Как и кто проверяет результаты егэ. Как проверяют сочинение ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ по русскому языку – обязательный выпускной экзамен. Цель каждого ученика – успешно пройти это испытание. Многие в течение учебного года изучают тематические разделы, проходят многочисленные тесты, упражняются в выполнении заданий, закрепляя материал, но по незнанию не обращаются к изучению критериев (особенно это касается сочинения).

В самом начале процесса подготовки обязательно ознакомьтесь с , по которым будут оцениваться задания. Почему это так важно? Потому что ими будут руководствоваться эксперты, так как это основа проверки любой работы. Знание критериев и следование им поможет выработать оптимальный подход уже на этапе подготовки и в итоге обеспечит отличный результат. Тестовая часть наиболее проста в этом отношении: за каждый правильный ответ дается балл. Особенное внимание здесь уделите сочинению, которое считается самым сложным этапом, а вследствие этого и «ценным» по вознаграждению баллами (максимальное значение – двадцать четыре).

Критерии оценки

Выделяют двенадцать критериев, по которым рассматривают задание №26. Они делятся на подгруппы по значениям:

Проблема

  • верное определение

Балл

!!! Весь раздел будет оценен нулем, если этот пункт не выполнен

0

Комментарий

  • присутствует (с использованием 2-х примеров, взятых из текста)
  • наличие только одного примера
2
  • примеры не приведены или есть фактическая ошибка
1
  • комментария нет
  • учащийся обращается к другой проблеме
  • наличие двух и более фактических ошибок
  • материал пересказан
  • определена правильно
  • неправильно
  • не определена
0

Аргументация

  • два аргумента с опорой на опыт из жизни
  • единственный аргумент из художественного произведения, публицистики
2
  • одиночный аргумент из жизненной сферы
1
  • отсутствие аргументации
  • точка зрения выражена кратко, без объяснений
  • не обозначена

Речевое оформление

Цельность по смыслу, связность речи и ход мыслей

  • полное соблюдение заданных требований
  • неправильное деление на абзацы и (или) логическая ошибка
1
  • более 2-х нарушений логики и абзацного членения
0

Речевая точность, выразительность

  • соблюдение условий данного раздела

!!! Высшая оценка возможна, если отсутствуют речевые ошибки

  • точность выражения мыслей при общей «бедности» речи (и наоборот)
1
  • речь невыразительна, мысли выражены неточно
0

Грамотность

Ошибки орфографические

  • ≤ двух
2
  • до четырех
1
  • > четырех
0

пунктуационные

  • ≤ трех
2
  • ≤ пяти
1
  • > пяти
0

языковые

  • ≤ двух
1
  • > двух
0

речевые

  • ≤ трех
1
  • > трех
0

этические

  • одна и >
0

фактические

  • одна и >
0

Особые указания

Соблюдайте рекомендуемое количество слов: 150-300. Объем от 70 до 150 слов предполагает некоторые изменения в оценивании. Так, отсутствие орфографических, пунктуационных ошибок будет оценено 2 б., грамматических, речевых – 1 б. За , состоящее из менее чем 70 слов и написанное на отвлеченную тему, не связанную с материалами экзамена, вы получите 0. Именно поэтому нелишним будет подсчет количества слов. Считайте как самостоятельные, так и служебные части речи: союзы, предлоги, частицы. Символы и цифры не учитывайте.

На этапе аргументации большинство экзаменующихся сталкивается с затруднением: аргумент из жизненного опыта требует умения представить ситуацию как значимую с социальной точки зрения. Объективность ее оценки учащимся – главный показатель для эксперта. У многих такие описания носят исключительно бытовой характер, которые не могут быть оценены высоко. Поэтому прислушайтесь к следующему совету: опирайтесь на собственный читательский опыт или используйте исторические факты.

Помните:

– недостаточно просто написать «хоть что-нибудь», работа должна соответствовать представленному отрывку;

– следуйте плану сочинения в точной последовательности его пунктов;

– проблему определяйте на основе данного текста, как и позицию автора, которую нельзя изменять;

– не переписывайте фрагменты, а используйте цитаты;

– следите за точностью выражения своих мыслей;

– соблюдайте правила орфографии и пунктуации;

– не допускайте искажения фактов (имена, фамилии и т.д.);

– пересказ недопустим!

Если вы будете следовать этим советам, то у вас будут все шансы получить высший балл за сочинение!

