Как увеличить шаблон рисунка на бумаге. Мир самоделок - самодельный пантограф. В чем заключается метод сетки

Начинающие моделисты часто задают вопрос, как увеличить чертеж, необходимый для постройки модели. Вопрос этот естественный. Ведь не все чертежи на страницах различных изданий дается в масштабе 1:1 к натуральной величине модели. Способов их увеличения много. Но мы расскажем вам сегодня о самом простейшем и широко известном. Это способ с применением сетки. Пользуясь им, вы можете не только увеличивать, но и уменьшать, если понадобиться, чертежи.

На чертеж, который хотят увеличить, наносят сетку с одинаковыми и наиболее рациональными клетками. Если модель состоит из простых линий, то клетку выбирают крупную, а если она имеет много сложных лекальных линий, то клетки, составляющие сетку, должны быть мельче. И строить такие линии надо не менее чем по трем точкам.
Задаются масштабом, до которого необходимо увеличить данный чертеж. Например, вам надо увеличить его в четыре раза. Вы берете чистый лист бумаги и наносите сетку, состоящую из клеток, которые в четыре раза крупнее немодных. Количество клеток на листе бумаги должно точно соответствовать числу клеток на чертеже.

Для удобства работы слева и сверху клеток чертежа и листа бумаги нанесите цифры или буквенные обозначения подобно тому, как ставят знаки на шахматной доске. После этого начинайте переносить линии на сетку подготовленного листа бумаги. Старайтесь повторить в точности линии чертежа.
Если линии имеют сложную лекальную конфигурацию, то при их переносе целесообразно применить пропорциональный (делительный) циркуль (см. рис.). Если у вас нет готового инструмента, то вы довольно легко можете изготовить его сами.

Возьмите две одинаковые по ширине и длине деревянные реечки. Заострите каждую с двух сторон и забейте в заостренные концы по булавке. Сложите реечки вместе и скрепите небольшим гвоздем. Он будет выполнять роль оси пропорционального циркуля. Положение оси на реечках зависит от того, во сколько раз вы должны увеличить (или уменьшить) детали чертежа. Если в два раза, то отношение отрезков должно быть как 1:2, если в три раза, то как 1:3, и т. п. Разведя короткие ножки циркуля до необходимого размера, длинные ножки раздвинутся сами, по принципу ножниц, на расстояние в два (или три и т. п.) раза больше.
Пропорциональный циркуль готов. Попробуйте с его помощью увеличить чертеж контура шнека, приведенного на рисунке, в два раза. В этом случае соотношение ножек вашего циркуля должно быть как 1:2. Прикладывая раствор коротких ножек циркуля к любым точкам чертежа (разумеется, к точкам его пересечения с линиями сетки), вы раствором длинных ножек циркуля получите отрезок, соответствующий тому же, но только в два раза больший.
Таким образом, применяя инструмент, вы не на глаз, а довольно точно перенесете пересечения линий чертежа с линиями сетки на сетку увеличения.

Маляру-альфрейщику приходится работать не только по готовым трафаретам, но и самому составлять рисунки трафаретов, подбирая их из альбомов, книг и образцов кустарного промысла, которые имеются в каждом краеведческом музее. Часто подобранные рисунки приходится увеличивать или уменьшать. Как это делать, должно быть известно каждому маляру.

Рисунок переводится с оригинала на бумагу или картон трафарета через копировальную бумагу или, лучше, с помощью кальки. Этот способ сохраняет книгу и дает возможность производить подчистку переведенного рисунка, что трудно сделать при пользовании копировальной бумагой.

Хорошо выполнять копировку орнаментов при помощи лампы и стекла, положенного на две опоры. Лампа помещается внизу, под стеклом, рисунок кладется на стекло, и сверх него накладывается бумага, на которую карандашом наносят линии орнамента.

Самый маленький рисунок можно увеличить до любого размера путем клеток. Делают это следующим образом. Рисунок легко разлиновывают карандашом на одинаковые клетки так, чтобы на нем получился род сетки. Затем на листе бумаги, размером равной увеличенному рисунку, тоже размечают и линуют клетки, в том же количестве, что и на рисунке, но в большем масштабе. Для удобства клетки нумеруют. Копию линий рисунка переносят в большие клетки.

Надо помнить, что чем мельче были размечены клетки на рисунке, тем правильнее будет увеличение.

Увеличение и уменьшение рисунков можно производить при помощи фотоаппарата и особого прибора — пантографа.

