Хождение по мукам суть романа. Новое прочтение романа Алексея Толстого «Хождение по мукам. Алексей ТолстойХождение по мукамТрилогия

Историческая основа романа

Алексей Николаевич Толстой -- выдающийся русский писатель. Его произведения “Хождение по мукам”, “Хлеб”, “Петр Первый” получили широкое признание. Многое сделано писателем и в области научно-фантастического романа. Романы “Аэлита” и “Гиперболоид инженера Гарина” положили начало русской научно-художественной фантастике.

Сюжеты произведений научно-фантастической литературы обычно строятся на столкновении человека с природой, раскрывают увлекательный мир научных и технических открытий.

Вместе с тем во многих научно-фантастических романах, особенно конца XIX и начала XX века, отчетливо вырисовывается социальная тема. В “Затерянном мире” Конан Доила, “Туннеле” Б. Келлермана, “Машине времени”, “Борьбе миров” Г. Уэлльса по - разному обнажаются противоречия капиталистического общества, приводящие обычно одинокого героя к временному или постоянному конфликту с окружающей средой.

Русский научно-фантастический роман, раскрывая невиданные перспективы грядущих технических открытий, отличается новым освещением научной и общественной темы, новым решением проблемы характера основного героя. Если в традиционном буружазном романе центральной фигурой выступает преимущественно сильная, одинокая личность, то в русской литературе на первое место выдвигается другой герой -- человек нового общества, чувствующий себя неотделимым от своего народа.

Большое значение придавал Толстой точности научной стороны своих произведений . При переизданиях писатель нередко уточнял некоторые места или вносил в них поправки в соответствии с новейшими данными науки.

Одна из основных тематических линий романа -- изображение деятельности американских и европейских монополий. Образ химического короля миллиардера Роллинга нарисован с бичующей сатирической силой.

Социальная тема научно-фантастических произведений Толстого порождена реальными фактами исторической действительности. Еще в начале двадцатых годов писатель проницательно рассмотрел зарождающийся фашизм -- наиболее реакционную, открыто террористическую форму диктатуры плутократии, направленную на подавление освободительного движения трудящихся.

Правдиво рисует писатель судьбу науки в классовом обществе. Научное изобретение Гарина попадает в руки монополий, использующих его в своих корыстных целях.

В центре романа образ изобретателя смертоносного луча, сверхиндивидуалиста, одержимого манией господства над миром. Его рассуждения напоминают идеологию фашизма. Вместе с тем образу Гарина не хватает ясности. Он хвастается своим цинизмом, необузданным сластолюбием. Однако, добившись неограниченной власти, он не испытывает удовлетворения, его натура находится в раздвоенности, его разъедает скептицизм.

Одна из положительных сторон фантастических романов А. Н. Толстого -- это то, что, несмотря на специфичность жанра, в них не теряется связь с реальной действительностью. Это касается не только научных гипотез, привлеченных писателем, но и общей философии произведений и изображения характеров.

Духовный крах русской интеллигенции

Толстой отчетливо показывает духовный крах русской интеллигенции, оторванной от интересов народа, в образах адвоката Смоковникова и поэта Бессонова, историческую обреченность всей старой России, ее враждебных народу классов с их упадком в культуре и искусстве. Революционная буря развеяла по земле, как сухие листья, эту “умственную аристократию страны”, приверженцев религиозно-философских доктрин и завсегдатаев загородных ресторанов.

“...И вот, среди летящего праха и грохота рушащегося храма, два человека, Иван Ильич и Даша в радостном безумии любви, наперекор всему, пожелали быть счастливыми”. Верно ли это? -- спрашивает писатель. И всем дальнейшим развитием романа он утверждает, что счастье может быть полноценным только тогда, когда в нем воплощено честное служение своей родине и вера в ее будущее.

Это еще не те новые убеждения Телегина, какие сложатся у него в поисках своего места в борьбе революционного народа, но правильные мысли возникают у Ивана Ильича на войне и на Петроградское заводе. “Васька Рублев -- вот кто революция...” -- говорит однажды Телегин об одном из передовых рабочих, выведенных в первой книге трилогии. Среди представителей народа, простых людей ищет Толстой своих положительных героев.

Рощин же думает вначале, что его “великая Россия перестала существовать с той минуты, когда народ бросил оружие”. Он уверен, что “пройдут годы, утихнут войны, отшумят революции, и нетленным останется одно только кроткое, нежное сердце” его Кати, и снова наступит мир без тревог и борьбы.

Но, утратив свои прежние представления о родине, герои Толстого обретут новые. Какие они -- не знал еще и сам писатель. Главное -- в них есть вера в Россию, ее величие и силу. Телегин с гордостью утверждает, как бы полемизируя с Рощиным: “Великая Россия пропала! Уезд от нас останется,-- и оттуда пойдет русская земля...”

Идейный замысел романа

В 1927 году писатель приступил ко второму роману трилогии “Хождение по мукам” -- “Восемнадцатый год”.

Новый роман выдвигал на первый план идею счастья народа и родины как символ высшей исторической справедливости. События революции становятся центром романа. В том, как органически сливается судьба основных героев этого произведения с судьбой родины и народа, как широко раздвигаются рамки изображения самих революционных событий, сказывается новый размах эпического дарования А. Толстого.

Сквозь бурный 1918 год проходят герои писателя, преображаясь в благодатной грозе революции. Находит свое место в рядах народа инженер Иван Ильич Телегин , глубоко уверовавший в слова питерского рабочего Василия Рублева, что Россию спасет одна только советская власть и что “сейчас нет ничего на свете важнее нашей революции”.

Приходит к правде народа, правде Телегина, мятущаяся Даша , которая говорит однажды своему отцу, что “если все большевики такие, как Телегин... стало быть, большевики правы”.

Всем своим нежным и кротким сердцем ощущает величие совершающегося Екатерина Дмитриевна Булавина. И только Рощин плутает звериными тропами врага революции, связав свою судьбу с белой армией. Лишь после того, как Рощин поймет, что великое будущее России -- в народе, а не в разложившемся корниловско-деникинском воинстве, он найдет в себе мужество порвать с контрреволюцией и начать новую жизнь.

