Евгений Онегин (опера). Евгений онегин Работа над оперой

Лирические сцены в 3 действиях. Либретто по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина написано композитором в сотрудничестве с К. Шиловским.
Первое представление состоялось 17 марта 1879 года в Москве на сцене Малого театра. Исполнителями были ученики Московской консерватории.

Действующие лица:

Ларина, помещица, меццо-сопрано
Её дочери:
Татьяна, сопрано
Ольга, меццо-сопрано
Филипьевна, няня, меццо-сопрано
Евгений Онегин, баритон
Ленский, тенор
Князь Гремин, бас
Ротный, бас
Зарецкий, бас
Трике, француз, тенор
Гильо, камердинер, без слов
Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры


Первое действие. Первая картина. Старый, густо разросшийся сад. Ларина и няня варят варенье. Из раскрытых окон барского дома доносятся девичьи голоса. Это поют дочери Лариной - Татьяна и Ольга. Их пенье рождает у матери воспоминания о давно минувших днях, об ушедших в прошлое годах, об увлечениях молодости. Вдали зазвенела песня. Она все ближе и ближе, ширится, растет. Крестьяне пришли поздравить барыню с урожаем. Протяжная песня сменяется быстрой пляской. Мечтательно-задумчивая Татьяна с книгой в руке рассеянно следит за танцующими Шаловливая хохотушка Ольга весело пляшет вместе с крестьянами.


Приезжает сосед Лариных по именью - Владимир Ленский, юный поэт, с пылкой нежностью влюбленный в подругу своих детских лет Ольгу. На этот раз он привез с собой приятеля Онегина, холодного, чопорного петербуржца. По смущенью Татьяны, по той робости, с какой она беседует с Онегиным, прозорливая старушка- няня замечает, что ее любимице приглянулся новый барин.


Вторая картина.
Спальня Татьяны. Девушка, взволнованная встречей с Онегиным, не может уснуть. Она просит няню рассказать о старине. Старушка вспоминает прожитое, но Татьяна не слушает. Ее думами безраздельно завладел Онегин. В искренних и безискусственных словах Татьяна изливает в письме к Евгению свои чувства.

Минула бессонная ночь. Пастушья свирель возвещает приход утра. Татьяна зовет няню и просит отправить письмо Онегину.

Третья картина. Уединенный уголок сада. Вбегает Татьяна и в изнеможении опускается на скамью. С трепетным волнением ожидает она Евгения, его ответа на свое признанье.


Входит Онегин. Холодно и рассудочно звучит его отповедь: он не может ответить взаимностью на любовь Татьяны и покровительственно советует девушке учиться властвовать собой.


Второе действие. Первая картина.
Зал в доме Лариных. Бал в честь именин Татьяны. В быстром вальсе кружатся пары. Среди гостей и Онегин с Ленским. Евгений досадует на приятеля за то, что тот привез его на этот глупый бал, где надо выслушивать сплетни провинциальных кумушек. В отместку он начинает ухаживать за Ольгой. Кокетство Ольги оскорбляет, а поведение Онегина возмущает Ленского. Между друзьями вспыхивает ссора. Ленский вызывает Онегина на дуэль.



Вторая картина. Раннее морозное утро. У оледенелой мельничной плотины Ленский и его секундант Зарецкий поджидают запаздывающего Онегина. Ленский в глубоком раздумье: что ждет его в грядущем, что несет ему наступающий день?

Приходит Онегин со своим секундантом. Перед тем как начать дуэль, противники вспоминают былую дружбу. Они колеблются - не пожать ли друг другу руки, не разойтись ли полюбовно? Но отступать поздно - дуэль должна состояться, и каждый решительно отвергает мысль о примирении. Зарецкий отмеряет дистанцию. Противники становятся к барьеру. Выстрел. Ленский убит.



Третье действие. Первая картина. Прошло несколько лет. Вернувшись из заграничных странствий, Онегин попадает в Петербурге на бал. Здесь знатный вельможа князь Гремин представляет его своей жене. В блистательной светской красавице Евгений узнает Татьяну Ларину и с безудержной страстью влюбляется в нее.



Вторая картина. На пути Татьяны вновь, как призрак беспощадный, встал Онегин. Он повсюду неотступно преследует ее. Вот и сейчас, вбежав в гостиную, Онегин застает Татьяну за чтением своего письма. Татьяна в смятении, на глазах ее - слезы. Для Онегина они дороже всех сокровищ мира. Значит, он не безразличен Татьяне, значит, у него есть надежда на взаимность. Взволнованно и страстно объясняется Онегин Татьяне в любви:


Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

На пылкое признание Онегина Татьяна отвечает таким же откровенным признанием. К чему скрывать, к чему лукавить? Она до сих пор любит Онегина. С горечью и печалью вспоминает Татьяна встречу с Онегиным в деревенской глуши, те блаженные времена, когда счастье было так возможно, так близко. Но судьба Татьяны решена. Она отдана другому и будет верна ему всю жизнь. В порыве отчаяния, покинутый Татьяной, Онегин восклицает: - Позор! Тоска! О жалкий жребий мой!



Действие происходит в деревне и Петербурге в 20-х годах.

Создавалась: Москва - май 1877, Сан-Ремо - февр. 1878. Датируется на основании писем Ч. (т. VI, № 565; т. VII, № 735).

Первое исполнение. Дек. 1878, Московская консерватория. Отрывки: 1-4 карт. 17 марта 1879, Москва, Малый театр. Ученический спектакль Московской консерватории. Дирижер Н.Г.Рубинштейн . Режиссер И.В.Самарин. Художник К.Ф.Вальц.

