Финансовый контроль в дании презентация. Презентация на тему финансовый контроль. Этапные действия контрольных органов

ТЕМА: ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 1. Сущность и значение финансового контроля 2. Формы и методы финансового контроля 3. Органы финансового контроля и их функции 1. Сущность и значение финансового контроля 2. Формы и методы финансового контроля 3. Органы финансового контроля и их функции


Финансовый контроль – это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов его организации


Цель финансового контроля - содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.


Элементы финансового контроля 1. Субъект контроля – контролирующая организация 2. Объект контроля – контролируемая организация 3. Предмет контроля – то, что подлежит контролю 4. Принципы финансового контроля 5. Методы финансового контроля 6. Сбор и обработка исходных данных для проведения контроля 7. Техника и технология контроля - проведение контрольных мероприятий и оформления результатов на основе определенных технических требований 8. Процесс контроля – деятельность субъектов контроля по достижению эффективными способами поставленных целей 9. Результат контроля и затраты на его осуществление 10. Принятие решений по результатам контроля


Предметом финансового контроля выступают: - бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса; - финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования; - налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; - показатели, характеризующие денежно- кредитные отношения; - страховой рынок.


Общие принципы финансового контроля Законность – содержание контроля определяется основными законодательными и нормативными актами Гласность – результаты финансового контроля должны быть общедоступны Объективность – финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основах, имеет дело с отчетными данными о финансовой деятельности объекта контроля, оценивает их всесторонне и беспристрастно Подотчетность органов финансового контроля создающим их органами власти или собственникам Разграничение функций и полномочий между различными органами финансового контроля – органы финансового контроля не должны дублировать друг друга, призваны обеспечивать возможно большую полноту контроля, координировать свои действия Независимость – органы контроля и их работники должны быть максимально ограждены от возможного влияния на результат их деятельности со стороны проверяемых


ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Выявление отклонений – включает в себя: установление отклонений в исполнении законов в части использования средств государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций Анализ причин отклонений – предполагает исследование фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение Функция коррекции деятельности объекта контроля – заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а также в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций Функция превенции – важной предпосылкой развития и основой укрепления эффективности контрольной деятельности является профилактическая работа для предупреждения правонарушений. Цель профилактики – выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение в целях недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе Функция правоохраны – направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного или общественного воздействия.


Основные формы финансового контроля Признак классификацииФормы финансового контроля Время проведения контроляПредварительный, текущий, последующий Направление воздействия субъекта на объект контроля Внешний, внутренний Место проведения контроляКамеральный, выездной Полнота охвата проверяемого материала (информации) Сплошной, выборочный Характер источников контроляДокументальный, фактический Периодичность проведения контроляСистематический, периодический, единовременный Полнота охвата проверяемых вопросов Комплексный, тематический, встречный Повторяемость изучения источников контроля Первичный, повторный, дополнительный


Виды финансового контроля Признак классификации Виды финансового контроля Субъект контроляГосударственный, негосударственный (аудиторский), внутрихозяйственный, общественный Объект контроляБюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др.




Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специализированными контрольными органами. Объектом этого контроля является, прежде всего, соблюдение финансового законодательства и защита финансовых интересов государства.






Проверка состояния, целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления Проверка правильности ведения бухгалтерского учёта и достоверности отчётности Контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности Проверка законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности Проверка правильности формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Задачи государственного контроля


Контроль за расходованием бюджетных средств Контроль за использованием средств государственных и муниципальных фондов Пресечение финансовых злоупотреблений Контроль за эффективностью использования и сохранностью государственной и муниципальной собственности Контроль за источниками поступления бюджетных средств Функции государственного финансового контроля Контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций Контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных финансово-кредитных учреждениях


Объектом государственного финансового контроля являются отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу производства и распределения национального дохода в территориальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования.


Субъектами государственного финансового контроля являются организации, осуществляющие финансовый контроль. Они подразделяются на основе вида осуществляемого контроля (внешний и внутренний) и в зависимости от уровня управления (федеральный, региональный и местный).






Внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный) финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, а также ревизионными комиссиями или службами внутреннего аудита, создаваемыми на постоянной либо временной основе. Статус этих органов определяется Уставом организации и внутренними нормативно- правовыми актами. Объектом контроля здесь выступают производственная и финансовая деятельность предприятия и его структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов)


Независимый (аудиторский) финансовый контроль. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» определяет понятие аудита следующим образом: «Аудиторская деятельность, аудит предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».


Главная цель аудиторского контроля состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности предприятий, а также контроле за соблюдением законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства. Нормативные акты, регламентирующие аудиторскую деятельность, классифицируют внешний и внутренний, обязательный и инициативный аудит.


Внешний аудит проводится на договорной основе независимой аудиторской фирмой (аудитором), не имеющей на проверяемом предприятии никаких интересов. Это предполагает, что внешний аудит не может осуществляться в отношении экономических субъектов, являющихся учредителями, собственниками или акционерами аудиторских фирм.


Основными задачами внешнего аудита являются установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности, улучшение финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих ре­ зультатов


Внутренний аудит осуществляется специальными структурными подразделениями предприятия или отдельными лицами, непосредственно подчиненными руководству предприятия и работающими в его штате. Внутренние аудиторы помимо основной деятельности совершенствование системы учета и внутреннего контроля на предприятии могут выполнять и специальные задания руководства.


