Финны выкупили проект San Gally Park на Лиговском. Отдел охранной археологии иимк ран проекты История особняка Сан-Галли

Уникальный комплекс, включающий в себя особняк, жилые дома, сад, здание заводоуправления, контору, сам завод разместился между Лиговским проспектом и железнодорожными путями Октябрьской железной дороги по воле замечательного человека, много сделавшего для города, Франца Карловича Сан-Галли.

История предприятия начинается с 1853 года, когда Франц Карлович, небогатый, но образованный выходец из Германии, купил "пустопорожние места" по набережной Лиговского канала и основал здесь кузнечную мастерскую. В течение нескольких десятилетий маленькая мастерская превратилась в большой завод. К началу ХХ века завод выпускал самые различные изделия - паровые машины, котлы, фонари, балконы, ограждения, решетки и т.д. Кроме частных заказов, на заводе изготавливались металлические конструкции оранжерей и павильонов, мосты и подъемные машины для Гатчины и Царского Села, паровые машины для электрического освещения Зимнего дворца и многое другое. Все металлические конструкции и декоративные элементы зданий завода изготавливались здесь же, а их было немало: конструкции особняка и зимнего сада при нем, отопительные приборы и печи, металлическая ограда со скульптурами, чугунные львы у конторы владельца, козырек, флагштоки и великолепная ограда сада. В 1882 году за свои фабричные изделия фирма получила Государственный герб. Среди изделий завода Сан-Галли были знаменитые ворота Зимнего дворца, решетка Таврического сада, железные решетки для Павильонного зала в Эрмитаже, удивительной красоты детали интерьера, фонарные столбы, вазы, флагодержатели, фонтаны... Множество чугунных балконных решеток, изготовленных на заводе Сан-Галли, до сих пор украшают наш город. Ввел их в повседневный строительный обиход именно Франц Карлович. Его решетки прекрасно смотрятся вблизи и на просвет и до сих пор, сохраняя прочность, надежно ограждают балконы. Стоит сходить полюбоваться балконами домов, скажем, на Караванной, 24, Миллионной, 29 и 15, или Малой Морской,6.

Застройка территории заводского комплекса продолжалась чуть ли не 50 лет, ею занимались несколько петербургских архитекторов, работавших в разной стилистической манере. В 1860-1880-е годы здесь работали Н.А. Газельмейер, И.И. Горностаев, А.А. Докушевский, Д.Д. Зайцев, К.К. Рахау и К.Ф. Фейерейзен. В 1890-1910-е годы строительство продолжили Г.Г. Гансон, В.Р. Курзанов, Ф.К. Миритц, К.Г. Резцов. Каждый из архитекторов решал творческие задачи по-своему в соответствии со временем, собственными установками и назначением построек. Поэтому архитектура построек представляет широкий спектр разных направлений конца XIX - начала ХХ века. В основном архитектурно-пространственная среда сложилась окончательно в 1910-е годы.

В 1872 году выдающийся мастер эклектики К.К. Рахау построил особняк для семьи Сан-Галли. Он же построил
контору, жилой дом и несколько производственных корпусов. Проект особняка разрабатывался при непосредственном участии самого заказчика. Особняк является замечательным образцом зрелой эклектики. Фасады выдержаны в стиле флорентийского палаццо, с рустованными стенами и далеко вынесенным венчающим карнизом. Великолепие разнообразных по стилистике интерьеров, уникальные витражи, резьба, богатый металлический декор, а также оригинальное инженерное решение делают это здание одной из вершин петербургской архитектуры конца XIX века. Здание, окрашенное в голубой цвет, парадным крыльцом выходит в сад. Крыльцо украшали два бронзовых льва, отлитых на заводе Сан-Галли. Сейчас эти львы украшают Парк Победы на Московском проспекте. В дворовой части особняка на Лиговке, жили инженеры и мастера завода. Перед крыльцом дома был устроен фонтан, украшенный скульптурной группой чугунного литья, изображающей рождение Афродиты, стоящей на морской раковине и окруженной морскими существами, из пастей которых били струи фонтана. Скульптура была отлита на заводе Сан-Галли в начале 1890-х годов по модели неизвестного французского скульптора. Первоначально фонтан украшал интерьеры особняка Сан-Галли. В 1930-х годах, во время очередной реконструкции, «Афродита» была перенесена в сад, где стала стремительно разрушаться. Сейчас скульптура находится на реставрации в мастерских ООО «Интарсия».

