Исполнение гамма на блок флейте постановка пальцев. Работа над гаммами, гаммы на фортепиано. Как прикрывать отверстия

) мы говорили о гаммах вообще. Сегодня я хочу конкретно затронуть вопрос работы над гаммой – как работать с ней, чтобы достичь поставленных целей. Как вы помните, основные из них – это ровность, четкость и беглость. Но, для начала, давайте разберемся, какие гаммы будут «первопроходцами» в Вашей музыкальной жизни пианиста. В школьных программах первым стоит изучение гаммы До мажор. Она держит лидерство по причине отсутствия знаков – то есть, играется по белым клавишам. Однако, не смотря на мнимую простоту, гамма не очень удобна пианистически. Существует такое понятие, как «формула Шопена», в соответствии с которым самое удобное расположение руки предоставляет гамма Си мажор. Если расположить пальцы, начиная от ее субдоминанты – ми-фа#-cоль#-ля#-си, то рука приобретает самое природное положение – рычаги (1 и 5 пальцы) опущены – они лежат на белых клавишах; а средние пальцы образуют естественный купол. Для подтверждения этого тезиса хочу привести слова известного российского пианиста и педагога Льва Оборина: «Естественнее всего рука себя чувствует, когда первый и пятый пальцы лежат на белых клавишах, а второй, третий и четвертый пальцы на черных клавишах. Эта позиция, рекомендованная в свое время еще Шопеном, наиболее практична для выработки естественной постановки руки. Освоив ее, можно перейти к менее удобным позициям...»

Итак, для начала можно поупражняться на этой шопеновской формуле, играя ее легким нон легато с участием кисти. Когда формула будет усвоена, начинаем изучать всю гамму Си мажор, и далее переходим к остальным гаммам.

Можно выбрать другой порядок изучения гамм – по квинтам: До – Соль – Ре – Ля – Ми и т. д. Что дает этот способ – это изучение ладотональной системы музыки. Проработав по квинтовому кругу все гаммы, Вы разберетесь во всех тональностях и закрепите теорию практикой.

Так же Вы можете играть ту гамму, в которой написано разучиваемое произведение. Здесь плюс в том, что знаки в гамме уже известны, и пальцы сами будут ложиться на нужные клавиши. А если произведение содержит гаммообразные пассажи, то тем более гамма будет уместной и полезной на данном этапе.

Хочу заметить, что в паре с мажорной играется параллельная минорная, то есть та, которая лежит на малую терцию ниже от нее.

Теперь, давайте поговорим о технических трудностях в гаммах.

Первое, на что нужно обратить внимание – это аппликатура. Верно выученная очередность пальцев – залог быстрой и ровной игры. Все аппликатурные принципы я уже изложила в предыдущей статье. В этой же статье Вы найдете и виды гамм, которые надо играть. Но, чтобы к ним перейти, для начала нужно хорошо выучить основной вид, ведь, это остов для всех видов.

Самым проблемным моментом является, как Вы уже знаете, подкладывание первого пальца. Здесь хочу обратиться к психологической установке российского пианиста и педагога Г. Г. Нейгауза: «понятие подкладывания первого пальца под руку» заменить «более жизнеспособным и натуральным понятием перекладывания руки через первый палец». Ведь психологически легче перенести руку через первый палец, чем подложить его под ладонь…

А вот упражнение, которое он рекомендует: играя до-мажорную гамму, останавливаемся на звуке ми, поддерживая клавишу в опущенном положении. Следующий звук - Фа - играется попеременно то четвертым, то первым пальцами. Аналогичная остановка на VII ступени (си), после чего следующее за си до играется то пятым, то первым пальцами:


Еще одно упражнение, которое советует Г. Г. Нейгауз, заключается в вычленении в звукоряде гаммы лишь тех звуков, на которые приходится подкладывание:


Другой педагог и пианист В. Сафонов предлагает вот такой вариант работы над данной проблемой: взяв традиционное пятипальцевое упражнение, играть его не всеми пальцами подряд, а последовательно перемещая большой палец:

Это упражнение поможет достичь независимости пальцев и их координации и научиться осуществлять подкладывание и перекладывание.

Можно испробовать вариации аппликатуры – поиграть всю гамму 1-2,1-2; 1-3,1-3, и 1-4,1-4.

