Блог татьяны гайдук. Голубые сказки Парк скульптур в осло вигеланд время работы

Я никогда не слышала об этом парке. Поэтому только после того как вышла оттуда, начала искать в нете информацию. Жаль, что я всего этого не знала заранее. В центре Осло расположен уникальный парк с 227 скульптурами 640-ка обнаженных людей всех возрастов, которые отражают абсолютно все грани человеческой жизни. Скульптуры создавались Густавом Вигеландом - вы только вдумайтесь - с 1907 по 1942 год! Интересно как появился парк - В 1921 город решил снести дом, где проживал художник и построить на этом месте библиотеку. После долгих переговоров, город предоставил Вигеланду новое здание и территорию парка Фрогнер, где он мог работать и жить; взамен скульптор обещал жертвовать городу все его последующие работы. В своем Саду Вигеланд вознамерился ни много, ни мало, рассказать о жизни человеческой. О рождении и смерти. О созревании и увядании. О любви и дружбе. О родителях и детях.
Совсем коротко о главных фигурах. Парк начинается "Мостом жизни" длиной 100 м с 58 скульптурами отражающими "Человеческий темперамент". Тут же находится колесо любви показывающее соединение мужнины и женщины. Здесь и символ Осло - "Рассерженный мальчик", которого изображают на всех открытках с видами Осло. Я покажу его под катом. А мне понравилась девочка, которая стоит напротив мальчика. Она такая красивая и никто около нее не фотографируется:)
За мостом идет "Детская площадка" - 8 фигур детей во время игры и даже зародыш...
Потом фонтан с людьми и скелетами, как бы показывая, что за смертью. идет новая жизнь. А в фонтане плавают гуси и утки:)
Самая высока точка парка - "Монолит". Из цельного куска гранита мастер с подмастерьями 14 лет вырезал 121 скульптуру поднимающуюся к небесам. Эта идея подразумевалась как желание человека стать ближе с духовным и божественным. Ансамбль изображает чувство близости, поскольку человеческие фигуры обнимают друг друга, их ведут навстречу спасению.
И заканчивается парк "Колесом жизни" - воедино сплелись тела четверых взрослых и ребенка.
В парке постоянно отдыхают люди. Разрешено даже жарить барбекю на одноразовых барбекюшницах:)
В 2007 году неизвестные заклеили черной бумагой все интимные места скульптуру


Мальчика уже достали туристы, которые оттерли ему ручку и другую часть тела. Он и рассердился:)




Вид из парка


Мост жизни


... а это моя девочка


Это композиция меня очень впечатлила.Я ее назвала "Мужчина,отказывающийся от своих детей". Это либо оставленные дети, либо дети, которые хотели родиться, а мужчина заставил их убить нерожденными. Нашла вот такой факт из жизни Вагеланда. Ради 17-летней любовницы он расстается с Лорой Андерсен - единственным близким человеком, с которой у него было двое детей. Перед расставанием Густав обязывается поддерживать потомство материально и никогда не видеться с ним. Он выполнит все свои обязательства. С новой спутницей жизни, тоже натурщицей, отношения прервутся через 20 лет. У них не было детей. В 1938 появляется дочь от сожительства с безраздельно преданной молоденькой домоуправительницей.В Норвегия все знали об оставленных ним детях.
В "Солярисе" Лема брошенные дети материализуются из снов. Наивный Космический Разум не понимает поначалу, что причиняет этим боль Сарториусу и милому доброму Снауту. Или это еще не родившиеся, как в "Синей птице"? Да, для меня это неродившиеся...


Вокруг чаши Фонтана не просто деревья из бронзы, а ясени, и не случайно они расположены так близко к воде.
Дерево Иггдрасиль, Всемирный Ясень - первооснова Вселенной у древних скандинавов. Его корни орошают Норны - богини судьбы. Кто-то усмотрит в этом веру Вигеланда-протестанта в предопределенность, без которой Дерево, а с ним и Жизнь зачахли бы.
Библейское древо познания добра и зла тоже не на пустом месте выросло. Старый спор насчет того, что именно растекается по древу в "Слове о полке Игореве": "мысль" или "мысь" сиречь белка - кажется, давно решен в пользу последней. Вспомнили бы ученые мужи, что по Иггдрасилю снует белка Рататоск (Грызозуб) и переносит сплетни от орла наверху к дракону внизу и обратно, тогда и спора бы не возникло, настолько все очевидно. Тем более, что Игорь в XII веке не забыл, что его предки были знатные варяги, следовательно, скальды, поэты. Ему и его воинству эта белка была знакома, как нам колобок. Вместо белок Вигеланд рассадил в ветвях людей.


Ждали ребенка, а появилось двое


А это сын вырос


Монолит


Моя любимая. Вершина нежности...


Колесо жизни


...и я


...ну и хватит меня:)


Мамочка с детьми просто очаровала меня. Образ мамаши, радостно посвятившей себя детям, близок остающимся пока на плаву людям из "нынешнего поколения советских людей". Здесь мы всегда приостанавливаемся, горестно кряхтим и понимающе переглядываемся, в глазах - нежность.


Ребенок, просовывающий руку в пасть волка. На самом деле поучительный эпизод из жизни асов - богов. Волчонок Фернис, взятый для забавы, рос, рос и вырос в опасного волчару. Асы задумали перехитрить Ферниса. Под видом пробы сил они набросили на него цепь. Но серый цепь разорвал. И так много раз. Тогда обратились к гномам. Те сплели особо прочную, качественную цепь из корней гор, шума кошачьих шагов, бород женщин, слюны птиц, голоса рыб и сухожилий медведей. С тех пор кошачьи шаги бесшумны, у женщин нет бород, у гор нет корней, у птиц - слюны, у медведей - сухожилий, а рыбы не имеют голоса. Когда новую цепь принесли, Фернис почуял неладное. Он не отказался от испытания, но потребовал, чтобы бог войны Тир просунул ему руку в пасть, вроде залога. Цепь разорвать не удалось, и пришлось-таки руку откусить. На барельефе ясно видно, что волк ребенка не обидит. Здесь нет никакого коварства. Они просто играют.


Парк скульптур Густава Вигеланна (Вигеланда) - уникальное место. Может быть, даже самое интересное в норвежской столице. В Осло стоит приехать уже ради того, чтобы увидеть этот грандиозный комплекс скульптур , передающих всю гамму человеческих отношений, страстей и возрастных этапов. У Вигеланда неповторимый пластический язык. Его творения запоминаются сразу и навсегда. Они захватывают дух, тревожат и заставляют сопереживать - столько выразительности в этих каменных и бронзовых изваяниях: здесь вам и бурная радость, и забота, и нежность, и самопожертвование, и агрессия, и отчаяние. Эти люди улыбаются, весело играют или мечтательно смотрят друг на друга. Они сердятся, испытывают страх, стыд или беспокойство.

