П.И. Чайковский опера «Пиковая дама»
Основой для «Пиковой дамы» П.И. Чайковского послужила одноименная повесть А.С. Пушкина. Эта захватывающая и трагичная история любви невинной девушки и страстного офицера, ставшего жертвой карточного азарта, была написана композитором всего за 44 дня. Произведение считают вершиной оперной драматургии композитора, ведь по глубине и силе переживаний главных героев, накалу страстей и неотразимой мощи драматического воздействия ему нет равных в его творчестве.
Краткое содержание оперы Чайковского «Пиковая дама» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Описание |
|
Герман | тенор | офицер, главный герой |
Лиза | сопрано | внучка Графини |
Томский | баритон | граф, друг Германа, внук Графини |
Елецкий | баритон | князь, жених Лизы |
Графиня | меццо-сопрано | восьмидесятилетняя старуха |
Полина | контральто | подруга Лизы |
Чекалинский | тенор | офицер |
Сурин | бас | офицер |
Маша | сопрано | горничная |
Краткое содержание «Пиковой дамы»
Петербург конца XVIII века. Бедный молодой офицер Герман безумно влюблен в прекрасную незнакомку и жаждет узнать, кто она такая. Вскоре ему рассказывают, что его сердце покорила внучка богатой старой Графини – Лиза, которая совсем скоро станет законной супругой князя Елецкого. Друг Германа, граф Томский, сообщает ему, что старуха владеет уникальными сведениями – она знает секрет «трех карт», благодаря которому она когда-то смогла отыграться и вернуть карточный проигрыш.
Лиза воспылала взаимными чувствами к офицеру. Герман клянется, что они будут вместе, или же он вынужден будет умереть. Он мечтает поскорее разбогатеть, чтобы жениться на возлюбленной, а помочь ему может только секрет карточных выигрышей Графини. Ночью он пробирается в ее спальню и умоляет ее открыть тайну «трех карт», но «старая ведьма», испугавшись незваного гостя с пистолетом, умирает и уносит секрет с собой.
Лиза назначает Герману свидание на набережной, но он задерживается. А все потому, что в это время в его комнате появляется призрак Графини. Старуха озвучивает тайну «трех карт» - это тройка, семерка и туз, и просит офицера взять Лизу в жены. Призрак растворяется в воздухе, а Герман, как безумный, неустанно повторяет эту комбинацию. Он бежит на встречу к Лизе, но отталкивает ее - он уже одержим не любовью, а азартом. В отчаянии девушка бросается в реку.
А тем временем Герман спешно направляется в игорный дом и делает ставки на названные призраком карты. Дважды удача была на его стороне, но когда он ставит на «туз», вместо него в его руке оказывается дама пик. Он осыпает Графиню проклятиями и вонзает кинжал себе в сердце.
Фото
Интересные факты
- П.И. Чайковский написал оперу во Флоренции всего за 44 дня.
- Чтобы безукоризненно исполнить партию Германа во всех семи сценах, автору требовался по-настоящему искусный и выносливый исполнитель. Выбор П.И. Чайковского пал на известного тенора Николая Фигнера, на способности которого автор и ориентировался, пока писал музыку. Успех «Пиковой дамы» был поистине ошеломительным. После удачной премьеры в Мариинском театре восторженный Чайковский писал: «Фигнер и Санкт-Петербургский оркестр сотворили настоящие чудеса!» Спустя двенадцать дней «Пиковую даму» с не меньшим восторгом встретили в Киеве.
- Первой зарубежной премьерой «Пиковой дамы» стало исполнение в Праге в 1892 году. Дирижёром выступал Адольф Чех. Затем последовали следующие премьеры: под управлением Густава Малера в Вене в 1902 и Нью-Йорке (на немецком) в том же году. Первое исполнение оперы в Великобритании состоялось в 1915 году в Лондоне.
- В основу событий пушкинской «Пиковой дамы», как известно, положены реальные события - история Натальи Петровны Голициной, одной из влиятельных и богатейших княгинь XIX столетия. Ее внук сильно проигрался в карты, и обратился к ней за помощью - занять денег. Но бабушка вместо этого открыла внуку секрет, который позволил ему отыграться.
