Что нужно сделать чтобы исповедоваться и причащаться. Как правильно исповедоваться, что говорить батюшке? Что такое настоящая исповедь. Как проходит это таинство

Причащение — самое важное и непостижимое Таинство Православной Церкви, в котором верующий принимает Тело и Кровь Спасителя под видом хлеба и вина.

О Своих Святых Дарах Господь так говорит в Святом Евангелии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 56).

Таинство Причащения подает человеку силы для благодатной жизни во Христе. Причащаясь, мы становимся сами частью Его Тела как члены Его Церкви.

Верующие, которые хотят причаститься на литургии, должны предварительно исповедоваться. В Таинстве покаяния исповедующийся получает прощение от Господа. Видимым образом отпущение грехов дает во время исповеди священник: такую власть даровал Сам Спаситель святым апостолам, а через них и их преемникам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).

Всем ли необходимо покаяние?

После грехопадения праотцев человеческая природа повреждена грехом. Покаяние необходимо для любого христианина: грехи отдаляют человека от Бога — источника всякого добра, делают его чужим Христу, Который является Главой Церкви.

Грех ― рана для человеческой души, и сокрытые и неисповеданные грехи неизбежно приводят к болезням душевным и телесным. Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния.

Со слезами каялись и исповедовались в своих грехах даже те, кого мы сегодня почитаем величайшими святыми: чем ближе человек к Богу, тем яснее он осознает свое недостоинство перед Ним. Если говорим, что не имеем греха,— обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин.1, 8-9),― пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.

В чем заключается истинное покаяние?

Сущность покаяния не только в признании себя грешником — это было бы слишком просто,― но и в оставлении греха, в изменении самого образа жизни, приводящего ко греху.

Насколько подробным должно быть исповедывание грехов?

Грехи необходимо называть ясно, не скрываясь за общими фразами («во всем грешна…», «согрешил против седьмой заповеди»). Но еще важнее не пытаться оправдывать себя, как бы этого не хотелось. С чувством раскаяния несовместимы и обвинения во время исповеди в адрес других людей.

Как и когда совершается Таинство покаяния?

Обычно исповедь совершается в храмах утром перед началом Божественной литургии. Можно исповедаться и вечером: во время или после всенощного бдения. Однако необходимо помнить, что надо приходить в храм к началу исповеди для того, чтобы участвовать в общей молитве, когда священник молится за всех кающихся. По окончании этих молитв он произносит следующее напутственное слово: Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое... По-русски это наставление звучит так: «Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его пред нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Ты пришел в лечебницу ― не уйди отсюда неисцеленным».

Как готовиться к исповеди?

Кающийся просит у Бога благодатной помощи: способности видеть свои грехи, мужества открыто исповедовать их, решимости простить согрешения ближних против него самого. С молитвой он приступает к испытанию своей совести. Образцы молитв, проникнутых глубоким покаянным чувством, оставили нам великие подвижники Церкви.

Как подготовиться к принятию Святых Христовых Таин?

К Причастию необходимо готовиться постом, обычно трехдневным (разрешается при этом вкушение только растительной пищи, если, конечно, у человека нет серьезных заболеваний), особой усиленной молитвой, милостыней, совершением добрых дел, воздержанием от греховных поступков и даже мыслей, разного рода развлечений и удовольствий.

Накануне Причащения следует быть в храме во время вечернего богослужения, поскольку, в соответствии с восходящей еще к Ветхому Завету традицией, церковный день начинается с вечера.

Вечером, после богослужения, прочитываются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу-хранителю, которые помещены в молитвослове. После полуночи нельзя ни есть, ни пить, ни тем более курить (курение — вообще греховная привычка, которая осуждается Церковью). Утро начинается с утренних молитв и правила ко Святому Причащению, также помещенному в молитвослове (можно прочитать правило накануне). По благочестивому обычаю, верующие стараются подойти к Причастию с опрятностью не только душевной, но и телесной.

Как вести себя в день Причащения?

При выносе Чаши нужно совершить земной поклон, и, крестообразно сложив на груди руки (правую на левую), подходить по очереди к Святым Дарам, уже не кланяясь и вообще избегая лишних движений. При этом нужно ясно назвать священнику свое полное христианское имя и открыть уста для принятия Святых Таин. После приобщения следует поцеловать край Чаши и отойти без поклонов и крестного знамения к столику, где приготовлены для причащающихся теплота и просфоры.