ЕГЭ-2012 уже отгремел, но осталось много вопросов по его проведению. Попытаемся ответить хотя бы на часть из них. О том, как проверялся ЕГЭ по математике, рассказывает председатель предметной комиссии по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ по математике 2012 г. в Республике Мордовия, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и теоретической механики МГУ им. Н.П. Огарева Сыромясов Алексей Олегович.

Как формируется комиссия, которая занимается проверкой? По каким критериям набираются проверяющие и кто их набирает?

В комиссию должны входить школьные учителя (как правило, высшей категории), преподаватели ССУЗов и ВУЗов, причем представители среднего и высшего образования - примерно на паритетных началах. Это логично: школы выпускают учеников, а ВУЗы их принимают. Эта сторона процесса чем-то напоминает сдачу-приемку работы: в комиссию входит как сдающая сторона (среднее образование), так и принимающая (ВУЗы).

Зимой, за несколько месяцев до экзамена, министерство образования обращается к управлениям образования в Саранске, Рузаевке и районах республики с просьбой представить кандидатуры школьных учителей - членов комиссии. С такими же просьбами касательно преподавателей оно обращается в ВУЗы и ССУЗы. Министерством же принимается решение о назначении председателя комиссии.

Все эксперты весной проходят обязательное предварительное обучение по программам ФИПИ (Федерального института педагогических измерений). Надо сразу пояснить, что ФИПИ - это именно та организация, которая курирует составление заданий экзамена.

Большая часть проходит его дистанционно, через Интернет - по запросу министерства образования ФИПИ предоставляет необходимое количество аккаунтов для входа в обучающую систему. Оставшаяся часть комиссии прослушивает лекции очно. В любом случае, обучение проходит на тренировочных (примерных) критериях, находящихся в открытом доступе, и завершается зачетом. Эксперты, не прошедшие в той или иной форме обучение, не сдавшие зачет, к проверке работ ЕГЭ не допускаются.

Председатель знакомится с представленным списком. Он может отклонить какую-то из кандидатур или предложить чью-то еще кандидатуру. Но утверждение состава комиссии - это прерогатива министерства.

Все эти назначения происходят по согласованию с теми учебными заведениями, где работают потенциальные эксперты.

А кто назначает председателя комиссии? И как Вы стали председателем?

Я являюсь председателем второй год (поэтому с такой уверенностью говорю про то, как все было поставлено в прошлом году). Зимой 2010-2011 года министерство образования РМ обратилось к ректору нашего университета С.М. Вдовину и декану математического факультета, И.И. Чучаеву, с официальной просьбой - согласовать мою кандидатуру. Возможно, роль сыграло то, что на ЕГЭ 2010 года я был одним из сотрудников РЦОИ.

Это предложение было для меня неожиданным. Конечно, сначала были серьезные сомнения - справлюсь или нет. Судя по тому, что в 2011-2012 учебном году министерство снова просило согласовать мою кандидатуру, оно было удовлетворено качеством проделанной работы.

Большинство школьников и даже учителей не имеют полного представления о том, как проверяются задания. Откуда они должны получать такую информацию? И как собственно организована проверка?

Когда время, отведенное на выполнение заданий ЕГЭ, подходит к концу, все бланки, заполненные школьниками, отвозятся в РЦОИ (региональный центр обработки информации). На проверку комиссии из РЦОИ поступают только копии бланков №2 (т.е. бланков, на которых пишутся решения задач группы "С"). Бланки №1 (с заданиями "А" и "В") проверяются автоматически на компьютере, комиссия к ним никакого касательства не имеет.

Здесь сразу хочу обратить внимание на 2 обстоятельства:
- Комиссия проверяет именно копии. Оригиналы неприкосновенны, так что "подрисовать" что-то в бланке при проверке нельзя.
- Бланки ответов №2 (соответственно, и их копии) анонимны. С регистрационными бланками и бланками №1 они объединяются только специальной программой по штрих-коду. Соответственно, эксперты не знают, чьи работы они проверяют.

Критерии проверки заданий части "С" приходят на почту РЦОИ вечером того дня, когда проводился экзамен предмету (естественно, уже после того, как экзамен завершается). Комиссия знакомится с этими критериями на следующее утро. Их распечатывают в необходимом количестве и начинается проверка.

