Ильины три поездочки читать полностью. «Ильины три поездочки. Ай, какими он словами похваляется

Летописи. Былины. Жития.

Былина «Ильины три поездочки».

Введение

Вы видите рисунок «Камень на распутье».

http://topreferat.znate.ru/pars_docs/refs/12/11584/11584-13_5.jpg

В каких произведениях вы встречали указатели для главного героя? (В былинах).

Что означает слово былина? (Былины - это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли) . Первые былины сложились ещё в Киевской Руси.

Какие былины читали мы с вами в 3 классе? (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей - разбойник).

О каких отличительных чертах былины вы знаете? (Былинный зачин, повторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание- сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования).

Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю).

Прочитайте медленно текст:

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Ещё были - жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай, какими он словами похваляется:

«Я ведь князя - то Владимира повыживу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

Сам я буду в Киеве да князем княжити!»

Что вы только что прочитали? (Зачин).

Кто исполняет былины и как?

Кто был героями былин?

За что народ любил Илью Муромца? (Любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершил подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.)

Как вы считаете, чем отличается былина от сказки?

Отличие сказки от былины.

Сказка .

1. Не верят в реальность.

2. Единообразная композиция (построение);

3.Герои: люди, царевичи, животные

Былины.

1 Верят в реальность.

2. Индивидуальная композиция;

3. Герои-богатыри.

Чтение былины «Ильины три поездочки» с комментированием

Откройте учебник на стр. 12.

С какой былиной мы сегодня познакомимся? (Мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки»)

Прежде чем мы начнем знакомство с былиной, познакомимся с главным героем.

http://s6.drugiegoroda.ru/2/186/18646-Vastnetsov_1914.jpg

О мужественном богатыре Илье Муромце до нашего времени сохранилось 15 русских былин.

Илья Муромец - герой славянского эпоса

Согласно сюжетам некоторых былин, Илья Муромец до 33 лет не мог двигать руками и ногами, но один монах исцелил его. После того, как мужчина выпил воды, специально приготовленной ему монахом, он почувствовал в себе нечеловеческую силу, и отправился служить к князю.

В образе Ильи Муромца, русский народ воплотил представления о храбром воине, который не боялся бы защищать свой народ и отечество.

Прототипом Ильи Муромца стал реально существующий человек - силач Илья из города Мурома, который жил в 12 веке. Этот человек прославился мужеством в боях и преданностью князю. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг и был канонизирован в 1643 году.

Словарная работа

СИЕ - это.

КРЕМНЕВЕНЬКИЕ - из кремня.

БУЛАТНАЯ БРОНЯ, БУЛАТ - узорчатая сталь.

СМЕТА - богатство.

САЖЕНЬ -2,134м (3 аршина).

ОБЛАТЫНИВАТЬ - обращаться в католическую церковь.

БАШЛЫК - головной убор.

ВОРОНОВЫЕ - чёрные.

ГОЛЬ, ГОЛЫДЬБА - оборванцы.

АМБАР - сарай.

Характеристика героя

Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу? (Богатырь не хотел богатства, так как оно у него уже было. Молодая жену ему также была не нужна. Решил Илья Муромец испытать свою судьбу и поехать направо, где ему угрожала смерть.)

Как он рассуждает на перепутье у камня? («Это Бог с тобой, что судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах жена не нужна, Мне богатство не надобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть!» )

О каких чертах характера это говорит? (Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)

Найдите описание разбойников. ("...Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто вёдра вверх Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пёс-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью!»)

Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами - оньк, ичек, ечек.

Какое значение придают эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)

Для чего это сделано? (Для контраста с силой Ильи Муромца).

Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? (...Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака. А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал.
Из налучника лук тугой,
Из колчана калёну стрелу
Вынимал да пускал Илья
В дуб кряковистый разрывчатую.
Разрывала, расщепляла стрела
Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки
Разлетелись, угодили они
Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд!...)

От каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? (От нашествия татаро - монгол).

Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий? Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).

Обобщение образа Ильи. Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).

Итоги

Познакомились с былиной "Ильины три поездочки". Учились анализировать, сравнивать былины и сказки, искать сходства и различия; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; осознавать меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

http://www.nado5.ru/e-book/iliny-tri-poezdochki

http://download.myshared.ru/WBkpWgz9zb5NT25ds_gghw/1462441144/499642.ppt

В стихотворной былине рассказывается о знаменитой поездке русского богатыря Ильи Муромца.