Важно следить за рукой во время подкладывания. Очень часто локоть и все предплечье слишком «выворачивается» вместе с первым пальцем. Этого нужно избегать, и добиться, чтобы предплечье и локоть как бы рисовало ровную линию, без изломов и изгибов.

Для того чтобы скоординировать работу обеих рук, а также для ритмической ясности, я рекомендую делать в гамме на четыре октавы акценты по четыре звука, при чем, во всех видах. Но, акцент не должен превращаться в громкий стук, стоящий на месте, и заканчивающий всякое движение вперед. Акцент, как в гамме, так и в любом произведении, - это то место, от которого нужно оттолкнуться, чтобы двигаться. Здесь акцент исполняется замахом пальца, в умеренной громкости.

Охватывающие движения играют так же немаловажную роль. Представьте, что Ваше предплечье – это поезд, а пальцы – люди, которые опоздали на него. Эти образы наглядно объясняют те движения, которые должны присутствовать в игре гамм: Вся рука рисует линию и идет впереди пальцев, то есть, пальцы подчиняются руке. Помочь этим движением может динамика. Здесь она проста: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Можно представить тот же поезд, который едет издалека, поравнялся с Вами и уехал. Таким образом, Вы убьете двух зайцев – и движения появятся, и гамма станет яркой и интересной.

Для уяснения ритмической четкости и динамической яркости, поиграйте гамму разными ритмическими формулами – триолями, пунктирным ритмом, синкопами; и в разных динамических градациях – от pianissimo до fortissimo. А игра в разных темпах позволит избежать унылого заигрывания, а заодно и определить Ваш технический предел.

Отдельный пласт в игре гамм занимает арпеджио. Здесь задачи те же, а технические проблемы другие. Но об этом мы поговорим уже в следующей статье.

При копировании, перепечатке материала или его части, активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт http://сайт обязательна.

На первом занятии самоучителя «Блокфлейта для начинающих» мы подробно рассмотрели основы игры на блокфлейте и вы готовы уже схватить свою блокфлейту и задать ей жару. Похвально! И, перед тем как взять блокфлейту в руки, давайте пронумеруем пальцы на руках.

Ничего сверхъестественного делать не будем. Пальцев на руках останется, по-прежнему, десять.
Но номера им дадим как на рисунке:

нумерация пальцев для расположения на дудочке

На сайте «Свирельки» будем придерживаться такой нумерации пальцев потому, что «Свирелька» подходит для обучения игре на разных продольных флейтах. И в игре на этих флейтах участвуют разное количество пальцев. На блокфлейте, например, играют девять пальцев — мизинец левой руки (пятый палец) в игре не участвует. На хроматической сопилке задействованы все десять пальцев. В общем, пальцы мы пронумеровали и теперь берем блокфлейту в руки.

Блокфлейта для начинающих. Расположение рук

Левая рука располагается сверху, правая снизу (если не указано по другому, то берем так все продольные флейты):

руки на блокфлейте

Располагаем пальцы на блокфлейте:

  • Первым пальцем закрываем единственное отверстие снизу блокфлейты.
  • Второй, третий и четвертый пальцы располагаются на трех верхних отверстиях.
  • Пятый палец отдыхает во всякое время, когда вы играете на блокфлейте.
  • Шестой палец поддерживает блокфлейту снизу. Ему, хоть, отверстий и не досталось, но без него блокфлейта имела бы неустойчивое положение или, вообще, выпала бы из рук …
  • Седьмой, восьмой, девятый и десятый пальцы закрывают оставшиеся четыре отверстия блокфлейты.

На некоторых блокфлейтах два нижних отверстия сделаны сдвоенными. То есть, вместо одного отверстия для девятого и десятого пальцев сделаны по два отверстия разного диаметра. Вот и хорошо! Плотно закрываем их все как показано на рисунке:

расположение пальцев на блокфлейте

Обратите внимание на положение локтей. Локти разводим в стороны, не прижимаем, отводим их от туловища, чтобы можно было свободно двигать руками при игре на блокфлейте.

Теперь важная информация для раздела «блокфлейта для начинающих»!