1877 год, май, Москва. П.И.Чайковскому только что исполнилось 37 лет. Если посмотреть на весь творческий путь Чайковского - композитора, то к этому моменту он прошел, практически, его половину. Он уже стал известен в России. Его музыка уже начала распространяться в Европе. Чайковский был тогда автором трех симфоний, четырех опер. Им были написаны такие всемирно известные его шедевры, как балет «Лебединое озеро» , Первый фортепианный концерт , фортепианный цикл «Времена года» и многое, многое другое.

О том, как среди других, в поиске сюжета для оперы Чайковский вдруг неожиданно для себя и других, выбрал столь любимый в России роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», он рассказал сам, во всех подробностях в письме к брату М.И.Чайковскому 18 мая 1877 года: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской . Разговор зашел о сюжетах для оперы. <...> Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: „А что бы взять “Евгения Онегина»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к обеду решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. Ты не поверишь <...> как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в «Онегине». Я не заблуждаюсь: я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки."

Драматические инсценировки гениального романа А.С.Пушкина на русской сцене были и до Чайковского. Одна из них была предпринята в Москве в 1846 году с музыкой выдающегося русского композитора А.С.Верстовского. Другая инсценировка романа Пушкина довольно долго шла на Петербургской сцене с музыкой знаменитого А.Ф.Львова, известного как автора российского национального гимна «Боже, царя храни!». Чайковский, по всей вероятности, мог знать либо обе постановки, либо, скорее всего, петербургскую. Любопытно, что обе инсценировки были сделаны известным литератором Г.В.Кугушевым и содержали лишь избранные сцены из романа: 1. Письмо. 2. Проповедь и дуэль. 3. Встреча.

Сценарий своей новой оперы «Евгений Онегин» Чайковский сообщил своему брату М.И.Чайковскому в том же письме, в котором он рассказал об истории возникновения замысла этой оперы. Строение сценария напоминает драматическую инсценировку романа Пушкина, но с некоторыми дополнениями. В нем три действия. В последнем предполагалась картина, рисующая бал в Москве (таким образом, в опере должно было быть три бала!), на котором Татьяна знакомится со своим будущим мужем, Генералом, рассказывая ему свою историю и соглашаясь выйти за него замуж. В конечном итоге, Чайковский опустил сцену московского бала, тем самым еще больше приблизившись к своим предшественникам, инсценировавшим «Евгения Онегина» в драматическом театре. Очень возможно, что подзаголовок, который Чайковский даст своей опере - «Лирические сцены» - пришел к нему именно от драматического спектакля на этот же сюжет. Тем более, что в разработке сценария принимал участие друг Чайковского К.С.Шиловский, который был и музыкантом, и художником, и актером. Причем он сотрудничал с Малым театром в Москве, на сцене которого шла инсценировка с музыкой Верстовского. Чайковский приступил к сочинению оперы немедленно. Освободившись от занятий в Московской консерватории, в которой он преподавал, он уехал в усадьбу К.С.Шиловского Глебово. Поселился там в отдельном флигеле и работал с огромным наслаждением: " <...> я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку <...> потому, что меня тянет. Опера продвигается быстро",- писал он брату.

Живя в Глебово и работая над «Евгением Онегиным», Чайковский сообщил своим родным, что намерен жениться. Сообщил он и имя своей избранницы: «Женюсь я на девице Антонине Ивановне Милюковой. Она бедная, но хорошая и честная девушка, очень меня любящая», - писал композитор своему отцу в июне 1877 года из Глебово. Факт обращения к сюжету «Онегина» принято связывать и с личными обстоятельствами Чайковского, когда, почти как в романе Пушкина, он получил письмо от девушки с признанием в любви. После непродолжительного общения, он решает на ней жениться. Что было в этой истории первично: обращение к Пушкину и затем решение жениться, как бы стремясь не повторить онегинской ошибки, или собственный роман с А.И.Милюковой, который натолкнул на сюжет из Пушкина? Так или иначе, но личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы «Евгений Онегин».

Эскизы оперы были завершены осенью 1877 года. За это время Чайковский пережил большие потрясения в личной жизни, скорая женитьба невероятно быстро завершилась разрывом с женой. Чайковский оставил службу в консерватории, покинул Москву, Россию и в Европе окончил эскизы и инструментовал свою новую оперу.

Оперы, которые предшествовали «Онегину», Чайковский отдавал для исполнения в Императорские театры Москвы и Петербурга. Он стремился попасть на эти сцены, очень горевал, когда постановки задерживались или откладывались. И вдруг он переменил свои прежние взгляды и обратился с просьбой к директору Московской консерватории Н.Г.Рубинштейну: «Постановка же ее именно в Консерватории есть моя лучшая мечта. Она рассчитана на скромные средства и небольшую сцену.» А несколько позже он писал своему другу К.К.Альбрехту, который был хормейстером в первой постановке Онегина: «Я никогда не отдам этой оперы в Дирекцию театров прежде, чем она не пойдет в консерватории. Я ее писал для консерватории, потому что мне нужна здесь небольшая сцена.» Далее композитор перечислил, что необходимо ему для постановки «Онегина», добавив при этом, что если опера не будет поставлена в Консерватории, то она не будет поставлена нигде: «Я готов ждать сколько угодно.»

Осенью вышел из печати клавир оперы, в котором был напечатан авторский подзаголовок оперы: «Лирические сцены». Чуть позже в ученическом концерте были исполнены отрывки из оперы, на которые рецензент отреагировал так: «Никогда еще композитор не был в такой мере самим собою как в этих лирических сценах <...> г.Чайковский - несравненный элегический поэт в звуках.»