Из аппарата «Фотокор» или его объектива делают установку для увеличения, как показано на рисунке. Рисунок орнамента кладут на пол и сверху накрывают стеклом. На стекло ставится увеличительная установка, сделанная из жести, объективом вверх.

Включаются электролампы Л-1 и Л-2, находящиеся в установке, и световая проекция рисунка орнамента наводится на большое зеркальное стекло, расположенное над объективом. Получив резкое изображение, на кальке рисуют орнамент, т. е. полученное изображение переводят на бумагу, положенную на стекло. Увеличение зависит от того, на каком расстоянии находиться зеркальное стекло от объектива аппарата.

Пользуясь волшебным фонарем, или эпидиаскопом, также можно увеличивать рисунок. Изображение рисунка передается на плоскость бумаги или на стену. При этом способе увеличения маляр-альфрейщик должен иметь навыки рисования.

Пантографом увеличение и уменьшение рисунков производится легко, быстро, чисто механически и вполне точно. Прибор этот давнего происхождения, но почему-то весьма мало распространен и в продаже не имеется. Пантограф можно сделать самому.

Для этого надо иметь четыре деревянные линейки одинаковой длины, ширины и толщины и ровно выструганные, желательно узкие и тонкие. На одинаковом расстоянии от концов каждой линейки просверливаются или прошибаются раскаленным гвоздем отверстия для скрепления линеек между собой. На трех линейках отверстия делаются на определенных расстояниях.

Для увеличения рисунка в При длине линейки отверстия делают от конца (в см 1)
100 80 60 40 30
1,5 раза 33,33 26,66 20,00 13,33 10,00
2 раза 50,00 40,00 30,00 20,00 15,00
3 раза 66,66 53,22 40,00 26,67 20,00
4 раза 75,00 60,00 45,00 30,00 22,50
5 раз 80,00 64,00 48,00 32,00 24,00
6 раз 83,34 66,67 50,60 33,33 25,00
7 раз 85,32 68,57 51,43 34,28 25,71
8 раз 87,63 70,00 52,50 35,00 26,20
9 раз 88,89 71,23 53,34 35,61 26,67
10 раз 90,00 72,00 54,00 36,00 27,00

Допустим, что нам надо увеличить рисунок в 2 раза. Соберем пантограф, как показано на рисунке, т. е. гнезда Г и О укрепим в отверстиях со знаком 2. Укрепив кнопками рисунок под гнездом А, подложим лист чистой бумаги под гнездо К.

Если правой рукой держать иглу А и обводить ею поочередно контуры рисунка, то карандаш К, установленный в гнезде, будет вычерчивать на бумаге точно такой же рисунок, но увеличенный в два раза. Если оригинал очень велик и не помещается в прибор, то его вычерчивают по частям, которые потом склеивают.

Если требуется уменьшить рисунок, то карандаш переставляют в гнездо А, а иглу — в гнездо К и под ним помещают оригинал рисунка, подлежащего уменьшению.

Маляру-альфрейщику приходится работать не только по готовым трафаретам, но и самому составлять рисунки трафаретов, подбирая их из альбомов, книг и образцов кустарного промысла, которые имеются в каждом краеведческом музее. Часто подобранные рисунки приходится увеличивать или уменьшать. Как это делать, должно быть известно каждому маляру.

Рисунок переводится с оригинала на бумагу или картон трафарета через копировальную бумагу или, лучше, с помощью кальки. Этот способ сохраняет книгу и дает возможность производить подчистку переведенного рисунка, что трудно сделать при пользовании копировальной бумагой.

Хорошо выполнять копировку орнаментов при помощи лампы и стекла, положенного на две опоры. Лампа помещается внизу, под стеклом, рисунок кладется на стекло, и сверх него накладывается бумага, на которую карандашом наносят линии орнамента.

Самый маленький рисунок можно увеличить до любого размера путем клеток. Делают это следующим образом. Рисунок легко разлиновывают карандашом на одинаковые клетки так, чтобы на нем получился род сетки. Затем на листе бумаги, размером равной увеличенному рисунку, тоже размечают и линуют клетки, в том же количестве, что и на рисунке, но в большем масштабе. Для удобства клетки нумеруют. Копию линий рисунка переносят в большие клетки.

Надо помнить, что чем мельче были размечены клетки на рисунке, тем правильнее будет увеличение.

Увеличение и уменьшение рисунков можно производить при помощи фотоаппарата и особого прибора — пантографа.

