Cочинение «Город Калинов и его обитатели. Сочинение город калинов и его обитатели в пьесе островского гроза Описание города калинов

Александр Николаевич Островский был мастером точных описаний. Драматург в своих произведениях сумел показать все тёмные стороны человеческой души. Возможно, неприглядные и отрицательные, но без которых невозможно создать полную картину. Критикуя Островского, Добролюбов указывал на его «народное» мироощущение, видя главную заслугу писателя в том, что Островский сумел подметить те качества в русском человеке и обществе, которые способны тормозить естественный прогресс. Тема «тёмного царства» поднимается во многих драмах Островского. В пьесе «Гроза» город Калинов и его обитатели показаны ограниченными, «тёмными» людьми.

Город Калинов в «Грозе» – вымышленное пространство. Автор хотел подчеркнуть, что те пороки, которые есть в этом городе, характерны для всех городов России конца XIX века. И все проблемы, которые поднимаются в произведении, существовали в то время повсюду. Добролюбов называет Калинов «тёмным царством». Определение критика в полной мере характеризуют атмосферу, описанную в Калинове. Жителей Калинова стоит рассматривать в неразрывной связи с городом. Все обитатели города Калинова обманывают друг друга, обворовывают, терроризируют других членов семьи. Власть в городе принадлежит тем, у кого есть деньги, а власть городничего только номинальная. Это становится понятно из разговора Кулигина. Городничий приходит к Дикому с претензией: мужики жаловались на Савла Прокофьевича, ведь он обсчитывал их. Дикой совершенно не старается себя оправдать, напротив, он подтверждает слова городничего, говоря, что если купцы воруют друг у друга, то нет ничего плохого в том, что купец крадёт у простых жителей. Сам Дикой жадный и грубый. Он постоянно ругается и ворчит. Можно сказать, что из-за алчности у Савла Прокофьевича испортился характер. В нём не осталось ничего человеческого. Даже Гобсеку из одноимённой повести О. Бальзака читатель сочувствует больше, чем Дикому. К этому персонажу не возникает никаких чувств, кроме отвращения. Но ведь в городе Калинове его обитатели сами потакают Дикому: они просят у него денег, унижаются, знают, что их оскорбят и, скорее всего, нужную сумму не дадут, но всё равно просят. Больше всего купца раздражает его племянник Борис, ведь ему тоже нужны деньги. Дикой открыто грубит ему, проклинает и требует, чтобы тот уехал. Савлу Прокофьевичу чужда культура. Он не знает ни Державина, ни Ломоносова. Его интересует только накопление и приумножение материальных благ.

Кабаниха отличается от Дикого. «Под видом благочестия» она старается всё подчинить своей воли. Она воспитала неблагодарную и лживую дочь, бесхарактерного слабого сына. Сквозь призму слепой материнской любви Кабаниха, кажется, не замечает лицемерия Варвары, но Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, каким сделала сына. К своей невестке Кабаниха относится хуже, чем к остальным. В отношениях с Катериной проявляется желание Кабанихи всех контролировать, воспитать в людях страх. Ведь правителя либо любят, либо бояться, а любить Кабаниху не за что.
Нужно отметить говорящую фамилии Дикого и прозвище Кабанихи, которые отсылают читателей и зрителей к дикой, животной жизни.

Глаша и Феклуша – низшее звено в иерархии. Они обычные жители, которые рады прислуживать таким господам. Есть мнение, то каждый народ заслуживает своего правителя. В городе Калинове это подтверждается многократно. Глаша и Феклуша ведут диалоги о том, что в Москве сейчас «содом», ведь там люди начинают жить по-другому. Жителям Калинова чужда культура и образование. Они хвалят Кабаниху за то, что та ратует за сохранение патриархального строя. Глаша согласна с Феклушей в том, что только в семье Кабановых сохранились старые порядки. Дом Кабанихи – рай на земле, ведь в других местах всё погрязло в разврате и невоспитанности.

Реакция на грозу в Калинове больше схожа с реакцией на масштабное стихийное бедствие. Люди бегут, спасая себя, стараясь спрятаться. Всё потому что гроза становится непросто природным явлением, а символом божьей кары. Так воспринимают её Савл Прокофьевич и Катерина. Впрочем, Кулигин совсем не боится грозы. Он призывает людей не паниковать, рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот глух к просьбам изобретателя. Кулигин не может активно противостоять устоявшимся порядкам, он приспособился к жизни в такой обстановке. Борис понимает, что в Калинове мечты Кулигина так и останутся мечтами. При этом Кулигин отличается от остальных жителей города. Он честный, скромный, планирует зарабатывать своим трудом, не прося богатых о помощи. Изобретатель детально изучил все порядки, которыми живёт город; знает, что происходит за закрытыми дверями, знает об обманах Дикого, но ничего не может с этим сделать.