В начале 1879 года началась подготовка к премьере оперы силами учеников и педагогов консерватории на сцене Малого театра в Москве. Поскольку это была сцена небольшая, на ней шли драматические спектакли, то и состав исполнителей, хора, оркестра мог быть только небольшим. Для примера, можно привести случай, когда пятью годами раньше ставилась сказка А.Н.Островского «Снегурочка» с музыкой Чайковского , но в ней был большой оркестр, хор, и тогда этот драматический спектакль с большим количеством исполнителей, хором и оркестром шел на сцене Большого театра. На сцене Малого театра хор и оркестр не могли быть большими.

Итак, в марте 1879 года состоялась премьера «Евгения Онегина» на сцене Малого театра в Москве в исполнении учащихся Московской консерватории. Согласно списку исполнителей, объявленных в программе и отчета о премьере в спектакле участвовали: хор из 28 учениц и 20 учеников, оркестра из 32 человек (в их число входили четыре профессора консерватории и два музыканта из оркестра Большого театра). Дирижировал Н.Г.Рубинштейн. Режиссером был актер Малого театра И.В.Самарин. Исполнялся в этой постановке первоначальный финал оперы, в котором появлялся муж Татьяны и указывал Онегину на дверь.

Пресса на спектакль была разная. Преимущественно, опера не была оценена по достоинству. Судьба «Евгения Онегина» сложилась так, что еще при жизни автора эта опера постепенно, от постановки к постановке превратилась в спектакль большой сцены, изменился и ее финал, который взял за основу развитие сюжета у Пушкина. И сам композитор для постановок на сцене Императорской оперы внес множество изменений, введя новые сцены, изменив темпы, что уже делало невозможным камерное ее исполнение. Однако в XX веке великим реформатором сцены К.С.Станиславским была сделана попытка воссоздать облик камерного «Онегина», лирических сцен. Так или иначе, но в наши дни продолжают жить и имеют равное право на существование две исполнительских версии оперы «Евгений Онегин». Каждая из них имеет свои достоинства и права на исполнительскую жизнь. «Евгений Онегин» до конца жизни Чайковского оставался одним из любимейших его сочинений. Он был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в „Онегине“ просится на музыку. Я это и сделал как мог.»

П. Е. Вайдман

Обсудить у себя 0

Осенью 1936-го, вскоре после начала учебного года, в нашей школе участились заболевания скарлатиной. И мы очень часто, направляясь в школу, встречали бегущих навстречу раньше нас пришедших учеников с радостными криками: «Ура, Куфья заболел скарлатиной. В школе дезинфекция, сегодня не учимся». И мы тоже поворачивались и с радостными криками бежали домой. Так было неоднократно.

Наступили зимние каникулы и в один из дней моя мама с Зоей Михайловной Лаукки повезли меня и Илюшу в Москву слушать оперу Евгений Онегин. Оперу ставил Большой театр - но не в здании Большого, а в клубе Трехгорной мануфактуры на Красной Пресне. Не помню, кто пел остальные партии, но Ленского пел Жадан. Эту фамилию сейчас мало кто знает, но это был знаменитейший тенор того времени, который котировался во всяком случае не ниже, чем Козловский и Лемешев. Однако во время войны Жадан оказался на оккупированной территории и активно сотрудничал с немцами. Что потом с ним стало я не знаю, но имя его абсолютно исчезло из истории русской оперы.

Спектакль был дневным, основную массу зрителей составляли дети, которые очень активно реагировали на всё происходящее на сцене, и особенно – на сцену дуэли Онегина и Ленского.

А через несколько дней я заболел скарлатиной. Началась она внезапно и протекала в очень тяжелой форме. Меня в полубессознательном состоянии отвезли сначала в Балашихинскую больницу. Там нашему доктору что-то не понравилось и меня повезли в Сокольники в инфекционную больницу, куда меня сначала не хотели принимать, но потом всё-таки приняли. В полубессознательном состоянии я лежал сначала в боксе, а потом стал чувствовать себя нормально. Был переведен в общую палату на 20 детей и там провел сорок дней, потому что тогда был установлен такой срок выдержки при скарлатине.

И эти 40 дней прошли в нашей палате под знаком Пушкина - в основном, с моей подачи. К тому моменту я был Пушкиным здорово начитан, а в книжном шкафу было много пушкинских книжек. Да и приносили их всем. Причём в инфекционной больнице было поставлено так, что из палаты ничего выносить было уже нельзя. Если вам передавали книжки и игрушки - вы выписывались без них, а все это накапливалось на общую потребу. Так вот, я в палате читал вслух пушкинские стихи и пушкинские сказки. А, главное, мы играли на пушкинские сюжеты. Одной из любимейших наших игр была игра «Дуэль Пушкина», причем развивалась она каждый раз по-разному. Например, из кустов мог появиться Пущин, который убивал Дантеса и выручал Пушкина. Играли мы и на сюжеты из «Капитанской дочки», и «Дубровского». Особенно нравилась всем сцена: «Я не француз Дефорж, я Дубровский».

Это продолжалось каждый день в течение всего срока моего нахождения в больнице. Некоторые пушкинские вещи я за это время перечитывал неоднократно и они с тех пор навсегда засели у меня в памяти. Вступление к «Медному всаднику» я до сих пор помню почти целиком. Во всяком случае, через сорок дней я выписался из сокольнической инфекционной больницы убежденным пушкинистом, и после этого уже всю жизнь интересовался творчеством Пушкина. Покупал попадавшиеся мне книги о Пушкине и с интересом их читал. Понятия «Пушкин и скарлатина», таким образом, оказались для меня связанными.