Наступит раскаяние, а с ним и очищение. В широких эпических масштабах и развернутых картинах показывает Толстой жизнь в восемнадцатом году.

В тридцатые годы писатель работал над романом “Хмурое утро”, которым завершилась трилогия “Хождение по мукам” -- это художественная летопись революционного обновления России. Трилогия писалась больше двадцати лет. Толстой считал ее основным произведением во всем своем творчестве.

Писатель говорил, что тема трилогии -- “потерянная и возвращенная родина”. “Хождение по мукам” -- “это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам -- ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны”.

Через “глубокие страдания, через борьбу” пришел он к этому ощущению вместе со своими героями. Герои Толстого уверены, что мир должен и может быть перестроен ими для добра. Разными путями они пришли к этому, встретившись новыми людьми в конце романа.

Знаменательно, что Толстой заканчивает свой роман взволнованными патриотическими словами того своего героя, чей путь к новой Родине был особенно сложным и противоречивым,-- словами Рошина.

Слушая доклад, он говорит Кате: “Ты понимаешь -- какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и молчаливые муки... Мир будет нами перестраиваться для добра... Все в этом зале готовы отдать за это жизнь... Это не вымысел,-- они тебе покажут шрамы и синеватые пятна от пуль...

« И это -- на моей Родине,

и это -- Россия...”»

Лучшие свои творческие силы отдал А. Толстой созданию трилогии.

Смысл названия

Трилогия “Хождение по мукам” -- это роман о русской интеллигенции, о ее пути к Октябрьской революции. Работа над эпопеей, над одним из главных созданий художника, продлилась больше 20 лет, от одной эпохи к другой, от гражданской войны к Отечественной. I часть трилогии -- роман “Сестры” -- он писал в 1919--1921 годах, II часть -- “Восемнадцатый год” -- в 1927--1928 годах, и III -- “Хмурое утро” - в 1939--1941 годах. В “Хождении по мукам” встречаются стержневые для Толстого вопросы: куда и как движется история, что ждет Россию, какая роль принадлежит воле отдельного человека в главном общественном движении эпохи? В I части романа-- в Сестрах”-- предреволюционное буржуазное общество, его нравы, искусство, политика, охваченная “духом разрушения”.

В картинах быта, в выразительных зарисовках героев художник, верно, передал атмосферу жизни петербургской интеллигенции. Особую социальную заостренность приобретают в романе “Сестры” образы интеллигентов-либералов -- адвокат Смоковников, журналист Антошка Арнольдов, члены редакции буржуазной газеты “Слово народу”.

А. Толстой метко очерчивает физиологию либералов -- их мизерное двоедушие, карьеристские устремления. В ироническом освещении автор дает описания картин и стихов футуристов, с их вывернутыми понятиями о красоте и путаницей ассоциаций.

Поэт Бессонов изображен в романе как мрачный пророк всеобщей гибели, загадочный и демонический гений. Он завораживает юную Дапгу своими стихами, пропитанными ядом философии “расточения”. В душе Даши спорят два начала, два увлечения -- “бессоновское” и “телегинское”.

В романе сразу же бросается в глаза лейтмотив образа инженера Телегина, мотив ценности реального и надежного.

С Телегиным для Даши связаны надежды на духовно крепкую, серьезную, не выдуманную жизнь. Чувство национальной чести, стремление к сближению с народной жизнью нравственная чистота -- все это отличает Телегина, как и Дашу, Катю, Рощина, от декадентствующей интеллигенции. Телегин теснее других связан с реальностью, с трудной жизнью. Его демократичность -- залог верного выбора пути -- на стороне революции.

Но в романе эти два мира -- мир сестер и исторической жизни -- пока существуют порознь. Главные герои романа “Сестры” -- натуры внутренне подвижные, честные перед своей совестью.

“Идея России” и идея революции в “Сестрах” еще не соединены. Во II части трилогии -- “Восемнадцатый год” -- сердцевиной произведения становятся кардинальные проблемы эпохи революции, народа и интеллигенции в период гражданской войны.

Основной пафос “Восемнадцатого года” -- пафос великих трудностей, мук борьбы и их преодоление. Через весь роман проходит образная идея года -- “урагана”, разбушевавшейся крестьянской стихии. Роман открывается эпизодом совещания совнаркома, на котором обсуждается вопрос об угрозе, нависшей над Республикой.

Заканчивается “Восемнадцатый год” картиной трагической гибели черноморского флота, контрреволюционный мятеж и, наконец, о покушении на Ленина. Драматичны образы людей из народа, которые наиболее рельефно выписаны в романе “Восемнадцатый год” -- Семен Красильников, Мишка Соломин, Чертоногов.

А. Толстой в этом романе рисует начало гражданской войны в образах войны-митинга. Враги революции представлены в романе различными фигурами -- Корнилов, Деникин, Каледин и другие белогвардейцы. Просветленность преобразующего себя мира и человека -- основной мотив последней книги трилогии “Хмурое утро”. В образах “Хмурого утра” брезжит не только “утро” военных побед, но и утро “Молодой России”, начавшей строить.

Финал романа -- картина партийного съезда в Большом театре с волнующим обсуждением ленинского проекта электрификации, преобразования страны. В образах героев войны в “Хмуром утре”

А. Толстой показывает гармоничность характера. Особенно интересна в этом отношении образная связь-отталкивание между Латугиным и Шарыгиным.

Если Латугиным движет сила чувств, вдохновение, то в образе рабочего Шарыгина обрисован человек, усвоивший “главное” в революции -- ее “науку, разум, дисциплину”. Между Латугиным и Шарыгиным идет постоянный спор об этом. Ивана Гору в романе “Хмурое утро” мы видим впервые глазами Даши.

Иван Гора выглядит здесь существом непроницательным, чуждым всякой жалости, но в какой-то момент его душа открывается своей другой стороной.

Заключение

Ценой трагических потерь в своей жизни герои преодолевают расплывчатые, гуманистические идеалы; вместе с инженером Телегиным и офицером Рощиным Катя и Даша Булавины приходят к революционному народу, познают радость обновления, принесенного Октябрем.