Островский в «Грозе» город Калинов и его обитателей изображает с негативной точки зрения. Драматург хотел показать как плачевна ситуация в провинциальных городах России, сделал акцент на том, что общественные проблемы требует немедленного решения.

Приведенная характеристика города Калинова и его жителей пригодится ученикам 10 класса при подготовке сочинения на тему «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

Город Калинов и его обитатели (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Действие пьесы начинается с ремарки: «Общест-венный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сель-ский вид». За этими строчками кроется необыкновен-ная красота волжских просторов, замечает которую лишь Кулигин, механик-самоучка: «... Чудеса, ис-тинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот/бра-тец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу». Все остальные жи-тели города Калинова не обращают внимания на кра-соту природы, об этом говорит небрежно реплика Куд-ряша в ответ на восторженные слова Кулигина: «Нешто!» И тут же, в стороне, Кулигин видит Дикого, «ругателя», который размахивает руками, распекая Бориса, своего племянника.

Пейзажный фон «Грозы» позволяет более ощутимо почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев. В пьесе драматург правдиво отразил обществен-ные отношения середины XIX века: дал характери-стику материально-правового положения купеческо-мещанской среды, уровню культурных запросов, семейно-бытовому укладу, обрисовал положение женщины в семье. «Гроза»... представляет нам идил-лию «темного царства»... Жители... гуляют иногда по бульвару над рекой,., вечером сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами; но больше проводят время у себя дома, занимаются хо-зяйством, кушают, спят, — спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь, какую они задают себе... Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли может измениться как ему угодно, мир может начать новую жизнь на новых началах, — обитатели городка Калинова будут себе существовать по-преж-нему в полном неведении об остальном мире...

Страшна и тяжела для каждого новичка попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой тем-ной массы, ужасной в своей наивности и искренности. Ведь она проклянет нас, будет бегать, как зачумлен-ных, — не по злобе, не по расчетам, а по глубокому убеждению в том, что мы сродни антихристу... Жена, по господствующим понятиям, связана с ним (с му-жем) неразрывно, духовно, посредством таинства; что бы муж ни делал, она должна ему повиноваться и раз-делять с ним его бессмысленную жизнь... И в общем мнении самая главная разница жены от лаптя в том и состоит, что она приносит с собою целую обузу забот, от которых муж не может избавиться, тогда как ла-поть дает только удобство, а если неудобен будет, то легко может быть сброшен... Находясь в подобном по-ложении, женщина, разумеется, должна позабыть, что и она такой же человек, с такими же самыми пра-вами, как и мужчина», — писал в статье «Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбов. Продолжая раз-мышлять о положении женщины, критик говорит, что она, решившись «идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской се-мье, должна быть исполнена героического самоотвер-жения, должна на все решиться и ко всему быть гото-ва», потому что «при первой же попытке ей дадут по-чувствовать, что она ничто, что ее раздавить могут», «прибьют, оставят на покаянии, на хлебе и воде, ли-шат света дневного, испытают все домашние исправительные средства доброго старого времени и приведут-таки к покорности».

Характеристику городу Калинову дает Кулигин, один из героев драмы: «Жестокие нравы, сударь, в на-шем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ниче-го, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам боль-ше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот ста-рается бедного закабалить, чтобы на его труды даро-вые еще больше денег наживать... А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Вражду-ют друг на друга...» Также Кулигин отмечает, что в го-роде нет работы для мещан: «Работу надо дать мещан-ству-то. А то руки есть, а работать нечего»,— и мечта-ет изобрести «перпету мобиль», чтобы употребить деньги на пользу обществу.

Самодурство Дикого и ему подобных основано на материальной и моральной зависимости других лю-дей. И даже городничий не может призвать к порядку Дикого, который ни одного из своих мужиков «путем не разочтет». У того своя философия: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках раз-говаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь ко-пейке на человека, а у меня из этого тысячи составля-ются, так оно мне и хорошо!» А то, что у этих мужиков каждая копейка на счету, его не волнует.

