Что такое дума в литературе определение кратко. Разделы. Смотреть что такое "дума" в других словарях

Крупнейшим поэтом и главой де­кабристского романтизма по праву считается К. Ф. Рылеев. Накану­не 14 декабря 1825 г. и в день выступления он сыграл активную роль, фактически заменив намеченного диктатором Трубецкого, ко­торый изменил восставшим в последний момент. Рылееву в особую вину поставили попытку уговорить „Каховского рано утром 14 де­кабря. проникнуть в Зимний дворец и, совершая как бы само­стоятельный террористический акт, убить Николая". Причисленный к тем, кто замышлял цареубийство, он был осужден на смертную казнь. Имя его изъяли из литературы. Столовое серебро цена купить столовое серебро.

В 1823-1825 гг. Рылеев работал над завершением цикла „Ду­мы", начатого ранее. Это были произведения особой жанровой структуры. Написанные на историческом материале, они заметно от­личались от исторических поэм и баллад. Дума как жанр сочетает в себе признаки оды, элегии, поэмы, баллады и, может быть, исторической повести в стихах. В творческой установке Рыле­ева при создании дум преобладало воспитательное, поучительное стремление.

Ощущая, что Россия находится накануне революционного взры­ва и решительного перехода к будущему, Рылеев обратился к прош­лому. Это не уход от актуальных проблем, а попытка решить их особым образом. У Рылеева возник глубоко продуманный замысел: создать ряд произведений о героях, чей пример способствовал бы воспитанию полезных для общества качеств - патриотизма, граж­данской ответственности, ненависти к тиранам.

„Думы" - не сборник разрозненных произведений, хотя бы близких по теме: это в строгом значении слова цикл - наджанровое (или сверхжанровое) объединение ряда произведений для раскрытия замысла, для воплощения содержания, которые не раскрыва­ются и не выражаются в каждом отдельном слагаемом, а в полном объеме предстают лишь в границах всего цикла. Картина действи­тельности в циклах создается по принципу мозаики. Отдельные про­изведения взаимно дополняют друг друга. Связь между ними об­разуется не путем прямых авторских указаний, а вследствие сосед­ства, прилегания, взаимных параллелей, аллюзий; образных пере­кличек. Эти не заявленные в слове связи содержательны. Вследст­вие чего и возникает сверх суммы содержания отдельных слагаемых также дополнительное содержание или, по определению академика В.В. Виноградова, „приращение поэтического смысла".

По-видимому, Рылеев сам сознавал новаторский, необычный для русского читателя той поры характер своего цикла. Поэтому он счел необходимым „помочь" читателю, пояснив в общем введении суть своего замысла, а затем к каждому произведению дал пояснение в виде краткого предисловия или примечания. В общем введении сказано о задаче: „Напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти - вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине: ни­что уже тогда сих первых впечатлений, сих ранних понятий не в состоянии изгладить. Они крепнут с летами и творят храбрых для бою ратников, мужей доблестных для совета".

Как видно, это - поэтическая интерпретация политической программы „Союза благоденствия": длительное, на протяжении двух десятилетий воспитание целого поколения для планируемой на се­редину 40-х годов революции. „Думы" в этом смысле - произве­дения воспитательные. Литература превращается в орудие, с по­мощью которого должны быть достигнуты, по сути дела, внелитературные цели.

Создаваемая Рылеевым сложная, многослойная структура со многими внутренними связями должна была соответствовать богат­ству и общественной значимости содержания цикла „Думы". Объек­тивное содержание истории России не только изложено и освоено на разных поэтических уровнях, но и неоднократно преломлено под разными углами зрения. В принципе это должно было дать вы­пуклое, объемное выражение отдельным эпизодам и всей картине исторического развития страны.


Слово о полку Игореве - величайший памятник древнерусской литературы
В 80-х годах XII в. неизвестный нам автор создал величайшее произведение древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве". Открытие и публикация в 1800 г. "Слова" сыграли важную роль в развитии всей русской литературы. Это произведение обозначило исторические дали отечественной художественной культуры, показало, ...

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»
Создание цикла стихов «Персидские мотивы» Есенин задумывал уже давно, с того времени, как познакомился с шедеврами персидской классики. Мысль о таком цикле возникла вместе с мечтой о Персии. Этот цикл должен был быть необыкновенным – вершиной его творчества. Есенину было ясно что она ещё не достигнута. Персидские стихи нравились Есенину...