Инициативным является аудит, проводимый по инициативе самого экономического субъекта, собственников предприятия или его руководителей, а также лиц, владеющих не менее чем 25 % акций, дающих право голоса. Обязательным в Российской Федерации является аудит предприятий и организаций, перечень которых установлен законодательством РФ (акционерные общества открытого типа, банки, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые и финансовые компании и т. д.), а также по поручению государственных органов финансового контроля, правоохранительных и судебных органов.


Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проек­ тов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов Финансовый контроль может быть классифицирован в зависимости от сроков его проведения на предварительный, текущий и последующий


Текущий финансовый контроль представляет собой этап процедуры контроля, осуществляемый непосредственно в ходе проведения работ. Он проводится в процессе исполнения финансовых планов и выполнения производственно- финансовых операций и предполагает комплексный факторный анализ деятельности предприятия. Текущий финансовый контроль может быть использован при изыскании внутрифирменных резервов. Он проводится повседневно экономическими службами для выявления фактов нарушения финансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов, при проверке бухгалтерской отчетности по операциям организации, при получении и предоставлении банковских и коммерческих кредитов


Последующий (заключительный) контроль. Осуществляется после завершения отчетного периода либо по окончании финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных средств При исполнении бюджетов, средств предприятий и организаций в процессе реализации финансовых планов и смет. На основе анализа характера использования всех видов ресурсов, законности совершенных хозяйственных операций и конечных финансовых результатов дается соответствующая оценка проведенных мероприятий и составляются рекомендации по совершенствованию работы соответствующих подразделений.




Обследование-изучение отдельных аспектов функционирования объектов контроля в целях определения его состояния и возможных направлений развития Анализ финансового состояния - оценка способности объекта контроля финансировать свою деятельность Мониторинг (наблюдение)-постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов объектом контроля и его финансовым состоянием Надзор-контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством Проверка - единичное контрольное действие или исследование дел на определённом участке деятельности объекта контроля Методы финансового контроля Ревизия-система обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности всех совершённых операций


Проверки проводятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т. п.


Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических по­ казателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т. д.


Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.


Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования




Ревизия наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.


Модели финансового контроля Англосаксонская модельФранцузская модель Контролирующие финансовые органы имеют право: осуществлять разные виды финансового контроля; подготавливать отчёт о выявленных нарушениях. Контролирующие финансовые органы не имеют права: Применять санкции к нарушителям финансового законодательства Контролирующие финансовые органы имеют право: осуществлять разные виды финансового контроля; подготавливать отчёт о выявленных нарушениях; применять в отношении лиц, нарушающих законность и финансовую дисциплину, некоторые судебные санкции.


Органы государственного финансового контроля Российской Федерации Счётная палата РФ Главное контрольное управление Президента РФ Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфин- мониторинг) Федеральная таможенная служба Централь- ный банк РФ (Банк России) Министерство финансов РФ (Минфин России)




Сравнительная характеристика органов государственного финансового контроля Наименовани е органа государствен- ного контроля Год создания/ воссозданияСтатусПодчинение Чем регламенти- руется деятельность в настоящее время Основная цель деятельности Формы финансового контроля Счётная палата РФ 1995 Высший орган государст венного финансо вого контроля Федеральн ое собрание РФ Федеральный закон от 11 января 1995 г. 4-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации» Обеспечение контрольной деятельности по исполнению федерального бюджета Предвари- тельный, текущий и последующ ий Федеральная таможенная служба 1991 Федераль ный орган исполнит ельной власти Правитель ство РФ Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. 459 «О Федеральной таможенной службе» Выработка направлений государственно й таможенной политики, контроль и надзор в области таможенного дела Предвари- тельный, текущий и последующ ий


Сравнительная характеристика органов государственного финансового контроля Наименова- ние органа государствен- ного контроля Год создания/ воссоздания СтатусПодчинениеЧем регламенти- руется деятельность в настоящее время Основная цель деятельности Формы финансового контроля Министерст- во финансов РФ 1802Федераль ный орган исполните льной власти Правительст во РФ Положение о Министерстве финансов РФ, утверждённое постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. 329 Выработка основных направлений финансовой политики государства и контроль за их реализацией Предваритель ный, текущий и последующий Главное контрольное управление Президента РФ 1993Админист рация Президент а РФ Президент РФ Указ Президента РФ от 8 июня 2044 г. 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента РФ» Контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ исполнительным и органами власти всех уровней Текущий и последующий


Сравнительная характеристика органов государственного финансового контроля Наименова- ние органа государствен- ного контроля Год создания/ воссоздания СтатусПодчинениеЧем регламенти- руется деятельность в настоящее время Основная цель деятельности Формы финансового контроля Банк России1860Орган денежно- кредитного регулирован ия Государственна я Дума Федеральный закон от 10 июля 2002 г. 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» Защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковских систем РФ и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирова-ния платёжной системы Предвари- тельный, текущий и последующий Федеральная налоговая служба 1991Федеральн ая служба в составе Минфина России Министерст- во финансов РФ Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Текущий и последующий


