Что такое конкуренция? Психология конкуренции - подумай о себе Атрофированность моральных и духовных ценностей

) я ждал с нетерпением.

У меня оченьпротиворечивое отношение к конкуренции . С одной стороны,конкуренция - одна из великих движущих сил, которая во многомсоздала Западную цивилизацию . Практически все блага современного общества потребления, появились исключительно благодаря соревнованию за кошелёк потребителя между производителями товаров и услуг. (В рыночном обществе метафора конкуренции вообще является универсальной и может быть спроецирована на ЛЮБЫЕ отношения между людьми).

С другой стороны (если опираться на базовые принципы саморазвития) конкуренция - это плохо. Хотя бы потому, что сравнивая себя и с соревнуясь с кем-то, можно оченьлегко "быть не собой" . В угаре конкурентной борьбы запросто можно погнаться за не-своими целями/ценностями. На эту погоню можно потратить уйму времени и сил, а потом в итоге оказаться "у разбитого корыта". Даже если одержал победу, и кому-то что-то "доказал", то это далеко не всегда спасает от разочарования...

Собственно, я очень надеялся, что книга поможет мне разобраться во всех этих вопросах и противоречиях, связанных с конкуренцией.Что полезного я узнал?

Сначала о личном:) Меня с самого детства воспитывалив духе анти-конкуренции :Зачем соревноваться? Каждый и так по-своему хорош! Зачем кому-то что-то доказывать? А если и приходится соревноваться, то важна не победа - важно участие! :)

Очень интересно посмотреть, на каком фактическом материале написана книга "Царь горы" - какие там примеры приводятся, в каких ситуациях конкурентная борьба изучалась? В основном это два типа конкурентных ситуаций:спортивные соревнования и тестирование (экзамен).

И тут я начинаю задумчиво чесать затылок... Т.к. будучи абсолютно неконкурентным человеком, я, к примеру, как-то умудрился получить "красный диплом" приличного ВУЗа и спортивные разряды по двум видам спорта. Соревнования я воспринимал всегда как игру; а экзамены - как некий ритуал, который особого смысла не имеет, но пройти его надо:) В подобных ситуациях я никогда не думал, что с кем-то конкурирую. Наличие других участников мероприятия меня мало "заводило", но, тем не менее, я добивался достаточно высоких результатов. Почему так???

Книга "Царь горы" довольно быстро даёт ответ на этот вопрос. Участвовать или не участвовать в конкурентной борьбе - это нашличный мотивационный выбор . Выбор в пользу конкуренции - это осознанное стремление победить противника (т.е.доказать, что ты "лучше" ) или хотя бы не проиграть в борьбе (доказать, что "не хуже" ).

Стремление победить противника ограничено "порогом удовольствия ". Насколько большое удовольствие я получу, если докажу, что я лучше данного противника? Но если я и так достаточно хорош, а противник кажется мне несерьёзным, то мы получаем "безразличие к конкуренции ".

Стремление не проиграть в борьбе ограничено "порогом боли ". Насколько неприятно мне будет, если я проиграю, если не смогу доказать, что я не хуже данного противника? Если противник кажется мне слишком сильным, а субъективная цена проигрыша высока, то мы получаем "неприятие конкуренции ".

Наш мотивационныйвыбор в пользу конкуренции находится в диапазоне между "безразличием к конкуренции" (когда теряется удовольствие от соревновательного процесса) и между "неприятием конкуренции" (когда проигрыш наносит слишком болезненный ущерб нашей самооценке).

Вспоминая себя в молодости, я начинаю понимать, что в конкретных ситуациях моё анти-конкурентное поведение было связано с "безразличием к конкуренции", а в каких-то с "неприятием". При этом я прекрасно понимаю, что "безразличие" во многих ситуациях было иллюзорным, основанным назавышенной самооценке и явной недооценке соперников :) Но, как ни странно, именно эта чрезмерная уверенность в себе ("наглость - второе счастье"))) ), видимо, помогала мне не испытывать стресс в ситуациях соперничества.