Из аппарата «Фотокор» или его объектива делают установку для увеличения, как показано на рисунке. Рисунок орнамента кладут на пол и сверху накрывают стеклом. На стекло ставится увеличительная установка, сделанная из жести, объективом вверх.

Включаются электролампы Л-1 и Л-2, находящиеся в установке, и световая проекция рисунка орнамента наводится на большое зеркальное стекло, расположенное над объективом. Получив резкое изображение, на кальке рисуют орнамент, т. е. полученное изображение переводят на бумагу, положенную на стекло. Увеличение зависит от того, на каком расстоянии находиться зеркальное стекло от объектива аппарата.

Пользуясь волшебным фонарем, или эпидиаскопом, также можно увеличивать рисунок. Изображение рисунка передается на плоскость бумаги или на стену. При этом способе увеличения маляр-альфрейщик должен иметь навыки рисования.

Пантографом увеличение и уменьшение рисунков производится легко, быстро, чисто механически и вполне точно. Прибор этот давнего происхождения, но почему-то весьма мало распространен и в продаже не имеется. Пантограф можно сделать самому.

Для этого надо иметь четыре деревянные линейки одинаковой длины, ширины и толщины и ровно выструганные, желательно узкие и тонкие. На одинаковом расстоянии от концов каждой линейки просверливаются или прошибаются раскаленным гвоздем отверстия для скрепления линеек между собой. На трех линейках отверстия делаются на определенных расстояниях.

Для увеличения рисунка в При длине линейки отверстия делают от конца (в см 1)
100 80 60 40 30
1,5 раза 33,33 26,66 20,00 13,33 10,00
2 раза 50,00 40,00 30,00 20,00 15,00
3 раза 66,66 53,22 40,00 26,67 20,00
4 раза 75,00 60,00 45,00 30,00 22,50
5 раз 80,00 64,00 48,00 32,00 24,00
6 раз 83,34 66,67 50,60 33,33 25,00
7 раз 85,32 68,57 51,43 34,28 25,71
8 раз 87,63 70,00 52,50 35,00 26,20
9 раз 88,89 71,23 53,34 35,61 26,67
10 раз 90,00 72,00 54,00 36,00 27,00

Допустим, что нам надо увеличить рисунок в 2 раза. Соберем пантограф, как показано на рисунке, т. е. гнезда Г и О укрепим в отверстиях со знаком 2. Укрепив кнопками рисунок под гнездом А, подложим лист чистой бумаги под гнездо К.

Если правой рукой держать иглу А и обводить ею поочередно контуры рисунка, то карандаш К, установленный в гнезде, будет вычерчивать на бумаге точно такой же рисунок, но увеличенный в два раза. Если оригинал очень велик и не помещается в прибор, то его вычерчивают по частям, которые потом склеивают.

Если требуется уменьшить рисунок, то карандаш переставляют в гнездо А, а иглу — в гнездо К и под ним помещают оригинал рисунка, подлежащего уменьшению.

«Отделка комнат при ремонте»,
Н.П.Краснов

Мы уже говорили, что для исполнения некоторых видов малярных работ необходимо уметь рисовать. А умение рисовать, в свою очередь, предполагает знание правил построения геометрических фигур. Эскизы на бумаге вычерчивают при помощи треугольников, рейсшин, транспортаpa и циркуля, а на плоскости стен и потолков построения выполняются при помощи веска, линейки, деревянного циркуля и шнура. При этом надо…


Прямой угол, т. е. равный 90°, образуется двумя взаимно перпендикулярными линиями. Перпендикуляр строится следующим образом. Опустить перпендикуляр. Из данной точки С (лежащей вне прямой), как из центра, произвольным радиусом описываем дугу так, чтобы она пересекла данную прямую в двух точках D и Е из этих точек, как из центров, одинаковыми радиусами описываем дуги, чтобы они…


Построение угла, равного данному Угол, равный данному, строится следующим образом. Из вершины А данного угла произвольным радиусом проводим дугу тем же радиусом из точки D на данной прямой описываем дугу EF; величину дуги ВС откладываем по дуге EF до точки F и проводим DE. Угол EDF — искомый. Построение угла, равного данному Параллельные линии Линии,…


Деление прямых линий и углов может быть произведено двояким образом: на глаз и с помощью геометрического построения. При делении прямой на две равные части поступают следующим образом. Половину данной прямой берут циркулем на глаз и откладывают эту половину от обоих концов прямой. Если концы половинок сходятся, то, значит, данная прямая разделена правильно, если нет, то…


Маляру часто приходится иметь дело с правильными многоугольниками, а также треугольниками и четырехугольниками, т. е. такими фигурами, у которых все стороны и, соответственно, углы равны между собой. Может встретиться необходимость построить правильный многоугольник по данной стороне, или вписать правильный многоугольник в окружность данного радиуса, или описать его вокруг окружности. Первый вопрос сводится к нахождению внутреннего…

В процессе обучения регулярно возникает проблема точного переноса рисунка с эскиза на большой лист . В данной статье мы разберем самый практичный и удобный метод.