На страницах трилогии оживает политическая и военная стратегия Октябрьской революции. Герои “Хождения по мукам” стали участниками и свидетелями всех важнейших событий времени. В финале трилогии-эпопеи герои навсегда осознают свое родство с родиной и народом.

Художественный мир трилогии захватывает нас героизмом и страданием, через которые проходит русский народ. В “Хождении по мукам” впервые столь ярко раскрылось богатство языка А. Толстого.

В эмиграции, печатавшаяся в парижских журналах "Грядущая Россия" (1920. № 1-2, гл. 1-10) и "Современные записки" (1920-1921. № 1-6) и в 1922 г. вышедшая отдельным изданием. Вернувшись в Советский Союз и переиздавая роман в 1925 г., писатель внес в него серьезные изменения - не только стилистические и идейные, но и сюжетные. Роман "Восемнадцатый год" создавался к десятилетнему юбилею революции и был напечатан в журнале "Новый мир" (1927. № 7-12; 1928. № 1, 2, 5-7). В том же журнале была напечатана и последняя часть трилогии (1940. № 4, 5, 8; 1941. № 1, 2, 4, 6, 7, 8), задуманная первоначально как "Девятнадцатый год". Из этого общего замысла сформировались также романы "Черное золото" ("Эмигранты ") и "Хлеб". И "Восемнадцатый год", и "Хмурое утро" подвергались основательной переработке, прежде всего в связи с идеологическими требованиями властей. За трилогию "Хождение по мукам" А. Н. Толстой был удостоен Сталинской премии I степени. Произведение неоднократно переиздавалось, переводилось на многие языки, дважды экранизировано.

Трилогия представляет собою семейный роман, историю жизни сестер Даши и Кати на фоне грандиозных политических событий 1914-1920 гг. Произведение дает широкую панораму жизни разных сословий и областей России в годы войны и революции, проводит героев через множество злоключений, делая участниками социальных конфликтов и ставя перед нравственным выбором. В "Хождении по мукам" реализуются сменовеховские принципы А. Н. Толстого . Сестрам и их возлюбленным, инженеру Телегину и офицеру Рощину, помогает преодолеть все невзгоды чувство "дома": вера в родство душ и незыблемость любви, в святость семейных уз, в неуничтожимость России как источника национальной жизни, родины. Толстой выступает в книге и как колоритный бытописатель, и как тонкий психолог, как певец любви и острый сатирик, как умный и трезвый наблюдатель социальных катаклизмов, как вдохновенный патриот. Действие романа протекает то в столице (в модернистских салонах и на бастующем заводе, а потом в самом центре революционных преобразований), то в Самаре, где проживает отец сестер, то в Крыму , то на фронтах Первой мировой и Гражданской войн и заканчивается на съезде, где принимается план электрификации России . Небольшой эпизод в романе "Сестры" переносит читателя и в Париж 1914 г., куда отправилась ушедшая от мужа Катя. Изображение парижской жизни вполне достоверно, поскольку писатель в эти годы бывал во Франции и отразил в романе свои личные воспоминания. Писались "Сестры" также во Франции , но уже совсем в другую эпоху. Рубежом между временем действия и создания текста легла война.

"…тремя февральскими днями, когда, как во сне, зашатался и рухнул византийский столп Империи, и Россия увидала себя голой, нищей и свободной, − заканчивается повествование первой книги".

Описываемый период:

С 1914 по 1917 гг. - предреволюционные годы, до февральской революции 1917 г.

/XX век/

Литературные метаморфозы:

Первые строки второй части трилогии были написаны в марте 1927 г. В конце апреля Толстой отправил в журнал "Новый мир" две главы. Редактор журнала В. П. Полонский в письме Толстому выразил опасение, что события будут изображены в романе "под углом зрения людей, пострадавших от революции", а это не очень уместно во время подготовки к празднованию десятилетия Октября. Толстой немедленно ответил Полонскому большим письмом:

"Дорогой Вячеслав Павлович, что Вы делаете? С первых шагов Вы мне говорите — стоп, осторожно, так нельзя выражаться. Вы хотите внушить мне страх, и осторожность, и, главное, предвидение, что мой роман попадет к десятилетию Октябрьской революции. Если бы я Вас не знал, я бы мог подумать, что Вы хотите от меня романа-плаката, казенного ура-романа…
Нужно самым серьезным образом договориться относительно моего романа. Первое: я не только признаю революцию — с одним таковым признанием нельзя было бы и писать роман, — я люблю ее мрачное величие; ее всемирный размах. И вот — задача моего романа — создать это величие, этот размах во всей его сложности, во всей его трудности. Второе: мы знаем, что революция победила. Но Вы пишете, чтобы я с первых же слов ударил в литавры победы, Вы хотите, чтобы я начал с победы и затем, очевидно, показал бы растоптанных врагов. По такому плану я отказываюсь писать роман. Это будет одним из многочисленных, никого уже теперь, а в особенности молодежь, не убеждающих плакатов…
Нет, революция пусть будет представлена революцией, а не благоприличной картиночкой, где впереди рабочий с красным знаменем, за ним — благостные мужички в совхозе, и на фоне — заводские трубы и встающее солнце. Время таким картинкам прошло — жизнь, молодежь, наступающее поколение требует: "В нашей стране произошло событие, величайшее в мировой истории, расскажите нам правдиво, величаво об этом героическом времени".

"Но едва только читатель почувствует, что автор чего-то не договаривает, чего-то опасается, изображает красных сплошь чудо-богатырями, а белых — сплошь в ресторане с певичками, — со скукой бросит книжку".

Исторические персонажи:

Россией

России

Петербурга

− Какого?
− То есть как − какого? Австрийского эрцгерцога убили в Сараево".

Исторические персонажи:

  • Распутин Григорий Ефимович (1869-1916) - крестьянин села Покровское Тобольской губернии, был другом семьи последнего российского императора Николая II, имел репутацию "старца", прозорливца и целителя.

"И во дворец, до императорского трона, дошел и, глумясь и издеваясь, стал шельмовать над Россией неграмотный мужик с сумасшедшими глазами и могучей мужской силой".