Мужчины и женщины, старики и дети - все эти фигуры, одинокие или взаимодействующие между собой, складываются в масштабную картину круговорота жизни , в разных картинах и сюжетах показывая путь человека от рождения к смерти, а в центре, как перст, вздымается сложенный из человеческих тел «Монолит ».

Парк Вигеланда разворачивается перед вами как книга жизненных сцен или даже как философский трактат. В любом случае это не собрание разрозненных скульптур, а монументальный комплекс, целостное произведение о судьбе человека.

Творчество Вигеланда затрагивает извечные жизненные вопросы: зарождение, созревание и увядание жизни, дружба, любовь, отцовство, материнство, взаимоотношения полов и поколений. Причем скульптор показывает всё это без прикрас, с обнаженной (во всех смыслах) прямотой, но иначе эти композиции не «задевали» бы так сильно. Некоторые считают, что в скульптурах Вигеланда слишком много грубости, жестокости и мрачных настроений. Многие называют его работы неоднозначными и «странными». Однако своей языческой энергией и осязаемой эмоциональностью творения норвежца производят впечатление даже на самых далеких от искусства людей.

В этой заметке мы расскажем об истории создания парка Вигеланда в Осло . Кроме того, вы увидите фотографии и описания наиболее интересных и необычных скульптур парка . В завершение будет приведена практическая информация о посещении парка .

История парка скульптур Вигеланда (Фрогнер-парка) в Осло

Фактически парк скульптур Вигеланда (Vigelandsparken ) является частью более обширного парка Фрогнер (Фроньер) (Frognerparken ) , история которого излагается ниже. Южную часть парка занимает старинное поместье Фрогнер, здания которого сейчас принадлежат музею города.

Поместье Фрогнер (Фроньер)

В середине XVIII века владелец поместья Фрогнер Ханс Якоб Шиль (Hans Jacob Scheel ), будущий генерал и придворный камергер, разбил рядом со своим новым усадебным домом барочный сад. Последующие владельцы продолжили его дело. Так, богатейший норвежский купец Бернт Анкер (Bernt Anker ), который приобрел усадьбу Фрогнер в 1790 году, расширил главное здание до нынешних размеров.

В 1836 году поместье купил крупный норвежский промышленник и землевладелец немецкого происхождения Якоб Бенджамин Вегнер (Jacob Benjamin Wegner ), который примерно в 1840 году превратил усадебный сад в романтический парк. Нынешний Фрогнер-парк , за исключением центральной зоны со скульптурами Вигеланда , представляет собой как раз такой романтический ландшафтный парк, причем исторически территория парка была значительно меньше сегодняшней.

В главном усадебном здании XVIII века в настоящее время размещается (Oslo Bymuseet ). Есть планы по реставрации старинного барочного сада.

Общественный парк Осло

Значительная часть пахотных земель к концу XIX века была продана частным владельцам. Оставшуюся территорию площадью около 1 кв. км выкупили в 1896 году городские власти Осло (Кристиании) . Первоначально мэрия планировала выстроить тут новый жилой квартал, но в 1900 году было принято решение о создании общественного парка для отдыха, развлечений и спортивного досуга населения. В 1901 году у дороги Kirkeveien появился первый стадион «Фрогнер», а в 1904 году для публики открылись ближайшие к усадьбе районы парка. В 1914 году стадион перенесли, что было связано с проведением Юбилейной выставки 1914 года (Jubileumsutstillingen ), приуроченной к столетию конституции Норвегии. Главным местом выставочных мероприятий был выбран как раз Фрогнер-парк . Выставка стала важным событием в жизни страны, ее посетило около 2 миллионов человек.

В ходе подготовки к выставке архитектор Хенрик Булл (Henrik Bull ) и его коллеги построили на территории парка разнообразные павильоны и прочие временные объекты, которые были затем демонтированы. Располагались эти сооружения по обеим сторонам центральной оси парка, то есть как раз там, где ныне стоят скульптуры Вигеланда .

Парк скульптур Вигеланда: история создания

В 1917 году главный садовый архитектор Осло Мариус Рёне (Marius Røhne ) разработал генеральный план нового парка, который, однако, не был реализован. В 1924 году городские власти одобрили решение, согласно которому в парке, к западу от пруда, разместится фонтан и гранитные статуи работы Густава Вигеланна (Вигеланда) (Gustav Vigeland ). Последовали длительные обсуждения дальнейшего использования и оформления парка, причем Рёне был одним из главных противников скульптурного проекта Вигеланда.

Мысль о том, чтобы установить работы Вигеланда именно тут, возникла не на пустом месте. Дело в том, что к тому времени у скульптора уже была собственная мастерская во Фрогнер-парке. Решение о ее строительстве городские власти приняли в 1919 году, а окончательный контракт, подписанный в 1921 году, оговаривал, что Вигеланд завещает все свои произведения городу в обмен на право и впредь, до самой смерти, пользоваться этой мастерской. Также было решено, что после смерти Вигеланда эта студия станет его музеем, а на верхнем этаже здания для скульптора оборудовали квартиру. ().

Старейший сохранившийся в архивах план парка Вигеланда (источник ):

В 1924 году Вигеланд переехал в этот дом, где вел тихую, спокойную жизнь со своей женой Ингерид (Ингрид). Он был полностью поглощен творчеством. В 1931 году городские власти утвердили разработанный Вигеландом план парка, предусматривавший, помимо Фонтана и Монолита, создание Моста со скульптурами, и в 1930-х годах началась наиболее активная фаза работы над парком скульптур . Проект величественных Главных ворот был одобрен уже в 1927 году.

Скульптор сам моделировал все скульптуры в полную величину из глины, а уже отливали их в бронзе или высекали в граните профессиональные ремесленники - ассистенты, с которыми сотрудничал Вигеланд. Их помощь была неоценима в работе над столь грандиозным проектом.

Старая фотография, показывающая ход работ на мосту со скульптурами (источник ):

Основную финансовую нагрузку взяли на себя городские власти Осло, однако имелось также несколько частных лиц и коммерческих компаний, которые щедро спонсировали проект, желая, чтобы столица Норвегии приобрела особенный парк, какого больше нет в мире.

Работа над парком растянулась на несколько десятилетий. Вигеланд трудился над своим главным детищем с 1920-х годов до своей смерти, то есть до 1943 года. В 1947 году в мастерской Вигеланда открылся его музей . А сам парк со всеми скульптурными и архитектурными элементами был полностью готов лишь к 1950 году.

Прогулка по парку скульптур Густава Вигеланна (Вигеланда): скульптуры в парке Фроньер (Фрогнер). Путеводитель по парку

Общее описание и планировка парка

Парк Фроньер (Фрогнер) , расположенный на территории исторического поместья, является крупнейшим общественным парком в Осло . Это популярное место прогулок местных жителей: здесь часто можно увидеть людей, гуляющих с детьми или собаками, устраивающих барбекю и пикники, играющих в бадминтон или просто загорающих.

