Ип порядок регистрации в пфр. Что делать после регистрации ип

Осуществление деятельности с привлечением наемных работников накладывает на индивидуального предпринимателя определенные обязанности. С момента приема первого сотрудника он становится работодателем, а значит, обязан обеспечить соблюдение всех социальных гарантий для работников. С этой целью ИП должен пройти регистрацию во внебюджетных фондах как работодатель.

Регистрация ИП в ПФР

С момента государственной регистрации индивидуальный предприниматель встает на учет в отделении Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Здесь он платит , при необходимости предоставляет определенные формы отчетности.

Заключение трудового или гражданско-правового договора с физическим лицом ставит ИП перед необходимостью вновь пройти регистрацию в ПФР, но уже в качестве работодателя. Закон четко определяет срок для такой регистрации – 30 дней с момента заключения договора.

Регистрация ИП в ПФР в качестве работодателя - список документов

Для прохождения регистрации ИП в качестве работодателя в ПФР необходимо представить копии следующих документов:

  • Свидетельство о регистрации ИП;
  • Паспорт;
  • Трудовой договор с работником (даже если их несколько, достаточно предоставить копию на одного работника);
  • Заявление о регистрации в качестве работодателя по установленной форме.

Заявление о регистрации ИП в ПФР как работодателя - образец заполнения

Бланк заявления можно скачать в сети интернет - как на официальном ресурсе Пенсионного фонда РФ, так и на специализированных сайтах по бизнесу. Кроме того, получить бланк можно и в любом отделении ПФР.

В заявлении указываются:

Пенсионный фонд в течение трех рабочих дней проводит проверку заявления и представленных документов, после чего регистрирует предпринимателя в качестве работодателя. Факт постановки подтверждается выдачей специального уведомления, и с этого момента предприниматель должен сдавать всю отчетность по работникам, а также осуществлять платежи взносов в пенсионный фонд.

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение сроков регистрации в качестве работодателя в виде штрафа. Его размер составляет от 5000 до 10000 рублей. Здесь следует помнить, что можно, а вот работать с наемными сотрудниками без регистрации в качестве работодателя нельзя.

Регистрация ИП в ФСС

В настоящее время постановка индивидуального предпринимателя на учет в Фонде социального страхования осуществляется на добровольной основе. Если ИП хочет получать выплаты по больничному листу, то он встает на учет и производит оплату взносов. Но если предприниматель заключает трудовой договор с наемным работником, то он уже обязан встать на учет в ФСС. Закон отводит 10 дней на подачу заявления о регистрации в ФСС с даты заключения первого трудового договора. Для этого необходимо обратиться в территориальное подразделение в ФСС по месту регистрации ИП с определенным пакетом документов.

Регистрация ИП в ФСС в качестве работодателя - список документов

Для постановки ИП на учет в ФСС потребуется предоставление следующих документов:

  • Копия паспорта ИП;
  • Копия ОГРНИП;
  • Копия ИНН;
  • Копия трудовой книжки принимаемого на работу сотрудника;
  • Справка об открытых расчетных счетах ИП;
  • Заявление по установленной форме.

Образец заполнения заявления о регистрации ИП в ФСС как работодателя

Заявление о регистрации в качестве страхователя можно получить непосредственно в отделении Фонда или скачать с официального сайта.

В заявлении необходимо указать:

  • Ф.И.О. предпринимателя;
  • Паспортные данные с указанием адреса регистрации;
  • Реквизиты свидетельства о регистрации ИП;
  • Дату заключения трудового договора с наемным работником;
  • Основной вид деятельности, с указанием ОКВЭД;
  • Адрес места осуществления деятельности;
  • Данные ИНН предпринимателя;
  • Информацию об открытом расчетном счете;
  • Планируемая дата выплаты заработной платы.

Постановка на учет производится в течение пяти рабочих дней, затем предпринимателю выдается Уведомление о регистрации. С этого момента он обязан осуществлять отчисления в ФСС на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховые взносы по страхованию от несчастного случая на производстве и профзаболеваний.