Сравнительная характеристика органов государственного финансового контроля Наименова- ние органа государствен- ного контроля Год создания/ воссоздания СтатусПодчинениеЧем регламенти- руется деятельность в настоящее время Основная цель деятельности Формы финансового контроля Федеральное казначейство 1992Федеральн ая служба в составе Минфина России Мини- стерство финансов РФ Положение о Федеральном казначействе (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. 703) (с изм. От 11 ноября 2006 г., от 7 ноября 2008 г., от 27 января 2009 г., от 15 июня 2010 г.) Обеспечение исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Предва- рительный и текущий Федеральная служба по финансовому мониторингу 2001Федеральны й орган исполнитель ной власти Правительство РФ Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма Текущий и последующий


Сравнительная характеристика органов государственного финансового контроля Наименова- ние органа государствен- ного контроля Год создания/ воссоздания СтатусПодчинениеЧем регламенти- руется деятельность в настоящее время Основная цель деятельности Формы финансового контроля Федеральная служба финансово- бюджетного надзора 2004Федеральн ая служба в составе Минфина России Мини- стерство финансов РФ Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. 278 (в ред. От 15 июня 2010 г.)»Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово- бюджетного надзора » Контроль и надзор в финансово- бюджетной сфере, а также валютный контроль Текущий и последующий


Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов Финансовая экспертиза проектов федеральных законов Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета Основные задачи Счетной палаты РФ Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ Регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета


Борьба с правонарушениями в области таможенного дела Контроль таможенной стоимости товаров, осуществляемых совместно с Министерством финансов РФ Осуществление таможенного оформления документов и таможенного контроля Выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определенных областях таможенного дела Введение реестров лиц, организаций и объектов, включенных в область таможенного дела Полномочия Федеральной таможенной службы Контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации


Главное контрольное управление Президента РФ ЗадачиФункции Контроль за исполнением подведомственными организациями законодательства Российской Федерации, регламентирующего их финансово- хозяйственную деятельность Контроль за сохранностью, целевым и эффективным использованием федеральной собственности в подведомственных организациях Организация и проведение ревизии и документальных проверок финансово- хозяйственной деятельности подведомственных организаций Проведение контрольных проверок экономической эффективности деятельности подведомственных организаций Контроль за соблюдением финансового и налогового законодательства, целевым и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей в подведомственных организациях Управления делами Президента РФ Проверка в подведомственных организациях фактического наличия денежных средств и материальных ценностей


Учёт операций по кассовому исполнению федерального бюджета Открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета Федеральное казначейство ФункцииПолномочия Обеспечение исполнения федерального бюджета Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета Учёт показателей свободной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений Осуществление прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета Составление и предоставление в Минфин России оперативной информации и отчётности об исполнении федерального бюджета, отчетности об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации


Контроль и надзор за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре Осуществление в рамках своей компетенции производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации Контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации Контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности Полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Контроль и надзор за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантии Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций Осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций


Федеральная налоговая служба Основные полномочия: контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах; контроль и надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике; контроль и надзор за полнотой учета денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей Специальные полномочия: контроль и надзор за производством алкогольной и табачной продукции; контроль и надзор за соблюдением валютного законодательства; контроль и надзор за осуществлением государственной регистрации юридических и физических лиц


Динамика результативности контрольной деятельности Счетной палаты Ставропольского краяПоказатели 2009 г г г. Количество реализованных мероприятий в т.ч.: контрольных экспертно-аналитических встречных проверок Сумма охваченных проверками денежных средств, млн. руб. млн. руб.9666,552342,59831,7 Количество проверенных организаций в т.ч.: краевых органов исполнительной власти администраций муниципальных образований государственных унитарных предприятий 9117 Выявлено нарушений; млн. руб. в т. ч.: 1306,02673,61386,4 - нецелевого использования бюджетных средств 196,919,345,4 - неэффективного использования бюджетных средств 632,2544,5317,1 - с признаками уголовно наказуемого деяния 13,2 - нерационального расходования средств медицинского страхования 1,2 Степень рациональности использования бюджетных средств, % 86,594,985,9




Далее рассчитали коэффициент неэффективного использования бюджетных средств (Кн.э.), зафиксированных Счетной Палатой края. Кн..э. =Сн.э./ С х 100%. Таким образом, мы получили интегральный коэффициент нерационального использования бюджетных средств, зафиксированных Счетной Палатой, (Кн.и.): Сн.ц. + Сн.э. Кн.и. = х 100%. С


Губернатор Ставропольского края Государственная дума Ставропольского края СЧЕТНАЯ ПАЛАТА Управление федеральной налоговой службы Министерство финансов Главное управление внутренних дел Прокуратура Управление федеральной службы финансово- бюджетного надзора Управление федерального казначейства Главные распорядител и и получатели средств краевого бюджета Министерства и ведомства Государственные и муниципальные унитарные предприятия Краевой фонд обязательного медицинского страхования Кредитные организации региона Прочие предприятия и учреждения Схема организации финансового контроля в СК

1 слайд

2 слайд

Государственный финансовый контроль – комплексная и целенаправленная система экономико – правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.

3 слайд

Государственный финансовый контроль – контроль со стороны государства за формированием и использованием денежных средств.

4 слайд

Объект финансового контроля денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы.