Дом был наполнен картинами известных русских художников, мраморной и бронзовой скульптурой. Кое-что из тех интерьеров особняка уцелело до наших дней: вестибюль с атлантами и кариатидами, хозяйский кабинет с большим камином, курительная комната «в восточном вкусе» и расписные витражи в приемной. Снаружи особняк украшен узорочьем чугунных решеток, фонарями и флагштоками, которые были изготовлены здесь же на заводе. Если посмотреть на дом со стороны сада, то на крыше можно увидеть граненую деревянную башенку, откуда хозяин мог наблюдать за всей территорией завода.

Здание конторы решено более лаконично - с большими прямоугольными окнами-витражами. Лишь чугунные львы у
входа и простой карниз с сухариками да романские капители колонн в интерьере смягчают его утилитарность.

Так же просто выполнены фасады проходной и заводоуправления, оформившие лицевую застройку. Архитектор А.А. Докушевский придал им характер торгово-деловых зданий. Композиция главного фасада заводоуправления симметричная. Главный мотив, предвосхищавший будущий модерн - аркада. Три большие трехцентровые арки, обрамленные архивольтами, заключают внутри себя зеркальные окна-витрины.

В той же манере архитектором Д.Д. Зайцевым в глубине заводской территории была построена одна из первых рабочих жилых колоний, состоящая из 18 деревянных домов со службами, ледником и небольшим садом с беседкой. Дома были выполнены в духе русской народной архитектуры, с узорочьем. Комплекс имел водовод и газовое освещение.

К сожалению, большая часть этого замечательного городка не сохранилась, остались лишь каменные здания училища и служб. Не дошли до нас в первоначальном виде и производственные корпуса, построенные по проекту архитектора К.ф. Фейерейзена в характере рациональной архитектуры, предвосхищающей будущей конструктивизм. После 1917 года большинство корпусов было перестроено, часть снесена.

Более или менее сохранились здания, расположенные вблизи Лиговского проспекта, - особняк, заводоуправление, контора и проходная. Эти здания, а также сад состоят под государственной охраной. Сад, по сию пору сохранивший свое название - Сангальский, был разбит на месте капустных огородов и был вытянут в длину от Лиговского проспекта до Николаевской железной дороги. Со стороны Лиговского проспекта сад огорожен сохранившейся великолепной решеткой с воротами, отлитой в 1873 году здесь же, на заводе, по проекту архитектора И. Горностаева.

Интересы Франца Карловича были широки и многообразны. В 1872 году его избрали гласным Городской Думы. За 20 лет его работы в Думе при его активном участии в Петербурге были разработаны, введены в строй, и прочно вошли в обиход водопровод, конно-железная дорога, скотобойни, Сенной и другие рынки, электрическое освещение, больницы и батареи водяного отопления, изобретателем которых был сам Франц Карлович. Даже само слово «батарея» было введено в обиход Ф. К. Сан-Галли. На фотографии, которую мы приводим, видно, какого качества было литье на заводе Сан-Галли.

К одним из многочисленных нововведений, которые с легкой руки Франца Карловича прочно вошли в жизнь города, принадлежит и основание и устройство общественных туалетов. С этим нововведением связана курьезная история, которая каждый раз рассказывается по-разному, но суть ее сводится к следующему. В Петербурге жила одна дама, отличавшаяся легкостью мысли и поведения необычайной. Она скончалась, оставив большой капитал. Когда встал вопрос о том, как им распорядиться, Государь велел передать капитал Городской Думе на нужды сирот. Но думцы, среди которых было немало тех, кто лично знал почившую, отказались принять «непотребные деньги». Тогда Сан-Галли, возмущенный ханжеством заседателей, предложил употребить эти деньги на создание первых общественных туалетов в Петербурге.