Закрывать отверстия на блокфлейте следует подушечками слегка согнутых пальцев. Не надо ставить пальцы «молоточками» как на клавишах фортепиано. На блокфлейте пальцы распрямлены. Поэтому разогните свои пальцы! И никакого напряжения. Держать пальцы следует свободно. Главное, это полное закрытие отверстия. Если отверстие закрыть пальцем не плотно, в него будет проходить воздух и звук блокфлейты изменится. Это вы услышите немедленно. Кстати, даже, если давить на отверстия блокфлейты изо всей дури, но, при этом отверстия закрыть не полностью, игры не получится. Поэтому перечитайте этот абзац ещё раз и поймите — пальцы держим свободно, чуть сгибаем и «подушечками» плотно закрываем нотные отверстия блокфлейты.

Никакой сложности в закрытии отверстий на дудке нет.

Нужна всего лишь тренировка. Тренировка слаженности дыхания и пальцев. Дыхание плавное, пальцы слегка согнуты (распрямлены) без напряжения плотно закрывают отверстия. В моменты, когда пальцы закрывают или открывают отверстия, дыхание замирает. Иначе ноты будут смазаны. Появится противный шипящий/свистящий звук.

На самом деле, это дольше объяснять. На первом занятии нашего самоучителя было продемонстрировано видео, где можно было увидеть правильное расположение пальцев юной блокфлейтистки. Теперь посмотрите как это делает блокфлейтист — профессионал. Запись смотрите до конца. Она короткая. Все внимание на пальцы блокфлейтиста и на его рот. Смотрите как он располагает пальцы и как от вдыхает воздух на паузах:

Если поняли как правильно ставить пальцы на блокфлейте, поставьте лайк:


Берите в руки дудочку и начинайте практиковаться. С самых простых мелодий. «Свирелька» тут просто незаменима.

И помните, что пальцы на блокфлейте ставят вот так:

пальцы на отверстии блокфлейты

На блокфлейте, на сопилке, на свирели и на других продольных флейтах пальцы ставим так!
Обратите внимание на большие пальцы рук. Если они располагаются на нотных отверстиях блокфлейты, то их тоже ставят прямо (под углом 45 градусов), а не «молоточком». Молоточек на блокфлейте, это всегда брак в игре!

Все, без исключения, профессиональные музыканты играют гаммы. Всегда. И вы так поступайте. Даже, когда вам покажется, что вы само совершенство в игре на блокфлейте, продолжайте играть гаммы. И диатонические и хроматические. Обязательно!

Резюме урока «блокфлейта для начинающих »:
1. Пальцы свободно располагаются подушечками на отверстиях блокфлейты полностью закрывая их.
2. Регулярно (лучше каждый день) играем гаммы, даже, если вам кажется, что блокфлейта для начинающих это пройденных этап. Ноты гамм найдете на сайте «Свирельки».

Для самых нетерпеливых, кто хочет играть на блокфлейте немедленно посмотрите урок от проекта ««Музыка для всех»» из Якутии. На этом уроке показано как держать блокфлейту и извлекать из нее музыкальные звуки.
Урок ведет Лена:


Спасибо Лена! Ждем новых уроков!Просим обратить внимание, что на видео пальцы, которые не закрывают отверстия на блокфлейте сильно подняты над инструментом. Здесь это вполне допустимо, чтобы было лучше видно положение тех пальце, которые участвуют в игре. Вам же, при обучении и в дальнейшем при игре необходимо придерживаться метода — пальцы располагаются над своими отверстиями и лишь немного приподняты над ними.

И ещё, на видео показаны первые ноты на блокфлейте. Это немного опережает наш самоучитель, но вполне допустимо, чтобы вы их пробовали сыграть. Они простые. У вас получится!

Теперь начинаем извлекать из блокфлейты первые звуки.

Перейдите на страницу:

Занятие 3

Музыкальная пауза.

Пете 4 года. Посмотрите для вдохновения. Блокфлейта для начинающих:

Перейдите на страницу:

Занятие 3

Блокфлейта для начинающих

Оставьте свой комментарий:

Занятие 2 : 19 комментариев

  1. Наталья

    Здравствуйте, посоветуйте, пожалуйста,модель инструмента для девочки,левша,7 лет,только начинает

  2. Дмитрий

    Хотел бы научиться играть на духовых инструментах, хотя бы на уровне начинающего.
    Не знал как подступиться. Самоучитель для начинающих самое то!