"Во входной двери стоял среднего роста пожилой человек, выставив вперед плечо, засунув руки в карманы суконной поддевки. Узкое лицо его с черной висящей бородой весело улыбалось двумя глубокими привычными морщинами, и впереди всего лица горели серым светом внимательные, умные, пронзительные глаза. Так продолжалось минуту. Из темноты двери к нему приблизилось другое лицо, чиновника, с тревожной усмешкой, и прошептало что-то на ухо. Человек нехотя сморщил большой нос".

  • Николай II Александрович (1868-1918) - император Всероссийский, царь Польский и Великий князь Финляндский, последний император Российской Империи.

"…когда человек в военной рубашке услыхал смех, обернулся, опираясь на заступ, − лицо его было опавшее, темное, с мешками под глазами, − и знакомым всей России движением - горстью левой руки − провел по большим, рыжеватым усам".
(Из первой редакции Первой Книги. В более поздних редакциях этот отрывок отсутствует).

  • Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф фон Габсбург эрцгерцог д’Эсте (Franz Ferdinand von Österreich-Este, 1863-1914) - эрцгерцог австрийский, с 1896 г. наследник престола Австро-Венгрии.

Убийство Франца Фердинанда (Сараевское убийство) сербским террористом Гаврило Принципом стало поводом для начала Первой мировой войны.

"Помешивая чай в стакане, Даша с тоской глядела, как за окном летят снизу вверх клубы серой пыли. Ей казалось, что вот − прошли два года, как сон, и она опять дома, а от всех надежд, волнений, людской пестроты − от шумного Петербурга , − остались только вот эти пыльные облака.
− Эрцгерцога убили, − сказал Дмитрий Степанович, переворачивая газету.
− Какого? была полна войсками и полицией. Перед Северной гостиницей стояли конные полицейские на золотистых, тонконогих танцующих лошадках. Пешие полицейские, в черных шинелях, расположились вокруг памятника Александру III и − кучками по площади. У вокзала стояли казаки в заломленных папахах, с тороками сена, бородатые и веселые. Со стороны Невского виднелись грязно-серые шинели павловцев".

  • Убийство Распутина.

"Сверток в рогоже, сброшенный тремя людьми с моста в полынью, был телом убитого Распутина. Чтобы умертвить этого не по-человечески живучего и сильного мужика, пришлось напоить его вином, к которому был подмешан цианистый калий, затем выстрелить ему в грудь, в спину и в затылок и, наконец, раздробить голову кастетом. И все же, когда его тело было найдено и вытащено из полыньи, врач установил, что Распутин перестал дышать только уже подо льдом".

  • Убийство Франца Фердинанда (Сараевское убийство) сербским террористом Гаврило Принципом стало поводом для начала Первой мировой войны.

Достопримечательности:

Москва

  • Церковь Николая Чудотворца на Курьих ножках
    (ныне не существует, находилась по адресу на углу улицы Большая Молчановка, 26 и Большого Ржевского переулка, 1).

"На страстной сестры говели у Николы на Курьих Ножках, что на Ржевском".

"Даша остановилась и, не размыкая соединенных рук, которыми держала под руку Ивана Ильича, глядела через низенькую ограду на затеплившийся свет в глубоком окошечке церкви Николы на Курьих Ножках".

"Церковка и дворик были в тени, под липами. Вдалеке хлопнула дверь, и через дворик пошел, хрустя валенками, низенький человек в длинном, до земли, пальто, в шляпе грибом. Было слышно, как он зазвенел ключами и стал не спеша подниматься на колокольню".

  • Музей В. И. Ленина.

"Кирпично-грязное здание с колоннами, похожими на бутылки, все в балясинах, балкончиках и башенках, − главный штаб революции − городская дума, − было убрано красными флагами. Кумачовые полосы обвивали колонны, висели над шатром главного крыльца. Перед крыльцом на мерзлой мостовой стояли четыре серые пушки на высоких колесах. На крыльце сидели, согнувшись, пулеметчики с пучками красных лент на погонах. Большие толпы народа глядели с веселой жутью на красные флаги, на пыльно-черные окна думы. Когда на балкончике над крыльцом появлялась маленькая возбужденная фигурка, и, взмахивая руками, что-то беззвучно кричала, − в толпе поднималось радостное рычание".


Городское пространство:

Москва

  • Район Тушино.

"За потемневшей волнистой равниной, покрытой то полосами хлебов, то кудрями ореховых и березовых перелесков, лежали тучи, те, что бывают на закате, − лиловые, неподвижные и бесплодные. В их длинных щелях тусклым светом догорало небесное зарево, и неподалеку, внизу, в заводи ручья, отсвечивала оранжевая щель неба. Ухали, охали лягушки. На плоском поле темнели ометы и крыши деревни. В поле горел костер. Там когда-то за валом и высоким частоколом сидел Тушинский вор. Протяжно свистя, из-за леса появлялся поезд, увозил солдат на запад, в тусклый закат".

  • Тверской бульвар.

"Каждый вечер сестры ходили на Тверской бульвар − слушать музыку, садились на скамью и глядели, как под деревьями гуляют девушки и подростки в белых, розовых платьях, − очень много женщин и детей; реже проходил военный, с подвязанной рукой, или инвалид на костыле. Духовой оркестр играл вальс "На сопках Маньчжурии". "Ту, ту, ту", − печально пел трубный звук, улетая в вечернее небо. Даша брала Катину слабую, худую руку".

Творчество А. Н. Толстого поистине многогранно: мастер исторического романа, научно-фантастической прозы, автор многочисленных повестей, рассказов и пьес. Ключевой в творчестве писателя оказалась тема России, ее истории, ее предназначения. "Хождение по мукам" (1921- 1941) - это трилогия о судьбах русской интеллигенции в канун и после Октябрьской революции (романы "Сестры", "Восемнадцатый год", "Хмурое утро"), герои эпопеи становятся свидетелями важнейших событий ХХ века. По словам автора, "Хождение по мукам" - "это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам - ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием Первой мировой войны и кончающейся первым днем Второй мировой войны".