О том, как он видел на перепутье надписи и, не испугавшись, поехал той дорогой, что вещала смерть.

Но славный богатырь преодолел все препятствия и поменял надпись, указав, что он там был, остался жив, расчистил дорогу, то есть теперь туда можно держать путь.

В прозаичном пересказе продолжения былины рассказывается о двух следующих поездках молодца.

Сначала он поехал дорогой, что вещала женитьбу.

Заехав во двор, он увидел, что 12 девиц его очень радостно встретили.

Среди них была красавица королевна.

Но, будучи мудрым, Илья Муромец не верил таком ласковому и трепетному отношению к нему.

Когда его уложили спать, он начал раздумывать, что же затеяла эта девица.

Тогда он схватил ее и бросил на кровать к стене, открылась дверь в подвал и туда завалилась королевна.

И тут Илья все понял. Как оказалось, в подвале томилось очень много желающих женится.

Богатырь всех их выпустил и разослал по домам и родным землям.

А королевну убил, чтоб больше никому не причинила зла.

А этого никому не удавалось.

Как оказалось, Муромец был самым сильным из желающих обогатиться.

Он сдвинул камень и увидел под ним погреб с богатствами невиданными.

На эти деньги он построил 3 церкви, а остальное раздал нуждающимся и немного оставил себе.

После этого Илья Муромец поменял надпись на камне, указав, что дорога влево больше не сулит богатства.

Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.

Я считаю, что вполне реальной может быть встреча богатыря с разбойниками.

Ведь русским воинам не раз приходилось с ними воевать.

Также реальной является встреча с недобросовестной царевной.

Подлость всегда была присуща некоторым людям.

Еще я считаю, что строительство церкви вполне могло быть реальным событием.

Также Илья мог бы помогать нуждающимся, ведь этим выделялись все настоящие богатыри.

Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.

В стихотворной былине присутствуют следующие слова, что говорят о внешнем виде Ильи Муромца: «заблистал в сорок тысяч шлем», «засияли камни - яхонты», «богатырь».

В прозаичной части былины присутствуют следующие слова, что описывают внешний вид богатыря: «могучее плече», «русский богатырь».

Выпиши из учебника (с. 20 No 6) те черты характера, которые ты считаешь главными

Я посмотрел в учебнике на странице 20, в задании No6 предлагаемые черты характера Ильи Муромца.

Считаю, что главными являются: смелый и мужественный, ведь он ничего не боялся и в первую очередь поехал дорогой, что предназначена для смерти;

мудрый, умный и хитрый, ведь Илья смог «раскусить» злые намерения королевны и заставить попасть ее в свою же ловушку;

сильный, ведь он смог победить разбойников и поднять камень, который был не под силу другим;

справедливый, ведь он убил злую девушку, чтоб та больше никому не причинила зла;

бескорыстный, ведь богатырь на полученные богатства построил 3 церкви для своего народа и раздал много добра нуждающимся;

способный к состраданию, ведь он выпустил всех пленных королевны и приказал вернуться на свои земли.

А такие черты, как глупый, трусливый, жадный совсем не подходят Илье Муромцу.

Но я считаю, что Илья сделал это, чтоб другие не пострадали от их рук.

Ведь, неизвестно сколько бы еще добрых душ попались в их сети.

Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная - растёмная, богатство несметное

Когда я читал былину, то и в стихотворном варианте, и в прозе нашел для себя слова, что показались мне необычными.

Например, в первом поездочке это следующие слова: «красна солнышка», «ясна месяца», «ночной тучей», «чётко - ясно повысечена», «кустиков низовеньких»,

«камушков кремнёвеньких», «кресты кристастые», «булатной броне», «выше смет», «калёна стрела», «в дуб кряковский разрывчатую», «череночки да щепочки», «поразъездил дороженьку».

В пересказе двух следующих поездочек для меня необычные такие слова: «терема златоверхие», «калачи крупитчатые», «поддал плечем, «богатства несметные», «ни полушечки».

Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.

Илья Муромец – это славный богатырь земли русской.

Он отличается своей мудростью, храбрость и силой.

Ему по плечу любые преграды, даже те, которые ранее никто не мог преодолеть.

Прославился Илья Муромец тремя знаменитыми поездочками.

Именно в них он показал всю неповторимость богатырского духа.

Он никогда не искал легких путей, поэтому когда перед ним стоял выбор: пойти на смерть, жениться либо стать богатым, Илья в первую очередь пошел по дороге, что сулит погибель.