5 слайд

Органы государственного или муниципального финансового контроля - Счетная палата РФ; - контрольные и финансовые органы исполнительной власти; - контрольные органы законодательных (представительных) органов.

6 слайд

1) Контрольное управление президента РФ (структурное подразделение Администрации Президента). Деятельность регулируется Указом президента РФ от 8.06.2004г. №729 «Об утверждении положения о контрольном управлении Президента РФ»

7 слайд

Контрольное управление президента РФ (КУ) Подчиняется непосредственно президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Начальник Контрольного Управления: - является помощником Президента РФ; - назначается и освобождается от должности Президентом РФ

8 слайд

Задачи Контрольного управления контроль и проверка исполнения государственными органами исполнительной власти, а также организациями федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией общенациональных проектов; контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий и иных программных документов Президента РФ

9 слайд

Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ Деятельность счетной палаты регулируется ФЗ №4-ФЗ «О счетной палате РФ», в котором определено, что Счетная палата образована Федеральным Собранием РФ и подотчетна ему.

10 слайд

Состав Счетной палаты Председатель Счетной палаты, который назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. заместитель Председателя Счетной палаты, кот. назначается Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. аудиторы Счетной палаты – 12 человек, кот. назначаются Советом Федерации и Государственной Думой по шесть аудиторов сроком на шесть лет. аппарат Счетной палаты, кот. состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников

11 слайд

Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ (продолжение) Счетная палата осуществляет: контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, т.е.

12 слайд

организовывает и проводит оперативный контроль за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проводит комплексные ревизий и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; осуществляет контроль за государственным внутренним и внешним долгом РФ

13 слайд

контроль за федеральными внебюджетными фондами, за банковской системой; осуществляет экспертизу: законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров РФ, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы финансов РФ; проводит анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе

14 слайд

Финансовый контроль, осуществляемый Министерством финансов РФ деятельность МинФина регулируется: - Постановлением от 30 июня 2004 г. №329 «О министерстве финансов РФ» - Постановлением от 7 апреля 2004 г. №185 «Вопросы Министерства Финансов РФ»

15 слайд

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.

16 слайд

МинФин России возглавляет Министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ. Министр имеет заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Количество заместителей Министра устанавливается Правительством РФ (два).

17 слайд

Задачи Минфина в фин.контроле Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Министерство финансов РФ организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций, а также осуществляет:

18 слайд

Финансовый контроль, осуществляемый Министерством финансов РФ (продолжение) - координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб (Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также Федеральной таможенной службы). в соответствии с ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" организует государственный контроль за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора.

19 слайд

Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством Деятельность федерального Казначейства регулирует: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О федеральном казначействе» Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ.

20 слайд

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за: - ведением операций с бюджетными средствами; - деятельностью кредитных организаций и других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов; - осуществления указанного контроля и координирует работу федеральных органов исполнительной власти

Водопьянова Наталья Александровна
к.э.н., доцент,
доцент кафедры экономики и
экономической безопасности, ВИЭПП

Вопросы лекции

1.Сущность и принципы финансового контроля
2. Виды финансового контроля
3. Органы, осуществляющие финансовый
контроль, их функции и задачи
4. Cравнительная характеристика
внутрифирменного и внешнего финансового
контроля

1. Сущность и принципы финансового контроля

Финансовый контроль – это
неотъемлемый элемент управления финансами и
денежными потоками с целью обеспечения
целесообразности и эффективности финансовых
операций;
законодательно регламентированная
деятельность специально созданных учреждений
контроля и контролеров аудиторов за
соблюдением финансового законодательства и
финансовой дисциплины всех экономических
субъектов;
совокупность целенаправленных мероприятий по
проверке соответствия фактического состояния
финансовой системы плановому или отчетному.

Финансовый контроль включает проверку:

соблюдения требований экономических
законов,
оптимальности пропорций
распределения и перераспределения
стоимости ВНП;
составления и исполнения бюджета
(бюджетный контроль);
финансового состояния и эффективного
использования трудовых, материальных
и финансовых ресурсов предприятий,
а также налоговый контроль

Перед финансовым контролем стоят задачи:

содействие сбалансированности между потребностью в
финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и
фондов народного хозяйства;
обеспечение своевременности и полноты выполнения
финансовых обязательств перед государственным
бюджетом;
выявление внутрипроизводственных резервов роста
финансовых ресурсов, в том числе по снижению
себестоимости и повышению рентабельности;
содействие рациональному расходованию материальных
ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в
организациях и бюджетных учреждениях, а также
правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
обеспечение соблюдения действующего законодательства и
нормативных актов, в том числе и в области
налогообложения предприятий, относящихся к различным
организационно-правовым формам

Объект финансового контроля

процессы образования, распределения и
использования финансовых ресурсов субъектами
хозяйствования и органами государственной власти и
местного самоуправления, характеризующиеся
системой различных стоимостных показателей.
Непосредственным предметом проверок выступают
финансовые (стоимостные) показатели:
прибыль,
доходы,
НДС,
рентабельность,
себестоимость,
издержки обращения,
отчисления на
различные цели и фонды.

Субъекты финансового контроля

специально уполномоченные органы, а
также квалифицированные
специалисты, осуществляющие свою
контрольную деятельность в
соответствии с нормами права.