За несвоевременную регистрацию в Фонде социального страхования индивидуальный предприниматель может быть оштрафован на сумму 10000 рублей. Кроме того, если в результате этого не была предоставлена установленная отчетность, то ИП может быть привлечен к ответственности и за это нарушение. Следует помнить, что ИП может , но не может не встать на учет во внебюджетных фондах, если нанимает работников. Кассовый аппарат могут заменить , а вот социальные гарантии не может заменить даже большая зарплата.

Обязанности ИП как работодателя

При найме персонала предприниматель также берет на себя обязанности налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц. В этой связи нет необходимости дополнительно регистрироваться в ФНС, но по всем выплатам физическим лицам предусмотрена

Главой 3 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что каждый совершеннолетний и дееспособный гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельность и зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).

Кроме того, регистрация ИП в ПФР при наличии согласия родителей и решения органов опеки либо суда может быть осуществлена подростками в возрасте 14 лет и старше. Нельзя совмещать предпринимательскую деятельность и службу сотрудникам государственных, муниципальных органов и служб безопасности, военным.

Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года установлены основы обязательного пенсионного страхования в РФ. ИП должны уплачивать страховые «пенсионные» взносы как за себя, так и за наемных сотрудников. Как ИП встать на учет в ПФР в качестве страхователя в 2018 году, рассмотрим далее.

Как зарегистрировать ИП в Пенсионном фонде РФ

Гражданин при госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя подает заявление и все необходимые для регистрации документы в налоговую службу. В течение 3-х дней предпринимателя вносят в единый реестр ИП (ЕГРИП) и выдают свидетельство о постановке на учет в ИФНС.

Данные о новом ИП автоматически поступают в Пенсионный фонд из ИФНС. Регистрация ИП в качестве страхователя в ПФР производится в течение 3 дней с момента получения Фондом информации от налоговиков (пп. 1 п. 1 ст. 11 закона № 167-ФЗ).

Подтверждение о постановке на учет и регистрационный номер Пенсионный фонд направляет предпринимателю через интернет на электронный адрес ИП, если он был указан в документах при регистрации, либо с помощью портала Госуслуг. Получение бумажной версии подтверждения не обязательно, но предприниматель может обратиться за ним в отделение Фонда и получить его на руки в течение 3-х рабочих дней (п. 2 ст. 11 закона № 167-ФЗ).

Как встать на учет в ПФР ИП-работодателю

Согласно ст. 20 Трудового Кодекса РФ, индивидуальный предприниматель имеет право использовать наемный труд других работников. Будучи работодателем, предоставляющим людям рабочие места и заключающим трудовые договоры, предприниматель вносит страховые платежи за наемных сотрудников. Размер и порядок исчисления страховых взносов регламентирован гл. 34 Налогового Кодекса Российской Федерации.

От того, насколько своевременно ИП будет уплачивать взносы, зависит начисление в будущем пенсий и других пособий самому предпринимателю и его наемным работникам. Ст. 122 Налогового Кодекса предусматривает ответственность индивидуальных предпринимателей за несвоевременные платежи страховых взносов.

Должен ли ИП регистрироваться в ПФР в качестве работодателя?

До передачи администрирования страховых пенсионных взносов в ИФНС ИП, заключивший хоть один трудовой, гражданско-правовой или авторский договор, был обязан в течение 30 дней обратиться в ПФР и предоставить документы, подтверждающие его статус работодателя, в том числе, удостоверение личности и копии заключенных договоров. Как работодатель предприниматель получал в ПФР еще один регистрационный номер.

С 1 января 2017 г., когда страховыми взносами стала ведать ФНС, самостоятельная регистрация страхователей-работодателей (в том числе и ИП) перестала быть необходимой. Регистрация ИП в Пенсионном фонде в качестве работодателя с 2017 года производится без его участия. Налоговики, получают информацию о наличии наемного персонала из отчетности по страховым взносам, подаваемой предпринимателем (ст. 431 НК РФ). Руководствуясь соглашением об информационном взаимодействии от 30.11.2016, полученные из расчета по страховым взносам данные ИФНС в установленные сроки электронно направляет в ПФР (письмо ФНС РФ от 31.01.2017 № БС-4-11/1628).