Кроме того, это одна из самых важных и интересных достопримечательностей Осло , которую ежегодно посещает более миллиона человек. А всё потому, что часть парка занимает общедоступная выставка скульптур Густава Вигеланна (Вигеланда) . Поскольку это «парк внутри парка», то словосочетание «парк Вигеланда » (Vigelandsparken ) использовать не совсем корректно. Это неофициальное название, распространенное главным образом среди туристов. Норвежцы утверждают, что правильнее называть это место «пространством Вигеланда» (Vigelandsanlegget ). Мы же для простоты и четкости будем придерживаться обычного «туристического» наименования, поскольку во всем парке нас интересует одно - скульптурные произведения. На самом-то деле парк ими не ограничивается (на его территории находятся, в частности, стадион, открытые купальни с бассейном, городской музей, кафе и ресторан).

Парк Вигеланда (то самое «скульптурное пространство» внутри Фрогнер-парка) занимает площадь 3,20 га (тогда как весь Фрогнер-парк - 4,5 га). Это крупнейший в мире скульптурный парк , созданный одним художником. В парке представлено 214 скульптур из бронзы и гранита - всего около 600 фигур. Также имеется 13 кованых ворот. Все эти произведения спроектированы Густавом Вигеландом, и сам парк с его оградами, аллеями и лужайками также создан по его чертежам. Именно в данном парке можно увидеть основную часть художественного наследия этого норвежского скульптора . .

Парк Вигеланда имеет 850 метров в длину и симметрично располагается по обеим сторонам от центральной оси (см . схему парка скульптур Вигеланда ). Скульптуры сгруппированы в виде пяти основных композиционных центров: Главные ворота , Мост со скульптурами и Детской площадкой , Фонтан , Плато Монолита и Колесо жизни .

Основная часть статуй изображает людей во время различных занятий: они бегают, борются, танцуют, обнимаются, держатся за руки и т.д. Однако периодические встречаются и более абстрактные композиции.

Проведем теперь самостоятельную экскурсию по парку Вигеланда , полюбуемся скульптурами и постараемся подробнее узнать о художественном замысле автора и истории создания этих необычных произведений искусства.

Главные ворота

Монументальные главные ворота (Hovedportalen ), ведущие на территорию парка Вигеланда, располагаются на его центральной оси, со стороны улицы Киркевайен (Kirkeveien ) (см . план парка ). Многие посетители считают их главным входом в парк, хотя традиционный главный вход находится перед зданиями усадьбы Фрогнер. Фактически попасть на территорию Фрогнер-парка (и парка Вигеланда в частности) можно с нескольких сторон. Тем не менее, большинство туристов входит именно через эти ворота.

Ворота выполнены из гранита и кованого железа и служат начальной точкой 850-метровой центральной оси, ведущей далее в западную сторону парка - к Мосту , Фонтану , Монолиту и, наконец, Колесу жизни , завершающему композицию.

В действительности ворота представляют собой большое сложное сооружение: это длинная, закругляющаяся по бокам ограда, включающая пять больших ворот с фонарями, две небольших калитки для пешеходов и два гранитных домика привратника - оба с рельефными бронзовыми дверями и медной крышей, украшенной позолоченным флюгером.

Хотя Густав Вигеланд не слишком известен произведениями из кованого металла, эти работы, как вы сами можете убедиться, весьма стильные и интересные. Другой образец художественной ковки мы увидим на воротах около Плато с Монолитом (а любознательные могут еще заглянуть в музей Вигеланда , где эта часть его творчества представлена более обширно). Главные ворота парка являются самым сложным и крупным кованым произведением Вигеланда. Он также занимался дизайном более мелких вещей (например, создавал люстры и подсвечники для своей квартиры).

Главные ворота были спроектированы Вигеландом в 1926 году, но венчающие сооружение фонари были добавлены позднее, когда скульптор частично пересмотрел проект. Установка ворот состоялась в 1942 году. Создание ворот полностью оплатил крупный норвежский банк Oslo Sparebank . Кованые работы выполнялись на собственной кузнице Вигеланда, которая была построена в 1928 году рядом с его мастерской (ныне музеем). Раньше скульптор ограничивался тем, что отдавал чертежи различным кузнецам, однако для создания парковых ворот требовался такой объем работы, что он выстроил собственную кузницу, куда пригласил своего знакомого кузнеца Альфреда Миккельсена (Alfred Mikkelsen ) и двух других мастеров.

В поздние часы, когда парк почти опустел, ворота смотрятся особенно сумрачно и загадочно. Среди прочего кованого декора выделяется стилизованный дракон. Этот мотив, характерный для германо-скандинавской мифологии, мы еще позже заметим в других работах Вигеланда.

Справа за воротами находится центр туристической информации , где можно приобрести схему парка . Возле туристического пункта установлен скромный и малоприметный бронзовый памятник Густаву Вигеланду , созданный в 1942 году самим скульптором и установленный на этом месте в 1993 году (этот автопортрет является, между прочим, чуть ли единственной одетой скульптурой во всем парке).

Мост со скульптурами

От ворот открывается вид на раскинувшийся впереди парк и его скульптуры.

Пройдя немного вперед, попадаем на Мост со скульптурами (Broen ), перекинутый через пруд Frognerdammen (Фрогнерская заводь) и проходящий по центральной оси парка.


Сам этот мост спроектировал в ходе подготовки к Юбилейной выставке 1914 года архитектор Хенрик Булл (Henrik Bull ). В отличие от временных выставочных павильонов, мост создавался именно как постоянное сооружение.

Впрочем, впоследствии мост стал разрушаться и в 1920 годах был заменен новой, более прочной (но почти аналогичной по внешнему виду) конструкцией, вдоль которой и разместились бронзовые творения Густава Вигеланда.



Мост имеет 100 метров в длину и 15 в ширину.

Мост - это, бесспорно, одна из самых интересных достопримечательностей парка. Вдоль гранитных парапетов моста размещаются стильные кубические фонари , а также 58 бронзовых скульптур Вигеланда , спроектированных им в 1925-1933 годах. В 1930 году Вигеланд открыл свою мастерскую для публики, чтобы показать проект моста и модели этих скульптур.


Все эти произведения посвящены главной теме парка - «состояниям человека». Здесь можно увидеть множество фигур детей, мужчин и женщин разного возраста, одиноких или в группах.



Доминирующими мотивами являются человеческие взаимоотношения : между мужчинами и женщинами, детьми и взрослыми.



Фигуры в статичных позах, размещенные по сторонам от фонарей, чередуются с динамичными группами. Одно из главных развлечений туристов на этом мосту - фотографироваться, имитируя позы статуй.