Конкуренция очень тесно связана со стрессом. В книге этому вопросу посвящено много страниц.Конкуренция - сама по себе оченьмощный психологический стресс-фактор , к которому невозможно привыкнуть.

Кстати, именно поэтому авторы книги утверждают, что "правило 10000 часов" - не работает! (Напомню, что правило предложил М.Гладуэлл; согласно правилу, чтобы научиться мастерски делать что-либо, необходимо не менее 10000 часов тренировок данного умения ). Точнее так: даже если вы потратите на тренировку какого-то навыка более 10000 часов, и научитесь безукоризненно выполнять данный навык в условиях тренировки, это нисколечко не гарантирует, что вы не облажаетесь в условиях соревнований:)

Конкуренция (соревнования) как стресс-фактор по-разному действуют на разных людей. Есть люди, потенциал которых в полную силу раскрываетсятолько на соревнованиях; и есть люди, которые в условиях конкуренциине могут проявить и половины своих возможностей. Существуетдва типа людей , по-разному реагирующих на "стресс конкуренции", причём между ними существует множество различий, как на физиологическом, так и на личностном уровне.

Все эти различия в данной краткой заметке нет смысла перечислять - их много,поэтому читайте книгу;) . Но про один удививший меня факт я всё же напишу... Оказывается, что "стресс конкуренции " гораздо лучше переносят...интроверты , а не экстраверты! Т.е. экстраверты в условиях соревнований демонстрируют ХУДШИЕ результаты, чем интроверты. Лично для меня это было шокирующим открытием! Мне, как интроверту, всегда казалось, что именно экстраверты - любители посоревноваться:). Но объясняется это вполне логично и просто: экстраверты СЛИШКОМ зависят от мнения других; слишком ориентируются на их оценки и поведение; слишком озабочены тем, какое впечатление они производят... (Получается, что "порог боли" у них слишком низок? ).

Если вы вдруг осознали, что ситуации соперничества вызывают у вас слишком сильный стресс? И что в конкурентной борьбе вы демонстрируете гораздо более низкие результаты, чем без такой борьбы? Что тогда делать?

Авторы дают ответы и на эти вопросы. И, надо сказать, очень толковые ответы! Во-первых, они предлагают различатьадаптивную и неадаптивную конкуренцию . Адаптивная конкуренция начинается с выбора "своей войны ". Нужно выбирать такую сферу деятельности, где вы достаточно сильны (компетентны), и где ваша самооценка достаточно высока и устойчива.

Нужно выбирать достойного (примерно равного по силам; т.к. конкурировать со слишком слабым не интересно, а со слишком сильным - бесполезно ) соперника. При этом желательно, чтобы соперников было немного, иначе возникает т.н. "N-эффект ": чем больше потенциальных соперников, тем ниже шансы на успех, и тем меньше желание конкурировать с ними. "Толпа" подавляет конкуренцию в зародыше.

Адаптивная конкуренция начинается с принятия "вызова " - задачи, которая в целом соответствует вашим основным компетенциям, но которая требует от вас максимальной отдачи усилий. "Вызов" - это задача "на пределе" ваших текущих возможностей. (В качестве ремарки замечу, что правильный конкурентный "вызов" - один из надёжных способов войти в состояние потока - по М.Чиксентмихайи ).

"Вызов" - это задача, которую вы можете решить не со 100% вероятностью, а с 50%-ой, или даже меньше! Именно поэтому важный элемент адаптивной конкуренции - этолюбовь к неопределённости , положительная эмоциональная реакция на риск и неизвестность. Это также дано не всем - есть тип людей, крайне плохо переносящих неопределённость.

