующих типовых договоров. Основным существенным условием гражданско-правового договора является его предмет. Раздел 1 Типового договора об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями, утвержденного приказом МОН Украины от 11 марта 2002 г. № 183 предусматривает определение предмета договора, под которым понимается, фактически, образовательная услуга. В связи с этим обязательно в договоре должна быть указана форма обучения, образовательно-квалификационный уровень, название специальности подготовки, или по какой специальности, на какую специальность осуществляется переподготовка, или название специальности, по которой повышается квалификация кадров, или подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров по рабочим профессиям, или название дополнительной образовательной услуги, место и сроки предоставления образовательной услуги . Под местом предоставления образовательной услуги, по нашему мнению, следует понимать, в частности, учебное заведение или его подразделение, а не только их местонахождение.

Для договора о предоставлении образовательных услуг вне государственного заказа существенным условием является также плата за предоставление образовательной услуги и порядок расчетов. При этом следует учитывать, что размер платы устанавливается за весь срок предоставления образовательной услуги и не может изменяться (общая стоимость). Для заказчиков - юридических лиц Типовой договор предусматривает необходимость установления размера неустойки за несвоевременное внесение платы за предоставление образовательных услуг. Однако, по нашему мнению, обязательность данного условия является сомнительной.

Договор о предоставлении образовательных услуг в сфере профессионально-технического образования между заказчиком рабочих кадров, физическим лицом и профессионально-техническим учебным заведением, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2010 г. № 784, дополнительно предусматривает необходимость согласования срока отработки по направлению у заказчика .

Ознакомившись с положениями типовых договоров, необходимо проанализировать правовое положение сторон договора и третьих лиц (их взаимные права и обязанности), которые могут выступать выгодоприобретателями по таким договорам (например, в случае заключения договора между учебным заведением и организацией с целью подготовки/переподготовки своих работников, или с родителями). Стоит уделить внимание возможным способам обеспечения исполнения обязательств, которые порождаются договорами о предоставлении образовательных услуг (неустойка, штраф, пеня).

Договорные отношения между сторонами могут прекращаться вследствие истечения срока договора или вследствие его расторжения. Следует отдельно рассмотреть порядок расторжения договора по инициативе лица, которое учится, по инициативе родителей или заказчиков образовательной услуги, порядок и правовые последствия расторжения договора по инициативе учебного заведения, по соглашению сторон и по другим основаниям. Одним из наиболее принципиальных вопросов в случае досрочного прекращения договора возврат уплаченных средств. Стоит обратить внимание на случаи, при каких условиях они возвращаются, а при каких нет.

Следует проанализировать основания изменения условий договора об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями. При этом необходимо обратить особое внимание на основания изменения платежных условий. Размер платы за весь срок обучения или за предоставление дополнительных образовательных услуг устанавливается в договоре, заключаемом между высшим учебным заведением и лицом, которое будет обучаться, или юридическим лицом, которое будет оплачивать обучение или предоставление дополнительных образовательных услуг, и не может меняться в течение всего срока обучения.

Следует помнить, что обязательным условием существования высшего учебного заведения является осуществление таким заведением научной и научно-технической деятельности. Научные исследования могут проводиться за счет средств государственного бюджета. В то же время научная и научно-техническая деятельность в высшем учебном заведении может также осуществляться на основании договора. Следовательно, необходимо проанализировать правовую природу договора на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ, который урегулирован гл. 62 ГК Украины. По такому договору подрядчик (исполнитель) обязуется провести по заданию заказчика научные исследования, разработать образец нового изделия и конструкторскую документацию на него, новую технологию и тому подобное, а заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее. Договор может охватывать весь цикл проведения научных исследований, разработки и изготовления образцов или его отдельные этапы. Правовом (в частности договорном) регулированию инновационной деятельности ВУЗА уделено внимание, в частности, в учебном пособии "Образовательное право" под ред. В. В. Астахова .