Основные понятия финансового контроля

Процесс финансового контроля – это процесс
Методы финансового контроля – это
Форма контроля – это внешнее выражение
Процедура контроля – это установленный порядок
осуществления контрольных действий и операций.
Механизм финансового контроля - это определенная
последовательность процедур финансового контроля
в совокупности с используемыми методами.
целенаправленной деятельности субъектов контроля,
осуществляемой с использованием определенных
методов.
конкретные способы осуществления контрольных
действий и операций.
контрольных действий и операций.

Принципы финансового контроля

1) всеобщности;
2) универсальности (заключается в
однотипности приемов контроля);
3) гласности;
4) достоверности, т.е. контроль должен
опираться на правдивые данные о
составлении финансового документа;
5) действенности, т.е. по результатам
проверки должны приниматься определенные
решения.

2. Виды финансового контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

государственный;
внутрихозяйственный;
общественный;
независимый (аудиторский)
финансовый контроль.

Государственный контроль - это финансовый контроль за
своевременностью полнотой мобилизации государственных
ресурсов, законностью расходов и доходов всех звеньев
государственной финансовой системы, за соблюдением правил
учета и отчетности.
Внутрифирменный финансовый контроль.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется
экономическими службами предприятий, организаций и
учреждений. Объектом здесь выступает производственная и
финансовая деятельность самого предприятия, а также его
структурных подразделений
.
Общественный финансовый контроль выполняют группы,
специалисты на добровольной и безвозмездной основах.
Независимый финансовый контроль осуществляют
специализированные аудиторские фирмы и службы.

Формы проведения финансового контроля:

По
времени проведения:
а) предварительный,
б) текущий (оперативный);
в) последующий (финишный,
результирующий).

1.Предварительный финансовый контроль

Осуществляется на стадии составления, рассмотрения и
утверждения финансовых планов предприятия, смет
доходов и расходов учреждений и организаций, проектов
бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных
документов и так далее.
Способствует предотвращению неправильного,
нерационального расходования материальных, трудовых и
финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых
результатов деятельности хозяйствующих органов в целом.
Позволяет предупредить нарушение законов и
нормативных актов.

2. Текущий финансовый контроль

проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе
осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда
проверяется соблюдение норм и нормативов расходования
товарно-материальных ценностей и денежных средств,
соответствие отпуска средств выполнению планов расходов,
использованию ранее выданных ресурсов.
Предполагает системный факторный анализ деятельности
предприятий и организаций в целях выявления полноты и
своевременности расчетов с бюджетом.
Важное значение текущий финансовый контроль имеет в
изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений.
Он производится повседневно финансовыми службами для
исключения нарушений финансовой дисциплины в процессе
исполнения финансовых планов предприятий, при открытии
кредитов финансовыми органами, проверке документации по
совершаемым операциям бухгалтерами предприятий.

3.Последующий финансовый контроль

Осуществляется после завершения отчетного периода
и финансового года в целом.
Проверяется целесообразность расходования
государственных денежных средств при исполнении
бюджетов, выполнении финансовых планов
предприятий и организаций, смет бюджетных
учреждений
.
Оценка проведенных мероприятий производится в
результате анализа использования материальных,
трудовых и финансовых ресурсов, законности
операций на основе первичных бухгалтерских
документов, конечных финансовых результатов.

По регламенту осуществления:
а) обязательный (внешний) – это относится,
например, к налоговым проверкам, контролю за
целевым использованием бюджетных ресурсов,
обязательному аудиторскому подтверждению
данных финансово – бухгалтерской отчетности и
т.п.);
б) инициативный (внутренний);
По степени охвата:
а) сплошной и выборочный;
б) тематический и комплексный;
в) полный и частичный.

По уровню проведения:
а) государственный;
б) внешний (со стороны кредиторов или инвесторов);
в) ведомственный (по отношению к филиалу, дочерней фирме т.п.);
г) внутрифирменный.
По субъектам контроля:
а) президентский; законодательных органов власти и местного самоуправления;
исполнительных органов власти;
б)финансово – кредитных органов (учреждений);
в) внутрифирменный;
г)ведомственный
д) аудиторский.
По объектам (по сферам финансовой
деятельности) контроля:
бюджетный; за внебюджетными фондами
налоговый;
валютный;
кредитный;
страховой;
инвестиционный;
таможенный;
за денежной массой

По методам проведения контроля, т.е. приемам и способам его проведения различают:

проверка,
обследование,
анализ,
наблюдение,
надзор,
ревизия

Проверка производится по отдельным вопросам
финансово-хозяйственной деятельности предприятия на
основе отчетных, балансовых и расходных документов.
Выявляются нарушения финансовой дисциплины и
намечаются мероприятия по устранению их негативных
последствий.
Обследование охватывает отдельные стороны
деятельности предприятий, организаций и учреждений, но
в отличие от проверок – по более широкому кругу
показателей, и определяет финансовое положение
хозяйствующих субъектов, перспективы их развития,
необходимость реорганизации или переориентации
производства. Проводятся опросы, анкетирование.
Анализ как метод финансового контроля должен быть
системным и пофакторным. Он проводится по
периодической или годовой отчетности. Выявляются
уровень выполнения плана, соблюдение норм
расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

Надзор – это контроль за осуществлением
финансовых операций в целях их приведения в
соответствие с нормами и требованиями
действующего законодательства.
Наблюдение (мониторинг) – это
систематический контроль за использованием
финансовых ресурсов субъекта контроля и его
финансовым состоянием. Наблюдение может
быть установлено кредитной организацией, но
с согласия субъекта, введено арбитражным
судом при установлении признаков финансовой
несостоятельности хозяйствующего субъекта.

Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и
представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности
предприятия, организации за отчетный период.
В зависимости от объекта различают ревизии
полные,
частичные,
тематические
комплексные.
При этом они могут быть плановые и внеплановые.
По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются
сплошные проверки, когда контролируются все документы и
материальные ценности,
и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.
По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они
подразделяются
на документальные (проверка подлинности отчетных документов и
записей в учетных регистрах)
и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных
ценностей в натуре).

3. Органы, осуществляющие финансовый контроль, их функции и задачи

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют

законодательные органы власти,
исполнительные органы управления,
финансовые,
налоговые
кредитные учреждения,
страховые организации,
госкомитеты,
финансовые службы предприятий,
организаций, учреждений,
ревизионные комиссии в общественных
объединениях и кооперативах.

при рассмотрении и утверждении
государственного прогноза экономического и
социального развития народного хозяйства, гос.
бюджета, отчетов по его исполнению.
Контролируется законность и эффективность
использования государственных средств,
целесообразность осуществляемых расходов.
Производится финансовый контроль
законодательными органами через комитеты и
комиссии, в частности, через плановые и
бюджетно-финансовые комиссии.

Законодательные органы страны
осуществляют:
1) финансовую экспертизу проектов федеральных законов,
предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на формирование и
исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;
2) анализ выявленных отклонений от установленных показателей
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов и подготовка предложений, направленных на их
устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса
в целом;
3) контроль за законностью и своевременностью движения
средств федерального бюджета и средств федеральных
внебюджетных фондов;
4) регулярное представление Совету Федерации и
Государственной Думе информации о ходе исполнения
федерального бюджета и результатах проводимых контрольных
мероприятий.

Счетная палата – постоянно действующий орган
государственного финансового контроля,
образуемый Федеральным Собранием РФ и
подотчетный ему.
В ведении Счетной палаты находятся такие
вопросы, как контроль за:
1) источниками поступления бюджетных ресурсов, их экономным
использованием, пресечение расточительства;
2) эффективностью использования государственной
собственности, работы государственных предприятий,
разгосударствлением и приватизацией государственной
собственности;
3) использованием средств специальных фондов (пенсионного,
занятости, социального страхования);
4) источниками денежных доходов общественных организаций,
включая различные партии, за использованием этих средств
соответственно уставным целям.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на

все государственные органы и учреждения в РФ,
федеральные органы, внебюджетные фонды,
органы местного самоуправления,
предприятия, организации,
банки,
страховые компании
другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и
объединения вне зависимости от видов и форм собственности
если они получают, перечисляют, используют средства из федерального
бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют
ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством
или федеральными органами государственной власти налоговые,
таможенные и иные льготы и преимущества.

Финансовый контроль со стороны Президента и исполнительных органов власти

Президентский контроль осуществляется путем издания указов по
финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и
освобождения от должности министра финансов РФ, представления
Государственной Думе кандидатур на должность председателя Банка России.
Главное контрольное управление Президента РФ подчиняется
непосредственно Президенту и выполняет следующие функции: 1) контроль за
исполнением указов и распоряжений Президента РФ, 2) контроль за
деятельностью логанов контроля и надзора при федеральных органах
исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов
исполнительной власти субъектов Федерации, 3) рассмотрение жалоб и
обращений физических и юридических лиц.
Контроль со стороны исполнительных органов власти.
При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по
государственному финансовому контролю, в который входят председатель
Банка России, руководитель Федерального казначейства, руководители
финансово – контрольных органов. В работе Совета могут принимать участие
представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Возглавляет
Совет министр финансов.

Финансовый контроль со стороны Федерального казначейства

Федеральное казначейство занимает одно из ведущих мест в
управлении финансами и финансовом контроле со стороны
исполнительных органов власти.
Федеральное казначейство обладает полномочиями:
- по организации исполнения федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов;
- по исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ
и местных бюджетов;
- по осуществлению предварительного и текущего контроля за
исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и
местных бюджетов;
- по осуществлению операций со средствами федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- по составлению отчета об исполнении федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Инспекции Федеральной налоговой службы РФ (ФНС РФ) – это органы оперативного финансового контроля

Основными задачами налоговых органов являются:
обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и
других обязательных платежей в бюджет;
контроль за своевременностью представления плательщиками
бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, деклараций и
других документов, связанных с исчислением платежей в бюджет, а
также проверка достоверности этих документов в части правильности
определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления
налогов;
осуществление контроля за соблюдением налогового
законодательства и законодательных актов о предпринимательской
деятельности.
Свои контрольные функции налоговые органы осуществляют в
отношении: предприятий всех организационно-правовых форм, любых
учреждений и организаций, включая те из них, которые
отличаются особым режимом работы, а также физических лиц.