Если говорить онеадаптивной конкуренции , то здесь можно использовать три противоположных критерия: а) это стремление конкурировать "на ровном месте", т.е. не только в выбранной сфере деятельности, а во всём сразу; б) это стремление конкурировать сразу со всеми без разбору; в) в качестве "вызова" выбираются любые задачи, независимо от вероятности их достижения (тут часто присутствует некрасивое шулерство, когда показушная "конкуренция" затевается с заведомо слабейшим противником ).

От себя добавлю, что тема неадаптивной конкуренции крайне любопытна, и очень жаль что в книге про неё маловато информации. По жизни доводилось очень часто встречатьгипер-конкурентных людей, явно малоадекватных:) Знаете, есть такая шутка: "Нудисты - это именно те люди, которых меньше всего хочется видеть в голом виде ". Вот так и с конкуренцией: в качестве соперника вас запросто могут выбрать люди, с которыми вы меньше всего хотели бы соревноваться:). Разумеется, надо бы их игнорировать, но это не всегда возможно по ряду объективных причин. Например, конкурентный вызов был публичным, и его нельзя просто так "не заметить". Или конкурентное соперничество разворачивается за какой-нибудь неделимый ресурс. И т.п.

По мнению авторов в основе неадаптивной конкуренции лежат различныепсихологические проблемы гипер-конкурентных товарисчей - завышенная самооценка, нарциссизм , невротическая гордость (туткраткое определение , а тутглава от К.Хорни - автора термина) и т.д. и т.п. Короче, всех неадекватных любителей конкуренции - к психотерапевту (или лечить электричеством))).

Что важного в этой мысли? Подлинная конкуренция возможна лишь тогда, когда участники конкурентных отношенийнаходятся рядом, делают общее дело, обладают схожими целями и компетенциями, общаются друг с другом . Т.е. существует некое общее пространство обмена идеями и информацией.

В России очень часто конкуренцию (особенно в бизнесе) понимают как "войну на уничтожение ". С конкурентом-"врагом" общаться ни в коем случае нельзя! А вдруг он какую ценную информацию у меня сворует?! Совместные мероприятия проводить (или ещё как-нибудь сотрудничать) нельзя - а вдруг ему вся слава достанется?! В результате происходит мифологизация конкурента - он превращается в какое-то выдуманное чудовище:)

А дальше события уже принимают характер неадаптивной конкуренции (см.выше). Если я не общаюсь с конкурентом, то откуда я могу знать уровень его компетенций (чтобы сравнить со своими)? Только по каким-то очень косвенным показателям...

Если я не общаюсь с конкурентом, то как я могу согласовать с ним конкурентный "вызов"? А то может получиться так, что мы вроде как соревнуемся, но на самом деле мы соперничаем в совсем разных дисциплинах - он в плавании брассом, а я в биатлоне. При этом каждый с гордостью считает, что он круче своего соперника:)))

Если мы не работаем с конкурентом плечом к плечу над одной и той же задачей, в одном и том же проекте, то могу ли я более-менее объективно оценить полученный результат? Для чёткого понимания, кто выиграл, а кто проиграл,нужны общие критерии оценки этого результата. А выработать такие критерии можно только в совместной деятельности...

В качестве примера такого сотрудничества-соперничества авторы приводятсоздание операционной системы Linux . В разработке кода этой операционной системы участвовали более 13000 человек, но в результате в систему вошёл код лишь 350 программистов! Linux - открытая система, любой может внести в неё поправки и дополнения... Но в последние несколько лет 60% всех изменений делают лишь 10 человек! Хотя обмен мнениями, открытое обсуждение кода (т.е. сотрудничество) происходит постоянно, но в результате отбираются лишь лучшие идеи (конкуренция).

Собственно, секрет успеха всех выдающихся команд и организаций - поддержание неразрывной гармонии Инь и Ян, баланса между сотрудничеством и соперничеством.