- Эта мистическая история про три карты - тройку семерку и туз - каким-то чудесным образом повлияла на всех, кто каким-либо образом коснулся ее. Свидетели последних дней княгини, утверждали, что незадолго до ее смерти видели возле особняка призрак одинокого офицера. Это был 1837 год.
- В этом сочетании цифр - 1837, составляющих год смерти княгини и самого Пушкина, самым непонятным образом соединились все те же загадочные цифры - 3, 7, 1. А в последний час жизни Чайковского, как утверждал его врач, композитору мерещился все тот же призрак «одинокого офицера». Мистика, да и только.
- Приглядитесь-ка повнимательнее к структуре оперы и ее названию: 3 действия, 7 картин, «Пиковая дама». Ничего не напоминает?
- Эту оперу считают одной из самых мистических в мировом музыкальном театре. Многие убеждены, что именно она виновата во многих неудачах своих создателей, а также тех, кто ее исполнял.
- В этом сочинении огромное значение придается числу «три», оно словно наделено магическим значением и встречается буквально повсюду. Прежде всего, это те самые три карты. На сердце Германа, по словам Чекалинского, три греха. Сам Герман виновен как раз в трех смертях – Графини, Лизы и своей. В музыкальной ткани всего произведения преобладают три темы – рока, любви и трех карт.
- Некоторые биографы склонны считать, что отказ Чайковского работать над этим заказом был связан с тем, что он просто испугался сюжета. По некоторым данным, он согласился сочинить оперу только при одном условии – если либретто будет значительно отличаться от оригинала. Именно поэтому он и вносил такие активные правки во все драматургические составляющие произведения.
- Режиссеры, желающие приблизить либретто к пушкинскому тексту, попадали в серьезные неприятности. Самый яркий пример – Всеволод Мейерхольд. Как уже упоминалось ранее, он заказал новое либретто и даже поставил эту оперу в Кировском театре. Однако после этого он долго не прожил – режиссер был арестован и отправлен на расстрел.
- На произведение Пушкина написано еще несколько сочинений для музыкального театра, только вот популярностью они совсем не пользуются – это оперетта Франца Зуппе (1864) и опера Ж. Галеви (1850).
- К этому сюжету обращались и балетмейстеры, например, Ролан Пети. Он создал балет для Н. Цискаридзе по просьбе руководства Большого театра, однако музыку из оперы брать побоялся и предпочел ей Шестую симфонию . Но случилось неожиданное - все балерины отказались танцевать Старую Графиню, согласилась только Иелзе Лиепа. Премьера балета состоялась в 2001 году.
- Подлинная партитура оперы хранится в Мариинском театре в капсулированном виде.
Популярные арии из оперы
Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» - слушать
Песенка Томского «Если б милые девицы» - слушать
Ариозо Лизы «Откуда эти слёзы» - слушать
Ариозо Германа "Я имени её не знаю" - слушать
История создания
Мысль о том, чтобы поставить оперу на сюжет пушкинской таинственной повести, впервые возникла у директора императорских театров И. А. Всеволожского. Несколько лет он был вдохновлен этой идеей и даже самостоятельно намечал сценарий и продумывал сценические эффекты. В 1885 году он стал активно искать композитора, который смог бы воплотить эту задумку в жизнь. Среди кандидатов оказались А. А. Вилламов и Н. С. Кленовский. Через два года Всеволожский обратился к П.И. Чайковскому , однако получил отказ – композитора совершенно не привлекал этот сюжет. В 1888 году над либретто начал работать его младший брат, Модест Ильич Чайковский, причем, создавал он его для Кленовского. Однако маэстро в итоге отказался от работы, и Всеволожский снова обратился к Петру Ильичу. На этот раз он был более настойчив, и просил не просто написать оперу, а закончить ее к новому сезону. В это время Чайковский как раз задумал покинуть Россию и погрузиться с головой в работу. Именно поэтому он ответил согласием, и отправился во Флоренцию работать.