Есть оперы, которые составляют золотой фонд человечества. Среди них "Евгений Онегин" стоит на одном из первых мест.
Мы возьмем одну из величайших арий и послушаем, как она звучит в исполнении разных певцов.

Опера «Евгений Онегин» написана Петром Ильичом Чайковским в мае 1877 (Москва) — феврале 1878 в Сан-Ремо. Композитор работал над ней также и в Каменке. В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская предложила композитору написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Вскоре Чайковский увлекся этим предложением и за одну ночь написал сценарий и принялся за музыку. В письме к композитору С. И. Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». Первая постановка 17 (29) марта 1879 на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории, дирижёр Н. Г. Рубинштейн, партия Ленского — М. Е. Медведев. Постановка в московском Большом театре 11 (23) января 1881 (дирижёр E.-M. Beviniani).

В 1999 году Басков спел в восстановленном спектакле Большого театра "Евгений Онегин" Ленского. Вот что писали газеты об этом событии: "Вряд ли кто-то станет отрицать, что знаменитая ария Ленского «Куда, куда вы удалились» в исполнении Николая Баскова - вокальная жемчужина спектакля. Он сидит на сцене один - маленький и одинокий. Ему не нужны ни жесты, ни мимика, ни сценические соревнования с более опытными партнерами. Здесь царствуют его голос и его лирическая душа. И никакие «Браво!» клакеров, никакие воспоминания о репликах Шута из «Королевских игр» на ТВЦ («Это круто!») уже не затмят наших нежных воспоминаний об очаровательном юноше-теноре на фоне зимней «пушкинской» Черной речки перед смертельной дуэлью в Большом театре…" Но были и другие высказывания. С этой роли началось нисхождение Баскова. Сначала послушайте его, а потом давайте разбираться, как же Басков оказался ненужным оперной сцене в России?


Как же Басков дошел до жизни такой? В 1999 году Шпигеля познакомил с Басковым Г.Селезнев, Председатель нашей Гос. Думы.

Сам Басков сказал, что "...На самом деле моя карьера началась благодаря ему (Селезневу). Александр Морозов, композитор, услышал меня в военном госпитале и решил, что его песни должен запеть певец с классическим голосом. Мы стали что-то пробовать, а потом я выступил в Театре Советской армии, где были Геннадий Селезнев и мой будущий продюсер Борис Шпигель. И тогда по просьбе Геннадия Николаевича Борис Исаакович решил заняться моей творческой карьерой."

Басков понравился дочке Шпигеля, Светлане, а в 2000 году появилась СЕРИЯ любопытная рецензий на восстановленную Б.Покровским в Большом театре оперу Чайковского "Евгений Онегин"

В одной из них газета Коммерсант писала " Восстановили постановку 1944 года в декорациях Петра Вильямса. В этой постановке в 1944 году прославились Лемешев и Козловский. Нынче партию Ленского спел стажер Большого театра Николай Басков, более известный в качестве кассового эстрадного певца.

Восстановили декорации, но сложнее было восстановить на том же уровне музыкальную часть. Хотя Николай Басков и сидит в той же позе и в том же костюме, что сидел Лемешев, - на этом сходство и заканчивается. У молодого певца есть неплохой вокальный материал и отчетливая дикция, но не хватает школы, которую никак не могут заменить выступления с микрофоном. Его коллеги поют не лучше и не хуже; всем недостает элементарной точности, яркости, блеска, актерской энергии; исключение - безупречный Айк Мартиросян в партии Гремина. Опытный дирижер Марк Эрмлер ведет оперу весьма непоследовательно: он то убирает звучность оркестра до предела, то глушит певцов; темпы вязки, а контрасты излишне откровенны.

"Евгений Онегин", первая полупремьера сезона, целиком идет по ведомству заслуг прежнего руководства. Геннадий Рождественский, ставший в сентябре художественным руководителем театра, не вычеркнул эту постановку из планов сезона. Значит, "Онегин" будет идти, радуя глаз и огорчая слух. Уровень оперной труппы в ближайшее время станет главной проблемой новых хозяев первой сцены страны."

Заметка была названа - "Онегину починили платье, но голос вложить не смогли."

На примере Николая Баскова мы убедились, что

Сегодняшний оперный мир зачастую бывает жесток и несправедлив. Пробиться в него, особенно без влиятельных покровителей, почти невозможно. Одними только вокальными данными здесь не обойтись. Надо обладать хорошей фигурой, приятной внешностью, да при этом еще иметь стальной характер и огромную силу воли.

А как Басков хорошо начинал с Л.Казарновской в 2000 году (Призраку оперы Вебера)!



Великолепно Басков спел арию Канио в опере Паяцы в 2008 году в Греции. (У нас его воспринимают только в шоу паяцем)


Если хватит силы воли у Баскова противостоять пошлости, то не раз он еще будет петь в Вене в моем самом любимом зале "Музикферайн"

После того, как Басков стал ведущим телешоу "Брачное агенство" ему НИКОГДА не уйти от пошлости. И он НИКОГДА не должен петь в этом великом зале. Как слаб человек!

Но самую нетрадиционную постановку Евгения Онегина в Москву на сцену Большого театра привез Латвийский национальный оперный театр . Но это в порядке вещей. Латыши всегда ненавидели все русское, ну и переиначили шедевр Чайковского на современный лад.