В центральной части, на уровне проходящего через Фрогнерскую заводь водопада, мост слегка расширяется, и это место отмечено двумя необычными скульптурами в виде фигур, помещенных в массивные бронзовые колеса (символ вечности).

Рядом с одной из этих композиций можно заметить самую популярную скульптуру парка - «Сердитый малыш» (Sinnataggen ), проект которой был создан Вигеландом в 1928 году. Эта небольшая (83 см в высоту), но выразительная фигура плачущего, топающего ножкой малыша стала одним из символов Осло и, наверное, самой известной работой Вигеланда . Сердитый карапуз неоднократно подвергался вандализму и даже становился жертвой воров, но всегда возвращался на свое законное место.

Туристы обязательно норовят сфотографироваться с капризным мальчишкой и подержать его за ручку. Кто-то таким образом «утешает» малыша, кто-то считает, что это приносит удачу. Так или иначе, кулачок уже натерт до блеска, что вызывает тревогу у специалистов по охране памятников. Такой, казалось бы, безобидный туристический ритуал чреват серьезными повреждениями, поэтому администрация призывает посетителей ограничиваться фотосъемкой. Вот только туристы, видя, как блестит бронзовый кулачок, чувствуют, что просто «обязаны» тоже к нему прикоснуться. К счастью, против вредной традиции уже начали принимать меры: ручку покрывают воском и специальным темным покрытием, приглушающим блеск. К сожалению, некоторые экскурсоводы активно распространяют миф о том, что прикосновение к «Сердитому малышу» приносит счастье, и призывают свои группы коллективно натирать маленькую ручку; администрация просит гидов впредь разъяснять туристам, что делать этого не следует.

Хотя скульптуры на Мосту относятся к числу поздних творений Вигеланда, они были установлены в парке первыми. Уже летом 1940 года, когда остальная часть парка еще представляла собой большую стройплощадку, Мост открылся для публики. В это же время по краям моста были установлены 4 высокие гранитные колонны, на которых изображены сцены борьбы людей с ящерами .

Мотив схватки с драконами и прочими чудовищами нередко встречается в творчестве Вигеланда. Интерес к этим темам восходит к тому времени, когда скульптор занимался реставрацией средневекового собора в Тронхейме (подробнее об этом можно прочитать в заметке «Биография Густава Вигеланда »). С тех пор в его работах появляется образ дракона, символизирующего грех и одновременно олицетворяющего силы природы, которые борются против человека.

В своем парке скульптур Вигеланд представил четырех демонов-ящеров, сцепившихся с человеком в схватке или уже полностью завладевших своими жертвами. Эти устрашающие гранитные изваяния панцирных монстров резко контрастируют с образами беспечных игр и радостей жизни, которые также представлены на Мосту.


Три из четырех групп изображают мужчин, противостоящих демонам (или уже поверженных ими), а четвертая - женщину в длинной юбке и с обнаженным торсом, которая, в отличие от мужчин, не сражается с искушением, а с улыбкой поддается ему.


Помимо «Сердитого малыша», еще одной популярной скульптурой в этой части парка является композиция «Нападение младенцев » (также можно встретить другие варианты названий: «Человек, атакованный младенцами», «Мужчина, жонглирующий четырьмя младенцами», «Статуя многодетного отца» и даже «Памятник отцу-герою»). Здесь представлен мужчина, отбивающийся от целой ватаги младенцев. Кто-то видит в этой сцене борьбу человека со своими детьми - или даже с самой идеей рождения этих детей (психологическая неготовность к их появлению). Кто-то считает это метафорой взросления: избавления от детских привычек и становления мужчиной. Впрочем, если учесть, что официальное название данной работы - «Мужчина прогоняет четырех (злых) духов » (Ma nn jager fire genier ), то возможны и другие интерпретации.

Рядом с Мостом с южной стороны находится круглая Детская площадка (Barneplassen ), на которой выстроилось восемь бронзовых младенцев (источник фото: ).

В центре, на невысокой гранитной колонне, находится фигура еще не родившегося ребенка (в позе эмбриона), а вокруг него, каждый на своем постаменте, резвятся восемь играющих детей (источник фото: ).

По замыслу скульптора данная композиция символизирует зарождение жизни. Вигеланд также спроектировал «детский паром» - лодку для развлечения юных посетителей парка. Недалеко отсюда имелась и специальная гранитная набережная. Лодка использовалась долгое время после Второй мировой войны, теперь же в пруду плавают только лебеди и утки.

Фонтан

Из всех скульптур парка Фонтан (Fontenen ) имеет самую долгую историю. Идея монументального бронзового фонтана занимала Густава Вигеланда с начала XX века. Представленный в 1906 году на выставке гипсовый эскиз имел большой успех, и городские власти Осло заказали скульптору разработать проект фонтана для площади Эйдсвол-плас (Eidsvolls plass ) перед зданием Норвежского парламента (Стортинга). Впоследствии возникли сомнения по поводу выбора местоположения фонтана, и окончание работ было отложено.

Вигеланд тем временем без дела не сидел. В годы Первой мировой войны он расширил первоначальный проект, дополнив его рядом скульптурных групп из гранита, а в 1919 году добавил в композицию фонтана еще и гигантскую гранитную колонну. Наконец, в 1924 году, как мы уже знаем, для фонтана определили окончательное место - Фрогнер-парк. В этот период Вигеланд снова внес в проект ряд изменений. В частности, извилистый план в духе необарокко был заменен на квадрат, что отражало всё большую приверженность скульптора классическим идеалам. Расположенные вокруг центральной чаши «группы с деревьями» были сдвинуты к углам, а шесть гигантов, несущих на себе вес чаши, расположились выше и стали смотреться внушительней - не в последнюю очередь это объясняется заботой Вигеланда о том, как фонтан будет восприниматься на расстоянии. Фонтан был завершен лишь в 1947 году.

Центральная чаша фонтана - это «бремя жизни», которое с напряжением несут на своих плечах могучие титаны.


По периметру фонтана располагаются 20 двухметровых бронзовых групп «людей в деревьях », которые были спроектированы Вигеландом в 1906-1914 годах. Они представляют собой человеческие тела, переплетенные с ветвями и стволами деревьев. Так скульптор хотел передать неразрывную связь человека с природой.



Кроме того, тут переданы разные этапы человеческой жизни, от колыбели до смерти. «Деревья жизни» опутывают и детей, и молодых людей, и стариков, и даже скелеты. Наше время на земле - лишь часть вечного цикла, не имеющего начала и конца. И не случайно за скульптурной группой с разлагающимся скелетом стоит дерево, крона и ветви которого буквально облеплены младенцами. Так на костях умерших рождается новая жизнь. Не исключено, что Вигеланд намекал на Всемирное дерево жизни и судьбы - ясень Иггдрасиль, в виде которого древние скандинавы представляли Вселенную.