Если эскиз для большой работы слишком сложный и насыщен мелкими деталями, а необходимо точно, быстро и чисто перенести его на большой формат, то существует всего один нормальный и легко доступный способ это сделать. Этот способ называется Сетка или клеточки.

Для большей наглядности проиллюстрируем этот метод на нашем задании . В этом предварительном задании большое значение имеет сбалансированная композиция и эффектное пересечение предметов, поэтому эскизу уделяется большое внимание, и его необходимо точно перенести на большой лист.

В чем заключается метод сетки.

Исходное изображение (эскиз, набросок) делится на определенное количество равных частей с помощью вертикальных и горизонтальных линий, образуя, таким образом, сетку. Количество и размер ячеек (клеточек) может быть разный, чем больше мелких деталей в эскизе, тем меньше должен становиться размер клеточек.

После того, как на эскизе размечена сетка, ее необходимо перенести на большой формат. В нашем случае эскиз выполнялся на формате А4 и должен быть перенесен на лист форматом А2. Самым надежным способом переноса сетки с сохранением масштаба является разметка от центра.
Когда размечается эскиз, то начинать надо с нахождения центра и провести через него вертикальную и горизонтальную линию. Далее получившаяся половина горизонтальной линии делится на равное количество частей, или делится еще раз пополам, а потом еще раз, если это необходимо. Образуется итоговый размер клетки, его нужно перенести на вертикальную линию, а после без проблем начертить всю сетку целиком.


После этого на большом листе находится середина, через него проводятся вертикальная и горизонтальная линия. Горизонтальная линия делится аналогичным способом как на эскизе, полученный размер используется для построения всей сетки.

Образовавшиеся пересечения линий являются самым главным ориентиром для переноса рисунка, отталкиваясь от них, можно начинать переносить рисунок. В процессе могут получиться небольшие расхождения, но, в общем, рисунок будет перенесен точно, так как сетка дает безошибочную привязку.

Практикуясь, набивая руку на , вы будете свободнее подходить к переносу рисунка. Разметка останется нужна в определенных случаях, таких как: большой масштаб итогового произведения (например, рисунок на стене) или чересчур сложная композиция с подвижными линиями и пропорциями. Сама техника переноса может сократиться до нахождения центра и деления всего на несколько частей, в любом случае, это очень полезный метод, который должен быть в арсенале каждого профессионального художника.

Увеличить или уменьшить рисунок, можно не только построив его, но и по сетке из квадратов. Легче всего, это конечно будет сделать на бумаге миллиметровке, если Вы собираетесь использовать этот рисунок как промежуточный этап в вашей работе. Но если Вы собираетесь сразу делать картину, тогда нужно будет расчертить белый лист бумаги самостоятельно.

1.Очерчиваем крайние точки нашего рисунка горизонталями и вертикалями.

2. Если нам нужно увеличить или уменьшить рисунок, нам нужно выдержать ширину и высоту нашего будущего рисунка. Для этого из одного угла нашего рисунка в другой угол проводим диагональ. На этой диагонали Вы можете выбрать любую точку - в сторону уменьшения рисунка (точка «А») или его увеличения (точка «В»). Из этой точки проведите горизонталь и вертикаль. Эта точка и ограничит по вертикали и по горизонтали наш будущий рисунок, то есть определит размер нашего будущего рисунка.

3. Расчертите наш рисунок на квадраты. В длинную сторону лучше поставить цифры, а в короткую - буквы.

4. Посчитайте, сколько квадратов у Вас получилось в ширину, а сколько в длину, и точно на такое же количество разбейте Ваш будущий увеличиваемый или уменьшаемый чистый формат.

5. Находим точку на нарисованном рисунке. Например, 5Д, и точно так же находим на большом пустом листе 5Д. Теперь находим остальные точки и соединяем их. И таким, образом, переносим наш рисунок.