Франц Карлович Сан-Галли умер в 1908 году. Но до самой революции 1917 года завод на Лиговке пользовался такой же доброй славой, как и при жизни его основателя.

В советское время завод Сан-Галли стал «Буммашем». Потом территория завода, парка и прилегающих зданий пришла в упадок. Чуть более года назад особняк Сан-Галли выкупили и отреставрировали, привели в порядок парк, разбили аллеи, клумбы, построили новую детскую площадку.

ЖК «На Лиговском проспекте, 60-62» от финского застройщика EKE расположится практически в самом сердце Петербурга. О покупке земельного участка с разработанным еще в 2007-ом году проектом МФК «Сан Галли Парк» (по названию находящегося в непосредственной близости сада) у Raiffeisen Evolution стало известно в начале июня 2017-ого года. EKE планирует возвести здесь жилой дом бизнес-класса и гостиницу на 300 номеров.

Разрешение на строительство не получено.

Инфраструктура и транспортная доступность

Развитая инфраструктура 0 0 Будущие жильцы ЖК «На Лиговском проспекте, 60-62» в Центральном районе получат доступ к отлично развитой социальной инфраструктуре: в пешей доступности есть школы №294, №309 с дошкольным отделением, №612 и проч. Также в локации работает множество детских садов: №23, №100, №20, №107. Медицинскую помощь можно будет получить в ближайшей городской поликлинике №37 на улице Правды.

Великолепно представлена в локации и торговая индустрия. Помимо сетевых супермаркетов «ДИКСИ», «Полушка», «Пятерочка» и «СантаМаг» здесь открыто множество небольших продуктовых и хозяйственных магазинов. В ТРК «Галерея», которая находится всего в 5 мин ходьбы, есть гипермаркет «O’КЕЙ». На Невском проспекте и поблизости сосредоточено огромное количество брендовых бутиков, кафе и ресторанов, торговых комплексов, фитнес-центров и медицинских центров.

Рядом несколько станций метро 1 0 Пробки 1 0 Транспортная доступность ЖК «На Лиговском проспекте, 60-62» в Санкт-Петербурге также на высоте из пешеходной доступности сразу нескольких станций метро – «Маяковская», «Лиговский проспект», «Владимирская», «Звенигородская». В паре минут ходьбы есть автобусные и трамвайные остановки, можно быстро дойти до Московского вокзала. В аэропорт «Пулково» дорога займет порядка 30-35 мин на машине без учета возможных пробок. К сожалению, дорожные заторы в локации случаются постоянно и вне зависимости от времени суток, поэтому автовладельцам стоит заранее продумывать свой маршрут.

Экологическая обстановка в центре деловой и торговой активности города типична для всех центральных районов мегаполисов: плотный дорожный трафик способствует высокому уровню загазованности. Для неспешных прогулок подойдут сад Сан-Галли, Багратионовский сквер и парк Театра Юных Зрителей.

Цены и планировки в ЖК «На Лиговском проспекте, 60-62»

Цены и планировки в ЖК «На Лиговском проспекте, 60-62» еще не представлены застройщиком.

Отделка в ЖК «На Лиговском проспекте, 60-62»

Данных об отделке в квартирах ЖК «На Лиговском проспекте, 60-62» пока нет.

Парковка

Проектируется подземный паркинг.

Затейливые чугунные решетки, фонари и флагштоки, украшающие особняк снаружи, выдают его принадлежность. Построенное в стиле флорентийского палаццо, здание принадлежало чугунолитейному магнату Францу Сан-Галли. Если посмотреть на дом со стороны сада, то на крыше видна граненая башенка, откуда заводчик наблюдал за всей территорией своего предприятия.

История особняка Сан-Галли

Особняк построил в 1872 году для многочисленного семейства Сан-Галли В доме все - до последней мелочи - было сделано по рисункам архитектора, но руководил строительством, вникая во все процессы, владелец особняка. Магнат объяснял

это вполне разумно: «Ты сам должен знать и располагать, как

хочешь жить, а архитектор даст совет и выработает детали постройки».
В состав империи Сан-Галли входили также дома для

заводских инженеров и техников, городок для рабочих и школа

для их детей.
Завод Сан-Галли славился невероятным разнообразием изделий из чугуна: балконнами решетками, уличными фонарями, паровыми котлами, гимнастическими гирями, печами, кроватями, унитазами и даже операционными столами.