В книге очень много информации (чуть ли не 25% текста ) о половых различиях, т.е. о том,как конкурируют мужчины, и как конкурируют женщины . Авторы попытались найти свой ответ на традиционный для гендерных исследований вопрос: "Почему среди женщин так мало людей с высоким социальным статусом? Политиков, руководителей крупных предприятий, топ-менеджеров и т.п. Неужели женщины не способны конкурировать?".

Ещё как способны! :) Не буду пересказывать результаты всех исследований, и все доводы, которые приводят авторы, напишу лишь один из самых важных. Выше я уже писал о "вызове", как осубъективной оценке вероятности достижения успеха в конкретной ситуации. Вот главное отличие между мужчинами и женщинами в том, что мужчины -в большей степени безбашенные идиоты:) Т.е. они принимают "вызов" и начинают активно соперничать, даже если их шансы на успех ничтожно малы.

Женщины гораздо более рациональны (точнее, у них гораздо лучше работает механизмвероятностного прогнозирования - вотконцептуальный пруф по теме;)). По данным, которые приводят авторы, женщины ввязываются в конкурентную борьбу только тогда, когда их шансы на успех не менее 40-50% (а это ОЧЕНЬ много! например, если речь идёт про политические выборы, в которых участвует десяток конкурентов ).

Женщины вступают в конкурентную борьбу намного РЕЖЕ мужчин, и поэтому их так мало "наверху". Но если уж они решают вступить в конкуренцию, то добиваются успеха ЧАЩЕ мужчин.

В книге ещё много интересных моментов, например:

О том как правильно использовать соревнования (к примеру, между продавцами) в качестве трудовой мотивации;

О том, как по разнице в длине указательного и безымянного пальцев можно прогнозировать деловой успех мужчин и женщин:)

О том, что готовность человека конкурировать во многом определяется соотношением егомотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач (но на самом деле для успеха в любой совместной деятельности нужен баланс обоих типов мотивации);

О том, что "позитивное мышление" и "визуализации успеха" - полная фигня:) Потому что они по сути дела формируют мощное когнитивное искажение, нарушающее восприятие себя, других, ситуации, и убивающее на корню мотивацию;

О том, какую роль в конкурентной борьбе играют гормоны

О том, как друг друга вызывали на "творческую дуэль" художники, музыканты, поэты; как соперничество друг с другом было для них своего рода "творческим допингом" (...мне вот сразу И.Северянин вспомнился: "Я избран королём поэтов..." :) ). И Леонардо таки одолел Микеланджело; а Бах - Луи Маршана!

Сильнейшее впечатление произвела главка, в которой рассказывается, как после объединения двух Германий западные немцы (wessi) обучали конкуренции (и прочим "азам" рыночной экономики ) восточных (ossi). Я был поражён, насколько ossi смогли "русифицироваться" за время существования ГДР:(

/Кстати, все проекты по "трудовому перевоспитанию" ossi закончились неудачей. Производительность их труда достигла лишь 50% от производительности труда wessi.И после этого мы говорим о какой-то конкурентоспособной экономике в нашей стране?!?! :(/

Очень смешное впечатление произвели места, где авторы рассуждают о некой идеальной "честной" конкуренции, которая должна формировать всё наше общество. По их мнению прообразом такой конкуренции являются древнегреческая демократия, Олимпийские игры и судейство на них.

По сути дела авторы говорят о том, что последнее слово в оценке ЛЮБОЙ конкурентной борьбы принадлежит особым экспертам - "судьям", а в современном мире - юристам. Уж и не знаю, плакать тут или смеяться... Во-первых, у авторов очень наивное представление о древнегреческой демократии (где беззаконья и дикости было более чем предостаточно - почитайте хотя быДжозефа Хеллера). Во-вторых, от былого благородного олимпийского духа соперничества сейчас мало чего осталось. Причём осталось мало именно благодаря американским "победам" на последних Олимпиадах, которых они добивались исключительно с помощью судебных процессов, а вовсе не на спортивной арене...