Ближе к левому углу мы видим юношей и девушек в кронах деревьев. Вот два подростка с любовью смотрят друг на друга, а вот девушка-подросток, прикрывая руками грудь, словно ныряет в бездну.



Эту скульптуру часто называют «Ласточка» или просто «Девушка на дереве». Предполагают, что таким образом Вигеланд хотел изобразить тему пубертата, полового созревания. Девушка зависла в воздухе среди ветвей. Она еще не совсем понимает окружающий мир и новое состояние своего тела. Со страхом и смущением бросается она в неизвестное будущее. Слегка раздвинув бедра, с приоткрытым ртом и широко открытыми глазами, она сосредоточенно всматривается в таинственную даль.

Парапет, на котором стоят древесные композиции, тоже непростой. Снаружи он украшен различными бронзовыми барельефами , также на тему вечного круговорота жизни и смерти (источник фото: ).

Поскольку сооружение фонтана продолжалось очень долго, Вигеланд постоянно создавал всё новые барельефы. Так, к 1936 году было готово аж 112 барельефов, но для оформления фонтана в итоге использовали только 60 из них (источник фото: ).

Квадратный участок вокруг фонтана оформлен мозаикой из черного и белого гранита. Прихотливый геометрический узор складывается в лабиринт протяженностью около 3 км.

Монолит

За фонтаном, в северо-западной части парка, находится каменная платформа, на которую с разных сторон ведут широкие лестничные пролеты.

По периметру платформа обнесена невысокой гранитной балюстрадой с кубическими фонарями и коваными воротами .



Эти восемь фигурных ворот, изображающих человека на разных возрастных этапах, были спроектированы в 1933-1937 годах, но работа по их созданию завершилась только после смерти Вигеланда. Ворота были установлены лишь в 1952 году. Используя минимальное количество металла на двухмерной поверхности, скульптор сумел создать потрясающее ощущение трехмерного пространства с помощью игры линий и мышц мужчин и женщин.

Оказываясь внутри ворот, попадаем на так называемое Плато Монолита , центральную часть которого занимает круглая возвышенность с кульминацией всего парка - Монолитом . Возвышенность составлена из концентрических рядов ступеней и 36 скульптурных групп .



Хотя эти композиции выполнены в совершенно ином стиле, чем Фонтан , они тоже посвящены теме «круговорота жизни» и отношений человека с родными и близкими.

Все эти гранитные скульптуры изображают людей разного возраста, в разнообразных жизненных ситуациях и эмоциональных состояниях. Особое место уделяется теме отношений между мужчиной и женщиной, а также материнству и вообще отношениям между представителями разных поколений в семье.



Вы без труда сможете увидеть здесь как светлые моменты взаимопонимания и нежности, так и конфликтные истории: передача опыта и воспитание детей не всегда происходит гладко и безболезненно, а дети зачастую черствы и неблагодарны.



Каменные люди помогают друг другу, жертвуют собой, жалеют, играют, утешают, любят, ссорятся, дерутся. В разных позах запечатлены дети, юноши и девушки, зрелые мужчины и женщины, старики и старухи. Не забыл Вигеланд и о груде мертвых тел, которая делает круговорот жизни абсолютно законченным.

Вигеланд приступил к работе над этими гранитными группами примерно во время Первой мировой войны и закончил в 1936 году.

Их установка на Плато в задуманном скульптором порядке началась лишь после его смерти, в 1947 году.

Самую высокую точку парка занимает наиболее известная его достопримечательность - скульптура «Монолит » (Monolitten ). Композиция выточена из единого гранитного блока, отсюда и ее название: греческое слово μονόλιθος («монолит») происходит от μόνος («один» или «единственный») и λίθος («камень»). Основная часть массивного монумента, представляющая собой нагромождение переплетенных человеческих тел (всего 121 фигура), имеет высоту 14,12 м, а общая высота Монолита составляет 17,3 метра.

Трактовать символику обелиска можно по-разному. С одной стороны, может показаться, что перед нами жестокое изображение всё того же извечного жизненного цикла, в ходе которого новые поколения рождаются на костях отцов и дедов, - или олицетворение борьбы за существование, безудержного эгоистичного стремления к счастью, которое заставляет человека, забывая о других, попирать ногами и старых, и малых.

С другой стороны, часто встречается более позитивная трактовка, которой, кстати, придерживался и сам Вигеланд. По мысли скульптора, Монолит символизирует тягу людей к высшему началу, стремление стать ближе к божественному и духовному. Множество человеческих тел, сплетаясь, образуют колонну, которая тянется ввысь. Ими движет не только горечь и отчаяние, но и радость, надежда, а также чувство общности. Волной взмывает в небо человеческий поток, выбрасывающий наверх маленьких детей.

Люди поддерживают друг друга, крепко цепляются друг за друга в этом движении от конечной земной природы к спасению. Кому-то из них трудно, а кто-то почти без усилий поднимается наверх: жизнь не всем дается одинаково. Наконец, существует еще одна - весьма популярная среди туристов - трактовка, согласно которой Монолит является фаллическим символом (очевидно, на такие мысли наводит форма композиции).

Немного об истории создания Монолита . Первые чертежи этой гигантской колонны датируются 1919 годом. В 1924-1925 годах Вигеланд выполнил полноразмерную модель Монолита из глины в своей новой мастерской во Фрогнере. Эта работа заняла у него 10 месяцев. Затем колонну отлили в гипсе. Наконец, в 1926 году гранитный блок весом в несколько сот тонн был доставлен по воде в Осло-фьорд из карьера близ норвежского города Халден. Остальную часть пути до Фрогнер-парка глыбу тянули при помощи рельсов и хитроумного подъемного устройства.

Глыба прибыла на место назначения в начале 1927 года и была установлена на постоянное место в вертикальное положение в следующем году. Вокруг будущей колонны для защиты от погодных воздействий соорудили деревянный навес. Рядом с глыбой установили гипсовую модель, призванную служить образцом. В 1929 году мастера приступили к созданию многочисленных фигур монумента. Они начали резать с верхней части колонны, постепенно спускаясь ниже.

На завершение работы у трех каменотесов ушло 14 лет (с лета 1929 до лета 1942 года). В 1943 году последнюю часть гипсовой модели, наконец, демонтировали и отправили в музей Вигеланда, где ею можно полюбоваться и сегодня. На Рождество 1944 года, еще до разбора деревянного навеса, жителям и гостям Осло сделали подарок: позволили зайти внутрь и полюбоваться Монолитом вблизи.

Почти 180 тысяч любопытствующих взобрались по крутым ступеням навеса, чтобы в подробностях рассмотреть удивительный монумент. В отличие от нынешних посетителей, тогдашняя публика имела возможность увидеть все фигуры вблизи, а не снизу вверх.