Первые фрагменты «Пиковой дамы» появились 19 января 1890 года. Произведение было написано очень быстро – клавир оперы увидел свет 6 апреля, а партитура – уже 8 июня. Создавая свой шедевр, композитор активно изменял сюжетные линии либретто и сочинял слова к некоторым сценам. В итоге сюжет оперы приобрел ряд отличий от своего первоисточника. Повесть Пушкина преобразилась в стихотворное полотно, очень органично вобравшее в себя стихи других поэтов – Г.Р. Державина, П.М. Карабанова, К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского. Изменились и главные герои произведения. Так, Лиза из бедной воспитанницы зажиточной Графини превратилась в ее внучку. Пушкинский Германн был родом из немцев, а вот у Чайковского об этом не упоминается ни слова. К тому же, его фамилия становится именем и теряет одну букву «н» - его зовут Герман. Будущий муж Лизы, князь Елецкий, у Александра Сергеевича отсутствует. Граф Томский в повести русского литературного гения является внуком Графини, а вот в опере – он совершенно посторонний ей человек. По-разному складывается жизнь главных персонажей – по сюжету книги Герман теряет рассудок и отправляется в больницу, Лиза забывает о нем и вступает в брак с другим. В опере же влюбленные погибают. Ну и наконец, время действия этой трагической истории также изменено – в первоисточнике события разворачиваются во времена Александра I, а вот в его музыкальной версии – в эпоху правления императрицы Екатерины II.
Первое представление оперы свершилось в Мариинском театре 19 декабря 1890 года, дирижировал в этот вечер был Э. Направник. Чайковский активно участвовал в подготовке премьеры. Петр Ильич предполагал, что успех будет невероятным, и он не ошибся. Публика требовала повторения отдельных номеров на бис, а композитора вызывали на сцену бесчисленное количество раз. И даже тот факт, что произведение Пушкина было так сильно переосмыслено, совсем не смутил даже рьяных «пушкинистов» – они аплодировали русскому гению стоя.
История постановок
Через 12 дней после премьерного показа «Пиковая дама» с не меньшим успехом прошла в Киеве. А вот в Москве, в Большом театре, оперу увидели только в начале ноября 1891 года. После этого оперный шедевр Петра Ильича стал появляться в европейских и американских театральных сценах. Первой страной, которая показала оперу, стала Чехия – случилось это осенью 1892 года. Через четыре года «Пиковая дама» покорила и Венскую государственную оперу. В 1910 году спектакль поставили в Нью-Йорке. В Великобританию опера была привезена в 1915 году и поставлена в Лондоне.
Все эти спектакли, хоть и были показаны на разных языках, в целом были трактованы режиссерами-постановщиками в классическом ключе. Однако нашлись и те смельчаки, которые пытались вернуть сюжет к повести. Среди таковых можно назвать постановку 1935 года, руководил которой В. Мейерхольд. В этом варианте, показанном на сцене Малого оперного театра, было совсем другое либретто, иное место действия и отсутствовала любовная линия. Однако долго эта постановка на сцене не продержалась.
«Пиковая Дама » и на сегодняшний день остается одним из самых совершенных образцов своего жанра в мировой оперной классике. Благодаря своей невероятной глубине, захватывающему содержанию, красивейшей музыке и мистической ауре, эта опера уже более 120 лет живет на сценах мировых театров, раз за разом покоряя зрителей. Кроме того, она продолжает занимать умы исследователей по всей планете, ведь в ней до сих пор осталось множество неразгаданных тайн и нерасшифрованных символов.
П.И. Чайковский «Пиковая дама»
Знаменитая опера Чайковского в формате иммерсивного спектакля. В Международный день театра, 27 марта, билеты на спектакль по специальной цене: стандартные - 5900 р. вместо 10000 р., билет в ложу - 25000 р. вместо 33000 р.