В качестве послесловия. После прочтения книги, я понял, что был крайне наивен, считая себя неконкурентным человеком:) Соперничества в моей жизни хватает, хотя и нельзя сказать, что я очень уж люблю соревноваться и конкурировать.

Книга помогла мне лучше понять различия между адаптивной и неадаптивной конкуренцией. А также лучше понять условия и правила, при соблюдении которых конкуренция становится действительно конструктивным мотиватором, помогающим лучше достигать собственных целей.

Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно !

Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.

Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов” (“Экономикс”).

Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Положительными (позитивными) сторонами конкуренции являются:

  • 1. Развитие экономической системы через борьбу всех со всеми: предпринимателями между собой, наемными работниками за рабочие места, торговцами за привлечением покупателей, борьба между покупателями за лучшие виды товаров, борьба внутри государства, и за пределами - за своё влияние, за рынок товаров и услуг.
  • 2. Конкуренция заставляет снижать затраты производства путём экономии ресурсов, роста производительности труда, улучшения трудовой дисциплины.
  • 3. Конкуренция заставляет улучшать качество продукции, её ассортимент, обслуживание продаваемого товара.
  • 4. Конкуренция побуждает снижать и выравнивать цены, повышать прибыльность предпринимательской деятельности.
  • 5. Конкуренция обеспечивает перелив капитала в погоне за прибылью из одной отросли в другую, позволять выравнивать среднюю норму прибыли и активизируя структурную перестройку.

Негативными последствиями конкуренции являются:

  • 1. Концентрация производства, приводящая к монополиям.
  • 2. Кризисы перепроизводства товаров в потоке за выпуском все большей массы товаров, дающий прибыль.
  • 3. Конкуренция усиливает борьбу капиталов за уменьшение затрат на производстве, в том числе путем снижения зарплат. А это снижает платежеспособный спрос населения.
  • 4. Конкуренция среди работников ведет к росту интенсивности труда, увеличивая армию безработных.
  • 5. Использование не честных методов конкуренции большими предприятиями, производящими мелкие и средние предпринимательства к разорению.
  • 6. Международная конкуренция ТНК ведется не честными методами, путем подкупа и разорения национальных производителей.
  • 7. Не пользование рекламы или других видов маркетинговой деятельности в борьбе за покупателя увеличивает расходы на производство товаров, что ведет к увеличению цен на эти товары.

Соотношение между позитивными и негативными сторонами конкуренции зависит от форм и методов конкурентной борьбы.

Жесткая конкуренция требует особых черт характера. Не каждый может похвастаться бойцовскими качествами, но практические советы авторов книги По Бронсона и Эшли Мерримена позволят вам выйти победителем из самых сложных ситуаций.

Что отличает выигрышное поведение от проигрышного? Почему мы иногда с радостью принимаем вызов, но потом быстро сдаемся? Можем ли мы вообще стать более конкурентоспособными?

Опираясь на научные данные, По Бронсон и Эшли Мерримен в книге «Царь горы » показывают, что стоит за каждой победой или поражением, и предлагают новый взгляд на природу и психологию конкуренции.

Во время Олимпиады, состоявшейся в IV столетии до нашей эры, борец Эуполос был пойман на подкупе соперников. По мнению историка Найджела Спайви, это первый в истории пример мошенничества во время Олимпийских игр.

С виновных был взыскан штраф, а вырученные от этого деньги выделили на то, чтобы заказать десять бронзовых статуй в натуральную величину – каждая изображала разгневанного Зевса, а у ее основания начертали имя виновника и в чем он провинился. Эти бронзовые статуи были установлены у входа на Олимпийский стадион, и они стали неизбывным источником стыда как для самих виновных, так и для городов, которые они представляли.

«Победу необходимо завоевывать скоростью ног и выносливостью тела, а не деньгами», – предостерег Павсаний.