Противно жить, когда вместо культуры… политика! - написал в своем блоге наш юморист М.Задорнов. , говоря об этой постановке ЛНО.

Современное прочтение оперы Чайковского на сцене Большого театра - ход уже проверенный. На постановке «Евгений Онегин» Дмитрия Чернякова" — аншлаги уже седьмой год. Латвийская версия в Риге не менее популярна, увидеть ее приезжают со всей Балтии. Она и не менее оригинальна: Евгений ходит на модные презентации, Татьяна ведет блог. Если в постановке Чернякова главное действующее лицо - стол, то Главный образ латвийской сценографии - огромная кровать-трансформер, которая может быть и столом, и деревянным помостом, и полем для битвы. Именно на ней происходит дуэль Онегина и Ленского. "Человек проводит значительную часть своей жизни в постели, - пояснил режиссер. - Там зачинают детей, рожают, спят, видят хорошие и дурные сны, это место для радости, но в то же время и для одиночества. И еще это место смерти. Постель в нашем "Онегине" - символический образ" . говорит Андрейс Жагарис, директор ЛНО. Личность интересная, он был и киноактером, и предпринимателем, а теперь стал постановщиком оперного спектакля.

Интересно, что Михайловским театром теперь рулит "банановый король" Кехман. Театр, Университеты, Нанотехнологии, Медицина теперь в руках менеджеров. Куда они заведут нашу культуру?

По словам постановщика латвийского варианта Андрейса Жагарса , через 50 лет появление на сцене Большого театра Онегина с последней моделью телефона в руках будет вполне закономерно. Это будет означать, что перевернулась еще одна страница «энциклопедии русской жизни». (Как хорошо, если бы вообще закатилась русская культура - это имел ввиду Андрейс) Его «Евгений Онегин» хоть и живет в XXI веке, но переживает то же, что и в XIX. «Мы говорим о той Татьяне и Онегине, которые живут сейчас. Я думаю, что в обществе есть такой образ Онегина, которому родители создали материальную среду, чтобы человек мог учиться где-то в Лондоне, Париже, Америке, там себя не реализовал, вернулся обратно», — поясняет режиссер.

Что касается исполнительского состава, то он в рижском "Онегине" совершенно замечательный. В одном из первых постановок в рижском театре Татьяну пела звезда из Азербайджана Динара Алиева.

Вы можете послушать всю оперу в исполнении артистов Латвийской национальной оперы , а потом поговорим.


В Москву из Риги привезли очень интересный состав исполнителей. В партии Татьяны выступит звезда мирового класса Кристина Ополайс, только что с успехом дебютировавшая в Метрополитен-опере. В заглавной партии - молодой латвийский певец Янис Апейнис. Ленского поет чешский тенор Павел Чернох, чья международная карьера в последние годы становится все более впечатляющей. В роли Ольги занята польская певица Малгожата Панько.

Этот спектакль родился еще на сцене Нового Рижского театра, его поставил Алвис Херманис , режиссер нового толка, который заявляет:"Шекспир для меня вообще не авторитет. Его интересует проявление человеческой природы только на уровне инстинктов. Он не поднимается выше трех нижних чакр. Месть, зависть, убить-любить - все замешано на животных инстинктах. Что у него за истории? Если у мальчика мама вышла замуж, то зачем через двадцать минут начинать убивать родственников? Или "Отелло"? Это все называется "бытовой криминал". Про него имеет смысл делать спектакли в тюремном драмкружке. Может, там были бы понятны эти пьесы, где герои душат и убивают друг друга, когда у них возникают проблемы. Обычно люди так себя не ведут. Мне непонятна логика их поведения. Она мне абсолютно чужая." Так зачем берут и уничтожают классику? Какие цели преследуют эти люди от культуры? В спектакле Алвиса Херманиса "Онегин" - этоне классическая и не новаторская постановка пушкинского романа в стихах, а иронические этюды, низвергающие великого классика с пьедестала. Александр Сергеевич предстает в виде сексуально озабоченного примата с бакенбардами. Но на стихи Пушкина никто покушаться не стал — они звучат в латышском театре на русском языке. Не безобидно все это! Алвис Херманис — мастер провокаций. Он работает на зрителя, которому претит нафталиновый театр. Смелые, ироничные, зачастую обескураживающие интерпретации — в таком русле работают в этом театре. Иначе зачем бы он назывался новым? Понятно, что об академическом прочтении классики здесь не может быть и речи. Гарри Гайлит, театральный критик из Латвии пишет в своей рецензии на спектакль Херманиса , что это пародия на русских. Да уж, НЕ ТРОГАЙТЕ РУССКУЮ КУЛЬТУРУ, пожалуйста.

29-го июля (день премьеры) 2007 г. в Зальцбурге представили очередное фестивальное убожество. Это был Евгений Онегин. В ролях: Онегин - Петер Маттеи Татьяна - Анна Самуил Ленский - Йозеф Кайзер Ольга - Екатерина Губанова Ларина - Рене Морлок Филиппьевна - Эмма Саркисян Гремин - Феруччио Фурланетто Венский филармонический оркестр Дирижер - Даниэль Баренбойм Режиссер - Андреа Брет

В музыкальном плане постановка выглядит неплохо. Очень хороша Анна Самуил в партии Татьяны, убедительно звучит Екатерина Губанова в роли Ольги. Онегин - шведский баритон Петер Маттеи - едва ли не лучший на сегодня из иностранцев, кто отваживается петь эту партию. Знаменитый бас Феруччио Фурланетто, поющий Гремина в форме советского генерала, весьма колоритен.