Почти готовый Монолит на старом фото 1945 года (источник ):

Солнечные часы и Колесо жизни

Также в стороне от центральной оси расположено несколько других статуй, добавленных уже после окончания основных работ по созданию парка. Это, в частности, композиции «Девочка и ящерица» (создана в 1938-м, установлена в 1958 году) и «Треугольник» (установлен в 1993 году). В 2002 году в парке появилась скульптура «Удивленная», для которой Вигеланду позировала «норвежская Анна Франк» Рут Майер (Ruth Maier ) (1920-1942).

Практическая информация о посещении парка скульптур Вигеланда (часы работы, адрес и т.д.). Как добраться до парка

Уникальность парка Вигеланда еще и в том, что он открыт для посещения круглосуточно , 365 дней в году. Вход в парк - бесплатный . Никаких входных билетов не предусмотрено.

За главными воротами находится центр туристической информации с кафе и сувенирным магазином.

Парк расположен к западу от центра Осло, по адресу Kirkeveien, 0266 . Посмотреть местоположение парка Вигеланда на карте можно . Из центра Осло до парка можно за 15 минут доехать на трамвае №12 (до остановки Vigelandsparken ). Как вариант - до парка можно дойти и пешком (приятная прогулка, примерно 3 км).

Ниже приводится схема трамвайных маршрутов Осло .

Музей Густава Вигеланна (Вигеланда) в Осло

Те, кто особенно интересуется работами норвежского скульптора, могут подробнее познакомиться с его жизнью и творчеством в музее Вигеланда (Vigeland-museet ). Музей находится к югу от парка Вигеланда, в 5 минутах ходьбы от главных парковых ворот; по адресу Nobels gate 32, 0268 . Посмотреть расположение музея на карте Осло можно или на схеме ниже.

Часы работы музея Вигеланда в Осло : со 2 мая по 31 августа музей открыт с 10:00 до 17:00, кроме понедельника; с 1 сентября по 30 апреля музей открыт с 12:00 до 16:00, понедельник также выходной. Кроме того, музей закрыт 1 января, в Страстную пятницу, Пасхальное воскресенье, 1 и 17 мая, 24, 25 и 31 декабря.

Цена входных билетов в музей Вигеланда : взрослый билет стоит 60 норвежских крон, льготный (для пенсионеров старше 67 лет и детей) - 30 крон. Дети младше 7 лет могут посещать музей бесплатно. Для обладателей туристической карточки Oslo Pass вход также бесплатный. Внешний вид здания музея (источник фото: ):

Музей Вигеланда расположен в неоклассическом здании из красного кирпича, которое было построено властями Осло специально для скульптора в 1921-1924 годах по проекту норвежских архитекторов Карла Буха (Carl Buch ) и Лоренца Рее (Lorentz Harboe Ree ). В 1921 году между скульптором и городскими властями Осло был заключен договор, согласно которому власти должны были построить для скульптора мастерскую и жилье (и будущий музей), а тот взамен оставлял в дар городу все свои работы, прежние и будущие.

В этом здании Вигеланд жил с 1923 года, и здесь же находилась его мастерская, где он работал вместе с помощниками вплоть до своей смерти в 1943 году. Согласно договоренности с мэрией, после смерти скульптора в мастерской устроили музей. Он открылся для публики в 1947 году (фото с сайта ).

В музее можно увидеть основную часть художественного наследия Вигеланда: как самостоятельные произведения искусства (скульптуры из гранита, бронзы, мрамора, изделия из металла), так и гипсовые модели для бюстов и памятников, а также эскизы для скульптур, созданных Вигеландом для парка , раскинувшегося в 5 минутах ходьбы от музейного здания. Например, отдельный зал посвящен работе над знаменитым Монолитом , в другом - прослеживаются этапы создания Фонтана . Многочисленные экспонаты 13 залов музея позволяют оценить эволюцию творчества Вигеланда, его переход от экспрессивного стиля 1890-х годов (ранних работ, отражающих влияние Родена) к более классической и выдержанной манере поздних лет (фото с сайта ). (Подробнее о творческом пути скульптора можно прочитать в заметке «Биография Густава Вигеланда: жизнь и творчество »).


В настоящее время в музейной коллекции насчитывается около 1600 скульптур, 420 гравюр и 12 тыс. рисунков, а также записные книжки, несколько тысяч писем, обширная библиотека Вигеланда и собрание фотографий. Урна с прахом скульптора, согласно его воле, находится в комнате, расположенной в башне здания. Сохранилась и его квартира на верхнем этаже (посещение - по договоренности с администрацией музея).

♦♦♦♦♦♦♦

Интересные дополнительные материалы о творчестве Вигеланда и его парке скульптур:

Темой парка являются «состояния человека». Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий, таких как бег, борьба, танцы, объятия и т.д. Каждая из статуй передаёт определённый набор эмоций, человеческих отношений, нередко - с глубоким философским подтекстом, что делает многие композиции достаточно сложными для восприятия, например, скульптуру взрослого мужчины, который отбивается от орды младенцев.

Местные жители активно используют парк для игр, отдыха на свежем воздухе, пикников. В марте 2007 г. парк подвергся действиям вандалов - неизвестный человек или группа лиц расклеили чёрные бумажные обрезки бумаги на сосках, промежностях, ягодицах всех скульптур парка.

Достопримечательности парка

Главные ворота

Главные ворота (кованое железо и гранит) служат непосредственно входом в парк. Они состоят из пяти больших ворот, двух маленьких для пешеходов и двух крытых медью контрольно-пропускных пунктов, украшенных флюгерами. Главные ворота были установлены в 1942 г. за счёт Норвежского банка.

Мост

58 скульптур располагаются вдоль стометрового моста шириной 15 м. от Главных ворот до Фонтана. Все эти бронзовые скульптуры соответствуют основному замыслу парка - «Человеческому темпераменту». Здесь посетители смогут увидеть одну из самых популярных статуй парка - «Сердитый малыш». В 1940 г. Мост стал первой частью парка, открытой для публики. Посетители смогли наслаждаться скульптурами, в то время как большая часть парка все ещё находилась в стадии реконструкции.

Детская площадка

В конце моста находится Детская площадка - группа восьми бронзовых статуй, изображающих детей во время игры. В центре, на гранитной колонне, изображён зародыш. Помимо этого здесь располагается водоём, где плавают утки и гуси.

Фонтан

По первоначальному проекту изготовленный из бронзы и украшенный 60 отдельными бронзовыми скульптурами фонтан должен был стоять перед зданием Парламента. Фонтан, изображающий детей и скелеты на ветвях гигантских деревьев, символизирует, что за смертью следует новая жизнь. Вокруг фонтана лежит мозаика из белого и чёрного гранита площадью 1800 кв. м. Вигеланд работал над этим памятником с 1906 по 1943 гг.