Классическая опера впервые предстает в иммерсивном формате - зрители полностью погружаются в драматическое действие бессмертных произведений Александра Пушкина и Петра Чайковского. Старинную усадьбу Гончаровых-Филипповых наполняет живая музыка в исполнении солистов ведущих московских театров, хора и оркестра из 30 музыкантов. Зрителей во время таинственного путешествия сопровождают танцоры балета и актеры, а гидом в мир азарта, страстей и неумолимой судьбы стал Александр Пушкин.
Творческая команда во главе с режиссером Александром Легчаковым, хореографом Олегом Глушковым, дирижером Андреем Рейном, сценографом Полиной Бахтиной, композитором Николой Мельниковым, продюсерами Алексеем Лысовым, Андреем Исповедниковым и Владом Давыдовым и креативной лабораторией Troyka Multiart работала над постановкой два года.
«Премьера нашей «Пиковой дамы» состоялась в мировой оперной столице – Москве, это огромная честь для нас. Опера - сложный синтетический жанр, соединяющий музыку, литературу, танец, живопись и театр, - рассказывает режиссер спектакля Александр Легчаков. - В нашей постановке зритель выходит на авансцену и оказывается на расстоянии вытянутой руки от героев».
Одним из главных источников вдохновения режиссер оперы-променад Александр Легчаков называет «Пиковую даму» Всеволода Мейерхольда, поставленную в Малом оперном театре Ленинграда (МАЛАГОТ) - ныне Михайловском театре. В 1935 году режиссер-новатор смело обошелся с классическим либретто Модеста Чайковского, максимально приблизил спектакль к оригинальному сюжету Пушкина и взял на роль Германа не оперного певца, а актера В опере-променад на первый план также вышли темы игры, фортуны и неотвратимого рока. Каждый спектакль посетят лишь 54 зрителя, по числу карт в полной французской колоде, а перед началом основного действия все участники пройдут обряд посвящения в члены тайного общества. В новой «Пиковой даме» музыка в исполнении живого оркестра, хора и солистов искусно переплетена с драматической игрой актеров Мастерской Дмитрия Брусникина и современной хореографией Олега Глушкова - в каждом спектакле задействовано более 70 исполнителей.
«У нас сложилась потрясающая творческая команда, - говорит продюсер проекта Андрей Исповедников. - Мы рады, что постановка вызвала огромный интерес со стороны профессионального сообщества. В кастинге участвовали более сотни потрясающих артистов». Одним из исполнителей партии Германна стал российский певец, музыкант, композитор Петр Налич. В 2015 году певец с отличием закончил Российскую академию музыки имени Гнесиных по специальности «Академическое пение», класс профессора Валентины Левко. В оперном театре-студии Юрия Сперанского Налич исполнял партии Рудольфа в «Богеме» Джакомо Пуччини, Тамино в «Волшебной флейте» и Дона Базилио в «Свадьбе Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта и Ленского в «Евгении Онегине». Музыку Петра Чайковского дополняют произведения неоклассика Николы Мельникова. Молодой композитор, чей дебютный альбом #22 входит в топ-100 самых скачиваемых записей на iTunes, является экспертом в совмещении классической музыки и современного видео-арта, за который отвечают сценограф Полина Бахтина и специалисты студии Radugadesign.
«В новой «Пиковой даме» зритель не является сторонним наблюдателем, а непосредственно погружается в действие, - комментирует креативный директор студии Radugadesign Иван Нефёдкин. - Мультимедийные декорации гармонично дополняют пространство старинной дворянской усадьбы, приглашая аудиторию в мир иллюзий, на тонком уровне соприкасающийся с реальностью».