В отчетности, которую будет подавать за своих работников в ПФР предприниматель-работодатель (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ), он должен указывать тот единственный регистрационный номер страхователя, который Пенсионный фонд присвоил ему при первичной регистрации.

Нужна ли ИП регистрация в ФСС

Страховой взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по-прежнему уплачивается в Фонд социального страхования РФ, поэтому регистрация в ФСС для ИП-работодателя в качестве его плательщика не отменена.

Для этого индивидуальный предприниматель обязан в течение 30 дней после заключения первого договора (трудового или гражданско-правового характера) подать заявление и необходимые документы в территориальное отделение Фонда социального страхования РФ и пройти регистрацию в качестве работодателя (ст. 6 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Если этого не сделать в указанный срок, предприниматель получит штраф в размере 5 тысяч рублей. В случае превышения периода регистрации на 90 и более дней, штрафная санкция составит 10 тысяч рублей (ст. 26.28 закона № 125-ФЗ).

В течение 5 рабочих дней из Фонда соцстрахования предприниматель получит подтверждение своей регистрации и данные о размере страхового тарифа по взносам на «травматизм».

Итак, мы выяснили, нужно ли ИП регистрироваться в ПФР. Если индивидуальный предприниматель работает в своем бизнесе единолично без привлечения наемных сотрудников, то ему не нужно посещать Пенсионный фонд, поскольку регистрация ИП в ПФР без работников происходит автоматически, с помощью электронного документооборота между Федеральной налоговой службой и ПФР.

ИП с работниками тоже не должен вставать на учет в ПФР самостоятельно – информацию об этом налоговики получат из отчетности предпринимателя и сами передадут ее в Пенсионный фонд.

С 2017 года ИП не регистрируются в пенсионном фонде после найма первого сотрудника.

Как было раньше?

До 2017 года ИП регистрировались как работодатели в ПФР и ФСС. С 2017 году взносы контролирует налоговая. Пенсионный фонд больше не регистрирует ИП-работодателей.

Нужно ли сообщать налоговой о найме сотрудника?

Тоже не нужно. Налоговая говорит об этом в письме . Она и так узнает о сотрудниках ИП из квартальной отчётности по взносам.

Как получить регистрационный номер в ПФР?

Если вы наняли первого сотрудника после 1 января 2017 года, у вас будет только один регномер в ПФР — тот, который выдали сразу после регистрации ИП. Указывайте его в отчётности за сотрудников.

Нужно ли регистрироваться в ФСС?

Да — зарегистрируйтесь в ФСС в течение 30 календарных дней после найма первого сотрудника по трудовому договору. Сообщать о работнике по гражданско-правовому договору нужно только в том случае, если в договоре предусмотрено, что вы платите за сотрудника взносы на травматизм. Для регистрации в ФСС понадобятся:

  • копия вашего паспорта
  • трудовые книжки сотрудников
  • гражданско-правовые договоры, если в них установлены взносы на травматизм.

О том, как ИП принять первого сотрудника на работу, мы рассказывали раньше .

Нужно ли сниматься с учёта в ФСС?

Если вы уволили всех сотрудников и нанимать новых не собираетесь, то да, с учёта в ФСС можете сняться, чтобы не подавать нулёвки. Для этого в ФСС нужно будет предоставить:

— копии документов, которые подтверждают, что трудовые отношения прекратились: копию соглашения о расторжении договора или копию приказа об увольнении.

ФСС снимет ИП с учёта в течение 14 дней.

При этом помните, что большинство отчётов нужно будет подавать до конца года всё равно, потому что они строятся нарастающим итогом. Это 6-НДФЛ, 4-ФСС, РСВ и 2-НДФЛ по итогам года. СЗВ-М подавать будет не нужно.

Регистрация ИП в ПФР — неотъемлемый этап в открытии собственного дела. Предприниматель должен встать на учет в Пенсионном фонде в двух случаях:

  • при открытии своего дела встать на учет как лицо, выплачивающее страховые взносы за себя;
  • при приеме на работу первого сотрудника — зарегистрироваться в качестве работодателя.