Невежественность обитателей Калинова подчерки-вается введением в произведение образа Феклуши, странницы. Она считает город «землей обетованной»: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купе-чество все народ благочестивый, добродетелями мно-гими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставленное им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых». Но мы-то знаем, что в доме Кабановых задыхается в нево-ле Катерина, спивается Тихон; Дикой куражится над родным племянником, заставляя его пресмыкаться из-за наследства, по праву принадлежащему Борису и его сестре. Достоверно рассказывает о нравах, царя-щих в семьях, Кулигин: «Вот, сударь, какой у нас го-родишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют толь-ко по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь за-бота... А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да се-мью тиранят. И что слез льется за этими запорами, не-видимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри в людях меня да на улице; а до семьи моей тебе дела нет; на это, гово-рит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Се-мья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, уму только весело, а остальные — волком воют... Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели».

А что стоят рассказы Феклуши о землях замор-ских! («Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят... А то есть еще земля, где все люди с песьими головами». Да что о далеких странах! Ограниченность взглядов странницы особенно ярко проявляется в по-вествовании о «видении» в Москве, когда Феклуша обыкновенного трубочиста принимает за нечистого, который на крыше «плевелы сыпет, а народ днем в суете-то своей невидимо и подберет».

Остальные жители города под стать Феклуше, сто-ит лишь прислушаться к разговору местных жителей на галерее:

1 - й: А это, братец ты мой, что такое?

2 - й: А это Литовское разорение. Битва! Видишь? Как наши с Литвой бились.

1 - й: Что ж это такое Литва?

2 - й: Так оно Литва и есть.

1 - й: А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.

2 - й: Не умею тебе сказать. С неба так с неба.

Неудивительно, что и грозу калиновцы восприни-мают как божье наказание. Кулигин, понимая физи-ческую природу грозы, пытается обезопасить город, построив громоотвод, и просит на эти цели денег у Ди-кого. Конечно, тот ничего не дал, да еще и обругал изобретателя: «Какое там елестричество! Ну какой же ты не разбойник! Гроза нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рож-нами какими-то, прости господи, обороняться». Но реакция Дикого никого не удивляет, расстаться с де-сятью рублями просто так, на благо города, смерти по-добно. Ужасает поведение горожан, которые и не по-думали вступиться за Кулигина, а лишь молча, со сто-роны, наблюдали за тем, как Дикой оскорбляет механика. Вот на этой безучастности, безответности, невежественности и зыблется власть самодуров.

И. А. Гончаров писал, что в пьесе «Гроза» «уле-глась широкая картина национального быта и нра-вов. Предреформенная Россия достоверно представлена в ней социально-экономическим, семейно-бытовым и культурно-бытовым обликом.

События пьесы « » разворачиваются в городе Калинов, который был создан автором. Он обобщал в себе быт и нравы большинства городов России того времени. Очень многие города были схожи с Калиновым. Автор описывает прекрасные пейзажи города, которые распрокинулись на широченные просторы. Но, такой гармонии и красоте противостоит черствость и жестокость проживающих людей – купцов и их слуг.

Пьеса начинается описанием пейзажа города от имени одного из героев Кулигина. Он, пожалуй, один из немногих мог наслаждаться прекрасными красотами окружающих лесов, деревьев, растений. Остальные жители города – Дикой, Кабаниха, Феклуша озабочены своими повседневными проблемами. Кулигин дает характеристики жителям города. Они жестоки и жадны, они готовы сделать своему соседу пакость, перебить торговлю, а затем судиться, строчить друг на друга жалобы.

Говорит и про семейный устой жителей Калинова. В усадьбе все члены ее семьи угнетены, слова сказать не могут. Домашних старуха совсем заела и жизни спокойной не дает.

Если говорить о нравственных законах, то в городе царит сила и власть денег. Тот, кто богат, является повелителем города. Таким человеком в Калинове был Дикой. Он мог небрежно обращаться со всеми, что беднее и ниже его, он грубил, постоянно со всеми ругался. Такой властный человек просто земли под ногами не чувствовал, ведь все в его положение решали деньги. Хотя, его внутренняя сущность была слабой.

Кабаниха строго придерживается вековых традиций. В ее семье все подчиняются воле и желанию старших. Она указывает абсолютно всем жителям своей усадьбы, что и как делать. Кабаниха жутко невзлюбила Катерину за ее свободный, вольный характер. Молодая девушка не хотела подчиняться указаниям старухи, поэтому, между ими постоянно возникала ругонь.