Журнал «Гражданин» В.П.Мещерского. Воспоминания М.А.Александрова о деятельности Достоевского на посту редактора «Гражданина».
После окончания начатого за границей романа «Бесы» Достоевский в начале 1873 года вернулся к журнальной деятельности, приняв на себя редактирование газеты-журнала «Гражданин» (1873-1874), с платой по 250 рублей в месяц, кроме гонорара за статьи. Издавал ее князь В.П. Мещерс­кий, монархист. Мещерского называли в либеральной печати «князе...

эпический и лироэпический песенный жанр украинского фольклора, запечатлевший борьбу украинского народа с иноземными захватчиками, социальные конфликты, семейно-бытовые отношения. От других песен, в том числе исторических, дума отличаются способом передачи и формой. Песни поются, думы исполняются мелодийным речитативом, импровизируются. Стих думы-свободный, деления на строфы нет; подмечается лишь членение на неравностишные периоды (уступы), замыкающие определенный образ или законченную мысль. Думы исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов: кобзы, бандуры или лиры. От их названий получили наименование и народные музыканты-исполнители: кобзари, бандуристы, лирники (наиболее известны А.Шут, О.Вересай, Н.Ригоренко, М.Кравченко). Первое значительное собрание дум и украинских песен дошло от начала 19 века: рукописный сборник «Повести малороссийские числом 16. Списаны из уст слепца Ивана, лучшего рапсодия, которого застал я в Малороссии в начале ХIХ века» (опубликовано в 1892-93 в журнале «Киевская старина»). В 1819 Н.А.Цертелев выпустил сборник «Опыт собрания старинных малороссийских песней». В 1825 К.Ф.Рылеев назвал сборник своих стихотворений и поэм «Думы». Впервые в науке употребил термин «Дума» для обозначения жанра украинской народной поэзии М.Максимович, издавший в 1827 сборник «Малороссийские песни». После этого термин вошел в употребление ученых и писателей, однако некоторые исполнители даже в конце 19 - начале 20 века продолжали пользоваться старыми названиями: «козацью пiснi», «пiснi про старовину», «поважш пiснi», «псальми». Интерес к думам, их исполнителям возрос в эпоху романтизма. Собиратели народной поэзии все большее внимание уделяли поиску новых эпических произведений, изучали репертуар их носителей, региональные традиции.

Думы разделяются на три цикла : о борьбе с турецко-татарскими набегами в 15-начале 17 века; о народно-освободительной войне 1648-54 и воссоединении Украины с Россией (к ним примыкают Думы о смерти Богдана Хмельницкого и избрании нового гетмана); на социальные и семейно-бытовые темы. Первые два цикла, объединяющие исторические и героические Думы, представляют собой два различных этапа в развитии украинского народного эпоса. Третий цикл, вероятно, создавался и бытовал одновременно с первыми двумя и позже, включая 19 век. Украинские и русские поэты и прозаики довольно часто (особенно в 1840-50х) создавали образы бандуристов, кобзарей и лирников, обращаясь к темам, художественно-изобразительным средствам и приемам Дум. Их широко использовали Н.В.Гоголь в «Тарасе Бульбе» (1835), Е.П.Гребёнка в историческом романе «Чайковский» (1843), Т.Г.Шевченко, И.А.Бунин («Лирник Родион, 1913), Э.Г.Багрицкий («Дума про Опанаса», 1926), Петро Панч («Клокотала Украина», 1954), Иван Ле («Наливайко», 1940; «Хмельницкий», 1959-65).

16-17 вв., их основная тематика порожденная эпохой непрерывной всенародной борьбы с иностранными захватчиками украинских земель. В них рассказывается о подвигах народа или его отдельных представителей-героев, выступили на защиту своей Родины от нашествия чужаков-поработителей, часто воспевается героическая смерть воина в этой борьбе.

Хотя думы определяются как лиро-эпический жанр, но в них преобладает эпический элемент. Об этом свидетельствуют четкое построение сюжета, фабульность, повествовательный характер описания событий, который, как правило, ведется в хронологической последовательности. Однако рассказ почти всегда подается в лирическом освещении, которое выявляют широкие авторские отступления, пейзажные зарисовки, проникновение во внутренний мир героев, воспевание их чувств и переживаний. «В отличие от плавности и широты рассказы гомеровского эпоса, - отмечает Г. Скука, - в думах имеющийся сильный лиризм, который вместе с драматизмом изложения очень трогает слушателя. В этом отношении думы близки к баллад и некоторое время европейские ученые так и называли их украинскими балладами. Однако своеобразная, слишком оригинальная, только думам присуща стихотворная форма, неповторимый стиль, их поэтика исключают подобное отождествление».