Вся процедура проходит в том же здании, в котором располагается РЦОИ (это удобнее). Специальная программа автоматически назначает работы, которые должен проверить тот или иной эксперт, далее эти работы распечатываются вместе с бланком протокола, куда потом заносятся результаты проверки. Т.е. эксперты ставятся перед фактом: вы проверяете такие-то и такие-то работы. Никаких фамилий или других данных участников ЕГЭ в протоколах нет - только условный код работы (по-моему, 12 или 13 цифр). Каждая работа проверяется независимо двумя экспертами, причем совещаться друг с другом эксперты не могут. Далее копии работ вместе с заполненными протоколами сдаются, протоколы сканируются и автоматически сверяются друг с другом. Если разница в баллах за одно и то же задание составляет 2 или более, работа посылается на "третьего эксперта". Т.о., каждая работа проверяется минимум дважды, а то и трижды.

В аудиториях, где работает комиссия, установлены веб-камеры, изображение выводится на экран директору РЦОИ. Члены государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), в которую в Мордовии входят зам. пред.правительства М.С. Сезганов, руководство министерства образования, ректоры вузов и т.д. также могут по желанию в любой момент ознакомиться с этими видеозаписями. Поэтому действия комиссии при проверке находятся под постоянным контролем.

Общую информацию о порядке проверки можно получить на официальном портале ЕГЭ: www.ege.edu.ru .

Итак, резюме:
- работы анонимны;
- проверяются копии, а не оригиналы;
- критерии проверки становятся известны только после окончания ЕГЭ;
- проверка происходит под контролем со стороны.

По Вашему личному мнению, насколько объективно ЕГЭ показывает знания школьников? Можно ли с уверенностью говорить, что более сильный школьник скорее всего получит более высокий балл?

Скажем так: более сильный школьник при прочих равных обстоятельствах получит более высокий балл. Но возможны всякие случайности, никак не документируемые: накануне вечером поругался в семье, надел новый неразношенный ботинок, который жмет, и т.д. Причин неудачи, даже нелепых, может быть много, и все они будут уважительны, хотя их и не подтвердишь никакой справкой. Как и на любом вузовском экзамене, впрочем.

Кроме того, есть небольшая группа принципиально неэкзаменуемых ребят. Просто по своей психологической организации - они могут здорово решать задачи с места и у доски, но сдавать экзамен не могут (или могут, но показывают результаты хуже, чем их обычные).

ЕГЭ - это стандартизация. Но невозможно стандартизировать миллион человек, обязательно будут отклонения в какую-то сторону. Потому наряду с результатами ЕГЭ при зачислении в ВУЗы учитываются всякого рода олимпиады.

Вопрос об объективности ЕГЭ также тесно связан с вопросом о содержании критериев проверки. По окончании ЕГЭ комиссия может высказать свое мнение и о работах школьников, и о самих критериях. Эти мнения председатель включает в отчет, который сдается в министерство образования и направляется в Москву. Т.о., ФИПИ поддерживает обратную связь с предметными комиссиями в регионах.

А какое мнение высказала мордовская комиссия о критериях?

В целом было предложено несколько смягчить критерии проверки. (Это мнение официальное, оно уже ушло в Москву, и Москва приняла его к сведению.)

А критерии проверки были слишком жесткие? В чем это проявлялось?

Не вдаваясь в специфику конкретных заданий: для того, чтобы получить определенный балл, ученику требовалось в своем решении дойти до какой-то контрольной точки и получить соответствующий промежуточный результат. Если этот результат из-за какой-то ошибки (даже случайной описки) не достигался, участник ЕГЭ уже не получал соответствующих баллов. Образно говоря, для получения 2 баллов надо пробежать по пересеченной местности 2 км. Но если вы пробежите 1 км 900 м, вы получите не более 1 балла - ведь финиш не достигнут!

В то же время в школе, как правило, оценивается не только сам результат, но и процесс его достижения.

Были случаи, когда при проверке задания С3 школьник допускал одну-единственную описку, но она превращала 3 первичных балла (в которые максимально оценивается задание С3 по математике) в 1 балл. Естественно, это решение и было оценено 1 баллом.

Здесь надо сказать, что вне зависимости от того, нравятся комиссии критерии или нет, комиссия работает по тем критериям, которые присланы из Москвы.

Как говорил один из персонажей братьев Стругацких, "Когда я приезжаю в другую страну, я не спрашиваю, хороши там законы или плохи. Я спрашиваю, выполняются ли они".

Так вот, комиссия в рамках своих полномочий пытается влиять на критерии и содержание заданий, но это может найти свое отражение в критериях следующего года. По окончании проверки мы высказали свое мнение (см. выше), а пока проверка не завершилась, мы обязаны придерживаться уже существующих правил.