Особую славу Франц Карлович Сан-Галли заслужил как изобретатель отопительного радиатора, или, проще говоря, батареи, ставшей столь привычной. Она впервые появилась в России 150 лет назад.

He сохранился еще один дом - вернее домик, который Франц Карлович выстроил для своей жены проявив удивительную для такого делового и хваткого человека чуткость. «Так как я был на 8 лет старше жены, то думал, что умру раньше ее и что она не захочет жить одна в таком большом доме, и потому устроил для нее маленький особняк среди парка у завода».



Особым украшением интерьера особняка стали витражи, созданные в мюнхенской мастерской под

руководством русского художника В. Д. Сверчкова. Каждый из

них выполнен на сюжет одной из сказок братьев Гримм: «Семь

воронов», «Спящая красавица» и «Белоснежка». Известно, что

в этом особняке были и другие расписные окна. Существует

фотография картона витража «Кот в сапогах», хранящаяся в

Государственном Эрмитаже.

В 2007 году в связи с приспособлением особняка Ф. К. Сан-Галли под представительские цели стеклянные картины были отреставрированы Евгением Ивановым и засияли во всей своей красе. В наши дни в Петербурге сохранились пять виражей выполненных в мастерской В. Д. Сверчкова, из них три особняке Ф. К. Сан-Галли.

Адрес: Лиговский проспект, дом 62.


Как найти: от станции метро «Лиговский проспект» идти направо - в сторону Московского вокзала.

Лиговский проспект, 62

Особняк Ф.К. Сан-Галли. Арх. К.К. Рахау. 1869-1870 гг.

Выдающийся мастер эклектики К.К. Рахау построил особняк, контору, жилой дом и несколько производственных корпусов Чугунолитейного и механического завода Ф.К.Сан-Галли (Лиговский проспект дома 60-62).

Уникальный комплекс, разместившийся между Лиговским проспектом и железнодорожными путями Октябрьской железной дороги, ограничен с севера и юга доходными домами и садом. Здания заводоуправления и конторы выходят на красную линию проспекта и образуют единый фронт с особняком, оградой дома и жилыми домами.
История предприятия начинается с 1853 года, когда Франц Карлович Сан-Галли, небогатый, но образованный выходец из Германии, купил "пустопорожние места" по набережной Лиговского канала и основал здесь кузнечную мастерскую. Место, примыкавшее к строившейся Николаевской железной дороге, и профиль предприятия, ориентированного на металлообработку, были выбраны весьма удачно и своевременно. Развитие железнодорожного строительства позволяло получать выгодные заказы, а освоению территории способствовала активная застройка набережных Лиговского канала. В течение нескольких десятилетий маленькая мастерская превратилась в процветающее предприятие. К началу ХХ века завод выпускал самые различные изделия - паровые машины, котлы, фонари, балконы, ограждения, решетки и т.д..
Сан-Галли был широко известен благодаря легенде о появлении в Петербурге общественных туалетов. Будучи членом Городской думы, Сан-Галли участвовал в обсуждении судьбы богатого наследства, оставленного городу некой знаменитой куртизанкой. Дума долго не хотела использовать эти деньги на благотворительные цели, многие думцы якобы были личными друзьями той самой куртизанки. Лицемерие членов думы настолько возмутило Сан-Галли, что он предложил на эти деньги организовать в городе общественные туалеты, которых до этого в Петербурге не было вообще. Как ни странно, предложение сразу было принято.