Думы отличаются стройной, отшлифованной веками своеобразной поэтической формой, отличной от всех других стиховых форм украинского фольклора. Непохожесть дум в других жанров определяется прежде всего манерой исполнения. Выполнялись думы речитативом (протяжным наспівним промовлянням) - итал. recitative, от лат. recitare - читать вслух произносить. Это была своеобразная форма декламации в праздничном, приподнятом стиле. Драматизм исполнения усиливался музыкальным сопровождением - игрой на гуслях (реже бандуре или лире). Віршовою и музыкальной формой думы представляют высшую стадию речитативного стиля, развитого ранее в причитаниях. Длинные рецитации дум имеющиеся в плавном, изменчивой форме. Поэтому Очень трудно (или невозможно) изучить их напамять дословно. По Мнению исследователей, каждый кобзарь перенял от своего учителя вроде рецитации (речитативного выполнения) лишь в общих чертах, а тогда витворював свой вариант мелодии, под который выполнял все думы своего репертуара. То есть достаточно гибкая и свободная относительно словесного и музыкального выражения дума будто всегда рождается заново, імпровізується. Ни один следующий вариант думы, даже если она выполняется одним и тем же исполнителем, не является тождественным с предыдущим: в ходе воспроизведения одни элементы невольно опускаются, другие добавляются, поэтому думы относятся к наиболее импровизационных видов фольклора.

К этому побуждает нечеткая грустная стихотворная форма. Думы не имеют привычной для песен, баллад, коломыи и других лирических жанров устойчивой строфы. Стихотворение думы астрофічний (без разделения на строфы) через изменение порядка рифмовки, а также неравносложный, с интонационно-смысловой членением на уступы. То есть строки в думах выделяются по признаку окончание мысли и группируются в уступы, периоды, тирады, которые являются своеобразными строфами дум. Строки не имеют определенной устойчивой количества складов (бывает от 5-6 до 19-20 и более слогов в строке), в свою очередь уступы не имеют постоянной количества строк (бывает 2-3, а бывает 9-12). Импровизацию дум облегчает свободное, неустойчиво рифмовки. Преобладает глагольное рифмовки, которым сочетаются 2-3 строки, а порой и больше - до 10 строк подряд с созвучным концом.

Несмотря на гибкость выполнения дум, достаточно стройной и устойчивой является их композиция, характеризуется чертами присущими только этому жанру. Она в абсолютном большинстве текстов сохраняет одни и те же составные элементы, жанровую структуру.

Думы начинаются поэтическим запевом, который кобзари часто называют «заплачкою». Этот начало зачастую строится на основе художественного параллелизма:

Не сизопері орлы защебетали,

А не сивая кукушка закуковала;

То бедные невольники, сидя в неволе, заплакали. («Дума о невольников»)

То не ясный сокол стонет-проквиляє,

Как сын к отцу, к матери в огороды христианские поклоны посылает. («Плач невольника»)

В воскресенье борзо рано порану, звездами пораненьку Сива зозуля налетала, На могиле садилась, Жалібненько закуковала...

(«Плач кукушки»)

После запева идет собственно дума (развертывание сюжета со всеми эпическими элементами композиции и лирическими отступлениями). В канву сю ясету могут вводиться дополнительные эпизоды, но, как правило, дума не бывает чрезмерно усложненной: сюжет разворачивается линейно в хронологической последовательности, события передаются якнайприродніше без элементов фантастики и неожиданных поворотов в развитии действия.

Завершается дума концовкой, которая называется славословіє, потому что в ней восхваляются подвиги, отвага, дела героя, который победил врага или же погиб за правое дело:

Сохрани - » Думы - Определение и поэтика жанра . Появился готов произведение.

ДУ́МА - 1) Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Широкую известность получили "Думы" К.Ф. Рылеева, составившие своеобразный цикл философско-патриотических поэм и стихотворений: "Димитрий Донской", "Смерть Ермака", "Богдан Хмельницкий", "Волынский", "Державин" и др. К философско-лирическим принято относить "Думы" А.В. Кольцова и "Думу" ("Печально я гляжу на наше поколенье...") М.Ю. Лермонтова . Один из разделов сборника стихотворений А.А. Фета "Вечерние огни" назван "Элегии и думы". Цикл стихотворений "Думы" есть у К.К. Случевского. Широкой известностью в первой половине XX века пользовалась "Дума про Опанаса" Э.Г. Багрицкого.

2) Эпический и лиро-эпический песенный жанр украинского фольклора, напоминающий русские былины. Украинские думы исполнялись речитативом, обычно в сопровождении бандуры; разделяют их на три цикла: о борьбе с турецко-татарскими набегами в XV-начале XVII веков, о народно-освободительной войне 1648-1654 годов и о воссоединении Украины с Россией, на общественно-бытовые темы.