договоре на выполнение научно-исследовательских или других научно-технических работ предметом договора является творческий поиск, результат которого заранее предсказать невозможно. Стороны в указанных договорах могут и обязаны четко формулировать основные требования, которым должна отвечать научная разработка, образцы или технология, которые создаются в соответствии с заключенными договорами. Однако исполнители указанных работ не могут гарантировать достижение ожидаемых результатов. Получение в результате осуществления оговоренных договором работ не того результата, который был запрограммирован, не является нарушением договора. Этот отрицательный результат должен рассматриваться как один из возможных вариантов исполнения договора. Приведенные факторы обусловливают различное содержание прав и обязанностей этих двух типов договоров, а также различную ответственность сторон. В договорах на выполнение научно-исследовательских работ за риск невозможности получить ожидаемый результат отвечает заказчик. В подрядных договорах риск случайной невозможности за передачу заказчику готового результата работы несет подрядчик .

Существенными и иными условиями договора на выполнение научно-технических работ являются предмет, стороны, цена и сроки. Стороны могут предусматривать и другие условия, но они не должны противоречить действующему законодательству, они главным образом обусловлены характером научно-технических работ. Предметом договора является результат выполненных научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ, что может выражаться в научном исследовании, образце нового изделия и конструкторской документации на него или новой технологии и тому подобное. Специфика предмета данного договора заключается не только в творческом характере результата, который должен быть достигнут исполнителем, но и в невозможности заранее определить его конкретные параметры. Поэтому при заключении договора стороны лишь определяют общие научно-технические, экономические, экологические и другие требования, которым должен соответствовать результат.

Сторонами договора является исполнитель и заказчик которыми могут быть как физические, так и юридические лица. Как правило, исполнителями являются научно-исследовательские, конструкторские и технологические организации, научные центры, учебные заведения, академические научные учреждения. Согласно ст. 893 ГК Украины, исполнитель обязан провести научные исследования лично, если другое не установлено договором на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ .

Выражением непредусмотрительности научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ является возложение на заказчика риска случайной невозможности достижения результата. Так, если в ходе научно-исследовательских работ обнаруживается невозможность достижения результата вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя, то заказчик обязан оплатить работы, проведенные к выявлению невозможности получить предусмотренные договором результаты, но не выше соответствующей части цены работ, определенной договором . А если в ходе выполнения опытно-конструкторских и технологических работ обнаруживается невозможность достижения результата вследствие обстоятельств, возникших не по вине исполнителя, то заказчик обязан возместить расходы исполнителя (ст. 899 ГК Украины). Согласно ст. 900 ГК Украины, исполнитель отвечает перед заказчиком за нарушение договора лишь если не докажет, что нарушение договора произошло не по его вине .

Учебное заведение - это сложный хозяйственный механизм, в процессе работы которого возникают определенные потребности, без удовлетворения которых он не сможет полноценно предоставлять свои услуги ученикам и студентам. Поэтому целесообразно кратко указать на роль договоров в организации материально-технического снабжения учебных заведений (договоры поставки, купли-продажи, аренды и тому подобное). Для этого достаточно ознакомиться с соответствующими нормами ГК Украины (гл. 54, 58) и ГК Украины (гл. 30). Стоит остановиться на специфике закупок для обеспечения нужд учебных заведений государственной и коммунальной формы собственности. С этой целью необходимо ознакомиться с Законом Украины "Об осуществлении государственных закупок" от 1 июня 2010 г. № 2289-УИ . Этот Закон применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн. (в строительстве - 300 тыс. грн.), а работ - 1 млн. грн. Однако, согласно ч. 3 ст. 2 этого закона его действие не распространяется на случаи, если предметом закупки являются товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями за счет собственных поступлений . Закупка может осуществляться путем применения одной из таких процедур: открытые торги; двухступенчатые торги; запрос ценовых предложений; предварительная квалификация участников; закупка у одного участника.

Договоры в деятельности образовательного учреждения используются также для оформления трудовых отношений с наемными работниками, однако эти договорные отношения являются довольно специфическими, им посвящено отдельную тему учебного пособия.

Журнал «Профессиональное образование и рынок труда»

01.05.2014

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее - закон об образовании), вступивший в силу с 01.09.2013 г., содержит положения о договоре об оказании образовательных услуг. Ранее Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» не регулировал вопросы содержания, заключения и прекращения договора об оказании образовательных услуг, а лишь указывал на то, что платные образовательные услуги оказываются на договорной основе.

Новый закон об образовании содержит важные изменения, которые необходимо учесть при заключении договоров об оказании платных образовательных услуг всем образовательным организациям.