В городе Калинов торжествует материальная и денежная зависимость. Борис боится своего дядьку Дикого и не осмеливается спасти Катерину от беды. Тихон верно слушается свою маминьку и подчиняется любому ее капризу.

В городе царит ложь и обман. Главным принципом была ложь. Только лишь при помощи нее девушка научилась жить в усадьбе Кабановой. Но, власть и безграничная воля самодуров на грани разрушения. Дух свободы парит в воздухе. Поэтому, богачи и купцы, чуя неладное, ведут себя наихудшим образом.

Александра Николаевича Островского по праву считают певцом купеческой среды. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, самые известные из которых – “Свои люди – сочтемся”, “Гроза”, “Бесприданница” и другие.
“Гроза”, как охарактеризовал ее Добролюбов – “самое решительное произведение” автора, так как взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…” Она была написана в пору общественного подъема, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл пьес

Автора о “темном царстве”.
Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, “…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…”, полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами “…сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами”. Они не интересуются ни чем, что выходит за границы города. О том, что на свете делается, жители Калинова узнают от странниц, которые, “сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали”. Большим почтением у горожан пользуется Феклуша, ее рассказы о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются предводителями “темного царства”.
В доме Кабанихи все построено на авторитете силы, как и у Дикого. Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям “Домостроя”, которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне осознает, что ее не за что уважать, но не признается в этом даже самой себе. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
Брань для него еще и способ самозащиты, когда дело коснется денег, которые он смерть как не любит отдавать.
Но что-то уже подтачивает их власть, и они с ужасом видят, как рушатся “заветы патриархальной нравственности”. Это “закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут”, тем не менее, они пытаются внушить свои правила молодому поколению, и не безрезультатно.
Например, Варвара – дочь Марфы Кабановой. Главное ее правило: “делай, что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Она умна, хитра, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать. Варвара приспособилась к “темному царству”, выучила его законы. Думаю, властность и желание обманывать делает ее очень похожей на свою мать.
В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша. Иван единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. “Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…”, – говорит Кудряш.
В конце концов, Варвара и Иван покидают “темное царство”, но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд ли удастся.
Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон – муж Катерины – безвольный и бесхарактерный, во всем слушается свою мать и потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого человека, а душа ее жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катя, по меткому выражению Добролюбова, “на безлюдье”. По сути своей Борис – тот же Тихон, только более образован. Он променял любовь на бабушкино наследство.
Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной своих чувств, честностью, смелостью и решительностью. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, – говорит она Варваре.
Выход из этого тупика она видит в своей смерти. Поступок Кати всколыхнул это “тихое болото”, ведь были и сочувствующие души, например, Кулигин – механик-самоучка. Он добр и одержим желанием сделать что-то полезное для людей, но все его намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и невежества.
Таким образом, мы видим, что все жители Калинова принадлежат к “темному царству”, которое устанавливает здесь свои правила и порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречен на гибель.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Конфликт пьесы А. Н. Островского “Гроза” построен на трагическом противоборстве личности со средой – с миром патриархального купечества, “темным царством” города Калинова. На мой взгляд, Островский сравнивает мир этого города со сказочным миром русской сказки. Все здесь подчинено законам и Read More ......
  2. Комедия “Ревизор” является злободневной уже более 150 лет. Россия царская, Россия советская, Россия демократическая. Но не меняются люди, сохраняются прежние порядки, отношения между начальством и подчиненными, городом и деревней, поэтому когда мы читаем “Ревизора” сегодня, то узнаем современный провинциальный город Read More ......
  3. “…она представляет собою ужасное зрелище страны, где… есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей”. В. Г. Белинский. Драматургия Н. В. Гоголя явилась новым словом в истории русского театра. Новаторство великого русского писателя и драматурга ярче всего проявилось в Read More ......
  4. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга и вот уже много лет не сходит со сцен всех театров мира. За это время пьеса претерпела множество Read More ......
  5. Отличительное своеобразие пьесы в том, что большая часть персонажей не играет роли в развитии драматургической интриги Костылевы – Наташа – Пепел. При желании можно было бы смоделировать такую драматургическую ситуацию, в которой все персонажи стали бы активными участниками главной сюжетной Read More ......
  6. Зевс – верховный бог древнегреческого пантеона. В образе Зевса в “Илиаде” отразилось отношение греков к своим царям. Царь в античном обществе считался лучшим из людей и стоял намного выше остального населения. Зевс – это тот же царь богов, только в Read More ......
  7. Село Степанчиково и его обитатели Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев – владелец богатого и благоустроенного поместья Степанчикова, где проживает вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, незамужней сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет. Read More ......
  8. На страницах повести “Капитанская дочка” А. Пушкину удается с великим мастерством не только отобразить исторические события 1770-х годов, связанные с пугачевским восстанием, но и показать разнообразие и многогранность характеров и судеб обитателей Белогорской крепости – тесного и замкнутого мирка. Мы Read More ......
Город Калинов и его обитатели