В храме или дома причастники читают благодарственные молитвы по Святом Причащении.

Как часто необходимо причащаться христианину?

Невозможно установить в этом отношении единое правило для всех, но если основываться на советах наиболее известных современных духовников (в частности архимандрита Иоанна (Крестьянкина), то причащаться взрослому человеку желательно каждые две-три недели.

Для чего необходимо причащать младенцев? Как?

Мы все нуждаемся в благодатной помощи Божией. Но особенно необходима она еще только входящим в эту жизнь детям ― в период, когда закладывается основа их личности, когда она находится еще в стадии своего формирования. Маленький ребенок еще не может самостоятельно молиться, он беззащитен, его покров ― молитвы родителей и молитвы Церкви. И он как молодое растение нуждается в солнце и влаге, испытывает нужду в благодати, преподающейся посредством церковных Таинств. И, в первую очередь, посредством Таинства Причащения. Причащать маленьких детей можно (и нужно) по возможности часто, по усердию родителей. Кормить ребенка желательно 1,5-3 часа до литургии (в зависимости от того, сколько времени он может обходиться без еды; более взрослые не вкушают пищу и не пьют после 12 часов ночи). Причащают младенцев, пока они еще не могут принимать частицу Тела, только Кровью Христовой. При этом от родителей требуется особая внимательность и осторожность, чтобы их ребенок неловким движение не задел Святую Чашу. До 7 лет дети причащаются без исповеди.

Что делать, если кажется, что священник не в состоянии уделить достаточно времени всем кающимся?

Действительно, сегодня все больше людей приходят в церковь, осознав необходимость покаяния, и практически в каждом храме накануне праздников и воскресных дней возникают очереди желающих исповедоваться. Что делать? Можно посоветовать прийти на исповедь в будний день, когда священник сможет уделить Вам больше внимания. Можно, испытав свою совесть, записать грехи. Можно заранее подойти к священнику, предупредить, что Вы впервые хотите исповедоваться, и попросить его назначить Вам специальное время для исповеди. Очередь в храме ― совсем не причина откладывать жизненно важный шаг!

Что такое исповедь?

Для чего она нужна, и как правильно называть грехи на исповеди?

Почем нужно исповедоваться именно священнику?

Как правильно подготовиться таинству тем, кто хочет покаяться впервые?

Все эти вопросы рано или поздно задает себе каждый православный человек.

Давайте вместе разберемся во всех тонкостях этого таинства.

Исповедь для православного человека – что это?

Покаяние или исповедь – это таинство, во время которого человек устно открывает свои грехи Богу в присутствии священника, который имеет власть отпускать грехи от Самого Господа Иисуса Христа. Господь во время своей земной жизни дал своим апостолам, а через них и всем священникам власть прощать грехи. Во время исповеди человек не только кается в совершенных грехах, но и дает обещание больше их не повторять. Исповедь – это очищение души. Многие думают: «Я знаю, что все равно, даже после исповеди, буду снова совершать этот грех (например, курение). Так зачем мне исповедоваться?» Это в корне неверно. Вы же не думаете: «Зачем мне мыться, если я все равно завтра испачкаюсь». Вы все равно принимаете ванну или душ, потому что тело должно быть чистым. Человек слаб по своей натуре, и будет грешить на протяжении всей своей жизни. Вот для этого и нужна исповедь, чтобы время от времени очищать душу и работать над своими недостатками.

Исповедь для православного человека очень важна, ведь во время этого таинства происходит примирение с Богом. Исповедоваться нужно как минимум раз в месяц, но если у вас есть потребность делать это чаще, пожалуйста. Главное знать, как правильно называть грехи на исповеди.

За некоторые особо тяжкие грехи священник может назначить епитимью (с греческого «наказание» или «особое послушание»). Это может быть продолжительная молитва, пост, милостыня или воздержание. Это своего рода лекарство, которое поможет человеку избавиться от греха.

Несколько рекомендаций для тех, кто хочет исповедоваться впервые

Как и перед любым таинством, к исповеди нужно подготовиться. Если вы впервые решили покаяться, то нужно узнать, когда в вашем храме обычно проводится таинство. В основном его проводят в праздники, субботу и воскресенье.