Рассмотрим правовую природу договора об оказании платных образовательных услуг, к какому виду договора он относится, с какого момента считается заключенным, а также какие условия обязательны с учетом изменений законодательства.

Договор об образовании относиться к договору возмездного оказания услуг, которому посвящена глава 39 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Пунктом п. 2 ст. 779 ГК РФ прямо предусмотрено, что правила главы 39 ГК РФ применяются к договору об оказании образовательных услуг.

Таким образом, глава 39 ГК РФ содержит общие нормы о договоре об образовании, а ст. 54 закона - специальные.

Договор об образовании является консенсуальным договором, то есть он считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Первым существенным условием договора об образовании является его предмет. Предметом договора об образовании являются платные образовательные услуги. Согласно п. 1 ст. 101 закона платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Пункт 2 ст. 54 закона конкретизирует предмет договора, императивно закрепляя, что в договоре должны быть указаны вид, уровень и (или) направленность образовательной программы. Таким образом, условие о предмете договора об образовании будет считаться согласованным сторонами только при указании в договоре вида, уровня и (или) направленности образовательной программы.

Далее закон образовании указывает и другие существенные условия договора об оказании платных образовательных услуг, а именно: форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения), полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты (п. 2, 3 ст. 54 закона). Полагаем, данные условия относятся к существенным, т. к. являются условиями, которые названы в законе как необходимые для договоров данного вида.

Требование указывать полную стоимость образовательных связано с введенным запретом повышения стоимости, что является гарантией для обучающихся. Пунктом 3 ст. 54 закона установлено, что увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, с 01.09.2013 г. договор об оказании платных образовательных услуг может считаться заключенным, только если в нем указаны: вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (предмет договора), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения), полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. В случае отсутствия хотя одного из этих условий, договор считается незаключенным и не влечет правовых последствий, а уплаченная по договору сумма формально является неосновательным обогащением образовательной организации, которое подлежит возврату обучающемуся (ст. 1102 ГК РФ). В настоящее время судебная практика по данному вопросу отсутствует, поэтому сложно сказать, как суды будут разрешать иски о признании договоров об образовании незаключенными и возврате неосновательного обогащения; не исключена возможность отказа в иске на основании злоупотребления обучающимся своим правом (ст. 10 ГК РФ). Тем не менее в настоящее время невнимательное отношение образовательного учреждения к формам своих договоров дает поводы для предъявления таких исков.

Необходимо также иметь в виду, что согласно ч. 4 ст. 54 закона об образовании сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, которая размещена на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора. Напомним, законом об образовании с 01 сентября 2013 г. введена информационная открытость деятельности образовательных организаций. Статьей 29 закона об образовании установлена обязанность всех образовательных организаций иметь свой официальный сайт в сети Интернет и опубликовывать на нем необходимую информацию согласно широкому перечню, предусмотренному п. 2 ст. 29 закона.

Согласно п. 6 ст. 54 закона договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению. Такие условия квалифицируются судами как ущемляющие права потребителей (абитуриентов, обучающихся). За включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, образовательная организация может быть привлечена к административной ответственности.

Приведем примеры условий договора, признанных судами ущемляющими права потребителей:

  • условие договора, обязывающее абитуриента приобрести банковскую карту (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.08.2010 по делу № А56-74250/2009);
  • отсутствие в договоре условия о календарном периоде срока обучения в зависимости от формы обучения (очная, заочная) и получаемой квалификации (бакалавр, специалист) (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.10.2012 N Ф03-4821/2012 по делу № А37-224/2012);
  • условие договора о праве исполнителя отказаться от оказания услуг в случае неоплаты услуг при отсутствии условия о возмещении потребителю убытков (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.10.2012 № Ф03-4821/2012 по делу № А37-224/2012).
  • Кроме того, хотелось бы обратить внимание, что оказание платных образовательных услуг в настоящее время регулируется Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706, а также утверждены примерные формы договоров об образовании:
  • по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (Приказ Минобрнауки от 21.11.2013 № 1267);
  • дополнительным образовательным программам (Приказ Минобрнауки от 25.10.2013 № 1185);
  • образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки от 09.12.2013 № 1315);
  • образовательным программам дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от 13.01.2014 № 8).