Но благодаря своей невиданной мощи и силе, он победил всех разбойников, что и были «носителями смерти».

Затем он поехал в путь, что вещал женитьбу.

Но и тут русский богатырь не расслабился и не потерял своей бдительности.

Он смог предугадать, что королевна не только красива, а и хитра.

Илья, благодаря своей мудрости, вычислил ловушку и освободил всех ее пленников.

А чтоб королевна больше никому не смогла причинить зла, Муромец срубил с нее голову.

Потом Илья Муромец поехал дорогой, что была предназначена для обогащения.

Стоит заметить, что раз эта дорога была последней в путешествии, значит для богатыря богатство далеко не главное.

Это показывает отсутствие у Ильи жажды к обогащению.

И здесь молодец показал всю силу богатырскую.

Он смог сделать то, что ранее никому не удавалось – сдвинул камень.

Под камнем он обнаружил погреб, в котором было куча драгоценностей.

Благодаря этому, Илья Муромец смог построить 3 церкви и помочь бедным и нуждающимся.

А себе оставил небольшую часть, что говорит о его щедрости, и сожалению к другим.

Илья Муромец – добрый и бескорыстный, храбрый и сильный, мудрый и непоколебимый!

Опорные слова, которые я использовал в своем рассказе:

славный богатырь, мудрость, храбрость, сила, преграды, мощь, обогащение, бдительность, щедрость.

Запиши свой план или используй данный.

1. Первый подвиг богатыря.

2. Второй подвиг богатыря.

3. Третий подвиг богатыря.

4. Илья Муромец - защитник земли Русской

Данный план не совсем скупо раскрывает сюжет былины, поэтому я использовал свой:

1) Илья Муромец – славный богатырь.

2) Смертный путь

3) Зловещая невеста

4) Богатство под камнем

5) Добрые дела

6) Лучшие черты богатыря

Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?

Выберите один из вариантов ответа:

Вариант 1. Мне нравится стихотворный вариант былины больше, чем прозаический.

Средства художественной выразительности в нем хорошо передают характер, настрой героев и атмосферу событий.

Вариант 2 . Мне нравится прозаический вариант былины больше, чем стихотворный.

В стихотворном слишком много средств художественной выразительности, что мешает мне воспринимать суть событий.

В прозаическом все более понятно, нет ничего лишнего, хотя и присутствуют художественный элементы, но в умеренном количестве.

Вариант 3 . Мне одинаково понравились оба варианта былины.

В стихотворном варианте средства художественной выразительности хорошо передают характер, настрой героев и атмосферу событий.

А в прозаическом варианте больше идет акцент на суть событий. Но и тот, и другой вариант былины мне одинаково по душе.

Напевность больше передает стихотворная былина, так как прозаическая предназначена для обычного рассказа о событии.

Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?

Былины в старину, как правило, напевались.

А для того, чтоб звучание было красивее, это сопровождалось игрой на музыкальном инструменте, который называется гусли.

Также, я читал, что еще использовали ложки, бубенцы и свистульки.

Чем богатыри отличаются от героев сказок? Запиши свои мысли.

Ученые доказали, что в отличие от героев сказок, богатыри существовали на самом деле.

Они действительно отличались своей силой и добротой, защищали свой народ и свою землю, служили князю и ходили в походы.

А сказочных героев не существовало в реальности.

Возможно у них и был настоящий протопит, но этого никто не может знать. На то она и сказка.

Какие былины ты хотел бы прочитать? Отметь знаком «+».

Когда-то я смотрел мультик, а теперь хочу сравнить, как события описаны в письменном виде.

Также Вы можете дополнить этот ответ своими вариантами.

Найди былину «Ильины три поездочки» в библиотеке. Напиши, в каком сборнике она помещена.

Я нашел былину в сборнике «Онежские былины».

Также в библиотеке есть большой сборник, что так и называется «Былины», там я тоже нашел «Ильины три поездочки».

Как сказал библиотекарь, это произведение есть еще во многих различных сборниках.