Как правило, в такие дни много желающих исповедоваться. И это становится настоящим препятствием для тех, кто хочется исповедоваться впервые. Некоторые стесняются, а другие бояться сделать что-нибудь не так.

Будет хорошо, если вы перед первой исповедью обратитесь к священнику с просьбой назначить вам время, когда вы и священник останетесь наедине. Тогда вас никто не будет смущать.

Можете сделать себе небольшую «шпаргалку». Запишите на листок бумаги грехи, чтобы от волнения ничего не упустить на исповеди.

Как правильно называть грехи на исповеди: какие грехи нужно называть

Многие, особенно те, кто только начал свой путь к Богу, бросаются из крайности в крайность. Одни сухо перечисляют общие грехи, выписанные, как правило, из церковных книг о покаянии. Другие, напротив, начинают настолько подробно описывать каждый совершенный грех, что это становится уже не исповедью, а рассказом о себе и своей жизни.

Какие же грехи называть на исповеди? Грехи делят на три группы:

1. Грехи против Господа.

2. Грехи против ближних.

3. Грехи против своей души.

Давайте подробнее рассмотрим каждую в отдельности.

1. Грехи против Господа . Большинство современных людей отдалились от Бога. Не посещают храмы или делают это крайне редко, а о молитвах в лучшем случае только слышали. Однако если вы верующий человек, то не скрывали ли вы своей веры? Может, стеснялись перекреститься перед людьми или сказать, что вы верующий человек.

Хула и ропот на Бога – один из самых серьезных и тяжких грехов. Этот грех мы совершаем, когда жалуемся на жизнь и считаем, что несчастнее нас никого на свете нет.

Кощунство . Вы совершили этот грех, если когда-нибудь насмехались над обычаями или таинствами Церкви, в которых ничего не понимаете. Анекдоты про Бога или православную веру – это тоже кощунство. И неважно, слушаете вы их или рассказываете.

Ложная клятва или божба . Последние говорит о том, что в человеке нет страха перед величием Господа.

Неисполнение своих обетов . Если вы дали обет Богу совершить какое-либо благое дело, но не сдержали его, этот грех обязательно нужно исповедовать.

Не молимся ежедневно дома . Именно через молитву мы общаемся с Господом и Святыми. Просим их заступничества и помощи в борьбе со своими страстями. Без молитвы не может быть ни покаяния, ни спасения.

Интерес к оккультным и мистическим учениям, а также языческим и инословным сектам, ворожба и гадания . На самом деле, такой интерес может быть не только губителен для души, но и для психического и физического состояния человека.

Суеверие . Кроме суеверий, которые нам достались от наших предков-язычников, мы стали увлекаться и нелепыми суевериями новомодных учений.

Небрежение о своей душе . Удаляясь от Бога, мы забываем о своей душе и перестаем ей уделять должное внимание.

Мысли о самоубийстве, азартные игры .

2. Грехи против ближних .

Непочтительное отношение к родителям . Мы должны с благоговением относиться к своим родителям. Это же касается и отношения учеников к своему учителю.

Обида, нанесенная ближнему . Причиняя обиду близким, мы наносим вред его душе. Мы так же совершаем этот грех, когда советуем своим ближним что-то порочное или дурное.

Клевета . Наговаривать напраслину на людей. Обвинять человека, не имея уверенности в его виновности.

Злорадство и ненависть . Этот грех приравнивается к человекоубийству. Мы должны помогать и сострадать ближнему.

Злопамятство . Оно показывает, что наше сердце переполнено самолюбием и самооправданием.

Непослушание . Этот грех становится началом для более серьезных зол: дерзость против родителей, воровство, лень, обман и даже убийство.

Осуждать . Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам буду мерить» Осуждая человека за ту, или иную слабость, мы можем впасть в такой же грех.

Воровство, скупость, аборты, воровство, поминание усопших спиртными напитками .

3. Грехи против своей души .

Лень . Не ходим в храм, сокращаем утренние и вечерние молитвы. Занимаемся празднословием, в то время как нужно работать.

Ложь . Все плохие дела сопровождаются ложью. Недаром сатану называют отцом лжи.

Лесть . Сегодня это стало оружием для достижения земных благ.

Сквернословие . Этот грех сегодня особенно распространен среди молодых людей. От сквернословия душа грубеет.

Нетерпение . Мы должны учиться сдерживать свои негативные эмоции, чтобы не нанести вред своей душе и не обидеть близких.