Что касается режиссуры и сценографии... ну вот такими они нас видят. Не хватает только медведя, пьющего водку из самовара, а всего остального имеется в достатке Считается, что действие оперы перенесено в 70-е годы 20 века. Смотрите и судите сами


Ну и совсем нетрадиционную трактовку оперы "Евгений Онегин" предложил польский режиссер Криштоф Варликовский, известный своим высказыванием о современном театре: ." Искусство спасут гомосексуалы и евреи: они смотрят на все как бы со стороны, это очень творчески плодотворно. В этом есть драма — не в психиатрическом, а в сугубо театральном смысле. ".

Польский режиссер Кшиштоф Варликовский, взявшись за постановку "Евгения Онегина", то ли из личных убеждений, то ли для привлечения внимания наделил пушкинского героя нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Теперь для немецкого зрителя "заветный вензель" ОЕ должен означать инициалы русского гея, убившего своего возлюбленного на дуэли.

Именно из-за этой досадной детали у Онегина и Татьяны в Баварской опере не складываются отношения. Пока бедная дева скорбит по несбывшейся мечте об охваченном тоской гомосексуалисте, герой ее романа, очевидно, тоже не радуется, терзаясь воспоминаниями о любимом мужчине Ленском, которого пришлось убить, чтобы, как рассказал режиссер корреспонденту НТВ, совершить "акт самоутверждения". "Он как бы кричит: я не гомосексуалист!" - объясняет польский режиссер русскому человеку истинный смысл, заложенный в "Евгении Онегине". Интересно, не хочет ли он назвать себя идеальным читателем, для которого великий русский поэт писал свой роман в стихах? И таким ли представлял себе Александр Сергеевич поклонника своего творчества ХХI века (если вообще его представлял)?

Видимо, к счастью, Пушкин не мог представить себе хотя бы обстановку, в которой сложится любовный треугольник (!) почти через два века после написания книги.

Помимо современных одежд и телевизора на сцене, которые должны создать непринужденную обстановку, раскованности придает еще и интерьер мужского стрип-клуба на балу у Лариных. И все это - под "геевскую" музыку Чайковского.

Ну чем не красивая и правильная трактовка произведения о загадочной русской душе?

Но и это еще не все. Второй акт, по словам несчастных очевидцев, помимо всего прочего, включает еще и полонез в исполнении ковбоев, отсылающий зрителя к гей-вестерну "Горбатая гора". Очевидно, по мнению Варликовского, именно этот шедевр должен полностью разъяснить немцам смысл "Евгения Онегина".

Кшиштоф Варликовский создает мир, только что вкусивший плодов сексуальной революции и весь пронизанный ее токами (что весьма гармонирует с чувственной музыкой Чайковского). Татьяна, грезя об Онегине, буквально катается по полу, теребя короткую ночную рубашку. Объясняясь с Онегиным в саду, она не метафорически, а буквально вешается ему на шею, обхватив ногами торс. Для развлечения гостей, собравшихся на именины Татьяны, Ларина-мама приглашает ансамбль стриптизеров. Их номер с раздеванием заводит женщин (хозяйка дома засовывает гонорар в трусы артистов, одобрительно их похлопывая) и возбуждающе действует на Онегина.

Кшиштоф Варликовский в Евгении Онегине предлагает любовь между Онегиным и Ленским с дуэлью в двуспальной кровати и к ним в придачу Татьяну, помешанную на сексе и курящую марихуану (последняя мюнхенская премьера).

В немецком спектакле Евгений (Михаэль Фоле) отвергает любовь Татьяны не из-за пресыщенности женскими прелестями, но потому, что его привлекают мужчины. Он откровенно ревнует Ленского к Ольге, пытаясь расстроить увлечение друга. А в момент решительного объяснения Онегин залепляет в губы Ленского пылкий и долгий поцелуй. Дуэль происходит на двуспальной кровати. За окном бравые ковбои развлекаются с надувной женщиной. Дуэлянты долго снимают пиджаки и рубашки, садятся на кровать. Ленский неловко тянется к другу. Выстрел. И Онегин долго с недоумением рассматривает тело убитого друга, зажавшего в последнем нежном объятии его колено. Огромные прозрачные окна задергиваются синими бархатными шторами. А вокруг Онегина танцуют под звуки полонеза ковбои с обнаженными торсами. Потом они же будут дразнить героя, устроив эротическое дефиле в дамских нарядах - от вечерних платьев до купальников.

Это сцена "дуэли" Онегина и Ленского.

Ленский стал любовником Онегина до начала оперы, а затем почему-то переметнулся к Ольге, на которой намерен жениться. От ревности Онегин совсем теряет голову и решает мстить, ухаживая за Ольгой. Понятно, что в такой ситуации ему совершенно нет дела до чувств Татьяны. Дуэль, если ее можно так назвать, происходит в гостиничном номере, как раз рядом с кроватью.

Стоит ли гадать, по какой причине Онегин отверг «души доверчивой признания, любви невинной излиянья»? Здешний Евгений (Михаэль Фолле) - рыжий, ухоженный, с бакенбардами - с гримасой неподдельного отвращения отпихивает запрыгнувшую на него Татьяну, да еще и сопровождает это ханжескими поучениями: «Учитесь властвовать собой». Во время ссоры в доме Лариных Онегин пытается примириться с Ленским (Кристоф Штрель) при помощи жаркого поцелуя взасос, а дуэль между друзьями проходит на двуспальной кровати гостиничного номера.