Описание добавлено пользователем:

Екатерина Пестерева

«Хождение по мукам» - сюжет

В первых главах эпопеи показан Петербург начала 1914 года, «замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго - предсмертного гимна», живущий «словно в ожидании рокового и страшного дня». Сёстры Даша и Катя Булавины, родом из Самары, увлечены поэтом-декадентом Бессоновым. Катя изменяет с ним своему мужу, адвокату Смоковникову. Сатирическими красками нарисованы «великолепные кощунства» футуристов и прочие эксцессы «серебряного века».

Со временем Екатерина Дмитриевна влюбляется в офицера Вадима Рощина, а Даша - в Телегина, инженера Балтийского завода. Вихри мировой войны, двух революций и гражданской войны разносят четырёх главных героев по разным уголкам страны. Их пути не раз пересекаются и вновь расходятся. Рощин вступает в Добровольческую армию, а Телегин - в РККА. По окончании войны все четверо встречаются в столице советской России, где в присутствии Ленина и Сталина с восторгом слушают исторический доклад Кржижановского о плане ГОЭЛРО.

История

Художественные достоинства романов трилогии неравнозначны. Первый роман «Сёстры», написанный в эмиграции, объективен по тону и проникнут чувством ностальгии по родине. Последняя книга трилогии, написанная в СССР, тенденциозно рисует нравственную победу «красных» над «белыми». Стиль повествования автор определял как «монументальный реализм»:

"«Хождение по мукам» - это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам - ощущение целой огромной эпохи."

Рецензии

Рецензии на книгу «Хождение по мукам»

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить рецензию. Регистрация займет не более 15 секунд.

Вера Счастливая

Забвению не подвластно!

Не знаю большего гения художественного слова, чем Алексей Николаевич Толстой. Он коснулся своим волшебным пером самых актуальных для России тем, не брезгуя ни жанром исторического романа, ни фантастикой, ни новеллой. Не мог он пройти и мимо протекавших вокруг него эпических событий Мировой войны, Великой революции, Гражданской бойни, создав самое сильное свое произведение, пульсирующее жизнью сквозь реки крови, светом и нежностью сквозь тьму и жестокость, юмором сквозь боль, совестью и правдой сквозь грехи и жадность. Нет, поистине я не знаю более социально значимой книги, чем "Хождение по мукам". Это дыхание вечности, это радость скквозь слезы, это надежда на воскресение, когда уже ни осталось ни воли, ни сил. Свобода для скованных, опыт для изнеженных, слово и дело, вечность и миг. Вот она- настоящая жизнь.

Полезная рецензия?

/

0 / 0

Elvira Simonyan

"Горе городу кровей"

Лучшее произведение советского классика. Описывая современные ему события, Толстой, видимо, осознавал, что предстоит преодолеть препоны жесткой цензуры, отчего не описывал политические перемены конкретно, со своей авторской точки зрения. Однако палитра существовавшей на сломе эпох общественной жизни легко угадывается как общая атмосфера романа в мыслях, оттенках переживаний и чувств персонажей. За динамичным повествованием, в котором нет ни капли перегруза, но достигнута та вечно искомая читателем гармония, таится трогательная и волнующая глубина настоящего русского художественного слова, свойственного в то время разве что Паустовскому и Булгакову. Но только Алексей Толстой сумел совместить поэтичность языка с увлекательным сюжетом и тонким психологическим анализом социальной жизни, которые с любовью и тщанием перенёс на страницы "Хождения по мукам".

Полезная рецензия?

/

3.084. Алексей Николаевич Толстой, «Хождение по мукам»

Алексей Николаевич Толстой
(1882-1945)

Русский советский писатель, потомок древнего рода графов Толстых, председатель Союза писателей СССР, депутат Верховного Совета страны, действительный член АН СССР, трижды лауреат Сталинской премии, орденоносец, Алексей Николаевич Толстой (1882-1945) прославился своими рассказами и очерками («Прекрасная дама», «Граф Калиостро», «Гадюка» и др.), комедиями и драмами («Нечистая сила», «Иван Грозный» и др.), повестями и романами («Детство Никиты», «Хромой барин», «Эмигранты», «Петр Первый» и др.), научно-фантастическими произведениями («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), сборником русских народных сказок в собственном переложении, сказочной повестью «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Главным произведением писателя стала трилогия «Хождение по мукам» (1920-41), включившая в себя романы «Сестры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро».

Хождение по мукам»
(1920-1941)

Оказавшись в эмиграции, Толстой «понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплотным, не нужным никому, ни при каких обстоятельствах».

Далеко не все тогда (да и сегодня) поняли, что вернуться из эмиграции - поступок большего гражданского мужества, нежели в эмиграцию уйти. Толстой понимал тщету попыток идти против истории и поставил перед собой благородную задачу - показать, как надо жить, чтобы в эту историю (историю страны, а не диссидентства) вписаться, вписаться с пользой для самой истории, а не быть выброшенным на ее периферию подобно щепке.

Естественно, он мог это сделать только своим личным примером и образцом своих литературных героев. И с тем и с тем Толстой прекрасно справился.

Надо отметить, что вписаться в историю можно по-разному: гаденько, подленько, с камнем за пазухой, а можно открыто и всей душой. Писателю сам Бог велел «вписываться» своим творчеством. А уж что он будет творить - это одному ему решать.

Сам Толстой хорошо сказал об этом: «Каждый художник, обращая свой взгляд в прошлое, берет и находит в нем лишь то, что его волнует, при помощи чего он может лучше понять свое время».

И добавил, что им «руководил инстинкт художника - оформить, привести в порядок, оживотворить огромное, еще дымящееся прошлое». И ничего странного в том, что Толстой принял государственную точку зрения, не было. Это было его нравственным категорическим императивом.

Свое лучшее произведение писатель начал создавать в Париже. Оно вышло под названием «Хождение по мукам» в 1921 г., а на следующий год отдельным изданием в Берлине, с пометкой автора, что это первый роман трилогии.