А есть ли в процессе проверки какой-то контроль за списыванием? Если, например, будут обнаружены 2 одинаковые работы, может ли комиссия применить какие-либо санкции?

Вопрос больше теоретический.

Эксперты, как уже было сказано, не должны совещаться друг с другом и сравнивать работы, поэтому требуется, чтобы две одинаковые работы попали к одному эксперту. Я не знаю, насколько это вероятно, ибо не в курсе подробностей работы программы, которая назначает копии бланков на проверку экспертам.

При проверке работ по математике таких ситуаций не возникало.

При возникновении какой-то внештатной ситуации комиссия обратится в РЦОИ (чтобы устранить вопрос о технических неполадках) и в ГЭК.Задача предметной комиссии - проверить анонимные работы в соответствии с критериями, разработанными ФИПИ.

А как правильно надо подавать апелляции? Насколько успешно в этом году апеллировали школьники?

Насколько я знаю, по математике были удовлетворены меньше половины поданных апелляций (по-моему, около 30%). При этом проверяют работы одни эксперты, а апелляции рассматривают уже другие. Это естественно: апелляция - некий контроль качества проверки, и это качество контролируют уже другие люди - не те, кто участвовал в проверке. Из членов предметной комиссии на апелляциях присутствует только председатель: в каких-то спорных случаях к нему могут обратиться за разъяснениями.

Подавать апелляцию имеет смысл тогда, когда участник ЕГЭ более-менее уверен, что это может повысить ему баллы. Дело в том, что при апелляции перепроверяется вся работа (задания "С"). Поэтому участник ЕГЭ может не только повысить, но и понизить свои баллы (если при перепроверке обнаруживается не замеченная ранее ошибка).

Перед тем, как подать апелляцию (если уж на то пошло, и перед тем, как написать экзамен), желательно ознакомиться с примерными критериями проверки. Конечно, "боевые" критерии проверки заданий ЕГЭ даже экспертам становятся известны только после проведения экзамена. Но типаж заданий по каждому предмету, демонстрационный вариант и так называемую спецификацию (описание - какое задание ЕГЭ какие навыки проверяет) можно совершенно свободно скачать с официального сайта уже упомянутого ранее Федерального института педагогических измерений как минимум с декабря-января месяца. Там же, в демо-версии, приводятся и примерные критерии, по которым будут проверяться задачи "С". Вот их адрес.

ЕГЭ называют итоговую государственную аттестацию, которая, как правило, проводится по программам общего среднего образования. Проверка производится официально во всех учебных заведениях Российской Федерации. Это письменный экзамен, который сдается на русском языке, исключением является только раздел «Говорение» на аттестации по иностранному языку. Расписание ЕГЭ едино на всей территории страны. Принимать участие в ЕГЭ имеют право следующие категории:

  • выпускники школ, в том числе и предыдущих лет;
  • обучающиеся, которые получают профильное образование;
  • студенты иностранных учебных заведений.

ЕГЭ проводят по следующим предметам:

  1. Русский язык.
  2. Математика.
  3. Обществознание.
  4. Химия.
  5. Физика.
  6. Биология.
  7. История.
  8. Информатика.
  9. География.
  10. Литература.
  11. Иностранные языки (английский, испанский, французский, немецкий)

Обязательными для сдачи выпускниками текущего года являются русский язык и математика. Для всех остальных выбор предметов зависит от того, какую специальность они хотят выбрать для поступления в ВУЗ.

Кто проверяет работы выпускников на ЕГЭ

На экзамене выпускники набирают баллы за тестовые и развернутые ответы. По всем предметам, кроме базового уровня математики, ЕГЭ оценивается по 100-балльной системе. Существует общепринятый минимальный балл, который выпускник должен набрать для того, чтобы экзамен был сдан.

Сами задания делятся на три части:

  • А (выбор ответа из четырех вариантов);
  • В (короткий односложный ответ, выбор одного или нескольких вариантов из предложенных);
  • С (задания, требующие развернутого ответа).

Что касается проверки, результаты части А и В проверяются абсолютно без участия человека. Все механизировано, их проверяет компьютер, сканируя и автоматически распознавая правильные ответы. Поэтому отмечайте максимально аккуратно, чтобы машина случайно не посчитала правильный ответ за ошибку.