По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч-камень лежит, а на камне надпись написана: «Если прямо ехать – убиту быть, направо ехать – женату быть, а налево ехать – богатому стать». Прочитал Илья надпись и призадумался:
– Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убиту быть.
Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу воры-разбойники. Три сотни татей [Тать – разбойник, грабитель.] – подорожников. Горланят, шалыгами размахивают:
– Убьём старика да ограбим!
Глупые люди, говорит Ильи Муромец, – не убив медведя, шкуру делите!
И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба-разбойника.
Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать-убиту быть». Постоял возле камня и повернул коня направо:
– Незачем мне, старому, женату быть, а поеду, погляжу, как люди женятся.
Ехал час либо два и наехал на палаты белокаменные.
Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, провела в столовую горницу. Кормила-поила богатыри, увещала:
– После хлеба-соли ступай опочив держать [Опочив держать – опочивать, спать, отдыхать.]. В дороге небось умаялся! – Провела в особый покой, указала на перину пуховую.
А Илья, он смекалист, сноровист был, заприметил неладное. Кинул девицу-красу на перину, а кровать повернулась, опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое.
Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье то глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, женихов незадачливых, а хозяйку красну девицу в тюрьму подземную запер крепко-накрепко.
После того приехал на развилку и другую надпись стёр. И новую надпись написал на камени: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем».
– В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.
Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский парод!
На том сказ о славном, могучем богатыре Илье Муромце и окончился.

Пересказал: Нечаев А.В.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Илья Муромец

«Три поездки Ильи Муромца» (текст былины в пересказе И. Карнауховой)

терем калач крупитчатый 1066,8 метра Верста высокое жилое здание или часть его зернистый

горница пуд самая мелкая денежная единица на Руси комната наверху полушка

Былины «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца» Общее Отличаются

«Тут Илье навек слава и честь пошла…»

Домашнее задание: Подготовить пересказ об одной из поездок от имени Ильи Муромца

Что у нас получилось? Узнали… Прочитали… Сравнили…

Интернет-ресурсы: liveinternet.ru partnerkis.ru ru.wikipedia.org/wiki antikvarus.ru evpatori.ru m-der.ru club.goldentown.ru sherp96.livejournal.com content-stroy.ru

Предварительный просмотр:

Дата______ № урока____5____ Класс __4__

Тема : «Три поездки Ильи Муромца» (текст былины в пересказе И. Карнауховой)

Цель: продолжить знакомство учащихся с былиной как фольклорным жанром; познакомить учащихся с пересказом И.Карнауховой, помочь увидеть различие поэтического и прозаического текста; формировать навыки выразительного и осознанного чтения; способствовать воспитанию самостоятельности и взаимоконтроля, расширению кругозора и словарного запаса, углубления интереса и любви к литературе и чтению.

Оборудование : учебник, текст былины, иллюстративный материал, презентация

Тип урока : комбинированный

Планируемые образовательные результаты :

Предметные: знают содержание былины, выразительно ее читают, называют признаки былинного жанра, отвечают на вопросы, дают характеристику Илье Муромцу, умеют использовать полученные знания для выполнения творческих заданий;

Личностные: понимают важность чтения художественной литературы; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в работе на уроке; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу;

Метапредметные:

познавательные –

общеучебные : формулируют вопросы и ответы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания; высказывают и аргументируют свое мнение;

логические : проявляют самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;

регулятивные – правильно воспринимают и понимают учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют само- взаимоконтроль;

коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в работе, учатся слушать и оценивать друг друга, адекватно воспринимать похвалу и замечания.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Актуализация опорных знаний
  1. Проверка д/з. Зачитать подготовленные ответы.
  2. Проверка теоретических знаний. Игра «да – нет»

Летопись – это жанр фольклора (нет)

В летописи записаны исторические события по годам (да)

Былины могли петь, как песни (да)

Героями летописей были простые люди (нет)

Героями былин были богатыри и защитники родной земли (да)

- «Три поездочки Ильи Муромца» – это летопись (нет)

Пение былин сопровождалось игрой на гуслях (да)

В летописи описана трагическая гибель князя Олега (да)

В летописи рассказывалось о том, как князь Олег поднял свои знамена над вратами Царьграда (нет)

Илья Муромец на распутье поехал прямо (да)

  1. Мотивация учебной деятельности

На прошлом уроке мы узнали о первой поездке Ильи Муромца от придорожного камня. А сколько еще дорог отходило от камня? (три) А как называется былина? («Три поездки…») Ездил ли Илья Муромец этим дорогам? (да) Интересно ли вам узнать, что произошло с богатырем во время этих поездок? (…)

  1. Этап определения темы и целеполагания

Прочитайте в учебнике название былины и запишите ее, дополнив тему. Прочитайте ее полностью. Поставьте цели на этот урок, дополнив предложения?

Сравнить…

  1. Работа по материалу новой темы

Словарная работа.