Инспекции ФНС РФ имеют право:

1) получать в организациях различных форм собственности
необходимые документы и сведения, за исключением тех,
которые составляют коммерческую тайну, определяемую
законодательством;
2) контролировать соблюдение законодательства о
предпринимательстве граждан;
3) обследовать все помещения, используемые для извлечения
доходов;
4) приостанавливать операции граждан и предприятий в случае
непредставления документов;
5) изымать документы, свидетельствующие о сокрытии
доходов;
6) применять санкции и штрафы;
7) предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации
предприятий, признании сделок недействительными.

Полномочия контролирующих органов

1.Меры оперативно-финансового воздействия,
которые направлены на пресечение и
предотвращение наиболее грубых нарушений
законодательства о налогах и других

К этим мерам относят:
приостановление операций юридических и
физических лиц по расчетным и другим счетам в
банках и иных финансово-кредитных
учреждениях;
взыскание в бюджет недоимок по налогам и
остальным обязательным платежам государству.

2. Финансовые санкции
представляют собой принудительные меры по
взысканию в доход
государства с юридических и физических лиц,
виновных в нарушении налогового
законодательства, денежных штрафов и иных
дополнительных сумм, определенных законом.
Основаниями применения финансовых санкций
признаются:
сокрытие или занижение прибыли (дохода), а также сокрытие
иного объекта налогообложения;
отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с
нарушением установленного порядка;
непредставление либо несвоевременное представление
отчетных документов, требующихся для исчисления и уплаты
обязательных платежей государству.

4. Cравнительная характеристика внутрифирменного и внешнего финансового контроля

Аудиторство – новая в нашей стране организационная форма финансового контроля

Аудиторские фирмы – это независимые
организации, призванные
способствовать повышению качества
контроля, его объективности.
Выделяют два вида аудита – внешний и
внутрифирменный

Внутрифирменный аудит

осуществляется внутрифирменной службой аудита, функционирующей
как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне
филиалов, дочерних компаний и т.п.
В его задачи входит:
проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета
при подготовке ежегодной отчетности;
проработка рекомендаций внешних аудиторов;
консультирование руководства фирмы по всем вопросам
финансовой стратегии предприятия;
проверка своевременности, надежности и точности финансовой
информации, подготовленной для руководства филиалами
центральных органов;
анализ адекватности и эффективности мероприятий по
обеспечению сохранности активов;
выявление резервов экономии
ликвидных средств;
определение эффективности финансово-хозяйственной
деятельности фирмы и филиала и т.п.

Внешний аудит

выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными
налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями –
банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д.
Основной их задачей является установление
достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов,
а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в
деятельности хозяйственных органов, улучшению финансово-хозяйственной и
коммерческой деятельности предприятий и организаций.
Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют:
Финансовые экспертизы;
проверки и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности
предприятий и организаций
;контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению;
предотвращение их занижения и возможность избежания взыскания штрафных
санкций;
консультирование по вопросам организации учета и управления, составление
отчетности, проблемам налогообложения;
проверку правильности и эффективности внутрифирменного финансового контроля
и аудита.


















1 из 17

Презентация на тему: Финансовый контроль

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Определение финансового контроля Финансовый контроль – это неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций; законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; совокупность целенаправленных мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.

№ слайда 3

Описание слайда:

Объект финансового контроля Это – различные стороны хозяйственной деятельности предприятий, организаций и других участников финансовых процессов Это - процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Основные понятия финансового контроля Процесс финансового контроля – это процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, осуществляемой с использованием определенных методов. Методы финансового контроля – это конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Форма контроля – это внешнее выражение контрольных действий и операций. Процедура контроля – это установленный порядок осуществления контрольных действий и операций. Механизм финансового контроля - это определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами.

№ слайда 6

Описание слайда:

Виды контроля Государственный контроль - это финансовый контроль за своевременностью полнотой мобилизации государственных ресурсов, законностью расходов и доходов всех звеньев государственной финансовой системы, за соблюдением правил учета и отчетности. Цель государственного контроля – максимизировать поступления ресурсов в казну государства и минимизировать государственные издержки управления. Негосударственный контроль – это внутрифирменный финансовый контроль. Цель негосударственного контроля – минимизировать благодаря механизму оптимизации налогооблагаемый базы свои отчисления в пользу государственной казны и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

№ слайда 7

Описание слайда:

Направления финансового контроля 1. Стратегический контроль – это контроль за всеми направлениями развития хозяйственной системы через контроль за движением ее денежных средств. 2. Оперативный контроль – это контроль за конкретными качественными и количественными параметрами развития финансовой системы.

№ слайда 8

Описание слайда:

Принципы организации финансового контроля 1) независимость; 2) законность; 3) объективность; 4) ответственность; 5) компетентностью; 6) гласность; 7) результативность контроля; 8) разграничение функций и полномочий; 9) системность; 10) четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; 11) неподкупность субъектов контроля; 12) обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; 13) превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений; 14) презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц; 15) согласованность действий различных контролирующих органов и др.

№ слайда 9

Описание слайда:

Меры принуждения при неисполнении или ненадлежащем исполнении участниками процесса контроля своих прав и обязанностей - Предупреждение - Наложение штрафа - Начисление пени - Запрещение или ограничение деятельности - Запрещение на осуществление тех или иных операций - Изъятие материальных и денежных средств - Конфискации.