Второе издание, переработанное и сокращенное на треть (писатель ограничил стихию революции), было опубликовано в СССР в 1925 г. под новым заглавием «Сестры», а название «Хождение по мукам» было оставлено за трилогией. Толстому были предоставлены архивы «Истории гражданской войны» и некоторые архивные материалы из истории белогвардейских и интервенционистских заговоров.

В 1927-1928 гг. в «Новом мире» был напечатан «Восемнадцатый год» - под названием «Хождение по мукам. Вторая часть трилогии» (отдельное издание - 1929). Последний роман, «Хмурое утро», был дописан 22 июня 1941 г.

Трилогия посвящена истории страны в самый сложный ее период - Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны. Шесть лет непрерывных войн - другой такой период у нас надо поискать.

В центре повествования - перипетии взаимоотношений двух любовных пар. Одна из них связана семейными узами (Даша и Телегин), вторая (Катя - Рощин) долго не могут соединиться друг с другом.

Их история на фоне переломных для общества событий и стала фабулой. Причем судьба героев, вписанная в историю страны, зависела только от того, примут ли они ее (свою судьбу) и какой ценой.

Устойчивая система ценностей и сильные характеры помогли им выстоять и утвердить себя в новой жизни. Критики отмечали также, что одним из важнейших мотивов трилогии стало «трагическое ощущение утраченной родины».

В эпопее действуют герои, имевшие реальных прототипов в жизни (так, например, прообразами сестер Булавиных послужили третья жена Толстого поэтесса Н.В. Крандиевская и ее сестра, а прообразом поэта-декадента Бессонова - А.А. Блок), так и целиком вымышленные (Телегин, Рощин и др.).

И если в начале повествования фактически нет реальных исторических персонажей, к концу их набралось уже достаточно: Махно, Савинков, Ленин, Сталин, ряд белых генералов и красных командиров и пр.

Весьма симптоматично, что главными героями произведения стали сестры, Катя и Даша Булавины. Россию, особенно на переломе эпох, спасало именно ее женское начало и главная покровительница - Богородица, а женственность была неизменным атрибутом ее культуры.

«Нет прекраснее женщин, чем русские женщины... Честны в чувствах, и самоотверженны, и любят любовь, и мужественны, когда нужно». Именно такими предстают Катя и Даша со страниц романа - последние, быть может, идеальные женские образы нашей литературы.

Мы их открываем для себя в довоенном Петербурге. Катя замужем за известным адвокатом Смоковниковым. Даша, приехавшая к ней из Самары, наивна и чиста. Смоковников - довольно неприятный тип, и ничего удивительного, что Катя, совсем не любя его, увлеклась поэтом-декадентом Бессоновым, типом еще более гадким. (Он в самом начале войны бесславно погиб от рук дезертира.)

Узнав об измене жены, адвокат потряс в воздухе миниатюрным пистолетом, после чего супруги расстались. Смоковников укатил в Крым, Катя в Париж, а Даша познакомилась с добрым и честным, несколько простоватым инженером Телегиным.

Через несколько месяцев она, отправившись к отцу в Самару, случайно встретилась с Телегиным на пароходе, плывущим по Волге, и они прониклись друг к другу взаимной симпатией.

Потом Даша оказалась в Крыму, где по просьбе своего отца уговорила Смоковникова вновь сойтись с Катей. Там же она встретила Телегина, который признался ей в любви. Но тут началась война, и прапорщик Телегин вынужден был идти на фронт. Вскоре он попал в плен, из которого ему не сразу, но удалось бежать.

Катя вернулась из Парижа в семью, переехавшую в Москву, устроилась в лазарет, познакомилась с капитаном Рощиным, тут же влюбившимся в нее, но безответно. Вскоре в Москве объявился Телегин, за которого Даша вышла замуж.

После Февральской революции молодые супруги переехали в Петроград. Смоковников, ставший комиссаром Временного правительства, поехал на фронт, но не вписался со своими пафосными речами в исторический момент, и был убит солдатами. Катю в горе поддержал Рощин, и она откликнулась постоянному поклоннику.

Никто не хотел воевать, фронт распался, все хотели дальнейших перемен. Тут и грянула Октябрьская революция.

Даша родила мальчика, но он умер на третий день. Телегин ушел в Красную Армию, а Рощин, захватив с собой Катю - в белую Добровольческую. В Ростове Катя поссорилась со спутником, и Рощин продолжил путь один. Чтобы добраться до «своих», ему пришлось вступить в красногвардейскую часть, перебежав из которой он оказался у белых.

Поезд, на котором ехала Катя, подвергся нападению махновцев, и ее доставили в штаб батьки Махно. Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, но выручил бывший вестовой Рощина, который взял над ней опеку. Рощин во время отпуска тщетно пытался разыскать Катю. На ростовском вокзале он встретил Телегина в белогвардейской форме (тот находился в разведке), но не выдал его.

Даша оказалась втянутой в «Союз зашиты родины и свободы» Б. Савинкова, где ее хотели сделать участницей заговора против Ленина. Заговорщица должна была следить за вождем, выступавшим с речами, но эти речи так потрясли ее, что Даша порвала с заговорщиками и уехала к отцу в Самару.

Там ее нашел Телегин, но тут же был вынужден скрыться от преследования белых, а когда, командуя полком, он вновь вошел в город, то застал квартиру доктора Булавина опустевшей. После этих событий Даша с риском для жизни оказалась в расположении красных, едва не погибла, заподозренная в шпионаже, но, в конце концов, нашла своего тяжело раненого при обороне Царицына мужа в лазарете.

Рощин, разочаровавшись в белом движении, подумывал о дезертирстве, но узнав о том, что Катя в руках Махно, поспешил ей на помощь.

Был арестован махновцами, подвергнут пыткам, однако не убит, т.к. батька решил использовать капитана в своих переговорах с большевиками. Рощина отрекомендовали как представителя белых, с которыми Махно тоже якобы вел переговоры. После того, как махновцы заключили союз с большевиками, Рощину пришлось участвовать на их стороне в боях с петлюровцами, где его ранили и он оказался в харьковском госпитале красных.