Давайте найдем, что означают эти слова (установить соответствие между словом и его значением):

Верста – 1066,8 метра, или 1 км 67 м (приблизительно).

терем – поднятое, высокое жилое здание или часть его.

калачи крупитчатые – состоящий из отдельных частиц, крупинок; зернистый.

горенка, горница – комната наверху, на верхнем этаже

пуд – 16 кг

полушка – самая мелкая денежная единица на Руси

Работа с текстом.

Чтение былины. Осмысление прочитанного.

– понравилось ли вам продолжение былины?

– кратко расскажите о второй поездке Ильи Муромца.

– Как Илья Муромец догадался, что королевична задумала недоброе?

– кого спас Илья Муромец?

– что добыл Илья Муромец в третьей поездке?

– почему Илья Муромец не стал богатым?

Физкультминутка

Сопоставьте тексты былины «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца». Что в них общего, чем они различаются? (Заполнение таблицы)

Примерные ответы

Общее : главный герой – Илья Муромец, рассказывается о его поездках, вспоминается камень на распутье; второй текст является продолжением первого.

Отличия : первый текст – поэтический, второй – прозаический; первый похож на песню, второй – на рассказ; в первом видна связь с природой, во втором такой связи нет.

Закрепление

Понравился ли вам Илья Муромец? Чем именно? Если бы вы встретили Илью Муромца, что бы вы ему сказали? Как вы думаете, исполнились ли последние слова былины? («Тут Илье навек слава и честь пошла») Посмотрите, какой памятник Илье Муромцу стоит в одном из городов нашей родины, Владивостоке.

А хотели бы вы быть похожими на Илью Муромца? Представить себя на его месте поможет домашнее задание.

  1. Домашнее задание: пересказать одну из поездок от имени Ильи Муромца
  2. Итог урока. Рефлексия.

Вернуться к целеполаганию. Удалось ли достичь поставленных целей?

Давайте напоследок прочитаем, как после трех поездок Ильи Муромца стала выглядеть надпись на камне?

Взаимооценивание.

Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.

Хорош был у старого добрый конь, его Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трех саженец, грива до колен, а шерсть трех пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.

Не туман с моря поднимается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор:

Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела черным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела
ты от меня ясным соколом!

Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: "Кто вправо поедет - тому убитым быть, кто влево поедет – тому богатым стать, а кто прямо поедет- тому женатым быть".

Призадумался Илья Муромец:

На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, некому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!

И поехал он по дороге, где убитому быть.

Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников. Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает:

Эй вы, разбойничий, вам убивать меня не за что и ограбить у меня нечего.

Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкасское в две тысячи. Ну, еще попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень-самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да еще, пожалуй, есть конь Бурушка - так ему во всем мире цены нет.

Из-за такой малости стоит ли старому голову рубить?!

Рассердился атаман разбойников:

Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!

Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы, да и стал шапкой помахивать: где махнет - там станет улица, отмахнется – переулочек.

За один взмах десять разбойников лежат, за второй – и двадцати на свете нет!

Взмолился атаман разбойников:

Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золото, серебро, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!

Усмехнулся Илья Муромец:

Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.

Говорят ему разбойники:

Одно красное солнце на белом свете - один на Руси такой богатырь Илья Муромец!

Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом!

Ой, братцы-разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную.

Повернул коня и ускакал прочь Илья.

Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: "Ездил в правую дорожку – убит не был!"

Ну, поеду теперь, где женатому быть!

Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко раскрыты ворота серебряные, на воротах петухи поют.

Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему навстречу двенадцать девушек, среди них королевична-красавица.

Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!

Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье меду сладкого, вина заморского, жареных лебедушек, калачей крупитчатых… Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:

Ты устал с дороги, умаялся, ложись, отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.

Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идет и думает: "Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано".

Видит Илья, что у стены стоит кровать точеная золоченая, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.

Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный, - туда и свалилась королевична.

Рассердился Илья:

Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!

Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, ходы в погреба покажем тебе.

Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба; они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидят сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.

Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!

Говорит Илья королям и богатырям:

Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.

Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову.

А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: "Прямо ездил – женатым не бывал".

Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть.

Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: "Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть".- Принатужился Илья, уперся ногами, по колена в землю ушел, поддал могучим плечом - свернул с места камень.

Открылся под камнем глубокий погреб - богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!

Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повез ее в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было, где от врагов спасаться, от огня отсидеться.

Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.

Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стер надпись старую, написал надпись новую: "Влево ездил - богат не бывал".

Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.