Маловерие и неверие . Верующий человек не должен сомневаться в милосердии и мудрости Господа Нашего Иисуса Христа.

Прелесть и самообольщение . Это мнимая близость к Богу. Человек, страдающий этим грехом, считает себя практически святым и ставит себя выше других.

Долгое сокрытие греха . В результате страха или стыда, человек не может открыть совершенный грех на исповеди, считая, что ему уже не спастись.

Отчаяние . Этот грех часто преследует людей, которые совершили тяжкие грехи. Его обязательно нужно исповедовать, чтобы предотвратить непоправимые последствия.

Обвинение других и самооправдание . Наше спасение заключается в том, чтобы мы могли признать себя и только себя виновными в своих грехах и поступках.

Это основные грехи, которые совершает практически каждый человек. Если ранее во время исповеди озвучивали грехи, которые больше не повторяли, то их исповедовать еще раз не нужно.

Блуд (в том числе и брак без венчания), кровосмешение, прелюбодеяние (измена), половые отношения между людьми одного пола.

Как правильно называть грехи на исповеди – можно ли их написать на бумаге и просто отдать священнику

Иногда, чтобы настроиться на исповедь и не переживать, что во время таинства что-то забудешь, пишут грехи на бумаге. В связи с этим многие задаются вопросом: можно написать грехи на листке бумаги и просто отдать священнику? Однозначный ответ: Нет!

Значение исповеди именно в том, чтобы человек озвучил свои грехи, оплакал их и возненавидел. Иначе это будет не покаяние, а написание доклада.

Старайтесь со временем вовсе отказаться от каких-либо бумажек, а рассказывать на исповеди именно о том, что тяготит вашу душу именно в этот момент.

Как правильно называть грехи на исповеди: с чего начать исповедь и как закончить

Подойдя к священнику, постарайтесь выбросить из головы мысли о земном и прислушайтесь к своей душе. Начните исповедь со слов: «Господи, согрешила перед Тобой» и начинайте перечислять грехи.

Не нужно перечислять грехи в подробностях. Если вы, к примеру, что-то украли, то не нужно рассказывать священнику где, когда и при каких обстоятельствах это произошло. Достаточно просто сказать: Согрешила воровством.

Однако и совсем сухо перечислять грехи не стоит. Например, вы подходите и начинаете говорить: «Согрешила гневом, раздражением, осуждением и т.д.» Это тоже не совсем правильно. Лучше будет сказать так: «Согрешила, Господи раздражением к мужу» или «Постоянно осуждаю соседку». Дело в том, что священник во время исповеди может дать вам совет, как бороться с той или иной страстью. Именно эти уточнения помогут ему разобраться в причине вашей слабости.

Закончить исповедь можно словами «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй мя грешную!»

Как правильно называть грехи на исповеди: что делать, если стыдно

Стыд во время исповеди – это вполне нормальное явление, ведь нет таких людей, которым было бы приятно рассказывать о не самых приятных своих сторонах. Но с ним нужно не бороться, а постараться пережить, перетерпеть его.

Прежде всего, вы должны понимать, что вы исповедуете свои грехи не священнику, а Богу. Поэтому стыдно должно быть не перед священником, а перед Господом.

Многие думают: «Если я все расскажу священнику, он, наверное, будет меня презирать». Это абсолютно не важно, главное, выпросить прощение у Бога. Вы должны четко решить для себя: получить избавление и очистить душу или же продолжать жить в грехах, погружаясь в эту грязь все больше.

Священник только посредник между вами и Богом. Вы должны понимать, что во время исповеди Сам Господь стоит незримо перед вами.

Хочется еще раз сказать, что только в таинстве исповеди человек с сокрушенным сердцем кается в грехах. После чего над ним читается разрешительная молитва, которая и освобождает человека от греха. И помните, тот, кто скроет грех во время исповеди, приобретет еще большее прегрешение перед Богом!

Со временем, вы избавитесь от стыда и страха и будете лучше понимать, как правильно называть грехи на исповеди.

На жизненном пути человек не может избежать ошибок и падений. Как говорил апостол Павел: “Доброго, которого хочу не делаю, а злое, которое не хочу делаю, бедный я человек”. Одни люди приходят к Богу в юношестве, другие осознают любовь к Господу в более зрелые годы, но каждый христианин, в тот или иной момент жизни, вольно или невольно нарушает заповеди Божьи, и совершает грех.