  3. Василий

    А у вас подобная программа для обучения на флейте Пана есть?

  4. Ольга

    Начали пользоваться программой.
    Вообще учится играть ребенок (6 лет), а заодно и я (мама). Играем на блокфлейте сопрано (не барочная) если я ничего не путаю.
    Программа очень понравилась, сначала ребенок играл просто по нотам потом на небольшом темпе включили и исполнение в программе, сейчас оттачиваем мастерство и наращиваем постепенно темп. Очень-очень здорово.

Никогда не забуду, как принес домой свою первую блокфлейту. Уже писал о том, как переклинило ее купить .

Первое с чем столкнулся, был вопрос: А как на ней играть?

В фильмах и мультиках человек дует в дудочку и попеременно закрывает отверстия на корпусе.

В жизни все так-же просто, но немного иначе.

1. Как держать блокфлейту во время игры

Все самоучители, сайты и т.п. сходятся в том, что дудеть нужно стоя, держа блокфлейту под углом 45 градусов к земле.

Причина здесь не только в удобстве. Звук у блокфлейты идет не из дальнего конца, а из мундштука (отверстия возле рта) примерно под углом в те же 45 градусов.

45 + 45 = 90

Т.е. звук при таком положении распространяется вперед от вас к слушателю.

2. Постановка рук и пальцев

На блокфлейте играют всего 8-ю пальцами. Вот такая особенность.

При том по 4 пальца от каждой руки.

Левая рука держит ту часть флейты, что ближе к лицу. Ее большой палец закрывает единственное нижнее отверстие, а остальные (кроме мизинца) закрывают 3 верхних.

МИЗИНЕЦ ЛЕВОЙ РУКИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ! Ему можно найти другое применение. Например привязать маленький флажок и помахивать им, привлекая во время игры дополнительное внимание к своей весьма неординарной персоне. Или как я — использовать в качестве дополнительного держателя блокфлейты.

Большой палец правой руки поддерживает блокфлейту снизу, а 4 других, закрывают 4 оставшихся отверстия.

Если отверстия закрыты надежно — дунув в мундштук вы услышите ноту До (у тенора и сопрано).

На картинке я не держу правый мизинец на клапане, а значит получится Ре.

3. Как прикрывать отверстия

Отверстия закрываются подушечками пальцев. Не нужно давить изо всех сил. Закрытое отверстие не должно пропускать воздух, но не более того.

Можно жать на отверстие со всей дури, но при этом закрыть его лишь на 80%. Звук при этом будет отвратительным.

Прикрывайте отверстие ПОЛНОСТЬЮ. Пальцы, во время игры поднимаются и опускаются. Нужно тренировать их, чтобы поднимались не слишком далеко от отверстия, а опускались надежно его прикрывая!

4. Как дуть

Дуть нужно так, чтобы получался чистый звук. Напор воздуха нужно УМЕНЬШАТЬ от верхних нот до нижних.

Потому, очень полезно первые дни играть только гаммы до тех пор, пока не добьетесь от пальцев хорошего закрытия отверстий, а от легких и рта — полного контроля силы выдоха, в зависимости от высоты ноты.

5. Как играть мелодии

Мелодии можно подбирать на слух, если он развит.

Если развит пока не достаточно, нужно выучить две вещи:

  1. Нотную грамоту
  2. Аппликатуры

Что это такое, расскажу как-нибудь в другой раз. А пока тренируйтесь держать и дуть.

Курс рассчитан на тех, кто музыкой занимается только как хобби, ноты и блокфлейту впервые видит.
Вы изучите:
нотную грамоту;
— основы ритма;
— ноты и постановку пальцев на блокфлейте;
— извлечение качественного звука, специфику низких и высоких нот;
— сыграете более 25 известных мелодий: Одинокий Пастух, Yesterday, Love me tender, Полёт кондора, Хава Нагила, мелодии из к/ф «Крестный отец», «Титаник» и другие.
Все мелодии разбираются подробнейше: как читать ноты, как посчитать ритм и сыграть ровно, какие пальцы на флейте. Всё это вы медленно-медленно разучите вместе с видео, потом сыграете с аккомпанементом.
Результат: после изучения курса вы сможете самостоятельно играть мелодии по нотам, найденным в интернете или песенниках.