Плато «Монолит»

Плато «Монолит» - каменная платформа, окружённая ступенями, которая служит основанием для центральной фигуры парка «Монолит». 36 групп людей располагаются на возвышении и символизируют собой «круговорот жизни». Доступ к плато проходит через 8 фигуральных ворот, сделанных из кованого железа. Ворота были спроектированы между 1933 и 1937 годах. и установлены вскоре после смерти Вигеланда в 1943 г.

Монолит

На самой высокой точке парка, на плато располагается центральная фигура - Монолит. Возведение массивного памятника началось в 1924 г., когда Густав Вигеланд смоделировал его из глины в своей студии во Фрогнере. Процесс проектирования занял у него 10 месяцев и предположительно Вигеланд воспользовался несколькими эскизами, спроектированными ещё в 1919 г. Впоследствии модель была «заморожена» в виде гипсового макета. Осенью 1927 г. блок гранита, весящего несколько сотен тонн, был доставлен в парк из каменного карьера в Халден и его установили только год спустя. Вокруг него был построен деревянный навес для предохранения составных частей. Гипсовый макет Вигеланда поместили сбоку как упоминание о скульпторах проекта. Перевод фигур с макета начался в 1929 г. и занял у трёх резчиков по камню порядка 14 лет до финального завершения. На Рождество 1944 г. публике было разрешено полюбоваться Монолитом и толпа из 180000 человек переполнила деревянный навес, чтобы поближе рассмотреть творение. Навес был уничтожен вскоре после этого. Башенный корпус Монолита 14,12 метра (46,32 фута) высотой состоит из 121 скульптуры, поднимающейся к небесам. Эта идея подразумевалась как желание человека стать ближе с чем-то духовным и божественным. Ансамбль изображает чувство близости, поскольку человеческие фигуры обнимают друг друга, их ведут навстречу спасению.

Колесо жизни

В конце 850 метров продольных координат парка возведены солнечные часы, выкованные в 1930 г., и, наконец, Колесо жизни, сделанное вручную с 1933-34 гг. Колесо в той или иной степени напоминает венок, изображающий четырёх людей и ребёнка, бесконечно счастливых в своей гармонии. Этот символ вечности заключает в себе основную идею парка: путешествие человека от колыбели до погребения.

Музеи

В южной части парка располагаются два музея - Музей Вигеланда, в котором можно ознакомиться с другими скульптурами, а также с рисунками мастера, и Музей истории города Осло.

Время работы

С 1 сентября по 31 мая со вторника по воскресенье 12.00-16.00. В понедельник – выходной. С 1 июня по 31 августа со вторника по воскресенье 10.00-17.00. Понедельник выходной.

Вход

Вход в парк платный. Общий билет 50 крон, льготный и детский (от 7 лет) 25 крон, дети до 7 лет бесплатно.

Как добраться

Парк скульптур Вигеланда находится по адресу Nobels gate 32. Ближайшая к парку станция метро - Majorstuen. Добраться также можно на 20, 112 автобусах или 12 трамвае, нужная остановка Vigelandsparken.

Скажите имя Густава Вигеланда любому норвежскому художнику или скульптору, и их глаза тут же загорятся нежностью и пониманием – в своей родной Норвегии этот скульптор полюбился многим, особенно жителям столицы – Осло.

(Всего 28 фото)

1. В 1921 году город выделил скульптору дом, в котором он в последствие работал и жил двадцать лет.

2. После себя скульптор оставил удивительный , ставший напоминанием не только о нем самом, но и о политической и культурной жизни Норвегии.

3. И все же парк строился на почве споров и разногласий. Власти хотели построить библиотеку. К сожалению, ее местонахождение оказалось на месте дома Вигеланда.

4. После долгих споров и диспутов по этому поводу дом все же остался скульптору, однако он пообещал сделать для города что-нибудь экстраординарное взамен.

5. С тех пор все свои работы скульптор отдавал городу. Он был очень плодовитый – вероятно, Осло даже получил больше, чем просил.

6. В результате этого экстраординарного контракта между Вигеландом и Осло, практически ни одна из его работ не покинула пределов Норвегии. И все же, если вам нужна хорошая причина посетить эту страну, ищите ее в парке скульптур.

7. Это было определенно не маленькое свое дело . В конце концов, к моменту смерти скульптора в 1943 году, в парке на площади более 300 кв. м было более двухсот скульптур.

8. Будучи другом и соратником Родэна, Вигеланд любил экспериментировать с современными формами работ эпохи ренессанса и древнего искусства.

9. В начале своей работы он искал вдохновения в отношениях двух полов, а также в отношениях между старшим и младшим поколением, между членами семьи и неумолимым приближением смерти, которая не является концом сама по себе.

10. Его студия у Нобелевских ворот находится рядом с парком Фрогнера (который сейчас более известен, как парк Вигеланда).

11. Его самая известная работа – Монолит – кульминация работы всей его жизни: 121 фигура пытаются добраться до вершины.

12. В его скульптурах глубоко прослеживается тема понимания конфликта и комфорта в человеческих отношениях. Истинную двоякость нашей связи с семьей и обществом можно найти повсюду.

13. Работы Вигеланда передают глубокую отчужденность, которую скульптор переживал всю свою жизнь.

14. Тема смерти присутствует во многих его работах, а ее представление варьируется от меланхоличности и несчастья до глубокой любви и восторга.

15. И все же парк представляет собой, скорее, жизнь и путешествие, а не дорогу к смерти. Каждая группа или индивидуальная скульптура представляет собой один аспект или сцену жизни – это путешествие каждого, представленное в камне и бронзе.

16. Нагота фигур, естественно, несет символический характер.

17. Природа и скульптура объединены в этом представлении человечества. Эти скульптуры не стыдятся и не боятся встретить собственную смертность.

18. Какой парк без фонтана? Вигеланд подарил Осло фонтан из 60 бронзовых статуй.

19. Суть сцены на этом фонтане заключается в том, что природа циклична, и смерть дает новую жизнь.

20. Вигеланд также спроектировал схему парка, которая имеет план классического сада.

23. Официальное месторасположение парка с таким большим количеством нагих фигур лишь подчеркивает всю драму двусмысленности. Ведь нагота смущает людей.

Осло — город, богатейший на скульптуру. Причем в самых неожиданных местах. Памятники знаменитостям, которых «непропорционально много в маленькой Норвегии», — это само собой, они почти неразличимы в европейских городах. Но вот воплощенные в скульптуре «маленькие люди» и обычные судьбы — парочка за столиком в кафе, рыбак над ручьем, нищий на тротуаре — трогают и умиляют прохожих на улицах норвежских городов, в том числе и столицы. И среди них в количестве, странном для неласковой северной страны, присутствует обнаженная натура. Достаточно сказать, что городскую ратушу в столице фьордов украшает статуя прекрасной обнаженной норвежки — как символ женского равноправия. Говорят, «дети природы», скандинавы, к обнаженной натуре относятся спокойно, как ко всему, что естественно. Солидарны вы с ними или нет, в Осло вам нужно идти во Фрогнер-парк — парк скульптур великого Густава Вигеланда, подлинное сердце этого города, тридцать два гектара, на которых человеческое тело стало частью пейзажа и культа.