В последующие века произошло еще несколько случаев мошенничества, но в целом Олимпийские игры проводились в честно и по правилам. Возможно, столь обостренное отношение к справедливости и является причиной того, что Олимпийские игры существуют так долго.

Профессор Венгерской академии наук Марта Фюлёп провела исследования, показывающие, что наша реакция на конкуренцию зависит в первую очередь от честности конкурентной борьбы.

Неадекватная реакция в большинстве случаев бывает вызвана несправедливой конкуренцией, а не характером соперника. Даже хорошие люди начинают поступать плохо, если с ними обращаются несправедливо.

Победитель нечестного состязания испытывает стыд, страх и злорадство, что приводит к эмоциональному дистанцированию от проигравшего. Жертва нечестного состязания не испытывает никакой радости за победителя. Проигравший не может принять свое поражение и не в состоянии двигаться дальше. Его охватывает чувство гнева и отвращения, а порой и беспомощности, из-за чего у него пропадает желание продолжать борьбу.

В случае справедливой конкуренции и победа и поражение вызывают адекватную реакцию. В честной борьбе победитель может испытывать симпатию к проигравшему, поскольку между ними есть эмоциональная связь. А проигравший, в свою очередь, соглашаясь с результатом, способен испытать радость за успех победителя. Итогом такого состязания становится не только победа, но и взаимное уважение соперников друг к другу за честную и красивую игру.

Эмоциональная реакция человека на победу и поражение у всех одинакова. Марта Фюлёп изучала отношение к победе и поражению в традиционно коллективистских культурах, таких как Япония и Китай, а также в индивидуалистских, ориентированных на конкуренцию западных культурах, таких как Канада.

После своих исследований она пришла к выводу, что самая распространенная реакция на победу – радость и удовлетворенность уровнем своего мастерства. Так в ее выборке реагировали на победу три четверти респондентов.

По мнению Марты Фюлёп, существует четыре типа реакции на победу:

  • Радость, торжество, воодушевление, возбуждение.
  • Чувство удовлетворения своим высоким профессионализмом.
  • Отрицание важности победы – чувство вины; страх перед возможным ответным ударом, острая потребность скрыть радость.
  • Нарциссическая переоценка себя – злобное чувство превосходства над проигравшим.

Также существует четыре типа реакции на поражение:

  • Огорчение, разочарование, после чего наступает признание своего поражения без неприязни и обвинений.
  • Неприятие проигрыша – безразличие, усталость, скука, эмоциональная отстраненность.
  • Самоуничижение: «я совсем плох, я несу ответственность перед командой», ненависть к себе, сильное душевное смятение.
  • Агрессивность по отношению к победителю – зависть, злость, ненависть.

То, как вы реагируете на победу, многое скажет о том, как вы будете реагировать на поражение, и наоборот. В частности, Марта Фюлёп пришла к выводу: тот, кто реагирует на победу с нарциссическим превосходством, в случае поражения, скорее всего, отреагирует агрессивными выпадами в адрес победителя.

Тот, кто отрицает важность победы, будет отрицать и значимость поражения или станет ругать себя за неудачу. Такой человек приведет свою реакцию – и на победу, и на поражение – в соответствие с реакцией других людей.

Неадекватная реакция лишает людей внутренней движущей силы. Участник конкурентной борьбы с нарциссическими наклонностями не считает нужным прилагать больше усилий на следующем этапе. Напротив, он считает, что победа принадлежит ему по праву. В таком случае справедливость не играет никакой роли – именно поэтому нарциссы более склонны добиваться победы нечестным путем.

Неадекватная реакция участника конкурентной борьбы – это ошибочный выбор как в случае победы, так и в случае поражения. Сравните ее с адекватной реакцией, которая возникает в ответ на честное соперничество. Победитель, испытывающий радость или удовлетворение положительным результатом, более склонен достойно принять поражение.

Конечно, в случае проигрыша ему бывает грустно и даже горько, но он собирает все свои внутренние ресурсы и полон решимости работать еще упорнее, чтобы победить в следующий раз. Для таких людей и радость, и огорчение становятся мотивирующими факторами.