План урока.

Тема урока: «Город Калинов и его обитатели» (А.Н. Островский «Гроза»)

Цели урока:

дидактическая: ознакомить обучающихся с предысторией возникновения замысла по написанию драмы «Гроза», используя фрагменты статьи А.Н. Островского («Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода»); проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей через прочтение, комментирование отдельных действий и явлений пьесы; просмотр видеофрагментов кинофильма «Гроза» 1933г. (постановка В. Петрова); прослушивание аудиофрагментов «Звуки природы. Грозы таинственные звуки»

развивающая: сформировать поисковый стиль мышления, развивать кругозор при работе с материалом текста; делать самостоятельные выводы; расширить представление учащихся о мастерстве писателя-драматурга; развивать познавательную деятельность, внимание; оттачивать чистоту и правильность речи при чтении

воспитательная: привить интерес к предмету, а также к пьесам А.Н. Островского; развивать целеустремленность; умение работать в команде; воспитывать у учащихся любовь к своей Родине, её культуре и традициям

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы проведения: устный (фронтальный) опрос; работа с текстом пьесы «Гроза», интерактивной доской; выполнение самостоятельной проверочной работы

Оборудование урока: учебник литературы; текст драмы «Гроза»; портрет А.Н. Островского; иллюстрации к произведению; портрет главной героини – Катерины, выполненный студенткой группы; презентация по целям и задачам урока; презентация по произведению; видеофрагменты из кинофильма «Гроза» 1933 г. (постановка В. Петрова) ; аудиофрагменты «Звуки природы. Грозы таинственные звуки»; раздаточный материал к уроку

Ход урока

    Организационный момент:

Выявление отсутствующих студентов, мобилизация внимания, проверочная беседа по готовности к уроку.

Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы и целей урока. На доске записан эпиграф: «Гроза» - картина с натуры, бойко написанная свежими, густыми, самоцветными красками…» Д.И. Писарев.

    Актуализация познавательной деятельности:

Связь с материалом прошлого урока.

Особое внимание русских писателей в 50-60-х годах привлекали три темы: крепостное право, появление на арене общественной жизни новой силы – разночинной интеллигенции и положение женщины в стране. Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была еще одна, требовавшая неотложного освещения. Это – тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту. Задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».

    Изучение нового материала

В 1855 году Морское министерство России снарядило этнографическую экспедицию для изучения быта и культуры поволжских городов. А.Н. Островский также являлся членом экспедиции. Огромные впечатления, которые произвела на него эта поездка, нашли отражение во многих произведениях писателя.

На партах у ребят находится раздаточный материал – фрагменты из статьи А.Н. Островского «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода». (Приложение 1).

Ребята, сегодня мы с вами, на основе прочитанного, дадим характеристику как жителям этого необычайно красивого, утопающего в зелени, города Калинова (обобщенный образ провинциальных городов России), так и тем, прежде всего, от кого зависит духовная атмосфера, царящая в городе.

Анализ действия 1, явления 1.

Вопрос к классу: - Какое впечатление оставляет Кулигин при первом знакомстве с ним? (Основной прием, с помощью которого раскрывается образ Кулигина, - его речь.)

Анализ действия 1, явления 3. – Как относится Кулигин к представителям «темного царства», к нравам, которые царят в городе? – Какой прием использует автор, рассказывая о жизни людей в городе? (Контраст). – Каковы жители, которые проживают здесь? (Сопоставление возможности получения информации в то время и на сегодняшний день. Странницы – СМИ, телевидение, радио, газеты, интернет.) Учащиеся анализируют образ Феклуши (странницы), работа с текстом пьесы. Действие 3, явление 1. Ведется просмотр фрагментов из кинофильма «Гроза". Драматург использует прием контраста (монолог Кулигина – монолог Феклуши.). Проводится обсуждение.