Чтобы открыть свой бизнес и получить предпринимательский статус, необходимо подать соответствующий комплект документов в ФНС. По результатам рассмотрения заявления в налоговой новому коммерсанту выдадут свидетельство о постановке на учет и выписку из ЕГРИП.

А что нужно для регистрации индивидуального предпринимателя в Пенсионном фонде? Получение статуса ИП не только дает право на легальное ведение бизнеса, но и влечет за собой ряд обязанностей. В их числе необходимость оплачивать для себя страховые взносы в ПФР. Они начинают начисляться с первого дня открытия бизнеса и должны уплачиваться независимо от наличия прибыли или убытков от предпринимательской деятельности. Взносы платятся в фиксированном размере, который определяется ежегодно на основании МРОТ. Дополнительно ИП перечисляет 1% от выручки свыше 300 тыс.руб.

Сегодня постановка ИП на учет в Пенсионном фонде осуществляется автоматически и не требует подачи заявлений. Регистрация в ФНС ведется по принципу «единого окна», и сотрудники налоговой инспекции самостоятельно передают сведения о новом потенциальном бизнесмене в ПФР. С этого момента у сотрудников Пенсионного фонда есть 3 дня на постановку ИП на учет и присвоение ему регистрационного уникального номера.

Обычно уведомление из фонда выдают в ФНС вместе со всеми документами об успешном открытии ИП. Но ПФР может направить его отдельно заказным письмом по адресу регистрации ИП.

В уведомлении о постановке на учет ИП будет указан его регистрационный номер. Он потребуется при заполнении платежных поручений на уплату взносов. Хотя для удобства бизнесменов Пенсионный фонд обычно ежегодно рассылает каждому предпринимателю квитанции для оплаты взносов, которые уже содержат все необходимые реквизиты.

После постановки на учет ИП просто обязан своевременно уплачивать пенсионные взносы, правильно указывать КБК и свой номер в назначении платежа. Никакая отчетность по фиксированным платежам за себя сегодня не предусмотрена (ранее действовавшая форма была упразднена).

Таким образом, в большинстве случаев постановка на учет ИП без работников осуществляется без его непосредственного участия путем обмена информации между ПФР и ФНС. Но если вы по каким-либо причинам не получили уведомление из Пенсионного, нужно прийти за ним в территориальное отделение своего фонда по адресу регистрации (у ИП он совпадает с пропиской).

Также стоит отметить, что по новым правилам ИП не должен уведомлять фонд об открытии расчетного счета. Теперь за это ответственен сам банк.

Регистрироваться в другом внебюджетном фонде — ФСС — предпринимателю не нужно. Он может сделать это исключительно на добровольной основе: при желании уплачивать страховые взносы по нетрудоспособности и получать компенсацию по больничным листам и декретным пособиям.

Вернуться к оглавлению

Регистрация ИП в ПФР в качестве работодателя

По мере развития бизнеса у предпринимателя возникает необходимость в найме персонала. При оформлении первого сотрудника на работу требуется регистрация ИП в Пенсионном фонде в качестве страхователя-работодателя. При этом неважно, по какому договору ИП планирует выплату вознаграждения в пользу физлиц: на постоянной основе по трудовому договору или оплачивать разовые услуги по гражданско-правовому. В обоих случаях необходимо уплачивать страховые взносы с начисленной зарплаты (и прочих доходов сотрудников) или вознаграждений по договорам подряда.

На регистрацию индивидуального предпринимателя в Пенсионном фонде в качестве работодателя отводится 30 дней.

Если ИП не уложится в указанные временные рамки, ему грозит штраф в размере 5000 руб. Когда просрочка достигнет 90 дней, штрафные санкции составят уже 10000 руб.

Как встать на учет в ПФР для ИП, ставшего работодателем? Эта процедура осуществляется в заявительном порядке и требует подачи комплекта документов в фонд.

Список документов для регистрации ИП в ПФР включает:

  • ОГРНИП;
  • паспорт предпринимателя (с отметкой о прописке, которая является его юридическим адресом);
  • трудовой либо гражданско-правовой договор (подряда, агентский, авторский);
  • заявление на регистрацию ИП в ПФР;
  • в некоторых отделениях ПФР требуется также предъявить выписку из ЕГРИП.