После убийства Ленского Онегин меняет свою сексуальную ориентацию и влюбляется в Татьяну.

А это пьяные ковбои сразу после дуэли. Изображают, по всей вероятности, совесть Онегина.

Выстрел. И Онегин долго с недоумением рассматривает тело убитого друга, зажавшего в последнем нежном объятии его колено. Огромные прозрачные окна задергиваются синими бархатными шторами. А вокруг Онегина танцуют под звуки полонеза ковбои с обнаженными торсами. Потом они же будут дразнить героя, устроив эротическое дефиле в дамских нарядах - от вечерних платьев до купальников.

Так что мы видели, что в ряду "убивателей" культуры Черняков еще занимает не самую верхнюю позицию.

Музыкальный театр сегодня перестает быть музыкальным — это еще одно, уже явное тяжкое заболевание. Это особенно ярко выражается в критических статьях, где дирижеров теперь лишь упоминают и качество постановки определяется, прежде всего, именем режиссера и наличием эффектно-эпатажного сценического действия. Режиссер идет не от музыки. Музыка иногда ему просто мешает. Ему неважно, кто поет и как. И публика стала ходить на режиссеров, а не на исполнителей. Главным в театре стал режиссер-менеджер. А оперный театр превращается из репертуарного в антерпризный. Показателен и тот факт, что критика приветствует ситуацию, когда сценическая и музыкальная интерпретации вообще не имеют точек соприкосновения и существуют параллельно. Равнодушие, которое проявляют сегодня к музыкальному содержанию и культуре оперного спектакля, подвигло дирижеров к смирению и уходу в тень.

Мы говорили о тенорах, но я думаю, что под конец уместно показать вам мою самую любимую финальную сцену из оперы "Евгений Онегин" в исполнении Дмитрия Хворостовского и Рене Флеминг в Метрополитен-опера. Лучше никто не может это исполнить.


Рене Флеминг, Дмитрий Хворостовский, Рамон Варгас в опере П.И.Чайковского "Евгений Онегин" Запись - Метрополитен Опера (2007). Исполнители: хор и оркестр театра "Метрополитен-опера". В главных партиях: Онегин - Дмитрий Хворостовский. Татьяна - Рене Флеминг, Ленский - Рамон Варгас. Вступительное слово Святослава Бэлзы.


А влюбился в музыку Чайковского благодаря фильму "Евгений Онегин" в конце 50-х. Тогда же я послушал эту оперу в Одессе, в знаменитом оперном театре, где Ленского пел незабвенный Лемешев.

Сегодня все разговоры о будущем оперного театра часто сводятся к проблеме привлечения молодого зрителя в оперу. И здесь четко нарисовалась еще одна болезнь современного оперного театра, выражающаяся в настойчивом желании нравиться молодым, причем любым способом. Если суммировать все тенденции в моде и торговле, в индустрии развлечений, в теле- и радиовещании, то давно очевидно, что все сегодня ориентировано на возраст до 25 и сильно младше, будто все остальные уже умерли и не нуждаются в одежде, еде и внимании. Тинейджеровский «прикид» проник в интонацию и лексику, пластику и мимику. Коммуникации стали по-тинейджеровски стремительны: сленг, спецтерминология, sms, chat — все лишено «сложносочиненности» и «сложноподчиненности». И все это вместе отличается поразительным снобизмом, основанным только на ощущении приоритета молодости. Хотя до новейших времен основанием для снобизма считались, прежде всего, знания. Как-то даже стало стыдно и неприлично сдерживать свои инстинкты и желания, взрослеть и мудреть, оперировать знаниями и эмоциональным опытом. Круг тем и представлений сузился до подросткового энергично-бодрого, лишенного вибрации светотени, ощущения жизни. На фоне всевозможных индустрий театр тоже сменил свою ориентацию — содержательную (не воспитывать, а развлекать) и формальную (ни в коем случае не говорить ни о чем сложно, длинно, пространно). Главное — привлекательно, занимательно, экстравагантно и узнаваемо, как бренды известных фирм. Сценическая форма модного оперного спектакля, включая сценографию, сегодня напоминает послание к публике в стиле даже не sms, а чата, не требующего ответа, а по форме — витрину модного бутика. И еще чаще постановка становится поводом для яркой самопрезентации, нацеленной не на диалог и живой отклик у публики, а на желание стать мгновенно узнаваемым, согласно законам глянца. Грустно это. Поневоле вспоминается Закат Европы Шпенглера, где он говорит, что когда раждается новая цивилизация, то погибает старая культура. :-(

«Евгений Онегин» - трагедия в трёх действиях. Композитор - Петр Ильич Чайковский, либретто автора в сотрудничестве с Константином Шиловским. Премьера состоялась 17 марта 1879 года в Малом театре в Москве.

Сценарий оперы основан на одноимённом романе Александра Сергеевича Пушкина.

Сюжет. Однажды летним вечером в саду в усадьбе Лариных две сестры - Татьяна и Ольга - поют романс. Приезжает жених Ольги - Владимир Ленский в сопровождении друга.


Татьяна влюбляется в Евгения Онегина с первого взгляда и в тот же вечер пишет ему любовное послание. Молодой дворянин был тронут искренностью девушки, но отвечает на ее любовь отказом.

Вскоре Ларины устраивают бал в честь именин Татьяны. Ради забавы Онегин начинает ухаживать за невестой Ленского. Тот вызывает «друга» на дуэль, где погибает от смертельной раны.


Арию Ленского поет Сергей Лемешев

И вот однажды, когда страсти поутихли, Евгений Онегин вновь встречает Татьяну.