Отправить другуОтзывы о «Пиковая дама»
«Пиковая дама» в иммерсивном формате это:
спектакль, в котором атмосфера мрачной таинственности охватывает вас с номерка в гардеробе;
не опера Чайковского ни по тексту, ни по эстетике, ни по звуку;
действо, в котором зритель проходит через обряд посвящения;
спектакль, переполненный масонской символикой;
спектакль, начало которого вызывает аллюзии с фильмом С. Кубрика «С широко закрытыми глазами»;
атмосфера, которую можно увидеть, услышать, почувствовать кожей, уловить ее запах, а кому повезет – и ощутить на кончике языка в пузырьках шампанского;
представление с многообещающим началом, интересной серединой и скомканным концом;
спектакль, в котором передает привет Панночка из гоголевского «Вия»;
постановка, где интересные идеи и мультимедийные находки соседствуют с оперными режиссерскими штампами;
спектакль, где хочется убрать невыносимо громкую подзвучку солистов;
театральное действо, где вы настолько близко находитесь к артистами, что можете уловить запах коньяка из бокала проходящего мимо персонажа;
спектакль, который хочется порекомендовать друзьям, но с одной оговоркой: если вас устраивает цена билетов;
спектакль, по окончании которого остается только догадываться, выдержали ли зрители-неофиты все испытания обряда посвящения, и что об этом может свидетельствовать? Уж не селфи ли в компании воскресших Графини, Лизы и вечно живого Томского?
Премьера новой постановки оперы «Пиковая дама» в Московском музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко состоялась 6 ноября 2016 года, в день смерти П.И. Чайковского
. Надо ли напоминать сюжет оперы, основой которой послужила одноименная повесть А.С. Пушкина?
Бедный молодой офицер Герман влюблен в прекрасную незнакомку. Вскоре он узнает, что она внучка богатой старой графини Лиза, и совсем скоро она станет законной супругой князя Елецкого. Друг Германа, граф Томский, сообщает ему, что старуха много лет назад в Париже узнала от графа Сен-Жермена секрет «трех карт», благодаря которому она когда-то смогла отыграться и вернуть карточный проигрыш.
Лиза воспылала взаимными чувствами к офицеру. Герман мечтает разбогатеть, чтобы жениться на возлюбленной. Помочь ему может карточный секрет графини. Чтобы узнать его, он ночью пробирается в спальню к старухе, но хозяйка, испугавшись незваного гостя с пистолетом, умирает и уносит секрет с собой. Правда, вскоре обезумевшему Герману явится призрак графини и произнесет названия трех карт: тройка, семерка, туз. Призрак попросит офицера взять Лизу в жены. Лиза дожидается Германа на набережной. Молодой человек бежит на встречу, но движет им уже не любовь, а азарт. Лиза наконец-то понимает, что он виновен в смерти графини. В отчаянии девушка бросается в реку. Герман же приходит в игорный дом, ставит на тройку и семерку и дважды выигрывает. В третьей игре его противником становится князь Елецкий. Герман собирается поставить на туза, но вместо него в его руке оказывается дама пик. Осыпав графиню проклятиями, офицер стреляется.
Спектакль наделал много шума даже в привыкшей ко всему Москве. Действие из века девятнадцатого перенесено в начало двадцатого, в период Первой мировой войны. По мнению режиссера-постановщика «Пиковой дамы» Александра Тителя, эта опера ближе к Серебряному веку и декадансу, чем ко временам Пушкин а. Отсюда и своеобразная стилистика постановки. Минимализм сценографии, костюмы предвоенной эпохи, мальчики-солдаты, сестры милосердия - все вместе это передает ощущение надвигающейся катастрофы. И сам Петербург - как город-символ конца империи.
Центральная фигура Германа проходит сквозь весь спектакль и разрушает все на своем пути. Очень интересны новые образы графини (отнюдь не древней старухи), Лизы и ее подруги Полины. Есть несколько составов исполнителей, и все, без исключения, прекрасно справляются с поставленной режиссером задачей. А воплощенная идея режиссера Александра Тителя, более 25 лет проработавшего в МАМТе, достойна внимания.
На спектакль «Пиковая дама» необходимо сходить. Будет интересно. Окажется новизна постановки по душе или нет, судить вам..
И еще интересное совпадение: МАМТ расположен в здании, бывшей ранее господской усадьбой Салтыковых. Сестра Натальи Петровны Голицыной (прототипа графини) Дарья Петровна была замужем за одним из владельцев особняка - Иваном Петровичем Салтыковым. Так что настоящая графиня могла бывать в доме театра...