№ слайда 10

Описание слайда:

Классификация форм контроля По регламенту осуществления: а) обязательный (внешний) – это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово – бухгалтерской отчетности и т.п.); б) инициативный (внутренний); По времени проведения: а) предварительный, т.е. до совершения финансовых операций, призван предупреждать финансовые нарушения; б) текущий (оперативный) проводится в момент совершения сделок; в) последующий (финишный, результирующий) путем ревизии и анализа отчетной бюджетной, финансовой и бухгалтерской документации, призван оценить результаты финансовой деятельности; По степени охвата: а) сплошной и выборочный; б) тематический и комплексный; в) полный и частичный.

№ слайда 11

Описание слайда:

Классификация форм контроля (продолжение) По уровню проведения: а) государственный; б) внешний (со стороны кредиторов или инвесторов); в) ведомственный (по отношению к филиалу, дочерней фирме т.п.); г) внутрифирменный. По субъектам контроля: президентский; законодательных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти; финансово – кредитных органов (учреждений); внутрифирменный; ведомственный; аудиторский. По объектам (по сферам финансовой деятельности) контроля: бюджетный; за внебюджетными фондами; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный; таможенный; за денежной массой Объекты проверки: - наличные денежные средства и записи на счетах; - финансовые показатели или другие планируемые или фактически достигнутые параметры; - материальные ценности.

№ слайда 12

Описание слайда:

Методы финансового контроля 1) документальные и камеральные проверки на основе отчетной документации и расходных документов для рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности и разработки мер для устранения выявленных нарушений; 2) обследование охватывает более широкий спектр финансово – экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития; 3) надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов (например, надзор за коммерческими банками со стороны Банка России и т.п.); 4) анализ финансового состояния – детальное изучение поквартальной или годовой финансово – бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования; 5) наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента; 6) ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля; виды ревизии: плановые и внезапные, документальные и фактологические).

№ слайда 13

Описание слайда:

Финансовый контроль представительных органов власти Счетная палата – постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему. Основные задачи Счетной палаты: 1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; 2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; 3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

№ слайда 14

Описание слайда:

Финансовый контроль представительных органов власти (продолжение) 4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; 6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов; 7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

№ слайда 15

Описание слайда:

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, федеральные органы, внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и объединения вне зависимости от видов и форм собственности если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

№ слайда 16

Описание слайда:

Финансовый контроль со стороны Президента и исполнительных органов власти Президентский контроль осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур на должность председателя Банка России. Главное контрольное управление Президента РФ подчиняется непосредственно Президенту и выполняет следующие функции: 1) контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ, 2) контроль за деятельностью логанов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации, 3) рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц. Контроль со стороны исполнительных органов власти. При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, в который входят председатель Банка России, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово – контрольных органов. В работе Совета могут принимать участие представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Возглавляет Совет министр финансов.

№ слайда 17

Описание слайда:

Финансовый контроль со стороны Федерального казначейства Федеральное казначейство занимает одно из ведущих мест в управлении финансами и финансовом контроле со стороны исполнительных органов власти. Федеральное казначейство обладает полномочиями: - по организации исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; - по исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; - по осуществлению предварительного и текущего контроля за исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; - по осуществлению операций со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; - по составлению отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Слайд 2

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Слайд 3

Элементы системы финансового контроля:

ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства - общий контроль за расходованием государственных средств; налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству или министерству финансов, контролирующие поступление в казну налоговых доходов; контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений; негосударственные службы контроля, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций; службы внутреннего контроля, основная задача которых - снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.

Слайд 4

Основные принципы организации государственного финансового контроля:

результативность; четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушении); презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц; согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Слайд 5

Этапные действия контрольных органов:

инвентаризация наличия и сохранности товароматериальных ценностей, незавершенного производств (строительства), полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов; визуальная проверка правильности оформления документов (полноты и достоверности заполнения реквизитов; соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам; выявление некачественных документов); арифметический подсчет итогов; проверка полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций. По первичным записям проводятся таксировка (проверка количественных суммовых данных) и контировка (проверка правильности корреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т.д.; проверка правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредиты и т.д.; проверка правильности формирования отчетности - бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой отчетности, предусмотренной страновым законодательством.

Слайд 6

Методы проведения контроля:

проверки; обследования; надзор; анализ финансового состояния; наблюдение (мониторинг); ревизии.

Слайд 7

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

Регламент осуществления - обязательный (внешний) инициативный (внутренний). последующий. Субъекты контроля - президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский. Объекты контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Слайд 8

Формы контроля:

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами. Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес – планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т.д. Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

Слайд 9

Ревизия

Наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Слайд 10

Виды ревизий:

полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые

Слайд 11

Переддолжностными лицами Счетной палаты РФ поставлены следующие задачи:

организация контроля исполнения федерального бюджетных и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Слайд 12

Органы Федерального казначейства

Призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств. На него возложены следующие задачи: контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения; контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы; контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ; контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

Слайд 13

Главная задача налоговых органов

Обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Слайд 14

Налоговая полиция призвана решать следующие задачи:

защиту сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Слайд 15

Основные задачи аудиторского контроля

Установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Посмотреть все слайды