Для утешения проигравшего мы слишком часто используем старый афоризм: «Важна не победа или поражение – важно участие в игре». Кто-нибудь когда-нибудь слышал, чтобы с этими словами обращались к победителю? Но не следует искать в проигрыше утешительный приз. Проигрыш – это возможность понять себя, свои методы борьбы и найти способ сыграть лучше в следующий раз.

Женская конкуренция: как победить и откуда она?

  • Конкуренция: на войне как на войне?
  • Что важнее женщинам, а что — мужчинам?
  • Зависть — почему?
  • Тест на зависть.
  • 6 шагов от зависти к успеху!
  • В какой же сфере женщины действительно конкурируют?

Летом я побывала в Риге, и там есть легенда о Дамах с улицы Розена. Говорят, давным-давно две дамы в широких платьях столкнулись на улице Розена и заспорили — кто из них должен уступить дорогу. Обе были знатного рода и каждая желала пройти первой. Так они и остались здесь стоять, и если раскопать мостовую XVII-го века, то можно будет увидеть их, продолжающих старый спор…

На войне как на войне. Цель любой ценой! Ничто так не радует женщину, как уродство её подруги!

Проблема женской конкуренции касается лично Вас? Неужели, женской дружбы не существует? Что мешает женскому счастью?

Женщины нацелены на сотрудничество, мужчины на конкуренцию. Есть только одна сфера, в которой женщины действительно конкурируют. Какая? Расскажу в конце видео.

"Женщинам важнее общение, мужчинам достижение. Мальчики играют с предметами, девочки друг с другом. Когда это ломается? Почему женщины не счастливы достижениями? Мальчики конкурируют, девочки сотрудничают. Женщины ценят взаимоотношения, мужчины — работу" — Барбара Пиз.

Разговоры. Девочки говорят о том, кто кого любит, кто на кого сердится, играют, собираясь малыми группами, и делятся секретами о других, заключая тем самым союз между собой. Девушки беседуют о мальчиках, своём весе, одежде и подругах. Женщины — о диете, личных отношениях, супружестве, детях, любовниках, знакомых, одежде и действиях других людей, завязывают отношения и интересуются всем, что можно назвать человеческим фактором. Мальчики обсуждают вещи и деятельность: кто что сделал, кто с чем сумел справиться и как действует то или иное устройство. Юношей интересует спорт, механика и принцип функционирования устройств. Мужчин — спорт, своя работа, новости, что они сделали и где побывали, технология, автомобили, механические приспособления и устройства.

Мужчина нацелен на то, чтобы достигнуть цели, завоевать определённый социальный статус и власть, победить в конкурентной борьбе и успешно достигнуть "итоговой черты". Фокус женских интересов — общение, сотрудничество, гармония, любовь, взаимопонимание. Отличия между ними столь велики, что невольно удивляешься, как они вообще могут ужиться вместе.

Через зависть мы остро переживаем своё несовершенство!

Тест на зависть, которые помогу вам понять — есть это вокруг вас:

  • "У неё есть все, а у меня ничего нет".
  • "Что в ней такое есть, чего у меня нет".
  • "У неё всё получается, а у меня нет".
  • "Почему все лучшее достаётся другим/ей?"
  • "По сравнению с ней я не очень красива и умна".
  • "Почему другим всегда везёт, а мне нет?"
  • "Конечно, у неё модельная внешность/богатый папа/хорошая работа, а у меня нет".
  • "Я не умею/не смогу так, как она".
  • "Если бы я была, как…"
  • "Я явно проигрываю внешне/ одеждой/образованием…"
  • "Я хуже неё…"

Если вам знакомы эти фразы — в жизни есть зависть.

И как следствие — конкуренция — неудовлетворённость собой — чувство вины и ненужности..

Что делать?