Вылечившись, Рощин участвовал в боях красногвардейцев, тщетно пытался найти Катю, сбежавшую от махновцев. Уже в конце Гражданской войны Рощин в качестве начальника штаба попал в бригаду, командиром которой был Телегин. Комбриг едва не арестовал Рощина, полагая, что это вражеский разведчик, но недоразумение быстро развеялось.

Катя вернулась в Москву, устроилась учительницей. А вскоре на одном из собраний увидела на трибуне Рощина, которого считала погибшим. Влюбленные обрели свое счастье, а вскоре к ним приехали и Даша с Телегиным.

Книга имела долгий и устойчивый читательский успех (имеет она его и по сию пору), объясняемый, скорее всего, тем, что «трилогия удовлетворяет глубинной, пусть даже и неосознаваемой потребности простого читателя обрести духовную опору вне себя, прочувствовать высший смысл существования и освятить им свою трудную жизнь». (М. Литовская).

«Хождение по мукам» дважды экранизировались (1957-1959, режиссер Г. Рошаль; 1977, В. Ордынский), после чего «отмечалось неизменное увеличение числа Даш и Кать среди новорожденных девочек».

А.Н. Толстому за трилогию присудили в 1943 г. Сталинскую премию 1-й степени.

Роман «Хождение по мукам» Толстого был окончательно завершен в 1941 году. Книга представляет собой трилогию романов, повествующих о судьбе русской интеллигенции непосредственно перед, во время и после событий 1917 года. Трилогия состоит из романов «Сестры» (1922 год), «Восемнадцатый год» (1928 год) и «Хмурое утро» (1941 год).

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Хождение по мукам» по частям и главам. Проверить знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Екатерина Булавина (Смоковникова, затем Рощина) – красивая молодая женщина, умная и утонченная, хозяйка модного петербургского салона.

Дарья Булавина (Телегина) – младшая сестра Екатерины, юная красавица, честная, чистая девушка.

Вадим Петрович Рощин – второй супруг Екатерины, дворянин, офицер, воспитанный в монархическом духе.

Иван Ильич Телегин – супруг Дарьи, молодой инженер, честный и порядочный, встретивший революцию на стороне большевиков.

Другие персонажи

Николай Иванович Смоковников – первый муж Екатерины, богатый, известный в Петербурге адвокат.

Алексей Бессонов – представитель революционно настроенной интеллигенции, любовник Екатерины.

Дмитрий Степанович Булавин – любящий и заботливый отец Дарьи и Екатерины, доктор.

Книга 1. Сестры

Главы 1-4

В 1914 году Петербург « жил словно в ожидании рокового и страшного дня ». Новая жизнь, страшная в своей неизвестности, лезла из всех щелей. В прошлом году юная чистая девушка Дарья Булавина приехала в Петербург, чтобы поступить на юридические курсы. Она поселилась у старшей сестры Екатерины Смоковниковой – « муж ее был адвокат, довольно известный; жили они шумно и широко ».

В доме Смоковниковых часто бывали яркие, интересные личности. Среди них оказался и Алексей Бессонов, чьи революционные речи пришлись по душе Дарье. Она не знала, что Екатерина была его любовницей. Николай Иванович догадывался об измене жены, и устроил ей форменный скандал, назвав « уличной женщиной ». Даше было горько слышать эти слова – она боготворила старшую сестру. Супруги решили пожить отдельно друг от друга: Николай Иванович – в Крыму, а Екатерина – во Франции.

Главы 5-15

Дарья познакомилась с молодым добропорядочным инженером Иваном Ильичом Телегиным, который сразу почувствовал интерес к юной красавице. Летом Дарья отправилась в Самару навестить отца. Неожиданно на волжском пароходе она встретила Ивана Ильича, и между молодыми людьми вспыхнула искра страсти.

« Доктор Дмитрий Степанович Булавин, отец Даши », узнав об испорченных отношениях четы Смоковниковых, велел Даше отправиться в Крым, отыскать Николая Ивановича, и уговорить его отправиться в Париж, к жене. В Евпатории, куда поехала Дарья, она пользовалась большим успехом среди местных кавалеров. Смоковников же « был польщен таким успехом «своей Дашурки»». Это были чарующие, полные неги « последние дни старого мира ». Получив тревожное письмо от Екатерины, Николай Иванович и Даша решили вдвоем ехать в Париж сразу же, как только им сделают заграничные паспорта. В Крыму Дарью успел найти Иван Телегин, который специально приехал проститься с ней – его призывали на фронт, и он не мог уехать, не признавшись девушке в своих чувствах.

Главы 16-38

На фронте нелепой смертью погиб Бессонов. Даря и Екатерина в Москве устроились на работу в госпиталь. Сестры чувствовали, « что на них, да и на каждого теперь человека, легла, как жернов, тяжесть ». Обезумевшие от войны мирные жители Москвы принялись громить « квартиры немцев и немецкие магазины ». Николай Иванович бы на стороне народа, который, как он считал, « через такие штуки получит вкус к чему-нибудь посерьезнее ».

Из газет они узнали, что Телегин пропал без вести, однако эта информация оказалась ложной. Прапорщик находился в плену, но ему посчастливилось сбежать. Первым делом он отправился в Москву, чтобы встретиться с Дарьей. Даша была поражена неожиданной встречей – « ждала два года, а дождалась - слова не нашла сказать ». Услышав страшную историю побега своего возлюбленного, Дарья сказал, что более никуда его не отпустит. Телегин же был уверен, что его вновь призовут, и надеялся лишь, что его « отчислят куда-нибудь на военный завод ».

Спустя пять дней Телегин « из Петрограда казенный пакет с назначением немедленно явиться на Балтийский завод » . Перед отъездом Иван Ильич сделал Даше предложение, но она « ответила только взглядом на вопрос его - будет ли она его женой », и в дальнейшей переписке никогда не затрагивала эту тему.

В Петрограде Телегин стал свидетелем того, как заговорщики сбросили в реку тело убитого ими Григория Распутина. На его глазах начиналась февральская революция. Иван Ильич поспешил в Москву, к Даше. Она согласилась стать его женой, и молодожены вернулись в Петроград.