Что касается сектора С, то его проверяют уже люди. Для объективности приглашают двух специалистов, которые работают независимо друг от друга. Так как обрабатываются данные людьми, есть несколько нюансов:

  1. Баллы, выставленные экспертами, совпали, тогда полученная оценка и выставляется за задание.
  2. Оценки отличаются, но некардинально, в таком случае ставится средний балл.
  3. Возможно и такое, что баллы отличаются существенным образом. В таком случае на помощь приходит третий эксперт. Последний проверяет работу, но акцентирует внимание только на тех заданиях, в которых у предыдущих проверяющих разошлись мнения.

После проверки бланки с оценками сканируются и их отправляют в Москву на портал Единого центра тестирования Министерства образования. Там результаты ЕГЭ обрабатывают и вносят в базу, откуда они и попадают в те заведения, где выпускники сдавали экзамены.

Необходимо учитывать, что компьютерная система обработки способна допустить ошибку. Например, в части В может быть неразборчиво написано слово или у вас плохо писала ручка (чернила слишком светлые). В таком случае переживать не стоит. Если вы видите, что баллов вам явно насчитали недостаточно, можно подать апелляцию о том, что вы не согласны с результатами. Но учтите, что комитет вправе пересмотреть результаты как в сторону повышения, так и в стороны понижения, и ничего изменить уже не получится, а ваши баллы в системе подвязаны к паспортным данным.

Оценкой итогов экзаменов занимается Региональный центр обработки информации, поэтому все жалобы направляются именно туда. Дважды подумайте перед тем, как подавать апелляцию, и если не уверены, что ошибка именно в оценивании, то лучше просто смириться с результатами.

После обработки в Региональном центре бланки отправляются в Федеральный центр тестирования, как было указано выше. Здесь и сверяются варианты участников ЕГЭ с правильными ответами.

Важно знать, что результаты сдачи экзаменов актуальны и действительны на протяжении 4-х лет. А для тех, кто сомневается в правильности проверки результатов, надо знать, что апелляцию можно подать в течение 2-х рабочих дней.

После отправки региональными центрами результатов в Федеральный центр необходимо где-то около 5-ти рабочих дней для перепроверки всех бланков. Но и это не конец. После этого еще нужен один рабочий день для того, чтобы результаты утвердила Государственная экзаменационная комиссия. В последующие 3 дня происходит публикация итогов. Свои баллы можно узнать либо в Интернете на портале центра оценивая, либо в том месте, где вы писали экзамен. Если вы проживаете в отдаленных регионах, скорее всего, результаты придут с задержкой, обычно это не больше 12-ти дней.

Пересдача ЕГЭ

Существует возможность пересдачи ЕГЭ по двум основным дисциплинам: русскому языку и математике. Но повторно написать экзамен можно только по одному из предметов в один год. То есть если вы не набрали достаточного количества баллов по обоим предметам, то возможность пересдачи будет только в следующем году. А те выпускники, которые с помощью апелляции аннулируют результаты экзамена, также имеют право пересдачи только в следующем году.

Может случиться такое, что дни написания экзаменов по двум предметам выпадают на один день. Паниковать в таком случае не стоит, так как есть резервные дни для сдачи.

К пересдаче допускаются абитуриенты, которые:

  • не получилось явиться на сдачу по уважительной причине. Это может быть какая-то серьезная болезнь (подтверждается справкой из медицинского учреждения);
  • если результаты экзамена были отменены, но только в том случае, если ошибка была допущена со стороны организаторов.

Помните, что писать в экзаменационных бланках можно только черной гелевой ручкой. Это нужно для того, чтобы не возникло проблем со сканированием вашей работы и для правильной ее обработки. Старайтесь писать каллиграфично, чтобы сканер мог безошибочно считать все буквы. В бланке с заданиями вы можете писать так, как хотите: не запрещается делать отметки на полях, производить расчеты. За это баллы не снижают.

Приступая к написаю части С, не волнуйтесь. Даже если тема для вас очень сложная, старайтесь написать хотя бы что-то. Поскольку проверяют эту часть уже люди, а не механизмы, то имеет значение и человеческий фактор. Экзаменатор может попасться как снисходительный, так и придирчивый. Возможно, вам добавят балл за старание, если будет видно, что вы действительно прикладывали усилия.

Система обработки первых двух частей совершенствуется каждый год. Новые программы, современная аппаратура, прогресс не стоит на месте. Остается проблема только в проверяющих, оценивающих третью часть. Увы, может попасться специалист, который халатно подойдет к своей обязанности проверяющего ЕГЭ, не осознавая в полной мере, что от его работы зависит чья-то судьба. Время идет и через некоторое время, скорее всего, все будет механизировано.