Детство Густава Вигеланда прошло в окружении вырезанных из дерева фигурок, сделанных его отцом, и в мечтах о том, чтобы самому стать резчиком по дереву. Кто знает, в какой момент, в детских ли первых опытах с инструментами, в паридских штудиях, в бдениях с друзьями-художниками (среди которых первым долгое время был Эдвард Мунк) или во время одинокой отчаянной работы, у Вигеланда созревает замысел невиданного размаха: создать парк скульптур из камня и бронзы и воплотить в нем всю человеческую жизнь — все чувства, отношения, возрасты... Сорок лет работы и исправных платежей налогоплательщиков (норвежские власти остроумно решили проблему бюджета на творение молодого таланта) принести достойный результат.

Весомо, грубо, зримо. «Из камня сделать пар» — это не про него. Вигеланд врубается в камень или бронзу и созидает из них человеческие тела — и человеческие тела его статуй хранят твердость камня и крепость бронзы. Впрочем, для Норвегии и норвежского искусства это характерно: сама природа здесь требует силы и мужества от любого, будь то заезжий гость или тем более местный уроженец. Так повелось еще со времен викингов, на которых вигеландовские персонажи здорово похожи.

Голая правда

Фрогнер-парк впечатляет с первых минут. Тому, что все фигуры здесь обнажены, есть несколько причин. Это и отсылка к прекрасной Античности, где обнаженное тело символизировало красоту и совершенство: впрочем, от античного «в здоровом теле — здоровый дух» у скульптур Густава Вигеланда есть одно существенное отличие: среди его работ не только изображающие юное тело в его расцвете и прелести, но и скульптуры людей, обезображенных старостью, болезнью или смертью. И это производит очень сильное впечатление.

Вторая причина, не менее важная, — норвежский менталитет, а Вигеланд при создании парка показал себя истинным сыном своей земли.

И третье, главное. Одежда и прическа — это эпоха. Мода. Положение в обществе. Обнаженный же человек одинаков во все времена — так же, как его страсти, мечты, стремления, «подлости и мелкие злодейства»... Вигеланд это понимал. И совершенно не хотел, чтобы его парк со временем превратился в наглядное пособие по тому, как одевались люди двести-триста лет назад. А хотел — с поистине библейским размахом — создать работу, которая отражала бы всю человеческую жизнь от материнской утробы до смерти.

Этой работе была посвящена вся жизнь. И результат остался в веках.

В парк ведет мост, переброшенный через крошечную речушку, словно дорога из мира обыденности в мир фантазий Вигеланда. С четырех сторон мост украшен колоннами, на которых аллегорические фигуры в хитонах борются с диковинными ящерами — и неизменно проигрывают, как проигрывает человек битвы со своими страстями. Скульптор человеческую природу знал и не идеализировал. Тем интереснее смотреть на его работы — в них узнаешь себя. Более шести сотен фигур, статичных или в динамике. Матери и дети, деды и внуки, любовники и друзья. Беременные женщины и умирающие старики. Действительно, вся человеческая жизнь запечатлена здесь.

В центре моста, ведущего в парк, расположены детские фигурки, изображающие четыре темперамента — флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик. Холерический взрывной пупс с натертым до блеска сжатым кулачком, официально именуемый «Капризный малыш» или «Сердитый мальчик», — это предмет неизменных восторгов всех посетителей парка и неофициальный символ Осло, а по версии скульптора, создававшего парк в годы фашистской оккупации, — образ самой страны: Норвегия маленькая и ничего не может сделать, когда ее обижают, но сердится не на шутку.

Жизнь продолжается

Поразительно, что даже мрачные и тяжелые сюжеты не отпугивают посетителей. Парк скульптур Вигеланда стал поистине душой города, его самым посещаемым местом. С раннего утра до поздней ночи здесь можно видеть родителей с малышами, спортсменов на велосипедах и бегом, бодрых скандинавских пенсионеров, собачников с питомцами, туристов со всего мира... Но в нетуристический сезон парк не спит. Даже в страшные дни после терактов Брейвика здесь не утихала жизнь. Вигеланд был великим оптимистом, и кажется, что чувство веры в человека передается каждому посетителю его парка. Оно во всем. ...В том, что по парку нужно идти через розарий. Символика шипов и роз, сочетание грубого камня и нежных соцветий слишком явны и внятны, поняты любому приходящему, и незачем проговаривать их вслух. Равно как и символика восхождения — парк стремится вверх, нужно преодолеть не один десяток ступеней, чтобы добраться до Монолита, его сердца, о котором будет сказано ниже…

Если взглянуть под ноги на одной из площадок парка, можно увидеть, что орнамент, украшающий ее, — это лабиринт. Его длина более трех километров, и стоит пройти хотя бы часть, чтобы увидеть, что из любого тупика есть выход, а если вы попали не туда, всегда можно вернуться и начать все сначала. ...Если рассмотреть внимательно фонтан «Чаша жизни», где шестеро исполинов несут огромную чашу и вода хлещет из нее, не убывая, — можно увидеть, что вокруг «растут» четыре бронзовые рощи, воплощающие человеческие возрасты: детство, юность, зрелость и старость. Они замкнуты в кольцо, и рядом с фигурами, воплощающими печальные и страшные жизненные финалы, — например, со скелетом, цепляющимся за дерево, как за жизнь, из последних сил, — можно увидеть старость мудрую и счастливую: старик держит внука за руку, ты продолжаешься в твоих потомках, жизнь вечна...

Скрещенья рук, скрещенья ног...

И главное, до чего стоит здесь дойти, а дойдя, застыть в уважительном раздумье. Центр и сердце парка — Монолит. Огромная гранитная колонна из сплетенных человеческих тел. Где понизу — тела раздавленные или умирающие, выше — отчаянно рвущиеся к жизни и свету, ползущие вверх, и на самой вершине, на высоте в шестнадцать метров, ближе всех к небу, — новорожденный младенец.

«Монолит — моя религия », — говаривал скульптор. Без долгих слов и не оставив ни одной священной книги. Вигеланд действительно создал свои скрижали в каменных фигурах, удивительно живых. В этом сплетении тел каждый находит свое: от фрейдистов, которые не могли обделить вниманием огромный столб из обнаженных тел, до искусствоведов, утверждающих, что все фигуры Монолита тянутся к Богу, а ближе всех к нему — чистая, не успевшая нагрешить душа новорожденного. Здесь стоит остановиться и подумать. Каменные люди говорят с живыми о живых.