Особняк, построенный в 1872 году для Франца Сан-Галли и его многочисленного семейства известным петербургским архитектором Карлом Рахау, является замечательным образцом зрелой эклектики. Проект особняка разрабатывался при непосредственном участии самого заказчика. Фасады выдержаны в стиле флорентийского палаццо, с рустованными стенами и далеко вынесенным венчающим карнизом. Дом был наполнен картинами известных русских художников, а также мраморной и бронзовой скульптурой. Кое-что из аутентичных интерьеров особняка уцелело до наших дней, например, вестибюль с атлантами и кариатидами, хозяйский кабинет с большим камином, курительная комната «в восточном вкусе» и расписные витражи в приемной. Снаружи особняк украшен затейливыми чугунными решетками, фонарями и флагштоками местного заводского производства.
Если посмотреть на дом со стороны сада, то на крыше можно увидеть граненую деревянную башенку, откуда хозяин мог наблюдать за всей территорией завода.

Великолепие разнообразных по стилистике интерьеров, уникальные витражи, резьба, богатый металлический декор, а также оригинальное инженерное решение делают это здание одной из вершин петербургской архитектуры конца XIX века.

Со стороны Лиговского проспекта сад огорожен затейливой решеткой с воротами, отлитой в 1873 году здесь же, на заводе, по проекту архитектора И. Горностаева. Глядя на эту роскошную, в «русском стиле» ограду, живо представляешь себе, как неплохо выглядел когда-то сад Сан-Галли. Вход в контору Сан-Галли украшают две чугунные фигуры мальчиков, один из которых одет в рабочую одежду. По легенде это внук «чугунного» магната, который в день 50-летия завода переоделся в кузнеца и первым поздравил деда. В память об этом событии дед и заказал скульптуры мальчиков.

Международный холдинг STRABAG SE продал финскому концерну ЕКЕ участок на Лиговском проспекте, 60-62, рядом с парком Сан-Галли, в Петербурге. Как сообщили 6 июня в компании Colliers International, представлявшей интересы продавца, на участке площадью 2,5 га можно построить как жилой комплекс (более 30 тысяч кв. м), так и офисно-торговый центр (более 75 тысяч кв. м).

По словам Риитты Экенгрен, президента EKE Group, в компании еще не решили, какой вариант развития территории выбрать.

«Жилой комплекс в самом центре деловой активности и общественной жизни города, при этом по соседству с живописным парком, однозначно будет востребован. В то же время проект офисно-торгового комплекса полностью готов к старту строительства и может быть реализован по схеме built-to-suit – под конкретного заказчика. Разрешение на его строительство уже получено», – заявила президент финского холдинга.

Напомним, «Фонтанка» ранее писала, что многофункциональный с гостиницами под названием San Gally Park на Лиговском проспекте, 60-62, должны были построить еще в 2007 году. Около $150 млн намеревался вложить инвестор Raiffeisen Evolution, который принадлежит австрийским холдингам Raiffeisen (банки), UNIQA (страховщики) и Strabag (строительные фирмы). Инвестор выкупил участок, в 2008 году начал снос корпусов, но столкнулся с поправками в Правила землепользования и застройки и был вынужден снизить проект одиннадцатиэтажного 42-метрового комплекса до семиэтажного 28-метрового. Тем не менее к 2011 году было завершено общее проектирование, разработан проект газовых котельных, наружного газопровода, проведены экологические изыскания. В 2011 году застройщик получил разрешение на строительство и приступил к работам. Однако архитектурные эксперты сочли проект «чужеродным» для Северной столицы. Строительство застопорилось. Внешний вид полуразрушенных строений бывшего завода за следующие пять лет не изменился. В апреле 2016 года в ООО «Райффайзен эволюшн прожект девелопмент» (генподрядчик) нашему изданию заявляли о том, что строительство уже начато, но никакой конкретики не предоставили.

В Colliers International 5 июня пояснили, что проект не был реализован из-за изменений в градостроительном законодательстве и падения ставок аренды на рынке офисной недвижимости. Инвестиции в строительство оценивались в 200 млн евро. Площадка, ранее принадлежавшая Raiffeisen Evolution, перешла в собственность STRABAG Real Estate GmbH (SRE) в декабре 2016 года.

Отметим, что после продажи этого участка у холдинга STRABAG SE больше не остается ни одного проекта в Петербурге. Компания также продает офисное здание класса А на Ленинском проспекте, 119 в Москве и, таким образом, вообще уходит с российского рынка.