Об исповеди

Исповедь (покаяние) – одно из главных и важных таинств Православной церкви. В покаянии душа человека обновляется, духовно очищается. В православном понимании грех – это заболевание души, а покаяние (исповедь) понимается как исцеление. Духовной врачебницей считается храм, а врачом является сам Господь, действующий через священника.

  • Исповедующийся христианин должен являться крещенным собратом православной веры, осознанно пришедшим к Богу за прощением и отпущением своих грехов.
  • Покаяться Богу – это желание человека изменить образ своей жизни, деяний, помыслов в согласии с заповедями Божьими. Накануне перед походом на исповедь, необходимо сесть и сосредоточенно вспомнить и осознать свои грехи, сожалея всем сердцем о содеянных проступках. Осмысление своих грехов является самой строгой и придирчивой самооценкой и самокритикой.
  • Прощающее таинство исповеди проходит в каждом православном храме, как правило, в вечернее время чтения Всенощной либо утром после начала литургии.
  • При подготовке к покаянию в церковном уставе не сказано о соблюдении особого поста и особого слова при обращении. Господь просит только истинное вероисповеданье и сердечное сожаление.

Подготовка к исповеди

Итак, прийти на исповедь означает критическим взглядом окинуть свой жизненный путь, заглянуть в глубину души и переосмыслить дела и помыслы, следуя Божьим заповедям. При сильном волнении можно записать свои прегрешения на маленький листочек, чтобы не упустить тот или иной проступок во время беседы с Богом. Раскаивающийся должен исповедовать общее сознание нечестивости, называя особенно присущие ему слабости и страсти. Например – ложь, блуд, гневливость, псевдолюбие. Если христианин испытывает особую вину, например от аборта, убийства, насилия – грех произносится полностью, изложенным в кратком прошении.

Как на исповеди рассказать о сокровенном

Иногда даже самые смелые и отважные христиане боятся ходить на исповедь, думая, что священник осудит и пристыдит их за совершенные деяния. В этом случае необходимо искоренить в себе страх полностью, и понять, что самая главная святая обязанность Батюшки – ни в коем случае не допустить разглашения содержания исповеди. Следует помнить, что мы исповедаемся Господу, а не священнослужителю, он является только свидетелем, помогающим нам в общении с Всевышним. В конце таинства произносится прощающая (очищающая) грехи молитва, конец ее звучит так: “Священнослужитель просит, да простит Господь те чадо и ас не достойный ерей, его властью, мне позволенной прощаю и разрешаю от грехов и страстей твоих. Аминь”, то есть следует понимать, что сам Господь, совершает таинство исповеди, а не священник.

Как подготовиться к исповеди. Грехи против Бога

Очень часто можно услышать: “Я никого не убил, не предал, не своровал, так за что же мне просить прощения и каяться перед Богом?” Если изучить заповеди, всего их 10, приходит осознание, что часто мы нарушаем многие из них. Проступки и прегрешения делятся на 3 основные группы – грехи, совершаемые против Господа, против своих близких и самого себя.

  • Грехи, совершаемые против Бога – создание и почитание иных идолов кроме Него, утаение или упущение грехов на покаянии, гадания, карточные и азартные игры, мысли о суициде, распространение лжеучений, игнорирование утренней и вечерней молитвы, уныние и отрешение в трудных жизненных ситуациях, не выполняемый приход в храм в воскресные и праздничные дни, упоминание имя Господа в не религиозном направлении общения, вероотступничество и не ношение своего нательного креста.
  • Грехи, совершенные против ближнего – убийство, вспыльчивость, гневливость, лжесвидетельство, не почитание родителей, осуждение другого, воровство, ссоры, аборт, не усердие в процессе работы, не уплата другим за исполненную работу, неоказание помощи и бездушие к трудностям нуждающимся, употребление алкогольных напитков на поминальном обеде, вместо мольбы и прошении об усопшем, неуважение к старшим, воспитание детей вне приобщения к православной вере.
  • Грехи, исполненные против самого себя – пьянство, ложь, многословие, блуд (близость вне брака), осуждение, пересуды, излишнее самолюбие, гордыня, выполнение добрых дел на показ, желание обогатиться, любодеяние, рукоблудие, кровосмешение.