Если соблюдать все правила сдачи единых государственных экзаменов, должным образом к ним готовиться и подойти к этому ответственно, то проблем со сдачей и набором достаточного количества баллов возникнуть не должно. Если же вы ничего не учили и никак не готовились, то критиковать систему и пытаться оспорить ее правила лучше не пытаться, все равно ничего не получится. Система создавалась не глупыми людьми, которые все рассчитали и продумали.

Для того чтобы вашу работу проверили быстро и не возникло спорных моментов, не забудьте о цвете ручки и советов касательно почерка. Если проверяющий не может разобрать, что написано, он засчитает неправильный ответ. Большое количество исправлений тоже не сыграет на руку, так как за неаккуратность работы оценку снижают.

Разум или чувства, что важнее? Во все времена разум и чувства противостоят друг другу. Жить разумом или предаваться буйству чувств - этот выбор каждый человек принимает сам.

Наиболее значимы в романе любовные истории двух героев- Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Сюжетная линия Павла Петровича - это его взаимоотношения с княгиней Р., его неудачная любовь. Причем Тургенев подчеркивает, что тот период в жизни Кирсанова был наиболее ярким, бурным, насыщенным событиями.

И, наоборот, Базаров предстает перед нами «духовным мертвецом» в начале романа. Гордыня, самолюбие, бессердечность, сухость и резкость по отношению к людям, природе, всему окружающему миру - Тургенев сразу же обнажает в герое эти черты. Между тем в поведении Базарова заметно какое-то беспокойство. Что же стоит за поступками героя?Между тем сам герой не дает проявиться в своей душе естественным человеческим потребностям, считая их чепухой и романтизмом. Базаров лишен полноты жизни, жизни во всем многообразии ее проявлений.

Любовь к Одинцовой «воскрешает» героя, пробудив его уснувшие чувства, жажду жизни и любви, открыв ему красоту мира. Однако любовная история Базарова тоже неудачна: Анна Сергеевна Одинцова отвергает его любовь. В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича в разговоре с Аркадием: «...человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, но самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла». В финале романа Базаров сам оказывается в подобной ситуации.

На примере Базарова и Павла Петровича Тургенев показывает два различных отношения к природе-судьбе. Образ природы ассоциировался у Тургенева с образом древней судьбы, которая изначально враждебна к человеку: «взгляд вечной Изиды не согрет материнской любовью к своему детищу, он леденит, сжимает сердце безучастным холодом». Перед лицом судьбы человеку, по Тургеневу, открыты три пути: «отчаяние пессимизма, стоицизм, утешение религии». Павел Петрович в романе демонстрирует нам «отчаяние пессимизма», которое проявляется и в его образе жизни, и в самом скептицизме его. Базаров в начале романа предстает стоиком, человеком спокойным и невозмутимым, который никак не реагирует «на внешние и внутренние раздражители». Однако в финале романа герой приходит к тому же самому «отчаянию пессимизма», которое владеет душой Павла Петровича.

Таким образом, оба героя (Базаров и Павел Петрович) попросту несчастливы. Однако в этом нет объективной вины героев. Счастье у Тургенева капризно и прихотливо, не оно зависит от человека, а человек зависит от него.

Однако ни чувства Павла Петровича, ни интерес Базарова не встречают взаимности у Фенечки. Неожиданные преследования Базарова обижают ее, но точно так же ей тяжело и внимание Павла Петровича: «Они меня все пугают. Говорить - не говорят, а так смотрят мудрено», - жалуется она на пристальные взгляды Кирсанова. Сама же Фенечка любит Николая Петровича, который немного стесняется и этой любви, и своего возраста, и своего чувства к Фенечке.

Кульминацией всех этих взаимоотношений является дуэль, которая, как это ни парадоксально, обнажает то лучшее, что скрыто в обоих «соперниках»: рыцарство Павла Петровича, его раскаяние в собственной заносчивости, способность к трезвой оценке ситуации и человеческую уязвимость Базарова, его храбрость, благородство.

Любовь, как и красота, как и искусство, являлась некой высшей силой в мировосприятии Тургенева. Через любовь, искусство, красоту писатель «постигал бессмертие». Это были те силы, которые противостояли обреченности человеческой жизни, бренности человеческого бытия.