Приобрести саму блокфлейту тоже можно у нас, в офисе в Москве: .

Оценить качество картинки можно на примерах:
.

Если вы уже решили заниматься, скачайте урок про выбор флейты целиком. И покупайте хорошую флейту, на плохих трудно брать верхние ноты.

Полная программа курса:

Часть I
Урок 1. Из чего состоит флейта. Осанка, посадка, положение пальцев, дыхание. Последовательность звуков: до ре ми фа соль ля си до. Первые звуки: до си ля соль.
Урок 2. Особенности извлечения низких звуков. Ноты фа ми ре до.
Урок 3. Координация. Тренируемся быстро искать ноты на блокфлейте. Гамма целиком.
Урок 4. Способы звукоизвлечения. Легато, нон легато. Как сделать звук красивым и перестать «подвывать».
Урок 5. Учим песню «Маленькая ёлочка», думаем нотами на флейте. Играем под фортепиано.

Часть II
Урок 1. Нотный стан, скрипичный ключ, как пишутся ноты. Октавы.
Урок 2. Ноты до ре ми фа на нотном стане. Как их запомнить. Небольшие примеры с листа.
Урок 3. Ноты соль ля си до на нотном стане. Запоминание, примеры.
Урок 4. Играем по нотам, не глядя на пальцы. Гамма вверх и вниз, упражнения.
Урок 5. «Маленькая ёлочка» по нотам.
Урок 6. «Два веселых гуся» по нотам, упражнения.
Урок 7. «Во поле берёза стояла» по нотам.

Часть III
Урок 1. Как в нотах пишется ритм. Длительности и их счёт: целые, половинные, восьмые, шестнадцатые. Хлопаем ритмы. «Ёлочка» по нотам с ритмом.
Урок 2. Размер, такт, тактовая черта, для чего они нужны.
Урок 3. «Ах вы сени мои, сени» — разбираем по нотам, хлопаем ритм, играем под фортепиано.
Урок 4. «Эй, ухнем» — разбираем по нотам, хлопаем ритм, играем под фортепиано.
Урок 5. «Бумер». Ритмический рисунок — нота с точкой.
Урок 6. «Jingle Bells». Снова нота с точкой.
Урок 7. «Калинка-малинка». Пунктирный ритм.

Часть IV

Урок 1. Диез, бемоль, их смысл, расположение на клавиатуре и запись.
Урок 2. До-диез и ре-диез: положение пальцев, запись в нотах. Небольшая пьеска с диезами.
Урок 3. Фа-диез: аппликатура, запись в нотах. Диезы и бемоли при ключе. «Во саду ли в огороде».
Урок 4. «Love me tender»: ноты, ритм, играем по нотам, играем под фортепиано.
Урок 5. Соль-диез: положение пальцев, запись в нотах, типичные сочетания с соль-диез.
Урок 6. «Хава Нагила»: ноты, ритм, играем по нотам, играем под фортепиано.
Урок 7. «Кузнечик». Повторяем все пройденные ноты с диезами и бемолями, разучиваем «Кузнечика» по нотам,хлопаем ритм.
Урок 8. Си-бемоль, он же ля-диез. Играем «Чижика-пыжика».
Урок 9. «Happy birthday». Пунктирный ритм, затакт.

Часть V
Урок 1. Ноты второй октавы: до ре ми фа. Особенности «добывания» высоких звуков, или как достать соседа.
Урок 2. Продолжаем учить высокие ноты, песня «Светит месяц».
Урок 3. Гимн Российской Федерации — ноты, ритм, игра с аккомпанементом.
Урок 4. Ноты второй октавы: соль ля си до. Самое сложное.
Урок 5. Мелодия из к/ф «Титаник» — ноты, ритм, игра с аккомпанементом.
Урок 6. «Вечерний звон» — ноты, ритм, играем по нотам, играем под фортепиано.
Урок 7. «Мой милый Августин» — ноты, ритм, играем по нотам и с аккомпанементом.
Урок 8. «Полет кондора» — подробно разбираем и разучиваем.