Студенты записывают вывод: город Калинов противоречив. С одной стороны – это чудесное место, где располагается город. Пейзаж как бы подчеркивает несоответствие между мёртвым, неподвижным бытом калиновцев и их «жестокими нравами». Жители живут замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью. Невежество и полный умственный застой характерны для быта этого города.

Особенности раскрытия характеров героев (сообщения учащихся о своих наблюдениях над тексом). Ребята зачитывают свои записи, комментируют их. Предоставление презентации студентами по произведению.

Ставится акцент на «различение» персонажей на представителей «темного царства» или «хозяев» жизни и их «жертв». Основной прием раскрытия характеров – речевая характеристика героев. Обращается внимание на анализ их основных реплик.

Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю»

(Речь его всегда груба, насыщена бранными, оскорбительными выражениями. Чувствует свою власть над людьми, самодур)

Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет»

(«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», «точит как ржа железо")

Кудряш: «Ну значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится»

(Бойкий, ловкий, умеющий постоять за себя)

Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный»

(Живет за счет обывательской темноты и невежества)

Кулигин: «Лучше уж стерпеть»

(Олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях)

Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по- моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»

(Просто и легко смотрит на жизнь, не мучается угрызениями совести, отстаивает свою свободу, не поддается матери)

Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

(Добрый, но безвольный, пьет и мечтает вырваться из дома, по-своему любит жену, но невольно становится одним из виновников её гибели)

Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает»

(По уровню развития стоит значительно выше окружающей его среды, искренне любит Катерину, но не решителен, не способен бороться за своё счастье.)

Вопрос к классу: - Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

Чтение и анализ текста . Действие 1, явление 7 . Действие 2, явление 10. Ведется запись.

Катерина – натура поэтически-мечтательная. В родительском доме ей жилось радостно, легко и привольно, « маменька в ней души не чаяла». Жила она замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в сны наяву. Язык Катерины значительно богаче языка других персонажей драмы. Непреодолимый внутренний конфликт разъедает её душу противоречиями. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего «греха». Выразительное чтение монолога Катерины (Действие 5, явление 4.) Одновременно проходит прослушивание аудиофрагмента «Звуки природы. Грозы таинственные звуки».

Просмотр фрагментов из кинофильма «Гроза».

По-разному роль в пьесе играет гроза. Если это природное явление, то непременно происходит вторжение в сложную душевную драму героини. Наступает она в момент наиболее сильных переживаний Катерины. Идет сообщение студентов о самостоятельных наблюдениях над текстом. Анализ и комментирование. Действие 1, явление 10. Действие 4, явление 4. Выразительное чтение.

Действие 5, явление 1. Гроза в обществе – ощущение людьми каких-то изменений, возможно пробуждение самосознания и значимости.

    Закрепление материала

Для закрепления пройденного материала на уроке проводится фронтальный опрос по тексту произведения. Преподаватель называет ключевые слова, а учащиеся должны указать, о ком идет речь:

    Жестокие нравы, вражда (Кулигин)

    Благочестивый, добродетели, обетованная (Феклуша)

    Ханжа, неумолимый враг всего нового, внешне бесстрастна, сурова (Кабаниха)

    Лишний, неволя, образованный (Борис Григорьевич)

    Грубиян, озорничать, конторщик (Кудряш)

    Деньги, необузданный произвол, невежество (Дикой)

    Шито-крыто, обманщик (Варвара)

    Связанный, мучиться, ослушаться (Тихон)

Следующий этап включает в себя выполнение проверочной работы также по драме «Гроза» по вариантам.

Студентами записывается вывод: А.Н. Островский в своем произведении изобразил процесс постепенного разрушения патриархального мира, его обреченность. Гроза является олицетворением перемен в жизни общества, именно поэтому название пьесы звучит так многозначительно и символично. И.С. Тургенев в письме А.А. Фету в 1860 году отмечал, что «Гроза» - «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта…»

    Подведение итогов урока

Обсуждение преподавателем совместно со студентами о достижении поставленных целей и выполнение задач. Выставление отметок. Сообщение темы домашнего задания: законспектировать критическую статью Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

Преподаватель русского языка и литературы Татаренко Л.Г.