Для того чтобы встать на учет в Пенсионный фонд, ИП стоит предварительно скачать и заполнить заявление по установленной форме. Для этого нужно подготовить следующие сведения: ИНН и реквизиты документа, ОГРНИП, юридический адрес, дата выдачи зарплаты.

Сотрудник ПФР сделает отметку на трудовом договоре о том, что он был зарегистрирован. Это будет служить подтверждением о своевременной регистрации ИП как работодателя.

Предъявлять в ПФР требуется только первый заключенный с сотрудником трудовой договор. Дальнейшие договоры, заключаемые с физлицами, приносить в фонд не требуется.

В некоторых отделениях фонда коммерсанту сразу выдадут уведомление. Но по регламенту у ПФР есть 3 дня на обработку заявления бизнесмена и присвоение ему регистрационного номера. Поэтому возможно, что за документами придется приходить повторно.

Одновременно предпринимателя зарегистрируют в ФОМС, куда он будет уплачивать медицинские взносы за сотрудников. Отдельно в этом фонде с 2011 года становиться на учет не нужно.

Добрый вечер! Огромное вам спасибо Наталия, за то, что вы так быстро откликнулись на мое письмо. Покопавшись в документах я увидел, что в ифнс я зарегистрирован 10.06.15. соответственно именно с этого времени идет отсчет налогов. Я не понимаю по какой системе налога я работаю. Открыв ип я этот момент не учитывал. Как это можно узнать или деятельность такси автоматически попадает под енвд проясните пожалуйста. второй мой вопрос связан с закрытием ип. Могу ли я закрыть предприятие не платя налогов или я уже автоматичски должен открыв? Далее насчет книги расходов и доходов, спрошу так - часто ли вы выходя из такси просите бсо у водителя? не трудитесь я вам отвечу. за все время ни единого раза. Каким образом заполнять книгу (не понятного формата) не имея корешков ни одной квитанции. Вы простите за столь фривольный стиль, пишу от сердца опыта в переписках не имею. Еще раз хочу Вас Наталия поблагодарить за вашу отзывчивость и ответы по существу. С уважением Александр
P.S. а можно с вами побеседовать, так сказать приватно? если да, напишите на емейл место и время или телефон. как понимаете добраться по москве в любое красивое место нет проблем.

Александр,

Добрый, день. прошу прощения за запоздалый ответ, почему то не пришел мне вовремя Ваш вопрос.
Отвечаю:
Вам необходимо было в течение 30-ти дней после регистрации подать заявление на выбор системы налогообложения. Если Вы это не сделали, то автоматически Вы должны работать на ОСНО. Только эта система предполагает автоматическое применение, если заявление на выбор системы налогообложения не сделано вовремя. Посмотрите в своих регистрационных документах, есть у Вас заявление на применение специального режима налогообложения. Вы должны были подать два экземпляра, на одном из них налоговая ставить отметку о принятии и возвращает Вам.
Со дня регистрации идет начисление фиксированных взносов в ПФР и ФФОМС, эти суммы не зависят от наличия и сумм Вашего дохода. Я Вам рассчитаю исходя из того что Вы зарегистрировались 10.06.15:
ПФР - 10 391.03 руб.
ФФОМС -2 038.24 руб.
срок уплаты - не позднее 31.12.2015 г
Эти взносы уплачиваются не зависимо от того на какой системе налогообложения ИП работает.
Теперь весь вопрос на какой системе налогообложения Вы числитесь, потому что если остались на ОСНО и до сих не сдали ни одного отчета, а ИП на ОСНО, являются плательщиками НДС. Даже если Вы не платите НДС, отчетность все равно сдаете.
Относительно БСО и книги доходов и расходов – форматы все утверждены законодательно, правила заполнения тоже, а вот что клиенты такси их не требуют это другое дело – выписывать Вы их должны в любом случае.
На счет побеседовать лично, это только в том случае если Вы приедете в Севастополь, я живу именно в этом городе.
Всего Вам доброго.