Часть VI
Урок 1. До-диез второй октавы и мелодия из к/ф «Крестный отец».
Урок 2. «Yesterday» — подробный разбор.
Урок 3. Ре-диез второй октавы. «Песенка крокодила Гены» (пусть бегут неуклюже...).
Урок 4. «Город золотой» — подробный разбор.
Урок 5. Фа-диез второй октавы. «Зелёные рукава» (Green Sleeves).
Урок 6. «Одинокий пастух» — подробный разбор.
Урок 7. Соль-диез и ля-диез второй октавы.

БОНУС:
Как сыграть мелодию в другой тональности — выше или ниже исходных нот.
Эти знания пригодятся, если ноты вашей мелодии окажутся выше или ниже диапазона блокфлейты.

БОНУСЫ!

Пример мелодии с аккомпанементом, быстрый темп:
Smoke on the water, темп 110 bpm

То же самое, медленный темп:
Smoke on the water, темп 70 bpm

Только аккомпанемент гитары, медленный темп. Мелодию сыграете вы;)

Полный список мелодий сборника:

1. Во поле береза стояла
2. Маленькая ёлочка
3. Два веселых гуся
4. Чижик-Пыжик
5. Love Me Tender
6. Ах вы сени мои, сени
7. Широка страна моя родная (начало)
8. Подмосковные вечера (начало)
9. Тема любви из к/ф «Титаник»
10. Калинка-Малинка
11. Одинокий Пастух
12. Jingle Bells
13. Happy Birthday
14. Во саду ли в огороде
15. Кузнечик
16. Эй ухнем
17. Бумер
18. Smoke on the Water
19. Вечерний звон
20. Светит месяц

В большей части европейских языков аналогами нашего слова «гамма&r&waquo; будут слова «ступени&r&waquo; или «лестница&r&waquo;, что раскрывает самую суть этого понятия. Ведь гамма - это последовательность группы нот, которую можно сыграть на любом инструменте. Целью ее исполнения является не только помощь в понимании интервального состава мажорной или минорной гаммы, но и тренировка координации рук, повышение техники, чистоты и скорости.

Для того чтобы процесс был максимально эффективным, стоит использовать специальные учебные пособия, которые содержат в себе приемы исполнения гамм, ставшие практически универсальными.

Поэтому имеющаяся в учебнике аппликатура с большой долей вероятности окажется весьма удобной, ведь ее уже проверили на себе многочисленные поколения музыкантов.
Во время изучения гамм на каждом конкретном инструменте начинающий исполнитель наверняка столкнется с характерными сложностями. Для игры на струнном инструменте очень важно найти комфортную позицию, так как один и тот же звук можно извлекать на двух или трех струнах. Для того, чтобы сделать правильный выбор струны, необходимо учитывать и текущее положение рук, то есть в какую позицию будет перестроиться роще, и от положения струны после ноты, то есть в какую позицию нужно будет перейти после исполнения звука. Если же у музыканта руки имеют отличающуюся от стандартной форму и размер, необходимо сделать исключение и рассчитывать аппликатуру непосредственно в момент разбора и исполнения гаммы.

Для духовых инструментов используется другой подход, так как при игре на них многие ноты берутся при помощи «передувания&r&waquo;, то есть, например, для того, чтобы взять «до&r&waquo; из второй октавы, музыканту необходимо подать струю воздуха большей силы.

На фортепиано имеется свой, особый подход для разучивания гамм, включающий в себя три этапа. В начале разучивается партия для каждой руки отдельно — для правой, для левой, и затем вместе. Одна из самых распространенных аппликатур для исполнения гамм выглядит следующим образом: первый палец находится на приме, третий находится на терции, а потом первый подкладывается на кварту. На верхнюю приму для гаммы больше одной октавы берется первый палец либо пятый. Альтернативный вариант аппликатуры основан на правиле, при котором черные клавиши нельзя играть первым и пятым пальцами, и в этом случае она подбирается индивидуально для исполнителя.

    Как учить гаммы

    http://сайт/assets/modules/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.png

    В большей части европейских языков аналогами нашего слова «гамма&r&waquo; будут слова «ступени&r&waquo; или «лестница&r&waquo;, что раскрывает самую суть этого понятия. Ведь гамма - это последовательность группы нот, которую можно сыграть на любом инструменте. Целью ее исполнения является не только помощь в понимании интервального состава мажорной или минорной гаммы, но и тренировка координации рук, повышение техники, […]