Но теперь она - княгиня Гремина. Охваченный внезапной любовью к девушке, дворянин раскаивается в былом отказе. В сердце Татьяны все еще теплится нежная любовь, но прошлого уж не вернуть. Собравшись с духом, Татьяна просит Онегина оставить ее в покое и тот остается один.


История создания.



Для сюжета своей оперы Петр Ильич Чайковский искал историю о сильной личной драме, чтобы трагедия смогла задеть его за живое. Весной 1877 года певица Елизавета Андреевна Лавровская предложила ему написать оперу по сюжету романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» . Стоит отметить, что той же весной Чайковский сам оказывается в ситуации, чем-то схожей с сюжетом пьесы. Ему приходят страстные любовные письма от студентки консерватории, которую Петр Ильич едва припоминал. Пишет ему Антонина Милюкова.

Композитор отвечает девушке холодным отказом. Однако юная особа оказывается настойчивой и вскоре Чайковский знакомится с ней ближе. Через пару месяцев (а именно 6 июля 1877 года) Петр Ильич женится на Антонине Милюковой, а уже спустя три недели спасается от брака бегством…



Куплеты Трике на балу у Лариных. Поет Сергей Гуровец





Сцена письма Татьяны. Поет Галина Вишневская

Композитор был большим почитателем творчества великого русского поэта. Он так увлекся интересной историей, что написал сценарий для будущей оперы всего за одну ночь. Работа над произведением длилась около года: Чайковский начал сочинять музыку в мае 1877 года и завершил в феврале 1878 года. Он очень переживал за судьбу своего необычного творения. В опере не было традиционных на то время сценических эффектов, а исполнение партий требовало от актеров максимальной искренности и простоты. Вот почему на премьере оперы «Евгений Онегин» играла молодежь - учащиеся Московской консерватории. Первые постановки не произвели на ценителей оперного искусства должного впечатления. Тем не менее, вскоре опера пришлась по вкусу широкой публике.

Опера «Евгений Онегин» по праву считается одной из лучших опер композитора, настоящим шедевром русской классики. Либретто хорошо сочетается с оркестровой партией. Пылкие речи главных героев отражаются в музыке, наполненной изящными порывами, мелодическими взлетами и музыкальными паузами. Чайковский сумел передать все тонкости сюжетной линии: тоску одиночества, безудержную грусть, роскошь и праздность светской жизни… Мастерство композитора представляет зрителю живописные картины народной и аристократической среды.

Занимательные факты:

- Зарубежная премьера состоялась 6 декабря 1888 года в Праге.

- Изначально «Евгений Онегин» был задуман композитором как камерная опера. Однако в скором времени Чайковский отредактировал произведение для спектаклей на сцене Императорской оперы. Сегодня же постановки оперы осуществляются по двум вариантам.

- Свое произведение композитор именовал просто и скромно: «лирические сцены».


Финальная сцена в исполнении Анны Нетребко и Дмитрия Хворостовского

А вот очень интересное видео! Арию Гремина исполняет мой любимый киноактер 30-40-х годов, поющий актер Голливуда, пришедший из оперы в кино, ЭДДИ НЕЛЬСОН. Обратите внимание на прекрасное исполнение на русском языке! Он добивался совершенства в этом!

Фильм-опера 1958 года

Евгений Онегин на Викискладе? Евгений Онегин … Википедия

Евгений Онегин Евгений Онегин Дуэль Онегина и Ленского И. Е. Репин, 1899 Жанр: роман в стихах (жанр)

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН, СССР, Ленфильм, 1958, цв., 108 мин. Фильм опера. По одноименному роману в стихах А.С.Пушкина и опере П.И.Чайковского. В ролях: Ариадна Шенгелая (см. ШЕНГЕЛАЯ Ариадна Всеволодовна), Светлана Немоляева (см. НЕМОЛЯЕВА Светлана… … Энциклопедия кино

У этого термина существуют и другие значения, см. Евгений Онегин (значения). Евгений Онегин Евгеній Онѣгинъ … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Евгений Онегин (значения). Евгений Онегин … Википедия

Евгений Онегин роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» опера П. И. Чайковского по роману Пушкина «Евгений Онегин» советский фильм опера 1958 года режиссёра Романа Тихомирова «Евгений Онегин» … … Википедия

- (ит., от лат. opus труд). Драматическое представление, текст которого поется с аккомпанементом инструментальной музыки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОПЕРА драматическое произведение, действующие… … Словарь иностранных слов русского языка

Евгений Нестеренко Полное имя Нестеренко, Евгений Евгеньевич Дата рождения 8 января 1938 Место рождения Москва Страны … Википедия

Полное имя Нестеренко, Евгений Евгеньевич Дата рождения 8 января 1938 Место рождения Москва Страны … Википедия

ОПЕРА, оперы, жен. (итал. opera от лат. мн. opera творения). 1. Музыкально вокальное произведение в драматической форме; драматическое произведение, в котором речи действующих лиц поются с сопровождением оркестра. Лирическая опера. Комическая… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Евгений Онегин. Опера. Клавир , Чайковский П.И.. "Евгений Онегин" П. И. Чайковского - один из шедевров русской и мировой оперной классики. Для концертно-педагогической практики и нотных библиотек…
  • Чайковский и музыкальный театр , Н. Туманина. Русская опера - ценнейший вклад в сокровищницу мирового музыкально-театрального искусства, и в этой сокровищнице одно из первых мест принадлежит оперному творчеству Чайковского. Его оперы -…