В нашей стране много людей, считающих себя православными. Именно считающих, ведь есть простой и очень важный критерий из Священного Писания: «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Нельзя «верить в душе», нужно реализовывать свои православные убеждения православной жизнью, исполнением церковных правил и принадлежностью к какой-то конкретной церковной общине.

Таинство, без которого невозможна духовная жизнь православного христианина, – это таинство Евхаристии. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). Для участия в этом великом и страшном таинстве нужно предварительно очистить свою совесть в таинстве Покаяния, то есть в Исповеди. К сожалению, не все люди, которые записывают себя в православные, хоть раз участвовали в этих таинствах.

Но есть и весьма положительная тенденция. Практически ежедневно в наш храм заходят люди, которые хотели бы исповедоваться первый раз в своей жизни. Это мужчины и женщины, молодые и старые, рабочие и руководители. Многим сложно сделать первый шаг и подойти к исповеди в первый раз. Для таких людей предлагаю своего рода инструкцию, что надо делать перед исповедью и как к ней приготовиться.

Зачем нужна исповедь?

Многие задаются этим вопросом. Ведь Господь и так знает о наших согрешениях! Да, знает и ждет, когда мы раскаемся в них и встанем на путь исправления.

Господь смотрит в наше сердце и радуется, если видит, что человек скорбит о своей прежней жизни и не хочет повторить прежних ошибок. В Евангелии есть прекрасная притча (Лк. 15, 3-7) о том, как пастух оставляет 99 овец, идет за одной заблудившейся и радуется тому, что нашел ее. Так и Господь радуется каждому покаявшемуся грешнику.

Бог или священник?

Некоторые стесняются пойти на исповедь и что-то сказать священнику. Но в таинстве Исповеди мы получаем разрешение от грехов от Бога, а священник является при этом лишь свидетелем. В молитве перед исповедью есть такие слова священника (сразу в русском переводе): «Здесь невидимо присутствует Христос, принимающий исповедь твою. Не стыдись и не бойся и не помысли скрыть что-либо от меня, но откровенно скажи всё, что ты соделал, чтобы принять от Господа нашего Иисуса Христа прощение соделанного тобою. Вот и святая икона Его; я же, иерей, духовный твой отец, только свидетель для засвидетельствования пред Ним (Христом) обо всем, что ты скажешь мне».

То есть исповедь принимает Сам Господь, а священник выступает здесь в роли свидетеля, своего рода посредника.

Не стыдитесь и не стесняйтесь

Ложный стыд должен быть отброшен. Бывает, что люди смущаются говорить о своих грехах. Если священник исповедует достаточно долго и много, то его очень сложно чем-то смутить. Опытным священникам за их долгую жизнь в чем только не каялись, и удивить их чем-то очень сложно. Поэтому отбросьте лишнюю скромность и постарайтесь чистосердечно во всем признаться.

Священник скорее порадуется серьёзности подготовки исповедника и тому, что грешник освободился от мучительного греха.

А если накажет?

Да, бывает и такое. Есть грехи, в которых мало просто раскаяться, надо принести определенное покаяние. Надо смириться, если священник наложит на Вас епитимию (наказание). Это может быть усиленная молитва, усиленный пост, дела милосердия, а иногда и отлучение на некоторое время от таинства Причащения.

После исповедания грехов священник читает молитву и разрешает кающегося от грехов. Сам Спаситель сказал апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин., 20, 23).

Когда подойти?

В разных храмах может быть разная практика исповеди. Есть большие храмы, в которых много священников, и они в течение дня дежурят в храме и могут Вам помочь. Есть маленькие храмы, где один священник, и надо постараться его вовремя застать. Но хотелось бы дать один совет: если Вы никогда не причащались или причащались очень давно, надо сначала подойти к священнику на беседу. Он объяснит, как Вам приготовиться к таинству Причастия. Если Вы хотите побеседовать, задать интересующие вопросы, то лучше сделать это по предварительной договоренности, а не на исповеди в какой-нибудь большой праздник. В такие дни священнику даже физически тяжело уделить много внимания каждому пришедшему человеку.

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением .

Молитвенное правило

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Пост

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Покаяние

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г. ), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» .

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением , крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать , исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

Примирение

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)» .

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит ) нам долги (грехи ) наши», когда и мы оставим «должником нашим».