Продолжительность спектакля - три часа 10 минут (один антракт).
Премьера спектакля состоялась 6 ноября 2016 года.
Композитор - Петр Чайковский
Либретто - Модест Чайковский
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик - Александр Лазарев
Режиссер-постановщик - Александр Титель
Режиссер по пластике - Игорь Ясулович
Художник-постановщик - Сергей Бархин
Художник по костюмам - Мария Данилова
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Хореограф - Индра Рейнхольде
Главный хормейстер - Станислав Лыков
Действующие лица и исполнители:
Герман - Николай Ерохин, Нажмиддин Мавлянов
Граф Томский - Антон Зараев, Петр Соколов, Алексей Шишляев
Князь Елецкий - Евгений Качуровский, Станислав Ли
Чекалинский - Сергей Балашов, Валерий Микицкий
Графиня Наталья Владимирская -Елена Заремба, Оксана Корниевская
Лиза - Елена Безгодкова, Елена Гусева, Ксения Мусланова
Полина - Лариса Андреева, Ксения Дудникова, Наталья Зимина
и другие.
Малый театр приглашает всех ценителей классики и любителей современного искусства на спектакль «Пиковая дама». Эта постановка является одной из визитных карточек театра, поэтому каждый показ проходит с аншлагом и сопровождается бурными зрительскими овациями. Это не дословный пересказ хрестоматийного произведения, а современная режиссерская интерпретация, которая придётся по душе даже самому искушенному театралу.
Спектакль «Пиковая дама» - старинная история в современной трактовке
Спектакль «Пиковая дама» не нуждается в дополнительной рекламе, поскольку его создатель за основу взял произведение великого русского гения Пушкина. В спектакле по мотивам одноименного литературного шедевра мистический триллер переплетается с любовными перипетиями, а старинная и всем до боли знакомая история обретает иной смысл и современное звучание.
«Пиковая дама» 2019- это захватывающий сюжет, красочные декорации, живые монологи и ироничные сцены. Скучать точно не придется! Тем более, что в постановке задействованы такие блестящие артисты как Вера Васильева, Владимир Сафронов, Борис Клюев, Василий Зотов, Сергей Видинеев и многие другие.
Автором «Пиковой дамы» в Малом театре является народный артист России Андрей Альбертович Житинкин. Его работы «Милый друг», «Идеальный муж», «Калигула», «Анна Каренина», «Портрет Дориана Грея» высоко ценятся в театральных кругах и получают множество положительных отзывов у именитых критиков.
Как купить билеты на спектакль «Пиковая дама» в Малом театре
Билеты на «Пиковую даму» можно приобрести не только в кассах Малого театра, но и в режиме онлайн или по телефону. Позвоните в наш колл-центр и сообщите оператору, сколько контрамарок вы хотели бы получить. Если не можете самостоятельно определиться с выбором сектора в зрительном зале, не отчаивайтесь, ведь наши менеджеры - это не просто сотрудники, а квалифицированные специалисты, которые с радостью подберут лучшие места и ответят на любые вопросы относительно предстоящего мероприятия.
Среди других наших преимуществ можно отметить следующие:
- Бесплатная курьерская доставка практически в любую точку Москвы и Санкт-Петербурга.
- Доступные цены и гарантия подлинности каждого электронного и бумажного образца.
- Для больших компаний у нас действуют хорошие скидки. Также вы можете приобрести контрамарки по сниженной стоимости, если станете нашим постоянным клиентом.
- Удобная и безопасная оплата одним из наиболее подходящих вариантов: банковской картой, переводом, безналом и даже электронными деньгами.
- Широкий выбор мест и неограниченное количество билетов в одни руки.
- Многолетний опыт работы, высокий уровень обслуживания, индивидуальный подход и предоставление персонального менеджера.
Приходите на спектакль «Пиковая дама» и насладитесь потрясающей музыкой, прекрасной поэзией и невероятной актерской игрой! Заказывайте билеты уже сейчас, чтобы успеть занять лучшие места.