Главы 39-43

Тем временем комиссар Временного правительства Николай Иванович Смоковников с большим энтузиазмом выехал на фронт. Он выкрикивал лозунги, подбивая солдат на активную борьбу. Однако уставшие от беспросветной войны солдаты, не желая более умирать в окопах, убили комиссара.

Кате было сложно пережить это известие, но еще тяжелее было перенести панихиду и « похороны останков Николая Ивановича ». После лицемерных речей об утрате великого человека у нее было только « одно желание - вымыться и заснуть ». В эту тяжелую для Екатерины минуту ее поддержал давний ее поклонник, капитан Вадим Петрович Рощин.

Катя переехала в Петроград, и « поселилась неподалеку от Даши, в деревянном домике, у двух старушек ». Она вела скромную жизнь, и каждый день писала письма Вадиму Рощину, « бывшему все это время в командировке, на фронте ». Вскоре приехал и сам Рощин, который вез весьма неутешительные известия военному министру – к осени « Россия перестанет существовать как суверенное государство ». Вадим Петрович решился, и признался в любви Екатерине.

Книга 2. Восемнадцатый год

Главы 1-6

Произошла революция. В Петрограде стало « страшно, непонятно, непостигаемо» . Повсюду совершались разбойничьи нападения, свирепствовал голод. В это тяжелое, смутное время Даша ждала ребенка. Она родила мальчика раньше положенного срока – роды « случились после страшного потрясения ». На улице на Дарью напали грабители, сильно напугав ее. Она едва добралась домой, где в ту же ночь родила. Ребенок прожил только три дня, и его смерть стала настоящим потрясением для Даши. Телегин бегал « в рваных калошах по городу в поисках подсобной работишки, продовольствия, дровишек и прочего ». Он был очень нежен и заботлив по отношению к жене, которая все больше отдалялась от него.

Екатерина с мужем, Вадимом Рощиным, перебралась в Самару, к отцу, « где можно было спокойно переждать до весны, не дрожа за каждый кусок хлеба ». Супруги не сомневались, что большевистская власть не продержится до лета. Из-за политических разногласий они сильно повздорили, и капитан Рощин отправился с добровольцами на юг, где вскоре примкнул к белогвардейцам. Перед ним стояла одна задача, которая не давала ему спокойно жить – « отомстить большевикам за позор ». Рощин показал себя мужественным бойцом, но душа его не находила покоя из-за ссоры с любимой женщиной.

Главы 7-12

Екатерина получила письмо с ложной информацией о смерти Рощина. Ей было невыносимо тяжело от того, что так « грустно и ненужно прожита жизнь ». Она распродала все вещи, оставив себе на память « только одну вещицу - изумрудное колечко », которое ей подарили на день рождения.

Екатерина села в поезд до Ростова. Когда состав резко остановился, « без слов было ясно, что влипли в историю ». Так Катя оказалась в банде махновцев, где ей пришлось бы совсем худо, если бы там не оказался товарищ мужа, который всячески оберегал ее. Вадим Рощин, оправившись после полученного ранения, поспешил в Ростов на поиски жены, но не нашел ее там. На перроне он заметил Телегина в форме белогвардейца. Рощин знал, что Иван Ильич воевал на стороне большевиков, но не выдал его.

Когда Телегин отправился на фронт воевать за большевиков, Даша осталась одна. Она едва сводила концы с концами, и была вынуждена продать почти все ценные вещи. По улицам города бродили « страшные люди, каких раньше никто и не видывал ». Они обходили дома и грабили беззащитных жителей. Даша старалась реже выходить на улицу и даже « меньше есть, чтобы меньше было хлопот ».

В холодном Петербурге Даша, окончательно запутавшись в своих идейных решениях, вступила в сомнительную организацию. Однажды она оказалась на митинге трудящихся, где услышала речь вождя пролетариата. После этого Даша решила переехать к отцу. Вскоре в Самару добрался и Телегин, который хотел узнать у Булавина хоть какие-то известия о Даше. Однако Дмитрий Степанович, заподозрив в нем большевика, вызвал контрразведчиков. Телегину лишь чудом удалось бежать. Когда Самара была освобождена от белогвардейцев, он вновь вернулся в город, но застал дом Булавиным разоренным.

Книга 3. Хмурое утро

Главы 1-10

Даша « без памяти убежала от той жизни ». Она попала в расположение красных войск, где ее приняли за шпионку. На счастье Даши, командир полка был лично знаком с Телегиным, с которым он прошел германскую войну и бежал из плена.

« После военных операций под Самарой » Иван Ильич получил новое назначение. Ему было поручено доставить пушки и боеприпасы в Царицын. Во время обороны города Телегин был тяжело ранен. Когда он очнулся в лазарете, то увидел перед собой любимое лицо Даши, которая работала там сестрой милосердия.

Главы 11-20

Вадим Рощин глубоко разочаровался в белом движении, и собирался дезертировать из армии. Случайно он узнал, что Катя искала его, и попала в плен в банду батьки Махно. Рощин отправился на поиски супруги, которая к тому времени уже сбежала из плена и устроилась на работу учительницей в деревне.

Волей судьбы Рощин и Телегин встретились еще раз, и теперь они воевали на одной стороне. Иван Ильич служил командиром бригады, а Рощин был у него начальником штаба. Тем временем Катя вернулась в Москву, в свой дом. Большой, неожиданной радостью стало для нее известие о муже, которого она давно считала мертвым.

Телегины вскоре вернулись в Москву, « Дашино желание сбылось, - они все были снова вместе ». Супруги отправились в Большой театр, чтобы выслушать доклад об электрификации новой страны. Герои были уверены, что « прошла жизнь – преступление и ложь », и теперь они хотели только одного – работать на благо отечества, за которое они воевали и проливали свою кровь.

Заключение

В произведении Толстого затрагиваются многие важные вопросы: любовь, порядочность, верность отчизне, предательство. С судьбой России неразрывно связаны и личные трагедии главных героев, которым было суждено пройти через безжалостные жернова революции.

После ознакомления с кратким пересказом «Хождение по мукам» рекомендуем прочесть роман в полной версии.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 39.